Формы государственного правления тгп. Форма правления: понятие, виды

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов:

  • – какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный – захват власти;
  • – каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть;
  • – какова структура высших органов государственной власти;
  • – каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти;
  • – какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти;
  • – какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением.

В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие, единодержавие) – форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой но наследству.

Монархии, в свою очередь, подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные.

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников.

Первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет ненаследиик.

В истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. Так, в Византии из 109 царствовавших императоров 74 были убиты и во всех 74 случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства .

В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.

В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления.

Известный русский юрист Η. М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики. "Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Североамериканских Соединенных Штатов пользуется большей властью, нежели английская королева; по президент ответствен перед Конгрессом и потому нс монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней" .

Из всех названных особенностей абсолютной монархии в ограниченной монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и называется ограниченной.

В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

В дуалистической монархии монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871–1918; П. А. Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906 г.).

Дуалистическая монархия в отличие от парламентской все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается исключительно законодательной работы. В деле же управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается "данной от Бога" и независимой от народа. В России по "Основным законам" 1906 г. царь по-прежнему назывался "самодержавным". Особа его считалась священной и неприкосновенной.

В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии. Ее называют переходной формой от абсолютной монархии к парламентской.

Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: "Король царствует, но не управляет" вполне применима к парламентской монархии. Специфика данной разновидности монархической формы правления во многом совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые будут рассмотрены ниже.

Задавшись нериторическим вопросом: что есть монархия – только ли реликт, оставленный из любви к старине? Следует ответить – нет. Сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией, – Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и других – главой государства формально-юридически считается королева Великобритании.

Большая часть стран с такой формой правления – парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писаным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами. К ним относятся Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др.

До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция, и с этого момента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определенными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там в 1996 г. была принята Конституция.

Республика (лат. res publica, от res – дело и publicus – общественный) – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением либо специальными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу.

Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин.

В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати.

Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен четырем-пяти годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время в мире существует более 200 государств. Большинство из них республики.

Республики можно классифицировать по различным основаниям.

В частности, Η. М. Коркунов и Г. (I). Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые, или непосредственные, республики и республики представительные .

Непосредственной республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.

Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские и смешанные. Первые два вида называют классическими или традиционными.

Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками:

  • – президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство;
  • – правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом;
  • – президент не может распустить парламент;
  • – отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов; в частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками:

  • – верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства;
  • – правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах;
  • – правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку;
  • – допускается существование должности президента, который избирается парламентом либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента; при этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими республиками являются Италия, Австрия.

Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу.

Особый интерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств, проведенный профессором В. Е. Чиркиным .

"Чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и "гибридные" формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).

"Чистые" формы правления наряду с достоинствами имеют недостатки, присущие форме как таковой.

Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление супер-президентских республик в ряде государств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистических республик в отдельных государствах Африки.

Парламентской же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Так, за полсотни послевоенных лет в парламентской республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя продолжительность их существования была менее года.

Включение элементов президентской республики в парламентскую, а парламентской – в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки "чистых" форм. В результате остается все меньше "чистых" президентских или парламентских республик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские республики.

Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен "конструктивный вотум недоверия" (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное количество членов парламента).

Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. №1. С. 109–115.

Понятие и признаки государства

Теория государства и права

К разделу 2 Государство и гражданское общество

К разделу 1. Теория государства

Основная

1. Алексеев С.С. Государство и право: Учеб. пособие / С.С. Алексеев. – М.: Проспект.2006.

2. Основы права и государства: учеб. пособие/под ред. В.М. Шафирова. – Красноярск: Сибирский федер. ун-т.2007.

3. Клименко А.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М., 2002.

Дополнительная

1. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / А.М. Барнашов. – Томск, 1988.

2. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность - Государство и право, 1993, № 12.

3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки - Государство и право, 1993, № 7.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – М., 1999.

5. Малько А.В. Теория государства и права: учеб. пособие / А.В. Малько. – М., 2000.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М., 2001.

7. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие / Г.В. Назаренко. – М., 2001.

8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. – М., 1995.

9. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых. – М., 2001.

10. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения / В.Е. Чиркин. – М.,1997.

1. Азаров А.Я. Права человека: новое знание А.Я. Азаров. – М,1995.

2. Башимов М.С. Институт омбудсмена в Российской Федерации и за рубежом / М.С. Башимов. – М., 1997.

3. Права человека: учебник / под. ред. Е.А.Лукашева. – М., 1999.

4. Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти / Н.Ю. Хаманева. – М., 1999.

Теория государства и права:

рабочая программа курса

для студентов, обучающихся на базе

среднего (полного) общего образования

Составители Владимир Моисеевич Шафиров, Ирина Семеновна Чехлова

Редактор Т.И. Белоусова

Подписано в печать 10.02.11 г. г. Формат 60х84/16

Бумага типографская. Печать плоская.

Усл. печ. л. 0,9 Уч.-изд. л. ______

Тираж 50 экз. Заказ

Издательско-полиграфический комплекс

Сибирского федерального университета

660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

Отдел оперативной полиграфии

Юридического института СФУ.

660075, Красноярск, ул. Маерчака, 6

1. Понятие и признаки государства.

2. Формы государства: понятие и основные элементы


3. Функции государства

3. Функции государства

4. Право: понятие, признаки, принципы, функции

5. Реализация права: понятие, основные формы

Государство - есть особая организация политической власти общества, обладающая публичной властью, суверенитетом, располагающая специальным аппаратом, осуществляющим на профессиональной основе функции управления, имеющая возможность принимать общеобязательные веления в отношении всех граждан, проживающих на ее территории.

Государство как социальный институт обладает следующими признаками :

1) территория, в пределах которой государство безраздельно осуществляет свою власть (внутренний суверенитет);

2) население (через институт гражданства);

3) публичная власть (наличие представительных органов власти и органов местного самоуправления);

4) возможность самостоятельно выступать в международных отношениях (внешний суверенитет);

5) аппарат управления (исполнительная власть);

6) аппарат принуждения (правоохранительные органы);

9) налоги.

Можно указать и такие дополнительные признаки государства, как единый государственный язык (хотя в некоторых государствах их может быть и несколько), единая денежная единица, единая транспортная и информационная системы, а также такие внешние признаки как государственный герб, флаг, гимн.

Форма государства как совокупность его признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, какими органами и методами осуществляется власть. Форма государства характеризуется тремя элементами:

Форма правления,

Форма государственного устройства,

Государственный режим (часто используется термин «политический режим», хотя он скорее политологический, чем правовой).

Форма правления указывает порядок формирования органов государственной власти, их взаимоотношения между собой и с гражданами. Выделяют две формы правления – монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему эту власть в порядке престолонаследия. Для монархии характерно пожизненное правление и юридическая безответственность монарха (однако имеются и «нетипичные» монархии, где монарх является выборной фигурой – Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия).

разновидности монархии – раннефеодальная и сословно-представительная (в историческом плане), абсолютная, дуалистическая и парламентарная.

Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты власти - законодательной, исполнительной и судебной в руках монарха, представительный орган либо отсутствует, либо подконтролен монарху (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Дуалистическая монархия характеризуется распределением полномочий между монархом и представительным органом, при этом монарху принадлежат и законодательные полномочия, разделяемые им с парламентом, и исполнительные, и судебные. Представительный орган избирается, созывается и распускается по воле монарха (Иордания, Кувейт).

В парламентарной монархии , к которой относятся большинство современных монархий, четко разделены полномочия: единственный законодательный орган – это парламент, избираемый демократическим путем, формирующий правительство и осуществляющий контроль за его деятельностью. Без одобрения парламента ни один акт монаршей власти не будет иметь юридической силы (Великобритания, Бельгия, Япония).

Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы власти и высшие должностные лица избираются, срок их полномочий конституционно ограничен. Различают такие виды республиканской формы правления, как президентская республика, парламентская республика, смешанная республика и суперпрезиденская.

Для президентской республики характерно:

Глава государства является и главой правительства,

Правительство формируется главой государства и несет ответственность только перед ним,

Глава государства не имеет права роспуска парламента. Типичным примером президентской республики является США.

Парламентская республика характеризуется следующими основными чертами:

Президент выполняет только функцию главы государства, исполнительную же власть возглавляет премьер-министр (председатель правительства, канцлер),

Президент избирается парламентом,

Правительство формируется парламентом, который осуществляет парламентский контроль за его деятельностью; выражение недоверия одному из членов кабинета министров приводит к отставке всего правительства;

Наличие у главы государства права на роспуск парламента.

К числу парламентских республик относятся Австрия, Италия, ФРГ, Финляндия.

Характерные черты смешанной республики :

Глава государства избирается населением,

Президент формирует правительство, но оно несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом,

Президент может отправить правительство в отставку и может распустить парламент.

К суперпрезидентским республикам можно отнести Францию, Россию.

Форма государственного устройства – это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Из всех известных форм государственного устройства выделяют унитарное государство и федерацию.

Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В унитарном государстве существуют единые представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими органами местного самоуправления. по степени зависимости местных органов власти от центральных подразделяют на централизованное (во главе местной власти стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованное (местные органы власти избираются населением).

Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить ряд признаков, характерных для большинства федераций:

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти,

Конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации,

Субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти;

Имеется двойное гражданство;

Наличие двухпалатного парламента;

Двухканальная система налогов.

Федерации бывают территориальные и национальные .

Государственный режим означает совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующий в стране.

Традиционно выделяются два режима: демократический и антидемократический.

Характерные черты демократического режима :

Органы власти формируются демократическим путем;

Действует многопартийная система. Запрещается действие только тех партий, которые призывают к насильственному ниспровержению основ конституционного строя;

Широкий круг демократических прав и свобод гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты;

Личность надежно защищена от неправомерного посягательства на ее интересы и со стороны государства, и иных лиц.

Тема 5. Формы государства

1. Понятие формы государства

В учебной и научной литературе форма государства зачастую определяется как организация политической власти. При таком подходе внимание уделяется не столько форме государства, сколько политической власти, то есть одному из признаков государства.

Форма государства - это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.

Другими словами, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное деление и политический режим.

Форма правления выражает способ организации высших органов власти, то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве.

Форма государственного устройства характеризует способы национально-государственного и административно-территориального деления государства и способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственного устройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеет данное государство.

Форма политического режима характеризует способы осуществления государственной власти, то есть дает ответ на вопрос, какие политические взаимоотношения существуют между властью и населением.

2. Классификация форм правления

По форме правления различают монархию и республику. Монархия - это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии - монарху. Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения): власть передается по наследству, в бессрочное и пожизненное владение, независимо от воли народа.

Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную.

Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правления единодержавного характера. Монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие (Россия, XVII-XVIII вв.).

Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная, никому не подотчетная власть монарха (это положение зафиксировано в Воинском уставе Петра I).

В рабовладельческом государстве монархия зачастую выступает как восточная деспотия, характерными чертами которой являются самовластие и произвол правителей в отношении населения (Древний Египет).

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия - это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - и особым правовым актом - конституцией, то есть имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом - монархом - и коллективным органом - парламентом.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. В парламентской монархии законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство согласно конституции несет ответственность перед законодательным собранием, а монарх выполняет представительские функции: формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания).

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностями менталитета, то есть национального мышления.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер: монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента; нижняя палата парламента, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания).

Дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох - феодальной и буржуазной, когда феодалы не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять полноту власти.

Республика - это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.

Истории известны различные республики: античные государства-полисы (Рим, Афины); феодальные, к числу которых относятся Новгород и

Псков (торгово-промышленные республики); буржуазные, где республиканская форма правления выступает как способ политической организации гражданского общества; социалистические - Республика Советов и так называемые страны народной демократии (ГДР, ПНР, ЧССР и так далее), для которых характерен отказ от парламентских форм организации и деятельности представительных органов.

Современные республики делятся на парламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства (Италия, Австрия, ФРГ и другие). Правительство формируется парламентом из числа лидеров партий, победивших на выборах и находящихся у власти, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Формальной особенностью такой республики является наличие должности премьер-министра, которого назначает парламент. Парламент вправе вынести вотум недоверия и отправить в отставку правительство или отдельных его членов. Президент формально наделен большими полномочиями, но осуществить их может с согласия правительства, а исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу после одобрения правительства или утверждения парламентом.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными властными полномочиями. Существуют две модели правления президентской республики. По одной модели президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия). Президент при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним. Президенту принадлежит вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим и вправе объявить военное либо чрезвычайное положение. Вместе с тем президент лишен права роспуска парламента, в то время как парламент может отстранить президента от власти путем импичмента, то есть особой процедуры в случае злоупотребления властью, совершения преступления либо грубого нарушения конституции. По другой модели президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства. При президенте образуется система органов - государственных и общественных, которые содействуют ему в выполнении полномочий главы государства и гаранта конституции.

Некоторые государства имеют смешанные парламентско-президентские формы правления. Для них характерно сочетание признаков парламентарной и президентской республики. Например, во Франции президент при соблюдении определенных условий может объявить о роспуске Национального собрания. Президент России, не являясь формально главой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государственной Думы премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства.

3. Формы государственного устройства

По форме государственного устройства теория государства традиционно различает унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

1. Унитарное государство - это государство, на территории которого действуют единое правительство, законодательство и судебная система при наличии в его составе административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Население унитарного государства имеет единое гражданство.

В унитарном государстве существует централизация государственной власти и ведется контроль за деятельностью административно-территориальных единиц (регионов). В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства.

В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей регионов допускается определенная автономия.

Унитарное государство может быть национальным (Польша, Япония, Гаити) и многонациональным (Китай, Афганистан, Пакистан).

2. Федеративное государство - это государственное образование, которое представляет собой союзное государство, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти.

Существует мнение, что федерация - объединение суверенных государств, то есть суверенитет федерации произволен от суверенитета входящих в нее государств.

Согласно другой точке зрения (Георг Еллинек), государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.

Отличительными признаками федерации являются:

а) наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

б) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

в) определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

г) двухканальная система налогов; д) двойное гражданство.

В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и национальные (Россия, Югославия).

В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки.

В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор - национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов.

3. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических и военных задач.

Как правило, конфедерация не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства.

Порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления. Со временем конфедерация превращается в федерацию (Швейцарский союз,

Германский союз, США) либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР).

Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.

Межгосударственные союзы - это классические конфедерации, образованные из независимых государств.

Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ).

Сообщества государств - это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, понятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Согласно двучленной классификации (Л.И. Спиридонов), государственное устройство может быть простым (то есть унитарным) и сложным.

Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии.

Протекторат - это договорный союз двух государств, в котором одно (более сильное) государство оказывает покровительство другому (более слабому) государству: представляет его во внешних делах, обеспечивает вооруженную защиту и оказывает экономическую помощь.

Унии представляют собой межгосударственные объединения различного характера. Разновидностями уний являются:

а) федерации - постоянные государственные образования;

б) конфедерации - временные союзы суверенных государств;

в) монархические унии - добровольные объединения двух государств под властью одного монархического (Австро-Венгрия);

г) империи - сложные государства, созданные насильственным путем (Римская империя);

д) фузии - воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

е) инкорпорации - исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).

4. Классификация политических режимов

Существуют различные классификации политических режимов. Большинство авторов предлагают двучленные классификации. При таком подходе все режимы делятся на демократические и недемократические (по другой терминологии - тоталитарные).

Демократический режим - это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются:

а) формирование органов власти выборным путем;

б) политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений и союзов;

в) государственное существование политических прав и свобод граждан.

Антидемократический режим характеризуют такие признаки, как:

а) формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов либо без выборов;

б) наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плюрализма;

в) бесправие граждан и произвол властей при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан.

Сходную классификацию дает профессор А.И. Коваленко. Автор выделяет два политических режима: демократический и террористический.

В свою очередь террористический режим подразделяется на три разновидности: фашистский, тоталитарный и авторитарный.

Фашистский режим характеризуется как национально-демагогический, тоталитарный - как казарменный, основным признаком авторитарного режима является репрессивный метод осуществления государственной власти.

Многочленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов, таких как:

а) деспотический режим, предполагающий полный произвол монарха;

б) тиранический режим, основанный на узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления;

в) тоталитарный, основу которого составляет всевластие государства, то есть полный контроль над обществом;

г) фашистский режим, идеологией которого является крайний шовинизм и бесчеловечность по отношению к врагам нации, прежде всего к евреям и коммунистам;

е) либерально-коммунистический режим, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;

ж) собственно демократический - это режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие, возможность избирать представительные органы государственной власти (активное право) и быть избранным (пассивное право).

Комбинированная классификация (Г.В. Назаренко) предусматривает деление режимов на демократические и антидемократические с последующей их детализацией.

Демократические режимы подразделяются на три разновидности: либеральный, демократический, либерально-демократический.

К числу антидемократических режимов относятся: деспотический, тиранический, авторитарный, тоталитарный, фашистский и мафиозно-криминальный режим. Последний характеризуется как режим осуществления власти уголовно-террористическими методами.

Наиболее ранние классификации форм государства проводились с иных методологических позиций.

Платон (427-347 гг. до н. э.) классифицировал формы государства аналогично душевному складу человека и выделял: аристократию (справедливость), тимократию (воинственность), олигархию (алчность), демократию (свободолюбие) и тиранию (свирепость). В соответствии с принципом изономии Платон различал законную монархию, или царскую власть; противозаконную монархию, или тиранию; законную власть немногих - аристократию; незаконную власть немногих - олигархию, а также демократию с законами и без законов. Характеризуя демократию,

Платон отмечал, что среди государств, основанных на законности, демократия - наихудший вид, среди государств без законов демократия - наилучший вид государственности. В соответствии с учением Платона о деградации идеальное аристократическое государство вырождается, и на смену ему приходят испорченные формы государства, которые сменяют друг друга.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) выделял шесть форм государства, из них три правильные: монархия, аристократия, полития, и три неправильные: тирания, олигархия, демократия. В правильных формах государства правители имеют в виду общую пользу, в неправильных - преследуют личное благо. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе положительные стороны демократии (правление большинства) и олигархии (правление в интересах большинства). Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии - средней, умеренной формы государственного правления, свободной от недостатков и крайностей.

Полибий (200-120 гг. до н. э.) считал, что круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства.

Первой возникает монархия - единоличное правление. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную форму - тиранию. Недовольство тираном приводит к тому, что благородные мужи при поддержке народа свергают ненавистного правителя. В результате устанавливается аристократия - власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию - правление тех, кто использует свою власть для стяжательства. Эти правители возбуждают недовольство, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царя или немногих, учреждает демократию. Ее извращением является охлократия - господство толпы. "Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца" (цит. по: История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М., 1991. С. 80). Полибий предлагал установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии. Такое государство, по мнению Полибия, неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия.

Литература

  1. Азми. Д.М. Э. Фромм о позитивных и негативных аспектах современной демократии// Гос-во и право. - 2002. - № 5.
  2. Бутырин В.Н., В.Д. Горобец. Парламент Российской Федерации// Гос-во и право. - 2001. - № 3.
  3. Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. - 1993. - № 4.
  4. Власов В.И. К вопросу о соотношении типа и формы государства// Юрид. вестник. - 1997. - № 3.
  5. Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в России. - М., 1996.
  6. Замковой В.И. Тоталитаризм: сущность и концепции. - М., 1994.
  7. Зиновьев А.В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы// Правоведение. - 1997. - № 3.
  8. Златопольский Д.Л. Российская Федерация: особенности современного развития// Вестник Моск. ун-та. - 1997. - № 5.
  9. Киреева С.Я. Понятие и механизмы легитимации политических режимов: от тоталитаризма к демократии// Правоведение. - 1996. - № 4.
  10. Ковалер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. - М., 1990.
  11. Ковачев Д.А. Федерация в зарубежных странах: актуальные аспекты// Журнал рос. права. - 1998. - № 7.
  12. Ковлер А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже ХХI века. - М., 1997.
  13. Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. - М., 1996.
  14. Крылов Б.С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права. - 1996. - № 1.
  15. Манов Г.Н. Правовое государство и современный федерализм // Советское государство и право. -1991. - № 1.
  16. Мигранли А. История теории демократии. - Таллин, 1991.
  17. Мухаметисин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа // Государство и право. - 1994. - № 3.
  18. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. - М., 1971.
  19. Российский федерализм и пути формирования единого правового пространства // Журнал российского права. - 1998. - № 3.
  20. Роянов Ф.М. Развитие современных представлений о сущности федеративного государства // Российский юридический журнал. - 1999. - № 1.
  21. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М., 1994.
  22. Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. - Екатеринбург, 1998.
  23. Силинов П.М. О некоторых концепциях федерализма в зарубежной литературе// Гос-во и право. - 2000. - № 5.
  24. Синюков В.Н. О форме федерации в России// Гос-во и право. - 1993. - № 5.
  25. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. - Свердловск, 1989.
  26. Тадевосян Э.В. К вопросу о характере государственной власти субъекта Федерации// Гос-во и право. - 2002. - № 3.
  27. Тарасов А.Н. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты оценки его эффективности// Гос-во и право. - 2002. - № 11.
  28. Токвиль. Влияние демократических чувств и идей на современное общество // Коммунист. - 1991. -№ 9.
  29. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции// Гос-во и право. - 1999. - № 11.
  30. Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право. -1991. - № 1.
  31. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. -1994. - № 8-9.
  32. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. -1994. - № 1.
  33. Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничения, сотрудничество, субсидиарность// Гос-во и право. - 2002. - № 5.
  34. Чиркин В.Е. С.А. Авакьян. Федеральное Собрание - парламент России// Гос-во и право. - 2000. - № 8.
  35. Шмавонян Г.А. Президентская власть и разделение властей в полупредзидентской республике: опыт Армении// Гос-во и право. - 2000. - № 1.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи) К ограниченным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в кᴏᴛᴏᴩой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – ϶ᴛᴏ форма правления, в кᴏᴛᴏᴩой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления берёт своё начало в рабовладельческих государствах. В наибольшей степени яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в т.ч. высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. При этом более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Стоит заметить, что она возникала в тех средневековых городах, кᴏᴛᴏᴩые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.) Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.)

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за ϲʙᴏю деятельность. Президент республики будет только главой государства, но не главой правительства. Стоит сказать - политически ϶ᴛᴏ означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе)

Президентская республика – ϶ᴛᴏ форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, кᴏᴛᴏᴩое несет перед ним ответственность за ϲʙᴏю деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства реализует президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в кᴏᴛᴏᴩых парламент и президент в той или иной мере делят ϲʙᴏй контроль и ϲʙᴏю ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Форма государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под кᴏᴛᴏᴩой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них будут унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство – ϶ᴛᴏ целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы кᴏᴛᴏᴩого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Важно знать, что большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, так как унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части кᴏᴛᴏᴩого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) будут государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. По϶ᴛᴏму федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При ϶ᴛᴏм федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют ϲʙᴏю “самостоятельность” и в чем они ее утратят.»

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Стоит заметить, что они могут иметь ϲʙᴏи конституции, ϲʙᴏе гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения)

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными будут два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некᴏᴛᴏᴩые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Важно заметить, что однако, при всем этом СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.

Конфедерация – ϶ᴛᴏ союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.) Здесь союзные органы исключительно координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения кᴏᴛᴏᴩых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. К примеру, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому будет Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее ϲʙᴏю жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.

Стоит сказать - политический режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение кᴏᴛᴏᴩого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. К примеру, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано ϶ᴛᴏ тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Стоит сказать - политический режим – ϶ᴛᴏ методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, кᴏᴛᴏᴩое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.

1. Стоит сказать - политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. В случае если ϶ᴛᴏ методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия будет стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим будет тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Форма правления - организация верховной власти государства, то есть устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом и с населением, компетенция этих органов, а также степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Форма правления зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют:

  • - конкретные исторические условия возникновения и развития данного государства;
  • - уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (например, монархические традиции в Великобритании и Японии); ^ территориальные размеры страны, и в определенной степени географическое положение; ^ национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности); ^ соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их образовании;

взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

* компетенцию этих органов.

Монархическая форма правления .

Монархия (в переводе с греческого - единовластие) - такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху. Ее типичные черты (характерны, главным образом, для неограниченной монархии):

наличие единоличного правителя;

династическое наследование власти;

пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

концентрация в руках монарха всей полноты власти;

отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной.

Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республики пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы правления к республиканской. Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии , которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат. Деспот приходит к власти законно.

Тирания - установленная насильственным путем форма правления, основанная на единоличном правлении и опирающаяся на мощную военную силу (имела место в Древней Греции и в ряде средневековых городах-государствах Италии).

При феодализме монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были: ^ Раннефеодальная монархия - создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. Монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими иными связями между завоеванными территориями; Монархия периода феодальной раздробленности - завершала процесс феодализации земель и населения. Некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное политическое и военное влияние. Монарх был вынужден довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер ^ Сословно-представительная монархия - формально полновластный монарх осуществлял правление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России Генеральные штаты во Франции); ^ Абсолютная монархия - отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.

Существуют две разновидности монархий:

Ограниченная - представлена двумя видами: дуалистической и парламентарной (конституционной).

Неограниченная (абсолютная) - форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, расходует казну без чьего-либо контроля. Абсолютная монархия в современных условиях - исключение, она сохранилась лишь в некоторых странах Азии (например, Бруней).

Дуалистическая (двойственная) монархия - наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через двухпалатный парламент (нижняя палата - выбирается, а верхняя - назначается монархом). Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето , то есть вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Дуалистическая монархия возникает в переходные периоды, когда феодалы уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять полноту политической власти. Считается, что дуалистические монархии существовали в Средние века, в настоящее время в классическом варианте их нет.

Парламентарная (конституционная) монархия - монарх «царствует, но не правит». Монарх лишь формально утверждает состав правительства; ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх - не больше, чем символ нации. Признаки парламентарной (конституционной) монархии:

полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти;

исполнительная власть реализуется правительством, ответственным перед парламентом;

правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, получивших большинство в высшем законодательном органе;

главой правительства становится лидер партии (коалиции партий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

Республиканская форма правления:

верховная власть осуществляется выборными органами;

источником власти является народ - выборы высших и местных представителей органов и органов МСУ;

срочность полномочий высших представителей органов власти (парламент, президент);

использование институтов демократии в разнообразных формах;

юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. В древние времена республиканская форма правления существовала в виде:

  • - аристократической республики - основная масса населения даже формально отстранялась от участия выборах высших органов государственной власти (Спарта, Римская республика V - II века до н.э.);
  • - демократической республики - к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения (Афины V - IV века до нашей эры - ведущая роль принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету Пятисот), которые решали наиболее ванные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции).

При феодализме республики носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Флоренция, Генуя).

В настоящее время республиканская форма правления - самая распространенная в мире. Принято выделять три вида республиканской формы правления:

1. Президентская республика - высшим должностным лицом является президент, обладающий полномочиями главы государства и правительства; правительство формируется президентом; президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом (США, Бразилия, Мексика, Аргентина):

президент - глава государства и глава правительства;

всеобщие выборы президента, т.е. он получает свой мандат непосредственно от народа;

  • 3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.
  • (+) ее стабильность и большая эффективность, управленческое воздействие более целенаправленно, т.к. исходит из центра.
  • (-) чрезмерная концентрация власти в руках одного лица, возможность злоупотребления властью, что приводит к суперпрезидентской республике, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
  • 2. Парламентарная республика - сильная законодательная власть и подчиненность ей исполнительной; главой государства является президент; его роль в управлении государством носит номинальный характер (Германия, Италия, Турция, Финляндия):

верховенство власти парламента;

президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией;

правительство формируется лидером партии, победившей на выборах;

парламент может вынести вотум недоверия правительству, после чего оно обязано уйти в отставку (Венгрия, Италия, Германия, Индия, Финляндия и другие).

правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом;

главой правительства является не президент, а лидер правящей партии;

объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку;

президент, как правило, не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума.

  • (+) более демократическая форма правления, т.к. правительство формируется коллегиальным органом -парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют предпосылки сосредоточения власти в одних руках. (-) при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы - частая смена правительства.
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария) :

Смешанные республики устанавливаются, главным образом, в странах, свергнувших тоталитарный режимы

  • (Россия, Болгария, Польша, Португалия и другие).
  • 1-й вариант - наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом.
  • 2-й вариант - повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Президентско-милитаристские республики: возникают в условиях военных режимов, чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии существовала более 10 лет.