Состав комиссии по 44 фз. Приложение

Акимов Николай Александрович, кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что проведение закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется заказчиками посредством специально создаваемых комиссиях. Основные положения о комиссиях по осуществлению закупок закреплены в статье 39. Именно о порядке их формирования, функционирования, а также о членстве в такой комиссии и пойдет речь в данном выпускной работе.
Первое, что необходимо сделать заказчику, начавшему работать по правилам контрактной системы – это назначить комиссию по закупкам . Несмотря на значительный потенциал, заложенный в новом законе №44-фз о контрактной системе, некоторые определения сформулированы не четко, что вызывает на практике определенные сложности.
В частности, это касается положения п. 5 ст. 39, согласно которой заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Что может означать термин «преимущественно»? На этот счет существует несколько мнений: одни эксперты считают, что «преимущественно» – это не менее 50% состава комиссии; другие специалисты высказывают мнение, что «преимущественно» означает большинство. Третьи, объясняя это, указывают, что нужно включить в комиссию сначала обученных, а потом уже остальных. Остроты ситуации добавляет вопрос о том, что обвинение комиссии в неподготовленности может стать основанием для признания решения такой комиссии недействительным. В ближайшее время требования к профессиональной подготовке членов комиссии должны быть уточнены в новых нормативно-правовых документах.
Комиссии в своей деятельности руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом о размещении заказов, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.
Комиссии по закупкам могут охватывать различный объем работы, в зависимости от указанной в Положении о Комиссии по закупкам направленности, а так же изложенного в 44-ФЗ, статье 39 пункте 3.
Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков. Так же не мало важно учитывать, что в состав комиссий не могут включаться физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки, состоящие в родстве в связи с чем, может быть оказано давление на необъективное решение комиссии по закупкам. Так же член комиссии не вправе распространять сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, ставшие известные им в ходе размещения заказа.
Комиссии создаются в целях определения поставщиков, подведения итогов и определения победителей закупок, так же на право заключения договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения заложенных нужд заказчика. Решения членов комиссии должно быть максимально объективно при рассмотрении, сопоставлении и оценке заявок на участие в закупках, поданных на бумажном носителе, либо поданных в форме электронных документов и подписанных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так же должно обеспечивать эффективность и экономность использования средств Заказчика. Одна из основных задач, которая стоит перед комиссией, это соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкурентности, равных условий и недискриминации при размещении заказов путем проведения закупок. Устранение возможностей злоупотребления и коррупции при размещении заказов путем проведения закупок.
Комиссии должны иметь в своем составе не менее 50 процентов специалистов, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сфере размещения заказов и включенных в Реестр членов конкурсных (аукционных) комиссий по размещению заказов.
Профессионализм и грамотность в вопросах осуществления закупок в рамках 44-ФЗ значительно уменьшает риски ошибок и нарушений при осуществлении реализации поставленных перед комиссией задач. Члены комиссий в своей работе должны руководствоваться не только Законами РФ, Конституцией РФ, но и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке). В свою очередь, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссия по осуществлению закупок – это коллегиальный орган, создаваемый заказчиком с целью определения поставщика, подрядчика, исполнителя при проведении закупки конкурентными способами, предусмотренными Законом 44-ФЗ «О контрактной системе» . Следовательно, создание комиссии является обязательным условием при осуществлении любых закупок за государственные средства, исключением является лишь проведение закупки у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя (часть 1 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» ).
Часть 2 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» возлагает на заказчика обязанность по созданию соответствующей комиссии непосредственно до начала реализации запланированной закупки. Иными словами, до дня официальной публикации извещения о проведении такой закупки должен быть сформирован количественный и персональный состав комиссии, назначен председатель, определен порядок ее деятельности. Кроме того, заказчику, прежде чем принимать решение о создании комиссии, следует определиться с ее видом.
Рассмотри, какие возможны виды комиссий по осуществлению закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» заказчик в зависимости от условий проводимой закупки вправе создавать различные виды комиссий: единые, конкурсные, аукционные, котировочные, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Более того, комиссия может быть создана как для осуществления конкретной закупки, так и для проведения нескольких закупок одним из предусмотренных законом способов. Также допускается создание комиссии, в полномочия которой войдет проведение всех закупок, независимо от конкретных способов определения контрагентов.
Таким образом, определение вида комиссии сводится к выбору из следующих видов:

  • конкурсная – создается для осуществления закупок путем открытого или закрытого конкурса, двухэтапного конкурса, а также конкурса с ограниченным участием;
  • аукционная - создается для осуществления закупок путем аукциона: электронного или закрытого;
  • котировочная - создается для осуществления закупок путем запроса котировок;
  • комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений - создается для осуществления закупок соответственно путем запроса предложений;
  • единая - создается для осуществления закупок всеми предусмотренными законом способами.

Отметим, что создание единой комиссии станет рациональным решением в случаях проведения закупок товаров, работ, услуг, не отличающихся специфическими характеристиками. В таком случае в состав комиссии нет необходимости включать специалистов в соответствующих областях. Она может провести все закупки заказчика независимо от способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя, а также объектов таких закупок. Если же предметом закупки являются товары, работы, услуги специфического характера, требующие наличие определенных знаний в той или иной сфере, то целесообразно создавать комиссию для проведения конкретной закупки. В таком случае в ее состав можно включить экспертов в соответствующих областях, которые смогут объективно оценивать предложения участников.
Важным моментом при создании комиссии является определение ее количественного и персонального состава. В данном аспекте частями 3, 5, 6 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» установлены отдельные требования и определенные ограничения.

Так, конкурсная, аукционная и единая комиссии должны состоять минимум из пяти человек, тогда как минимальный состав котировочной комиссии, а также комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений составляет три человека. Необходимо так же обратить внимание, что законодательством установлен лишь минимально возможный порог количественного состава, поэтому комиссия любого вида может состоять из неограниченного числа участников. Однако следует учитывать, что слишком большое количество участников может негативно сказаться на организации работы и полноценном функционировании комиссии. Дело в том, что в соответствии с заседании комиссии является правомочным, если присутствует не менее половины ее состава. При этом делегирование полномочий члена комиссии законом запрещено.
Что касается компетентности лиц, включающихся в состав комиссии, то, как уже было указанно ранее, законодательство предполагает, что они должны иметь соответствующую профессиональную переподготовку, либо пройти курсы повышения квалификации в области закупок, либо быть специалистами и обладать необходимыми знаниями при закупке специфических товаров, работ услуг. В отношении лиц – экспертов в конкретной области, стоит отметить, что законом не уставлено предельное число таких членов при формировании состава комиссии. Поэтому для максимально объективного проведения закупок, предметом которых выступают специфические товары, работы и услуги, рационально, чтобы число обладающих необходимыми знаниями экспертов в составе комиссии составляло половину и более от общего количества ее членов.
Кроме того, в Законе 44-ФЗ «О контрактной системе» определен целый перечень лиц, которых запрещено включать в состав комиссии. Так, членами комиссии не могут быть:

  • эксперты, принимающие участие в оценке конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе и иных этапах закупки;
  • лица, у которых имеется личная заинтересованность в результатах определения контрагента (например, подавшие заявки на участие в закупке, или состоящие в штате организаций, подавших такие заявки);
  • лица, состоящие в брачных отношениях или имеющие близкие родственные связи с руководителем участника закупки, в частности родители, дети, внуки, бабушки, дедушки, полнородные (неполнородные) братья и сестры, усыновители и усыновленные;
  • должностные лица, в полномочия которых входит осуществление контроля в области государственных закупок.

Если же указанные выше лица все-таки были включены в состав комиссии, то в случае выявления данного факта заказчику следует незамедлительно принять меры относительно замены таких лиц на тех, которые будут соответствовать требованиям действующего законодательства.
Отдельного внимания заслуживают ситуации, при которых заказчики объявляют конкурсы на создание и исполнение произведений литературы, искусства, на финансирование проката или показа национальных фильмов. Так, часть 4 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» обязывает заказчиков включать в состав комиссии представителей творческих профессий, являющихся специалистами в соответствующей области искусства или литературы. При этом таких лиц должно быть не менее половины от общего количественного состава комиссии.
Также следует рассмотреть случаи формирования комиссии при осуществлении совместных закупок. Анализируя нормы частей 2 и 3 статьи 25 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» , можно прийти к выводу, что обязанность по формированию и утверждению состава комиссии в подобных ситуациях возложена на организатора совместных закупок. При этом в состав создаваемой комиссии включаются представители всех сторон соглашения о проведении совместной закупки. Количественный состав представителей конкретного заказчика определяется пропорционально объему закупки такого заказчика в общем объеме совместных закупок. Вместе с тем отдельным соглашением стороны совместных закупок вправе самостоятельно установить иной порядок формирования состава комиссии.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» заказчик должен принять решение о создании комиссии. Процессуальной формой такого решения, как правило, выступает соответствующий приказ, изданный в письменной форме. Конкретных требований к его принятию и обязательных реквизитов действующим законодательством не предусмотрено, т.е. такой документ составляется в произвольной форме. Однако логичным шагом станет отражение в приказе о создании комиссии следующих сведений:

  • вид создаваемой комиссии (единая, конкурсная, аукционная, котировочная или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений);
  • фамилии, имена, отчества, а также должности председателя комиссии и всех ее членов.

В большинстве случаев ответственным за составление приказа о создании комиссии целесообразно назначать соответствующего работника контрактной службы (контрактного управляющего), а утверждать подготовленный документ логично руководителем (иным уполномоченным лицом) государственного или муниципального органа – заказчика закупки. При этом приказ о создании комиссии должен быть издан не позднее дня публикации извещения о проведении закупки, в целях реализации которой и создается данная комиссия.
Кроме того, в приказе можно прописать порядок функционирования комиссии . Однако более рациональным вариантом станет определение порядка работы уже созданной комиссии в отдельном установочном документе – положении о комиссии по осуществлению закупок (образцы Приказов о создании единой комиссии по осуществлению закупок, о создании конкурсной комиссии, о создании аукционной комиссии, о создании котировочной комиссии в приложениях №1, 2, 3, 4).
Наряду с принятием решения о создании комиссии о закупке, часть 2 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» возлагает на заказчика обязанность определить порядок ее работы. Как упомянуто выше, на практике во исполнение данного требования целесообразно разработать отдельный локальный документ - положение о комиссии по осуществлению закупок. В нем в частности следует прописать правила, уставленные частью 8 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» , определяющие условия правомочности собраний, направления уведомлений членам комиссии о заседаниях и прочие.
Итак, при разработке положений рекомендуется прописывать следующие аспекты функционирования комиссии:

  • порядок надлежащего уведомления членов комиссии о предстоящем заседании – обязанность уведомлять о заседаниях комиссии лежит на ее председателе, однако следует четко установить способ такого уведомления (почта, телефонограмма, устное сообщение и т.п.), прописать обязательность фиксации в уведомлении места, даты и времени проведения заседаний;
  • запрет заочных заседаний и голосований – правомочными являются лишь те решения комиссии, которые приняты путем голосования и исключительно в рамках проведения очного заседания в достаточном количественном составе;
  • условие, предусматривающее правомочность принятия решений комиссией в случае присутствия на заседании минимум половины ее участников;
  • правило, запрещающее делегирование или передачу иным способом полномочий члена комиссии иным лицам;
  • регламент проведения комиссией своих заседаний;
  • полномочия, права и обязанности председателя комиссии;
  • права и обязанности членов комиссии;
  • права и обязанности секретаря комиссии при его наличии;
  • ответственность всех участников комиссии;
  • условия, при которых возможна ротация членов комиссии, сроки и порядок ее проведения.

По аналогии с подготовкой приказа о создании комиссии обязанности за составление положения целесообразно возложить на соответствующего работника контрактной службы (контрактного управляющего). Утвердить подготовленное положение о комиссии рекомендуется руководителем заказчика или другим лицом, имеющим соответствующие полномочия. Так же как и приказ о создании комиссии положение должно быть утверждено не позднее дня, установленного для публикации извещения об осуществлении закупки, в рамках которой и разрабатывается положение о комиссии. В случае производственной необходимости можно осуществить замену члена комиссии по осуществлению закупок. Часть 7 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» прямо устанавливает, что замена члена комиссии возможна исключительно на основании решения заказчика, которым такая комиссия была создана. Основаниями для проведения замены одного члена комиссии на другого служат различные обстоятельства. Так, помимо упомянутого выше выявление факта несоответствия лица, установленным законом требованиям к членству в комиссии, для замены достаточно инициативы самого заказчика. Также необходимость осуществления замены становится вынужденной при увольнении члена комиссии из государственного (муниципального) органа, являющегося заказчиком закупки, при длительной болезни или продолжительном отпуске, в иных случаях. Для замены необходимо найти человека из числа сотрудников заказчика либо лиц, привлеченных в качестве специалистов.
Что касается сроков проведения замены члена комиссии, то она должна быть произведена незамедлительно при выявлении его несоответствия установленным критериям. Следовательно, наилучшим вариантом станет, если замена будет произведена именно в день выявления обстоятельств, которые препятствуют работе члена комиссии в ее составе. А в случаях замены по иным основаниям целесообразно произвести замену в максимально короткий срок после наступления обстоятельств, явившихся основанием для такой замены.
При этом действующим законодательством не предусмотрено обязательное формирование каких-либо документов, подтверждающих факт замены члена комиссии. Однако с точки зрения документального оформления и в целях подстраховки целесообразно издать соответствующий письменный приказ в произвольной форме, в котором отразить фамилии, имена, отчества и должности лиц, исключающихся из членов комиссии и включающихся в состав комиссии.
Аналогично разработке иных документов в сфере деятельности комиссии поручить составление такого приказа логично работнику контрактной службы (контрактному управляющему).
Осуществление закупок путем проведения конкурсов и аукционов осуществляется на основании данных, содержащихся в соответствующей подсистеме ЕАИСТ. На учет в Департаменте города Москвы по конкурентной политике для дальнейшего размещения на официальном сайте принимаются исключительно обязательства по контрактам, обеспеченным доведенными до заказчика лимитами бюджетного финансирования, при условии получения подтверждения наличия остатка лимита бюджетных обязательств от Департамента финансов города Москвы с помощью автоматизированной системы управления государственными финансами (АСУ ГФ). Использование средств электронного обмена данными для передачи указанных сведений и внесение сведений в ЕАИСТ осуществляются в порядке и сроки, которые установлены регламентом об электронном обмене данными, утвержденным Департаментом города Москвы по конкурентной политике и Департаментом финансов города Москвы.
Комиссия по закупкам создается в целях обозначенных в регламентирующих документах. Могут быть следующего характера:

  • определения победителя и второго участника открытого конкурса и открытого аукциона/аукциона в электронной форме;
  • определения победителя и второго участника при закупке способом запроса котировок;
  • определения единственного поставщика при закупке товаров, работ и услуг способом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

И сходя из целей деятельности Комиссии, определенных нормативными документами, определяются задачи Комиссии в которые входит:

  • обеспечение объективности при рассмотрении, сопоставлении и оценке заявок на участие в торгах, поданных на бумажном носителе или в форме электронных документов;
  • обеспечение объективности при рассмотрении и оценке котировочных заявок, поданных на бумажном носителе или в форме электронного документа;
  • обеспечение эффективности и экономии использования средств заказчика;
  • соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкуренции,равных условий при размещении закупок;
  • устранение возможностей злоупотребления и коррупции при размещении закупок.

В рамках возложенных задач комиссия выполняет следующие функции:

  • вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, заявкам на участие в конкурсе;
  • отбор участников конкурса в соответствии с требованиями, установленными в конкурсной документации;
  • рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе;
  • определение победителя и второго участника конкурса;
  • ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
  • рассмотрение заявок (подведение итогов) на участие в аукционе, в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, аукционной документацией;
  • отбор участников аукциона в соответствии с требованиями, установленными в аукционной документации;
  • ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • проведение процедуры открытого аукциона, кроме аукциона электронной форме;
  • ведение протокола итогов открытого аукциона;
  • рассмотрение и оценка котировочных заявок;
  • определение победителя и второго участника при закупке способом запроса котировок;
  • ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
  • отбор поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Наряду с основными функциями по решению Заказчика на членов Комиссии может быть возложена функция обеспечения/контроля своевременного проведения Заказчиком следующих мероприятий:

  • разработка, утверждение Заказчиком и выдача участникам закупки закупочной документации, текстов запросов котировок;
  • размещение информации (извещение о проведении открытого конкурса, открытого аукциона, запроса котировок; закупочная документация; извещение о внесении изменений и дополнений в закупочную документацию, извещение о проведении запроса котировок; разъяснения закупочной документации, прочая информация) на сайте Заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Закупки» www.zakupki.gov.ru;
  • разъяснение положений закупочной документации, внесение в них изменений;
  • прием и регистрация заявок на участие в открытом конкурсе и открытом аукционе;
  • прием и регистрация котировочных заявок;
  • уведомление участников процедуры закупки о признании участниками конкурса, аукциона или о не допуске к участию в конкурсе, аукционе;
  • ведение аудиозаписи процедуры аукциона;
  • подписание всех протоколов процедуры закупки Заказчиком;
  • ведение протокола аукциона;
  • подписание Протокола аукциона Заказчиком;
  • ответы на запросы участников закупки о разъяснении результатов закупки;
  • хранение закупочной документации, изменений, внесенных в закупочную документацию, разъяснений документации, заявок на участие в закупке, протоколов и актов, составленных в ходе проведения закупки на бумажных носителях, аудиозаписи аукциона в течение трех лет с момента окончания процедуры закупки.

Хранение информации в электронном виде о проведенных закупках, плана закупок, отчета о проведенных закупках на сайте Заказчика осуществляется в течение года или в течение срока действия договора, если срок действия договора более одного года.
Права и обязанности Комиссии по закупкам , ее отдельных членов. Комиссия по закупкам обязана:

  • проверять соответствие участников закупки предъявляемым к ним требованиям, установленным законодательством РФ, положением о закупках, закупочной документацией;
  • не допускать участника закупки к участию в процедуре закупки в случаях, установленных законодательством РФ, Положением о закупках, закупочной документацией;
  • оказывать содействие Заказчику, уполномоченному органу или специализированной организации при осуществлении контроля путем плановых и внеплановых проверок за соблюдением комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
  • не проводить переговоров с участниками процедуры закупки до проведения закупки или во время процедуры закупки, кроме случаев, установленных законодательством РФ и Положением о закупках;
  • вносить представленные участниками закупки разъяснения положений поданных ими документов и заявок на участие в процедуре закупки в протокол вскрытия конвертов;
  • осуществлять проведение процедуры закупки в соответствии с действующим законодательством РФ, Положением о закупках, закупочной документацией;

Комиссия вправе отклонить заявку на участие в процедуре закупки, если: заявка поступила позже установленного срока; заявка не соответствует требованиям к участникам закупки, установленным в документации о проведении закупки, а также требованиям законодательства РФ, ценовое предложение заявки превышает максимальную цену контракта, установлен факт предоставления участником закупки недостоверных сведений.
Комиссия имеет право признать процедуру закупки несостоявшейся, если: отсутствуют заявки на участие в закупке; все заявки, представленные участниками, не соответствуют установленным требованиям; представлена одна заявка на участие в конкурсе, аукционе; представлена одна котировочная заявка, в том числе после продления срока; после рассмотрения заявок на соответствие установленным требованиям, осталась одна заявка; при проведении открытого аукциона/ аукциона в электронной форме произведено снижение цены закупки до 0 и более; ни один из участников открытого аукциона/ аукциона в электронной форме не сделал ценовых предложений.
Комиссия для выполнения возложенных на нее функций имеет право:

  • рассматривать на заседании вопросы, отнесенные к компетенции комиссии, и принимать решения при наличии на заседании не менее чем пятидесяти процентов общего числа её членов;
  • разрабатывать положение работы комиссии;
  • привлекать к работе экспертов, консультантов, создавать в целях изучения и анализа качества поставляемой продукции экспертные советы;
  • запрашивать и получать в установленном законодательством РФ и Положением о закупках порядке информацию, необходимую для работы комиссии от государственных органов власти, Заказчика и участников закупки;
  • потребовать от участников размещения закупки предоставления разъяснений положений поданных ими заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, в том числе и заявок, поданных в электронной форме, при регистрации указанных заявок и в процессе проведения процедуры закупки.

Члены Комиссии обязаны: знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства РФ, Положения о закупках товаров, работ и услуг Заказчика, иных локальных нормативных актов Заказчика, связанных с закупкой товаров, работ и услуг; лично присутствовать на заседаниях Комиссии, отсутствие на заседании Комиссии допускается только по уважительной причине; соблюдать правила рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; соблюдать правила рассмотрения заявок на участие в аукционе и отбора участников аукциона; соблюдать правила рассмотрения и оценки котировочных заявок; не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур закупки, кроме случаев предусмотренных законодательством РФ.
Члены Комиссии вправе: знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку на участие в процедуре закупки; выступать по вопросам повестки дня на заседаниях Комиссии; проверять правильность содержания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего выступления, письменно излагать свое особое мнение, которое прикладывается к протоколу вскрытия конвертов, протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколу аукциона, протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок, в зависимости от того, по какому вопросу оно излагается.
Члены Комиссии: проводят работу по разработке закупочной документации Заказчика, согласовывают закупочную документацию Заказчика; присутствуют на заседаниях Комиссии и принимают решения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии; осуществляют рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, рассмотрение и оценку котировочных заявок в соответствии с требованиями действующего законодательства, Положения о закупках, закупочной документации; подписывают протокол вскрытия конвертов, протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе и протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе и протокол аукциона, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, протокол заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); рассматривают разъяснения положений документов и заявок на участие в закупке; принимают участие в определении победителя конкурса или запроса котировок, в том числе путем обсуждения и голосования; осуществляют иные действия в соответствии с законодательством РФ, Положением о закупках.
Общее руководство работой Комиссии осуществляет Председатель Комиссии, либо лицо, его замещающее.
Регламент работы Комиссии: работа Комиссии осуществляется на заседаниях, заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем пятьдесят процентов от общего числа ее членов. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости. О месте, дате и времени проведения заседания комиссии члены комиссии, а также лица, приглашенные на заседание, уведомляются заранее. Работой комиссии руководит председатель комиссии, в его отсутствие – заместитель председателя комиссии. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. Форма голосования открытая. Заочное голосование, а также делегирование членами комиссии своих полномочий другим лицам, не допускается.
Ответственность комиссии по закупкам. Комиссия несет ответственность за своевременное и качественное исполнение своих обязанностей. Члены комиссии не имеют права: вести какие-либо переговоры с участниками закупки допускать повреждения конвертов с конкурсными заявками до момента их вскрытия, предъявлять к участникам закупки дополнительные требования, помимо установленных законодательством РФ и Положением о закупках выдавать участникам закупки закупочную документацию ранее опубликования извещения о проведении закупки. Члены Комиссии и привлеченные эксперты не вправе распространять сведения, составляющие государственную, служебную и коммерческую тайну, ставшие им известными в ходе размещения закупки. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, а также при нарушении законодательства Российской Федерации, Комиссия несет дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок формирования комиссий по осуществлению закупок в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков по закупкам первого уровня Департамент города Москвы по конкурентной политике формирует Межведомственную городскую комиссию по осуществлению закупок в соответствии со структурным составом.
Порядок работы Межведомственной городской комиссии по осуществлению закупок утверждается Департаментом города Москвы по конкурентной политике при осуществлении закупок второго уровня заказчики создают комиссии по осуществлению закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и правовыми актами города Москвы, устанавливающими требования к составам, видам и количеству комиссий по осуществлению закупок, а также утверждают положение о комиссии по осуществлению закупок на основании типового положения о комиссиях по осуществлению закупок второго уровня, утвержденного Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
Комиссии по осуществлению закупок первого и второго уровней должны иметь в своем составе не менее 50 процентов специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения Реестра государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих должности государственной гражданской службы города Москвы, связанные с подготовкой и размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы, и (или) являющихся членами конкурсных (аукционных) комиссий по размещению заказа города Москвы, определяется Правительством Москвы.
Порядок оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих должности государственной гражданской службы города Москвы, связанные с подготовкой и размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы, и (или) являющихся членами конкурсных (аукционных) комиссий по размещению заказа города Москвы, а также порядок их стимулирования по итогам такой оценки определяются Правительством Москвы.

Список использованных источников и литературы

1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. ФЗ от 28.12.2013 г. №396-ФЗ).
2. Письмо Министерства экономического развития РФ от 8.11.2013 г. № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений ФЗ от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Письмо Министерства экономического развития РФ от 23.09.2013 г. № Д28и-1070 «О разъяснении положений ФЗ от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
4. Письмо Министерства экономического развития РФ от 31.12.2013 г. № Д28и-2420 «О разъяснении положений ФЗ от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2012 г. №67-ПП «О системе закупок города Москвы».
6. Постановление Правительства Москвы от 29.05.2012 г. №244-ПП «О мерах по реализации Постановления Правительства Москвы от 24.02.2012 г. №67-ПП».
7. Приказ Департамента города Москвы по конкурентной политике от 28.04.2012 г. №70-01-49/12 «Об утверждении Положения о комиссиях по размещению заказа города Москвы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Департамента города Москвы по конкурентной политике и Положения о Межведомственной городской конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказа города Москвы».

Что такое единая комиссия, в соответствии с Законом о контрактной системе? Каков ее функционал, нужно ли создавать единую комиссию, если у заказчика уже есть другие комиссии, что такое положение о единой комиссии. Ответим на эти вопросы в статье.

Что такое единая комиссия по закупкам

Согласно Закону №44-ФЗ, на единую комиссию заказчика возлагаются функции проведения закупок (всего процесса целиком), всех конкурентных разновидностей процедуры (конкурсы, аукционы и запросы). Случай с проведением закупки у единственного подрядчика (прямой сделки) не относится к числу ситуаций, когда создается единая комиссия.

Закон при этом оговаривает, что единую комиссию по закупкам формировать не нужно, в том случае, если у заказчика уже есть комиссии, которые раздельно занимаются проведением процесса закупок и отдельно процессом приемки.

В составе решения заказчика о создании единой комиссии должен быть состав комиссии (входящих в нее лиц) и алгоритм, по которому коллегиальный орган будет работать. Заказчик оформляет письменный приказ о создании комиссии.

Кто может и не может входить в состав единой комиссии? Для начала следует подчеркнуть, что для разных конкурентных процедур существуют разные требования к числу участников закупочной комиссии. Это 5 (минимальное число) человек для создания комиссий по проведению конкурсов, аукционов и интересующей нас единой комиссии. Для комиссий по запросам (предложений, котировок) минимальное ограничение по численности участников составляет 3 сотрудника.

Важнейшим фактором, на который должен ориентироваться заказчик, является профессионализм членов комиссии. Согласно требованию Закона №44-ФЗ, преимущество при формировании состава комиссии должно отдаваться, во-первых , обладателям профессионального образования в сфере закупок, или прошедшим переподготовку; во-вторых , специалистам, которые обладают специальными знаниями и компетентностью применительно к объекту закупки (в соответствии с ч. 5 ст. 39 Закона о контрактной системе).

Ограничения по тому, кто может входить в состав единой комиссии установлены в ч. 6 ст. 39 Закона о контрактной системе. Так, заказчик не может включать в состав закупочной комиссии экспертов, которые занимались оценкой документации и заявок участников. Также в единую комиссию не могут входить лица, которые обладают собственным интересом в предмете данной закупки, например, сотрудники организаций подрядчика, родственники руководства участника закупки, и другие категории лиц, которые перечисляются в статье закона.

Положение о комиссии по закупкам

В обязанности комиссии, согласно ч. 4 ст. 38 Закона №44-ФЗ, входит разработка плана закупок , размещение плана (и изменений в нем, если таковые производятся) в ЕИС, подготовка и размещение документов и извещения, а также все остальные моменты процесса закупок, финальным этапом которого является заключение госконтракта.

В соответствии с Законом о контрактной системе, единая комиссия действует согласно положению о единой комиссии, которое разрабатывает и утверждает заказчик. В положении подробным образом перечисляются все обязанности комиссии, на каждом этапе проведения закупки, и указываются законодательные и другие НПА, которыми комиссия руководствуется в своей работе.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

Закона N 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагент), за исключением осуществления закупки у единственного контрагента, заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее - комиссия). Иными словами, комиссия по осуществлению закупок создается для выполнения конкретной функции - определения контрагента в ходе закупки, осуществляемой конкурентным способом . Если заказчик не проводит закупок конкурентными способами, необходимость создания комиссии не возникает. Это отличает ее от контрактной службы, создаваемой для организационно-технического обеспечения закупок в целом в зависимости от совокупного годового объема закупок заказчика. Хотя закон не запрещает совмещение одними и теми же лицами, в частности, работниками заказчика, выполнения функций членов обоих органов (см. письмо Минэкономразвития России от 23.08.2013 N Д28и-974), и фактически они могут состоять из одних и тех же лиц.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В рамках вебинара будут рассмотрены важные моменты, новые решения и требования в рамках 223-ФЗ. На сегодняшний день мы находимся в так называемой «переменчивой зоне»: законодательство о закупках переживает кардинальные изменения, это касается и контрактной системы, и отдельных закупок у юридических лиц. Текст закона увеличился почти вдвое. И если раньше констатировали, что закон свободный и мягкий, то теперь так сказать нельзя. В 223-ФЗ мы видим дублирование многих позиций из 44-ФЗ. Сейчас переходный период, законодатели дали время изменить соответствующие внутренние документы, привыкнуть. Электронизация закупок предполагает иные подходы в документации закупок. К примеру, раньше 223-ФЗ не регламентировал деятельность закупочных комиссий. Сегодня появились некоторые нормы, определяющие, как заказчики должны прописать у себя работу закупочных комиссий.

Законодательство о закупках в 2018 г.

Закон №223-ФЗ ранее носил рамочный характер. С 2018 г. в Законе №223-ФЗ вступили в силу нормы, которые значительно сузили самостоятельность заказчиков. В законе появились конкретные положения, регулирующие состав, форму, содержание и условия размещения документации.

Однако законодательство о закупках не ограничивается лишь 223-ФЗ. Кроме этого закона существуют постановления правительства (на данный момент их более 50), разъяснительные письма минфина и минэка. Это важная часть законодательства, детализирующая, конкретизирующая и разъясняющая целый ряд важных положений, которые в законе носят общий характер.

По-прежнему регулятором закупочной деятельности заказчиков является Положение о закупке. Заказчики обязаны разработать в Положении все условия закупочной деятельности. Положения утверждаются руководящими органами заказчиков и размещаются в ЕИС.

В связи с нововведениями в законодательство Положения о закупках должны быть переработаны до 1 января 2019 года!

В силу изменений в 223-ФЗ с июля 2018 года закупки делятся на конкурентные и неконкурентные. Требования к документации зависят от вида закупки. Закупки могут проводиться обязательными способами, предусмотренными в законе, и дополнительными способами, предусмотренными положением о закупке.

На сегодняшний день основная задача - детально прописать в Положении о закупках условия конкурентных закупок и все аспекты деятельности заказчика, связанные с неконкурентными закупками.

Документация зависит от способа закупки, также немаловажным является то, в какой форме проводится закупка: бумажной или электронной.

Глобальное изменение - появился перечень обязательных закупок, и если раньше мы знали, что заказчики в обязательном порядке должны проводить конкурсы и аукционы, то теперь перечень стал шире, которые должны быть отражены в положении о закупке.

Обязательные способы закупок:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок.

Заказчик не должен ограничиваться этими способами закупок, у него остается право использовать и другие способы закупок.

С точки зрения формы также появляются новые обязанности. Отныне все закупки делятся на электронные и не электронные.

До «реформы» 223-ФЗ существовала обязательность проводить электронные закупки в связи с тем, что есть постановление правительства № 616, в котором говорится, какие конкретно позиции заказчик обязан закупать в электронной форме.

С июля 2018 г. конкурентные закупки становятся электронными закупками. Закупки у СМП осуществляются только в электронном виде. Требования к документации зависят от вида закупки. Закупки могут проводиться обязательными способами в электронном виде, предусмотренными в законе, и дополнительными способами в электронном виде, предусмотренными положением о закупке.

«Закупки могут проводиться обязательными способами, указанными в законе, и дополнительными способами в электронном виде, предусмотренными положением о закупке».

Приоритет электронной формы закупок

С 01.07.2018 г. конкурентные закупки осуществляются в электронной форме:
  • Конкурсы
  • Аукцион
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок

если иное не предусмотрено положением о закупке.

Документация

Документация - основа закупки. Состав, форма и содержание документации полностью зависят от вида и способа закупки. Требования к документации установлены:

  • в законодательстве,
  • в положении о закупке.

Общие положения по конкурентным закупкам:

  • размещаются в ЕИС
  • доступны неограниченному кругу лиц
  • сопровождаются документацией
  • обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком
  • договор заключается на условиях, предлагаемых в заявках
  • описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением антимонопольных требований.

Основные требования к документации, сопровождающей конкурентные закупки

Необходимо разработать документацию: форма, содержание, объем, сроки размещения в ЕИС, возможности внесения изменений - условия, которые заказчик должен детально определить для себя.

  • проект договора
  • описание предмета закупки
  • требования к заявкам участников
  • формы заявок.

Необходимо разработать в положении о закупке:

  • порядок подготовки и осуществления закупок
  • виды и способы торгов и условия их проведения
  • требования к документации
  • требования к участникам и их документам
  • критерии и условия оценки заявок участников
  • порядок заключения и исполнения договоров
  • условия, связанные с обеспечением закупки и т.д.

в соответствии с действующим законодательством о закупках.

Порядок размещения документации

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке за исключением проведения запроса котировок в электронной форме.

Документация размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки.

Состав документации

  • проект договора
  • изменения, внесенные в эти извещение и документацию (необходимо соблюдать сроки)
  • разъяснения этой документации (в законе ничего не было о правах участников обращаться к заказчику за разъяснением к документации. Теперь заказчики вправе обратиться, заказчик обязан ответить)
  • протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки
  • итоговый протокол
  • иная информация, размещение которой предусмотрено положением о закупке.

Извещение

Раньше в законе не было столько четкого подхода к документу, теперь есть!

  • способ осуществления закупки
  • сведения о заказчике
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, краткое описание предмета закупки с учетом антимонопольных требований
  • место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок
  • порядок подведения этапов и итогов конкурентной закупки
  • адрес ЭТП
  • иные сведения, определенные положением о закупке.

С 1 июля 2018 года действует изменение, связанное с начальной максимальной ценой договора.

В положении о закупке должен быть определен порядок формирования начальной максимальной цены договора:

  • сведения о НМЦ договора
  • формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате поставщику
  • максимальное значение цены договора
  • цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Эти сведения заказчик должен включить в извещение о закупке.

Закупочная документация

  • Установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
  • Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке
  • Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик
  • Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)
  • Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
  • Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)
  • Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке
  • Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям
  • Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке
  • Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки
  • Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке
  • Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Требования к содержанию документации

Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке.

Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Финансовые условия участия

Суммы обеспечений по заявкам

Суммы обеспечений по договорам

Обеспечение заявки не устанавливается, если начальная-максимальная цена договора не превышает 5 млн. руб. В остальных же случаях оно не может быть более 5% от начальной-максимальной цены договора. Обеспечение удерживается при уклонении от заключения договора или непредставлении обеспечения исполнения договора.

Требования к участникам и их документам устанавливается в документации

  • требования к участникам такой закупки
  • перечень, форма и содержание документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям
  • требования к привлекаемым субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки.

Перечень документов участников

  • Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
  • Устав
  • Документы, подтверждающие полномочия представителя
  • Справка из ИФНС
  • Налоговая декларация
  • Баланс
  • Сведения о бенефициарах и выгодоприобретателях
  • Справка об отсутствии исполнительного производства
  • Документы, подтверждающие квалификацию сотрудников
  • Лицензии
  • Выписки из реестров СРО
  • Сертификаты и т.д.

Требования к заявкам

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению, форме и составу заявки на участие в закупке: указанным в документации о закупке в соответствии с положением о закупке заказчика

Пример

Заявка на конкурс должна включать:

  • документ, содержащий сведения об участнике закупок:
  • фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
  • копии учредительных документов;
  • копии документов, удостоверяющих личность (для физлиц);
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса.
  • коммерческое предложение о

    Качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги, работы и иные предложения по удовлетворению потребностей Заказчика в товаре, работе, услуге;

    Документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупок требованиям, установленным законодательством и документацией;

    Документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством и т.д.

    Инструкция по заполнению заявки

    Инструкция по заполнению заявки является частью закупочной документации.

    Пример

    в случае, если участник закупки предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, то в графе «Предложение участника закупки» указывается товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным разделом VI «ТЕХНИЧАСКАЯ ЧАСТЬ» аукционной документации.

    ВАЖНО

    Форма «Заявка на участие» должна строго соответствовать инструкции по заполнению заявки.

    В форме «Заявка» должны быть предусмотрены все существенные условия: характеристики, параметры, условия исполнения договора, цена и т.д.

    Документация закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

    Требования к закупкам у СМП п.2 ст.3

    Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются только в электронной форме. Документация будет в этом случае электронная.

    В условиях электронизации процесса закупок появляется еще один игрок процесса - оператор электронной площадки. Ранее 223-ФЗ ничего об этом не говорил.

    Оператор электронной площадки ч.2. ст.3.3

    Оператор электронной площадки - это коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством РФ в форме ООО или НАО, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем 25 %, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями закона.

    Обязанности оператора электронной площадки

    • Оператор ЭТП обеспечивает размещение документации в полном объеме, в необходимой форме, в сроки, предусмотренные регламентом
    • Оператор ЭТП обеспечивает взаимодействие между заказчиком и участниками
    • Оператор ЭТП обеспечивает полную конфиденциальность.

    При упоминании оператора ЭТП речь идет о технологиях, а не о конкретном человеке, принимающем решение.

    Документация, используемая в ходе закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

    Заявка на участие в конкурентной закупке в ЭФ для СМП ч.19 ст.3.4

    Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.

    Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.

    Что необходимо отразить в первой части заявки?

    Необходимо отразить описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

    Не допускается указание в первой части заявки сведений об участнике и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.

    Что необходимо отразить во второй части заявки?

    • сведения о данном участнике
    • информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке)
    • об окончательном предложении участника по функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

    ВАЖНО ч.21 ст.3.4

    • сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений
    • и (или) о ценовом предложении
    • либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении

    данная заявка подлежит отклонению.

    Форма заявки для запроса котировок

    Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

    Проект договора

    Требования к размещению проекта договора ч.5 ст.4

    При осуществлении конкурентной закупки в ЕИС размещается информация о закупке:

    • извещение об осуществлении конкурентной закупки
    • документация о конкурентной закупке
    • проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке.

    Проект договора - это практически полноценный договор, который заказчик дополнит после проведения торгов информацией

    • объект закупки в соответствии с заявкой победителя
    • цена, предложенная победителем
    • реквизиты победителя.

    В законе появились сроки заключения договора.

    Сроки заключения договора по результатам конкурентной закупке ч.15 ст.3.2

    Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

    Состав документов для заключения договора

    Каждый заказчик определяет этот состав необходимой документации самостоятельно в Положении о закупке.

    Способ направления документов участнику можно избрать на свое усмотрение - курьером, электронной почтой и т.д.

    Заказчик должен убедиться, что договор подписан уполномоченным лицом участника - необходим подтверждающий документ.

    Протокол разногласий (ч.28 ст.3.4)

    В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.

    Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

    Заключение договора с участником-СМП ч.29 ст.3.4

    Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки.

    Разъяснение извещения и документации

    Порядок предоставления разъяснений в ходе конкурентной закупки ч.2 ст.3.2

    Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

    В течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса заказчик размещает ответ в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.

    При этом заказчик вправе не давать такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

    ВАЖНО ч.4 ст.3.2

    Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

    Закупочная комиссия (п.8 ст.32)

    Для определения поставщика по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию.

    Создание комиссии является обязательным при осуществлении любой конкурентной закупки.

    Пример

    Работа комиссии

    Работа Закупочной комиссии осуществляется на ее заседаниях. Заседание Закупочной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 5 ее членов.

    Решения Закупочной комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов.

    Оценка заявок

    Наилучшей заявкой по решению Закупочной комиссии признается заявка, которая по результатам оценочной стадии заняла первое место в итоговом ранжировании заявок по степени предпочтительности, т.е. набрала наибольший по сравнению с другими заявками процент совокупной значимости всех критериев оценки.

    В случае если по итогам ранжирования несколько заявок займут первое место, то наилучшей заявкой по решению Закупочной комиссии признается заявка, получившая большинство голосов членов Закупочной комиссии.

    Члены комиссии руководствуются следующим: наилучшей считается та заявка, где предложена лучшая совокупность условий исполнения договора по критериям, установленным документацией о закупке.

    Если вы не знаете, как организовать работу комиссии и какие условия разработать, обращайтесь к 44-ФЗ!

    Протоколы с 01.07.2018 г.

    Требования к содержанию протокола

    • дата подписания протокола
    • количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки
    • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
    • количества отклоненных заявок
    • оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка
    • результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке
    • а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (если предусмотрена оценка таких заявок)
    • причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой
    • иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

    Протоколы составляются:

    • по результатам каждого этапа торгов в электронной форме,
    • по окончании последнего этапа закупки в электронной форме, по итогам которого определяется победитель, составляется итоговый протокол.

    Сроки размещения протоколов в ЕИС ч.12 ст.4

    Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через 3 дня со дня подписания таких протоколов.

    Финальный протокол размещается в ЕИС в течение 3 суток с даты его оформления.

    Описание объекта закупки

    Новые требования к описанию объекта ч.6.1 ст.3

    С 01.07.2018 г. описание объекта закупки составляется по правилам, действующим в контрактной системе. Заказчик должен подробно указать функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики, целевое назначение, технические и технологические требования и т.д. Не следует указывать товарный знак, страну происхождения, фирменные наименования и включать иные требования, ограничивающие права участников.

    Новые правила описания объектов закупки

    Вводятся ограничение на использование товарных знаков (знаков обслуживания и т.п.), близкие к установленным в правилах контрактной системы. В случае указания на товарный знак необходимо использование слов «или эквивалент», если указано «или эквивалент» - должны быть определены параметры эквивалентности.

    Исключение - поставка эквивалентов не предусматривается

    • несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком
    • закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией
    • закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта
    • закупки с указанием конкретных товарных знаков, места происхождения товара, если это предусмотрено условиями договоров, заключенных заказчиками.

    Условия размещения в ЕИС

    Заказчики обязаны размещать в ЕИС:

    • положение о закупке
    • извещение о закупке
    • документацию о закупке
    • проект договора
    • изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию
    • разъяснения такой документации
    • протоколы, составляемые в ходе закупки
    • подписанные договоры
    • отчеты
    • иная информация.

    Чек-лист

    В положении о закупке надо предусмотреть и разработать конкурентные и неконкурентные закупки, электронные и не электронные закупки.

    Описание объекта закупки нужно формировать с учетом антимонопольных норм.

    Перечень обязательных конкурентных процедур определен — это конкурсы, аукционы, запросы котировок и запросы предложений.

    Задачи заказчика - разработать извещение, документацию, требования к участникам, их документам, заявкам, инструкции по заполнению заявок, протоколы, проекты договоров.

    Если заказчики к 1 января 2019 года не переработают в связи с новыми положениями Положение о закупке, в наказание их отправляют в закон о контрактной системе 44-ФЗ.

    Вопросы

    1. Если закупка не состоялась в связи с подачей одной заявки, для заключения договора с участником необходимо выдерживать 10 дней? Да, нужно. Вне зависимости от того, состоялась закупка или нет, она считается конкурентной. 2. Дополнительное соглашение к договору. Также нужно выдерживать 10 дней? Нет, не надо. Есть 10 дней обязательных для публикации договора с даты его подписания. 3. Где можно посмотреть типовые положения о закупках? В ЕИС. 4. Нужна ли закупочная комиссия при закупке у единственного поставщика? Если пропишете в положении, то нужна. В противном случае закон не настаивает. 5. Можно ли проводить закупки по старому положению? Можно до 1 января 2019 года. 6. Что значит «любой участник закупки»? В законе 223-ФЗ говорится: «Любое лицо вправе…» 7. Для запроса котировок в электронной форме не будет требоваться документация. Нужно ли указывать обоснование начальной максимальной цены договора и в каком документе? По запросу котировок в электронной форме нет документов, но есть извещение. А извещение довольно объемный документ, включающий в данном случае максимальное количество информации.

    1.1. Настоящее положение о единой комиссии по осуществлению закупок (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и определяет понятие, цели создания, функции, состав и порядок работы единой комиссии по осуществлению закупок (далее по тексту - Комиссия).

    1.2. Комиссия создается для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений, за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд [наименование государственного/муниципального заказчика] (далее - Заказчик).

    1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

    2. Основные цели и задачи комиссии

    2.1. По настоящему Положению, Комиссия создается в целях:

    2.1.1. Подведения итогов и определения победителей конкурсов на право заключения [государственных/муниципальных] контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

    2.1.2. Определения участников, подведения итогов аукционов на заключение [государственных/муниципальных] контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

    2.1.3. Определения победителя и подведения итогов при осуществлении закупки путем запроса предложений на поставки товаров, выполнение работ услуг для нужд Заказчика.

    2.1.4. Подведения итогов и определения победителей при размещении [государственных/муниципальных] заказов путем проведения запроса котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

    2.2. Исходя из целей деятельности Комиссии, в ее задачи входит:

    2.2.1. Обеспечение объективности при рассмотрении, сопоставлении и оценке заявок на участие в закупках, поданных на бумажном носителе либо поданных в форме электронных документов и подписанных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2.2.2. Обеспечение объективности при рассмотрении и оценке заявок на участие в запросе котировок, поданных на бумажном носителе либо поданных в форме электронных документов.

    2.2.3. Создание равных конкурентных условий для всех участников.

    2.2.4. Соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкурентности, равных условий и недискриминации при осуществлении закупок.

    2.2.5. Обеспечение эффективности и экономности использования бюджетных средств и (или) средств внебюджетных источников финансирования.

    2.2.6. Устранение возможностей злоупотребления и коррупции при осуществлении закупок.

    2.2.7. Соблюдение конфиденциальности информации, содержащейся в заявках.

    3. Функции комиссии

    3.1. Основными функциями Комиссии являются:

    3.1.2. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

    3.1.3. Отбор участников конкурса.

    3.1.4. Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе.

    3.1.5. Определение победителя конкурса.

    3.1.6. Ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, ведение протокола открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

    3.1.7. Рассмотрение заявок на участие в аукционе, отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

    3.1.8. Вскрытие поступивших конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений.

    3.1.9. Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений.

    3.1.10. Определение победителя по итогам проведения запроса предложений.

    3.1.11. Ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, протокола проведения запроса предложений, итогового протокола.

    3.1.12. Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок.

    3.1.13. Подведение итогов и определение победителя в проведении запроса котировок.

    3.1.14. Ведение протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

    3.1.15. Другие функции в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

    4. Порядок формирования комиссии

    4.1. Комиссия является коллегиальным органом Заказчика, основанным на [временной/постоянной] основе. Персональный состав Комиссии утверждается Заказчиком до начала проведения закупки.

    4.2. В состав Комиссии входят не менее пяти человек - председатель Комиссии, заместитель (заместители) председателя Комиссии, члены Комиссии, секретарь Комиссии.

    4.3. Состав комиссии формируется преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

    4.4. Членами Комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    4.5. Замена члена Комиссии допускается только по решению Заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

    4.6. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

    5. Порядок проведения заседаний комиссии

    5.1. Секретарь Комиссии или другой уполномоченный председателем член Комиссии не позднее чем за [значение] рабочий день до дня проведения заседания Комиссии уведомляет членов Комиссии о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии.

    5.2. Заказчик обязан организовать материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии, в том числе предоставить удобное для работы помещение, оргтехнику, канцелярские принадлежности и т. п.

    5.3. Заседания Комиссии открываются и закрываются председателем Комиссии, в отсутствие председателя - заместителем председателя.

    5.4. Председатель Комиссии:

    5.4.1. Ведет заседание Комиссии, в том числе:

    Открывает заседание;

    Объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия кворума;

    Объявляет о завершении заседания Комиссии.

    5.4.2. Осуществляет иные действия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

    5.5. Члены Комиссии:

    5.5.1. Принимают решения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

    5.5.2. Подписывают протоколы Комиссии.

    5.5.3. Осуществляют иные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

    5.6. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии при наличии кворума.

    5.9. В случае поступления по одному вопросу более одного предложения о решении голосование проводится по каждому из поступивших предложений. Решения Комиссии принимаются по каждому вопросу отдельно.

    6. Ответственность членов комиссии

    6.1. Члены Комиссии, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6.2. Член Комиссии, допустивший нарушение законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, может быть заменен по решению Заказчика.

    6.3. В случае, если члену Комиссии станет известно о нарушении другим членом Комиссии законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, он должен письменно сообщить об этом председателю Комиссии и (или) Заказчику в течение одного дня с момента, когда он узнал о таком нарушении.

    6.4. Члены Комиссии не вправе распространять сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, ставшие известными им в ходе осуществления закупки путем проведения конкурса.