Храм вознесения господня (на демеевке). Вознесенская церковь на Демиевке, где любила молиться матушка Алипия Киевская – настоятель о храме и престольном празднике Много лет храм посещала матушка Алипия

2269 0

Много лет храм посещала матушка Алипия. У нее было свое постоянное место – перед большой иконой святых апостолов Петра и Павла. По ее молитвам и ходатайству храм был сохранен от закрытия и уничтожения, когда власти хотели использовать его территорию для строительства проектного института.

Один из самых больших праздников церковного календаря – Вознесение Господне – отмечает Православная Церковь на сороковой день после Пасхи (в нынешнем году – 9 июня). Это престольный праздник киевского храма, расположенного в исторической местности Демеевка. Богослужения в нем совершаются уже более 130 лет. В отличие от большинства столичных храмов, этот никогда не закрывали.

О Вознесенской церкви и ее престольном празднике Центру информации УПЦ рассказал настоятель – благочинный Голосеевского благочиния Киева протоиерей Павел Кириллов.

О ВОЗНЕСЕНИИ ГОСПОДНЕМ

– О Вознесении Иисуса Христа повествуют Евангелия и книга Деяний святых апостолов.

После своего Воскресения Господь еще 40 дней являлся апостолам и учил их. Наконец Он собрал их в Иерусалиме и сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (творению – ред.). Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Спаситель предупредил учеников, что скоро на них сойдет Святой Дух. До того времени Он повелел им оставаться в Иерусалиме: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».

Беседуя с учениками, Иисус вывел их из города в сторону Вифании, на Елеонскую гору.

«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», – сказал Господь. Подняв руки, Он благословил учеников и у них на глазах стал подниматься в небо. Вскоре Его закрыло облако.

Так Иисус Христос вознесся на небо и сел по правую руку от Бога-Отца. Его человеческие душа и тело приняли славу, нераздельную с Его божеством.

Ученики поклонились вознесшемуся Господу и смотрели Ему вслед. Тогда им явились два ангела в белых одеждах, которые сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Тогда апостолы с великой радостью возвратились в Иерусалим, где вместе с Богородицей, братьями Иисуса и женщинами-последовательницами Христа пребывали в молитве, ожидая сошествия Святого Духа.

– Церковь на окраине поселка Демиевка – в то время киевского пригорода – была построена в 1882 году. Средства на строительство пожертвовал директор соседнего сахарорафинадного завода по фамилии Раузер. 18 февраля 1883 года храм освятили в честь Вознесения Господня.

Первым священником новой церкви был, по архивным данным, Иерофей Шмигельский, а старостой – отставной фельдфебель Симеон Травкин.

При храме образовалась церковно-приходская школа, которая вначале работала в помещении, принадлежавшем сахарорафинадному заводу. Известно, что в 1889 году в школе обучалось 135 мальчиков и 60 девочек. Отдельное здание для школы площадью более 200 квадратных метров было построено в начале ХХ века – не позже 1915 года. Эта школа была одной из крупнейших в Киеве. Уже тогда в церковной библиотеке имелось 1200 томов книг.

Демиевка интенсивно застраивалась и заселялась. К 1900 году храм уже не мог вместить всех прихожан. Добиться разрешения на его перестройку было трудно, и староста Симеон Травкин от имени церковного причта обратился за поддержкой к императору. В результате церковь существенно расширили, перестроили ее западный придел, перенесли колокольню, а всю постройку обложили кирпичом. Внутри храм капитально отремонтировали и соорудили хоры.

В 1907 году прихожане построили дом для священников, а в 1914 – для псаломщиков.

Согласно документам за 1917 год, количество прихожан в то время превышало четыре тысячи человек.

При советской власти храм не закрыли, но его клирики не избежали репрессий. В 1931 году были арестованы и погибли протоирей Григорий Олтаржевский и священник Сергий Пивовонский.

С Демиевской церковью связаны имена многих выдающихся людей. В 1907 году в ней венчались Леся Украинка и Климент Квитка. Будущая звезда эстрады и кино Александр Вертинский пел в церковном хоре до своего отъезда из Киева в 1913 году. В нашем храме крестили Валерия Лобановского. Будучи уже известным тренером, он подарил церкви напрестольное Евангелие.

Много лет наш храм посещала блаженная монахиня Алипия. У нее было свое постоянное место – перед большой иконой святых апостолов Петра и Павла. Из жизнеописания старицы известно, что в 30-е годы апостол Петр чудесным образом вывел ее на свободу из камеры смертников, и матушка всю жизнь считала его своим покровителем.

По благословению настоятеля храма протоиерея Алексия Ильюшенко (впоследствии - архиепископ Варлаам) матушка Алипия после службы выслушивала многочисленные вопросы и просьбы людей. Самому отцу Алексию блаженная старица предсказала его будущий постриг. По ее молитвам и ходатайству храм был сохранен от закрытия и уничтожения, когда власти хотели использовать его территорию для строительства проектного института.

С конца 80-х годов прошлого века, когда настоятелем церкви стал протоиерей Мефодий Финкевич (настоятельство ему также предсказала матушка Алипия), началось возрождение церковной жизни. Впервые были позолочены кресты, иконостас и десять самых крупных кивотов с иконами. В храме произвели ремонт. Построили новую колокольню. Вокруг всей церковной территории установили новый каменный забор с металлической решеткой.

Над трапезной был надстроен кирпичный этаж, где стали проводить занятия по Закону Божию. Так было семь лет, пока в 1997 году не добились возвращения здания бывшей церковно-приходской школы. Процесс был длительным, пришлось по крупицам собирать в архивах доказательства того, что школа действительно была построена церковью.

В 2010 году отец Мефодий после 21 года настоятельских трудов принял монашеский постриг в Почаевской Лавре.

Сейчас в нашей церкви служат шесть священников и диакон. Певчие и чтецы на клиросе – люди разных профессий и возраста (им от 10 до 80 лет). Есть интересная традиция, происхождения которой уже никто не помнит: каждую субботу после всенощного бдения клирос вместе с прихожанами поет тропарь или стихиру особо почитаемой в нашем храме Почаевской иконе Божией Матери.

По воскресеньям, в праздники и на особо торжественных службах поет «верхний» хор под руководством Анны Вовченко – лауреат всеукраинских и международных фестивалей духовного пения.

В 2014 году в церковном дворе закончилось строительство малого храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

А в прошлом году открылось новое здание воскресной школы, построенное на месте старого, аварийного сооружения. В школе просторные светлые классы, новая мебель. Дети изучают здесь Закон Божий. Перед началом урока проводится чаепитие для детей и их родителей, затем взрослые в отдельной аудитории могут побеседовать со священником.

Прихожане храма всех возрастов увлеченно занимаются в иконописной школе, студии изобразительного искусства и школе художественной керамики «Мастерская семейного счастья». Проводятся занятия по хоровому пению. Дети от 5 до 15 лет занимаются в театральной студии.

В помещении воскресной школы работает библиотека с читальным залом. По вторникам вечерами в зале собирается молодежь. Юноши и девушки в непринужденной обстановке за чашкой чая обсуждают с иереем Романом актуальные духовные вопросы, общаются, находят новых друзей.

По субботам в одной из аудиторий воскресной школы проводятся занятия для тех, кто интересуется христианской психологией.

Также в школе разместилась штаб-квартира молодежного движения «Парасолька». Каждый четверг по вечерам волонтеры отправляются в киевское метро и раздают еду, лекарства, одежду и обувь бездомным и нуждающимся. Число волонтеров постоянно растет, к «Парасольке» присоединяется молодежь из других храмов.

Для тех, кто нуждается в медицинской помощи, в помещении школы организован фельдшерский кабинет. Кроме того, предоставляются бесплатные юридические консультации.

14 января в нашем храме отмечается еще один престольный праздник, т. к. северный придел освящен в честь святителя Василия Великого.

Богослужения в церкви проводятся почти каждый день, кроме понедельника.

Во вторник в 08.00 служится утреня, после нее – Литургия. Со среды по субботу Литургия начинается в 08.40. По воскресеньям и в праздники совершается две Литургии – в 06.40 и 09.40. Вечерние богослужения и всенощные бдения – в 18.00.

Вечером в воскресный день читаются разные акафисты, в среду – акафист святителю Николаю Чудотворцу.

Едва ли можно найти киевлянинакоторый не знал бы о небольшом Вознесенском храмебольше известном в народе как Демеевский. Эта церковь была построена в 1882 году в предместье Киева – поселке Демеевка. Как раз в то время киевское предместье стало активно развиваться.

Небольшая Демеевка – это некогда был поселок на юго-запад от Киевапо дороге на Васильков. Там жили работники окружающих новообразованных заводов. Люди испытывали острую необходимость в собственном храмепотому что ближайшие церкви не могли вместить всех желающих. Именно для демеевчан и был построен деревянный храм в честь Вознесения Господня.

Вскоре после его освящения стало понятночто храм не может вместить всех прихожан. Поэтому в 1900 году было решено расширить церковь с западной и южной сторонблагодаря чему помещение увеличилось почти вдвое. Тогда же деревянные стены церкви обложили кирпичом.

В 1907 году произошло событиеблагодаря которому храм стал общеизвестным. 25 июля здесь венчалась с Климентом Квиткой всемирно известная украинская поэтесса Леся Украинка. Позже именно этот исторический факт неоднократно спасал храм от уничтожения в атеистическое время.

С начала ХХ века Демеевка входит в состав Киева. Это обусловило еще более интенсивную застройку бывшего поселка. Особенно тяжело отстаивать право на существование прихода пришлось после революции. Соседние территории постепенно застраивались высотными зданиямии храм оказался словно в каменной ловушке. Видя лакомый участок землисоседи добивались снесения этогокак тогда многим казалосьненужного «культового сооружения». В те годы верующие киевляне мужественно выступили на защиту своего родного храма.

Несмотря на все трудностипреследовавшие церковь на протяжении всего ее существованияона ни разу не закрывалась: с момента освящения и по сей день здесь постоянно проходят богослужения. На протяжении нескольких последних десятилетий Божественная литургиякроме понедельникасовершается здесь каждый день.

Сегодня стены Вознесенской церкви украшены изнутри богатыми росписямивыполненными по мотивам росписей Виктора Васнецова в киевском Владимирском соборе. Благодаря такому внутреннему убранству скромная церковь стала по-домашнему уютной.

Сегодня бывшее село – это мощный индустриальныйтранспортный и научный центр Киева. Кроме нескольких столичных заводовздесь есть Центральный киевский автовокзал и главное книгохранилище государства – Национальная библиотека имени Вернадского.

И все же самая древняя и главная достопримечательность района – Вознесенская церковь. Демеевский храмкак и когда-тонапоминает нам о старом Киеве с его предместьями и рабочими поселениями. Вознесенская святыня вот уже более века – это душа и сердце старинного киевского предместьяисторическое название которого – Демеевка.

КИЕВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ НА ДЕМЕЕВКЕ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Киевский храм Вознесения Господня (на Демеевке) Украинской Православной Церкви

Адрес: Украина, 03039, Киев, Проспект 40-летия Октября, 54. Тел. 265-52-14.

от ст. м «Лыбидская» - трол. 2, 4, 11, 12, авт. 38, 84 до ост. «Пер. Демеевский»;

от ст. м «Дружбы Народов» - авт. 112 до ост. «Пер. Демеевский».

Храм сооружен тщанием прихожан и на пожертвования директора Демеевского сахарорафинадного завода г-на Раузера в 1882 г., и в 1883 г. - освящен. В 1900 г. Демеевка вошла в городскую черту. Храм расширили, открыли церковно-приходскую школу. Храм не закрывался, но колокольня была снесена и восстановлена уже в наше время (1990 г.).

Северный придел храма посвящен свт. Василию Великому.

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника. По воскресным вечерам, по окончании богослужения, в церкви проводится просмотр православных видеопрограмм. При храме действует воскресная школа.

Богослужение

Богослужение ежедневное, кроме понедельника. Вечернее - 18.00. Литургия: 8.40 (воскресенье и праздники - 6.40 и 9.40).

Использованные материалы

http://archiv.orthodox.org.ua/page-1121.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КИЕВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ НА ДЕМЕЕВКЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ХРАМ в Архитектурном словаре:
    культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, …
  • ХРАМ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские …
  • КИЕВСКИЙ
    143381, Московской, …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    665139, Иркутской, …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    658591, Алтайского, …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    397461, Воронежской, …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    347204, Ростовской, …
  • ХРАМ в Словаре церковных терминов:
  • ХРАМ в Православных церковных терминах:
    здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем. Храм делится …
  • ХРАМ в Библейском словаре:
    — центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида …
  • ХРАМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Православный храм По святоотеческому учению, православный храм - Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Александр Николаевич — современный литературовед формально-социологического направления, профессор Белорусского университета. Библиография: Основные работы: Классификация методов историко-литературной науки, «Труды Белор. …
  • ХРАМ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ХРАМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также …
  • ХРАМ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ХРАМ в Энциклопедическом словарике:
    культовое здание для богослужения, выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы - христианская церковь …
  • ХРАМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам …
  • ХРАМ
    культовое здание для богослужения, выполнения религ. обрядов. Стр-во X. известно с …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. Осн. в 1833 (открыт в 1834) как рус. Ун-т Св. Владимира. В 1920 на его базе созданы укр. …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. Леси Украинки. Ведёт начало от т-ра Соловцова (1891). Открыт в 1926, с 1966 …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ МУЗЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА, осн. в 1922 как Киевская карт. гал., в 1934-36 отдел рус. иск-ва Худ. музея. Собрание др.-рус. …
  • КИЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌИЕВСКИЙ МУЗЕЙ ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА, крупнейшее в Украине собрание произв. заруб. иск-ва. Осн. в 1919. Памятники иск-ва древности, Зап. …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЗНЕС́ЕНСКИЙ Ник. Ал. (1903-50), гос. и полит. деятель, акад. АН СССР (1943). С 1935 зам. пред. Исполкома Ленингр. горсовета, в …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЗНЕС́ЕНСКИЙ Ив. Ник. (1887-1946), учёный в области машиностроения, ч.-к. АН СССР (1939). Осн. тр. по гидромашиностроению (руководил проектированием и постройкой …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЗНЕС́ЕНСКИЙ Ив. Ив. (1838-1910), исследователь др.-рус. церк. пения. Тр. "Осмогласные роспевы трёх последних веков православной русской церкви" (в. 1-3, 1888-93), …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЗНЕС́ЕНСКИЙ Анд. Анд. (р. 1933), рус. поэт, акад. РАО (1993). В лирике - стремление "измерить" совр. человека категориями и образами …
  • ХРАМ в Словаре Кольера:
    (древнеевр. "бет ха-микдаш"), в еврейской истории название двух сменивших друг друга главных святилищ древних евреев. Первый храм, обстоятельно описанный в …
  • ХРАМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    хра"м, хра"мы, хра"ма, хра"мов, хра"му, хра"мам, хра"м, хра"мы, хра"мом, хра"мами, хра"ме, …
  • ХРАМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древние храмы. Сельский храм. Брожу ли я вдоль улиц …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ
    Поэт, написавший стихи к рок-опере "Юнона и …
  • ХРАМ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дом …
  • ХРАМ в Словаре синонимов Абрамова:
    молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода). Божий …
  • ХРАМ в словаре Синонимов русского языка:
    адитон, айван, амфипростиль, базилика, богомольня, бурханище, вимана, дарохранительница, дацан, диптер, зиккурат, кааба, капище, кереметь, кирка, кирха, кондо, костел, кумирня, мартирий, …
  • ХРАМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких …
  • КИЕВСКИЙ
    к`иевский (от …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    вознес`енский (от …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Вознес`енский (хр`ам, …
  • ХРАМ
    храм, …
  • КИЕВСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    киевский (от …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    вознесенский (от …
  • ХРАМ в Орфографическом словаре:
    храм, …
  • КИЕВСКИЙ в Орфографическом словаре:
    к`иевский (от …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    вознес`енский (хр`ам, …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    вознес`енский (от …
  • ХРАМ в Словаре русского языка Ожегова:
    Poet место служения науке, искусству, высоким помыслам Х. науки. храм здание для богослужения, церковь Древнерусские храмы. Буддийский …
  • ХРАМ в Словаре Даля:
    муж. , стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного …
  • ХРАМ
    культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, …
  • ВОЗНЕСЕНСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Андрей Андреевич (р. 1933), русский поэт, академик РАО (1993). В лирике - стремление «измерить» современного человека категориями и образами мировой …

Его часто называют святыней киевской Демеевки. В этом храме венчалась Леся Украинка, пел в хоре Александр Вертинский, крестился Валерий Лобановский. Сегодня одна из древнейших столичных церквей отмечает престольный праздник – Вознесения Господнего. Богослужения здесь не прекращались даже во времена гонений на Православие.

Менялись эпохи, Киев разрастался. И сейчас старинный Свято-Вознесенский храм уже будто бы затиснут между современными высотками.

А в далёком 1883-м году, когда церковь открыла свои двери, она была одним из самых высоких зданий на Демеевке – тогда еще пригородной местности.
Деревянный храм с колокольней и удобным притвором был построен тщанием прихожан на пожертвования директора сахарорафинадного завода господина Раузера.

Вероятно, первым священником был Иерофей Шмигельский, а церковным старостой отставной фельдфебель Симеон Травкин.
На рубеже веков церковь значительно расширяется и её западный придел перестраивается, здание обкладывается кирпичом. Внутри делаются хоры и производится капитальный ремонт. Однако некоторые уникальные детали – первозданные колонны и печи – сохранились до наших дней!

Демеевская церковь давно стала для настоятеля — священника Павла Кирилова родным домом – в ней служил ещё его отец. Батюшка вспоминает: во все времена праздник Вознесения здесь почитали особо.

«После Воскресения Иисус в течение 40-ка дней пребывал на земле. Являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к Пятидесятнице — сошествию Святого Духа. В день Вознесения Господь собрал апостолов на горе Елеон», — рассказывает отец Павел о празднике.

Гора Елеонская — это особое место. Здесь Иисус был предан Иудой, на этой горе Он ночами молился до кровавого пота, отсюда началось Его восхождение на Голгофу.. Благословив учеников, Христос во плоти вознёсся на небеса.

«Вознесение Господне – это утверждение, подкрепление нашей надежды. Ведь Господь вознесся на небеса с плотью человеческой. Это говорит о том, что мы также имеем надежду последовать за своим Учителем », — подчеркивает отец Павел.

У настоятеля древнего храма множество забот. Помимо каждодневных Богослужений здесь широко ведется миссионерско-просветительская деятельность, регулярно кормят и одевают бездомных.

Сегодня, как и много лет назад, двери Вознесенского храма гостеприимно открыты. Для каждого человека, идущего к Богу.