Термин определяющий сущность коррупции как социального явления. К вопросу определения понятия и причин коррупции

Наконец, еще одно важное обстоятельство, которое следует учитывать при анализе сущности коррупции, причем как в качестве социального явления, так и объекта правового воздействия. Речь идет о так называемой мелкой (низовой) и крупной (элитарной) коррупции. Несмотря на существенную разницу в уровнях, между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

Низовая коррупция, существуя на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей, фактически стала нормой жизни, пронизывает самые различные слои общества. Однако это же делает ее более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений. Не случайно основная масса официально регистрируемых коррупционных проявлений разоблачается и пресекается именно на этом уровне.

Гораздо изощреннее выглядит элитарная коррупция. Она характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения, интеллектуальными способами их действий, огромным материальным и нравственным ущербом, латентностью посягательств, снисходительным, если не покровительственным, отношением властей к этому уровню коррупционеров .

В социологии права существует трактовка коррупции как разновидности девиантного (отклоняющегося) поведения, стремления достичь личных целей за счет институтов публичной власти, нарушения ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов. В такого рода аспекте коррупция как явление юридическое теснейшим образом коррелируется с ее пониманием в морально-этическом ключе. И хотя с точки зрения нормативизма подобное соотнесение может носить деструктивный характер, в практической жизни с ним необходимо считаться, вводя в антикоррупционную проблематику такие категории, как «честность», «прозрачность». Недаром в зарубежной теории и практике права коррупция нередко обозначается в качестве несовместимого со статусом государственного служащего корыстного деяния .

В социально-политическом понимании коррупция достаточно давно воспринимается в качестве объективного показателя степени активности или пассивности, сознательности или иррациональности гражданского общества, поскольку действие «железного закона олигархии», напрямую влияющего на нравственное разложение управленческого аппарата, нейтрализуется только эффективным противодействием со стороны гражданских институтов .

Следует отметить, что коррупция, как социальное явление, представляет собой сложное, многомерное явление, которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и посягает на многие охраняемые законом блага различными способами. Помимо правовых, она затрагивает целый ряд других проблем: психологических, культурных, межличностных, что, естественно вызывает трудности в выработке ее общего понятия и отличительных признаков, разработке каких-либо конкретных мер борьбы с нею .

Осознавая роль и значение данного фактора в механизме детерминации коррупционных преступлений и задумываясь о путях противодействия данному негативному явлению, следует признать, что сиюминутное повышение уровня нравственности чиновников в результате указов, распоряжений либо специально организованных компаний недостижимо. Вместе с тем необходимо поставить заслон на пути дальнейшего разложения государственных и иных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля за выполнением ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере. Необходимо дополнить систему требований, предъявляемых к служащим, механизмам контроля за их соблюдением. В этих целях необходимо создать в каждом ведомстве специализированные структуры, например, Управления по этике, предназначенные для обнаружения и преодоления этических нарушений, не влекущих уголовной ответственности, которые должны караться с помощью административных санкций и дисциплинарных мер, способствуя предотвращению совершения более тяжких правонарушений.

Следует заметить, что коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления. Прежде всего, она базируется на прочном экономическом фундаменте, она затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и каждой конкретной личности, она оказывает активное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства, она влияет на государственно-правовые механизмы. Наконец, она воздействует на общественные и личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе .

Немаловажным является и тот факт, что коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права.

Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений.

Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование.

Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни. В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т.д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения.

Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу.

К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся: использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы; наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы; непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти (государственной службы); незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие.

Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия.

Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; разграничение на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

Таким образом, на основании вышеизложенного, хотелось бы отметить, что существующая практика исследования коррупции и состояния борьбы с преступными посягательствами коррупционного характера, подтверждает многомерность коррупции как реального явления действительности и указывает на многоуровневость криминологической и криминалистической структур преступных посягательств коррупционного характера. Многочисленная библиография по исследованию указанной проблемы убедительно свидетельствует о том, что коррупция присуща любому обществу и всегда угрожает государственным и общественным интересам.

В заключении данного раздела хотелось бы отметить, что структура коррупции, её масштабы, специфика и динамика её преступных проявлений являются следствием переживаемых страной общих политических, социальных и экономических проблем; коррупция всегда расширяет свои пределы в те периоды, когда общество находится на изломе социально-политических перемен и экономических реформ.

У коррупции не существует единственно верного, канонического, универсального определения. Одной из главных причин, обуславливающих сложность формирования юридического понятия коррупции, является ее выход как социального явления в широком смысле за границы исследования экономики или права.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющие различные и не всегда очевидные формы проявления. Многие исследователи подчеркивают комплексный, системный характер этого явления и понятия, справедливо связывая его со всеми социальными процессами общества, с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических и этнических особенностей конкретного государства.

Подходы к этимологическому происхождению термина «коррупция» также различаются большим разнообразием. Зачастую утверждается, что слово «коррупция» произошло от латинского «corruptio», что означало «порча, подкуп», «коррумпировать», «корруптировать» (лат. corrumpere) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами».

Однако многие авторы указывают на несколько иную, более широкую трактовку анализируемого термина. Например, в латинско-русском словаре И.Х. Дворецкого, кроме значений «порча» и «подкуп» приводятся такие значения, как «совращение, упадок, извращенность, плохое состояние, превратность (мнения или взгляда)». Авторы сборника «Основы противодействия коррупции» пишут: «Коррумпировать (от лат. «corrumpere») значило повреждать желудок плохой пищей, портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, приводить в упадок нравы и т.п.

Среди прочего, отнюдь не в первом своем значении «коррумпировать» означало подкупать кого-либо или всех - народ (не обязательно должностное лицо) деньгами, щедрыми раздачами».

Свою трактовку предлагает Г.К. Мишин, указывающий, что вопреки утверждениям большинства пишущих по этим вопросам авторов, латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов «cor» (сердце; душа, дух; рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе органов государственной власти.

Анализируя основные подходы к определению коррупции как социального явления, необходимо помнить о междисциплинарном характере его исследования. Характерные для каждой отрасли обществоведения методы и исследовательские подходы оказывают серьезное влияние на выработку специфических для каждой науки определений.

Так, политическая наука воспринимает коррупцию как фактор, деформирующий политическую организацию общества, разрушающий демократические процедуры. В связи с этим на первое место ставятся такие формы коррупции, как:

Незаконное финансирование политических партий;

Парламентские злоупотребления;

Торговля влиянием и др.

Указанные формы проявления образуют отличную от деловой и бытовой политическую коррупцию, которая, в свою очередь, порождает клептократию - базирующуюся на коррупции форму организации власти и адекватную ей социально-политическую группу.

С позиции социологического подхода коррупция является социальной болезнью, синдром больного общества, ярким примером социальной дисфункции, обусловленной противоречием между индивидуальными целями членов социальной организации и целями самой организации, а также между формально-логической сущностью социальной организации и социальной природой.

В социологии распространен взгляд на коррупцию как форму девиантного поведения. «Коррупция - вид поведения, которое отклоняется от превалирующих норм. Это девиантное поведение, ассоциированное с определенной мотивацией, в частности с получением личной выгоды за общественный счет». Дж. Най определяет коррупцию как «поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием относительно частных (индивидуальных, семейных, частных) материальных или статусных целей».

Необходимо вспомнить и о «этическом подходе» к определению коррупции, который представлен в ряде публикаций международной организации Transparency International. По мнению сторонников такого подхода, коррупция является следствием недостатка этических правил, вызывающего кризис системы управления. Главным средством антикоррупционных реформ должно стать проведение реформы управления в целях установления «good governance» и принятие этических правил в бизнесе и в других структурах общества.

Можно рассматривать коррупцию и как экономический феномен. Экономическая сущность коррупции и губительное воздействие данного явление на мировую экономическую систему раскрыта в работах американских ученых С. Роуз-Аккерман, П. Мауро, И. Шихаты и др.. С. Роуз-Аккерман отмечает, что «экономика - действенный инструмент анализа коррупции. Культурные различия и мораль добавляют свои нюансы и частности, однако для понимания того, где искушение коррупции является наиболее ощутимым и где оно оказывает наибольшее воздействие, необходим общий экономический подход». Среди экономических теорий коррупции выделяют теорию коррупции как статусной ренты за монопольное положение чиновника, повышающей экономические издержки (П. Мауро, И. Шихата), а также так называемая «агентская модель» коррупции. Первая теория хорошо иллюстрируется отечественными учеными Г. Сатаровым и М. Левиным, полагающими, что в характеристике коррупции центральным является должностной момент, то есть «корень» коррупции в наличии «места», положения, из которого можно извлекать прибыль. «Агентская модель» впервые была описана К. Э. Бэнфилдом, считавшим, что «коррупция становится возможной, когда существуют три типа экономических агентов: уполномоченный, уполномочивающий и третье лицо, доходы и потери которого зависят от уполномоченного. Уполномоченный подвержен коррупции в той мере, в какой он может скрыть коррупцию от уполномочивающего. Он становится коррумпированным, когда приносит интересы уполномочивающего в жертву собственным, нарушая при этом закон».

Коррупция известна человечеству с глубокой древности. Многочисленные письменные памятники свидетельствуют, что явление коррупции существует на протяжении многих тысячелетий. Уже при зарождении первых общественных организационных форм в качестве средства воздействия на них был опробован подкуп. С течением времени взяточничество стало проникать во все значимые государственные образования. Широкое распространение коррупции приводило даже к гибели отдельных государств. До нас дошло выражение короля Македонии Филиппа II о том, что «не существует таких высоких крепостных стен, через которые бы невозможно было перебраться ослу, навьюченному золотом».

Первое упоминание о коррупции в системе государственной службы, нашедшее отражение в древнейшем из известных человечеству памятнике государственности - архивах Древнего Вавилона, - относится ко второй половине XXIV в. до н. э. В эпоху шумеров и семитов Царь Лагаша (древнего города - государства в Шумере на территории современного Ирака) Урука- гина реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений своих чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмового персонала со стороны царской администрации, уменьшения и упорядочения платежей за обряды. Упоминается о коррупции чиновников и в знаменитых законах Хаммурапи.

В римском праве термин «соггитреге» означал «разламывать, портить, повреждать», «фальсифицировать показания», «обесчестить девственницу», но в то же время «подкупить судью (претора)». Предусматривались в качестве отдельных важных исков actio de albo corruptio - против того, кто повредил или изменил выставленный текст преторского эдикта на белой доске (album) для публичных объявлений, писавшихся черными или красными буквами. Или, например, actio de servo corrupto - иск, который подавался любому управомоченному по роду дела против того, кто нравственно развратил чужого раба (подговорил его совершить преступление).

Содержится упоминание о коррупции и в величайшем памятнике римского права - Законах двенадцати таблиц: «Таблица IX. 3. Авл. Геллий, Аттические ночи, XX. 17: Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении и были уличены в том, что приняли денежную мзду по делу?».

В Древней Руси первое упоминание о коррупции в форме «посула», т.е. незаконного вознаграждения, относятся к Двинской уставной грамоте XIV века. Многочисленные русские исторические и литературные источники свидетельствуют о широкой распространенности коррупции на Руси. Мздоимство бояр, иных чиновников, которому способствовали системы «кормления», а также полное бесправие низших классов стали воистину национальным бедствием.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.

На протяжении всего царствования династии Романовых коррупция являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») - 12 тысяч рублей.

Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Декретом СНК РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922, 1926, 1960 гг. В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.

История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, коррупция и как понятие, и как явление в официальных нормативных документах и практической деятельности не признавалась. Вместо этого определения использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др.

Во-вторых, причины возникновения этого явления связывались с условиями, присущими буржуазному обществу. Так, например, в закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра» от 29 марта 1962 г. говорилось, что взяточничество - это «социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского общества». Октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а «советский административноуправленческий аппарат - это аппарат нового типа». В качестве причин коррупционных проявлений перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь в области воспитания трудящихся.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. В юридической литературе можно встретить различные определения понятия «коррупция», которые делают акцент на той или иной стороне этого явления. Более того, содержание дефиниции «коррупция» в юридической, политологической и экономической литературе неоднозначно. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить ее существенные признаки. Трудности исследования феномена коррупции связаны с его многогранностью и проникновением в различные сферы, традиционно являющиеся объектами изучения различных общественных наук, применяющих различный инструментарий и использующих собственную терминологию, но исторически первое определение коррупции относится именно к области права.

Несмотря на частоту употребления понятия «коррупция» в профессиональной, периодической и массовой литературе, в научном кругу нет единства относительно понимания термина и сути явления. Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова corruptio («порча, подкуп»). В сущности, эти два слова определяют понимание коррупции и дают возможности для интерпретации этого явления. Согласно словарю С.И. Ожегова, «коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» . В Российской юридической энциклопедии дается такое определение государственной коррупции: «использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях» .

Очень часто в среде профессиональных криминологов коррупцию олицетворяют со взяточничеством. Например, А.И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» .

Схожую позицию до недавнего времени занимала проф. Н.Ф. Кузнецова. По ее мнению, коррупция - «социальнонегативное явление, выражающееся в подкупе одних лиц другими» . Эта точка зрения совпадает с осознанием коррупции в обществе (так, например, по данным ВЦИОМ 45 % россиян понимают под коррупцией взяточничество чиновников) . Однако такой подход представляется зауженным и не позволяет охватить все многообразие форм коррупции, которые мы имеем в действительности. Профессор Б.В. Волженкин дает следующее определение: «коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах» .

Ю.М. Антонян считает, что «коррупцию в самом широком смысле можно определить как совершение неких действий лицом, обладающим в силу своего служебного положения необходимыми возможностями, в пользу того, кто незаконно оплатил такое действие. При этом сами действия могут быть вполне законными».

Ссылаясь на «традиционное значение» слова «коррупция», Н.А. Лопашенко настаивает на том, что коррупция - подкуп и не что иное: «Именно подкуп, который оборачивается продажностью подкупаемых, характеризует содержание коррупции. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке. Злоупотребления должностных лиц и иных служащих, даже носящие корыстный характер, с подкупом не связанные, на мой взгляд, не могут расцениваться как коррупционные.

Иная позиция, трактующая коррупцию более широко, основана на отождествлении противоправных должностных и служебных деяний и деяний коррупционных. Между тем, последние далеко не охватывают всех разновидностей неблаговидного и даже преступного поведения должностного лица или служащего. Коррупционные деяния не сравнимы по степени общественной опасности с должностными и служебными правонарушениями; они гораздо опаснее как раз потому, что всегда представляют собой сделку между должностным или служебным лицом и лицом, заинтересованным в его определенном поведении» . Профессор В.С. Комиссаров считает, что коррупция - это «использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности» .

По мнению профессора С.В. Максимова, коррупция - это «использование государственными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) либо предоставление названным лицам таких имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера)» .

Профессор В.В. Лунеев подчеркивает, что коррупция - явление, более широкое, чем взяточничество: «Мы знаем, что коррупция не сводима к взяточничеству. Она охватывает любые злоупотребления должностных лиц, совершенные с корыстной целью» .

Г.К. Мишин также склоняется к широкому пониманию коррупции, определяя ее как «явление в сфере социального управления, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных (в широком смысле - индивидуальных и групповых, материальных и иных) целях» .

Подчеркивая, что «понятие "коррупция" и "корыстные злоупотребления по службе" равнозначны по своей сущности и содержанию», П.А. Кабанов дает следующее определение коррупции: «совершение деяния как должностным, так и частным лицом, в результате которого нарушается принцип государственной службы - бескорыстное служение интересам общества, заключающееся в неправомерном завладении должностным лицом материальными ценностями, деньгами или в получении услуг материального характера, а равно предоставление их иными лицами в формах, запрещенных уголовным законом» .

Существуют определения, в которых суть коррупции передается через образы. Так, например, Г.Н. Борзенков считает, что коррупция - это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в личных целях . Или, например, подход А.В. Кирпичникова, который считает, что коррупция - это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости» .

Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», «коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам либо совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» .

Одно из самых известных определений содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией. Согласно данному документу, «коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях». Практически идентично с ним определение Всемирного Банка: «Коррупция - злоупотребление государственной властью ради личной выгоды» .

Более развернутое определение разработано в 1995 г. междисциплинарной группой Совета Европы по коррупции: «коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других» .

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН, отмечается, что должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают каких-либо актов коррупции. Они также всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними. В комментарии к данной статье отмечается, что: a) любой акт коррупции, как и любое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддержанию правопорядка. К любому должностному лицу по поддержанию правопорядка, совершившему акт коррупции, закон должен применяться в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если те не могут или не хотят обеспечивать соблюдения законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений;

b) хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей по причине требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место быть такое действие или бездействие;

c) выражение «акт коррупции», о котором говорится выше, следует понимать и как подразумевающее попытку коррумпирования .

Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая на уровне Организации американских государств (ОАГ) 29 марта 1996 г., относит к «актам коррупции» (ст. 6 Конвенции) активный и пассивный подкуп госслужащих, «любое действие или воздержание от действия при исполнении обязанностей с целью незаконного получения выгод для себя или для третьей стороны», мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного от коррупции, соучастие в любом коррупционном преступлении.

В соответствии с Конвенцией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», понимание коррупции вытекает из перечня мер, которые надлежит принять на национальном уровне. В Конвенции предусмотрен обширный перечень коррупционных деяний, подлежащий криминализации:

  • - активная и пассивная коррупция национальных и иностранных должностных лиц;
  • - активная и пассивная коррупция депутатов национальных, иностранных и международных представительных органов;
  • - активная и пассивная коррупция в частном секторе;
  • - активная и пассивная коррупция судей и членов иностранных и международных судов;
  • - торговля должностным влиянием с участием национальных и иностранных государственных служащих .

Таким образом, Конвенция Совета Европы в целом сводит коррупцию к подкупу, хотя следует отметить, что в перечень коррупционных деяний включены не только взяточничество государственных чиновников, но и коррупция частных управленцев, а также подкуп иностранных должностных лиц и служащих международных организаций.

Согласно Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS № 174 1999 г., «коррупция» означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового. Давая столь необычное определение, Конвенция в той же статье указывает, что используется данное понятие исключительно «для целей настоящей Конвенции», т.е. оно ни в коем случае не претендует на универсальность.

В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. закреплено несколько положений, касающихся борьбы с коррупцией. Статья 8 Конвенции против транснациональной организованной преступности рекомендует устанавливать уголовную ответственность за следующие действия:

a) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого- либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

b) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей .

Таким образом, коррупция - социальное явление, не сводимое ко взяточничеству и иным формам подкупа. Коррупция включает в свою структуру широкий спектр корыстных деяний, совершаемых субъектами власти и управления в публичном и частном секторах с использованием своего служебного положения. В юридическом определении коррупции должны быть отражены следующие признаки: социальная сущность (разложение власти), нормативный характер (запрещенность нормами права), корыстная мотивация.

Под коррупцией можно понимать:

  • 1) подкуп, получение или дачу взятки, иные коррупционные преступления;
  • 2) любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением как для себя, так и для аффилированных лиц (например, своих родственников) выгоды материального характера (имущества, услуг или льгот), а также иной нематериальной выгоды вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

К лицам, имеющим публичный статус, могут быть отнесены депутаты, руководители и должностные лица политических партий и другие лица, которые не наделены полномочиями государственных служащих, но могут оказывать влияние на деятельность должностных лиц, обладающих организационнораспорядительными функциями, своим авторитетом или своим общественно-политическим положением на членов политической партии, являющихся должностными лицами, т.е. так называемые политические должностные лица.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач, воинское должностное лицо и т.д.), имеющий полномочия и использующий их вопреки законным интересам общества и государства в своих личных интересах или в интересах иных лиц.

Полномочия при этом могут быть как постоянными, так и временными. Последние характерны, например, для экзаменатора (во время вступительных экзаменов, сессии) или врача (принимающего решение или участвующего в принятии решения о годности к военной службе). Данный вывод подтверждается устоявшейся судебной практикой. Так, согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», к организационно-распорядительным функциям, являющимся элементом статуса должностного лица, относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Добрый день, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о том, что собой представляет коррупция как социально-правовое явление, чем она опасна для нашего общества, что собой представляет как правонарушение.

Коррупция известна с древних времен и ее формирование и развитие происходило одновременно с возникновением института власти. Она видоизменялась и подстраивалась под структуру общественного строя, но никогда не исчезала полностью.

Даже в социалистических государствах она являлась частью общественной жизни и слово «взяточник» было знакомо любому советскому человеку. Актуальность исследования этого вида правонарушений не оспорима.

То, что портит нам жизнь

Коррупция с латыни переводится как разложение души, и это значение подходит к данному противоправному явлению как нельзя более точно. Она как язва и чума проходит по всем направлениям жизни общества, коверкая и портя самые светлые начинания.

Причем развитие общества способствовало тому, что коррупция из внутригосударственной превратилась в общемировую проблему. Причем интересна такая закономерность: чем более отсталая страна в экономическом и политическом развитии, тем более продажная в ней власть.

Наиболее благополучные страны Старого Света практически не сталкиваются с ее проявлениями. Но и там она никуда не делась, просто политические и экономические деятели обставляют свои делишки так ловко, что их никто не может поймать за руку.

Объективная реальность

Для России все еще более печально складывается. Если говорить кратко, то начавшийся в 90-х годах развал экономики, моральных устоев общества и законности привел к тому, что размах коррупции достиг невиданных размеров.

В настоящее время в коррупции обвиняют не только чиновников среднего звена, но и членов правительства. А раз ворует большой папа, то и другим не грех. Занять высокую должность сможет не самый умный и грамотный специалист, а сумевший доказать свою полезность клану.

Поэтому страной рулят разведчики и учителя, а не опытные хозяйственники и экономисты. Провозглашенная в 2008 году борьба с коррупционными проявлениями проводится не посредством реальных следственных действий, а в основном на уровне лозунгов и красивых обещаний.

Печально, но факт

Кто же будет кусать свою же руку – ведь практически вся верхушка власти занимается откатами, распилами и берет взятки. Все слышали про нанотехнологии. Сколько государственных денег ушло в этот проект?

А какова отдача? Прошло с десяток лет, а что, кроме набивания карманов бюджетными деньгами, произошло знаменательного в этой отрасли? Даже в космос продолжают летать по технологиям, придуманным в СССР. Феномен взяточничества – выделенные деньги из бюджета для осуществления какого-либо госпроекта доходят до цели в виде одной десятой части (при хорошем контроле – одной шестой).

Представляете – из каждых 10 бюджетных рублей 9 разворовываются. Подрывая экономическую и правовую основу государства, коррупционеры увеличивают угрозу безопасности страны в том числе. Национальные интересы России также никого из власть предержащих не волнуют.

Правовой аспект

В социальном плане коррупция приносит огромный вред обществу, зачастую не только притормаживая общественное развитие, но и поворачивая его вспять. Самый яркий пример – получение высшего образования за плату.

Теперь стать дипломатом смогут только дети очень богатых родителей, и единицы, выигравшие право на обучение в телепередаче у Вяземского. Понимаете тенденцию – иметь диплом будет не самый умный, а самый богатый.

Да, всегда будут исключения в виде победителей олимпиад или абитуриентов, поступающих на специальность «Технолог молочного производства». Но по статистике умных, получающих высшее образование по престижным специальностям, с каждым годом все меньше, богатых все больше. И проходной балл в академиях и университетах для поступающих на бюджет есть, для обучающихся за плату – нет.

Немного определений

Что же относится к видам коррупционной деятельности с точки зрения закона? Это такие виды экономических преступлений, как распил, откат, взятка и коммерческий подкуп.

В правовой зоне имеются понятия только взятки – когда материальные ценности и другие услуги получает лицо, состоящее на государственной или муниципальной службе, и коммерческого подкупа – когда то же самое получает работник бизнес-структуры.

Понятно, что оба субъекта наносят вред своими действиями – первый государству, второй – любимому предприятию или компании. Распил и откат в правовом аспекте определений не имеют и относятся к видам взятки, если тот, кто получает доход от противоправной деятельности, является чиновником, или к коммерческому подкупу – представителем какой-либо фирмы.

Попилим и пооткатываем


Откат – это определенный процент от суммы государственного заказа или заключаемого договора на покупку товара, выполнение определенного вида работ или оказание услуг, который возвращается чиновнику или менеджеру из бизнес-структур в благодарность за то, что заказ или договор заключен с конкретной организацией.

Для государства наличие отката плохо тем, что-либо удорожает стоимость проекта, либо организация, которая будет выполнять работы, произведет их с низким качеством или не в полном объеме.

Распил – это, в принципе, тот же откат, только «лишние» деньги разбираются между всеми участниками преступного сговора. Например, есть госзаказ на 10 миллионов рублей.

Из них 2 миллиона чиновнику, выдавшему заказ, еще 2 - руководителю фирмы, которая взяла заказ, и 6 миллионов субподрядчику, который за оставшиеся деньги согласился провести необходимые работы. Естественно, или в неполном объеме или с нарушением технологий.

Еще круче выглядит распил, когда заказ оформляется на несуществующие работы.

Все эти понятия появились с приходом капитализма с нечеловеческим лицом. В советское время ничего подобного не было. Тогда старались «дать на лапу» для того, чтобы подобраться поближе к распределительной кормушке, потому что это было время повального дефицита.

То есть из всех видов коррупции существовали только взятки, в основной массе на бытовом уровне, не приносящие урона государственным интересам. Поэтому и дома строились, а образование и медицина были бесплатными.

На этом с вами прощаюсь. Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и дайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Введение

Коррупция как социально-правовое явление

Детерминанты коррупции

Криминологическая характеристика коррупционной преступности

Заключение

Список использованных источников

Введение

Несовершенство общества и низкая эффективность государства способствуют обострению многочисленных проблем не только на государственном, но и на глобальном уровне. Не редко они пересекаются и переплетаются в связи с такими объективными факторами, как массовая информатизация и коммуникация, индустриализация, культура и т.д., а также субъективными, в которых удивительно сочетаются и противостоят человеческие достоинства и пороки. К последним мы относим коррупцию. По мнению многих исследователей этой темы, коррупция является наибольшим из зол для переходных обществ. Разделяя их обеспокоенность по этому поводу, мы не склонны связывать проблемы только с ней, полагая, что она является одним из звеньев в длинной цепи экономических, социальных, духовных проблем, в том числе и для России, у которой долгий путь социальных перемен сопровождается многолетними перманентным балансированием между кризисом и непродолжительными периодами относительной стабильности, что провоцирует многочисленные социальные аномалии: криминализацию общества, социальное неравенство и коррупцию, которые носят системный характер и связаны с несовершенством общества и самого человека.

Если обратиться к историческому аспекту явления, то видно, что коррупция во все времена была актуальной проблемой общества и государства. По своему историческому стажу коррупция уступает лишь войне. Мздоимец-чиновник (писец), наряду с разбойником (вором), купцом и жрецом - главные фигуры, упоминаемые рядом с воинами (богатырями) в народных сказаниях двух- или четырехтысячелетней давности.

Актуальность темы определяется также:

1. общественной опасностью; Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. В документах мирового сообщества подчеркивается, что коррупция оказывает исключительно вредное влияние на экономику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к правительству, авторитет власти, разрушает принцип справедливости и беспристрастного правосудия.

2. распространенностью; Согласно экспертным оценкам, практически все отечественные и зарубежные исследователи единодушны: уровень коррупции в современной России чрезвычайно высок. Есть основания полагать, что он один из самых высоких в мире. Косвенно это подтверждается тем, что в правоохранительных органах - в центре и на местах - скопилось огромное количество материалов, ждущих своего часа до изменения политической обстановки.

3. высокой латентностью коррупции. Характерной чертой коррупционной преступности является ее высочайшая латентность. Экспертные оценки специалистов размеров выявленных случаев взяточничества по отношению к их фактическому уровню колеблются в пределах от 0,002 до 5%.

В России в разработке проблематики коррупции имеются значительные научные результаты. Так, ряд исследований посвящен феномену российской коррупции, зарубежная коррупционная деятельность также изучается представителями различных общественных наук.

Причина повышенного интереса к феномену коррупции может быть связана с проблемами государственного управления, так как, не решив проблему коррупции, не возможно эффективно решить и задачи управления. Следует также отметить, что коррупция обычно возникает и развивается в период смены политических режимов, в условиях возникновения кризисных ситуаций в экономике и политике, бюрократизации общества и государства. Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные отношения.

Цель данной курсовой работы: дать понятие и криминологическую характеристику коррупционной преступности, а также определить основные детерминанты обуславливающие коррупцию. Задачи курсовой работы предопределены заявленной целью: исследование феномена коррупции и коррупционных преступлений с позиций криминологической теории; выявление детерминант коррупции в России; исследование криминологически значимых характеристик коррупции и закономерности её проявления в России на различных этапах истории страны.

Коррупция как социально-правовое явление

"Коррупция" - понятие скорее социальное или криминологическое, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как явление.

Одним из серьезных проблем на пути построения российского правового государства является все возрастающая коррупция. Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической, правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы переходного периода.

Коррупция существовала всегда, это предопределено историческим развитием общества. Оно присутствует постоянно, поэтапно развивается и совершенствуется.

Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную ("испорченную") форму монархии. О ней писал Макиавелли, Руссо и многие другие мыслители. По словам Ш. Монтескье, "известно уже по опыту веков, что всякий человек обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела"9.

Так, уже памятники права стран Древнего Востока содержали нормы, направленные на пресечение коррупционного поведения должностных лиц. Например, Законы Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.) содержали санкцию в отношении судьи, который злоупотреблял служебным положением9. Тема коррупции обнаруживается в документах в Иерусалиме в VI в. до н.э., в библейских текстах, в античной истории. Коррупция, по мнению И.А. Богданова, А.П. Калинина, стала одной из причин распада Римской империи.

Если обратиться к истории коррупции в России, то достаточно вспомнить систему "кормления", существовавшую в феодальной России, казнокрадство, мздоимство и лихоимство чиновников в XVIII-XIX вв., столь ярко запечатленные в произведениях классиков русской литературы Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.В. Сухово-Кобылина. Одним из активных борцов с коррупцией в среде чиновничества выступал Петр I. Им была продолжена политика уголовно - правовых и предупредительных мер борьбы с коррупцией, в частности введена равная уголовная ответственность подкупателей и подкупаемых, а также сделана попытка привлечения для борьбы с коррупцией всего населения страны: было разрешено всем людям, независимо от чина, доносить лично ему о лихоимстве, а за справедливы донос определялась награда - движимое и недвижимое имущество преступника и даже его чин.

Советский период был отмечен двумя всплесками коррупционной преступности: первый приходится на 20-е годы - время так называемого нэпа, а второй на 70-80-е годы - период застоя и разложения советского строя.

В современных условиях, расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество между государствами превратило коррупцию в интернациональную проблему. Незаконные коррупционные отношения стали затрагивать интересы и благосостояние не одной, а многих стран мира. Ни одно государство в мире не может считать себя застрахованным от факта коррупции. Коррупция свойственна всем странам, независимо от географического расположения, политического устройства и уровня экономического развития.

Таким образом, коррупция является сложным социально политическим и социально правовым явлением, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Как и у всякого сложного явления, у коррупции не существует единственного всеобъемлющего определения. В научной, учебной и публицистической литературе существует огромное методологическое разнообразие подходов к пониманию коррупции, даются различные его трактовки. Поэтому на данном этапе развития исследований о коррупции сложно предложить единое понятие коррупции.