Тесты на тему морфология. Тест по разделу "морфология"

Числительное

1. Числительные обозначают ________ предметов или ________ предметов___________. Первые отвечают на вопрос сколько? и называются_____ ___________, вторые – на вопрос который по счету? и называются_______________.

2. Слова три и тройка отличаются друг от друга тем, что первое не изменяется по __________, а второе изменяется, поэтому первое – имя __________, а второе – имя ____________.

двенадцать – _____________________, пятьдесят – ________________, двадцать пять – __________.

восем_сот, сем_десят, пят_надцать, шест_надцать, девят_сот .

5. Ставлю числительное 2578 в формы род. и твор. пад.

6. Правильно употребляю собирательные числительные с существительными: а) пять? пятеро? девушек ; б) семь? семеро? котят ; в) девять? девятеро? друзей ; г) двадцать два сутки? двадцать две сутки? Или иначе?

Итого: 12–14 баллов – «3», 15–16 баллов – «4», 17–18 баллов – «5».

Глагол

1. Прилагательное и глагол обозначают признак предмета, только прилагательное – _____________ признак, а глагол – ___________________.

2. Предикативным формам глагола противопоставлены непредикативные: _____________________ и ___________________________ .

3. Инфинитив только называет процессуальный признак, но не указывает на_________________ ____________________________.

писать – написать ): _______________________________________ ;

от основы инфинитива образуются:___________ ____________________________.

5. От глаголов несов. вида образуются___________ ____________ причастия ______________ времени, а также деепричастия ____________ вида:

понимать – ______________ .

6. От глаголов совершенного вида образуются ____________ причастия ____________, а также деепричастия ______________ вида:

понять – ______________.

7. Сколько глаголов из приведенного списка могут быть поняты и как формы изъяв., и как формы повел. накл.: носите, вынесите, пилите, колите, просите, распорите ?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

8. Формы глаголов в изъяв. накл. имеют значение времени, так как ____________.

9. У безличных глаголов есть только формы______ _____________.

Ручей бежал между холмом и горным обрывом подн_мающ_мся почти отвесно. Местами берега его покрыты были кустами лозняка креп_щимися даже кое-где посреди ручья в виде маленьких островков. Проходя мимо Гришутка открывал иногда между прутьями серенькое пушистое гнездо .

Итого: 20–23 балла – «3»; 24–27 баллов – «4»; 28–30 баллов – «5».

ОТВЕТЫ

Числительное

1. Числительные обозначают количество предметов или порядок предметов при счете . Первые отвечают на вопрос сколько? и называются количественными , вторые – на вопрос который по счету? и называются порядковыми .

2. Слова три и тройка отличаются друг от друга тем, что первое не изменяется по числам , а второе изменяется, поэтому первое – имя числительное , а второе – имя существительное .

3. Определяю разряд числительного по составу: двенадцать простое , пятьдесят сложное, два корня , двадцать пять составное .

4. Вставляю пропущенные буквы, если нужно: восемь сот, семь десят, пятнадцать, шестнадцать, девять сот .

5. Ставлю числительное 2578
в род. пад.:
(нет) двух тысяч пятисот семидесяти восьми;
в твор. пад.:
двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью восемью .

6. Правильно употребляю собирательные числительные с существительными:

а) пять девушек ; б) семь котят (но в сказке из-за олицетворения семеро козлят ); в) девятеро друзей ; г) двадцать два дня (ср. двое суток ).

Глагол

1. Прилагательное и глагол обозначают признак предмета, только прилагательное – непроцессуальный признак, а глагол – процессуальный .

2. Предикативным формам глагола противопоставлены непредикативные: причастие и деепричастие .

3. Инфинитив только называет процессуальный признак, но не указывает на отношение этого признака к предмету .

4. От основы настоящего времени образуются (использую глаголы писать – написать ):
все формы наст. вр.: пишу, пишешь, пишет, пишем, пишете, пишут ; прич. наст. вр.: пишущий , повел. накл.: пиши ; нет форм деепричастия несов. вида и страдат. прич. наст. вр.;

от основы инфинитива образуются:
все формы прош. вр.: писал, писала, писало, писали ; усл. накл.: писал бы; написал – написал бы ; действ. прич. прош. вр.: писавший, написавший ; страдат. прич. прош. вр.: написанный ; дееприч.: написав .

5. От глаголов несов. вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а также деепричастия несовершенного вида:

понимать – понимавший, понимающий; понимая .

6. От глаголов сов. вида образуются действительные и страдательные причастия, а также деепричастия совершенного вида:

понять – понявший, понятый, поняв .

7. (Б) 3 .

8. Формы глаголов в изъяв. накл. имеют значение времени, так как обозначают реальные действия .

9. У безличных глаголов есть только формы 3-го лица .

10. Вставляю пропущенные буквы и знаки препинания:

Ручей бежал между холмом и горным обрывом, поднимающимся почти отвесно. Местами берега его покрыты были кустами лозняка, крепящимися даже кое-где посреди ручья в виде маленьких островков. Проходя мимо, Гришутка открывал иногда между прутьями серенькое пушистое гнездо .

Тестовые задания по морфологии современного русского языка

1. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите лишние словоформы в парадигме слова «третий»

1) третьим

2) третьих

3) тремя

4) третьему

2. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите лишние словоформы в парадигме слова «заниматься»

1) займусь

2) занимайся

3) занимается

4) занимаясь

3. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите исходную форму парадигмы слова «щенков»

1) щенята

2) щенок

3) щенки

4) щеночки

4. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите исходную форму парадигмы слова «заканчиваясь»

1) заканчиваться

2) заканчивать

3) закончиться

4) закончить

5. Обведите кружком номер правильного ответа

1) друзей – друзья

2) обнимусь – обнимаясь

3) тем – тот

4) сотнями – сто

6. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите пары слов, где исходная форма парадигмы первого слова дана верно

1) воспитанна – воспитан

2) легче – легкий

3) ушедший – уходить

4) молочу – молоть

7. Найдите соответствия

А. Смешанного типа

1. Падеж местоимений

Б. Несловоизменител ьные

2. Процессуальность глаголов

В. Словоизменительн ые

3. Вид глаголов

Г. Частеречное значение

9. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите одушевленное существительное

1) детвора

2) полк

3) фея

4) запорожец

10. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите неодушевленное существительное

1) студенчество

2) идол

3) валет

4) сливки

11. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите грамматически одушевленное существительное

1) образ

2) стадо

3) чурбан (перен.)

4) ферзь

12. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите грамматически неодушевленное существительное

1) туз

2) профессура

3) дитя

4) тип

13. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите собственные имена существительные

1) Какое ему дело до Волконских и Апраксиных?

2) Это цербер какой-то, вас стерегущий?

3) У Печориных есть воля без знания…

4) Микитовыми нас стали кликать по деду моему.

14. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите нарицательные имена существительные

Средства выражения ГЗ

Примеры

А. Предлоги

1. Написал бы письмо

Б. Связки

2. Куда они ходили?

В. Частицы

3. В пушистом боа

Г. Флексии изменяемых слов у

неизменяемых

Д. Порядок расположения слов

5. В красивом лесу

Е. Сочетаемость с именем в И.п.

Ж. Смысл предложения

7. Будешь писать?

1)Все меньше становится донкихотов.

2)Был среди Гедиминовичей шут.

3)У Базаровых есть и знание и воля.

4)Судите ж вы, какие розы нам заготовил Гименей.

15. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите конкретные имена существительные

1) осинник

2) роща

3) семья

4) отряд

16. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите абстрактные имена существительные

1) бедность

2) беднота

3) бег

4) поездка (в город)

17. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите вещественные имена существительные

1) серебро

2) духи

3) табун

4) дерево

18. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите собирательные имена существительные

1) шпаклевка

2) оркестр

3) аристократия

4) родня

19. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные мужского рода

1) адвокат

2) верзила

3) сорока

20. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные общего рода

1) предтеча

2) куница

3) простофиля

4) купчина

21. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные среднего рода

1) адажио

2) антраша

3) арго

22. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные женского рода

1) ЭВМ

2) НАТО

3) НЛО

4) ФИФА

23. Найдите соответствия. Объясните употребление выделенных существительных во

множественном числе

Ответ: А – 3; Б – 4; В – 1; Г – 2.

24. Найдите соответствия

Ответ: А – 6; Б – 4; В – 5; Г – 7; Д – 1; Е – 2; Ж – 3.

25. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные Singularia tantum

1) ноготок

2) топливо

3) губы

4) вода

26. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите имена существительные Pluralia tantum

1) человек

2) пшеница

3) сливки

4) сельдь

27. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные, имеющие коррелят по числу

1) кудри

2) (анютины) глазки

3) день

4) высотка

Изменение значения

Примеры

А. Абстрактное понятие

конкретизируется

1) В жаркие дни багульник выделяет обилие

эфирных масел (В. Арсеньев)

Б. Существительное, приобретает

обобщающий характер

2) «Вешние воды» (И. С. Тургенев)

В. Имеются в виду сорта, марки

3) Ах, оставьте эти нежности (А. Н. Островский)

Г. Имеется в виду большое

количество вещества

4) Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин)

Тип склонения

Имена существительные

А. 1-ое склонение

1) Есенин

Б. 2-ое склонение

2) Завкафедрой

В. 3-е склонение

3) Время

Г. Адъективное склонение

4) Мальчишка

Д. Смешанное склонение

5) Мозоль

Е. Нулевое склонение (неизменяемые слова)

6) Зам

Ж. Разносклоняемые существительные

7) Запятая

28. Обведите кружком номера правильных ответов

Какие из следующих словосочетаний имеют определительное значение

1) чашечки с розами

2) помнить до мелочей

3) платье из парчи

4) смеяться до слез

29. Обведите кружком номера правильных ответов

Какие из следующих словосочетаний имеют обстоятельственн ое значение

1) прибыть в субботу

2) ящик из-под фруктов

3) увлекаться театром

4) выманить из берлоги

30. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите притяжательные прилагательные

1) бараний рог

2) мальчишеский задор

3) толстовская усадьба

4) белая армия

31. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите относительные имена прилагательные

1) старинный обычай

2) курс новейшей истории

3) год по старому стилю

4) материнские советы

32. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите качественные прилагательные

1) левые взгляды

2) отдаленный гул

3) глухой лес

4) зимний сад

33. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите прилагательные, которые не образуют кратких форм

1) загорелый

2) злющий

3) земной

4) здоровый

34. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена прилагательные, которые имеют краткие формы не во всех числах и

родах

1) исконный

2) диковинный

3) гордый

4) хворый

35. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите синтетическую форму превосходной степени

1) более совершенная форма

2) величайший драматург Европы

3) строжайший отбор

4) наиболее точные слова

36. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите аналитическую форму сравнительной степени

1) Искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтобы оно стало

еще лучше (М. Горький).

2) Чем проще слово, тем более оно точно (М. Горький).

3) В простоте слова – самая глубокая мудрость (М. Горький).

4) Будьте более требовательны к работе друг друга, более строги к чистоте

и ясности языка (М. Горький).

37. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите несклоняемые прилагательные

1) френч цвета хаки

2) предки коми – этнические группы перми вычегодской

3) увлекаться европейским рококо

4) гала-концерт в филармонии

38. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите неопределенно-ко личественные слова

1) пятеро саней

2) лес рук

3) мало учеников

4) столько приключений

39. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите сложные имена числительные

1) сто шестьдесят два дня

2) пятьдесят молодых специалистов

3) девятьсот метров

4) пятнадцать тетради

40. Обведите кружком номера правильных ответов

Определите, с какими именами существительными сочетается числительное «трое»

1) припасы

2) балерина

3) щенок

4) плакса

41. Обведите кружком номера правильных ответов

В приведенных примерах найдите случаи, где числительное управляет

существительными

1) дежурить трое суток

2) двенадцать часов ночи

3) строится лет пять

4) между двух огней

42. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите предложения, где допущены ошибки при склонении числительных

1) Напечатано много сведений о нескольких стах деятелей (газ.)

2) Обое вы горячие, как погляжу… (М. Шолохов)

3) Двумстам семидесяти трем человекам сделаны… прививки (газ.)

4) За семидесятью семью печатями для нас «внутренний мир» растений

(журн.).

43. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных местоимений местоимения-суще ствительные

1) У каждого писателя есть свой вдохновитель.

2) В поисках слова нельзя пренебрегать ничем .

3) Вся морская терминология великолепна.

4) Хорошо писать, когда впереди тебя ждет что-нибудь интересное.

(К. Паустовский)

44. Найдите соответствия

Ответ: А – 8, Б – 5, В – 2, Г – 7, Д – 9, Е – 3, Ж – 6, З – 4, И – 1.

45. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите примеры, где выделенные местоимения имеют категории рода и числа

1) Старичок осведомился, кто я таков .

2) Никто этого не узнает.

3) Сколько ей лет?

4) Каково ваше положение?

46. Найдите соответствия

А – 5, Б – 7, В – 4, Г – 2, Д – 6, Е – 1, Ж – 3.

47. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите мотивированные наречия

1) вчера

Разряд местоимений по

значению

Примеры

А. Личные

1. Я всю их семью знаю.

Б. Возвратное

2. И чего тебе не хватает?

В. Вопросительные

3. Кругом было что-то грозное.

Г. Относительные

4. В нашей науке столько возможностей.

Д. Отрицательные

5. Я сижу у себя, пью горячий чай.

Е. Неопределенные

6. Тайна красоты лежит в самой глубине нашего существа.

Ж. Определительные

7. Тот человек, который владеет подлинной красотой,

становится гением.

З. Указательные

8. Объясни мне, что с тобою.

И. Притяжательные

9. Ни к чему душа не лежит.

Разряд наречий по значению

Примеры

А. Определительные качественные

1. Не сказать умышленно

Б. Определительные количественные

2. Виднеться вдали

В. Определительные образа и

способа действия

3. Сделать с перепугу

Г. Обстоятельственн ые места

4. Сидеть вдвоем

Д. Обстоятельственн ые времени

5. Шелестеть печально

Е. Обстоятельственн ые цели

6. Давно рассказать

Ж. Обстоятельственн ые причины

7. Писать изредка

2) рановато

3) кругом

4) всегда

48. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите немотивированные наречий

1) некстати

2) очень

3) пока

4) доныне

49. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных слов наречия

1) Цветная осень, вечер года, мне улыбается светло (М. Цветаева)

2) Огоньки камина уютно отражались в зеркалах (Д. Голубков)

3) Тепло и чудесно пахло сеном (А. Чехов)

4) Неприятно и резко пахли лиловые цветы (П. Проскурин)

50. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных слов слова категории состояния

1) Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы (К. Аксаков)

2) Душе от чувств высоких стало тесно (М. Лермонтов)

3) На бульваре было черно, бесснежно . (Ю. Трифонов)

4) Весело пробираться сквозь стену высокой ржи (И. Тургенев)

51. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных слов имена прилагательные

1) В природе все совершенно и прекрасно (И. Тургенев).

2) Свидание это было чрезвычайно кратко (М. Булгаков)

3) Душно мне в этих холодных стенах (С. Есенин)

4) Съезжались гости поздно , в двенадцатом часу (Е. Рейн)

52. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных форм сравнительной степени наречия

1) Чем столетье интересней для истории, тем история слагается печальней (н.

Глазков).

3) Он все пристальнее глядел на фитиль лампы (И. Бунин).

4) Для меня дороже всего войти в лес, когда в лесу еще сумрачно (М. Пришвин).

53. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных форм сравнительной степени слова категории состояния

1) Чем больше художник, тем он строже судит сам себя (В. Солоухин).

2) Сильнее запахло болотными травами и лесом (М. Булгаков).

3) Он ушел в сторону, к расщелине, где было спокойнее (М. Булгаков).

4) Чем черней , тем страшней и тоскливей на душе (М. Булгаков).

54. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных форм сравнительной степени имена прилагательные

1) Когда кругом темно, светлей твое окно (Б. Окуджава).

2) В лучах луны вся степь белее снега (В. Катаев).

3) Стали резче запахи цветов и травы (П. Проскурин).

4) Для русского писателя за границей еще, пожалуй, тяжелее (А. Ремизов).

Тест

Морфология. Орфография.

Вариант 1

  1. Как называется изменяемая часть слова?

а) основа б) окончание в) корень г) суффикс

  1. В каких словах пишется а?

а) г…лерея б) к…нфликт в) б…гровый г) варианты а, в

  1. В каких словах пишется о?

а) предпол…гать б) пром…кашка в) к…снулись г) варианты б, в

4. Какие корни проверяются суффиксом а ?

А) гар – гор б) бер – бир в) раст – рос г) мак - мок

  1. В каком слове нет непроизносимой согласной?

а) ужас…ный б) влас…ный в) ярос…ный г) извес…ный

  1. В каком слове на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная?

а) ис…кусный б) прос…вещать в) рас…четливый г) вос…тание

  1. В каких словах пишется пре- ?

а) пр…думать, пр…землиться б) пр…лететь, пр…школьный в) пр…датель, пр…дел г) пр…умный, пр…клеить

  1. Найдите ошибку.

а) придлинный б) прилечь в) приозерный г) прибить

  1. В каких окончаниях пишется е ?

а) в колюч…м кустарнике, о бушующ…м мор б) с колюч…м кустарником, с бушующ…м морем в) свеж…м сеном, строящ…мся домом г) варианты б, в

  1. Где пишется -нн- ?

а) утин…ая охота б) под соломен…ой крышей в) стулья сломан…ы г) нечесан…ые волосы

  1. Найдите ошибку.

а) лимонный напиток б) нарисованная картина в) глиняная посуда г) заклееная коробка

  1. Какие слова пишутся через дефис?

а) (пяти)летний, (мало)метражный б) (шахматно)шашечный, (выпукло)вогнутый в) (железно)дорожный, (авиа)завод г) (фото)лаборатория, (контр)наступление

  1. Какое местоимение пишется через дефис?

а) кое(у)кого б) кое(с)кем в) в каком(либо) г) (ни)кому

  1. Где НЕ пишется слитно?

а) Он (не)думал о деле. б) Солдат шел (не)оборачиваясь.

в) Бумага была (не)белого, а желтого цвета. г) Впереди была (не)глубокая речка.

  1. Найдите глаголы I спряжения с буквой е в окончаниях.

а) выход…шь, спрос…шь б) рису…шь, покаж…шь в) позвон…шь, вынос…шь г) занос…шь, попрос…шь

  1. Найдите наречие, пишущееся через дефис.

а) Все пошло (по)прежнему. б) Мы шли (по)прежнему пути. в) (По)нашему решению отряд выступил в бой. г) (Во)вторых классах проведена контрольная.

  1. В каком случае пишется НЕ?

а) Он н… о чем не спорил. б) Спешить было н…куда. в) Мы н…куда не торопились.

Г) Я н… с кем не хотела говорить.

  1. В каком случае подчеркнутое слово является предлогом?

а) Мы попали в течение реки. б) На счет завода поступили средства.

В) В течении реки произошли изменения. г) В течение часа шел дождь.

  1. В какой строчке во всех словах после шипящих пишется Ь?

а) грач…, камыш…, спряч… б) настеж…, молодеж…, гуляеш…

В) текуч…, пустош…, кирпич… г) шалаш…, уж…, сыпуч…

  1. Расставьте правильно запятые.

На берегу реки (1) шумевшей после дождя (2) и урагана (3) мы устроили привал (4) поставили палатки (5) и стали готовить ужин.

а) 1, 2 б) 1, 3, 5 в) 1, 3, 4 г) 3, 4, 5

Тест

Морфология. Орфография.

Вариант 2

1. Как называется главная значимая часть слова? а) основа б) окончание в) корень г) приставка

2. В каких словах пишется а?

А) упл…тить долг б) пл…тина в) вд…леке г) варианты а, в

3. В каких словах пишется о?

А) уг…реть б) нам…чить в) изл…гать г) варианты а, б

4. Какие корни проверяются ударением?

А) гар - гор б) кас – кос в) лаг - лож г) бер - бир

5. В каком слове нет непроизносимой согласной?

А) трос…ник б) уча…ствовать в) вес…ник г) лес…ница

6. В каком слове на стыке приставки и корня не пишется удвоенная согласная? а) ис…кусный б) без…лобный в) рас…просить г) бес…нежный

7. В каких словах пишется пре- ?

А) пр…поднять, пр…рекания в) пр…ломление, пр…мудрая б) Пр…уралье, пр…вивка

Г) пр…увеличить, пр…бить

8. Найдите ошибку.

а) притяжение б) прикратить в) приоткрыть г) приписать

9. В каких окончаниях пишется и?

А) в строящ…мся доме, в свеж…м сене б) о прячущ…мся ребенке, о древн…м городе в) с прячущ…мся ребенком, с древн…м городом г) к прячущ…муся ребенку, к древн…му городу

10. Где пишется -нн- ?

а) клюквен…ый напиток б) гусин…ые потроха в) мышин…ая нора г) вещи разброса…ы 11. Найдите ошибку.

А) поставленная посуда б) серебряное кольцо в) поле вскопанно г) львиная грива

12. Какие слова пишутся через дефис?

А)(десяти)летний, (бело)снежный в)(двух)метровый,(сорока)градусный б) (прямо)угольник, (мото)спорт г) (юго)западный, (экс)президент

13. Какое местоимение пишется через дефис?

А) ни(для)кого б) кем(нибудь) в) (ни)какому г) кое у кого

14. Где НЕ пишется слитно?

А) Я (не)собираюсь возвращаться. б) Статья была (не)интересная, а скучная. в) Было принято (не)правильное решение. г) Снявши голову, по волосам (не)плачут.

15. Найдите глаголы II спряжения с буквой И в окончаниях.

а) приход…шь, разнос…шь в) спряч…шь, докаж…шь б) выполня…шь, расскаж…шь г) убира…шь, рису…шь

16. Найдите наречие, пишущееся через дефис.

а) Я соскучился (по)хорошему другу. в) Давай решим все (по)хорошему.

Б) (По)осеннему небу плыли облака г) (Во)вторых классах прошла контрольная.

17. В каком случае пишется НЕ?

А) Он н…куда не заглядывал. в) Мы н…где не могли найти грибов. б) А радоваться-то н…чему. г) Я уже н…чему не удивляюсь.

18. В каком случае подчеркнутое слова является предлогом?

А) Лодки попали в течение реки, и их унесло. в) В течение лета дождей не было.

Б) Как попадем в течение , будет легче. г) На счет школы поступили новые средства.

19. В какой строчке во всех словах после шипящих не пишется Ь?

а) камыш…, у овощехранилищ…, замуж… в) испеч…, кирпич…, сбереч…

Б) съеш…, пустош…, грач… г) мыш…, доч…, душ…

20. Расставьте правильно запятые.

Вернувшись с работы (1) и (2) приготовив ужин (3) мама (4) решившая проверить у меня уроки (5) попросила мой дневник.

а) 1, 2, 4, 5 б) 2, 3 в) 1, 4, 5 г) 3, 4, 5

Ответы. Вариант 2

Тест по русскому языку Морфология и орфография Культура речи для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 4 задания. Тест предназначен для проверки знаний по теме Повторение в начале года.

Часть А — задания с выбором ответа
Часть В — задания с кратким ответом
Часть С — письменные ответы на вопросы

1 вариант

A1. Укажите ряд, в котором все слова являются самостоятель­ной частью речи

1) под, в, столб, лесной
2) доска, стол, вынести, пятый
3) исследовать, не, сухой, из
4) двойка, честный, под, через

А2. Укажите ряд, в котором все слова являются именами прилагательными

1) первый, восьмой, синий, смелый
2) наш, их, весёлый, похвальный
3) подвижный, пятиэтажный, отважный, ранний
4) твой, второй, любой, утренний

А3. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является верной?
Вообще я схожусь с людьми очень трудно.

1) союз
2) наречие
3) имя прилагательное
4) имя существительное

А4. Укажите ряд, в котором все слова являются глаголами на­стоящего времени

1) спит, поворачивается, мешает
2) выспится, мешал, выучит
3) победит, гуляет, ест
4) бегал, смотрит, рисовал

А5. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная в корне слова

1) т..традь, д..рожках, без дв..рей
2) пригл..жу, отг..няя, ..кошка
3) п..счаный, ст..ит, на в..твях
4) м..рской, к..ралл, к..рабль

А6. Укажите ряд, в котором все слова являются словами­-исключениями

1) сш..ть, ч..деса, ш..повник
2) ж..рный, щ..вель, ч..жой
3) стуч..ть, рощ.., нач..льный
4) ж..ри, брош..ра, параш..т

А7.

1) из-за туч.. , товарищ.. , блин..чик
2) бул..он, мыш.., рисуеш..
3) тон..ше, помощ..ник, посееш..
4) п..ют, обжеч..ся, ноч..ка

А8.

1) хотят сделать
2) много дел
3) ихние книги
4) беги скорее

А9. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква Е?

1) на территори.., о желани..
2) в палатк.., на картин..
3) о гербари.., в Итали..
4) в опасност.., на дорог..

A10. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) чита..м, смотр..м
2) дума..м, зна..м
3) рани..м утром, весенн..го дня
4) светл..м праздником, о светл..м дне

(1)Вечер. (2)На небе нет ни облачка. (3)Но температура не­умолимо близится к нулевой отметке. (4)И становится ясно, что ночью будет мороз. (5)А как хочется вечером выйти на улицу и погулять по тёплым весенним аллеям парка. (6)Ведь нет ничего полезнее для здоровья, чем прогулка перед сном.
(По В. Арсеньеву)

В1. Выпишите из предложений 1-3 все существительные 2-го склонения.

В2. Выпишите из предложения 5 существительные 1-го склонения.

1. Определите тему текста.
2. Какова идея текста?
3. Озаглавьте текст.
4. Каким настроением проникнут текст?

2 вариант

A1. Укажите ряд слов, состоящий из имён существительных

1) первый, с нами, солнце, восход
2) упражнение, пятак, чёрствый, восемь
3) двигаться, пламя, пятый, сумма
4) движение, лес, тройка, портфель

А2. Укажите ряд слов, состоящий из местоимений

1) мне, кто, любой, второй
2) себе, моего, по-моему, прежний
3) ничего, что-либо, наш, чтобы
4) её, свой, (у)нас, (от)него

А3. Какая морфологическая характеристика выделенного сло­ва является верной?
Все великое тяжело, поэтому трудно его удержать.

1) наречие
2) глагол
3) имя прилагательное
4) имя существительное

А4. В каком ряду все глаголы относятся к I спряжению?

1) играть, догонять, оформлять, зависеть
2) сортировать, перевязать, таять, вертеть
3) учитывать, выписать, гнать, лаять
4) брить, стелить, каяться, заверять

А5. Укажите ряд, в котором во всех словах мягкий знак не пишется

1) л..ет, мурав..и, раз..езд, об..явление
2) придеш.. , помоч.. , рож.. , товарищ..
3) ноч..ка, бесконеч..ный, мощ..ный, закон..чить
4) нач.., брош.., конеч..ный, печ..

А6. Укажите ряд слов, в котором на месте всех пропусков пи­шется Е

1) бре..шь, верт..т, вид..м
2) встрет..т, стел..шь, прыгн..шь
3) сыпл..т, бре..т, встреча..т
4) держ..м, слыш..шь, стел..м

А7. В каком ряду во всех словах пишется мягкий знак?

1) ноч..ной, любиш.., стрич..
2) дышиш.., пейзаж.., ран..ше
3) торопиш..ся, прилеч.. , доч..
4) июн..ский, л..ётся, могуч..

А8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) нет мест
2) много делов
3) несколько яблок
4) его тетрадь

А9. В каком ряду на месте пропуска пишется буква Е?

1) о растени.., в плавань..
2) о счасть.., у калитк..
3) об агресси.., в санатори..
4) о работ.., о забот..

A10. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же бук­ва?

1) о маленьк..м щенке, дешёв..м товаром
2) в син..м небе, син..й лентой
3) замеча..м, кле..м
4) кол..м, украс..м

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Выйти к лесной опушке. (2)Расположились на небольшой поляне. (3)Край березовой рощи. (4)Нигде нет настоящей тени. (5)Скрываться в буйной поросли трав. (6)3апах горькой полыни. (7)Играют в пышной зелени деревьев. (8)Купаются в солнечном блеске. (9)Удивительно радостно на сердце.

В1. Выпишите прилагательное в мужском роде.

В2. Выпишите глаголы в настоящем времени.

1. Являются ли прочитанные в части В предложения текстом?
2. Объединены ли предложения одной общей темой? Какой?
3. Составьте из этих предложений текст. Озаглавьте его.

Ответы на тест по русскому языку Морфология и орфография Культура речи
1 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-1
А5-2
А6-4
А7-2
А8-3
А9-2
А10-2
В1. вечер, небе, облачка
В2. улицу, аллеям
2 вариант
А1-4
А2-4
А3-3
А4-4
А5-3
А6-3
А7-3
А8-2
А9-4
А10-2
В1. солнечном
В2. играют, купаются

Укрывает инеем землю добела, песней журавлиною осень проплыла, но всё той же узкою тропкой между гор мы втроём к рябинушке ходим до сих пор.

А) в предложении восемь существительных.

Б) в предложении три глагола

В) в предложении два наречия

Г) в предложении один союз

Д) в предложении одно числительное

Е) в предложении два прилагательных

2. В каком предложении есть и частица, и наречие, и местоимение?

А) Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.

Б) Тих и печален ручей у янтарной сосны.

В) Пеплом несмелым подёрнулись угли костра.

Г) Вот и окончилось всё, расставаться пора.

Д) Крылья сложили палатки – их кончен полёт.

Е) Крылья расправил искатель разлук – самолёт. (Ю.Визбор)

3. Какое утверждение не относится к данному предложению?

Под небом голубым есть город золотой с прозрачными озерами и яркою звездой, а в городе том сад – всё травы да цветы, гуляют там животные невиданной красы. (Б.Гребенщиков)

А) Одно существительное употребляется только в форме множественного числа.

Б) От двух прилагательных можно образовать краткую форму.

В) Два существительных употреблены в форме творительного падежа.

Г) В предложении есть два соединительных союза и один противительный.

Д) В предложении есть усилительная частица.

    Какое слово не может относиться к различным частям речи?

Жгут, дорога, стекло, да, почти, ожог.

5. В каком утверждении допущена неточность?

1) Местоимения НЕКТО, НЕЧТО имеют форму только именительного падежа.

2) Местоимения МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ изменяются по родам, числам и падежам.

3) Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы именительного падежа.

4) Местоимение СТОЛЬКО не имеет рода и числа.

5) Местоимение СЕБЯ изменяется по падежам.

6) Местоимения КАКОЙ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ изменяются по родам, числам и падежам.

    В существительных кон..ик, песчан..ик, лиственн..ца пишется нн , так как одно н входит в состав корня, а другое относится к суффиксу.

    В прилагательных хозяйственный, родственный, мужественный пишется нн , так как они входят в суффикс –енн-.

    В краткой форме прилагательного пишется столько н , сколько и в полной форме: советы це нн ы (це нн ый), спортсмены ю н ы (ю н ый).

    В существительных торфяник, дровяник пишется одно н, так как они образованы от прилагательных с одним н в суффиксе (торфя н ой, дровя н ой).

    В суффиксах прилагательных глиняный, кожаный, медвяный пишется одно н , так как суффиксы прилагательных –ан-/-ян- имеют одно н.

    В прилагательных свиной, пряный, румяный буква н входит в корень; суффикс в этих словах отсутствует.

    В каком утверждении допущена неточность?

    Существительные степь, фальшь, блажь в формах дательного и предложного падежей имеют окончание –и-.

    Существительные варенье, соленье, копчение, моление в форме предложного падежа имеют окончание –е-.

    Существительное питьё имеет форму Р.п. мн.ч. питей.

    Существительные платье, устье, полено в форме Р. п. множ.ч. имеют окончание –ев-.

    Сущ-ые пародия, мелодия, шалунья, лгунья в форме Р.п. мн.ч. имеют окончание –ий.

    Сущ-ые кожа, баржа, галоша, тёща в форме Р.п. мн.ч. пишутся без буквы ь на конце.

    В каком утверждении допущена неточность?

    Приставки на -з/-с перед звонкими согласными оканчиваются на –з, перед глухими – на –с.

    Написание приставок пре-, при - зависит от значения.

    В приставках раз-/рас, роз-/рос- под ударением пишется о, без ударения – а.

    Гласный и корня после приставок сохраняется: меж…нститутский, сверх..нтересный, пред..юльский.

    Большинство приставок имеет неизменное написание.

    Приставка при- пишется в слове со значением прибавления: прибавить, присовокупить.

    В каком утверждении допущена неточность? Род несклоняемых существительных..

    обозначающих одушевленные предметы и являющихся именами собственными, определяется по принадлежности к биологическому полу (Александр Дюма написал, Эльза Триоле написала);

    обозначающих неодушевленные предметы и являющихся именами собственными, определяется по родовому слову (Онтарио – озеро – средний род );

    обозначающих звания, должности, профессии, всегда мужской (кули, рантье );

    обозначающих неодушевленные предметы, всегда средний (метро, пюре);

    таких, как кольраби, авеню, салями, определяется как женский (по родовому понятию: колбаса салями).

    обозначающих животных, птиц, всегда женский..

    В каком утверждении допущена неточность?

    С неопределенными местоимениями без предлога не пишется слитно (некто).

    При пояснительных словах далеко, вовсе, отнюдь частица не с прилагательными пишется раздельно (далеко не красивый ).

    Приставка недо- в глаголах имеет значение систематической незавершенности действия.

    При пояснительных словах крайне, совершенно частица не с причастиями пишется слитно (совершенно непросохший).

    Не с наречиями пишется раздельно и слитно.

    В каком утверждении допущена неточность?

    Написание гласных в корнях гар-/гор-, зар-/зор- проверяется одним и тем же правилом.

    Написание гласных в корнях Бер-/бир-, мер-/мир-, блест-/блист-, кас-/кос - зависит от наличия суффикса –а-.

    Написание гласных в корне скак-/скоч - зависит от последней согласной корня.

    Чередование гласных в корне плав-/плов - относится к нерегулярным.

    Написание корней мак-, мок-, равн-, ровн - зависит от значения.

    В каком утверждении допущена неточность?

    Согласные перед гласными пишутся так, как слышатся.

    Некоторые звонкие согласные могут оглушаться, а глухие – озвончаться.

    Большинство согласных – парные по твердости-мягкости.

    Согласные Й, Л, М, Н, Р находятся в сильной позиции по звонкости-глухости.

    Непроизносимые согласные и находящиеся в слабой позиции проверяются одинаково.

    Согласный при наличии рядом трех или более согласных может быть непроизносимым.

    В каком утверждении допущена неточность?

    Написание НН в причастиях может быть обусловлено наличием пояснительного слова.

    Одно и то же причастие может быть написано с Н или с НН в разных предложениях.

    В причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения, пишутся суффиксы –ущ-/-ющ-, -ем-.

    Причастия на -ОВАННЫЙ, -ЁВАННЫЙ пишутся с НН, кроме КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ.

    В кратких формах причастия пишется одна буква Н.

    Окончания причастий определяется по вопросу, как и у прилагательных.

    Какое утверждение неверно по отношению к данному предложению?

Снегопад, снегопад, снегопад давно прошёл, словно в гости к нам весна опять вернулась; отчего, отчего, отчего так хорошо – оттого, что ты мне просто улыбнулась. (Н.Добронравов)

    В двух словах наблюдается смягчение твердых согласных под воздействием последующего мягкого согласного.

    Одно слово состоит из четырех слогов.

    Слово отчего читается как! атчиво!.

    Есть пять слов, равных одному слогу.

    В предложении нет слов с вариантным ударением.

    Слово прошёл читается как!прашол!

Внимание! 100 предложений для самых одаренных учащихся (и не говори, что это не для тебя!). Ты справишься!!! Только без паники!

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

    Уже двенадцатый.

    И что за тревоги.

    Да ничего же он не обдумывал.

    И поверьте , бедолага – самое точное слово.

    И чем я сильнее ссыхаюсь, тем крупнее становлюсь.

    Дама с собачкой съезжает перед обедом.

    Деваться некуда , придётся терпеть.

    Тернистый путь.

    Ох , простите.

    Позвоните в справочную или ещё куда.

    На этом мы и закроем тему.

    Кругом всё стало неузнаваемо – за исключением белой стены.

    Это не та дорога, что вела к вершине.

    Наконец он стряхнул с себя сон.

    Он заметил большую белую бабочку, распяленную на камне.

    Читатель не осознает, что существуют три типа истории.

    Свесясь со своего насеста, петух кричал.

    Привет , персонаж! (По В.Набокову)

    Прекрасно! Всё складывается как нельзя лучше!

    Лицо девушки прекрасно.

    Было невообразимо скучно , но придумать ничего не удавалось.

    Все чувствовали себя прекрасно .

    Хорошо , я уже иду.

    На улице слишком холодно , чтобы кататься на лыжах.

    Помещение полно народу.

    Полно , хватит так горевать – слезами горю не поможешь.

    Эта вещь устроена очень просто.

    Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

    Жарко , печка натопила избу, и было как в бане.

    Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

    Репетиция состоялась и наутро в день спектакля.

    Может быть, я поэтому отказался ехать вместе с ними.

    Мальчишка бежал без оглядки.

    Этот толстяк ест за двоих .

    Он вошёл в тёмную комнату и зажёг свет

    Гусары носили брюки в обтяжку.

    Васька был мальчиком на побегушках.

    По новому шоссе мчались машины.

    Пришлось довольно долго бежать во всю мочь.

    Стол накрыли на пятерых .

    Братья взяли без спросу банку варенья.

    По началу разговора можно было догадаться, что взаимопонимания не будет.

    Грибники ушли вглубь леса.

    В дали голубой виднелись силуэты горы.

    Мать на цыпочках подошла к двери и прислушалась.

    В стоячую воду болота падали шишки с огромной ели.

    На кухне готовили в трое рук.

    По тому вопросу следует обращаться в департамент образования.

    Маленький отряд двигался вдоль берега.

    Каждому коню досталось по мере овса.

    Мой друг стоял возле и внимательно слушал.

    Он вышел, кланяясь и благодаря спасителя.

    По мере продвижения вперед в пещере становилось всё холоднее и холоднее.

    Благодаря южному солнцу мы загорели и были совсем чёрные.

    Мы встретились спустя два года.

    Включая свет, я нечаянно опрокинул вазу.

    В лице его произошли перемены.

    За исключением нескольких человек, все отправились купаться.

    Вокруг расположились палатки.

    Мы возвращались обычным путём.

    Мы поговорим об этом после.

    В лице директора я приветствую всех собравшихся.

    Несмотря на несчастье, настроение было преотличное.

    Задача легко решалась путём приведения к единице.

    По линии горизонта скапливались грозовые тучи.

    Не смотря на окружающих его одноклассников, ученик быстро выбежал из класса.

    Ему кажется, что он прав.

    Это предположение вероятно.

    Правда , я ничего не понимаю.

    Предположим, поездку придётся отложить.

    Это правда, что тебя пригласили на стажировку в Германию?

    Этот пример решён верно.

    Эксперимент, действительно, удался.

    Предположим, что данные величины равны.

    Гипотеза может быть неправильной.

    Какое вы имеете право так разговаривать с нами?

    Такое воздействие возможно .

    Наш коллега, бесспорно , прав.

    Это, право , не совсем умный поступок.

    Утверждение бесспорно , поэтому необходимо продолжать опыты.

    Зима, может быть , в этом году будет ранняя.

    Пожалуй мне немного деньжат до завтра.

    На пример руководителя аспирант решил не ссылаться.

    Эта вещи, пожалуй , мне ещё пригодятся.

    В девичьей две женщины занимаются вязанием.

    Как тополь киевских высот, она стройна.

    По случаю волнения на море пароход пришёл поздно.

    Она носила чулки цвета беж.

    Против неба, на земле, жил старик в одном селе.

    Он работал обеими руками.

    Старая усадьба представляла собой трёхэтажный особняк.

    Сторож мёрз на ветру.

    Что это такое?

    Я приехал к вам прямо с вокзала.

    Спортсмены бегали вокруг стадиона.

    Говори прямо, а то всё вокруг да около.

    Едва он встал с постели, началась суета во всём доме.

    Даже ребёнок это в силах понять.

    Согласно общему мнению новенький был подготовлен к занятиям хорошо.

100) Я не понимаю, как мне удалось справиться с этой сотней предложений! Я – герой! Ура!!!