Без ккт имеют право работать. Нужен ли кассовый аппарат при регистрации ООО, АО или ИП? Нужен ли кассовый аппарат для ИП

Покупка кассового аппарата сегодня дело не только затратное, но и хлопотное. Нужно приобрести дорогостоящий современный аппарат, отвечающий требованиям законодательства 2016 года, зарегистрировать его должным образом, заключить договор с обслуживающей организацией. Не каждый начинающий предприниматель может себе позволить такие расходы. Однако, ответственность за неприменение кассовой техники предусмотренная законодательством весьма серьёзна.

ИП очень часто для себя выбирает такую сферу бизнеса, как салон красоты, парикмахерская, кафе, автосервис, хостел или мини-гостиница, такси или другой вид услуг для населения. Резонно, что у владельца бизнеса возникает вопрос, возможно ли осуществлять предпринимательскую деятельность с приёмом наличных денежных средств у населения без ККМ или аппарат должен быть куплен в любом случае. И если такой вариант возможен, то с соблюдением каких условий и кто может работать без кассового аппарата.

Существует несколько вариантов, когда ИП и юридические лица имеют право не применять для приёма оплаты ККТ. Это зависит от налогового режима, применяемого предпринимателем или организацией, вида осуществляемой работы, местности, где проходит работа.

На ЕНВД и Патенте

На сегодняшний день все плательщики ЕНВД освобождены от обязательного использования ККМ. Использование кассового аппарата является правом таких налогоплательщиков, а не обязанностью. Список видов бизнеса, где применяется ЕНВД, утверждается на региональном уровне. То есть возможна такая ситуация, когда, например, салон красоты, кафе или ресторан в одном городе будет считаться объектом налогообложения ЕНВД, а в другом нет.

В Москве ЕНВД облагаются следующие виды бизнеса :

  • Розничная торговля. То есть это вся торговля в магазинах, павильонах, торговых центрах. Там, где принимаются наличные деньги и банковские карты у населения.
  • Общественное питание. Это заведения кафе и ресторанов. В Москве там устанавливать ККМ не нужно.
  • Бытовые и ветеринарные услуги. Под такими услугами кроме ветеринарных клиник выступают парикмахерские и салоны красоты, ателье и мастерские.
  • Оказание услуг автомойки и автосервиса.
  • Рекламная деятельность.
  • Услуги по сдаче в аренду земли и торговых мест.
  • Оказание услуг по помощи в проживании населения. Это гостиницы, хостелы, общежития.
  • Услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Сюда могут относиться как предприниматели, перевозящие многотонные грузы, так и фирмы такси. Такси как раз гораздо чаще работают с населением, однако, установить ККМ в такси бывает весьма проблематично.
  • Услуги автостоянок.

Аналогично освобождены от необходимости применять ККМ и налогоплательщики на патенте. Список сфер деятельности, где можно использовать патент также устанавливается на региональном уровне, единственный нюанс в том, что это касается лишь индивидуальных предпринимателей. Организации не имеют права применять такую систему налогообложения, и, значит, не смогут с помощью неё избежать необходимости применять ККМ.

В Москве список видов бизнеса, где ИП имеют право применять патент достаточно широк. Это и автосервисы, извоз в формате такси, кабинеты красоты и салоны красоты, парикмахерские и ещё очень широкий круг деятельности. Единственный нюанс в том, что количество работников, трудящихся у индивидуального предпринимателя не должно превышать 15 человек по каждому виду деятельности, на который получен патент.

Тем предпринимателям и организациям, которые не применяют ККМ по причине налогообложения ЕНВД нужно тщательно следить за изменениями законодательства в этой области, так как в 2016 году планируется принятие закона, лишающего их права не использовать ККТ.

На упрощённой и основной системах налогообложения

УСНО не имеет таких преимуществ, как возможность не использовать ККМ в работе. Однако и у этих предпринимателей и организаций есть возможность в некоторых ситуациях не использовать данную технику.

  • Прежде всего, это деятельность по осуществлению самых разнообразных услуг населению с условием обязательного применения БСО. Такими услугами могут являться фирмы частного извоза и такси, кабинеты и салоны красоты, парикмахерские, гостиницы, кафе и рестораны, автосервисы и автомойки и другие. Вместо чеков ККМ населению должны выдаваться БСО принятого в организации образца. Например, билеты, проездные чеки, квитанции, путёвки, ваучеры. В такси это квитанция счётчика.
  • Осуществление деятельности в отдалённых и труднодоступных районах. Например, аптеки, кафе и гостиницы в населённых пунктах, добраться до которых объективно тяжело. Аптеки, которые располагаются на базе фельдшерско-акушерских пунктов, а кафе в местах вахтовых работ или глобальных строек. В таких ситуациях приём денег у населения возможен по предоставленному товарному чеку либо копии чека. Они выдаются по требованию, то есть их выписка не является обязательной.

Индивидуальные предприниматели и организации на ОСНО в случае осуществления целого ряда видов деятельности также имеют возможность избежать тех случаев, когда необходимо использование ККМ.

К таким видам относятся :

  • Розничная торговля периодической литературой (газетами и журналами). Право на неприменение ККМ возникает, когда доход от такой продажи превышает 50% всего дохода организации или предпринимателя.
  • Реализация проездных билетов, билетов на культурно-массовые и зрелищные мероприятия. Продажа лотерейных билетов и ценных бумаг. При осуществлении такой деятельности ККМ не нужна.
  • Кафе на базе школ для питания школьников и педагогов.
  • Торговля на ярмарках, выставках. Это может быть не только непосредственно торговля, но и реализация услуг в пределах этих сооружений, например, кабинеты красоты.
  • Торговля в киосках мороженым или безалкогольными напитками, торговля из цистерн и разносная. Для всех этих видов деятельности кассовый аппарат не нужен.
  • Продажа предметов религиозного культа и оказание услуг в этой области.

Как видно из вышеизложенного, применение упрощённой и основной системы налогообложения также не является абсолютным запретом на отсутствие кассовой техники.

Когда приобретения ККМ избежать не получится

Несмотря на достаточно обширный перечень видов деятельности, когда не применять ККТ возможно, всё же существуют такие, кому кассовый аппарат необходим обязательно.

К таким моментам относятся :

  • В городах в розничной сети запрещена продажа алкогольных изделий без применения ККТ. То есть в случае если населению реализуется алкоголь, кассовый аппарат необходим и чек ККМ должен быть пробит на каждую такую покупку. В случае нарушений предпринимателя или организацию ждут внушительные штрафы, и даже риск полного приостановления деятельности. Кроме того, с 2016 года в случае такой реализации кассовый аппарат должен быть нового поколения. Подключённый к сети интернет и передающий в режиме реального времени все продажи напрямую на сервер ИФНС.
  • Все случаи, которых не коснулись вышеперечисленные исключения. Несмотря на то, что законодательством предусмотрен ряд исключений, когда применение ККМ необязательно, они всё-таки не перестают быть исключениями. Во всех остальных ситуациях необходим кассовый аппарат, ведь не пробитие чека ККМ при приёме наличных от населения является грубым нарушением действующего законодательства в области регулирования кассовой дисциплины.

В 2016 году планируется рассмотрение законопроекта, отменяющего возможность плательщиков ЕНВД не применять кассовую технику. Сотни тысяч организаций и предпринимателей будут должны приобрести и использовать в своей работе ККТ. Введение такого закона планировалось уже на начало 2016 года, но его рассмотрение было неоднократно перенесено и теперь ожидается принятие в 2016 году. Всем предприятиям на ЕНВД в течение всего 2016 года нужно тщательно следить за изменениями законодательства в области кассовой дисциплины, за вступившими в силу законами и нормативными актами. И в случае принятия закона им необходимо в кратчайшие сроки приобрести и установить у себя ККМ.

Кассовый аппарат – это устройство, которое подтверждает прием оплаты от покупателя наличными деньгами или платежной картой. Многие модели касс помогают предпринимателю вести учет, но все-же предпочитают работать без кассового аппарата.

Причина не только в том, что новые модели ККТ без фискального накопителя намного дороже, но и в расходах на их обслуживание. При небольших доходах ИП сразу отдать на эти цели более 40 тысяч рублей довольно трудно. Плюс надо постоянно оплачивать услуги посредника по передаче данных о продажах в налоговую инспекцию, а это не менее 3 000 рублей в год.

А, кроме того, ККТ – это и административная нагрузка, потому что кассу надо зарегистрировать в налоговой инспекции, а затем вести специальные кассовые документы. Расскажем, кто имеет право работать без кассового аппарата в 2019 году, и какие приняты изменения в этом вопросе.

Каким ИП нужен кассовый аппарат

Необходимость установки ККТ зависит от налогового режима, на котором работает предприниматель. Еще один критерий – это . Значение также имеет способ оплаты товара или услуг. С 2017 года здесь произошли серьезные изменения, которые значительно расширили перечень тех, кто обязан использовать кассу.

В первую очередь, напомним, что ККТ всегда была необходима для тех систем налогообложения, где расчет налога напрямую зависит от выручки: ОСНО, УСН и ЕСХН. Для таких продавцов ответ на вопрос: «Может ли ИП работать без кассового аппарата?» — был и остается отрицательным.

И только предприниматели, оказывающие услуги населению, на любой системе налогообложения до 1 июля 2019 года еще могут выдавать вместо кассового чека БСО (бланк строгой отчетности) типографского изготовления.

Для предпринимателей на режимах ЕНВД и ПСН, которые заняты розничной торговлей или услугами общепита, предусмотрены другие сроки обязательного перехода на кассовые аппараты. Подробнее об этом читайте ниже.

Пока что применять кассовый аппарат обязаны розничные продавцы на системах налогообложения УСН, ОСНО , ЕСХН, если покупатель расплачивается с ними наличностью или платежной картой с помощью POS-терминала.

А кроме того, Минфин настаивает на том, чтобы кассовый чек выдавался и при получении оплаты от физического лица напрямую на расчетный счет продавца (письмо от 28.04.17 № 03-01-15/26324). Это неожиданная точка зрения оспаривается специалистами в учете, но ведомство пока что свое мнение не меняет.

Если же оплата картой происходит в онлайн-режиме, например, при покупке в интернет-магазине, то в письме ФНС от 21.03.2017 г. № ЕД-3-20/1911 указывается, что электронный кассовый чек должен выдаваться с 1 июля 2018 года.

Кассы для спецрежимов ЕНВД и ПСН

Работа без кассового аппарата на режимах ЕНВД и ПСН не мешает расчету налогов, ведь реальная выручка для этого не нужна. Налог считают от торговой площади, и предприниматель заранее знает эту сумму.

Именно поэтому для вмененщиков и ИП на патенте установлена отсрочка на применение кассовых аппаратов. Первоначально срок обязательного перехода на ККТ для этих режимов был установлен на 1 июля 2018 года.

Позже некоторые законодатели, по просьбе малого бизнеса, попытались провести законопроект о переносе этого срока на 1 января 2021 года. Но вместо этой инициативы Госдума приняла предложение Минфина, по которому срок перехода перенесен всего на год, причем, не для всех индивидуальных предпринимателей.

Нужна ли онлайн касса ИП на патенте в 2019 году, зависит теперь от того, есть ли у него работники, принятые по . Еще один критерий – вид деятельности.

Согласно закону от 27.11.2017 № 337-ФЗ, с 1 июля 2018 года кассовые аппараты потребуются только предпринимателям на ЕНВД и ПСН, если они ведут розничную торговлю или занимаются общепитом, привлекая наемный персонал. Если же работников по этим видам деятельности нет, или ИП оказывает услуги населению (независимо от наличия работников), то ККТ можно устанавливать позже — с 1 июля 2019 года.

Продажа пива

В сфере применения ККТ есть спорная ситуация, связанная с продажей пива. Здесь образовалась правовая коллизия, когда нормы одного федерального закона противоречат нормам другого. При этом суды и налоговые органы расценивают ситуацию по-разному.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 11.07.14 № 47 признал, что при таком конфликте правовых норм учитываться должны положения специального закона, регулирующего продажу алкоголя, в том числе, пива.

А значит, для ИП на патенте и для ИП на ЕНВД при продаже пива кассовый аппарат нужен уже с 31.03.17. Причем, не только в розничной торговле, но и при оказании услуг общественного питания (раньше кафе и бары на этих режимах кассу не применяли).

Однако Минфин и ФНС придерживаются другой точки зрения и считают, что даже продажа пива не меняет сроков перехода, установленных для ЕНВД и ПСН, т.е. не ранее 1 июля 2018 года (письма от 11.01.17 № 03-01-15/215 и от 21.08.17 № СА-4-20/16409@).

Но в 2019 году вопрос о необходимости ККТ при продаже пива уже не стоит. А рано или поздно кассовая техника будет нужна практически всем розничным продавцам и исполнителям услуг, получающим оплату от населения.

Компенсация расходов на приобретение касс

Когда вопрос повсеместного внедрения онлайн-касс обсуждался на самом высоком уровне, чиновники пообещали, что затраты, которые вынужден понести малый бизнес, будут ему компенсированы. Это, конечно, будут не выплаты из бюджета, а так называемый налоговый вычет, т.е. уменьшение налога к уплате. Но и здесь оказалось все совсем непросто.

Для предпринимателей, работающих на режимах, где учитываются расходы (ОСНО, ЕСХН, УСН Доходы минус расходы) ничего не изменилось. Им просто позволено учитывать при расчете налога затраты на приобретение и установку ККТ.

Что же касается таких режимов, как ЕВНД и ПСН, где расходы не учитываются, то предприниматели вправе получить налоговый вычет. После подачи специального заявления можно уменьшить квартальный налог или стоимость патента на сумму не более 18 тысяч рублей за одну единицу техники.

И только для УСН Доходы компенсация затрат на приобретение касс не предусмотрена. Расходы на этом режиме не учитываются, а право уменьшить авансовые платежи или сам годовой налог этим предпринимателям чиновники пока не дали.

Итоги

Вопрос применения кассовых аппаратов индивидуальными предпринимателями достаточно сложен, поэтому мы еще раз повторим все нюансы:

  1. Нужна ли касса для ИП на УСН в 2019 году? Да, нужна. А кроме того, выдавать кассовые чеки при оплате наличными или картой обязаны розничные продавцы на ОСНО и ЕСХН. Исключение – незначительный перечень ситуаций, указанных в статье 2 закона «О ККТ» № 54-ФЗ. Среди них продажа билетов, мороженого и газет в киосках, разносной торговли и др.
  2. Предприниматели, оказывающие населению услуги на режимах УСН и ОСНО, могут до середины 2019 года выдавать вместо кассовых чеков БСО типографского образца. После этого надо устанавливать либо ККТ, либо автоматизированную систему для выдачи бланков строгой отчетности. Исключение — патентных видов деятельности, указанный в статье 2 закона № 54-ФЗ.
  3. Для предпринимателей на ЕНВД и ПСН срок перехода на кассы зависит от двух условий – наличия работников и видов деятельности. Если это услуги, а также розничная торговля и общепит без привлечения работников, то этот срок перенесен на 1 июля 2019 года. Если же ИП имеет работников, но занимается торговлей или общепитом, то ККТ потребуется с 1 июля 2018 года.
  4. ИП, выбравшие вмененку или купившие патент, могут получить налоговый вычет на сумму не более 18 тысяч рублей за одну единицу техники. Работающие на УСН Доходы минус расходы, ОСНО, ЕСХН учитывают затраты на приобретение ККТ в своих расходах. Для УСН Доходы компенсационный механизм по учету затрат на кассы не разработан.

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Правильно налаженная расчетная система с покупателями – едва ли не основополагающий аспект ведения бизнеса. С точки зрения ФЗ №54, любой вид предпринимательской деятельности, будь то частное лицо или юридическое, обязан приобретать и устанавливать ККТ (контрольно-кассовую технику), если в процессе работы принимает наличный или безналичный метод оплаты. Но из любого правила могут быть исключения, поэтому коммерсанту будет интересно узнать, что включает в себя перечень услуг населению без кассового аппарата. Кто может воспользоваться такой опцией и какая зависимость есть от выбора типа налогообложения?

Кассовый аппарат — обязательное условие для предоставление услуг населению

Кто освобождается от применения ККТ

Как уже отмечалось выше, законодательные нормы накладывают на предпринимателя, несмотря на его организационно-правовой статус (ИП, ООО), обязательство по исполнению кассового режима. Работник Федеральной налоговой службы, кроме плановых, может в любой момент устроить внеплановую проверку продавцу, чтобы выяснить, выдается ли в данном учреждении чек или нет. Подобное напряженное положение никак не радует дельцов, поэтому они всеми легальными способами пытаются уйти от покупки кассового аппарата.

Немалая стоимость самого оборудование (от 30 тыс. рублей за новую машинку, от 15 – за подержанную), а также расходы на его установку (8 тыс. рублей) и последующее обслуживание (7 тыс. рублей ежегодно) тоже не прибавляют желания обзавестись кассой. Приятной новостью станет известие о том, что для ряда дельцов работа без кассового аппарата – существующая реальность, а не заоблачная мечта.

Предоставление услуг населению

Пункт 2 ст. 2 ФЗ №54 в перечень оказания услуг населению без предоставления кассы включает (до 1.07.2018 года):

  1. Торговлю периодическими изданиями (газетами, журналами), если они составляют половину реализуемой продукции.
  2. Торговлю ценными бумагами, облигациями и акциями.
  3. Торговлю билетами на лотерейные шоу.
  4. Торговлю карточек на проезд в общественном транспорте.
  5. Снабжение готовой пищей учеников и сотрудников учебных заведений.
  6. Торговлю на выезде (выставки, ярмарки); исключением является реализация в фургончиках, павильонах и киосках. (Не касается алкоголя.)
  7. Торговлю предметами и продукции питания в поездах посредством переносных тележек, сумок и лотков. (Не касается алкоголя.)
  8. Торговлю мороженым и разливных напитков, не содержащих алкоголя.
  9. Торговлю разливных напитков, не содержащих алкоголя (квас, пиво, молоко), а также сезонными фруктами, овощами, бахчевыми, грибами и ягодами, рыбой и маслом.
  10. Приемку сырья для переработки с целью вторичного использования (стекло, пластик); исключение – металл, продукты нефтедобычи, драгоценные камни.
  11. Торговлю почтовыми марками.
  12. Торговлю предметами религиозного назначения.
  13. Торговлю изделиями ручного труда.
  14. Услуги по починке обуви и одежды.
  15. Услуги по изготовлению ключей.
  16. Предоставление помощи в уходе за детьми, пожилыми, больными и инвалидами.
  17. Предоставление помощи в пахоте поля и заготовке дров.
  18. Предоставление помощи в ношении багажа на вокзалах и в аэропортах.
  19. Передачу в аренду собственного имущества.

Сведения, которые обязательно должен содержать кассовый чек

Однако, отсутствие контрольно-кассовой машины не означает, что клиент не имеет права знать, сколько и за что он заплатил, если он того пожелает. Продажа без кассового чека может осуществляться, если его заменит какой-либо другой документ , выполняющий те же самые функции для потребителя. Им может стать наличие:

  • квитанции,
  • чека товарного,

Данный акт обязательно имеет информацию о названии компании и ее ИНН, количестве продукции и итоговой стоимости, текущей дате, ФИО продавца и его подписи.

Обновленный закон №54 освобождает от ведения кассового учета еще несколько специфичных категорий субъектов хозяйственной деятельности.

Кредиторы и платежные системы

Согласно пункту 1 ст. 2 ФЗ №54, банки и кредитные учреждения могут не устанавливать ККМ , потому как зачастую вся их деятельность связана с использованием банкоматов, терминалов самообслуживания и переносных приемников для пластиковых карт. Любые операции по ним сохраняются и автоматически поступают в налоговый орган, где их можно посмотреть в любой момент.

Но кое-какие обязательства владельцы выполнить обязаны, а именно передать список всех устройств подобного рода в Банк РФ . В противном случае нарушителю будет грозить штраф.

Сельские аптечные пункты и медицинские учреждения

Пункт 5 ст. 2 ФЗ № 54 позволяет обходиться без ККМ :

  • аптекам при ФАПах (фельдшерско-акушерских пунктах), при соблюдении требования, что других полноценных аптек не существует,
  • медицинским учреждения (амбулатория), при удовлетворении требований, что иных полноценных фирм не имеется и они являются лишь филиалами крупных аптечных сетей.

Исключение составляют лишь аптеки, использующие переносные приемники для пластиковых карт и торгующие подакцизной продукцией.

Льгота для фармацевтических заведений была сделана из логических соображений. Во-первых, выручка любой деятельности в сельской местности вряд ли покроет расходы на покупку и обслуживание нового кассового аппарата. Во-вторых, касса бесполезна, если на территории не налажено интернет-соединение. И наконец, не представляется возможным оставить населенный пункт без такого социально-значимого объекта как аптека.

Религиозные организации

В пункте 6 ст. 2 ФЗ №54 оговаривается, что религиозные организации, которые занимаются распространением литературы и оказывают услуги культового и церемониального характера, имеют все основания не применять в результате своей активности кассовый агрегат.

Обязательным условиям является осуществление практики в сооружениях и территориях, имеющих религиозное назначение (церковь, мечеть, зал).

Как и в случае с сельскими аптеками, религиозные заведения тоже обязаны приобретать ККА, если продают подакцизный товар (алкогольные напитки, табачную продукцию).

Сведения, которые должна содержать квитанция

Адвокаты и нотариусы

Хотя ФЗ №54 не содержит прямых распоряжений в отношении того, могут ли нотариусы и юристы выполнять действия без кассовых аппаратов, присутствует ряд других регламентов, которые могут пролить свет на этот момент.

Если исследовать письма МНС (Министерство по налогам и сборам), закон «О нотариате» и ст. 2 ФЗ №54, можно прийти к нескольким выводам, почему ККТ нотариусу не нужен:

  1. За нотариальные услуги взимается госпошлина, которая выплачивается не самому нотариусу, а через банк с использованием квитанции (ПД-4сб).
  2. Нотариальная деятельность не есть предпринимательская, потому что нотариус не является субъектом хозяйственных действий.
  3. Частный нотариус работает за вознаграждение, которое обычно приравнивается к оплате за государственную пошлину.

Оплату за выполняемые услуги частный нотариус должен вносить в собственный реестр с указанием конкретного действия и суммы.

А почему адвокату не обязательно обзаводиться кассой ? Часть 2 ст. 1 ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности» также заключает, что целью адвокатуры является защита основных прав и свобод любого человека или компании, поэтому ее деятельность нельзя расценивать как торговлю, или предпринимательство.

Приход денежных средств по договору об исполнении клиентского поручения адвокатским учреждениям нужно оформлять по кассовому ордеру (форма 0310001) с выдачей клиенту квитанции о назначении финансов.

ИП на ПСН и ЕНВД

Нужна ли касса для ИП на ПСН и организаций, выплачивающих ЕНВД? Нужно разобраться в нескольких моментах.

Исходя из последних нововведений в ФЗ №337, с июля этого года необходимость касс для частных фирм при ПСН и ЕНВД уже наступала, если предприниматель:

  • продает товары в розницу,
  • занимается предоставление готовой продукции через заведения общепита,
  • оказывает любую другую помощь.

Последний вариант нормы дают возможность бизнесмену затянуть с приобретением касс до июля следующего года, но сделать это он обязан.

Работа в труднодоступной территории

В пункте 3 ст. 2 ФЗ №54 прописано, что торговля без кассового аппарата и для ЮЛ, и для ИП может осуществляться в ситуациях, когда предприниматель реализует продукцию в труднодоступной территории или отдаленном районе .

Речь идет не просто о маленьком населенном пункте (до 10 тысяч жителей). Список таких территорий утверждается распоряжениями крупных субъектов, к которым относят данную местность.

Зависимость системы налогообложения и необходимости приобретения кассового аппарата

Закон защищает и самих покупателей. Даже несмотря на отсутствие ККТ, клиент имеет право получить документ, приравниваемый к кассовому чеку, неважно, платил он налом или воспользовался безналом. В нем есть указания о:

  • названии документа и его номере,
  • наименовании компании и ИНН,
  • текущих месте, времени и дате,
  • тип налогообложения,
  • ФИО и подпись продавца.

Акт заполняется вручную или машинным способом, без помарок и исправлений, отмеченные печатью организации (если есть). С каждого документа необходимо делать копию и хранить ее на протяжение пяти лет.

Исключение составляют фирмы, продающие подакцизный товар, или использующие автоматическое расчетное оборудование.

Предоставление юридических услуг

В распоряжении МНС отмечалось, что компании, которые предоставляют услуги юридического толка за вознаграждение, относят к перечню тех, кто может не работать, пользуясь кассовым обслуживанием .

Такое положение вещей действовало вплоть до июля текущего года. После все ЮЛ и ИП обязаны покупать ККТ.

А вот для фирм, обслуживающих юрлица, условия не изменились: кассу иметь необходимо.

Система налогообложения и кассовый аппарат

Могут ли ООО работать без кассового аппарата? В ходе этого обсуждения уже много раз отмечалось, что такое вполне допустимо. На сегодня вопрос «Нужна касса или нет?» будет зависеть не от самого организационного статуса (ЮЛ, ИП), а от выбранной при регистрации фирмы системы налогообложения.

Значительная часть изменений в отношении кассового режима работает уже с 1 июля 2018 года, и многие предприятия установили ККТ.

Компании на ОСНО и УСН после июля этого года не могут себе позволить игнорировать требования по установке кассовой техники.

Послабления в виде отсутствия необходимости приобретать кассы остаются пока (до 1 июля 2019 года) у следующих категорий:

По-прежнему, по желанию потребителя ИП или ООО обязаны выдавать БСО, товарный чек или квитанцию.

Отсуствие кассового аппарата может грозить бизнесмену крупным штрафом или временным отстранением от деятельности

Ответственность за отсутствие кассы

В последние годы суммы штрафов за несоблюдение законодательства о кассовых агрегатах увеличились во много раз. Связаны такие меры с участившимися ситуациями сокрытия доходов от государства. Некоторые хитрые бизнесмены продают товар или услугу мимо кассы, а значит, лишают возможности налоговые службы увидеть реальную картину дохода фирмы.

«Попасться» можно во время очередной налоговой проверки или же в случае жалобы потребителя. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующую ответственность за несоблюдение правил по ККТ:

Нарушение Нарушитель Штрафы или меры
Отсутствие ККМ Должностное лицо штраф 0,5 от расчетной суммы (не меньше 10 тыс. руб.).
ИП/ЮЛ штраф 1 от расчетной суммы (не меньше 30 тыс. руб.).
Неисполнение предыдущего пункта (если расчетная сумма больше 1 млн руб.) Должностное лицо отстранение от деятельности до 2 лет.
ИП/ЮЛ отстранение от деятельности до 3 месяцев.

Несоблюдение требований к ККМ (неправильное использование, несвоевременное предоставление отчетности, отсутствие перерегистрации)

Должностное лицо

– предупреждение,

– штраф до 3 тыс. руб.

ИП/ЮЛ

– предупреждение,

– штраф до 10 тыс. руб.

Непредоставление данных в ФНС Должностное лицо

– предупреждение,

– штраф до 3 тыс. руб.

ИП/ЮЛ

– предупреждение,

– штраф до 10 тыс. руб.

Непредоставление покупателю данных о его приобретение Должностное лицо

– предупреждение,

– штраф до 2 тыс. руб.

ИП/ЮЛ

– предупреждение,

– штраф до 10 тыс. руб.

В заключение

Из всего обсуждаемого материла можно сделать несколько выводов:

  1. Организации на ОСНО и УСН с 1.07.2018 года обязаны установить ККТ.
  2. Компании на ПСН и ЕНВД могут перейти на кассовое обслуживание населения с 1.07.2019 года, если соответствуют следующим условиям: не имеют сотрудников и оказывают помощь населению, торгуют и предоставляют готовые блюда предприятиям общественного питания.
  3. Приобретение кассового аппарата и его обслуживание обойдется дешевле, чем выплата штрафов .

Разобраться самостоятельно в том, нужна ли вашему бизнесу касса, непросто. Однако, данный вопрос стоит того, чтобы посвятить ему время единожды и спокойно вести деятельности без претензий со стороны фискальных служб в дальнейшем.

13.09.2016

Новшества в сфере применения ККТ

С 2017 года на территории нашей страны вступит в силу Федеральный закон №290-ФЗ от 3 июля 2016 года, принятый в третьем чтении. Данный закон внес изменения в ФЗ №54 «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и некоторые другие законодательные акты нашей страны. Основным новшеством данного закона стало требование о переходе на так называемые «онлайн-кассы» для всех налогоплательщиков – это должно быть осуществлено ими, начиная с 2017 года. Все изменения затронули малый, средний и большой бизнес, а переход на новые онлайн-кассы будет осуществлять поэтапно:

  • в течение всего 2016 года перейти на онлайн-кассы могут все желающие предприниматели добровольно.
  • с 1 февраля 2017 года в Федеральной налоговой службе будет осуществляться регистрация контрольно-кассовой техники только со встроенным модулем для передачи данных в режиме онлайн.
  • начиная с 1 июля 2017 году использовать в работе онлайн-кассы в обязательном порядке должны будут все фирмы, обязанные применять «обычную» ККТ в процессе предпринимательской деятельности – такая необходимость определяется в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона №290-ФЗ. То есть, уже к июлю следующего года все предприниматели страны должны обновить, модернизировать свою контрольно-кассовую технику или приобрести новую, с возможностью онлайн передачи данных, работать на старом кассовом оборудовании разрешено будет только до этого срока, в противном же случае, предпринимателя ждут серьезные административные штрафы.
  • с 1 июля 2018 года обязанность применять в работе онлайн-кассы наступает и для предпринимателей-плательщиков единого налога на вмененный доход и на патентной системе налогообложения. Это налогоплательщики, которым сегодня закон позволяет вообще не использовать ККТ в процессе своей предпринимательской деятельности, но в 2018 году, необходимость установки онлайн-касс возникнет и для них.

Напомним, вся новая ККТ будет «создавать» чеки в бумажном и электронном виде, а все фискальные данные о покупках будут в онлайн-режиме отправляться через оператора фискальных данных и аккумулироваться в специальной системе Федеральной налоговой службы России. Также кассовые чеки в электронном виде покупатель сможет получать по электронной почте или на свой телефон в виде смс. Это по-настоящему удобно с точки зрения осуществления покупок в интернете. Раньше предприниматели обязаны были предоставлять своим виртуальным покупателям чеки на купленные товары, а отдать чеки, по законодательству, нужно было в течение пяти минут, что становилось по-настоящему проблематичным для клиентов из других городов и стран. С внедрением же онлайн-касс при покупках в интернете, все кассовые чеки будут направляться клиентам просто в электронном виде. Это по-настоящему просто и удобно. Важно отметить, что не все предприниматели должны будут приобретать новые кассовые аппараты – на многих моделях, не сильно устаревших, существует возможность их модернизации и установки специального фискального накопителя и ПО, а для регистрации онлайн-касс не нужно будет обращаться в налоговую службу лично – регистрацию новой ККТ можно будет сделать просто онлайн на сайте ФНС.


Но в настоящий момент существует категория субъектов малого и среднего бизнеса, которые освобождены от обязанности применения ККТ. Также останется ряд предпринимателей, которые не должны будут применять в работе онлайн-кассы и с 1 июля 2017 года, когда на онлайн-кассы должны будут перейти все организации, ведущие денежные расчеты с потребителями. О том, что это за компании и категории налогоплательщиков – рассмотрим далее.

Сейчас на территории нашей страны действуют положения Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Федеральный закон №290-ФЗ от 3 июля 2016 года внес существенные поправки в этот закон, и некоторые из них вступили в силу уже сейчас, а ряд из них вступят в силу только в 2017 и 2018 году. Согласно документу, пока ККТ могут не применять определенные категории налогоплательщиков. Рассмотрим их.

Пункт 8 статьи 7 Федерального закона №290-ФЗ от 3 июля 2016 года говорит о том, что до 1 июля 2018 года ООО и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять онлайн-кассы при условии выдачи населению соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Также, согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона №290-ФЗ от 3 июля 2016 года, организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года.

В пункте 9 статьи 7 Федерального закона №290-ФЗ от 3 июля 2016 года говорится о том, что «В случае, если ООО и ИП в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года». Другими словами, если предприниматель имел право не использовать в своей работе контрольно-кассовую технику, это право сохраняется за ним до 1 июля 2018 года.

Вспомним, о какой категории предпринимателей и каких видах предпринимательской деятельности, которые могут сегодня не применять ККТ, идет речь.

Итак, действующая редакция закона гласит: «Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Сегодня существуют случаи, когда ООО и ИП могут осуществлять с населением наличные денежные расчеты или расчеты безналичные с использованием пластиковых карт без использования ККТ:

  • в случаях, когда при оказании услуг населению выдаются соответствующие бланки строгой отчетности;
  • не использовать ККТ в работе имеют право ООО и ИП, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ;
  • не использовать ККТ в работе имеют право ИП, применяющими патентную систему налогообложения. Но не работать с контрольно-кассовой техникой для данной категории налогоплательщиков возможно только при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
  • не использовать ККТ в работе имеют право организации в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения при осуществлении следующих видов деятельности, при которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику.
  • необходимо отметить, что в действующем сейчас Федеральном законе №54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» приведен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику. Это:
  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа лотерейных билетов;
  • продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами;
  • продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях;
  • продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
ООО и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Перечень видов торговли, где разрешено не использовать новые онлайн-кассы

С 2017 года на территории нашей страны вступят в силу основные положения Федерального закона №290-ФЗ от 3 июля 2016 года, обязывающего применять онлайн-кассы всех предпринимателей нашей страны. Данный закон внес изменения в Федеральный закон №54, в частности также и во вторую, касающуюся Особенностей применения ККТ и организаций, которые все-таки могут не применять онлайн-кассы в процессе своей торговой деятельности.

Выше уже говорилось о нескольких категориях ООО и ИП, которые освобождены от использования новой контрольно-кассовой техники только до 1 июля 2018 года. После наступления этой даты, они также будут обязаны применять онлайн-кассы.

В новой редакции Федерального закона сказано о том, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Но статья вторая того же закона говорит о том, что ряд организаций может никогда не применять в процессе своей предпринимательской деятельности новую ККТ (то есть, вне зависимости от дат и не дожидаясь 1 июля 2018 года). Рассмотрим, что это за категории предпринимателей.

В первую очередь, Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями в автоматических устройствах для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств.

Также ККТ не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или ИП операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Также ФЗ «54-ФЗ в пункте втором второй статьи дает перечень организаций и ИП, которые могут производить расчеты с клиентами без применения ККТ при осуществлении следящих видов предпринимательской деятельности и оказании следующих видов услуг:

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами;
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Помимо перечисленных выше видов предпринимательской деятельности не использовать в работе ККТ имеют право субъекты среднего и малого бизнеса, расположенные в отдаленных или труднодоступных местностях. Данные населенные пункты должны быть указаны в перечне отдаленных или труднодоступных местностей для каждого из субъектов нашей страны и размещены в сети Интернет и постоянно обновляться. Такие организации имеют право не применять в работе контрольно-кассовую технику, но, если покупатель или клиент компании попросит документ, подтверждающий сделку, такой документ должен быть предоставлен и должен быть заверен лицом, выдавшим этот документ.

Еще одна категория организаций, которые в нашей стране освобождены от применения ККТ – это аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

Не применяется контрольно-кассовая техника в религиозных учреждениях при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.

Применять ККТ без передачи данных в оналйн-режиме через оператора фискальных данных могут в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и ИП.

Но весь приведенный выше перечень организаций не распространяется на компании, которые используют для расчетов автоматическое устройство для расчетов или осуществляют торговлю подакцизными товарами – то есть в данных фирмах новая ККТ должна применяться в работе обязательно.

Но много вопросов вызывает необходимость применения онлайн касс ООО и ИП, которые являются налогоплательщиками ЕНВД или применяющим патентную систему налогообложения. Нужно ли им будет передавать все данные о покупках в ФНС, как это обязаны делать другие предприниматели?

Применение онлайн-касс для плательщиков ЕНВД и патента

Выше мы уже упомянули о том, что не использовать ККТ при расчетах с населением законодательно сегодня могут налогоплательщики ЕНВД или предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения. Но, со вступлением в силу Федерального закона №290-ФЗ от 3 июля 2016 года, для плательщиков ЕНВД и патента данная процедура усложнится – начиная с 1 июля 2018 года применение онлайн-касс для них также станет обязательным. Об этом говорится в пункте 7 статьи 7 Федерального закона №290-ФЗ от 3 июля 2016 года.

ИП, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также ООО и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Но только при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) до 1 июля 2018 года.