О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Закупки в электронной форме

Также мы подробно рассказали о самых важных нововведениях, добавленных в этом году.

223-ФЗ ориентирован не на всех участников, а только на некоторых из них. Он вступил в силу 20.06.2011 и обязывает заказчика разработать и утвердить положение о закупках в соответствии с нормами закона.

Какие еще требования предъявляются к организатору? Какой должна быть тендерная документация и конкретно — положение о закупках? На какие категории юридических лиц распространяется действие закона? На все эти вопросы поможет ответить эта статья.

ФЗ-223 о закупках в последней редакции

Самые важные пункты:

По ФЗ-223 организатор закупки может самостоятельно выбрать любые конкурентные способы, но обязательно включить в положение о торгах аукцион и конкурс. Торги, на которые не распространяется действие данного закона перечислены в ч. 4, ст. 1 закона (купля-продажа ценных бумаг и валюты, военные закупки и т.д.).

Заказчики по 223-ФЗ:

Полный перечень организаций, которые должны руководствоваться нормами 223-ФЗ представлен в Ст. 1 223-ФЗ. В список входят организации, подходящие под следующие определения:

    Компании, удерживающие естественную монополию в сфере своей деятельности;

    автономные учреждения — бюджетные, обладающие большими правами, чем другие;

    государственные компании и корпорации, в том числе унитарные;

    коммунальные организации в сфере электро-, газо-, водо- и теплоснабжения и утилизации бытовых отходов;

    хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государственного участия превышает 50%.

Изменения 223-ФЗ с 2018 года

В конце 2017 года были одобрены правки к 223 Федеральному закону, которые вносят значительные изменения в работу заказчиков, поставщиков и электронных площадок.

Наиболее крупные изменения в 223 Федеральном законе в 2018 году:

Закупки будут проводиться в электронной форме, за исключением случаев предусмотренных положениями о закупках.

Все закупки буду переводиться в электронную форму, исключения представляют случаи, прямо указанные в положениях о закупках. То есть теперь заказчику необходимо точно указывать в положениях о закупке, какой вид закупок они планируют проводить в бумажном виде.

Введение специальных счетов для внесения обеспечения заявки на участие.

При проведении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение вносится на специальный банковский счет, открытый поставщиком в одном из банков, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ранее обеспечение заявки перечислялось на ЭТП. Теперь Взаимодействие между банком и электронной площадкой осуществляется напрямую.

223-ФЗ не будет регулировать закупки между взаимозависимым предприятиями и закупки заказчиков, которые зарегистрированы в иностранном государстве .

Данное нововведение позволит заказчикам проводить закупки у взаимозависимых лиц без применения 223-ФЗ. Как правило, речь идёт о закупках у единственного поставщика.

Учредители унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений имеют право разработать и утвердить типовые положения и определить круг лиц, которые обязаны ими руководствоваться.

Данные положения уточняют порядок формирования и утверждения положения о закупках. На участниках закупок по 223-ФЗ это новшество никак не отразится.

Дочерние предприятия могут присоединиться к положению о закупках материнской компании.

На практике, многие дочерние предприятия работали по положению о закупках головной организации и ранее, данная норма будет официально включена в закон.

Значительные изменения будут для участников из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ):

    все закупки с субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся только в электронной форме;

    они могут проходить только на 6 федеральных площадках (по решению Правительства РФ, какие-то из них могут быть исключены из списка для применения в 223 Федеральном законе);

    деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

    договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется)

Теперь закупки у СМП обязательно проводятся в электронной форме, способы определения поставщика для субъектов СМП исчерпывающие: по аналогии с 44-ФЗ это конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме или запрос предложений в электронной форме. Конкурентные закупки для СМП проводятся на 6 площадках утвержденных для 44-ФЗ. В соответствии с нововведениями 44-ФЗ, теперь деньги в качестве обеспечения заявок вносятся не на счет на площадке, а на счет в банке, перечень которых утвержден Правительство РФ.

При использовании в описании предмета закупки указания на товарный знак, заказчик обязан использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев, предусмотренных законом.

Заказчик теряет возможность закупать товар конкретного производителя и с конкретным товарным знаком, по аналогии с 44-ФЗ.

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Теперь вне зависимости от положения о закупках, заказчик не вправе отменить закупку после окончания подачи заявок. Теперь он может отменить закупку только до срока окончания подачи заявок. Полезное для участников нововведение, особенно в случае, если закупка проходит на площадке, на которой установлено платное участие (необходимо оплатить тариф). Теперь участник не теряет денежные средства в случае, если заказчик решил после окончания подачи заявок отменить закупку.

Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки

Теперь заказчик обязан принимать решение о допуске/недопуске, а также подводить итоги закупок коллегиально, с обязательным созданием комиссии по рассмотрению закупки.

Извещение о проведении конкурса и аукциона публикуется за 15 дней до окончания приема заявок; извещение о запросе котировок — за 5 рабочих дней; извещение о проведении запроса предложений — за 7 рабочих дней.

Для закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства другие сроки:

Конкурсы и аукционы:

    при НМЦК до 30 млн. руб, не менее 7 дней;

    при НМЦК более 30 млн руб, за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.)

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.)

Ранее 223-ФЗ предусматривал обязательное проведение закупок в форме аукционов или конкурсов. С 2018 года законодатель утвердил аналогичные 44-ФЗ формы: запрос предложений и запрос котировок, а также установил сроки размещения таких закупок. Теперь конкурсы и аукционы публикуются за 15 дней, запрос котировок — за 5 рабочих дней, запрос предложений — за 7 рабочих дней.

Заказчик не может установить требование о внесении обеспечения заявки, если НМЦК менее 5 млн. руб. Если цена договора более 5 млн руб, то обеспечение заявки не может превышать 5% от НМЦК.

Данное новшество значительно упростит участие в закупках, исключает дополнительные расходы.

Организаторы закупок вправе создавать корпоративные информационные системы, которые будут взаимодействовать с ЕИС.

Данное нововведение скорее будет полезно для заказчиков, достаточно будет внести информацию в свою внутреннюю информационную систему, чтобы информация сразу поступила в ЕИС.

С полным списком изменений, вступающих в силу в 2018 году, Вы можете ознакомиться .

Видеообзор изменений 223 ФЗ в 2018 году

Скачать 223-ФЗ в последней редакции

Если у вас возникнут вопросы по участию в торгах по федеральному закону 223, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам, которые помогут вам в любой ситуации, возникшей в ходе аукциона.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения, федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального бюджетного учреждения, муниципального автономного учреждения, осуществляющие полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия, либо иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией орган вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить соответственно бюджетные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные бюджетные учреждения, автономные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.

2.2. В типовом положении о закупке определяется в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением.

2.3. Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

1) порядок подготовки и (или) осуществления закупки;

2) способы закупок и условия их применения;

3) срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.4. Типовое положение о закупке должно предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2.5. Типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившими его соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке.

2.6. В случае внесения изменений в типовое положение о закупке такие изменения обязательны для применения соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с типовым положением о закупке.

2.7. Изменения, внесенные в типовое положение о закупке, подлежат размещению в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений. При размещении изменений, внесенных в типовое положение о закупке, указывается срок, в течение которого соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое положение о закупке. При этом такой срок не может составлять менее пятнадцати дней с даты размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в типовое положение о закупке.

3. Положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;

5) общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества;

6) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение;

7) наблюдательным советом публично-правовой компании в случае, если заказчиком выступает публично-правовая компания.

4. Органы управления юридических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, вправе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, принять решение о присоединении данного юридического лица к положению о закупке, утвержденному органом управления юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 3 настоящей статьи. Такое решение размещается в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

5. В случае внесения изменений в положение о закупке юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, размещение таких изменений в единой информационной системе в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, является основанием для присоединившегося юридического лица принять решение о присоединении к таким изменениям. Такое решение присоединившееся юридическое лицо принимает в течение пятнадцати дней с даты размещения юридическим лицом, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, изменений в положение о закупке и размещает в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

ФЗ №223 призван регламентировать порядок совершения закупки отдельными видами юридических лиц. Данный закон регулирует общие принципы ведения закупок. 223-ФЗ предполагает самостоятельную разработку заказчиком положения о закупках для собственной организации.

Согласно закону №223 в роли заказчика могут выступать:

  • организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
  • компании, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т. д.);
  • субъекты естественных монополий (газовые и нефтяные компании, РЖД и т. д.);
  • бюджетные организации, ведущие закупку на внебюджетные средства (полученные гранты, средства субподряда, собственные средства и т. п.).

В роли поставщика (участника) могут выступать как юридические, так и физические лица, включая ИП.

Электронные торги проводятся на любых ЭТП с любыми условиями участия на усмотрение заказчика. При этом заказчик вправе самостоятельно устанавливать сроки проведения закупки и выполнения заказа, потому участники тендера перед подачей заявки должны изучить Положение о закупке конкретного заказчика. Также заказчик вправе самостоятельно устанавливать размер и способ обеспечения контракта, а также изменять условия договора, предварительно согласовав их с поставщиком.

Ведение электронного аукциона

Федеральный закон №223 предусматривает два способа отбора предложений поставщиков – аукцион и конкурс, проводимые в электронной форме. Электронные аукционы проводятся в открытой либо закрытой формах. Для проведения открытого аукциона необходимо опубликовать информацию о нем в план-графике закупок заказчика на сайте госзакупки. В открытом аукционе могут принимать участие любые организации, зарегистрированные на торговой площадке. В случае ведения закрытого аукциона нет надобности публиковать информацию о нем в план-графике. Причем принимать участие в закрытом аукционе могут лишь приглашенные заказчиком компании.

В связи с этим 223-ФЗ определяет ограничения на проведение таких аукционов. Закрытый аукцион проводится в случае заключения сделки связанной с государственной тайной или в тех случаях, когда форма определения поставщика прямо предусмотрена соответствующими решениями Правительства РФ. Также заказчик может не размещать сведения о закупке, стоимость которой не превышает определенной суммы.

Правила ведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Правила ведения аукциона определяет заказчик. Аукционы допускается проводить как в один, так и в несколько этапов, если тендер ведется в отношении сложных работ, товаров или услуг. Заказчиком определяются сроки ведения аукциона. Ведение электронного тендера может осуществляться как в фиксированном периоде, так и с продлением срока аукциона за счет новых предложений поставщиков. Шаг аукциона также может быть фиксированным (определенная сумма либо процент от сделки) или нефиксированным (определенный диапазон сумм, либо диапазон процентов от сделки). При этом шаг аукциона может быть снижен.

Документация заказчика

  • Положение о закупке;
  • План закупки;
  • Извещение о закупке;
  • Сопутствующую документацию о закупке (требования к оформлению, содержанию, составу и форме заявки, а также техническое задание и прочие инструкции).

Положение о закупке – это документ, знаменующий о начале закупочной деятельности заказчика. В документе прописывается способ закупки, план ее подготовки и ведения, регламент заключения и исполнения договора, а также перечень закупаемых работ (товаров или услуг). Это положение публикуется на сайте госзакупки.

План закупки составляется сроком не менее 1 года. План размещается в открытой части сайта zakupki.gov.ru и содержит сведения о закупке и дату ее поставки (с учетом срока прохождения закупочной процедуры). Годовой план закупки разбивается на периоды: помесячно или поквартально.

Извещение о закупке формируется заказчиком в личном кабинете на zakupki.gov.ru с помощью функционала официального сайта госзакупки.

Документация о закупке, включая проект договора должны быть опубликованы в электронном виде на сайте госзакупки.

Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ

Согласно закону установление обеспечения контракта не является обязательным условием, однако, заказчик может потребовать гарантии обеспечения на свое усмотрение. На практике же принято обеспечивать контракт путем перечисления залоговой суммы на счет заказчика либо предоставлять банковскую гарантию. Все требования и способы предоставления гарантии должны быть изложены в Положении о закупке. Поскольку залог денежных средств ведет к неэффективному отвлечению финансов из компании, большинство участников электронных торгов предпочитают использовать банковскую гарантию для обеспечения контракта.

Запрос цены – это порядок определения поставщика путем принятия от участников предложений о цене. Запрос ценовых котировок представляется конкурентным способом осуществления закупки, при котором заказчик сообщает потенциальным поставщикам о потребности в товарах (услугах или работах), рассылая извещения в электронном режиме.

Запрос котировок может быть проведен в случае не слишком дорогой поставки и при условии рассылки извещения не менее чем трем поставщикам. Тендер считается состоявшимся, если заявку на участие подали три и более компании-участника. Если же тендер не состоялся, то запрос предложений начинается заново либо проводится закупка у единого поставщика при условии указания такого требования в Положении. Победитель определяется специальной комиссией, которая сопоставляет обоснованную цену и сроки осуществления заказа.

Запрос предложений

Запрос предложений создается заказчиком путем определения условий приобретения товаров (услуг или работ), их качества и требований к поставщику. Сформированный запрос рассылается участникам закупки в виде извещения. Далее заказчик получает заявки на участие в закупке от потенциальных поставщиков и проводит их рассмотрение специальной комиссией. Информация о результате проведения запроса предложений подлежит обязательной публикации на сайте заказчика в открытом доступе, после чего с победителем запроса заключается контракт.

Заказчик может оформить отказ от проведения запроса котировок или запроса предложений на любом этапе до момента заключения договора без возмещения участникам (победителю) понесенных в связи с закупочной процедурой затрат. Однако злоупотреблять таковым правом не стоит, поскольку контролирующие органы вправе требовать предоставления веских аргументов для прекращения процедуры запроса котировок или запроса предложений.

Стоит обратить внимание на то, что закон предусматривает дисциплинарную, гражданскую и административную ответственность за нарушение правил закупки. При этом штрафные санкции могут быть возложены как на участников закупки, так и на заказчика, а также их должностных лиц.

Ниже приведено полезное видео:

Согласно с 223-ФЗ, самым надежным методом обеспечить выполнение госконтракта, считается применение банковских гарантий. Являясь своего рода обязательством, а не системой взаиморасчетов между клиентом и финансовым учреждением, гарантии выступают в качестве инструмента. Его работа основана на том, что при неисполнении обязательств оговоренных контрактом, банк является гарантом, отвечающим за финансовую часть договора.

В соответствии с законом № 223-ФЗ под закупкой у единственного поставщика следует понимать способ осуществления закупок путём направления заявки одному единственному поставщику. Данная форма торгов является способом неконкурентного определения кандидата на заключение госконтракта и на практике в отношении такой процедуры могут существовать значительные коррупционные риски. Поэтому действующим законодательством накладываются существенные ограничения на возможность применение таких закупок.

Одним из самых важных вопросов, для поставщиков, планирующих стать участниками закупки по 223 Федеральному закону и организаций, выступающих в роли заказчика, является ответственность, которую они понесут в случае невыполнения своих обязательств и предусмотренные штрафы по 223 ФЗ, предусмотренные за нарушения правил проведения закупки в рамках данного закона.

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление банковской гарантии. Действующая редакция Закона 223-ФЗ не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

В отношении ряда организаций с 01.01.2012 г. в соответствии с законом 223-ФЗ устанавливается обязанность выбора поставщиков на основе тендера. Ключевым отличием данного Закона от Закона № 44-ФЗ является возможность выбора заказчиком форм осуществления закупок, а так же определение поставщика не только по критерию наименьшей стоимости, но и на основе прочих нестоимостных параметров (качество поставляемых товаров, услуг, деловая репутация, состав кадров, техническое оснащение и пр.).

Давайте разберемся, что нужно знать об обеспечении заявки для участия в аукционах, конкурсах и тендерах по 223-ФЗ. Организация разнообразных аукционов, тендеров на государственные заказы и конкурсов преследует сразу несколько целей, а именно максимально эффективное распределение бюджетных средств, обеспечение доступности к государственным (и не только заказам) большого количества организаций и физических лиц и в целях формирования прозрачного рынка закупок.

Федеральный рамочный закон 223 позволяет заказчикам самим выбирать виды конкурентных и неконкурентных процедур, которые нужны им для совершения закупок. Одним из самых известных и популярных способов закупок является запрос ценовых котировок.

Запрос предложений по Федеральному закону №223 - один из распространенных способов осуществления закупок, к которому прибегают крупные организации. Запрашивая предложения поставщиков, заказчик заранее сообщает им о своей потребности в той или иной продукции, а также приглашает потенциальных контрагентов к соревнованию за участие в закупке. Договор подписывается с поставщиком, который наиболее соответствует требованиям закупщика.

В статье расскажем о том, что делать начинающему заказчику, чтобы начать закупочную деятельность, как составить положение о закупках, какие правила и сроки учесть, а также о том, как поставщику подготовиться к первой закупке.

Закупки по 223-ФЗ простым языком для новичков

Начинающим заказчикам полезно знать, кто подпадает под действие 223-ФЗ. Об этом сказано в ст. 1 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Сюда относятся госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, работающие в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д., автономные учреждения, хозяйственные общества, доля участия государства в которых превышает 50%. Кроме того, в числе заказчиков - дочерние общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит также руководствуются бюджетные учреждения и унитарные предприятия, но при условии, что они опубликовали в ЕИС положение о закупках. Правило действует для закупочных процедур:

  • за счет грантов и субсидий;
  • за счет собственного дохода;
  • в которых БУ выступают исполнителем по контракту и привлекают третьих лиц для выполнения своих обязательств.

Кроме перечисленных юрлиц под действие 223-ФЗ подпадают федеральные унитарные предприятия, которые имеют существенное значение для обороноспособности и безопасности государства. Порядок проведения закупок заказчики устанавливают в своем положении. Закон 223-ФЗ регламентирует:

  • общие правила конкурентных закупок;
  • алгоритм проведения электронных процедур;
  • требования к закрытым закупкам;
  • требования к закупкам у едпоставщика;
  • ведение реестров договоров, недобросовестных поставщиков;
  • ведомственный контроль за деятельностью заказчиков и прочие моменты.

Документация для конкурентных закупок: что поменять в сроках, терминах и требованиях,

С чего начать

Рассмотрим план действий для начинающих заказчиков по 223-ФЗ. Необходимо последовательно пройти следующие этапы:

    1. получить электронную цифровую подпись;
    2. зарегистрироваться на официальном сайте госзакупок (ЕИС);
    3. пройти базовое обучение по ЕИС или изучить базу знаний самостоятельно;
    4. разработать и разместить положение о закупках;
    5. составить план закупок;
    6. пройти обучение закупкам по 223-ФЗ для чайников. Это можно сделать в Высшей школе госзакупок

В положении о закупках укажите:

  • способы закупки;
  • порядок проведения торгов;
  • критерии отбора заявок;
  • все сроки;
  • порядок заключения договоров;
  • порядок приемки и оплаты;
  • меры ответственности сторон;
  • порядок разрешения споров.

Читайте, что написать в положении о закупке и как опубликовать его в ЕИС,

В 223-ФЗ указаны способы конкурентных закупок: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Но заказчики могут использовать и другие, если включат их в положения. При этом стоит помнить, что некоторые товары, работы и услуги необходимо закупать только в электронной форме.

Обратите внимание, что бюджетные и автономные учреждения, МУПы, ГУПы, а также дочерние компании заказчиков должны применять типовые положения. Типовое положение о закупке по 223-ФЗ должно содержать как минимум три неизменяемые части:

  • порядок подготовки к процедуре и регламент ее проведения;
  • способы закупок и условия их применения;
  • срок заключения договора.

О том, могут ли вноситься правки в другие разделы, организация, которая разработала положение, должна указать в приказе о присоединении.

Еще один момент, о котором нужно знать начинающему заказчику: перед началом закупки необходимо создать комиссию. Делать это заказчиков обязали с 2018 года. Чем занимаются члены комиссии:

  • участвуют в подготовке извещения и документации;
  • проверяют поданные заявки на соответствие требованиям и условиям документации;
  • отвечают на запросы разъяснений документации;
  • привлекают экспертов для оценки заявок или делать это своими силами;
  • принимают решения о проведении переторжки /уторговывания;
  • проводят переговоры с участниками;
  • выбирают победителя;
  • принимают решения об отказе от процедуры и т.д.

Комиссия должна состоять минимум из 5 членов. Рекомендуется включать в состав специалистов, чья деятельность как-то связана с предметом закупки. Создать комиссию поможет рекомендация системы Госзаказ с примерами из практики заказчиков и шаблонами документов.

223-ФЗ для чайников: таблица сроков

Документ

Срок размещения в ЕИС

Положение

15 дней с момента утверждения

Изменения в положение

15 дней с даты утверждения

Извещение

20 дней до конца срока подачи заявок

Изменения в извещение

Закупочная документация

Одновременно с извещением

Разъяснения

3 дня с даты получения запроса

Протоколы

Договор после подписания

Изменения в договор

Отчетность

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным

Что изменилось для заказчиков по 223-ФЗ в 2019 году

Читайте в статье, что нового появилось в законе о закупках отдельными юрлицами и как работать по новым правилам.

Как работать на тендерах с особыми условиями. 12 интересных способов закупок по 223-ФЗ

Существуют «классические» понятные конкурсы и аукционы, но иногда можно встретить довольно экзотические наименования, типа «комплексная закупка» или «консолидированный отбор». Но не пугайтесь. Заказчик действительно имеет право предусмотреть в положении о закупке иные, помимо конкурса или аукциона, способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки любым способом - то есть как именно он проводит ее.

Просто о сложном для начинающих поставщиков по 223-ФЗ

Что делать начинающему поставщику, чтобы начать участвовать в закупках? Как и заказчикам, рекомендуем пройти базовое обучение по закупочным процедурам 223 закона, чтобы иметь представление об их правилах, типах, о порядке подачи и критериях оценки заявок и др.

Необходимо получить электронную цифровую подпись, настроить рабочее место и приступать к поиску процедур. Большинство закупок проводятся в электронной форме. Чтобы в них участвовать, необходимо получить аккредитацию на той площадке, на которой проводится закупка. Об этом можно прочитать в извещении.

Изменениями 2019 года

Далее расскажем о последних изменениях в 223-ФЗ. В частности, они коснулись обеспечения заявок - это сумма, которую участник вносит при подаче заявки, чтобы подтвердить серьезность намерений. Требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены договора.

В положении заказчики должны указать, какие способы конкурентных закупок будут использовать, а также прописать, в каких случаях применяют неконкурентные типы процедур. Все закупки в электронной форме по умолчанию. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными. Что касается конкурентных закупок среди МСП, они в обязательном порядке проводятся в электронном виде.

Указывать товарный знак и страну производства в документации заказчикам запретили. Считается, что это ограничивает конкуренцию. Если указываете ТЗ, не забудьте приписать «или эквивалент». Эту фразу можно использовать в следующих случаях:

  • товар другой марки не совместим с продукцией заказчика;
  • закупаются запасные части и расходные материалы к оборудованию определенной марки;
  • закупаются товары для исполнения госконтракта;
  • условие о товарном знаке предусмотрено международным договором, в рамках которого проводится закупка.

Важно, что разрабатывать документацию заказчики должны ко всем закупкам за исключением запроса котировок. По новым требованиям необходимо указывать цену договора или ее формулу, а также требования к участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, необходимые для участия документов.

Вложенные файлы

  • Руководство пользователя 223-ФЗ в ЕИС.pdf