156 статья уголовного кодекса рф наказание. Теория всего

Кайгородова Ольга Сергеевна,кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюмень[email protected]

Использование специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ

Аннотация.В статье рассматриваются аспекты использования специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, анализируются способы совершения данного преступления и средства его доказывания.Ключевые слова:несовершеннолетний, психическое насилие, физическое насилие, пренебрежение интересами и нуждами ребенка,жесткое обращение, способ совершения преступления, специалист, экспертиза.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Конституция Российской Федерации провозгласила Россию правовым государством, закрепив приоритет прав и свобод человека и гражданина.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. При этом далеко не каждый может воспользоваться данными ему государством правами в силу физических и психологических особенностей. Речь идет о несовершеннолетних. «Государства ‬участники (Конвенции) обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все законодательные и административные меры» 1.Однако в современном обществе имеет место практика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, связанная с жестоким с ними обращением в семье, в образовательных учреждениях, в учреждениях и организациях, на попечении которых находится несовершеннолетний. Проблема в расследовании рассматриваемых преступлений состоит в том, что, вопервых, потерпевший (несовершеннолетний либо малолетний ребенок) находится, как правило, в прямой зависимости от преступникародителя либо воспитателя и испытывает страх перед наказанием со стороны последних; вовторых, в случае родственных связей между потерпевшим и преступником ребенок зачастую прощает и ему «жаль» своих родителей; втретьих, в ряде случаев ребенок не желает менять своего воспитателя (педагога, врача и т. д.) из опасения, что его положение будет еще хуже; в четвертых, ребенок просто не понимает, что с ним жестоко обращаются, не выполняют в отношении него обязанностей по воспитанию и считает сложившиеся в семье отношения абсолютно нормальными. Данныеобстоятельства обуславливают также и высокую латентность рассматриваемых преступлений.

В связи с этим лица, наделенные законом обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, а также лица, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетними, и уличенныев неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, часто остаются вне сферы уголовного преследования. Во многом это проблема доказывания факта преступления по рассматриваемой категории дел, так как основным лицом, дающим обвинительные показания, является сам несовершеннолетний, в отношении которого совершено преступление: запуганный, истерзанный, а возможно, и настолько маленький, что никаких показаний давать еще не может. Особую сложность при расследовании данных преступлений составляет установление и доказывание способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156УК РФ, обусловленную несовершенством построения диспозиции рассматриваемой статьи. Диспозиция ст. 156 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Ст. 65 Семейного кодекса РФ гласит: при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Воспитание ‬это планомерное воздействие на личность, обеспечение правильного, то есть отвечающего собственным и общественным интересам развития нравственности, культуры, образования, знаний и навыков несовершеннолетнего, необходимых для социально ‬полезной деятельности и общения. Воспитание основывается на взаимодействии с воспитуемым, оно должно быть направлено на формирование и упрочение внутренней позиции и поведения личности в соответствии с нравственными и правовыми ценностями общества 2.Особенностью расследования преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, является сборматериала проверки по поступившему заявлению, сообщению или рапорту об обнаружении признаков преступления. Сбор материала проверки осуществляют, как правило, инспектора ПДН, на которых возлагается ответственность по качественному и быстрому закреплению информации по совершенному преступлению. Как показывает практика, чаще всего потерпевшими по делам данной категории являются дети из неблагополучных семей. Но имеются случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего во внешне благополучных семьях, которые, попав в поле зрения правоохранительных органов, начинают оказывать противодействие расследованию: проводить беседы со своими детьми, навязывая выгодную взрослым позицию; приводить жилье в порядок; обращаться заоказанием медицинской помощью несовершеннолетнему якобы по собственной инициативе и т. д.Поэтому промедление, халатность, некачественный сбор первоначального материала приведет к утрате многих следов преступления по объективным и субъективным причинам, что в последующем может негативно отразиться на судебной перспективе уголовного дела.Анализ эмпирического материала показал, что основную доказательственную базу по делам рассматриваемой категории составляют идеальные следы ‬показания, в первую очередь, самого несовершеннолетнего потерпевшего, показания свидетелей, в том числе, очевидцев ‬работников социальных служб, медицинских работников, соседей, учителей и т. д.И сбор показаний в ходе расследования особых сложностей не вызывает.При этом необоснованно мало внимания уделяется помощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов преступления. Мнение дознавателей, инспекторов ПДН по многим фактам, установленным в ходе осмотра, носит оценочный и эмоциональный характер (например, «антисанитарные условия проживания», «холодное помещение», «оголенные провода», «недокормленный ребенок» и т. д.). В связи с этимнекоторые процессуальные документы могут быть подвергнуты сомнению в ходе расследования и судебного заседания. Избежать подобных негативныхпоследствий поможет участие специалиста в соответствующей области знаний при осмотре места происшествия,назначение экспертиз по установленным фактам в ходе расследования уголовного дела.В связи с этим предлагаются некоторые рекомендации по использованиюпомощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ в зависимости от способа совершения преступления.

Физическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия необходимо особое внимание уделить орудию преступления: принять меры к его обнаружению, подробно описать его в протоколе, изъятьИспользование помощи специалистовНазначение судебномедицинской экспертизы несовершеннолетнемупотерпевшему с целью установления тяжести причиненного ему вреда здоровью

Назначение экспертиз по орудию преступления (например, биологической или экспертизы геномной ДНК (более дорогостоящей, но и дающей ответ большей достоверности, позволяющей идентифицировать лицо) с целью обнаружения на нем биологических следов потерпевшего: крови, волос, частичек кожи и т. д.)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступления. Несовершеннолетний пострадавший подробно опрашивается, какой вред ему причинен, каким способом, кем именно, когда, при каких обстоятельствах, кто присутствовал при этом и т.д.

Психическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия изымаются детские рисунки,поделки (ребенку свойственно выражать себя в окружающем его мире. Один из самых доступных ему способов ‬рисунки. Они могут быть выполнены на отдельных листах бумаги, стенах, предметах мебели ит.д.). В том случае, если рисунки нельзя изъять вместе с носителем, то они должны быть тщательно описаны в протоколе и обязательно сфотографированы.О насилии в семье будут свидетельствовать рисунки, выполненные темными красителями, нарисованные сцены насилия, фигуры нарисованные или изготовленные без какихлибо частей тела и т.д.Таким образом ребенок выражает то, что ему приходится переживать в своей семьеИспользование помощи специалистовКонсультации специалистов различных детских центров, специализированных приютов и т.д.В этом случае специалистпсихолог проводит обследование несовершеннолетнего пострадавшего. В это обследование входит беседа с несовершеннолетним, проведение различных тестов, изучение ранее изъятых рисунков, поделок.По результатам этого обследования составляется документ (например, справка, акт обследования и т.д.), в котором указываются все данные, характеризующие психическое состояние несовершеннолетнего: запуган, боится когото из родителей, подвергается в семье психическому насилию, страдает различными внушенными ему родителями комплексами (при предъявлении ребенку завышенных требований, соответствовать которым он не может в силу психического и физического развития); не хочет возвращаться домой и т.д.Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступленияНазначение экспертизНазначение психологопсихиатрической экспертизы с целью установить, подвергался ли ребенок в семье, школе и т.д. психическому насилию (например, у ребенка может развиться психопатия, если у него на глазах избивается мать)

Пренебрежение интересами и нуждами ребенкаНепредоставление необходимой одежды, еды, питья Производство осмотра места происшествияПодробно осматривается и описывается в протоколе осмотре места происшествия имеющаяся в наличии детская одежда, ее состояние. Осматриваются и описываются имеющиеся продукты питания и их состояние. В этих случаях недопустимы оценочные понятия «мало одежды», «мало еды» и т.д. Необходимо точно указывать их количество и качественное состояние. При этом в данном случае неоценивается невозможность предоставить одежду, еду, питье одномоментно, то есть «здесь и сейчас» (например, если у родителей или лиц, их заменяющих на момент осмотра,отсутствуют средства для приобретения определенной вещи или какихлибо продуктов. При этом имеющиеся в наличии одежда и питание в принципе достаточны для ребенка).Непредоставление одежды, еды, питья должно быть длящимсяНазначение экспертизНазначение судебномедицинской экспертизы с целью установления вреда здоровью как следствия непредоставления необходимой одежды в холодное время года (признаки обморожения)

Назначение экспертизы физического состояния несовершеннолетнего с целью установления признаков постоянного переохлаждения, недоедании, обезвоживания (в случае непредоставления еды, питья)

Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего, почему не предостваляются одежда, еда, питье.Выясняются материальное положение родителей, наличие места работы и т.д. Непредоставление необходимого лечения, медицинского обслуживанияНазначение экспертизНазначение экспертизы физического состояния ребенка с целью установления его физического состояния (развитие хронических заболеваний, педикулез, опрелости, кожные заболевания и т.д. как следствие запущенности ребенка)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего. Важен и допрос участкового и школьного врачейтерапевтов ‬педиатров. Врачпедиатр может быть допрошен в качестве специалиста, а может дать и свидетельские показания. Проведение допроса педиатра того участка, где проживает несовершеннолетний, по амбулаторной карте на ребенка (если таковая имеется, но ее наличие по законодательству обязательно на каждого несовершеннолетнего) выясняется соответствие физического и психического развития несовершеннолетнего его возрасту, сделаны ли ему все необходимые профилактические прививки, были ли посещения врачом несовершеннолетнего по месту его наблюдения (жительства), известны ли ему факты обращения родителей по поводу заболеваний ребенка, проявляют ли они заботу за его здоровьем. Если ребенок болен, осуществляется ли забота о его лечении со стороны родителей и лиц, их заменяющих и т.п. 3Антисанитарные условия проживания несовершеннолетнего, обследование условий проживания несовершеннолетнегоПроизводство осмотра места происшествия с участием специалистов

Антисанитарные условия ‬понятие оценочное, такое же,как и «беспорядок в комнате». В связи с этим осмотр жилья по данному факту необходимо проводить с участием соответствующего специалиста, например, работника Роспотребнадзора, который вывод об антисанитарных условиях сделает на основании действующих нормативных актов, специальных обследований; врачапедиатра, который может пояснить, что предоставленные ребенку условия не пригодны для проживания; другого специалиста, способного оказать квалифицированную помощь при установлении санитарного состояния жилья.Если в протоколе осмотра указывается низкий температурный режим, то недопустимо использование выражений «в квартире холодно» и т.д. Такой вывод должен быть сделан только на основании замеров температуры с указанием конкретных параметров.Участие специалистаэлектрика целесообразно для осмотра нагревательных приборов, в том числе самодельного изготовления или нагревательных приборов с признаками повреждения, эксплуатация которых, особенно оставление несовершеннолетних одних дома с включенными нагревательными приборами, может привести к травмированию детей или пожару.Данные нагревательные приборы или другие предметы обстановки, несущие угрозу ребенку, должны быть изъяты в ходе осмотра и в дальнейшем по ним должны быть назначены соответствующие экспертизы

В зависимости от ситуации может быть целесообразным привлечение других специалистов. Закрепление материальных следов преступления (орудий преступления; предметов, несущих угрозу ребенку и т. д.) будет способствовать установлению истины по уголовному делу и, в ряде случаев, поможет опровергнуть ложные показания подозреваемых.Отметим, что часто в одном и том же случае будут присутствовать несколько разновидностей способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Так, например, если ребенок подвергается физическому насилию, то его психика также страдает. И здесь нужно проводить весь комплекс следственных действий и иных мероприятий, направленных на закрепление следовой информации. К материалам проверки должен быть приобщен акт обследования материальножилищных условий несовершеннолетнего.Из всех рассмотренных нами способов самый распространенный и наиболее легко доказываемый‬физическое насилие. Однако на практике уже имеют место случаи доказывания и других способов совершения преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. Так, по материалам уголовных дел рассматриваемой категории в Волгоградской области установлено следующее 4:1.Уголовное дело № 14038/2004 (суд. участок № 40): обвиняются Б. и С. ‬несвоевременное предоставление ребенку 2003 г. р. пищи, антисанитарные условия, результатом чего стали истощение, акроцианоз, дефицитная анемия тяжелой степени, гипотрофия 3й степени (отметим, что причинноследственную связь между несвоевременным предоставлением ребенку пищи и имеющимися заболеваниями и состоянием ребенка, в отличие от судебномедицинской экспертизы, устанавливающей только тяжесть телесных повреждений, время причинения и локализацию, поможет установить экспертиза физического состояния несовершеннолетнего, проводимая в Бюро судебномедицинских экспертиз. Может быть также проведена комиссионная экспертиза, например, с участием врачапедиатра).Жестокое обращение выразилось в непредоставлении питания.2.Уголовное дело № 18625/2004 (суд. участок № 25): обвиняется Е. в запирании в помещении ребенка 2003 г.р. одного на длительное время, длительное оставление его без присмотра. Жестокое обращение выразилось в запирании в помещении одного ребенка на длительное время.В таких случаях подозреваемые полностью или частично отрицают факты неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а особенно факты жестокого обращения с последними. Также подозреваемые могут ссылаться на объективные обстоятельства, которыми вызваны их действия, например, непослушание ребенка, либо пытаются убедить окружающих в правоте избранных ими методов воспитания. Так, грка Г. оставила свою новорожденную дочь с сожителем ‬инвалидом, уйдя из дома на 17 дней, чем подвергла жизнь и здоровье ребенка опасности. Свою позицию грка Г. обосновала тем, что оставила грудного ребенка с родным отцом, который вполне может о ней позаботиться 5, что, естественно, не может оправдывать ее действия.3.Уголовное дело № 15931/04 (суд. участок № 59): обвиняется К. в унижении достоинства дочери 1991 г.р. нецензурными выражениями, против ее воли обрезала дочери волосы, обезобразив внешний вид, систематически указывала на неуклюжесть в движениях дочери, в связи с чем несовершеннолетняя испытывала комплекс неполноценности в отношении своего внешнего вида и физических данных.Жестокое обращение выразилось в систематическом унижении достоинства несовершеннолетнего.4.Уголовное дело № 11617/2004: обвиняется Б. в запрещении дочери пользоваться обогревательными приборами в холодное время года, связывании веревкой рук и ног, в сентябре и ноябре 2003 г. запирала дочь в погребе и сарае в легкой одежде.Жестокое обращение выразилось в издевательствах над несовершеннолетней.Сложность для дознавателя в установлении жесткого обращения с несовершеннолетним также состоит в том, что свою точку зрения нужно обосновать и доказать перед широким кругом лиц ‬начальником органа дознания, прокурором, судьей (при их абсолютно разном субъективном подходе к воспитанию, взглядах на моральные и этические ценности и т. д.). Основной упор должен быть сделан на доказывание умысла и, соответственно, на установление и доказывания способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, в зависимости от умысла.

Ссылки на источники1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 г. резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН (НьюЙорк). Ст. 3. Ч.2 //Ведомости СНД СССР ВС СССР. ‬1990. ‬7 ноября. ‬Ст. 955.2.Шкурихина Н.В. Расследование преступлений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: автореф. дис. … канд. юрид. наук. ‬Барнаул, 2007. ‬С.14.3.Лапин И.Б., АлександроваО.Ю.Особенностирасследования преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»: метод.рек./Сибирский юридический институт МВД России. ‬Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007. ‬С. 27.4.Свиридов Ю.В. Защита детей// Вопросы ювенальной юстиции. ‬2006.‬№1(6). ‬С. 30‬32.5.Уголовное дело № 1562005/4м. Хранится в архиве судебного участка № 4 Тюменского района.

OlgaKaygorodova,Candidate of Legal Sciences, Professor of the Department of crime investigation and forensic examinations of the Federal stateowned educational establishment of additional vocational education ‮Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation 

[email protected]

The use of special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code of the RussianFederation

Abstract. The article discusses aspects of the useof special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code, analyzes the ways this crime and the means of its proof.

Keywords:juvenile, mental abuse, physical abuse, neglect of the interests and needs of the child, harsh treatment, the method of the crime, specialist expertise.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Родители вправе и должны заниматься воспитанием своего малыша, а также заботиться о нем и обеспечивать всем необходимым, чтобы последний вырос здоровым и порядочным человеком. Если данные обязанности последними не выполняются, кроме того, они жестоко обращаются со своим чадом, лишают воды и еды, запугивают, закрывают одного дома, то в этом случае данные лица подлежат наказанию по ст. 156 УК РФ. К ответственности по данной статье могут быть привлечены и другие граждане, которые занимаются воспитанием ребенка на законных основаниях, а также педагоги образовательных учреждений, сотрудники медицинских организаций, если они не исполняют свои обязанности по надзору за малолетним и жестоко обращаются с ним.

Как проявляется

Ст. 156 УК РФ гласит об ответственности за ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию ребенка, но только в том случае, если это сопровождается грубым и жестоким обращением с ним. Потому что в результате таких неправомерных действий нарушается нормальное психическое и физическое развитие несовершеннолетнего. Здесь же стоит отметить, что наказание за данное деяние могут понести и другие лица, которые занимаются воспитанием малолетнего вместо законных представителей, а также педагогические и медицинские работники организаций, если они не осуществляют надзор за ребенком и жестоко с ним обращаются.

Злодеяние, указанное в ст. 156 УК РФ, считается умышленным. Тем не менее оно относится к преступлениям небольшой тяжести.

Когда виновный проявляет жестокость по отношению к ребенку, он всегда осознает противоправность своих действий. Кроме того, злоумышленника даже не останавливает тот факт, что несовершеннолетний в силу своей беспомощности не сможет оказывать ему сопротивление.

Состав

Для того чтобы привлечь человека за злодеяние, указанное в ст. 156 УК РФ, необходимо иметь два основных признака:

Неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка;

Жестокое обращение с ним.

Поэтому квалифицировать состав данного преступления можно только при наличии двух таких условий. Если виновный не исполняет надлежащим образом обязанности по уходу за ребенком, не воспитывает его и не проявляет должную заботу, то он подлежит административной ответственности.

Преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ, имеет следующий состав:

Субъектом здесь будет родитель или иное лицо, осуществляющее уход за малолетним, работник медицинского учреждения, педагог;

Объективная сторона проявляется здесь в виде неисполнения обязанности по воспитанию малолетнего и жестокости по отношению к нему (лишении одежды, еды, питья, психическом воздействии и унижении);

Субъективная сторона - всегда имеет только прямой умысел, потому что виновный желает наступления негативных последствий;

Объектом будет выступать нормальное развитие ребенка как психическое, физическое, так и духовное.

Санкции

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего его родителями или другими людьми, которые проживают с ребенком на законном основании, а также педагогами и работниками, если малолетний находится под их контролем, при условии жестокого обращения с ним, должно быть наказано в соответствии с кодексом о злодениях. Санкции, которые предусмотрены статьей 156 УК:

Штраф в сумме ста пятидесяти тысяч рублей или удержание из заработка на срок до года;

Обязательные (до 440 часов), исправительные до 2 лет работы;

Тюремное заключение до 3 лет и возможно дополнительное наказание (в виде запрета на занятие деятельностью, связанной с развитием детей, до 5 лет).

Данное злодеяние относится к категории небольшой тяжести. Тем не менее, если ребенок очень сильно пострадал от рук взрослых и его здоровью нанесен серьезный вред, то наказание должно быть назначено по совокупности преступлений.

Важное

В данном случае пострадавшим может быть только несовершеннолетний человек, который в силу возраста не может использовать все предоставленные ему права и не в состоянии сам позаботиться о себе. Именно интересы такого гражданина нарушаются взрослыми людьми, которые из-за личных побуждений проявляют к нему жестокость: лишают воды, еды, одежды, заботы, сна и отдыха, а также другими методами унижают его личность и человеческое достоинство, что мешает ему нормально расти и развиваться.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к Ст. 156 УК РФ

1. Объектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК, выступают общественные отношения, связанные с обеспечением необходимого физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития несовершеннолетнего. Дополнительным объектом является здоровье несовершеннолетнего.

Согласно ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. возлагает на родителей право и обязанность воспитывать своих детей, а также нести ответственность за их воспитание и развитие, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Согласно ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

2. Объективная сторона преступления выражается в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными актами, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, указанных в диспозиции данной статьи (родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним).

3. Обязательным признаком объективной стороны является жестокое обращение с несовершеннолетним, которое может быть выражено в его избиении, издевательстве, унижении человеческого достоинства, отказе в питании, ограничении в свободе передвижения и т.д. Согласно п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Если невыполнение родителями или иными лицами, указанными в диспозиции ст. 156 УК, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних не сопряжено с жестоким обращением с ними, то уголовная ответственность исключается, поскольку данные действия образуют правонарушение, предусмотренное ст. 5.35 КоАП РФ .

В случаях, когда жестокое обращение образует самостоятельное преступление, например, причинение вреда здоровью различной тяжести, побои , истязание и т.д., такие действия следует квалифицировать по совокупности преступлений со ст. ст. 115, 112, 111, 116, 117 УК и т.д.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При этом лицо осознает, что не исполняет или ненадлежаще исполняет обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также свое жестокое с ним обращение, и желает совершить эти действия.

5. Субъектами данного преступления являются те же лица, что и перечисленные в ст. ст. 150, 151 УК.

Например, по приговору суда И. признана виновной в неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей и убийстве своей шестимесячной дочери, заведомо для виновной находящейся в беспомощном состоянии, совершенном с особой жестокостью, и осуждена по п. п. «в», «д» ч. 2 ст. 105 и ст. 156 УК.

В кассационной жалобе адвокат осужденной просил приговор суда отменить, дело прекратить, так как у осужденной не было косвенного умысла на убийство ребенка, она принимала меры по его лечению.

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ изменила приговор и переквалифицировала действия осужденной с п. п. «в», «д» ч. 2 ст. 105 УК на ч. 1 ст. 109 УК, мотивировав решение следующим.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что вследствие неисполнения и ненадлежащего исполнения И. родительских обязанностей у ее дочери возникли инфекционные заболевания верхних дыхательных путей и кожных покровов, развитие выраженной гипотрофии.

В результате тяжелого инфекционного поражения кожных покровов, последующего развития общего инфекционного заболевания — сепсиса с явлениями септического шока и полиорганной недостаточности, выраженной гипотрофии наступила смерть шестимесячной дочери осужденной.

Суд, квалифицируя действия И. по п. п. «в», «д» ч. 2 ст. 105 УК, указал в приговоре, что виновная осознавала общественную опасность своего бездействия, предвидела возможность наступления общественно опасных последствий в виде наступления смерти ее малолетней дочери, не желала, но относилась безразлично к наступлению этих последствий, и сделал вывод, что И. умышленно причинила смерть потерпевшей.

Однако из показаний осужденной следует, что она лечила дочь самостоятельно, давала парацетамол, ставила детские свечи «Эффералган», думала, что режутся зубы, дочь не ела, срыгивала пищу, похудела, она смазывала потерпевшую зеленкой, поила соком, умысла на лишение жизни дочери не имела.

Данные показания осужденной в приговоре не опровергнуты, а, наоборот, из показаний судебно-медицинского эксперта и других видно, что какая-то помощь ребенку И. оказывалась.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу, что осужденная не предвидела возможности причинения смерти потерпевшей в результате своих деяний, но по обстоятельствам дела должна была и могла предвидеть это.
———————————
См.: Определение ВС РФ от 17.02.2009 N 5-О09-18; Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 год, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 16.09.2009 // БВС РФ. 2009. N 11 (извлечение).

Ст. 156 УК РФ имеет особенное значение в отношениях между несовершеннолетними и людьми, несущими за них ответственность. Обязанность взрослых, состоявшихся людей – правильно воспитать детей, помочь им осознать себя как личность, адаптироваться в обществе. Кроме эмоционального участия, дети нуждаются в элементарной заботе, правильном питании, наблюдении за состоянием здоровья, подходящей ко времени года одежде, разностороннем развитии, общении со сверстниками. Невыполнение условий содержания детей, применение к ребёнку физической силы и негативного морального воздействия воспринимается законом как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и жестокое обращение с детьми.


Плохое обращение с ребёнком в семье далеко не всегда бывает очевидным и может длиться продолжительное время. Оно подразумевает любые физические или моральные действия отрицательного характера в отношении несовершеннолетнего.

Наказание за нанесение вреда детям предусмотрено сразу в нескольких кодексах:

  1. СК РФ – статья 69.
  2. КоАП РФ – статья 5.35.
  3. УК РФ – статья 156.

Сюда же можно отнести статью 91 ЖК РФ, предусматривающую выселение родителей, если их проживание с детьми невозможно по решению суда.

Формулировки перечисленных статей имеют общую черту: все они устанавливают наказание за намеренное игнорирование или небрежное отношение к обязанности воспитывать несовершеннолетнего либо за жестокость во взаимоотношениях с детьми.

Понятие ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию включает в себя легкомысленное, равнодушное, невнимательное поведение, касающееся интересов детей. А также отсутствие достаточного внимания к окружающей среде ребёнка, питанию, гигиене, образованию, пренебрежение его правами.

При наличии перечисленных признаков наказание устанавливается по статье 5.35 КоАП РФ. Если пренебрежению обязанностями по воспитанию сопутствует жестокое обращение с детьми – статья 156 УК РФ.

Жестокость выражается в оказании физического или психологического насилия взрослым в отношении ребёнка, в посягательстве на его половую неприкосновенность.

Подобное разъяснение содержания противоправных действий по статье 156 УК РФ даёт Постановление Пленума ВС РФ.

К ответственности привлекаются:

  • мать и отец;
  • граждане, имеющие законное право и обязанность воспитывать ребёнка;
  • любые работники сферы образования, в том числе педагоги;
  • сотрудники учреждений здравоохранения;
  • социальные службы;
  • органы надзора за несовершеннолетними.

Чаще всего статья 156 Уголовного кодекса РФ применяется именно к родителям, несмотря на то, что забота о своих детях должна быть основным предметом их жизни. На втором месте – образовательные учреждения (школы, детские сады). Например, одна из распространённых проблемных тем, что освящаются в средствах массовой информации, - получение несовершеннолетними травм из-за халатного отношения к своим обязанностям педагогических работников (на спортивных тренировках, детских игровых площадках и так далее).

Статистика неутешительна: в России каждый год до 17 тысяч детей и подростков страдают от насильственных действий.

Жестокое обращение может носить:

  1. Активный характер, то есть нанесение вреда происходит целенаправленно, в соответствии со злым умыслом (побои, издевательства).
  2. Пассивный характер, когда происходит непроизвольное причинение ущерба, вызванное равнодушием или легкомыслием (ребёнок не воспитывается, не получает обязательного образования).

Причинённый вред зачастую сказывается непосредственно на детском здоровье, когда дети получают физические травмы (ушибы, переломы, запущенные заболевания). Регулярное нанесение таких повреждений часто приводит к психологическим проблемам.

Более опасный, но менее заметный ущерб наносит негативное психическое воздействие, оно становится причиной нарушения развития личности ребёнка, мешает его адаптации в обществе, влияет на эмоциональное состояние.

Статья 156 УК РФ определяет следующие виды наказания за совершённое злодеяние:

Последние пункты могут сопровождаться лишением до 5 лет права работать на определённых должностях.

Несомненно, нужны новые санкции против жестокого отношения к детям. Статья 156 УК РФ с комментариями и изменениями будет принята в ближайшее время.

Существуют разные мнения относительно применения санкций по данной статье. В докладе о практике судов Архангельской области по делам о преступлениях, направленных на несовершеннолетних за 2003–2004 годы, отмечено, что для назначения наказания достаточно совершить подобное правонарушение один раз. Но есть и те, кто считает, что для квалификации преступление должно носить систематический характер. К примеру, такая позиция была высказана Верховным судом Удмуртской Республики. Тема не утратила актуальности и на сегодняшний день. Нужно заметить, что большинство специалистов выражает согласие с первым мнением.

Опасность подобного деяния для общества в причинении ущерба, часто непоправимого, нравственности, психике и душевному состоянию детей.

Предусматриваемое действующей редакцией статьи 156 УК РФ правонарушение считается небольшой тяжести.

Объект – социальные взаимоотношения между малолетними воспитанниками и воспитателями, эмоциональное самочувствие ребёнка, его чувство собственного достоинства, здоровье.

Объективная сторона – в неподобающем выполнении или отказе от функций воспитателя не достигших совершеннолетия детей, если это сопровождается жестокостью в обращении с ними.

Признаки преступления:

  1. Недостаточное, формальное старание обеспечить ребёнка всем, что нужно для жизни, развития, получения образования.
  2. Глумление над человеческим достоинством несовершеннолетнего.
  3. Пренебрежение его интересами.
  4. Совершение осознанных действий, причиняющих вред здоровью.
  5. Умышленное оставление без помощи.

Небрежное отношение к воспитанию ребёнка выражается в активных и в пассивных действиях.

Жестокость может быть как в виде фактического совершения грубых действий с применением физической силы, так и в виде угрозы в адрес несовершеннолетнего, унижения, издевательских актов (наказание голодом и жаждой, содержание в запертом помещении и так далее).

Если последствием жестокого обращения стала смерть ребёнка или ущерб здоровью, статья 156 УК РФ не применяется. Преступление будет рассматриваться по статьям 105, 109–112, 115, 117, 118.

Само отношение преступника к совершённому означает наличие прямого умысла. Мотивы проявления жестокости и преследуемые цели незначительны и не оправдывают виновного.

Субъект – гражданин, в чей круг обязанностей входит воспитание ребёнка: родитель, работник образования или здравоохранения, других учреждений, деятельность которых направлена на работу с несовершеннолетними.

Уголовное дело по статье 156 УК РФ попадает в подследственность органа, обнаружившего преступление.

Д. В. В. обвиняется в пренебрежении исполнением обязанности воспитывать ребёнка, соединённом с жестоким обращением.

Д. В. В., мать несовершеннолетней, нарушила требования закона заботиться о здоровье детей – как физическом, так и психическом, обеспечить полноценное развитие, не допуская со своей стороны грубого и жестокого обращения. Нарушение выражено в умышленном пренебрежении обязанностями семьи заботиться о ребёнке. Д. В. В., специально избегая выполнения родительских обязанностей, не воспитывала и не заботилась о своей дочери, имеющей тяжёлое заболевание. Подсудимая продолжительное время проявляла умышленное жестокое обращение с ребёнком-инвалидом, лишив её необходимой медицинской помощи. В результате несовершеннолетняя многократно попадала в больницу с осложнениями, предотвратить которые было возможно, своевременно обратившись к врачу.

Суд ознакомился с доказательствами и признал обоснованность предъявленного обвинения.

Действия Д. В. В. квалифицированы по ст. 156 УК РФ .

При определении наказания была учтена опасность содеянного для общества, характеристики личности обвиняемой, насколько сильно необходимо воздействовать на виновную для её исправления. Отягчающие обстоятельства не установлены. К смягчающим относится признание подсудимой вины.

Факторы оценки личности Д. В. В.:

  • отрицательная характеристика по месту жительства;
  • на учёте у психиатра не состоит;
  • на учёте у нарколога состоит, диагноз «злоупотребление алкоголем, ведущее к вредным последствиям»;
  • судимости нет.

Вменяемость обвиняемой не вызвала сомнений у суда, на протяжении судебного заседания она вела себя адекватно.

Совершённое преступление считается оконченным, относится к категории небольшой тяжести.

Учитывая перечисленные факты и обстоятельства, суд признал Д. В. В. виновной, ей вынесен приговор и назначена исправительная мера по ст. 156 УК РФ – 200 часов обязательных работ.