Функций прокуратуры российской федерации является. Основные функции органов прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации – совокупность органов, осуществляющих деятельность по надзору за соблюдением действующего законодательства. Все они призваны упрочнить законность и равенство. Также, осуществляя основные функции прокуратуры, регламентированные законодательством, эти учреждения обеспечивают соблюдение человеческих прав, оберегают общественные и государственные интересы.

Система

В систему органов прокуратуры входят несколько учреждений. Их перечень приведен ниже.

  1. Генеральная прокуратура России.
  2. Органы прокуратуры субъектов (городские, районные).
  3. Учреждения научного и образовательного характера.
  4. Иные специальные органы и военные прокуратуры.
  5. Следственный комитет, включающий в себя наличие специализированных управлений.

Принципы работы

Прокуратура в своей деятельности руководствуется основными принципами. Что это такое? Принципы прокуратуры - основополагающее начало, определяющее главные стороны, признаки и существующие условия, предъявляемые органам для регулирования их деятельности. Рассмотрим их более подробно.

  • Принцип законности является главенствующим основополагающим началом. Он обеспечивает деятельность и организацию работы комитетов прокуратуры. Все основано на соблюдении законодательства.
  • Принцип централизации отвечает за единство системы учреждений и органов прокуратуры. Также он обеспечивает их иерархичность по отношению друг к другу.
  • Принцип независимости состоит в том, что принятие решений и совершение действий сотрудниками основаны на их собственных убеждениях, и они руководствуются в своей деятельности нормативно-правовыми актами. Влияние на органы прокуратуры в отношении их работы и ее результата влечет установленную законодательством ответственность.
  • Принцип гласности или открытости обеспечивает доступность информации для обычных граждан и средств, через которые она поступает в массы. Он должен осуществляться таким образом, чтобы это не противоречило законодательству и не наносило вреда репутации органов прокуратуры и их сотрудников.
  • Принцип единства . Название говорит само за себя. Он обеспечивает единство всех органов прокуратуры, составляющих общую систему, руководствующуюся в своей деятельности основами законодательства РФ.
  • Принцип внепартийности работников прокуратуры . Это правило означает запрет для сотрудников быть членами политических организаций.

Основная функция органов прокуратуры

Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями. Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования. Они носят информационно-правовой характер. Опротестовывая незаконный нормативно-правовой акт, прокуратура требует у органа управления, который принял это решение, выполнить необходимые действия по существу установленных ею нарушений и обстоятельств, им способствовавших.

Иные функции

К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.

Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.

Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой. В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.

Функции Генеральной прокуратуры

В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.

  • Ведение надзора.
  • Сотрудничество с государствами, организациями международного уровня и другими органами.
  • Налаживание контактов с вышеуказанными учреждениями.
  • Принятие соглашений, способствующих оказанию правовой помощи и борьбе с преступностью.
  • Выпуск определенных изданий.
  • Оказание содействия в разработке международных договоров и других правовых актов.
  • Оперативное управление объектами хозяйственного и социально-бытового назначения, имеющимися в ведении Генеральной прокуратуры.

Функции прокурора в уголовном процессе

Прокурором является должностное лицо. В его компетенцию входит осуществление уголовного преследования, надзор за процессуальными действиями и поддержание обвинения в суде.

Условно функции прокуратуры можно разделить на две самостоятельных ветви. Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти.

Обязанности

В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

В обязанности прокуратуры входит осуществление мер пресечения и предупреждения возможных нарушений, возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые нарушили закон. Также этот орган осуществляет контроль над деятельностью территориальных и специализированных прокуратур; координирует работу по борьбе с преступностью; проводит экспертизы правовых актов с целью выявления коррупционных факторов.

Ограничения и запреты для работников прокуратуры

Основные принципы, обязанности, функции прокуратуры и ее работников дополнены ограничениями и запретами по отношению к ним. Рассмотрим их.

  • Прокурорские работники не имеют права являться членами созданных для политических целей различных общественных объединений.
  • Заниматься иной оплачиваемой или не приносящей прибыль деятельностью одновременно с основной работой (за исключением преподавательской, творческой и научной).

Уже привычную всем систему государственной власти нельзя было бы считать полной без такого контролирующего органа, как прокуратура. Что такое прокуратура? В чем заключаются ее основные функции и полномочия? Что именно контролирует этот орган? В этой статье рассмотрим эти и другие вопросы.

Понятие

Прокуратурой называют единую систему федеральных органов, которая от имени государства реализует надзор за соблюдением законов РФ, защищает права и свободу граждан, а также исполняет другие функции, установленные законодательством страны.

Данная власть и общая деятельность прокуратуры определены законом «О прокуратуре РФ». Данная система власти является военизированной организацией. Здесь предусмотрена правоохранительная, военная, гражданская госслужба. К тому же прокуратура не относится ни к одной из известных ветвей власти, осуществляя свою деятельность независимо от них.

Одним словом, что такое закон и порядок нашей страны.

Немного истории

Впервые о прокуратуре как об органе, представляющем интересы государства, услышали в 1302 г. во Франции. Прокурор являлся глазами короля, и с его помощью последний мог управлять страной и контролировать в ней все происходящее.

В России прокуратура была учреждена Петром 1, тремя его указами. Прокурор не имел решающего голоса, он лишь наблюдал за производством и исполнением дел. Это и отличало эту от других видов госдеятельности. Следовательно, работа прокуратуры носила сугубо надзирательский характер, а деятельность прокурора сводилась к наблюдению за деятельностью Сената и исполнению всех указов императора.

Полномочия

Полномочия прокуратуры заключаются в следующем:

  1. Надзор за выполнением законодательных норм.
  2. Контроль федеральных министерств и ведомств, исполнительных и законодательных органов, органов контроля, самоуправления и военного управления.
  3. Контроль за соблюдением прав граждан.
  4. Контроль органов, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие, дознание.
  5. Контроль за выполнением законодательных норм административными органами и учреждениями, исполняющими наказание, а также применяющими принудительные меры в виде содержания задержанных и заключенных.
  6. Вынесение определений на судебные постановления, которые противоречат закону.
  7. Решение письменных обращений лиц, как юридических, так и физических, которые содержат сведения о нарушении закона.
  8. за совершенные преступления.
  9. Организация работы органов по борьбе с преступностью.

Помимо этого, в полномочия прокуратуры, и прокурора в частности, входит:

  • При предъявлении документа входить на территории указанных в законе помещений, проверять документы и материалы на соответствие закону.
  • Просить у руководителей и иных лиц предъявления к проверке документов и материалов, проводить проверки по поступившим жалобам.
  • Приглашать граждан для объяснений причин нарушений закона.

Прокуратура области, города или района может:

  • На законных основаниях возбуждать производство, требовать привлечения лиц к ответственности, а также предостерегать о недопустимости нарушения законов.
  • При установлении нарушения:

Структура

Рассмотрим, что такое прокуратура и какова ее структура. Прокуратура - централизованная система органов, где нижестоящие чины подчиняются генеральному прокурору РФ. Система прокуратуры представляет собой следующую лестницу:

  • Генеральная прокуратура.
  • Академия генеральной прокуратуры.
  • Прокуратура субъектов.
  • Прокуратура области, города, района и т.д.
  • Транспортная, природоохранная, пенитенциарная прокуратура.
  • Научные, учебные организации.
  • Печатные издания прокуратуры.

Все действия, которые осуществляются органами прокуратуры, выполняются генеральным прокурором. В свою очередь, генерального прокурора освобождает от должности или назначает на нее Совет Федерации.

Ответственность и правовой статус сотрудников

Сотрудники прокуратуры также могут понести наказание за бездействие или неисполнение своих обязательств. Различают следующие виды наказаний:

  • выговор;
  • замечание;
  • строгий выговор;
  • понижение в чине;
  • лишение нагрудных знаков;
  • предупреждение о ;
  • увольнение.

Для того чтобы работать в органах прокуратуры, необходимо:

  1. Наличие российского гражданства.
  2. Отсутствие иного гражданства.
  3. Присутствие деловых, профессиональных, моральных качеств.
  4. Пригодность к службе в органах прокуратуры (по состоянию здоровья).
  5. Отсутствие судимостей.
  6. Обязательная дееспособность.
  7. Отсутствие судебного решения о запрете данному лицу заниматься государственной службой.

Обращение в прокуратуру

Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написать заявление с указанием выявленных нарушений. Но обращение в прокуратуру может оставаться без рассмотрения, если:

  • Заявление лишено смысла.
  • Написано официальное письмо о прекращении переписки с лицом.
  • Заявление уже подавалось, и на него был дан ответ.
  • Заявление содержит нецензурные выражения.

После того как сотрудник прокуратуры рассмотрит заявление гражданина, может быть принято следующее:

  • Удовлетворение обращения и реакция органов.
  • Отклонение обращения.
  • Дача разъяснения.
  • Направление обращения в другие органы.

Прокурорский надзор

Исходя из определения, что такое прокуратура, можно сказать, что главной ее деятельностью является надзор.

Прокурорский надзор направлен на предупреждение, профилактику и пресечение противозаконных действий, восстановление прав и привлечение лиц к ответственности.

Учитывая закон «О прокуратуре», выделяют следующие виды надзора:

  1. За выполнением закона министерствами, комитетами, службами и другими органами власти.
  2. За соблюдением прав граждан.
  3. За выполнением закона органами, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную работу.
  4. За выполнением работы приставами.
  5. За следованием законам органов, применяющих меры наказания, назначенные судом.

Закон «О прокуратуре» регламентирует следующие законодательные акты, которые непосредственно связаны с деятельностью прокуратуры:

  • Ст.23 «Протест прокурора».
  • Ст.24 «Представление прокурора».
  • Ст.25 «Постановление прокурора».
  • Ст.25.1 «Предостережение о недопустимости нарушения закона».

Участвует ли прокуратура в судах?

Согласно законодательству, сотрудники прокуратуры принимают участие в судебных разбирательствах в следующих случаях:

  1. Когда участие прокурора требуется для защиты прав гражданина, а также для охраны интересов общества или государства. Прокурор имеет право в данном случае обратиться в суд самостоятельно или присоединиться к судебным тяжбам на любой стадии.
  2. Когда идут заседания в Верховном суде или Высшем Арбитражном суде. В данном случае участие может принимать генеральный прокурор.
  3. Когда нарушены конституционные права и свободы человека. Имеет место быть обращение генерального прокурора в КС России.

Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:

– верховенства закона;

– единства и укрепления законности;

– защиты прав и свобод человека и гражданина;

– охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.

Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);

5) надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

– уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

– участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

– рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;

– координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;

– участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;

– издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

Место и роль прокуратуры в государственном механизме находят свою реализацию в ее функциях. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит перечень основных функций прокуратуры (п. 2 ст. 1), которые в методологическом плане могут быть разделены на две группы: надзор за исполнением законов и иные направления деятельности.

Надзор за исполнением законов - главное направление деятельности прокуратуры. С его помощью решается широкий круг задач прокурорской деятельности: соблюдение Конституции РФ, исполнение действующих на территории страны законов, обеспечение единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства. В зависимости от субъектов и характера тех общественных отношений, в сфере которых осуществляется надзор прокуратурой за исполнением законов, можно выделить определенные отрасли прокурорского надзора.

Надзор за исполнением закона органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и иными органами, негосударственными структурами (общий надзор).

Предмет надзора - исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения, где проводится проверка, требовать от должностных лиц предоставления,необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. В случае установления таких фактов прокурор вправе освободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Актами прокурорского реагирования на нарушение закона являются протест, представление, предостережение и постановление.

Протест приносится напротиворечащий закону правовой акт в орган или должностному лицу которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или путем обращения с заявлением в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. О результате рассмотрения в письменной форме уведомляется прокурор.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и принять меры, исключающие их повторение. Срок рассмотрения представления - один месяц, о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Предостережение объявляется прокурором в письменном виде должностному лицу в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится прокурором исходя из характера нарушения закона должностным лицом и рас сматривается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в установленном законом порядке.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, имеет целью соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений я сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Эта отрасль надзора в значительной мере связана с деятельностью органов Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, таможенных служб и некоторых других ведомств. На этом сложном и остром участке нередко затрагиваются права и свободы человека, поэтому деятельность прокурорадолжна быть эффективным средством противодействия возможным нарушениям и его полно.мочия включают не только те, о которых шла речь выше, но и другие, непосредственно связанные с работой правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступт лений.

При осуществлении надзора за проведением оперативно-розыскных действий в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскных действиях в Российской Федерации» по требованию прокурора ему представляются служебные документы, учетно-регистрационные материалы и ведомственные акты, регламентирующие порядок проведения соответствующих мероприятий. Оценивая законность этого вида государственной деятельности в связи с поступившей жалобой или в порядке плановой проверки, прокурор в рамках своих полномочий без вмешательства в тактику проведения оперативных мероприятий и использования сил и средств принимает решение.

Его решение затрагивает вопросы соблюдения закона, т.е. наличия оснований для проведения соответствующих мероприятий, соблюдения порядка получения разрешения на их проведение и способа их реализации. Прокурор вправе опротестовывать незаконные решения руководителей соответствующих органов, вносить представление об устранении допущенных нарушений, требовать отстранения провинившихся от оперативной работы в случаях наруше- J ния ими закона. При обнаружении признаков преступления решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определяются уголовно-процессуальным законодательством. Эти полномочия можно разделить на обязанность прокурора выявлять полноту регистрации уголовных правонарушений и обеспечения законности при проведении дознания и предварительного следствия.

Проверяя полнотурегистрации сообщений и заявлений о совершенных преступлениях, прокурор сопоставляет данные регистрации дежурных частей милиции с жалобами граждан, информацией медицинских и страховых учреждений, а также оценивает законность принятых решений об отказе в возбуждении уголовных дел.

Надзирая за законностью деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, прокурор вправе давать обязательные для исполнения указания; отменять любые незаконные постановления дознавателей и следователей, возвращать дела для дополнительного расследования, отстранять от дальнейшей работы по делу следователей или дознавателей, допустивших нарушение закона.

Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу ставит целью решение двух задач:

    установления законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказаниеи меры принудительного характера, назначаемые судом;

    соблюдения установленных законодательством РФ прав иобязанностей задержанньгх, заключенных под стражу, осужденныхи лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка иусловий их содержания.

Осуществляя свои полномочия, прокурор вправе в любое время посещать места содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, и знакомиться с документами, на основании которых они помещены в соответствующие учреждения; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается); отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно осво бождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Особо следует остановиться на надзоре прокуратуры за обеспечением прав и свобод человека. ,

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

S рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

s разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

/ принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

S использует иные полномочия, предусмотренные при осуществлении общего надзора, .

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. "

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Подчеркнем, что эта важнейшая функция органов прокуратуры обеспечивается не только путем надзора за исполнением законов в сфере общего надзора, надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, а также надзора за законностью задержания, ареста и в местах лишения свободы, но и во всех иных направлениях деятельности прокуратуры, о чем пойдет речь далее.

Иные направления деятельности прокуратуры, к которым относятся участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, расследование преступлений и координация деятельности по борьбе с преступностью.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами - направление деятельности, содержание которой претерпело существенное изменение. Главное состоит в том, что прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было в недалеком прошлом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами, которые Обрели реальную независимость.

Являясь равноправной стороной судебного процесса, прокурор, вместе с тем, имеет обязанности, связанные с обеспечением законности судебной процедуры, своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголов-. ное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, вносит представление об опротестовывании приговора, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал при их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной.) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

В гражданском судопроизводстве в соответствии со ст. 45 Граж-. данского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не могут сами защищать свои права в суде, а также в защиту неограниченного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Прокурор вступает в процесс и дает заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и в некоторых других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после состязания сторон и в необходимых случаях использует свое право на принесение представления об опротестовании принятого судом решения. В случае заявления прокурором иска в интересах одной из сторон процесса он выступает как процессуальный истец с некоторыми вытекающими отсюда особенностями (иск не облагается государственной пошлиной, невозможен встречный иск и мировое соглашение).

В арбитражном судопроизводстве (ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ) прокурор вправе обратиться в суд:

^ с заявлением об оспаривании нормативных правовых и иных актов органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

s иском о признании недействительными сделок, совершенных упомянутыми выше органами публичной власти, а также унитарными предприятиями, государственными учреждениями и юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

S Иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами и юридическими лицами, перечисленными в предыдущем абзаце. Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представ-лениями"о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Расследование преступлений следователями Следственного комитета при органах прокуратуры - еще одно направление деятельности прокуратуры. Следствие производится по делам, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом РФ к их компетенции.

Особенность полномочий прокурора в этой сфере в том, что он может поручить следователю прокуратуры расследовать любое преступление альтернативной подследственности исходя из общественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников и иных обстоятельств.

Координация деятельности по борьбе с преступностью: осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему проку-

рорами. В этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание руководителей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы и Федеральной службы наркоконтроля.

В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента,РФ от 18 апреля 19% г. № 567, координация осуществляется в следующих формах:

s на основе обмена текущей информацией разрабатываются и утверждаются плацы (полугодовые, перспективные) совместных мероприятий;

S проводятся совместные выезды для согласования деятельности и оказания необходимой помощи; / создаются совместные оперативно-следственные группы; S издаются совместные приказы и указания; s организуется взаимный обмен опытом работы и некоторые

другие мероприятия.

\ Для достижения целей координации мер по борьбе с преступностью используются материалы судебной практики и иные допустимые законом меры взаимодействия с судом.

Вопросы и задания для обсуждения

    Назовите основные исторические этапы развития прокуратуры в России.

    В чем назначение прокурорского надзора?

    Какие принципы определяют организацию и деятельностьорганов прокуратуры?

    Каковы требования к кадрам органов прокуратуры?

    Какими нормативными актами регулируется организация идеятельность органов прокуратуры?

    Опишите систему органов прокуратуры.

    Перечислите основные функции прокуратуры.

    Назовите отрасли прокурорского надзора.

    В чем заключается участие прокурора при рассмотрении делсудами?

    В чем состоит координационная деятельность прокуратуры по борьбе с преступностью?

О

ГЛАВА

РГАНЫ ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ

  1. Функции, осуществляемые прокуратурой, их содержание. Соотношение функций, отраслей прокурорского надзора и направлений деятельности прокуратуры

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры. Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений. Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению. Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления. Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

Функции органов прокуратуры.

Функции прокуратуры – виды деятельности прокуратуры, которые предопределяются социальным предназначениям прокуратуры, выраженным в ее задачах, и характеризуются определенным предметом ведения, направленным на решение этих задач и требующие использование присущих им полномочий и правовых средств.

Отрасли прокурорского надзора – отдельные области реализации надзорной функции прокуратуры характеризующиеся определенной сферой правоотношений.

Основные направления деятельности – определяются Генеральным прокурорам и обеспечивают приоритетное направление реализации той или иной отрасли прокурорского надзора в зависимости от состояния законности и правопорядка РФ

Функции прокуратуры:

1 прокурорский надзор;

2 иные функции: уголовное преследование; участие в правотворческой деятельности; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в рассмотрении дел судами; международное сотрудничество.

Отрасли прокурорского надзора:

1 надзор за исполнением законов (экологического законодательства, о труде)

2 надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3 надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД, дознание, предварительное следствие

4. надзор за исполнением законов судебными приставами

5 надзор за исполнением законов органами исполняющими уголовное наказание, администрациями мест содержания задержанных, т.е. органами уголовно-исполнительной системы.