Химические организации клетки тест вариант. Тест по биологии на тему "химическая организация клетки"

2.Вода – самое распространенное вещество в живой природе.

3.Полимер – разветвленная цепь, состоящая из звеньев относительно простых веществ - мономеров.

4.Глюкоза является биополимером.

5.Вторичная структура белка определяется порядком чередования аминокислот в цепи.

6.Крахмал и гликоген – резервные органические вещества живых организмов.

7.Некоторые липиды выполняют функцию гормонов.

8.В состав белков входит более 40 типов мономеров.

9.Нуклеотид РНК содержит пятиуглеродный сахар – рибозу.

10.Молекула ДНК состоит из одной полинуклеотидной нити.

Задание 2.

Обозначьте составные части нуклеотида ДНК.

_____________________________________________________________________________________

Вариант №3.

Задание 1.

1.К группе микроэлементов относятся следующие химические элементы: I; Cu; Zn; Co; Au; F.

2.Ионы кальция и магния – активаторы многих ферментов.

3.Фруктоза – основное энергетическое вещество клетки.

4.Жиры – гидрофильные вещества.

5.Липиды входят в состав клеточных мембран.

6.Протеиды – полипептиды, содержащие небелковый компонент.

7.Третичная структура белка имеет вид спирали.

8.В клетках имеется только один тип нуклеиновых кислот.

9.Ген ДНК содержит информацию о первичной структуре одного белка.

10.АТФ – универсальный биологический аккумулятор энергии.

Задание 2.

Обозначьте составные части нуклеотида РНК.

https://pandia.ru/text/77/507/images/image003_90.gif" alt="Правильный пятиугольник: 2" width="48" height="44">

Тематический тест. Тема: «Химическая организация клетки».

Вариант №2.

Задание 1.

1.Элементов, какой группы в клетке больше, чем остальных?

2.Какое соединение не построено из аминокислот?

а) гемоглобин; б) инсулин; в) гликоген.

3.Какой частью аминокислоты отличаются друг от друга?

а) аминогруппа; б) радикал; в) карбоксильная группа.

4.Из перечисленных ниже белков защитную функцию выполняет: а) интерферон; б) гемоглобин; в) актин и миозин.

5.К дисахаридам относится: а) глюкоза; б) сахароза; в) рибоза.

6.Какой углевод содержится в клетках грибов, животных и человека?

а) хитин; б) крахмал; в) гликоген.

7.При полном окислении 1 г. жира освобождается: а) 37,2 кДж; б) 38,9 кДж; в) 17,2 кДж.

8.Мономерами нуклеиновых кислот являются: а) аминокислоты; б) нуклеотиды; в) моносахариды.

9.Какая РНК является копией гена ДНК?

а) И-РНК; б) Т-РНК; в) Р-РНК.

10.При разрыве одной макроэргической связи в молекуле АТФ освобождается энергия в количестве: а) 40 кДж; б) 20 кДж; в) 4 кДж.

Задание 2.

Достройте цепочку ДНК, комплементарную данной: -А-Г-Т-Ц-Т-Т-Т-Ц-Г-А-А-.

Тематический тест. Тема: «Химическая организация клетки».

Вариант №4.

Задание 1.

1.Какую долю в среднем составляет в клетке вода?

а) 99%; б) 80%; в) 20%.

2. Элементов, какой группы в клетке меньше, чем остальных?

а) биоэлементы; б) макроэлементы; в) микроэлементы.

3.Какой из перечисленных сахаров относится к полисахаридам?

а) глюкоза; б) сахароза; в) хитин.

4. При полном окислении 1 г. глюкозы освобождается: а) 36,2 кДж; б) 38,9 кДж; в) 17,6 кДж.

5.Какое соединение построено их аминокислот?

а) гемоглобин; б) гликоген; в) холестерин.

6.Для какой структуры белка характерно образование глобулы?

а) первичная; б) вторичная; в) третичная.

7.Какое из перечисленных веществ относится к липидам?

а) холестерин; б) крахмал; в) инсулин.

8.Сколько видов РНК известно?

а) 1; б) 2; в) 3.

9.Нуклеиновые кислоты – это: а) полинуклеотиды; б) полисахариды; в) полипептиды?

10.Какое азотистое основание специфично для ДНК?

а) А; б) Т; в) У.

Задание 2. .

Достройте цепочку ДНК, комплементарную данной: -А-Г-Ц-Г-А-А-Ц-Г-Г-.

Вопросы семинара

Данные об авторе

Тимофеева Г.В.

Место работы, должность:

МОУ СОШ № 1 г.Собинка,учитель

Владимирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Биология

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Контрольная (проверочная) работа

Тест.

1.Сходство элементарного состава клетки и тел неживой природы свидетельствует…

А-о материальном единстве живой и неживой природы

Б-о зависимости живой природы от неживой

В-о изменении живой природы под влиянием факторов среды

Г-о их сложном химическом. составе

№2. На каком уровне организации жизни существует сходство между органическим миром и неживой природой?

А-на тканевом

Б-на молекулярном

В-на клеточном

В-на атомном

№3 .Необходимым для всех химических реакций веществом в клетке, играющим роль растворителя большинства веществ, является…

А -полинуклеотид

Б - полипептид

В - вода

Г-полисахарид

№4.Вода составляет значительную часть клетки, она…

А - регулирует процессы жизнедеятельности

Б - обеспечивает клетку энергией

В - придает клетке упругость

Г - способствует делению клетки

№5. Какую долю в среднемсоставляет в клетке вода?

А-80%В-1%

Б-20%

№ 6 .Вещества, хорошо растворимые в воде-называются:

А - гидрофильныеВ - амфифильные

Б - гидрофобные

№7.Какие ионы обеспечивают проницаемость клеточных мембран?

А- Ca 2+ В- Zn 2+

Б- Na + K + Cl - Г- Mg 2+

№8.В состав, какого жизненно важного соединения входит железо?

А-хлорофиллаВ-ДНК

Б - гемоглобинаГ-РНК

№9. Какое химическоесоединение играет большую роль в поддержании осмотического давления в клетке?

А-белокВ- NaCl

Б-АТФГ-Жир

№1 0 .Как называется органическое вещество, в молекулах которого содержатся атомы С, О, Н, выполняющее энергетическую и строительную функцию?

А - нуклеиновая кислотаВ-белок

Б - УглеводГ-АТФ

№11. Какие углеводы относятся к полимерам?

А-моносахариды

Б -дисахариды

В-полисахариды

№12 .К группе моносахаридов относят:

А-глюкозу

Б - сахарозу

В-целлюлозу

№13.Какие из углеводов нерастворимы в воде?

А-глюкоза, фруктозаВ-крахмал

Б - рибоза, дезоксирибоза

№14.Какие полисахариды характерны для живой клетки?

А-целлюлозаВ-гликоген, хитин

Б- Крахмал

№15.Молекулы жиров образуются:

А-из глицерина, высших карбоновых кислотВ-из глюкозы

Б-из аминокислот, водыГ-из этилового спирта, высших карбоновых кислот

№16.Жиры выполняют в клетке функцию:

А - транспортную.В - энергетическую

Б - каталитическуюГ - информационную

№17.К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?

А - гидрофильным.Б - гидрофобным

№18.Какое значение имеют жиры у животных?

А-структура мембранВ-теплорегуляция

Б- источник энергииГ-источник водыД-все перечисленное

№19.В каких растворителях жиры растворимы?

А-водаБ -спирт, эфир, бензин

№20.Мономерами белков являются:

А-нуклеотидыВ-аминокислоты

Б - глюкозаГ-жиры

№21. Важнейшее органическое вещество, входящее в состав клеток всех царств живой природы, обладающее первичной линейной конфигурацией, относится:

А - к полисахаридам.В - к липидам

Б - к АТФГ - к полипептидам

№22.Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков ?

А-20В-100

Б-23

№23.Какую функцию белки не выполняют в клетке?

А - информационную.В - каталитическую

Б - растворителяГ - запасающую

№24.Молекулы белков, связывающие и обезвреживающие чужеродные данной клетке вещества, выполняют функцию…

А - защитную.В - энергетическую

Б - каталитическуюГ -транспортную

№25. Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга?

А-радикал.В- карбоксильная группа

Б - аминогруппа

№26.Посредством какойхимической связисоединены между собой аминокислоты в молекуле белка первичной структуры?

А -дисульфидной.В - водородной

Б -пептиднойГ - ионной

№27.Как называется обратимый процесс нарушения структуры одного из важнейших органических соединений клетки, происходящий под влиянием физических и химических факторов?

А-полимеризация глюкозыВ-денатурация белка

Б- удвоение ДНКГ-окисление жиров

№28.Какие соединения входят в состав АТФ?

А- азотистое основание аденин,углевод рибоза,3 молекулы фосфорной кислоты

Б- азотистое основание гуанин, сахар фруктоза, остаток фосфорной кислоты.

В- рибоза, глицерин и какая-либо аминокислота

№29. Какова роль молекул АТФ в клетке?

А - обеспечивают транспортную функцию.В - передают наследственную информацию

Б - обеспечивают процессы жизнедеятельности энергиейГ - ускоряют биохимические реакции

№30.Мономерами нуклеиновых кислот являются:

А-аминокислотыВ-жиры

Б - нуклеотидыГ-глюкоза

№31.Какие вещества входят в состав нуклеотида?

- аминокислота,глюкозаВ -глицерин,остаток фосфорной кислоты, углевод

Б- азотистое основание,сахар пентоза,остаток фосфорной кислоты.Г-углевод пектоза,3остатка фосфорн.кислоты,аминокислота.

№32.К какому классу химических веществ относится рибоза?

А-белокВ-углевод

Б- липид

№33.Какой нуклеотид не входит в состав молекулы ДН К?

А - адениловый.В - уридиловый

Б - гуаниловыйГ - тимидиловый

№34.какая из нуклеиновых кислот имеет наибольшую длину и молекулярную массу?

А-ДНКБ-РНК

№35.РНК представляет собой:

А - нуклеотид, содержащий две богатые энергией связи

Б - молекулу, имеющую форму двойной спирали, цепи которой соединены водородными связями

В -одиночную спираль

Г - длинную полипептидную цепь.

№36.Нуклеиновые кислоты выполняют в клетке функцию:

А -каталитическуюВ- строительную

Б-энергетическуюГ -информационную

№37. Чему соответствует информация одного триплета ДНК?

А-аминокислотеВ-гену

Б - белку

№38.Индивидуальные различия организмовобусловлены:

А-ДНК, РНКВ-жирами и углеводами

Б- нуклеиновыми кислотами и белками

№39.Гуаниловому нуклеотиду комплементарен нуклеотид:

А - тимидиловыйВ -ц итидиловый

Б - адениловыйГ-уридиловый

№40. Процесс удвоения молекул ДНК называется:

Цель: познакомить учащихся с понятием «химическая организация клетки».

Задачи:

образовательная: показать единство живой и неживой материи, разное содержание одних элементов, сложность органического мира;

воспитательная: продолжить формирование материалистического мировоззрения на единство живой и неживой природы. Привитие интереса к изучению данной темы;

развивающая: создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность; создать условия для систематизации знаний о клетке; создать содержательные и организационные условия для развития у студентов умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты; развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах, показав, что взаимосвязь деятельности студента, одногруппников, преподавателя, их интересов и знаний – важнейшее условие успешной работы.

Тип урока: комбинированный урок (урок-лекция, урок-беседа, изучение нового материала).

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации «Клеточная теория. Особенности строения клетки», устный опрос.

Средства наглядности: учебник Ю.И. Полянский стр. 145-162, плакат со схемой животной и растительной клетки.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам:

Контрольные вопросы для повторения материала по теме «Возникновение жизни на Земле»

1. Расскажите об образовании планеты Земля.

2. Перечислите условия необходимые для возникновения жизни.

3. Опишите современные представления о возникновении жизни.

4. Дайте понятие химической эволюции.

5. Охарактеризуйте предбиологические системы.

6. Расскажите о начале биологической эволюции.

7. Поясните возникновение эукариот.

8. Объясните происхождение многоклеточных.

III. Изучение нового материала Терминология

1. Биоэлементы – химические элементы, являющиеся основой органических молекул.

2. Макроэлементы – химические элементы, входящие в состав органических молекул в количестве, превышающем 1%.

3. Микроэлементы – химические элементы входящие в состав органических молекул в количестве, не превышающем 0,001%.

4. Гомеостаз – состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторских систем.

5. Буферные растворы – раствор органических или неорганических веществ, значение РН которых не изменяется при внесении небольших количеств щелочи или кислоты.

Простейшие микроорганизмы представляют собой отдельные клетки. Тело всех многоклеточных состоит из большего или меньшего числа клеток, которые являются блоками, образующими живой организм. Независимо от того, клетка – целостная система или часть ее, она имеет набор признаков, общих для всех клеток.

Химическая организация клеток (лекция)

В состав клеток входит около 70 элементов периодической системы, встречающихся и в неживой природе. Это одно из доказательств общности живой и неживой природы. Однако соотношение элементов, их вклад в образование элементов, составляющих организм и неживое, резко отличаются.

В зависимости от соотношения элементов в составе организма различают:

    макроэлементы (98% массы клетки) Н 2 , О 2 , С, N.

    микроэлементы (1,5%) S, Р, К, Na, Ca, Mg, Mn, Fe, Cl. Каждый из них выполняет очень важные функции в клетке.

    прочие (0,5%) В, Zn, Сu, I 2 , F 2 CO, Se.

Все эти элементы участвуют в построении организма либо в виде ионов, либо в составе тех или иных соединений – молекул органических и неорганических соединений.

Неорганические вещества в клетке

К ним относятся вода и минеральные соли.

Вода – самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах. Ее количество колеблется от 10% в эмали зубов до 90% в клетках зародышей. Оно зависит от возраста, времени суток, времени года.

Молекулы воды представлены диполями: в зависимости от температуры молекулы могут быть свободными или объединятся в группы с наличием водородных связей. Дипольный характер обуславливает высокую химическую активность воды. Вода играет роль среды в клетке, она приносит и уносит питательные вещества. Вода вступает в многочисленные реакции гидролиза. Обладая хорошей теплопроводностью вода регулирует температуру в клетке.

Минеральные соли - это большая часть неорганических соединений. Они находятся в виде ионов, либо недиссоциированных молекул. Большое значение имеют К + , Na + , Са +2 . Они обеспечивают постоянное содержание воды, среду раствора. Буферность среды обеспечивает постоянство всех внутренних процессов в клетке.

Органические вещества в клетке

Они составляют 20-30% массы клетки. К ним относятся биополимеры – белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, АТФ и т.д.

В различные типы клеток входят неодинаковое количество органических соединений. В растительных клетках преобладают сложные углеводы, животных – белки и жиры. Тем не менее каждая группа органических веществ в любом типе клеток выполняет функции: обеспечение энергией, является строительным материалом, несет информацию и т.д.

Белки. Среди органических веществ клетки, белки занимают первое место по количеству и по значению. У животных на них приходится 50% сухой массы клетки.

В организме человека встречается множество типов молекул белков, отличающихся друг от друга и от белков других организмов.

Не смотря на огромное разнообразие и сложность строения, белки построены из 20 аминокислот:

Аминокислоты обладают амфотерными свойствами, поэтому взаимодействуют между собой:

Пептидная связь:

Соединяясь, молекулы образуют: дипептид, трипептид либо полипептид. Это соединение 20 и более аминокислот. Порядок преобразования аминокислот в молекуле самый разнообразный. Это позволяет существование вариантов, которые отличаются требованием и свойствами молекул белка.

Последовательность аминокислот в молекуле называется структурой.

Первичная – линейная.

Вторичная – спиральная.

Третичная – глобулы.

Четвертичная – объединение глобул (гемоглобин).

Утрата молекулой структурной организации называется денатурацией. Она вызывается изменением температуры, РН, облучением. При незначительном воздействии молекула может восстанавливать свои свойства. Это используется в медицине (антибиотики).

Функции белков в клетке разнообразны. Важнейшая – строительная. Белки участвуют в образовании всех клеточных мембран в органоидах. Исключительно важна каталитическая функция – все ферменты – это белки. Двигательную функцию обеспечивают сократимые белки. Транспортная – состоит в присоединении химических элементов и переносе их к тканям. Защитная функция обеспечивается особыми белками – антителами, образующимися в лейкоцитах. Белки служат источником энергии – при полном расщеплении 1г белка выделяется 11,6 кДж.

Углеводы. Это соединения углерода водорода и кислорода. Представлены сахарами. В клетке содержится до 5%. Наиболее богаты – растительные клетки – до 90% массы (картофель, рис). Они делятся на простые и сложные. Простые – моносахара (глюкоза) С 6 Н 12 О 6 , виноградный сахар, фруктоза. Дисахара – (сахароза) С ]2 Н 22 О 11 свекловичный и тростниковый сахар. Полисахара (целлюлоза, крахмал) (C 6 H 10 O 5)n.

Углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. При окислении 1г углевода выделяется 17,6 кДж. Крахмал и гликоген служат энергетическим запасом клетки.

Липиды. Это жиры и жироподобные вещества в клетке. Представляют собой сложные эфиры глицерина и высокомолекулярных насыщенных и ненасыщенных кислот. Могут быть твердыми и жидкими – масла. У растений содержатся в семенах, от 5-15% сухого вещества.

Основная функция – энергетическая – при расщеплении 1г жира выделяется 38,9 кДж. Жиры это запасы питательных веществ. Жиры выполняют строительную функцию, являются хорошим теплоизолятором.

Нуклеиновые кислоты. Это сложные органические соединения. Состоят из С, Н 2 ,О 2 ,N 2 , P. Содержатся в ядрах и цитоплазме.

а) ДНК – биологический полинуклеотид, состоящий из двух цепей нуклеотидов. Нуклеотиды – состоят из 4-х азотистых оснований: 2-х пуринов – Аденина и Валина, 2-х пиримединов Цитозина и Гуанина, а также сахара – дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты.

В каждой цепи нуклеотиды соединены ковалентными связями. Цепи нуклеотидов образуют спирали. Спираль ДНК, упакованная белками образует структуру – хромосому.

б) РНК – это полимер, мономерами которого являются нуклеотиды, близкие ДНК, азотистые основания – А, Г, Ц. Вместо тимина есть урацин. Углеводом РНК является рибоза, есть остаток фосфорной кислоты.

Двухцепочные РНК – носители генетической информации. Одноцепочные – переносят информацию о последовательности аминокислот в белке. Существует несколько одноцепочных РНК:

Рибосомная – 3-5 тыс. нуклеотидов;

Информационная – 300-30000 нуклеотидов;

Транспортная – 76-85 нуклеотидов.

Синтез белка осуществляется на рибосомах при участии всех видов РНК.