Понятие уголовного процесса и основные признаки уголовно-процессуальной деятельности. Сущность и назначение уголовного судопроизводства Сущность и основные понятия уголовного процесса

Вся система уголовно-процессуальных действий и каждое отдельное действие производятся в предусмотренном законом порядке. Порядок уголовного судопроизводства устанавливается УПК, основанным на Конституции РФ (ч. 1 ст. 1 УПК). Порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК). Соблюдение порядка производства по уголовному делу обеспечивает права, интересы и свободы лиц, участвующих в деле, создает гарантии обоснованности и справедливости принимаемых решений.

Уголовное судопроизводство - это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность государственных органов, должностных лиц и иных участников уголовного судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела, направленная на достижение назначения уголовного судопроизводства.

В теории чаще всего отождествляются понятия уголовное судопроизводствои уголовный процесс. Уголовный процесс - это движение (деятельность), связанное с уголовным преследованием, судебным разбирательством. «Уголовное судопроизводство», как следует из сочетания слов, - это производство по уголовному делу в суде. Очевидно, что производство по уголовному делу не ограничивается только судебным разбирательством, ему предшествует досудебное производство в форме следствия или дознания, но окончательное решение по делу принимает только суд.

Уголовный процесс называют уголовным судопроизводством. Это понятие используется в УПК (ст. 6, 11 и др.).

Понятия уголовный процесс и правосудие теснейшим образом связаны между собой, но не равнозначны по содержанию. В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Правосудие в

форме уголовного судопроизводства является одним из путей осуществления судебной власти (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Отсюда следует, что уголовное судопроизводство, понимаемое как одна из форм осуществления правосудия, выражается в деятельности суда по уголовным делам, где судебная власть реализуется через действия и решения суда. Только суд может

признать лицо виновным и назначить ему наказание. По задачам, предмету деятельности понятие «правосудие» шире понятия «уголовный процесс», поскольку судебная власть осуществляется не только посредством уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).

Сущность уголовного судопроизводства можно определить в виде его признаков: 1.Носит государственный характер.2.Осуществляется государственными органами и должностными лицами (органы дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор, судья, суд, коллегия судей).3. Государственные органы и должностные лица наделены властными полномочиями (ст. 21 ч. 4 УПК).4. Участвуют физические и юридические лица.5.Осуществляется в уголовно-процессуальной форме (разделен на стадии, последовательность стадий безусловна).6.Направлена на выявление расследование и разрешение правонарушений, носящих преступный характер.7.Реализуется в форме правоотношений.8.Ограничена во времени (сроки). Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного судопроизводства.

Согласно ст. 6 УПК уголовное судопроизводство имеет своим назначением:

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления;

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, обеспечивает реализацию положений ст. 52 Конституции РФ, гарантирующей охрану прав потерпевших от преступлений и обеспечение им доступа к правосудию.

Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, осуществляется посредством обнаружения и уголовного преследования лиц, совершивших преступление, их осуждения й справедливого наказания, устранения причин совершения преступлений. Средствами достижения этой цели уголовного судопроизводства выступают: процессуальные правила доказывания, возможность применения мер уголовно-процессуального принуждения и другие процессуальные гарантии защиты прав и интересов всех участников судопроизводства.

Защита прав и законных интересов лиц и организаций не может достигаться за счет необоснованного и незаконного ограничения прав личности, нарушения ее свобод. Поэтому назначением уголовного судопроизводства является защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК).

Очевидна связь между этими «назначениями» уголовного судопроизводства: только проведенное в соответствии с порядком, установленным законом, расследование, рассмотрение и разрешение судом дела может привести к раскрытию преступления, установлению и наказанию лиц, действительно виновных, и тем самым обеспечить защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступления.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК).

Назначение уголовного судопроизводства с полной определенностью свидетельствует о том, что законные и обоснованные действия и решения, принятые в ходе и в результате этой деятельности, должны способствовать укреплению законности и правопорядка, обеспечению прав и свобод граждан. Вместе с тем уголовное судопроизводство нельзя рассматривать как деятельность, имеющую своей непосредственной задачей борьбу с преступностью, поскольку преступность - социальное явление, имеющее различные причины и множество факторов, ее определяющих, а в уголовном процессе речь идет о конкретном преступлении и человеке, его совершившем. Поэтому уголовное судопроизводство недопустимо использовать для борьбы с преступностью путем ограничения прав лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, упрощения форм судопроизводства или ужесточения назначаемых судом наказаний. Не рассматривая борьбу с преступностью как непосредственную социальную цель уголовного судопроизводства, надо учитывать, что стратегия борьбы с преступностью реализуется в социально-экономической, политической, правовой практике.

С точки зрения структуры уголовный процесс можно рассматривать как систему стадий и как систему производств.

Стадии уголовного судопроизводства можно подразделить на досудебные и судебные.

К досудебным стадиям относятся:

1) возбуждение уголовного дела - начальная стадия уголовного судопроизводства. Задача стадии возбуждения уголовного дела заключается в определении (при появлении сообщения о преступлении) возможности начать производство по уголовному делу. Из этого, как следствие, вытекает, что стадия ограждает последующие этапы уголовного судопроизводства от рассмотрения фактов, которых в реальности не было, а также безусловно не являющихся преступными. Срок стадии - 3 суток - может быть продлен до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, судебных экспертиз, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий - до 30 суток;

2) предварительное расследование - основной задачей стадии является сбор доказательств, на основе которых устанавливается, было ли совершено преступление, и если было совершено, то какое лицо виновно в его совершении. Предварительное расследование может проводиться в форме предварительного следствия (срок - 2 месяца, может быть продлен до 3 месяцев, до 12 месяцев; дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях) и дознания, которое может осуществляться в общем порядке (срок - 30 суток, может быть продлен на 30 суток, до б месяцев, а в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, - до 12 месяцев) и в сокращенной форме (срок - 15 суток, может быть продлен до 20 суток).

Судебные стадии:

1) подготовка к судебному заседанию - стадия уголовного процесса, главной задачей которой является определение наличия необходимых процессуальных условий для судебного разбирательства в суде первой инстанции. Срок стадии - не более 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд (в случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - не более 14 суток). Частью стадии подготовки к судебному заседанию является предварительное слушание;

2) судебное разбирательство в суде первой инстанции -это центральная и главная стадия уголовного процесса. Только в ходе судебного разбирательства лицо может быть признано виновным и ему может быть назначено уголовное наказание. Основная задача стадии - разрешение дела по существу;

3) производство в суде второй (апелляционной)инстанции - это стадия, задачей которой является проверка законности и обоснованности приговоров, постановлений и определений, не вступивших в законную силу, для выявления и устранения судебных ошибок. Апелляционный порядок пересмотра судебных решений применяется ко всем не вступившим в законную силу судебным решениям, вынесенным судом первой инстанции.

4) исполнение приговора - на данной стадии приговор обращается к исполнению, а также разрешаются правовые вопросы, связанные с исполнением приговора (например, вопросы об отсрочке исполнения приговора, об освобождении осужденного от наказания и ряд других);

5) производство в суде кассационной инстанции - это стадия, задачей которой является проверка законности приговоров, постановлений и определений, вступивших в законную силу, с целью выявления и устранения судебных ошибок;

6) надзорное производство - на этой стадии проверяется законность приговоров, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу. Основные отличия стадии надзорного производства от производства в суде кассационной инстанции заключаются в следующем: а) если при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд не связан доводами кассационных жалобы или представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме, то при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора проверяется правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, по общему правилу, только в пределах доводов надзорных жалобы, представления; б) надзорное производство осуществляется только Президиумом Верховного Суда РФ; в) в порядке надзора не обжалуются судебные решения, вынесенные в ходе досудебного производства по уголовному делу (они могут быть обжалованы в апелляционном и кассационном порядке); г) если по итогам кассационного производства выносится определение или постановление суда (ст. 401.14 УПК), то по итогам надзорного - только постановление (ст. 412.11 УПК);

7) возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств - исключительная стадия уголовного судопроизводства, в рамках которой проверяются факты, неизвестные суду при постановлении приговора или иного судебного решения, но имеющие значение для разрешения уголовного дела по существу.

Если рассматривать уголовный процесс как систему производств, можно выделить общий порядок производства и особые процедуры уголовного процесса, к которым относятся:

1) производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;

2) производство о применении принудительных мер медицинского характера;

3) производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, прокуроров и др.);

4) особые порядки судебного разбирательства: а) производство в суде присяжных; б) производство у мирового судьи по уголовным делам частного обвинения; в) особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением; г) особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве; д) особый порядок принятия судебного решения но уголовным делам, расследуемым путем производства дознания в сокращенной форме.

Система действующего уголовно-процессуального законодательства. Общая характеристика основных нормативно-правовых актов. Правовая природа решений Конституционного Суда РФ и их значение в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности.

Под источниками уголовно-процессуального права следует понимать тс или иные формы юридического выражения норм права, которые носят законодательный характер и регулируют порядок уголовного судопроизводства.

Источники уголовно-процессуального права закреплены в ч. 1 ст. 1 УПК. К ним относятся: Конституция, УПК, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

Приоритет Конституции РФ обусловлен существующей в России иерархией законов, основным из которых является Конституция, обладающая высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны. Все иные законы не могут содержать норм, противоречащих положениям, закрепленным Конституцией, в том числе и в сфере уголовно-процессуальной деятельности. Таким образом, если возникает ситуация, при которой нормативно-правовые акты, регулирующие уголовно-процессуальные отношения, будут содержать нормы, противоречащие положениям Конституции, то они, во-первых, должны быть приведены в соответствие с требованиями Конституции, а во-вторых, возможно непосредственное применение соответствующих норм самой Конституции.

В Конституции закреплены основные права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве: равенство всех перед законом и судом, неприкосновенность личности, частной жизни, тайна переписки и сообщений, защита чести и доброго имени, неприкосновенность жилища, право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д. (гл. 2). Одновременно в Конституции установлены: компетенция Российской Федерации в сфере формирования уголовно-процессуального законодательства; порядок включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, заключаемых Российской Федерацией; основы судебной власти. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" сформулированы разъяснения о применении Конституции РФ как источника всех отраслей российского права и законодательства.

Вторым по значимости источником уголовно-процессуального права, определяющим порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, является Уголовно-процессуальный кодекс РФ , основанный на Конституции (ч. 1 ст. 1 УПК). Этот Кодекс представляет собой систематизированный свод правовых норм, обеспечивающий единообразие и согласованность регулирования уголовно-процессуальных отношений в сфере уголовного судопроизводства.

Действующий УПК принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. (Федеральный закон № 174-ФЗ).

УПК содержит принципиально новые положения, определяемые изменившимся предназначением уголовного судопроизводства, ориентированным прежде всего на состязательное построение уголовного процесса. Это в значительной степени отличает его от предыдущих уголовно-процессуальных кодексов РСФСР (1922, 1923, 1960 гг.). В УПК выделены принципы уголовного судопроизводства, определены процессуальные функции каждого из его участников, расширены диспозитивные права граждан, в том числе право на обжалование действий и решений, принимаемых судом и лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, а также право заявлять ходатайства; детально регламентированы процессуальные процедуры досудебных и судебных стадий в зависимости от категорий уголовных дел или отдельных категорий лиц и т.д.

Структурно УПК состоит из шести частей, которые подразделяются на 19 разделов, 57 глав.

Юридическая значимость УПК обусловлена тем, что установленный им порядок уголовного судопроизводства является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК). Приоритет УПК перед другими федеральными законами, регламентирующими отдельные вопросы уголовного судопроизводства, определяется также тем, что содержащиеся в них уголовно-процессуальные нормы не должны противоречить УПК.

К общепризнанным международно-правовым принципам в сфере уголовного судопроизводства относятся такие принципы, которые: не позволяют распространять юрисдикцию одного государства на территорию другого; делают невозможным использование силы или угрозы се применения при решении вопросов о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления и находящихся на территории других государств; обязывают государства выполнять взятые на себя обязательства в сфере уголовно-процессуальной деятельности; предусматривают практику заключения межгосударственных договоров об оказании помощи по уголовным, гражданским и семейным делам и т.д.

Нормы международного права находят отражение в различных международно-правовых актах: декларациях, конвенциях, пактах, резолюциях, сводах принципов, минимальных стандартных правилах, итоговых документах различных международных форумов и иных документах. К такого рода актам следует отнести, в частности, Всеобщую декларацию прав человека 1918 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых любой форме задержания или тюремного заключения 1988 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др. Содержащиеся в них нормы закрепляют отдельные положения, касающиеся порядка производства по уголовным делам, а также права лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, и гарантии соблюдения этих прав. В частности, это касается обеспечения гуманного отношения и уважения достоинства личности, презумпции невиновности, права на защиту и квалифицированную юридическую помощь, права не свидетельствовать против себя и своих близких и т.д.

Международные договоры, заключаемые Российской Федерацией в сфере уголовного судопроизводства, могут быть:

Двусторонними (например, договоры о правовой помощи в уголовно-правовой и уголовно-процессуальной сферах, которые заключены Россией с Азербайджаном (1994 г.), Египтом (1997 г.), Латвией (1993 г.) и другими государствами);

Многосторонними (например, Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 и 2002 гг. (между странами СНГ) и др.

Международные договоры с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства заключаются от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры), федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры). Значение указанных договоров велико: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 УПК).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международных договоров РФ" сформулированы разъяснения о применении общепризнанных принципов и норм международного договоров РФ как источника всех отраслей российского права и законодательства.

К источникам уголовно-процессуального права следует также отнести федеральные конституционные и федеральные законы, содержащие нормы, регламентирующие уголовно-процессуальные отношения, при условии, что они не противоречат УПК (ч. 1 и 2 ст. 7 УПК). В настоящее время действуют многие федеральные законы, содержащие нормы, имеющие отношение к уголовному судопроизводству, в их числе: от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"; от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"; от 31.05.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции"; от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"; от 20.08.2004 № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"; от 20.08.2004 № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"; от 29.11.2001 № 160-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и др.

В теории уголовного процесса нет единого мнения об отношении постановлений и определений Конституционного Суда РФ, а также разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, с точки зрения отнесения их к источникам уголовно-процессуального нрава.

Как известно, Конституционный Суд РФ при принятии постановления лишь решает, соответствует ли Конституции РФ та или иная норма права, но не создает новых норм права. Однако принимаемое Конституционным Судом решение может признать норму права не соответствующей Конституции и, тем самым, фактически изменить содержание того или иного нормативного акта. К определениям Конституционного Суда РФ это не относится.

Трудно переоценить роль Конституционного Суда РФ в приведении уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Решения Конституционного Суда РФ по вопросам особых полномочий суда в уголовном судопроизводстве, гарантий прав на защиту обвиняемого, потерпевшего, расширения возможности обжалования действий и решений должностных лиц и органов в уголовном процессе и другие повлекли за собой отмену или изменение норм УПК РСФСР затем были учтены при подготовке УПК РФ и в дальнейшем его совершенствовании.

В связи с жалобами граждан и запросами депутатов Государственной Думы, судей Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях дал важные для применения УПК разъяснения, касающиеся полномочий суда в уголовном судопроизводстве, обеспечения права подозреваемого, обвиняемого на защиту, прав потерпевшего на доступ к правосудию. Некоторые нормы УПК были признаны не соответствующими Конституции РФ. Конституционный Суд РФ принял решения по важным для теории уголовного судопроизводства, законодательной и правоприменительной деятельности вопросам. См источник- http://mobile.studme.org/1408010213266/pravo/istochniki_ugolovno-protsessualnogo_prava#795

Разъяснения Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, касаются прежде всего толкования норм уголовно-процессуального права и способствуют единообразному их пониманию и применению судами в процессе судебного разбирательства однотипных преступлений. Свои разъяснения Верховный Суд РФ дает на основе обобщения результатов деятельности судов.

Таким образом, определения Конституционного Суда РФ, равно как и разъяснения Верховного Суда РФ, нельзя отнести к источникам уголовно-процессуального права.

Не являются источниками уголовно-процессуального права приказы, указания, распоряжения, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, иными ведомствами. Вместе с тем они (как определения Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ) имеют важное теоретическое и практическое значение в толковании норм права и единообразном их применении.

Проблема сущности уголовного процесса - одна из фундаментальных и дискуссионных в уголовно-процессуальной теории.

Поэтому в правовой литературе существует множество определе­ний понятия уголовного процесса (авторы насчитали их около десяти).

Модель (тип, форма) российского уголовного процесса нашла отражение в следующих его определениях.

Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) - деятельность органа дознания, следователя, прокурора и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовного дела; деятельность соот­ветствующих органов и их правоотношения; регламентированный нормами права порядок возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела; надлежащая правовая процедура возбуждения, рас­следования и разрешения уголовного дела и т.п.

При изучении различных точек зрения на природу, сущность и содержание уголовного процесса студентам нужно учитывать, что современное законодательство запретило суду возбуждать уголовные дела, т.е. брать на себя функции стороны обвинения (уголовного преследования). В связи с этим некоторые изложенные определения понятия уголовного процесса подлежат соответствующей корректи­ровке (коррекции)".

" В связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации уголовно-процессуальный закон запретил возбуждать уголовные дела прокурору (подробнее о системе Следственного комитета при прокуратуре Рос­сийской Федерации см.: Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. С. 163-172).

1 Понятие, сущность и задачи российского уголовного процесса

Представляется, что уголовный процесс - урегулированные уго­ловно-процессуальным законом правоотношения и деятельность всех его участников при определяющей роли в пределах своих пол­номочий (компетенции) органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда по установле­нию наличия или отсутствия фактических и юридических основа­ний для наступления уголовной ответственности за совершение деяния с признаками состава преступления.

Вместе с тем содержательное определение понятия уголовного процесса должно отражать его специфические задачи и метод их решения, чтобы разграничить эту отрасль права (или законодатель­ства) от других отраслей права (или законодательства).

В самом общем виде уголовный процесс призван решать задачи справедливого наказания виновных и реабилитации невиновных.

Методом решения этих задач служит уголовно-процессуальная форма, т.е. совокупность процедур, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

В связи с этим можно утверждать, что уголовный процесс - над­лежащая юридическая форма (надлежащая правовая процедура), в рамках которой устанавливается наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для наступления уголовной ответственно­сти за совершение деяния с признаками состава преступления.

Юридическая форма регламентируется уголовно-процессуаль-ным законом.

Этот закон регулирует общественные отношения (связь между участниками уголовного процесса) в сфере уголовного судопроиз­водства.

Широко распространено мнение о том, что общественные от­ношения существуют в уголовном процессе не иначе как в форме правоотношений.

В этом случае правовое отношение как взаимосвязь прав и обя­занностей по поводу фактического отношения является лишь «по­средником» между фактическим общественным отношением и нор­мой права.

В большинстве случаев моменты возникновения фактического отношения и правоотношения совпадают, что не умаляет того фак­та, что объектом правового регулирования в уголовном судопроиз­водстве являются фактические общественные отношения.

Значительная часть процессуалистов считает, что в уголовном процессе основным является императивный метод правового регули­рования, т.е. метод власти и подчинения.

В этом случае власть принадлежит государственным органам и должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводст­во. Деятельность всех иных участников уголовного процесса носит подчиненный характер.

Этот метод имеет принудительный характер и противоположен диспозитивному методу, занимающему в уголовном судопроизвод­стве скромное место, в отличие от иных процессуальных отраслей права.

В рамках диспозитивного метода правового регулирования (лат. dispono - распоряжение) субъект правоотношения обладает полной свободой в распоряжении своими правами, которая в гражданском процессе является, например, движущей силой к достижению его конечных целей.

Думается, что данный взгляд на механизм правового регулирова­ния в уголовном судопроизводстве не отражает объективных реалий.

Этот вывод подтверждается принятием, например, судебными органами решений о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в стадии предварительного расследования, допустимости в уголовном процессе производства следственных и иных процессуальных действий, которые ограничивают конститу­ционные права, свободы и законные интересы личности и т.п.

В указанных случаях достижение целей уголовного судопроиз­водства и охрана прав личности осуществляются в рамках не дву­стороннего (императивного или диспозитивного), а трехстороннего правоотношения с участием судьи. При таком подходе волеизъявле­ние сторон правоотношения направлено друг к другу не непосред­ственно по горизонтали (диспозитивный метод) или по вертикали (императивный метод), а по так называемой «дуге» (А.И. Макаркин, А.В. Смирнов, С.Д. Шестакова и др.).

Таким образом, в рамках философского принципа единства и борьбы противоположностей диалектически «снимаются» (или ис­чезают, ликвидируются, уничтожаются) диспозитивный и импера­тивный методы. В этом случае они преобразуются в качественно новый метод, получивший название в уголовно-процессуальной ли­тературе судопроизводственного (состязательного или арбитрального).

Разумеется, указанные методы правового регулирования реали­зуются в рамках решения задач уголовного судопроизводства.

К сожалению, отечественный законодатель отказался от норма­тивного закрепления задач уголовного процесса.

Он предложил теоретикам и правоприменителям руководство­ваться не задачами уголовного судопроизводства, а его назначением.

В соответствии со ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Рос­сийской Федерации 1 , находящейся без достаточных научных и прак­тических обоснований в главе, устанавливающей принципы уго­ловного процесса, уголовное судопроизводство имеет своим на­значением:

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, по­страдавших (потерпевших) от преступлений;

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвине­ния, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

При этом уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уго­ловного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Отказ от закрепления в уголовно-процессуальном законе задач уголовного судопроизводства представляется ошибочным решением разработчиков его проекта.

Этот вывод базируется на том, что термин «назначение» по сво­ему содержанию ближе к термину «цель» 2 .

Под целью в уголовном процессе понимается комплекс кон­кретных целей, определяющих направление практической деятель­ности не только государственных органов и должностных лиц, осу­ществляющих уголовное судопроизводство, но и иных участников уголовного судопроизводства по возбуждению, предварительному расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел о дея­ниях с признаками состава преступления 3 .

Разумеется, между целями и задачами нет непроходимых гра­ниц, поскольку термин «задача» чаще всего употребляется в право­вых актах в смысле конкретизации, актуализации цели 4 .

" Здесь и в дальнейшем имеются в виду нормы отечественного законодательства, если иное не оговорено особо.

2 Назначение: 1) назначить; 2) область, сфера применения кого-нибудь, чего-нибудь; 3) цель, предназначение. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд. М., 1986. С. 324.

3 Элькинд П. С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976. С. 29.

4 Морщакова Т.Г., Петрухин И.Л. Социологические аспекты изучения эффектив­ности правосудия // Право и социология. М., 1973. С. 254.

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

В этом плане в лучшую сторону отличаются, на наш взгляд, но­вые Уголовно-процессуальные кодексы Белоруссии, Казахстана и некоторых других государств на территории бывшего Советского Союза.

Так, ст. 7 УПК Республики Беларусь указывает на то, что зада­чами уголовного судопроизводства являются защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных дейст­вий невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответст­венности виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привле­чен к уголовной ответственности и осужден.

Думается, что задачами отечественного уголовного процесса явля­ются:

1) охрана прав, свобод и законных интересов физических и юри­дических лиц;

2) своевременное, полное и быстрое раскрытие подготавливае­мых и совершенных преступлений;

3) изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и реабилитация невиновных;

4) правильное применение в уголовном процессе всех общепри­знанных принципов и норм международного права, договоров Рос­сийской Федерации с иностранными государствами, норм отечест­венного законодательства и подзаконных актов;

5) воспитательно-предупредительное воздействие на участников уголовного судопроизводства и других лиц, обладающих кримино-генно-виктимогенным комплексом.

Эти задачи можно разделить на две группы: задачи, решаемые по каждому уголовному делу (тактические), и задачи, решаемые уголовным судопроизводством как социально-правовым явлением (стратегические, перспективные).

К первой группе относятся первые четыре из перечисленных задач.

Вторую группу составляет последняя из указанных задач.

С учетом сформулированных задач и назначения (целей) уго­ловного судопроизводства вряд ли справедливы суждения некото­рых авторов о том, что новый уголовно-процессуальный закон «от­вергает репрессивную направленность процессуальной деятельно­сти», поскольку репрессивный характер уголовного процесса никто

1. Понятие, сущность и задачи российского уголовного процесса

не может по объективным причинам ни «отвергнуть», ни отменить, ни ликвидировать 1 .

По всей вероятности, при оценке норм нового уголовно-процес­суального закона следует обращать внимание на оптимальное сочета­ние репрессивных и реабилитационных начал в уголовном судопроиз­водстве, интересов личности, общества и государства в зависимости:

а) от наличия или отсутствия условий и оснований для наступ­ления уголовной ответственности и методов (или способов) дости­жения этого сочетания;

б) условий и оснований для освобождения виновного лица от уголовной ответственности или наказания.

Значение уголовно-процессуального законодательства определя­ется его местом в системе российского права и неразрывной, гло­бальной связью с материальным - уголовным правом 2 .

Во-первых, уголовно-процессуальное право представляет собой механизм принудительного разрешения предполагаемого уголовно-правового отношения между государством и лицом, совершившим деяние с признаками состава преступления.

Во-вторых, нормы уголовно-процессуального законодательства определяют рациональные (или оптимальные) формы и способы реализации требований норм уголовного закона, что предопределяет достаточно противоречивый процесс унификации и дифференциа­ции форм уголовного судопроизводства.

В-третьих, уголовный закон без уголовно-процессуального законо­дательства - бессилен, бессмысленен, а уголовно-процес-суальный закон без уголовного закона - беспредметен и бесцелен, на что справедливо указывают многие авторы.

Понятие, сущность и назначение уголовного судопроизводства

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс) - осуществляемая в установленном законом порядке деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел

Своим назначением уголовное судопроизводство имеет:

1. защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.

2. защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Уголовный процесс = уголовное судопроизводство

Реализация задач в уголовном процессе достигается путем возбуждения уголовного дела, быстрого и полного раскрытия преступления, уголовного преследования лиц, совершивших преступление, обвинения их перед судом, судебного рассмотрения и разрешения дела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден и подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или наказания.

Уголовный процесс должен ограждать невиновного от привлечения к уголовной ответственности и осуждения, а в случае, когда такое имело место, обеспечивать его своевременную и полную реабилитацию. Обеспечение правильного применения закона заключается в строжайшем соблюдении и применении норм закона в ходе производства по делу.

Конкретные задачи уголовного процесса состоят в том, чтобы обеспечить:

1. своевременное и полное раскрытие преступления, т.е. установить сам факт совершения преступления и того, кто его совершил; получение достаточных доказательств для установления истины по уголовному делу, изобличения действительно виновного и выяснения всего, что нужно для принятия правильного решения, или снятия подозрения или обвинения с невиновного; правильное применение уголовного закона и других законов, относящихся к делу, когда деяние обвиняемого получает безошибочную юридическую оценку с учетом всех обстоятельств, влияющих на характер и степень ответственности;

2. назначение справедливого наказания судом в строгом соответствии с законом и обстоятельствами дела или оправдание невиновного.


Структура уголовного процесса: система стадий и система производств

Стадия уголовного процесса – это его относительно обособленная часть, характеризующаяся конкретными задачами, вытекающими из общих задач уголовного судопроизводства, особым кругом участников и сроками, спецификой уголовно-процессуальных действий и правоотношений, характером оформляющих их уголовно-процессуальных актов.

Каждая стадия относительно обособлена, потому, что является самостоятельной, но, в то же время, находится во взаимосвязи и во взаимозависимости со всеми другими стадиями уголовного процесса, образуя единую систему.


Признаки, характеризующие стадию уголовного процесса:

1. собственные непосредственные задачи, вытекающие из общих задач уголовного процесса;

2. определенный порядок, характерный именно для этой стадии;

3. специфический характер уголовно-процессуальный правоотношений, возникающих в этой стадии;

4. итоговый процессуальный акт, завершающий стадию.

В уголовном процессе России 8 стадий (6 основных и 2 дополнительных):

1. Возбуждение уголовного дела - первая и обязательная стадия, на которой прокурор, следователь, орган дознания, а также суд или судья решают вопрос о наличии основания для начала производства по делу. Дело возбуждается при обнаружении признаков преступления.

2. Предварительное расследование - здесь следователь, орган дознания, дознаватель раскрывают преступление, изобличают виновного, выясняют все обстоятельства, существенные для законного разрешения дела, принимают меры к неуклонению виновного от ответственности

3. Назначение судебного заседания - (назначение судебного заседания) состоит в рассмотрении судьей материалов поступившего в суд уголовного дела и разрешении вопроса о достаточности данных для его разбирательства по существу. Дело может быть принято судом к производству, возвращено на дополнительное расследование или прекращено.

4. Судебное разбирательство - центральная стадия уголовного процесса, на которой Суд решает вопрос о виновности или невиновности подсудимого, о применении или неприменении к нему уголовного наказания. Только в результате судебного разбирательства можетбыть постановлен приговор суда - важнейший акт правосудия.

5. Кассационное производство - стадия, на которой вышестоящий суд по жалобам участников процесса или протесту прокурора проверяет законность и обоснованность приговора суда первой инстанции. Причем он руководствуется как материалами дела, так и дополнительно представленными материалами.

6. Исполнение приговора - стадия, служащая реализации содержащихся в приговоре суда решений, в том числе рассмотрению процессуальных вопросов, могущих возникнуть при фактическом исполнении приговора.

7. Надзорное производство

8. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам

Пересмотр приговора в порядке надзора и возобновление уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам имеют место не по всем делам. Их называют «исключительными стадиями», так как здесь пересматриваются приговоры, уже вступившие в законную силу, нередко исполненные или исполняемые.

Уголовный процесс в ряде случаев предусматривает особый порядок расследования и разрешения дел – особые производства:

1. производство по делам частного обвинения (оскорбление, клевета) – только по заявлению, нет предварительного расследования;

2. производство по делам несовершеннолетних;

3. производство в протокольной форме досудебной подготовки материалов – для преступлений небольшой общественной опасности (хулиганство без отягчающих обстоятельств);

4. производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера.

Понятие уголовного процесса и основные признаки уголовно-процессуальной деятельности

Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса. Свойства уголовно-процессуальной деятельности:

а) представляет собой разновидность государственной деятельности;
б) может осуществляться только определенными субъектами – специально на то уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Граждане и общественные объединения могут участвовать в ней и активно влиять на ее ход;
в) протекает в определенной, четко установленной законом форме;
г) имеет свои задачи.

Назначением уголовного процесса в соответствии со ст. 6 Уголовно-процессуального кодексаявляется защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Таким образом, уголовный процесс – это вид государственной деятельности, основанной на принципах уголовного судопроизводства и регламентированной уголовно-процессуальным законом, которая осуществляется в определенной законом форме компетентными государственными органами и должностными лицами при участии граждан и общественных объединений и направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения.

Уголовный процесс иначе называют уголовным судопроизводством. Этим понятием охватывается вся деятельность по делу, последовательно осуществляемая органами дознания, следователем, прокурором и судом.

Уголовно процессуальная деятельность протекает в форме правоотношений, которые складываются между судом, прокурором, следователем, органами дознания, а также гражданами и юридическими лицами. Поскольку деятельность уголовной юстиции связана с применением мер государственного принуждения (задержание подозреваемого, содержание под стражей и т.д.), в максимальной степени затрагивающего основные права и свободы человека, постольку она строго и детально регламентируется процессуальными нормами, создающими гарантии справедливого правосудия.

Уголовно процессуальная деятельность – это единая система процессуальных действий, совершаемых всеми участвующими в деле лицами, в основе которой лежит единство задач уголовного процесса:

Общие

· Охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации, окружающей среды и других охраняемых законом объектов от преступных посягательств

· Быстрое и полное раскрытие преступлений

· Изобличение виновных

· Обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни одни невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Специальные : Возбуждение уголовного дела.

Источниками уголовного процесса являются только законы:

Уголовно-процессуальный закон – это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, регулирующий порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, деятельность участников уголовного судопроизводства и складывающиеся в сфере этой деятельности общественные отношения, направленные на осуществление задач уголовного судопроизводства.

Конституция РФ (в ней заложены основы уголовного процесса – личная неприкосновенность, презумпция невиновности и т.д.);

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

ФЗ «О прокуратуре РФ»;

ФКЗ «О судебной системе РФ»;

Закон РФ «О статусе судей»;

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ряд других законов.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ это не источники уголовно-процессуального права, а лишь официальное толкование его норм!

Признаки уголовного процесса :

Уголовный процесс – деятельность только в связи с совершенным преступлением;

Деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел; все уголовно-процессуальные действия совершаются только в рамках или в связи с уголовным делом;

Осуществляется только специально управомоченными на то государственными органами и должностными лицами;

Осуществляется в жестко регламентированном нормами уголовно-процессуального закона порядке;

Задачи уголовного процесса могут быть решены только при условии соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, уголовный процесс – это осуществляемая в установленном порядке деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел, имеющая своей задачей обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя РФ от преступных посягательств.

Стадии уголовного процесса

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в определенном порядке, поэтапно. Такие этапы (части) процессуальной деятельности называют стадиями уголовного процесса. Они сменяют одна другую в строгой последовательности и тесно связаны общими задачами и принципами судопроизводства. Вместе с тем для каждой стадии свойственны и свои непосредственные задачи, свой круг субъектов, определенная форма процессуальной деятельности, специфический характер уголовно-процессуальных правоотношений и итоговое процессуальное решение (постановление о возбуждении уголовного дела, обвинительное заключение, приговор и т. п.), завершающее деятельность на данной стадии и знаменующее переход дела на следующую ступень, стадию процесса. Каждая предыдущая стадия является предпосылкой для последующей, а каждая последующая – содержит контрольные механизмы для проверки деятельности на предыдущей стадии. В совокупности стадии образуют систему уголовного процесса.

Стадийное построение уголовного судопроизводства обеспечивает глубокое исследование обстоятельств уголовного дела и установление истины по нему.

Выделяют следующие стадии российского уголовного процесса: 1) возбуждение уголовного дела; 2) предварительное расследование; данные стадии процесса составляют досудебное производство (ч. 2 Уголовно-процессуального кодекса); все остальные стадии процесса закон относит к судебному производству (ч. 3 Уголовно-процессуального кодекса): 3) подготовительные действия судьи к судебному заседанию; 4) судебное разбирательство; 5) производство в суде второй инстанции (пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу в апелляционном и кассационном порядке); 6) исполнение приговора.

Кроме этих шести основных существуют две исключительные стадии уголовного процесса. Их исключительность объясняется тем, что они могут осуществляться после вступления приговора в силу и его исполнения. Это производство в надзорном порядке и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Неприкосновенность жилища

Жилище - индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания (п. 10 ст. 5 УПК РФ). В понятие жилища не входят помещения, которые не приспособ–лены для постоянного или временного проживания (к примеру, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения).

Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения. Решение суда выносится на основе мотивированного постановления следовате–ля, выносимого с согласия прокурора, о необходимости производства следственных действий, связанных с огра–ничением прав на проникновение в жилище. Исключение из данного правила, т.е. производство действия без раз–решения суда, возможно только в случаях, не терпящих отлагательства. Оно осуществляется по постановлению следователя, по правилам ч. 5 ст. 165 УПК РФ. Но и в этом исключительном случае, при проверке судьей правомер–ности действий следователя и признании их незаконны–ми, все доказательства, полученные в ходе такого след–ственного действия, признаются недопустимыми.

14. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

Статья 13. 1. Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

2. Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами могут производиться только на основании судебного решения.

Дополнение:

1. Статья 23 Конституции закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. При этом она гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допуская возможность его ограничения только на основании судебного решения. Это право не только является важной гарантией права на неприкосновенность частной жизни человека, его личную и семейную тайну, но и обеспечивает сохранение конфиденциальности информации, касающейся сферы служебных и иных общественных отношений. Запрет нарушения тайны сообщений относится к лицам, как непосредственно оказывающим услуги в области почтовой и другой связи,так и работающим в иных сферах (в том числе осуществляющим расследование преступлений), а также к гражданам.

Информация, полученная кем бы то ни было в результате нарушения права на тайну сообщений, является юридически ничтожной и не может порождать для лиц, которых она касается, никаких юридических последствий. Суд, установив, что имеющееся в деле доказательство получено с нарушением права на тайну сообщения, должен признать его недопустимым.

2. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан допускается на основании судебного решения лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ, в частности УПК и Законом об ОРД.

3.При наличии просьбы или согласия лица, ведущего телефонные или иные переговоры, их контроль и запись могут производиться без судебного решения.

4. О наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотре и выемке в рамках уголовного судопроизводства, а также контроле телефонных и иных переговоров см. коммент. к ст. 185, 186.

5. Без судебного решения обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления, их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров и сообщений допускаются только в исключительных случаях, когда их проведение не терпит отлагательства. При этом следователь или орган дознания, по постановлению которого производилось соответствующее следственное действие, обязан в течение 24 часов уведомить об этом судью и прокурора. Признание судьей проведенного действия незаконным означает недопустимость всех полученных в его результате доказательств.

15. Презумпция невиновности

Статья 14. 1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Дополнение:

1Принцип презумпции невиновности определяет характер отношений между государством, его органами, должностными лицами и гражданами, с одной стороны, и лицом, против которого выдвинуты обвинения в преступлении, - с другой. Комментируемая статья текстуально относит презумпцию невиновности только к обвиняемому, т.е. к лицу, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого или обвинительный акт. Однако ее положения в равной мере относятся и к подозреваемому - лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело или которое задержано по подозрению в преступлении либо к которому до предъявления обвинения применена мера пресечения (ст. 46 УПК).

2. Обвиняемый может быть признан виновным лишь при условии, что его вина будет доказана в предусмотренном законом порядке (т.е. надлежащими субъектами - дознавателем, следователем, прокурором, потерпевшим; с помощью допустимых доказательств; при соблюдении установленных законом сроков и иных условий) и установлена в обвинительном приговоре суда, вступившем в законную силу. Вынесение в отношении лица оправдательного приговора - независимо от оснований оправдания (за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления, ввиду непричастности подсудимого к совершению преступления) - исключает возможность поставления его невиновности под сомнение.

3. После вступления приговора в законную силу принцип презумпции невиновности не утрачивает своего значения в сфере уголовного судопроизводства: именно из этого принципа должен исходить суд, проверяя законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений и оценивая обоснованность сделанных в приговоре выводов о виновности осужденного.

4. Правило о том, что подозреваемый и обвиняемый не обязаны доказывать свою невиновность, означает, в частности, что: 1) они не могут быть понуждены к даче показаний или к представлению имеющихся в их распоряжении других доказательств; 2) признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу; 3) отказ от участия в доказывании не может влечь для обвиняемого негативных последствий ни в части признания его виновным, ни в части определения вида и меры наказания.

5Положения ч. 2 комментируемой статьи в той мере, в какой они исключают возможность установления для обвиняемого каких-либо негативных последствий в связи с неэффективно осуществляемой защитой, распространяются не только на самого обвиняемого, но и на его законного представителя и защитника. Однако, в отличие от подозреваемого и обвиняемого, их защитник-адвокат не только вправе, но и обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность, и не вправе отказаться от принятой на себя защиты.

6. В ч. 3 комментируемой статьи воспроизводится правило, сформулированное в п. 3 ст. 49 Конституции, согласно которому неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Неустранимыми сомнения признаются в тех случаях, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности обвиняемого, а предоставляемые законом средства и способы собирания дополнительных доказательств исчерпаны.

16. Понятие процессуальных функций и состязательность сторон

4 уголовно-процессуальные функции , которые выполняются соответствующими участниками уголовного судопроизводства:

Разрешение уголовных дел по существу – суд.

Обвинение, уголовное преследование – прокурор, следователь, дознаватель, начальник следственного отдела, орган дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.

Защита – обвиняемый, подозреваемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель.

Вспомогательные и технические функции – свидетель, переводчик, эксперт, понятые, специалист, секретарь судебного заседания.

Согласно ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон . В полной мере он проявляется лишь на судебных стадиях.

Состязательность и равноправие сторон означают следующие пять правил:

1) функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга; они не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;

2) исследование доказательств осуществляется сторонами обвинения (государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и их представители) и защиты (защитник, гражданский ответчик и его представитель);

3) стороны обвинения и защиты равноправны перед судом на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в прениях сторон, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в п. 1-6 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства;

4) суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты;

5) суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, а также разрешает уголовное дело.

Резолютивной части

· собственно решение следователя о прекращении уголовного дела или уго­ловного преследования (пункт, часть, статья УПК, на основании которых прекращаются уголовное дело и (или) уголовное преследование).

Отдельно в постановлении должен быть разрешен вопрос о вещественных доказательствах (п. 9 ч. 2 ст. 213 УК), в отноше­нии которых следует указать конкретные распорядительные ме­ры. После вынесения постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования следователь обязан совер­шить следующие действия:

1. вне зависимости от оснований для прекращения уголов­ного дела и (или) уголовного преследования копия соответст­вующего постановления направляется прокурору (ч. 1 ст. 213 УПК), а также лицу, в отношении которого прекращено уго­ловное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику (ч. 4 ст. 213 УПК);

2. в случае если уголовное дело и (или) уголовное преследо­вание прекращается по основаниям, предусмотренным п. 2-6 ч. 1 ст. 24 УПК, ст. 25, 28 УПК, п. 2-6 ч. 1 ст. 27 УПК. то од­новременно с направлением копии постановления о прекраще­нии уголовного дела или уголовного преследования потерпев­шему, гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства (ч. 4 ст. 213 УПК);

3. в случае если уголовное дело и (или) уголовное преследо­вание прекращается по реабилитирующим основаниям (п. 1,2 ч. 1 ст. 24 УПК, п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК), то следователь и (или) прокурор обязаны принять меры, предусмотренные гл. 18 УПК по реабилитации лица.

26. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием

1. Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора

вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого

или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в

случаях, предусмотренных статьей 75 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении

только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной

части Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи и право возражать против прекращения уголовного преследования.

4. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в части

первой настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается

уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство

по уголовному делу продолжается в обычном порядке

27. Полномочия суда в уголовном процессе

Особенности:

1) Суд считается основным участником уголовного процесса.

2) Только суду принадлежит право признать лицо виновным в совершении преступления, назначить ему определенную меру наказания, применить к лицам, участву­ющим в уголовном судопроизводстве определенные принудительные меры, ограничивающие конституционные права и свободы.

3) Только суду предоставлена возможность осуществлять судебную власть. Никакие иные государственные органы и должностные лица пользоваться судебными полномочиями не могут. Только суду принадлежит право осу­ществлять правосудие, что закреплено в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ: "Пра­восудие в РФ осуществляется только судом".

Под правосудием понимается особый вид государственной деятельнос­ти, заключающийся в рассмотрении и разрешении различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушени­ем норм права. Под правосудием можно понимать решение наиболее зна­чимых вопросов в правоприменительном процессе по уголовному делу, как на досудебных стадиях, так и на судебных.

Правосудие по уголовным делам может осуществляться:

· мировыми судь­ями,

· районными,

· областными и приравненными к ним судами,

· Верховным Судом РФ.

Компетенция мировых судей в уголовном судопроизводстве обо­значена в ч. 1 ст. 31 УПК. Мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назна­чено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему государства. Функционируют мировые судьи в пределах судебных участков, которые создаются на территориях с численностью населения 15-30 тысяч человек.

В судебную систему судов общей юрисдикции входят помимо мировых судей также районные (межмуниципальные, городские) суды, областные, краевые, Верховные суды республик в составе РФ, и, наконец, Верховный Суд России. В нее входят и Военные суды, имеющие также свою иерархи­ческую структуру построения.

Дискреционные (распорядительные) полномочия суда могут реализовываться в равной степени как на досудебных стадиях уголовного процес­са, так и на судебных. К сущностной стороне функции правосудия в судеб­ных стадиях надо относить весь комплекс правомочий по ведению судебно­го разбирательства, принятию решений в ходе него, т.к. основополагаю­щая роль в уголовном процессе принадлежит суду.

В стадии судебного разбирательства суд вправе:

· признать лицо винов­ным в совершении преступления и назначить ему наказание;

· применить к лицу принудительные меры медицинского характера;

· применить к лицу принудительные меры воспитательного характера.

Эти решения среди дру­гих решений, принимаемых в уголовном процессе, являются наиболее важ­ными, и поэтому суд принимает их только в судебных стадиях и по результа­там полного исследования дела. Следует иметь в виду, что новый уголовно-процессуальный закон допустил возможность вынесения обвинительного приговора не только в стадии судебного разбирательства, но и в стадии апел­ляционного производства. Суд апелляционной инстанции вправе по резуль­татам рассмотрения дела отменить оправдательный приговор мирового су­дьи, взамен которого вынести обвинительный приговор (п. 3 ч. 3 ст. 367 УПК).

Решения на стадии предварительного расследования, принимаемые исключительно судом (ст. 29, ч. 2 УПК):

1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;

2) о продлении срока содержания под стражей;

3) о поме­щении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в меди­цинский или психиатрический стационар для производства судебно-меди­цинской или судебно-психиатрической экспертизы;

4) о производстве осмот­ра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

5) о производ­стве обыска или выемки в жилище;

6) о производстве личного обыска (за исключением личного обыска подозреваемого);

7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и других кредитных организациях;

8) о наложении ареста на коррес­понденцию и выемке ее в учреждениях связи;

9) о наложении ареста на иму­щество, включая денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах физических и юридических лиц или на хранении в банках или иных кредит­ных организациях;

10) о временном отстранении обвиняемого от должности;

11) о контроле и записи телефонных переговоров.

28. Прокурор как участник уголовного процесса

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования,об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования,а в суде отказ прокурора от обвинения - прекращение дела.

29. Права и обязанности следователя

Следователь, согласно п. 41 ст. 5 УПК России - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определены законом.

Следователь занимает специфичное положение в уголовном процессе. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Неразрывная связь процессуальных прав и обязанностей - характерная особенность положения следователя. Интересы законности требуют, чтобы следователи точно и четко выполняли возложенные на них законом права и обязанности. Независимо от ведомственной принадлежности каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями закона о содержании и направлении его деятельности. Он должен быстро и полно раскрыть каждое преступление, изобличить виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осужден.

Следователь независимо от его принадлежности к какому-либо государственному органу, осуществляет функции государственного принуждения, его долг заключается в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Он должен подходить к расследованию каждого уголовного дела с позиции государственных интересов, а не узкого профессионализма.

Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК России).

С этой целью следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие, предусмотренные законом следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, позволяющих по делу установить фактические данные;; на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком (ст. 42, 44, 54 УПК России); задерживать лиц по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК России); привлекать лиц в качестве обвиняемых (ст. 171 УПК России); применять к ним меры пресечения (ст. 97 УПК России); приостановить производство по делу (ст. 208 УПК России); направить дело с согласия руководителя следственного органа через прокурора в суд (ч.6 ст. 220 УПК России).

Следователь вправе прекратить уголовное преследование своим постановлением при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24 - 28 УПК России.

Следователь обязан устанавливать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (ст. 73 УПК России), которые должны быть исследованы следователем всесторонне, полно и объективно. В основном дела направляются для производства дополнительного расследования из-за неполноты предварительного следствия, которая в большинстве случаев в необходимости производства различного рода экспертиз, установления и допроса дополнительных свидетелей, приобщения ряда документов.

Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, принимать меры к их устранению. Если свои обязанности следователь не выполнил, суд укажет об этом в частном определении (постановлении) и, при наличии к тому оснований, поставит перед вышестоящим органом вопрос об ответственности следователя. Почти каждое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о судебной практике рассмотрения той или иной категории уголовных дел включает в себя требование выявления причин и условий (обстоятельств) совершения преступлений, которые входят в предмет доказывания, и подлежат обязательному установлению в ходе предварительного расследования.

30. Полномочия руководителя следственного органа

. Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его

Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса. Свойства уголовно-процессуальной деятельности:

а) представляет собой разновидность государственной деятельности; б) может осуществляться только определенными субъектами – специально на то уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Граждане и общественные объединения могут участвовать в ней и активно влиять на ее ход; в) протекает в определенной, четко установленной законом форме; г) имеет свои задачи.

Назначением уголовного процесса в соответствии со ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Таким образом, уголовный процесс – это вид государственной деятельности, основанной на принципах уголовного судопроизводства и регламентированной уголовно-процессуальным законом, которая осуществляется в определенной законом форме компетентными государственными органами и должностными лицами при участии граждан и общественных объединений и направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения.

Уголовный процесс иначе называют уголовным судопроизводством. Этим понятием охватывается вся деятельность по делу, последовательно осуществляемая органами дознания, следователем, прокурором и судом.

1.2. Стадии и производства в системе уголовного процесса

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в определенном порядке, поэтапно. Такие этапы (части) процессуальной деятельности называют стадиями уголовного процесса. Они сменяют одна другую в строгой последовательности и тесно связаны общими задачами и принципами судопроизводства. Вместе с тем для каждой стадии свойственны и свои непосредственные задачи, свой круг субъектов, определенная форма процессуальной деятельности, специфический характер уголовно-процессуальных правоотношений и итоговое процессуальное решение (постановление о возбуждении уголовного дела, обвинительное заключение, приговор и т. п.), завершающее деятельность на данной стадии и знаменующее переход дела на следующую ступень, стадию процесса. Каждая предыдущая стадия является предпосылкой для последующей, а каждая последующая – содержит контрольные механизмы для проверки деятельности на предыдущей стадии. В совокупности стадии образуют систему уголовного процесса.

Стадийное построение уголовного судопроизводства обеспечивает глубокое исследование обстоятельств уголовного дела и установление истины по нему.

Выделяют следующие стадии российского уголовного процесса: 1) возбуждение уголовного дела; 2) предварительное расследование; данные стадии процесса составляют досудебное производство (ч. 2 Уголовно-процессуального кодекса); все остальные стадии процесса закон относит к судебному производству (ч. 3 Уголовно-процессуального кодекса): 3) подготовительные действия судьи к судебному заседанию; 4) судебное разбирательство; 5) производство в суде второй инстанции (пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу в апелляционном и кассационном порядке); 6) исполнение приговора.

Кроме этих шести основных существуют две исключительные стадии уголовного процесса. Их исключительность объясняется тем, что они могут осуществляться после вступления приговора в силу и его исполнения. Это производство в надзорном порядке и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.