Кие нравственные уроки извлекли из жизни раскольникова. Нравственные уроки романа Ф.М

Легко любить всё человечество – соседа полюбить сумей.

Кайсын Кулиев

Цели урока:

  1. Совершенствование умения аналитического комментирования текста.
  2. Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.
  3. Воспитание культуры общения, толерантности.

Оборудование:

  1. Наглядный материал для составления схемы на доске.
  2. Раздаточный материал с текстом для чтения

Ход урока

1. Организационный момент

2. Обозначение темы, целей урока, обсуждение эпиграфа

3. Введение в тему. Создание проблемно-творческой ситуации

Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался кусочек глины. Что тебе слепить из него?” Человек ответил: “Слепи мне счастье”. И тогда Бог…”

Как бы вы закончили эту легенду?

(Обсуждение)

Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в руки человека…”

О чем эта легенда? (Человек сам творец собственного счастья)

Почему же человек (а особенно русская душа) не может быть счастлив в одиночку? Почему ему непременно нужно, чтобы другие, те, кто рядом с ним, тоже были счастливы? Причем порой человек даже готов идти на любые жертвы ради чужого счастья.

(Обсуждение)

Мы находим это альтруистическое чувство, это желание сделать счастливым кого-то и в истории: время строительства коммунизма, когда люди жили и работали для счастья и светлого будущего целой страны, а не для себя лично; и в русской литературе: Данко (М. Горький “Старуха Изергиль”), Раскольников (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”), нумера Единого Государства (Е. Замятин “Мы”).

Так вот сегодня мы и попытаемся ответить на вопрос: почему собственное, личное счастье человека так неотделимо от счастья других?

4. Работа с формулой.

На доске схема:

Вместо “?” выберите знак и прокомментируйте свой выбор.

5. Введение в беседу контекста романа

Давайте вспомним тех героев романа “Преступление и наказание”, для которых свое счастье, счастье для себя, могло существовать только лишь после счастья других.

(По ходу беседы составляется схема)

Какими путями идут герои к этому “счастью для себя”?

жертвуя другими

жертвуя собой

Как “реализуется” путь каждого из героев? какова позиция автора?

Чей путь вы считаете более правильным? почему?

(Обсуждение)

6. Выход к авторской позиции

Какие бы пути ни были предложены в романе, Достоевский не предлагает четкого, определенного, единственного решения. Ведь перед нами полифонический, многоголосный роман – роман идей… Какие же выходы видят герои? В чем истина для них?

Раскольников видит для Сони только три выхода: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или окунуться в разврат (обращение к тексту романа, ч. 4 гл. 4).

Для Сонечки единственный выход и для себя, и для Раскольникова – покаяться и жить в Боге (“Бог защитит!”)

Чей путь ближе для самого Достоевского? Почему?

Путь Сонечки – это приближение к будущему, для Достоевского, которое наступит тогда, когда человек, осознав значимость собственной личности, посвятит ее служению людям. Правда Сонечки ближе всего к правде Христа.

7. Проекция на современность. Подведение итогов

Роман “Преступление и наказание” был написан в XIX веке, но идеи Достоевского вечны и находят продолжение своего существования и в наши дни.

Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова. Подумайте, каким образом эта история связана с проблемами, поднятыми Достоевским в романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ.

Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.

В это время в класс вошел Колька Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

– Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.

Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– Спасибо за подарок!

– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(Высказывания учащихся)

В. Дроганов заканчивает текст так:

Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

Как вы считаете, можно ли последнюю фразу отнести и к роману Достоевского? Почему? Можно ли сказать, что именно этот нравственный урок преподносит нам автор?

Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».

В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).

Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.

Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.

Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.

Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».

Гордость героя перерастает в гордыню – один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре.

В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. Это глубоко и истинно верующий человек, которая воспринимает всю свою жизнь как смирение.

Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольникова. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради других. Раскольников, как и сам автор, убежден, что жертва этой девушки напрасна. Ею она никого не спасла и никого не уберегла. Но Сонечка находится в плену у своих иллюзий и груза ответственности за близких.

Именно она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.

Вера - настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.

По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.

Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.

По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка.

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.

Важно, что библейские мотивы – одни из ведущих в «Преступлении и наказании». Известно, что сам Достоевский был религиозным человеком, глубоко верующим в Бога. Поэтому всех своих героев он оценивает с позиций христианской морали, считая ее основой человеческой жизни. Призыв к следованию библейским заветам - вот главный нравственный урок Ф.М. Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание».

«Преступление и наказание» — пер-вый из серии знаменитых рома-нов Достоевского, благодаря кото-рым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной ли-тературы.

На первый взгляд может показаться, что сюжет «Преступления и наказания» укладывается в стан-дартную схему так называемого «уголовного рома-на» с его обязательными компонентами: преступ-ление, убийца, следователь. Но в уголовных рома-нах сюжет обычно строится на тайне: личность преступника выясняется лишь на последних страни-цах произведения. Между тем в романе Достоев-ского читателю с самого начала известно, кто со-вершил убийство (оно ведь происходит на наших глазах). Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с образом главного героя.

Предельная напряженность сюжета романа выра-жена в нагнетании острейших драматических ситуа-ций: убийство старухи-процентщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, гибель пьяного Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоу-бийство Свидригайлова... — и все это происходит за две недели сюжетного времени! Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идео-логический характер, полемика раскрывает противо-положность характеров персонажей. В романе нет плавной последовательности в развитии действия. Напротив, время течет нервно, толчками. Подсчи-тано, например, что слово «вдруг» встречается в тексте около 560 раз.

В «Преступлении и наказании» Достоевский при-меняет особую форму повествования, которая полу-чила в лингвистике название «несобственно-прямая речь». Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но и его голос. И хотя это является его монологом, постоянно сохра-няется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окру-жающий внешний мир включен в процесс само-сознания героя, неизменно переводится из авторс-кого кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным в про-цесс сопереживания, испытывая те чувства, которые возникают в душе героя по ходу действия.

Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои До-стоевского обычно одержимы «идеей-страстью», выра-жающейся в напряженных драматических ситуа-циях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ прини-мают нередко самые мучительные формы.

Действующие лица романа, за редким исклю-чением, почти все время находятся на грани психо-логического срыва. Для них не существует душев-ного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозри-тельности, даже ненависти. Только там, где по-является Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения.

В «Преступлении и наказании», по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволно-ванные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания па-радного Петербурга с Невским проспектом и Мед-ным всадником. У писателя свой Петербург — город с грязными переулками, темными дворами, мрач-ными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереаль-ный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Расколь-никова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю, — признавался герой романа, — как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осен-ний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохо-жих бледно-зеленые и больные лица...» И само-убийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми став-нями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело...

Удушающее, узкое жизненное пространство окру-жает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправиль-ного четырехугольника). В это пространство, состоя-щее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти.

Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это про-изошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. «С высокого берега открывалась широкая окрест-ность. С дальнего другого берега чуть слышно до-носилась песня. Там, в облитой солнцем необозри-мой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди...» Так начиналось воскресение Раскольникова.

Интересна цветовая гамма «Преступления и нака-зания». Она не отличается яркостью. (Вот почему так бросилось в глаза яркое огненное перо на убогой шляпке Сони.) Давно уже отмечено, что преобладающий цвет в романе — желтый. Желтыми обоями была оклеена комната старухи-процентщицы и каморка Раскольникова, желтоватые обои были в жилище Сони и в гостиничном номере, который за-нимал перед самоубийством Свидригайлов. Добавим, что стреляется он на фоне ярко-желтых домиков.

В самом начале 70-х гг. XX в. на экранах с успехом шел фильм, снятый по роману «Преступ-ление и наказание». Было бы интересно снять его в желтых тонах. Не знаем, существовал ли такой замысел у режиссера-постановщика Л. А. Кулиджа-нова, но он предпочел иной вариант. Он вообще отказался от цвета. Фильм был черно-белым. У Достоевского многие сцены построены на сложном сочетании света и тьмы (как на картинах Рем-брандта). Ограничимся одним примером: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло ос-вещая в этой нищенской комнате убийцу и блудни-цу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».

Значение романа «Преступление и наказание» выходит далеко за пределы своего времени. Он об-ращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуе-мых катастрофах, к которым могут привести ново-явленные Наполеоны, презирающие миллионы прос-тых людей, их естественные права на жизнь, свобо-ду и счастье. Материал с сайта

Ю. Ф. Карякин использовал в своем исследовании «Самообман Раскольникова», помимо всякого рода научных источников, и школьные сочинения. По его наблюдениям, ученики порою «склонны оправдать Раскольникова: само общество, дескать, виновато, и все тут, и нечего, мол, говорить ни о какой личной ответственности, и правильно Раскольников сделал, что «укокошил старушенцию» (писали и буквально так), жаль только, что попался... Такой ответ — на-стоящий сигнал бедствия».

Да, это поистине бедствие, если не замечена жгучая боль писателя, безмерное страдание его о всеобщем расколе, разъединенности, разобщенности людей. Вспомните отчаянный вопль Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли, милостивый госу-дарь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Надо вдуматься, прочувствовать умом и сердцем глубокую тревогу Достоевского при мысли, что воз-можно разделение людей на разряды, единоличное решение судьбы всех волею одного человека, на-сильственное приведение человечества к «всеобщему благополучию». Преступление есть преступление, ка-кими бы высокими словами оно ни маскировалось.

Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме, упоминаемом выше, артист Георгий Тара-торкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: «Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем про-исходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, ис-ключительность, раскольниковское право на насилие».

Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоев-ского, то необходимо было бы выбрать слово нельзя!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение нравственные уроки преступления и наказания
  • сочинение по литературе о чем прдупреждает автор романа преступления и наказания
  • нравственные уроки бёлля
  • последовательность развития действий в романе преступление и наказание
  • сочинение по тексту достоевского уже давно я замечаю
«Преступление и наказание» - пер­вый из серии знаменитых рома­нов Достоевского, благодаря кото­рым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной ли­тературы. На первый взгляд может показаться, что сюжет «Преступления и наказания» укладывается в стан­дартную схему так называемого «уголовного рома­на» с его обязательными компонентами: преступ­ление, убийца, следователь. Но в уголовных рома­нах сюжет обычно строится на тайне: личность преступника выясняется лишь на последних страни­цах произведения. Между тем в романе Достоев­ского читателю с самого начала известно, кто со­вершил убийство (оно ведь происходит на наших глазах). Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с образом главного героя. Предельная напряженность сюжета романа выра­жена в нагнетании острейших драматических ситуа­ций: убийство старухи-процентщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, гибель пьяного Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоу­бийство Свидригайлова... - и все это происходит за две недели сюжетного времени! Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идео­логический характер, полемика раскрывает противо­положность характеров персонажей. В романе нет плавной последовательности в развитии действия. Напротив, время течет нервно, толчками. Подсчи­тано, например, что слово «вдруг» встречается в тексте около 560 раз. В «Преступлении и наказании» Достоевский при­меняет особую форму повествования, которая полу­чила в лингвистике название «несобственно-прямая речь». Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но и его голос. И хотя это является его монологом, постоянно сохра­няется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окру­жающий внешний мир включен в процесс само­сознания героя, неизменно переводится из авторс­кого кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным в про­цесс сопереживания, испытывая те чувства, которые возникают в душе героя по ходу действия. Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои До­стоевского обычно одержимы «идеей-страстью», выра­жающейся в напряженных драматических ситуа­циях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ прини­мают нередко самые мучительные формы. Действующие лица романа, за редким исклю­чением, почти все время находятся на грани психо­логического срыва. Для них не существует душев­ного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозри­тельности, даже ненависти. Только там, где по­является Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения. В «Преступлении и наказании», по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволно­ванные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания па­радного Петербурга с Невским проспектом и Мед­ным всадником. У писателя свой Петербург - город с грязными переулками, темными дворами, мрач­ными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереаль­ный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Расколь­никова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю, - признавался герой романа, - как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осен­ний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохо­жих бледно-зеленые и больные лица...» И само­убийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми став­нями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело... Удушающее, узкое жизненное пространство окру­жает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправиль­ного четырехугольника). В это пространство, состоя­щее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти. Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это про­изошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. «С высокого берега открывалась широкая окрест­ность. С дальнего другого берега чуть слышно до­носилась песня. Там, в облитой солнцем необозри­мой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди...» Так начиналось воскресение Раскольникова. Интересна цветовая гамма «Преступления и нака­зания». Она не отличается яркостью. (Вот почему так бросилось в глаза яркое огненное перо на убогой шляпке Сони.) Давно уже отмечено, что преобладающий цвет в романе - желтый. Желтыми обоями была оклеена комната старухи-процентщицы и каморка Раскольникова, желтоватые обои были в жилище Сони и в гостиничном номере, который за­нимал перед самоубийством Свидригайлов. Добавим, что стреляется он на фоне ярко-желтых домиков. В самом начале 70-х гг. XX в. на экранах с успехом шел фильм, снятый по роману «Преступ­ление и наказание». Было бы интересно снять его в желтых тонах. Не знаем, существовал ли такой замысел у режиссера-постановщика Л. А. Кулиджа­нова, но он предпочел иной вариант. Он вообще отказался от цвета. Фильм был черно-белым. У Достоевского многие сцены построены на сложном сочетании света и тьмы (как на картинах Рем­брандта). Ограничимся одним примером: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло ос­вещая в этой нищенской комнате убийцу и блудни­цу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Значение романа «Преступление и наказание» выходит далеко за пределы своего времени. Он об­ращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуе­мых катастрофах, к которым могут привести ново­явленные Наполеоны, презирающие миллионы прос­тых людей, их естественные права на жизнь, свобо­ду и счастье. Ю. Ф. Карякин использовал в своем исследовании «Самообман Раскольникова», помимо всякого рода научных источников, и школьные сочинения. По его наблюдениям, ученики порою «склонны оправдать Раскольникова: само общество, дескать, виновато, и все тут, и нечего, мол, говорить ни о какой личной ответственности, и правильно Раскольников сделал, что «укокошил старушенцию» (писали и буквально так), жаль только, что попался... Такой ответ - на­стоящий сигнал бедствия». Да, это поистине бедствие, если не замечена жгучая боль писателя, безмерное страдание его о всеобщем расколе, разъединенности, разобщенности людей. Вспомните отчаянный вопль Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли, милостивый госу­дарь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Надо вдуматься, прочувствовать умом и сердцем глубокую тревогу Достоевского при мысли, что воз­можно разделение людей на разряды, единоличное решение судьбы всех волею одного человека, на­сильственное приведение человечества к «всеобщему благополучию». Преступление есть преступление, ка­кими бы высокими словами оно ни маскировалось. Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме, упоминаемом выше, артист Георгий Тара­торкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: «Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем про­исходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, ис­ключительность, раскольниковское право на насилие». Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоев­ского, то необходимо было бы выбрать слово нельзя!

Основные задачи урока:


«ОК - Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ненависть

каторжан к

и их любовь к

Соне. Начало

поворота к

новой жизни.


Философское обоснование

Социальные причины

Психологические истоки


ПРЕСТУПЛЕНИЕ

НАКАЗАНИЕ

Приложение №

Нищета и безысходность положения Раскольникова;

Желание помочь матери и сестре, самому завершить образование;

Сострадание к человеческому горю, «большое сердце»;

Желание помочь всем «униженным и оскорблённым».


Деление человечества на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих»;

Разрешение «крови по совести, дабы

осчастливить человечество»;

Цель – «свобода и власть».

Душевные муки и поиски выхода из

Уязвлённая гордость и уверенность в своей

исключительности;

Желание испытать себя: кто он – «тварь

дрожащая» или «право имеет».

Нравственные муки Раскольникова до и после убийства, неизбежное отчуждение от людей.

Смерть матери

страдание сестры –

расплата за то, что он

вмешался в «промысел божий».

Осмеяние и

осуждение

теми самыми

«униженными и

оскорблёнными», ради

которых он шёл на преступление.

антигуманной

теории Раскольникова

Сон о моровой язве

(«трихинах»). Ад одного

может обернуться адом

для всех.

Открытие мира христианских ценностей

через любовь к Соне. Путь к покаянию.

«Их воскресила любовь».

Разработка Натальи Мироновой

г. Корсаков, Сахалинская область,

Россия


Просмотр содержимого документа

10 класс

Урок №20

Истоки и мотивы преступления героя.

Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека»

Цели:

    помочь ученикам проследить развитие образа Раскольникова, определить авторское и личное отношение к персонажу и его идеи;

    развивать навыки работы с текстом, характеризовать образы в их динамике, умение выражать свои мысли, обосновывать их на основе жизненных наблюдений;

    воспитывать гуманизм, лучшие моральные качества.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся определяют причины совершения Раскольниковым преступления, определяют сущность антигуманистической теории героя и её крушение («разрешение крови по совести»); совершенствуют навыки работы с текстом, его анализа и интерпретации; выражают свои мысли по проблемным вопросам романа, обосновывают их на основе жизненного опыта и наблюдений.

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

мультимедийный проектор, ПК, листы ватмана для работы групп, тексты, тетради.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационно-мотивационный этап

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности. Работа с эпиграфом.

Есть один закон - закон нравственный.

Достоевский

Как вы понимаете слова писателя, которые служат эпиграфом урока?

* Главное для каждой личности - это закон человеческой совести. Именно совесть диктует моральные принципы жизни.

Как, по вашему мнению, это выражение связано с названием урока?

* В течение урока следует исследовать путь героя от преступления к поступкам, вызванных совестью, - раскаянию.

Мудрец древних времен, баснописец Эзоп сказал: «Плохо станет всем людям, когда каждый потребует своего». Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников решил «спасти мир», создав теорию «сильной личности», которой позволено то, что запрещено остальным людям, и испытал ее на себе. Какими качествами должен быть наделен «сверхчеловек», чтобы иметь право распоряжаться жизнью других, судить виновных и невиновных? Над этим вопросом и многими другими мы и будем работать сегодня.

    Объявление темы и цели урока.

    Мозговой штурм.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ

1. Суд , кара, мучения, муки совести , (всегда ли?) ответное убийство,смертная казнь??? Выпороть ремнем, поставить в угол?

2. Принять наказание :

*понять и осознать свое преступление,

*раскаяться и просить прощения.

3. Суд закона

(какой он? справедлив ли он по-нашему?)

Суд совести!!!

В чем будет выражаться? Как его переносит нормальный человек?

1. Пере-ступил через что? ПЕРЕСТУПИТЬ – через кровь, совесть , родных, через самого себя, если не серийный убийца.

2. З адавлен бытом, живет в жутких условиях, одиночество

3. Д олжностное, политическое

Убийство, воровство, насилие, взятка , травля человека человеком, обман, подкуп,

4. Преступник – жестокий, бессердечный, проблемы жизни,

5. П ротив одного человека, против своего народа , против нации

6. УБИЙСТВО – право лишить жизни другого человека. Такого права нет ни у одного человека.

война, геноцид, терроризм

Серийный убийца – извращение психики.

(на интерактивной доске)

Задание . Составить схему- таблицу

а) Что такое преступление ? Обратите внимание на состав слова.

Через что переступает преступник?

Почему человек совершает преступление?

Каие бывают преступления, приведите примеры;

Кто способен совершить преступление? Какой это человек?

Против кого бывают преступления?

Какое, по-вашему, преступление можно считать самым страшным?

О каких преступлениях в нашем мире вы слышали? Прокомментируйте свои примеры с точки зрения только что высказанных нами мыслей.

А война? А тероризм – это преступление?

б) Что такое наказание ?

Какие бывают виды наказаний?

Как преступник может принять наказание? Понять наказание?

Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу?

Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте их.

Какова роль союза И?

Приветствуют учителя.

Определяют смысловое значение эпиграфа к уроку.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи.

Составляют схему-таблицу, используя предложенные вопросы.

ФО: «От кулака до пяти пальцев»

    Этап актуализации опорных знаний

    Беседа о герое романа «Преступление и наказание».

Вопросы:

    Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

    Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

    Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

* Родион Романович – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол , что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество , то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова .

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой , «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

Вывод . Мы с вами видим, что герой противоречив. Какие противоречивые качества вы можете назвать? (Учащиеся называют качества героя, опираясь на текст).

Чуткость

Холодность

Отзывчивость

Осуждение своей отзывчивости, чуткости

Боль за человека

Равнодушие

Острая реакция на несправедливость и зло

Жестокость

А также быстрая смена настроений, переход от доброго к злому.

Реализация домашнего задания. Отвечают на вопросы учителя. Определяют противоречивые качества героя. Делают записи в тетради.

    Операционно-деятельный этап

    Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя».

Задание: представить свое понимание причин, которые привели главного героя к преступлению.

При анализе причин писателя интересует: как родилось преступление? Что привело к нему главного героя? Да и только ли главного героя? Ведь в романе каждый переступает определенную черту. Каковы причины? Их много, но можно обобщить их в четыре группы: нравственные, психологические, социальные и философские. И расчленение весьма условно, так как они все тесно связаны.

    Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации». Что толкает Раскольникова на преступление?

Вопросы:

    Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

* В. Я. Кирпотин : «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».

    Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)

.

Путь Раскольникова к преступлению:

а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

в) разговор студента и офицера в распивочной;

г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь;

ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

    Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

* Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.

    Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

* Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».

В тетрадях можно сделать записи .

* Композиционная пропорция составляет 1:6; это подтверждает авторскую идею: по христианской доктрине и законам справедливости преступление должно быть наказано.

    На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она вос­торжествовала?

* Теория Раскольникова - антигуманистическая по своей сути. В её основе заложены идеи биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление,

Для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова об­рекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за­хотели бы доказать, что и они «наполеончики».

Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось в прошлом веке, когда Наполеон отправился завоёвывать мир, и в 30-х годах нашего столетия, когда к власти пришёл фашизм в Германии...

Создают опорную схему – кластер.

ФО: взаимооценка «Тур по галерее».

Обсуждают выполненные работы, отвечая на вопросы учителя, делают записи в тетради.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

      К Раскольникову я отношусь...

      Теория «сильной личности» в наше время...

      Меня удивляет (впечатляет) ...

    Чтение притчи.

Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком.

    Почему бывают плохие люди? – спросил его внук.

    Плохих людей не бывает, ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и темная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – темный. Понимаешь?

    Понятно,- сказал малыш.- Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

    Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

И я вам всем желаю, чтобы вы кормили светлого волка. Не забывайте, что Любовь и Д оброта спасут мир.

Учащиеся в тетради продолжают данные предложения (заслушать несколько человек или желающих)

Домашнее задание

    Дать письменный развернутый ответ на вопрос: Как вы понимаете слова Раскольникова: «Я себя убил, а не старушонку».

    Групповая работа. Сбор материала по теме «двойники» главного героя и его «антиподы».

1 группа – Лужин

2 группа – Свидригайлов

3 группа – Порфирий Петрович

4 группа – Соня Мармеладова

Записывают домашнее задание, определяют состав групп, форму подачи материала.

Просмотр содержимого документа
«Дискуссионные вопросы»

Дискуссионные вопросы.

    Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? Теория связана с преступлением, поэтому главная проблема: возможно ли делать добро людям с помощью преступления?

    Раскольников, действительно, находится как бы между двумя полюсами. Сострадание к людям чередуется в душе героя с приступами гордыни. Это внутреннее противоборство, а внешнее – это метание между знакомыми и родными. Что одержит победу? С чем труднее справиться: со злом внешним или врагом внутри себя? Можно ли логически оправдать принцип “добра” или “зла”?

    “О, если бы я был один и никто не любил меня, и я никого не любил! Не было бы всего этого”, – размышляет Родион Раскольников в конце романа. Следовательно, как это ни парадоксально, одним из мотивов, приведших его к преступлению, была его любовь к людям, желание стать “спасителем человечества”. Каковы же причины, побудившие Раскольникова совершить преступление?

Просмотр содержимого документа
«План сочинения»

План сочинения – Индивидуалистический бунт Раскольникова

I. Причины бунта, приведшие к преступлению.

1. Окружающая действительность: Петербург, нищета, унижения.

2. Особенности личности Раскольникова:

А) сострадание к чужой боли, душевная отзывчивость, уязвленная гордость;

Б) «бесчувствен до бесчеловечия», «ужасно высоко себя ценит».

II. Теория Раскольникова - порождение капиталистического общества и отражение особенностей его личности.

1. Деление людей на два разряда: «гением» и «муравейник».

2. Право «гениев» на «кровь по совести».

3. Право «на кровь» во имя чего? По теории Раскольникова - чтобы «сделаться благодетелем человечества». В действительности же - ради власти над «муравейником». Самообман Раскольникова.

III. Сущность «пробы» - убийство Алены Ивановны. «Кто я - тварь дрожащая или право имею?».

IV. «Катализаторы» преступления Раскольникова.

1. Разговор, услышанный им в трактире.

2. Знакомство с семьей Мармеладовых.

3. Письмо от матери .

V. Отношение Достоевского к преступлению Родиона Раскольникова.

1. Смысл названия романа. Преступление - не только убийство старухи, но сама бесчеловечная теория. Наказание - муки и страдания Раскольникова, начавшиеся до «пробы».

2. Зло преступления Раскольникова множится. Убийство старухи; убийство невинной «блаженной» Лизаветы и ее не родившегося ребенка; принявший на себя вину Николка, сумасшествие и смерть матери. Логическое завершение этой цепочки - сон Раскольникова о моровой язве.

3. в зеркале Лужина и Свидригайлова. Он ненавидит их, но с ужасом понимает, что в нем есть бесчеловечность Лужина, эгоизм, цинизм Свидригайлова,

VI. Возрождение Раскольникова с помощью Сони. Она жила в том же мире, что и Раскольников, но не ожесточилась, не дошла до человеконенавистничества. Она сильна любовью к людям, умением понимать, прощать, жертвовать собой. Ее духовная сила, самопожертвование помогают Раскольникову искупить вину, вернуться в мир

Просмотр содержимого документа
«Чтение легенды»

Чтение легенды.

У Бирбала были недоброжелатели среди придворных. Они только и ждали случая, чтобы очернить его перед падишахом.

Как-то раз один из них обратился к Акбару:

О покровитель мира! Советник Бирбал небеспристрастен в своих решениях. Вчера были схвачены четыре преступника. Они совершили одинаковые проступки, но Бирбал дал им разные наказания. Ты сам можешь в том убедиться.

Когда Бирбал явился во дворец, падишах спросил его:

Я слышал, Бирбал, что ты вчера в суде за одинаковые преступления вынес различные приговоры. Так ли это и что это значит?

Ваше величество! Это правда. Я не допустил несправедливости, я остался верен правосудию. Золото сплющивается от самого легкого удара, а для того, чтобы расплющить железо, надо бить тяжелым молотом. Порядочному человеку хватит и намека, а бессовестного не исправит и наказание. Цель наказания в том, чтобы исправить виновного. Когда я выношу приговор, я всегда думаю о том, что за человек тот, кто провинился, и каким наказанием его можно исправить.

Тогда докажи, что вчера ты вынес справедливые приговоры.

Ваше величество! Одного я отпустил. Я сказал ему только, что такой человек, как он, должен стыдиться своего поступка. Он ушел домой и от стыда принял яд. Другого я сурово отчитал и освободил. Он глубоко осознал свою вину и ушел прочь из города. Третьего я приказал наказать палками. Он теперь заперся дома и не показывается людям на глаза. Самый суровый приговор я вынес четвертому: ему отрезали нос и уши, вымазали лицо сажей, посадили на осла и возили по городу. Так этот бесстыдник ездил по городу и смеялся! А когда увидел на улице своего сына, то приказал передать матери, чтобы она приготовила к его приходу воды для купания и хороший обед. Он, мол, еще покатается немного по городу и скоро вернется.

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.


«10 класс Урок №20 Мотивы преступления Раскольникова»



Урок-исследование

Преступление е


Цель урока: исследовать мотивы и причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.



1.Ну да, чтобы ограбить..

2. Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…

3. Завладев старухиными деньгами, употребить их на себя…

4. …мне надо было узнать, вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая, или право имею?...


Причины преступления Родиона Раскольникова

Нравственные

Психологические

Социальные

Философские


И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился…

«Письмо матери его совсем измучило»

«Не бывать этому браку, пока я жив…»

Нравственные


«Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.»

«С некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию»

Психологические


«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»

«Он был задавлен бедностью»

«Каморка его… походила более на шкаф, чем на квартиру»

Социальные


«..месяц назад и даже вчера еще она была только мечтой, а теперь… теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном, совсем незнакомом ему виде…»

«В то время он и сам не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразностью, но соблазнительною дерзостью»

«Безобразная мечта»

Философские


«Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление


Просмотр содержимого презентации
«Достоевский теория Раскольникова»


Антигуманная сущность теории Раскольникова

(По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

900igr.net


  • Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления
  • Показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой руководствуется он в своей жизни
  • Развивать навыки литературного анализа произведения

  • Какова история создания романа?
  • В чем необычность героя?
  • Что дает возможность Раскольникову осуждать других?
  • Какие события способствуют утверждению героя в правильности его «мечты»?
  • В чем суть теории Раскольникова?
  • В связи с чем появляется в романе Лужин?
  • Как теория Лужина связана с теорией Раскольникова?
  • Имел ли Свидригайлов основания сказать Раскольникову «мы одного поля ягоды»?
  • Кто опровергает антигуманную теорию Раскольникова?
  • Что помогло Раскольникову возродиться?

Теория «двух разрядов» -

даже не обоснование преступления.

Она уже и есть преступление.

Она с самого начала решает,

предрешает вопрос – кому жить,

кому не жить.

Ю. Карякин


история Раскольникова – это история

заблудшей души. Это развеянный миф о

«сверхчеловеке», об избранных, которым

все дозволено.

Кулиджанов Л.

Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, как в зеркале мир многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик.

О. Хайям


социальный

Жанровое

своеобразие

романа

философский

психологический

Петербургский

роман - опровержение


Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

Идеи, витающие в воздухе,

обс тоятельства жизни

Душевное состояние

Внешние:

Внутренние:

  • Состояние Раскольникова («задавлен бедностью», страдает за других, стремление действовать)
  • Характер Раскольникова (замкнут, одинок, самолюбив)
  • «Безобразная мечта»
  • Взгляды революционных

демократов

  • Идеи бонапартизма
  • Тяжелая, душная атмосфера

города

  • Судьбы обездоленных людей

(Мармеладовы,

Дуня, девочка на бульваре,

женщина-утопленница)


Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении»

СУТЬ ТЕОРИИ :

Все человечество можно

разделить на два разряда:

«тварей дрожащих» и

«право

имеющих»

«Вошь ли я или право имею?» Мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества (Христа)

Исторический прогресс совершается за счет чьих-то страданий


наказание

«чувство

разомкнутости и

разъединенности

с людьми замучило

его»

«…словно бы

ножницами отрезал

себя от них»

«да неужели ж, я в

«я не старушонку,

я себя убил…»

самом деле возьму

топор, стану бить по

голове… Господи,

неужели?»


«…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда»

Раскольников –человек идеи. Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу. Для такого человека измениться в убеждениях значит… тотчас и во всей своей жизни.

Достоевский Ф.М.


Двойники Раскольникова

Соня

Мармеладова

Свидригайлов

Лужин

Наделена даром

бесконечного

сострадания людям.

Идет на страдания

и унижения ради

близких. «Себя убила»

Человек, лишенный

нравственных

устоев, запретов.

Доведенный до

цинизма вариант

теории

Делец, деньги –

единственный его

Бог. Готов

«переступить все

препятствия».

Живет по принципу

«все дозволено»

Бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое

самоутверждение за счет других

Христианская любовь

и смирение спасают


  • Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью.
  • Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно.
  • Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».

Каков, по вашему мнению, главный мотив убийства из тех, что Раскольников называет Соне Мармеладовой? (часть пятая, гл.4)

Раскольников о мотивах убийства

Наблюдение Сони за поведением героя

Просмотр содержимого презентации
«Теория Раскольникова»



Словарная работа:

  • Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
  • Теория – совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-либо науки.
  • Теория – сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-то. Это комплекс взглядов, представлений идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.

Сущность теории.

Право сильной личности на кровь. Он поделил человечество на обыкновенных законопослушных «существователей», «тварей дрожащих» и на людей необыкновенных, «завершителей человечества». Именно они способны разрешить своей совести перешагнуть через любое препятствие, через кровь и преступление во имя дальнейшего блага людей. Теория эта исходит из понимания волевой силы человека, в руках которого находятся все средства изменения мира.


Какие факторы повлияли на формирование данных теорий

Подъем общественного движения разночинцев-шестидесятников. Взгляды революционных демократов. Нигилисты, социал-утописты, бонапартизм, насильственное свержение власти, различные идеи и теории о реформации общественного строя. Ими увлекалась молодежь. «Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, которым оно не верит»,- писал Салтыков-Щедрин.

Характер

Мир петербургских углов (нищета, несправедливость, ужас существования людей).

Студенческая среда

честность, порядочность, благородство, неравнодушие к жизни народа, страны заставляли размышлять героев о том, что в обществе нужны реформы, что нужно что-то перестраивать, решительность, великодушие, доброта (у Раскольникова)


Как ведет себя Раскольников увлеченный своими идеями?

Сначала замыкается в себе, бросает учебу, уроки. Мечется по улицам Петербурга. Делает «пробу». Болезненно-раздраженный ум, предвзятость (везде ищет перекличку со своей идеей) Терзания за всех. Раздвоение. Письмо Дуни. Знакомство с Соней-«грешницей». Сон Раскольникова об убийстве лошади (отвращение к убийству).


5. Отношение к близким

6. Реализация теории на практике

Грубость, отчуждение, жестокость, стремление избегать их, ложь. С другой стороны – забота, привязанность, любовь.

Разрешил себе «право», допустил «кровь по совести». Убил старуху-процентщицу.


Результат

Причины краха теории

«Переступить» через себя не смог. Это стало «наказанием». Противоречие между умом и сердцем. Не раскаялся.

1) индивидуализм, а человеку не свойственна полная изоляция – физическая и духовная, без общества человек не может. 2) натура (природные нравственные качества) 3) гордыня, презрение к людям, желание власти 4) любовь, дружба 5) случайность (убийство Лизаветы)


Словарная работа:

  • Индивидуализм – нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.

Просмотр содержимого презентации
«Мотивы преступления Раскольникова»


МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

  • познакомиться с героем романа;
  • проанализировать мотивы преступления
  • формировать умения и навыки анализа

художественного произведения;

  • наблюдать особенности художественной

манеры Ф.М. Достоевского;

  • воспитывать бережное, внимательное

отношение к художественному слову.


Роман-исследование

«Ищу человеческое в человеке»

Ф.М. Достоевский

  • Почему убил?
  • Почему признался?
  • Почему воскрес?

«…уничтожить неопределённость, то есть объяснить убийство»

Ф.М. Достоевский

(Из черновиков к роману

«Преступление и наказание»)


Убийство

Глава 6. Разговор студента и офицера

Глава 5. Сон на Васильевском.

Глава 4. Сцена на бульваре.

Глава 3. Письмо матери.

Глава 2. Встреча с Мармеладовым.

Глава 1. Петербург. Проба.


Причины преступления

Социальные

Нравственные

  • «Он был задавлен бедностью»
  • «…углубился в себя и уединился от всех»
  • «…второй день как уж он почти ничего не ел»
  • «Я тогда, как паук, к себе в угол забился»
  • «столько злобного презрения»
  • «И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет!..»
  • «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»
  • «Я просто убил; для себя убил, для себя одного»
  • «Тварь ли я дрожащая или право имею…»

«Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

СО-СТРАДАНИЕ

Страдание

(наказание героя)

Эксперимент

(убийство)

Рождение теории

(«безобразная мечта»)

Страдание

(неудовлетворённость окружающим миром)