Смежные права в гражданском праве. Понятие смежных прав Обладатели смежных прав

Все слышали об авторских и смежных правах, но не каждый знает, что означают эти термины. Мы каждый день сталкиваемся с их объектами либо субъектами, но не задумываемся об этом. Возможно, у некоторых возникают смежные права, но он не знает что это и как это использовать.

Что такое смежные права

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

Ст.1303 Гражданского кодекса РФ

Такие права являются исключительными. Иногда к правам исполнителя относится личное неимущественное право. Права возникают в связи с исполнением объекта авторских прав. Например, поэт написал стихотворение. Само произведение защищается авторским правом. А знаменитый певец прочитал это стихотворение на творческом вечере. Стихотворение, прочитанное певцом - объект смешных прав. И если на вечере производилась запись, то каждый, кто будет её использовать без разрешения чтеца, станет нарушителем смежных прав.

Иногда смешные права возникают в связи с исполнением произведения, на которого не распространяется защита авторского права. Например, стихотворение А.С.Пушкина. Пушкин умер в 1837 году, его произведения не охраняются авторским правом, а значит все результаты его интеллектуальной деятельности стали всеобщим достоянием. Каждый может использовать стихи по своему усмотрению, если такое использование не противоречит закону. Но если кто-то использовал стихи, как текст песни и исполнил её, то любое несанкционированное использование этой песни будет незаконным.

В некоторых случаях звуки могут не быть произведениями, но могут защищаться законами о смежных правах. Например, шум прибоя или шелест листьев на деревьях. Причём исполнять такие звуки не нужно. Достаточно сделать звукозапись. Такая звукозапись тоже может защищаться законом.

Чем отличаются от авторских

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Ст.1255 Гражданского кодекса

  • исключительное право на произведение;
  • право авторства и право автора на имя;
  • право на неприкосновенность и обнародование произведения.

ФЗ РФ и международные соглашения о смежных правах

  • Международная конвенция об охране прав исполнителей и вещательных организаций (Римская конвенция);
  • Соглашение ТРИПС;
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ);
  • Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция);
  • Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция);
  • Гражданский Кодекс РФ (Часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006).

Впервые эти права, как серьёзный аспект результатов деятельности исполнителей, рассматривались в Австрии. В 1935 году был принят закон об авторском праве, в котором целых 14 статей были посвящены смежным правам. Через 6 лет подобный закон был принят в Италии, отличалось только название. Итальянское законодательство применило термин «примыкающие права».

В 1961 году была создана Римская конвенция. Это первая конвенция, целью которой стала защита смежных прав на международном уровне. На тот момент смежные права не были признаны существенно-важными на мировом уровне, не в каждой стране был принят закон о смежных правах. И Римская конвенция пыталась вывести большинство государств на предложенный уровень. Поэтому чтобы вступить в неё, некоторым государствам пришлось принимать законы об авторских и смежных правах. Это было главным условием вступления в Римскую конвенцию. К настоящему времени в странах-участниках конвенции законы о защите смежных прав гипертрофировались. Нормы охраны смежного права, установленные конвенцией, превышены внутренними законами стран.

В 1996 году в Женеве был подписан Международный договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Один из самых крупных международных соглашений, так называемый ДИФ более подробно регламентировал защиту исполнительских прав. Причём рассматривались как имущественные, так и неимущественные права. А также важным стало рассмотрение права по отношению к цифровому виду использования и посредством телекоммуникационной сети Интернет. Так как к этому времени современные технологии начали резко набирать обороты, договор вступил в силу только в 2002 году. Однако в России это вступление произошло в 2009 году.

Что и кто является объектом или субъектом

Объектом смежного права становится воспроизведение уже существующего произведения. К объектам смежных прав относят:

  • исполнения артистов-исполнителей и дирижёров, постановки режиссёров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включённой в аудиовизуальное произведение;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по её заказу за счёт её средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

В зависимости от того, что стало объектом смежных прав, определяют их вид. Так, если объектов 5, то и видов пять. Это смежное право на исполнения, фонограммы, эфирное вещание, базы данных и произведения. Субъектом является тот, для кого наступил случай возникновения смежных прав и кто является правообладателем. К субъектам относятся:

  • исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);
  • производители фонограмм (изготовители фонограмм);
  • организации эфирного или кабельного вещания;
  • изготовители баз данных;
  • публикаторы.

Смежные права, данные исполнителям, оправданы. Некоторые произведения имеет историческую и значимую на мировом уровне, ценность. Например, старые произведения, на которых уже не распространяются авторские права. Например, переснятие старого чёрно-белого фильма. Авторство на фильм неактуально, спроса на его прокат тоже нет, а рейтинги с трансляции этого произведения падают. Единственный выход из этой ситуации - переснять фильм с использованием современных технологий и методов. Организации, которые занимаются записью исполнения, также заинтересованы в том, чтобы быть в зоне действия смежных прав. На запись и обработку тратятся ресурсы, как материальные, так и нематериальные. И, разумеется, любое неразрешённое правообладателем, использование записи несёт потери и её производителю. Например, бренд студии звукозаписи теряет в цене, а это немаловажно. Каждый производитель заинтересован в том, чтобы его товары и услуги не копировали, а покупали.

Примеры смежных прав

Всё, что вещается по радио, является объектом смежных прав. Например, прозвучавшие песни, новостные блоки, реклама и т.д. Смежные права возникают и у радиоведущих, если они в прямом эфире, например, поют или рассказывают анекдот. Запись такого анекдота нельзя транслировать другими лицами.

Пародист, исполняющий роль известного человека, тоже становится таким правообладателем. Например, Максим Галкин пародирует известных политиков (Черномырдина, Ельцина) или звёзд шоу-бизнеса (Джигурда, Билан и т.д.). В момент исполнения возникают права, смежные с авторскими. Любое использование видео или аудиозаписи такого концерта становится нарушением смежного права.

Срок действия смежных прав

Срок рассматривается с разных точек зрения. Исполнитель, чьё смежное право нарушено, может выбрать наиболее «удобный» срок для обжалования несанкционированных действий. Например, если право было нарушено по истечении срока действия в своей стране, но по международному соглашению оно ещё не истекло.

Так, Римской конвенцией установлен 20-летний срок с момента возникновения смежного права. Эта конвенция предлагает самый короткий срок, в отличие от других норм законодательства. Внутри большинства государств, входящих в конвенцию, установлены законы, рассматривающие более длительный.

Соглашение ТРИПС предусматривает 50 лет законной охраны смежного права, возникшего вследствие записи исполнения, и 20 лет после выпуска эфирного вещания. Причём эти сроки начинают отчитываться не со дня возникновения права, а начиная с конца года, в котором оно возникло. Таким образом, если государство состоит в Римской конвенции, и законы, принятые в этом государстве, удовлетворяют требования конвенции, для вступления в Соглашение ТРИПС нужно увеличить срок таких прав на национальном уровне.

Срок для исключительных смежных прав

Гражданский кодекс устанавливает порядок охраны исключительного права. Часть 4 кодекса установила следующий порядок исчисления срока действия:

  • на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю;
  • на фонограмму действует в течение всей жизни производителя фонограммы и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись;
  • на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю;
  • исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения её создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом её создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных;
  • исключительное право публикатора на произведение (к которому приравнивается программа для ЭВМ) возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Однако если исполнитель подвергся репрессиям, но позже реабилитирован (посмертно), то срок действия права автоматически продлевается. В таких случаях 50 лет начинают отсчитываться с января-месяца следующего года после реабилитации. Такое же автоматическое продление касается тех исполнителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или стали её участниками. В таких случаях к 50 годам прибавляется ещё 4 года.

То же самое касается фонограмм. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет, то право охраняется законом 50 лет. А отсчёт этого срока действия начинается также с 1 января года, следующего за годом обнародования.

После того как срок прав прекратилось, объекты смежного права приобретают статус общественного достояния. Но это при условии, если срок авторства тоже истёк.

Ответственность за нарушение

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящих Кодексом, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Ст.1311 Гражданского кодекса РФ

Если нарушили права исполнителя, пострадавший имеет право обратиться в суд. Суд примет меры, подобные мерам относительно нарушения авторских прав. Суд может осуществлять охрану смежного права через принятие следующих мер:

  • охранительные или временные меры;
  • гражданско-правовые средства защиты;
  • уголовные санкции;
  • меры, предпринимаемые на границе;
  • а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Статья 1252 ГК РФ рассматривает меры ответственности к нарушителям. Так, пострадавший может требовать и возмещение убытков, и выплату компенсаций. Точный размер компенсации устанавливается судом, определены лишь их рамки:

  • в размере от 10000 рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Суд может применить ответственность к нарушителям, если есть основание. Основанием становится нарушение смежных прав если доказано, что объект права, используемый ответчиком, является контрафактным.

Кроме этого, в КоАП РФ нарушению этих прав посвящена целая статья. По данному кодексу любое контрафактное использование объекта грозит нарушителю штрафом от 1500 до 2000 рублей с изъятием незаконных копий и орудий правонарушения. К последним могут отнести материалы или оборудование, которые были использованы нарушителем для создания контрафактных материалов. Такие же инструменты административного нарушения будут изъяты и у должных лиц, увеличится только штраф до размера от 10000 до 20000 рублей. Штраф, наложенный на юридических лиц, составит 30000–40000 рублей.

Смежным правом является право исполнителя (музыка, литература, радиовещание и т.д.). Смежное право появляется в момент непосредственно исполнения, субъектом становится исполнитель или заказчик, а объектом становится фиксация исполнения (запись). Использование таких записей без разрешения правообладателя карается законом. Срок действия смежного права по ГК РФ составляет всю жизнь исполнителя и ещё 50 лет. В некоторых случаях действие права продлевается.

С английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные (related). И на самом деле, смежные представляют собой права, которые обусловлены существованием авторских прав .

Смежные права позволяют в той или иной степени контролировать использование исполнений - результатов творческой деятельности артистов-исполнителей, фонограмм и передач вещательных организаций.

  • Аккредитация коллективного управления смежными правами

Статьи и новости по теме:

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Арбитражным судом Москвы принято решение об отклонении иска Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) к столичному Макдональдсу за, как считает истец, «незаконное использование фонограмм» >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

Социальная сеть ВКонтакте выигрывает в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области у ООО «Никитин Медиа Диджитал Контент». Обвинения в нарушении исключительных смежных прав истца с требованием штрафной компенсации в 750 тысяч рублей судом, на закрытом по требованию ответчика заседании, отвергнуто >>>

С просьбой о проведении закрытого заседания к Арбитражному суду обратились представители социальной сети ВКонтакте, мотивируя просьбу тем, что в ходе процесса собираются продемонстрировать оригинальную технологию и программные средства, с помощью которых блокируется доступ к аудиофайлам, нарушающим права авторов >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

Андрей Колесников, директор Координационного центра домена.Ру, выступая на селигерском форуме предположил, что звукозаписывающие лейблы отомрут за ненадобностью, а авторы и исполнители вновь станут зарабатывать исключительно концертной деятельностью

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли - охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе "Смежные права: основные положения" Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической .

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия "смежные права". С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights » и «related rights ». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими » можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения - . Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение - объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение - объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.



Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и . Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны ). Объективная форма - это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

5. Субъекты смежных прав

Теме « » посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .


Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с . Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему ""

1) Исключительное право - право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .


В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

1. Российское авторское общество - http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности - http://rosvois.ru

3. о правах, смежных с патентными

Смежными правами признаются исключительные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, относятся также личные неимущественные права (п. 2 ст. 1303 ГК РФ).

Объектами смежных прав являются:

  1. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  2. фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  3. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  4. базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  5. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты, смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Признание в России исключительного права за иностранными изготовителями фонограмм в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется при одновременном наличии двух условий, а именно: в отношении фонограмм, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права (п. 3 ст. 1304 ГК РФ). Таким образом, если фонограмма переходит в общественное достояние в стране своего происхождения, то она не будет охраняться и в Российской Федерации, даже если в России срок охраны такой фонограммы не истек. Иными словами, если в стране происхождения фонограмма не охраняется, законодатель считает нецелесообразным охранять ее и в России. Это правило, конечно, не применяется к случаям, когда фонограмма создана российским гражданином или российским .

И наоборот, иностранное лицо не может требовать защиты своих прав в Российской Федерации на основании международных договоров, если срок действия исключительного права, установленный в России, истек. Это исключает возможность для иностранного лица получать охрану своих прав в России в течение большего срока (когда такой больший срок предусмотрен в законодательстве страны происхождения фонограммы), чем это предусмотрено ГК РФ.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305 ГК РФ).

Случаи свободного использования объектов смежных прав определены только ГК РФ и не подлежат расширительному толкованию. К таковым относятся случаи, которым посвящены следующие статьи ГК РФ:

  • ст. 1273 «Свободное воспроизведение произведения в личных целях»;
  • ст. 1274 «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях»;
  • ст. 1277 «Свободное публичное исполнение музыкального произведения»;
  • ст. 1278 «Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения»;
  • ст. 1279 «Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования».

При этом не имеет значения, исполнено, ли и записано ли на фонограмму охраняемое произведение, либо это объект, который не охраняется нормами , либо произведение, перешедшее в общественное достояние.

К иным случаям использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения, предусмотренным главой 71 ГК РФ, относятся:

  • воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК РФ), аналогичное положение действует в отношении сообщения радио- или телепередачи (п. 4 ст. 1330 ГК РФ);
  • извлечение из правомерно используемой базы данных материалов и осуществление их последующего использования в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц (п. 3 ст. 1334 ГК РФ). К таким действиям относятся демонстрация приобретенного в собственность оригинала произведения и воспроизведение его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передача оригинала этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами;
  • распространение оригинала или экземпляров фонограммы, правомерно введенных в гражданский оборот, путем их продажи или иного отчуждения (ст. 1325 ГК РФ). Данное положение относится и к оригиналам или экземплярам произведений, на которые распространяются права публикатора (ст. 1344 ГК РФ);
  • использование оригинала произведения, на которое распространяются права публикатора, если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения.

При использовании вышеназванных способов согласие правообладателя и выплата ему вознаграждение не требуются. В то же время это не умаляет право исполнителя, изготовителя фонограмм на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях в соответствии со ст. 1245 ГК РФ. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Ст. 1307 ГК РФ предусмотрен договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав, согласно которому одна сторона – исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне – приобретателю исключительного права.

В договоре об отчуждении исключительного права на объект смежных прав существенными условиями ГК РФ называет следующие:

  • указание на отчуждение исключительного права в полном объеме. Содержание исключительного права на исполнение определено в ст. 1317 ГК РФ;
  • условие о цене. Если договор безвозмездный, это должно быть прямо определено в договоре;
  • срок выплаты вознаграждения. Срок действия в договоре об отчуждении исключительного права не указывается, но при этом необходимо иметь в виду, что исключительные авторские права действуют в течение 70 лет после смерти автора, смежные — 50 лет, кроме некоторых случаев, установленных ст. 1281 ГК РФ. Права на базу данных действуют 15 лет — ст. 1335 ГК РФ, права публикатора действуют 25 лет — ст. 1340 ГК РФ. Сведения о сроке действия исключительного права, если его можно установить, являются необходимыми для договора об отчуждении исключительного права, так как они характеризуют отчуждаемое право.

Ст. 1308 ГК РФ предусмотрен лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав, согласно которому одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Существенные условия лицензионных о предоставлении права использования объекта смежных прав совпадают с другими лицензионными договорами. Ими являются условия о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и об объекте, в отношении которого предоставляются права, о вознаграждении за их использование, а именно условия об отчетах лицензиата. Специальными условиями можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав.

Форма лицензионного договора о предоставлении права использования объекта смежных прав должна быть письменной без каких-либо исключений.

В отношении любой информации, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информации об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация (информация о смежном праве), соответственно применяются положения статей 1300 и 1311 ГК РФ.

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

В целях обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные статьей 1302 ГК РФ.

Авторское право и смежные права: Видео

Смежные права - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК РФ). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и их название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Охрана смежных прав предусмотрена как нормами законодательства РФ, так и международными нормами. Это обусловлено тем, что большинство случаев их незаконного использования выходит за рамки национальных границ. В 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Россия присоединилась к ней с 26 мая 2003 г.). Указанная Конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации). В 1971 г. в Женеве была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к ней с 13 марта 1995 г.). Эта Конвенция развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.

Согласно п. 1 ст. 1304 ГК РФ объектами смежных прав являются:

  • 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • 2) фонограммы, т. е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако в соответствии со ст. 1305 ГК РФ изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы «Р» (от англ, phonorecord - звукозапись) в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Как и в отношении других результатов интеллектуальной деятельности, в законодательстве РФ предусмотрены случаи, когда объекты смежных прав могут использоваться свободно, т. е. без получения согласия правообладателя и без уплаты вознаграждения. Обусловлено это необходимостью учета не только интересов их создателей, но и публичных интересов. В частности, к числу таких случаев можно отнести использование объектов смежных прав исключительно в личных целях, в информационных, научных, учебных или культурных целях, свободное публичное исполнение музыкального произведения (во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправдывающем характер такой церемонии), воспроизведение произведения для целей правоприменения, свободную запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1273, 1274, 1277-1279 ГК РФ).

Субъекты смежных прав обладают как личными неимущественными правами, так и исключительными правами, которые по своей природе являются имущественными. Исключительными указанные права называются потому, что третьи лица не имеют права использовать объект смежных прав без согласия правообладателя за исключением изъятий, установленных в законе. Кроме того, у субъекта смежных прав есть исключительное право по распоряжению ими.

Личные неимущественные права неразрывно связаны с личностью правообладателя и не имеют материального содержания. Они различаются в зависимости от субъекта и объекта смежных прав.

Следует иметь в виду, что исключительное право на объект смежных прав (речь идет об исключительном праве на его использование) может отчуждаться субъектом первоначального смежного права другим лицам по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (ст. 1307 ГК РФ). При этом первый приобретатель исключительного права может отчуждать его и далее. Кроме того, субъект смежного права (лицензиар) может заключить лицензионный договор, согласно которому он (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах (ст. 1308 ГК РФ).

Поскольку ответственность за нарушение смежных прав по своей природе относится к гражданской (в особых случаях может возникнуть уголовная и административная ответственность), в случае нарушения смежных прав помимо двух обычных форм гражданской ответственности - неустойки и возмещения убытков - применяется специальная ответственность, предусмотренная ст. 1311 ГК РФ. Речь идет о так называемой законной компенсации, размер которой указан в упомянутой статье. Правообладатель объекта смежных прав освобождается от обязанности документального подтверждения размера своих убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных указанной статьей, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров или фонограмм влечет ее наступление.

Применяются также специальные формы ответственности, установленные за нарушение интеллектуальных прав всех правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности. К числу таких форм относятся: ликвидация юридического лица на основании судебного решения по требованию прокурора либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению или приговору суда (ст. 1253 ГК РФ). Кроме того, согласно ст. 1252 ГК РФ субъект смежных прав может предъявить требования о признании права, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, о возмещении убытков, об изъятии материального носителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.