Выбор полосы движения перед перекрестком с трамвайными путями. Можно ли ездить по трамвайным путям: правила и нюансы Правила поворота с трамвайных путей

Трамвайные пути - неотъемлемый атрибут любого большого старого города. Однако если не так давно такой способ передвижения был основным, то в настоящее время трамваи являются лишь одним из длинного списка видов транспорта. Рельсы для него чаще всего располагаются на территории дорог, поэтому автомобилистам постоянно приходится осуществлять разворот на трамвайных путях, чтобы не задеть элекроперевозчика. Более того водители нередко встречаются с ситуацией, в которой необходимо осуществить разворот через трамвайные пути.

Движение по трамвайным путям попутного направления

Для того чтобы понять, когда можно осуществлять разворот на трамвайных путях, в первую очередь необходимо знать можно ли ездить по трамвайным путям.

По правилу 8.5 ПДД существует ряд пунктов, при которых автомобилист имеет право проехать по трамвайным путям:

  • они находятся на одном уровне с окружающей их проезжей частью
  • они находятся по левую руку от автомобилиста
  • движение трамвая должно совпадать с движением водителя

Вышеозначенная возможность появляется, только если все три правила соблюдены и не создается помех для движения транспорта. Из этого можно построить нередко встречающиеся ситуации, при которых выезд на трамвайные пути законодательно воспрещен:

  • 1. Трамвайные пути установлены по правую руку от водителя.

Подобная ситуация встречается реже чем левостороннее расположение, однако также имеет место быть в нашей стране.

  • 2. Трамвайные пути установлены на газоне, возвышаясь над проезжей частью или «вдавлены» в проезжую часть, тем самым располагаясь ниже автомобильной дороги.

В таком случае рельсы и прилегающая территория воспринимаются в качестве разделительной полосы, по которой проезд заведомо запрещен правилами дорожного движения вне зависимости от наличия на ней путей.

  • 3. Попытка проехать на встречные трамвайные пути

Данное действие является нарушением правил, поскольку считается проблемной ситуацией для движения транспорта.

В дополнение, каждому водителю нужно быть внимательным и проверять наличие специальных дородных знаков и сплошных линий вдоль рельсов. И те и другие говорят о запрете выезда на территорию трамвайных путей.

Также важно понимать, что пересечение рельсов, которые находятся по правую руку от водителя строжайше запрещено.

Разворот через трамвайные пути вне перекрестка

Многие задают вопрос «Можно ли разворачиваться на трамвайных путях?». Для того чтобы автомобилист смог осуществить разворот через трамвайные пути, ему необходимо произвести определенный алгоритм действий:

  1. Проверить трассу на легальность разворота:
  • рельсы находятся на одном уровне с дорожным полотном
  • пути расположены по левую сторону от водителя
  • отсутствует одинарная или двойная сплошная линии слева, посередине или справа от рельсов

2. Пропустить проезжающий трамвай.

3. Перестроиться на пути попутного движения.

4. Осуществить поворот налево на пути противоположного следования так, чтобы автомобиль пересекал их перпендикулярно движению транспорта. В противном случае ситуация будет расценена как движение по встречной полосе.

5. Выехать, с разворотом или без, на необходимую автомобильную трассу.


После выполнения всех действий разворот на трамвайных путях будет считаться выполненным правильно, и ни один представитель ГИБДД не будет иметь поводов предъявить претензии.

Разворот на перекрестке

Рассмотрим ситуацию, когда необходимо осуществить разворот на перекрестке с трамвайными путями. Для осуществления правильного разворота через трамвайные пути по ПДД, дорожное полотно должно соответствовать следующим критериям:

  • трамвайные пути находятся слева от водителя;
  • трамвайные пути и дорожное полотно находится на одном уровне;
  • движение по трамвайным путям и дорожному полотну осуществляется в одном направлении.

Если дорога соответствует данным критериям — вы обязаны выехать на попутную полосу трамвайных путей и осуществить разворот на трамвайных путях или поворот налево.

По ПДД разворот или поворот налево осуществляется с крайней левой полосы . Если нет разгроничения (бордюра или иного элемента конструктивного разделения дорог), а так же при отсутствии знаков 5.15.1 и 5.15.2 и дорожной разметки 1.18 — попутная полоса железнодорожных путей является крайней левой полосой, поэтому поворот налево и разворот осуществляется с ней.

Видео: правила разворота вне перекрестка через трамвайные пути.

Поворот на перекресте с трамвайных путей

Поворот налево с трамвайных путей так же как и разворот через них осуществляются аналогичным образом. Однако нужно быть внимательным еще в нескольких аспектах:

  • Не пытаться пересечь трамвайные пути, находящиеся по левую сторону от водителя, перпендикулярно обоим направлениям движения электротранспорта. Перестройка на сонаправленные трамвайные пути обязательна в любом случае.
  • В тех ситуациях, когда регулировщик либо светофор одновременно дозволяют движение обоих видов траспорта, по п. 13.6 Правил Дорожного Движения водители автомобилей обязаны пропустить представителя рельсового транспорта.
  • Исключением из вышеозначенного пункта является ситуация, когда одновременно с предупреждающим или запрещающим сигналами светофора зажглась стрелка, в направлении которой осуществляется движение, тогда автомобилисты и водители трамвая меняются местами, и последние уступают дорогу первым.

Штраф за езду по трамвайным путям

Нередко бывают ситуации, при которых автомобилист может замешкаться или по неопытности или невнимательности произвести поворот неправильно. Если это заметит сотрудник ГИБДД, водителю грозит штраф за:

  • остановку на трамвайных путях – от 1,5 до 3 тыс. рублей в зависимости от города, в котором это произошло
  • переезд сплошной линии – от 500 до 1500 рублей
  • помехи движению трамвая – до 500 рублей
  • выезд на встречные пути – до 5 тыс. рублей, в особо тяжелых случаях возможно лишение прав на срок от 4 месяцев до 1 года
  • выезд на встречные пути с целью объезда препятствия – от 1 до 1,5 тыс. рублей

Правила переезда трамвайных путей при наличии сообщения в обе стороны урегулированы полностью. Однако в ПДД отсутствует регламент для дорог, в которых движение рельсового транспорта осуществляется только в одну сторону. Если автомобилист находится именно на такой трассе, то ему стоит быть внимательнее и в случае опасности для жизни или для кошелька постараться не осуществлять разворот и доехать до перекрестка.

Разворот на трамвайных путях, а также езда по ним в попутном направлении допускается в рамках правил – это необходимо для нормального движения транспорта. При этом даже опытные водители не всегда знают, как правильно делать маневр при различных ситуациях на дороге, обстановке и разметке.

Когда движение запрещено

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Существует несколько вариантов, как делать разворот на трамвайных путях. В не последнюю очередь автолюбителям следует знать о санкциях за неправильный маневр, так как они весьма существенные. В любом случае, делается разворот по правилам или нет, движение машины на путях не должно создавать помех другим ТС.

Выезжать на трамвайные пути и осуществлять связанные с этим маневры запрещено полностью в таких ситуациях:

  • рельсы располагаются справа от полосы (это достаточно редкое явление, но оно иногда такое встречается);
  • пути на возвышении или в углублении – в этом случае они играют роль полосы разделения, на которую нельзя заезжать;
  • запрещено разметкой 1.1, 1.2.1, 1.3 (пересечение сплошных линий) и знаками 3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4;
  • нельзя обгонять или объезжать с выездом на «встречку» на дороге с движением в две стороны или с 4 и больше полосами. На этих участках для поворотов влево и разворотов предусмотрены перекрестки и другие места, где это позволено и обозначено с помощью знаков и разметки;
  • осуществление маневра, нарушая (далее в тексте все пункты будут по ПДД РФ), в котором сказано, что если рельсы слева, движение по ним попутное и они на том же уровне что и дорога, маневры осуществляются с них. Применяется правило следующим образом: нужно покинуть проезжую часть, заняв крайнюю часть дороги, перестроиться на пути для трамвая и развернуться уже с них;
  • нельзя разворачиваться с рельсов со встречным движением и ехать по ним ( , ), в противном случае это может служить основанием сурового наказания вплоть до лишения прав. Выезжать так допускается, только когда есть соответствующие знаки.


Кроме перечисленного, разворот запрещен на таких участках:

  • на переездах железной дороги;
  • в местах, на которых видимость меньше100 м;
  • участки для остановок публичного транспорта;
  • мосты, эстакады, переходы, в тоннелях.

Случаи, когда маневр разрешен

Прежде чем описывать правила, необходимо выяснить, что считается разворотом. Кроме знакомых всем маневров, в это понятие входит и когда в его процессе пересекаются пути для трамваев, чтобы поменять направление движения. Осуществляться это может по-разному, в зависимости от того, где двигается машина – на перекрестке или не в его зоне.

Разворот на трамвайных путях допускается, но его надо осуществить согласно следующим правилам:

  • п. 8.5: поворачивая или разворачиваясь нужно занимать крайнее место на дороге с попутным движением, (исключение: круговые перекрестки). Попутные пути могут оказаться справа, тогда, если они на одном уровне с дорогой, маневры делаются с них, кроме, когда знаками предусмотрен другой вариант действий. При всех вариантах езды должны отсутствовать помехи для трамвая;
  • : поворачивая налево или делая разворот не на перекрестке, водитель обязан уступить встречным ТС и попутному трамваю;
  • п. 9.6: допускается попутная езда по рельсам, находящимся слева, когда все попутные части дороги заняты, а также при объездных маневрах, сворачивании налево и во время разворотов по п.8.5. Если знаками 5.15.1 – 2 предусмотрен иной порядок действий, то нужно выполнять их, иные маневры запрещены.

Есть мнение, что при разворотах «встречки» не может быть, поскольку это полноценный маневр, меняющий направление ТС. По этой причине вменять это нарушение можно, только если оно было до того, как автомобиль начал разворачиваться или после, но никак не в процессе маневра. Согласно такой позиции выезд на рельсы со встречным движением запрещен, кроме разворота, и к водителю не должно быть никаких претензий.

При указанной позиции все зависит от того сможет ли доказать ее водитель работникам ГАИ, иначе – внушительный штраф.

Особенности разворота на трамвайных путях

Нюансы, с которыми следует ознакомиться возникают при маневрах на и вне перекрестков и при поворотах налево с пересечением путей для трамвая.

На перекрестке

Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения возможен, когда дорога, по которой подъезжают к перекрестку, разделяется трамвайными рельсами вровень с ней. Соблюдая п.п. 8.5, 9.6 допускается разворачиваться с выездом на пути, но при этом должны отсутствовать помехи для иных ТС, и надо соблюдать знаки (5.15.1, 5.15.2) а также разметку, если они есть.

Кто кому должен уступать регламентировано , а именно: трамваю всегда предоставляется преимущество, если светофор допускает одновременное движение этих ТС. Водители рекомендуют пропускать его всегда и даже при грубом нарушении им правил и это логично, поскольку от столкновения с этим ТС больше пострадает машина или пассажиры.

Из указанного правила есть исключение: если автомобиль двигается согласно стрелке, активированной в дополнительной секции вместе с красным/желтым сигналом, машинам, двигающимся с иных направлений, дорогу уступает трамвай.

Вне перекрестка

Разворачиваться можно и вне перекрестка. При этом допускается осуществление маневров от правого края дороги, с обочины по правую сторону, если не хватает места, чтобы сделать это из крайнего левого ряда, как обычно. Во время этого попутному и встречному транспорту должна уступаться дорога.

Правильные действия при разворачивании не на перекрестках поэтапно:

  • убедиться, что рельсы находятся по левую сторону и вровень с дорогой, а также, что нет ограничительных знаков с разметкой;
  • попутному рельсовому транспорту, если такой двигается, нужно уступить;
  • совершить перестраивание на рельсы с попутным движением;
  • уступать всему встречному транспорту и подождать пока он проедет;
  • задействовать поворотник и, внимательно проверив, нет ли трамваев, развернуться.

Типичные ошибки такие:

  • маневрировать начинают с проезжей части, а нужно сначала перестроиться на пути и с них разворачиваться. За это законом не предусмотрены санкции, но такой вариант движения более предрасположен к возникновению аварийных ситуаций – возможно столкновение с машиной, уже находящейся на путях;
  • неполный выезд на рельсы провоцирует аварийную обстановку;
  • поворот с рельсов, на которых движение встречное (п. 9.6);
  • машина едет перпендикулярно по отношению к рельсам с движением навстречу. В этом случае штраф могут выписать за выезд на «встречку»;
  • маневрирование происходит слева по отношению к предполагаемому движению припаркованного авто. Разворот нужно начинать, когда капоты будут расположены на одной линии. Это уменьшит риск аварий.

Налево

При развороте, когда автомобиль поворачивает налево, пересекая трамвайные пути, придерживаются тех же правил, что указаны выше для маневров вне перекрестка. Это стандартная ситуация. Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения делается по п. 8.5: при этом нужно обязательно перестроится на попутные пути из крайней (примыкающей) полосы слева. Такой поворот может быть указан разметкой 1.18 («движение по полосам»).

Выше описанным способом можно свернуть налево с пересечением путей или съехать с них на прилегающий участок или дворовую территорию.

Водитель при этом должен действовать по такому алгоритму:

  • начиная маневрировать, уточнить, есть ли знаки 5.15.1 – 2, разметка 1.18;
  • убедиться, что отсутствуют помехи в виде попутного транспорта, включая рельсовые ТС;
  • задействовать поворот;
  • уменьшить скорость, осуществить перестраивание на попутную часть путей;
  • повернуть налево, учитывая правила преимущественного проезда (п. , ). В равных условиях встречные ТС пропускают.

Штрафные санкции

Санкции за нарушения во время маневра предусмотрены ст.. 12.15 – 12.18 КоАП.

ПДД

Вкратце перечислим их, и что они регулируют:

Дорожные знаки

Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения часто связан с ниже указанными знаками и разметкой:

  • 15.1 и 5.15.2 показывают схему движения;


  • если дорожное полотно размечено обозначениями 1.18, то это показывает, как должны двигаться ТС на дороге.

Если знаками не обозначен способ движения, то разворачиваются, как описано выше по стандартной схеме согласно ПДД (п.п. 8.5, 9.6). Но если они есть, то маневр запрещен – нужно двигаться только так, как они показывают.

Трамвай является полноправным участником дорожного движения, наряду с автомобилями, но его конструктивные особенности предусматривают установку специальных рельсов – трамвайных путей.

Рельсы трамвая могут располагаться непосредственно на проезжей части, разграничивая полосы встречного движения, или примыкать к дороге либо отделяются от дорожного полотна газоном и тротуарами.

Поскольку рельсы трамвая, как правило, становятся частью дороги и тянутся непрерывной линией от одного конечного пункта до другого, автолюбители вынуждены выезжать на трамвайные пути во время совершения различных маневров. Один из таких маневров – разворот на трамвайных путях.

Особенности движения по трамвайным путям

Согласно Правилам дорожного движения, автолюбитель может задействовать трамвайные пути для достижения собственных целей только если рельсы расположены по левой стороне дороги, в попутном с автомобилем направлении. Обязательное условие – пути рельсового транспорта обязательно должны быть вровень с проезжей частью основной дороги.

ПРМЕЧНИЕ: Если трамвайные пути возвышаются над автомобильной дорогой либо находятся значительно ниже ее уровня, то такое положение приравнивает рельсы к разделительной полосе. Кроме вероятности повредить детали машины, поворот либо разворот через подобную конструкцию может привести к лишению прав или денежному штрафу.

Также запрещено движение по трамвайным путям, если рельсы трамвая расположены по правую сторону от направления движения автомобиля, поскольку ­ в этом случае машина будет находиться на встречных трамвайных путях, а это серьезное нарушение ПДД, карающееся изъятием водительского удостоверения.

Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

  • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
  • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
  • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
  • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

ПРИМЕЧАНИЕ: Движение по путям рельсового общественного транспорта возможно только для опережения, но не обгона попутного потока автомобилей, поскольку обгон предусматривает выезд на встречную полосу.

На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

Поворот налево

В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.

Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.

Разворот

Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

  • Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой.
  • Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай. Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота.

ПРИМЕЧАНИЕ: И поворот налево, и разворот через трамвайные пути подразумевают пересечение рельсов встречного направления исключительно прямо, т. е. перпендикулярно к автодороге. В случае когда водитель, заканчивая маневр, некоторое время едет по встречным трамвайным путям, инспектора ДПС вправе изъять водительское удостоверение.

Поворот направо

Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

Разворот на перекрестке

Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

Штрафы за нарушения правил проезда и разворота на трамвайных путях

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, равно как и преднамеренное нарушение правил. С развитием в геометрической прогрессии системы фото- и видеофиксации нарушений, сослаться на предвзятость сотрудников правоохранительных органов уже не получится. А с принятием последних поправок, размер штрафов определен довольно внушительными суммами:

  1. Создание помех движению общественного рельсового транспорта наказывается штрафом в 500 рублей.
  2. За выезд на встречные трамвайные пути, за исключением объезда препятствия, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. Также возможно лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении ­ удостоверение изымут на 1 год. Если выезд на встречку был зафиксирован автоматическими дорожными регистраторами, то лишение прав не применяется.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути с целью объезда препятствия – штраф от 1000 до 1500 рублей.
  4. Нарушение правил дорожной разметки при повороте и развороте – от 1000 до 1500 рублей.

Изучение всех нюансов движения и совершения маневров на трамвайных путях поможет не только избежать финансовых потерь: в некоторых случаях теоретические знания, задействованные на практике, могут значительно сократить время пребывания в автомобильной пробке.

Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.

Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.

Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?

Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.

Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.

Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.

Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?

Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.

Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте

Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:

1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);

2) , то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.

Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления

На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:

«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».

Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.

Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:

  • во-первых, слева от нас;
  • во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
  • в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;

то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов) .

Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!

Это – наши действия в так называемом «чистом» виде. Но есть еще один вариант развития событий.

Не секрет, что ПДД предусматривают установку и разметки. Среди них есть большое и разнообразное семейство «братьев»-знаков (5.15.1 и 5.15.2) и одной «сестрички»-разметки (1.18).

И вот они-то как раз и вносят серьезные коррективы в наши действия.

При их наличии на проезжей части, водитель должен воздержаться от выезда на трамвайные пути попутного направления. Методика наших действий здесь предписана знаками и/или разметкой. Грубо говоря, что показывают знаки и разметка, то мы и выполняем — без выезда на трамвайные пути .

Интересно было бы задаться вопросом: «А почему?».

Когда знаков и разметки нет, водитель должен определять свое положение на проезжей части самостоятельно (в соответствии с пунктом 9.1 ПДД). Поэтому водителю в таких условиях и не возбраняется занимать крайне левое положение, даже если оно будет располагаться и на трамвайных путях.

При наличии же знаков и разметки количество полос уже оговорено, направления движения из них регламентированы. Поэтому водитель не может своими действиями нарушать уже установленный порядок движения.

Как выходит, все максимально просто и наглядно!

Вместо заключения

Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).

Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!

P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!

Видео — поворот налево должен выполняться с трамвайных путей:

Однако если есть среди читателей пытливый ум, мегамозг, — пишите, мы рассмотрим и этот – очень простой – вопрос.

Видео — примеры правильного и неправильного поворота налево при наличии трамвайных путей попутного направления.

Добрый день, уважаемые автолюбители.

Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Правила дорожного движения

  • 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

    8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

    Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.

    К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.

    8.11. Разворот запрещается:

    • на пешеходных переходах;
    • в тоннелях;
    • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
    • на железнодорожных переездах;
    • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
    • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

    9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

    Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:

    Во всех остальных случаях разворот разрешен!

    9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

    Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.

    Теперь точно можно сказать, что , если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.

    «Встречка» при развороте

    Давайте еще раз отметим — при развороте «встречки» нет . Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.

    «Встречка» может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.

    Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: «Потому что их нет, и быть не может!», так же как и при развороте вне перекрестка.

    Разворот разрешен

    Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

    1. Уступить дорогу попутным трамваям
    2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
    3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
    4. Совершить разворот.

    Разворот запрещен

    Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

    Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14

    1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

    Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению «проезжая часть» трамвайные пути проезжей частью не являются.

    Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.

    Следующая ситуация — разворот со встречных рельс:

    Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления

    Согласно п.9.6 ПДД: «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.»

    За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:

    4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления

    Разворот через сплошную линию разметки:

    Нарушение требований разметки:

    Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

    ответственность по части 2 статьи 12.16:

    2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

    Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье — разворот через трамвайные пути разрешен . Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.

    Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром «разворот», а связаны с невыполнением требований других пунктов.

    Дорог вам без препятствий!