IV. Учебно-материальное обеспечение

2012 год объявлен в органах надзора МЧС России «Годом дознания», и это событие совпало с тем, что 18 июля 2012 г. исполняется 85 лет государственному пожарному надзору.

История этих подразделений начинается в первой половине прошлого века. Так, взаимодействие силовых структур государства всегда выступало ключевой проблемой, так как эффективная работа одной из составляющих системы усиливала возможности всей системы в целом. Современные основы взаимодействия силовых структур во многом отражают опыт прошлых лет. В сложной общественно-политической и экономической ситуации попытка содержания пожарной охраны за счет средств и отчислений от обязательного страхования недвижимого имущества была обречена на провал. Требовалось принятие неотложных мер по улучшению ее состояния. Такое решение было принято 17 июня 1920 г. Члены Президиума ВСНХ, делегаты 4-го Всероссийского съезда профсоюза пожарных работников и 1-го Всероссийского съезда представителей пожарно-страховых отделов совнархозов на совместном заседании единогласно высказались за передачу управления пожарным делом в ведение НКВД. Это предложение получило поддержку в Правительстве, и 12 июля 1920 г. СНК принял Постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». В Постановлении говорилось: «Во изменение декрета Совета Народных Комиссаров от 1-го декабря 1918 года общее заведование и управление пожарным делом в РСФСР, как в административно-техническом, так и в финансово-хозяйственном отношении, со всеми делами, имуществом и кредитами изымаются из ведения Высшего Совета Народного Хозяйства и передаются в Народный Комиссариат внутренних дел».

Согласно указанному Постановлению в составе Главного управления коммунального хозяйства НКВД был создан Центральный пожарный отдел (ЦПО). В губернских и городских отделах коммунального хозяйства пожарным делом стали заниматься соответствующие пожарные подотделы. В центре и на местах эти органы руководили борьбой с пожарами, разрабатывали противопожарные меры, учитывали и распределяли пожарную технику и имущество, осуществляли функции Госпожнадзора и т.п. Для предупреждения массового возникновения пожаров и организации борьбы с ними 23 апреля 1921 г. было принято Постановление Совета труда и обороны «О мерах борьбы с пожарами». При НКВД была создана комиссия в составе представителей Наркома труда, ВЧК и НКВД, а при пожарных отделах губернских и уездных исполкомов - в составе представителей отдела труда, ЧК и пожарных отделов. Эта комиссия получила название «пожарных троек». Им давалось право привлекать к борьбе с пожарами население в порядке трудовой повинности.

Таким образом, в начале 20-х годов XX в. начинает формироваться нормативно-правовая основа взаимодействия между органами пожарной охраны и РКМ, а в 30-е годы она приобретает более конкретные формы. Профилактика и тушение пожаров не могли быть эффективными без четкого взаимодействия подразделений пожарной охраны, милиции, госбезопасности, руководства объектов и добровольных противопожарных формирований. Данный опыт приобретался в эти годы ценой человеческой жизни и мужества бойцов и командиров пожарных расчетов и команд. Приказ НКВД РСФСР №114 от 29 мая 1921 г. «Об участии милиции в борьбе с пожарами» предписывал подразделениям Рабоче-крестьянской милиции (РКМ) помогать пожарной охране на местах, главным образом в расследовании фактов преступных нарушений противопожарных правил и умышленных поджогов. Только лишь в 1932 г. был принят Циркуляр ГИМ ОПТУ, который впервые приказывал органам РКМ немедленно приступить к разработке конкретных оперативных планов борьбы с поджогами и пожарами. В связи с участившимися пожарами на важнейших объектах, лесах и торфоразработках, принявших угрожающие размеры, СНК СССР в августе 1932 г. организовал Специальную комиссию по борьбе с пожарами объектов под председательством Я.Э. Рудзутака. В Комиссию вошли представители органов госбезопасности, милиции и пожарной охраны.

В мае 1926 г. было созвано Всероссийское совещание пожарных, на котором обсуждены вопросы улучшения пожарной безопасности, в частности, представлен проект Положения «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР», который был утвержден Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 18 июня 1927 г. Данное Положение определило основные задачи и правовое положение работников государственной инспекции, которые выявляли нарушения, требовали от руководителей объектов незамедлительных мер по предупреждению и ликвидации возгораний, а тех, кто уклонялся от такого рода работы, по решению НКВД РСФСР и НКЮ РСФСР привлекали к административной или уголовной ответственности. Несмотря на то, что органы Госпожнадзора Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР только в мае 1935 г. получили полное право производства расследования по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил, они все эти годы активно участвовали в предварительных расследованиях, помогая органам РКМ и прокуратуры, накапливали опыт уголовно-процессуальной деятельности.

С 23 января 1935 года №35 циркуляром НКВД РСФСР и Народного комиссариата юстиции РСФСР дознанию органов Государственного пожарного надзора предоставлено право самостоятельного производства дознаний по делам о нарушениях противопожарных правил .

С 2002 года ГПС МВД РФ преобразована в ГПС МЧС РФ.

В 2010 году произведено преобразование органов государственного пожарного надзора (ОГПН) в органы надзорной деятельности (ОНД), в которых в настоящее время также продолжают действовать органы дознания и накапливать опыт уголовно-процессуальной деятельности. В этом большую роль играет взаимодействие органов дознания с ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по ЯНАО»; экспертами, производящими независимые оценочные экспертизы. Применяется в практике передовой опыт уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, осуществляющих свою деятельность в других субъектах РФ.

В Ямало-Ненецком автономном округе в управлении надзорной деятельности и его территориальных подразделениях проходит службу 26 должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительное расследование в форме дознания (начальники отделений дознания, старшие дознаватели и дознаватели).

30,7 % от общего числа дознавателей (или 8 человек) имеют юридическое образование, 11 дознавателей (42,3%) имеют высшее пожарно-техническое образование, 5 человек - среднее специальное (или 19,2%).

За 1 квартал 2012 года органами дознания ГПН ФПС Ямало-Ненецкого автономного округа было зарегистрировано и разрешено 1083 сообщений об иных происшествиях (на 2,7 % меньше показателей 2011 года).

По результатам проверок сообщений об иных происшествиях, должностными лицами органов дознания:

Списано в накопительное дело 843 материала проверки (77,8% от общего количества рассмотренных сообщений об иных происшествиях);

Перерегистрировано в Книгу регистрации сообщений о преступлениях 223 сообщений (20,5%);

Передано по подведомственности или территориальности 6 материалов проверки (0,55%);

Возбуждено 11 административных дел (1,01%).

В 1-м квартале 2012 года в органы дознания ГПН ФПС поступило 227 сообщений о преступлениях, что на 8,4% меньше показателей 2011 года.

Из 227 сообщений о преступлениях, зарегистрированных в органах дознания, 225 сообщений связанны с пожарами, что составляет 99,1% от общего числа сообщений.

Дознавателями органов дознания ГПН ФПС в порядке ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК России) было рассмотрено 211 сообщений о преступлениях, из которых связанных с пожарами – 209, иных - 2.

По результатам рассмотрения 2-х сообщений об иных преступлениях, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, органами дознания были приняты решения о передаче сообщения по подследственности.

По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, были приняты следующие решения:

О возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 168 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК России) – 1 уголовное дело;

Об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием события или состава преступления – 177;

О передаче по подследственности в другие органы предварительного расследования материалов проверок сообщений о преступлениях – 31.

Как известно, уголовные дела по пожарам относятся к категории наиболее сложных, требующих от дознавателей специальных познаний во многих областях науки – начиная с основ теории горения и заканчивая основами электротехники, поведением металлов и строительных конструкций в условиях пожара. Кроме этого, дознаватель обязан соблюсти все процессуальные положения в ходе проведения дознания, а также знать законодательство в области оперативно-розыскной деятельности и т.д. В любое время суток дознаватель обязан прибыть на место пожара и быть готовым к выполнению задач по определению очага пожара, предварительной причины пожара, закреплению обстоятельств, предшествующих возникновению пожара. Быстрота и качество выполнения этих действий является залогом правильности принятия решения по результатам проверки по пожару в установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ сроки, а также результативности расследования уголовного дела по пожару в случае его возбуждения.

Сегодня органы дознания ГПН ФПС Ямало-Ненецкого автономного округа укомплектованы современным портативным оборудованием, позволяющим проводить необходимые действия на месте пожара, такие как отбор различных проб, вещественных доказательств, исследование и описание места пожара, изучение поврежденных строительных конструкций. Также все подразделения дознания ГПН ФПС укомплектованы оперативными автомобилями повышенной проходимости. Организовано плановое повышение квалификации дознавателей в учебных заведениях по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров».

Учитывая сложность и ответственность выполнения функциональных обязанностей дознавателя ГПН ФПС, каждый дознаватель, в отличие от остальных государственных инспекторов по пожарному надзору, в соответствии с приказом МЧС России получает дополнительную ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 10 %.

С учетом уже созданных и создаваемых необходимых условий для комфортной и качественной работы органов дознания ГПН ФПС увеличивается эффективность работы этих органов. Постепенно улучшается качество проведения дознания по делам о пожарах, увеличивается количество уголовных дел, доведенных дознавателями ГПН ФПС до суда.

Стоит отметить успехи и достижения, профессионализм наиболее опытных дознавателей, проходящих службу в Главном управлении МЧС России по ЯНАО - таких, как подполковник внутренней службы Титарчук Ю.С., майор внутренней службы Смирнов А.В.. Опыт и знания данных сотрудников имеют большое значение для развития органов дознания ГПН ФПС ЯНАО в целом, используются в повседневной деятельности подразделений дознания, а сами сотрудники являются примером подражания для молодых дознавателей.

Павел Юшин
ГУ МЧС России ПО ЯНАО

23 января свой профессиональный праздник отметили сотрудники органов дознания МЧС России.
Право самостоятельного производства дознаний по делам о нарушениях противопожарных правил органам Государственного пожарного надзора было предоставлено с 23 января 1928 года. В 2002 году Государственная противопожарная служба МВД РФ вошла в состав МЧС России. В 2010 году органы государственного пожарного надзора были преобразованы в органы надзорной деятельности, в составе которых в настоящее время действуют органы дознания.

В отделе надзорной деятельности по г.Коврову, Ковровскому и Камешковскому районам, среди 12 суровых мужчин, служит одна хрупкая девушка. В отделении дознания по пожарам Надежда Боровкова работает с 2012 года. В МЧС Надежда пришла из полиции, где работала следователем. Для того, чтобы быть профессиональным дознавателем, на отлично выполняющим свою работу, Надежда Боровкова самостоятельно изучает множество смежных дисциплин: психологию, криминалистику, анатомию человека, физику и химию.

- Иной раз, –рассказывает дознаватель Надежда , - чтобы не ошибиться в установлении причины пожара, приходится обращаться к специальной литературе, например такой, как книга академика Национальной академии наук пожарной безопасности Ильи Даниловича Чешко «Технические основы расследования пожаров».




- Не женское это дело - много раз говорили Надежде друзья и знакомые, - ночами ездить на пожар, ходить по обугленным деревяшкам, искать следы поджога, роясь в пепле и золе…" Но пожарные, которые каждый день видят ее работу, уверяют в обратном. Именно такие люди, как Надежда Александровна, должны работать в МЧС. Спокойная, уверенная в себе, вежливая и тактичная девушка, грамотный и профессиональный сотрудник, который всегда доводит начатое дело до логического завершении – так отзывается о Надежде Боровковой каждый, кто имел честь с ней работать.

Работа дознавателя действительно трудная, и в моральном и в физическом плане. Дознаватели занимаются расследованием пожаров, проводят предварительное расследование в форме дознания по преступлениям, им приходится общаться с массой разных людей, к каждому из которых нужно найти правильный подход. Для выяснения причин пожаров дознаватели используют современное оборудование, инструментальные комплекты для работы на месте происшествия. А вещественные доказательства, изъятые с места пожара, они направляют в лабораторию для более полного исследования.

Дознаватели МЧС – это важнейшее звено в работе пожарной охраны. Пожар – он ведь как книга. В нем есть и вступление – это момент начала пожара, и кульминация – когда пожар уже принял развившуюся форму, и завершение, когда огонь полностью потушен. А дознаватель – это тот человек, который ставить последний росчерк и закрывает книгу.


В штатах ГПН введены должности дознавателей (старших дознавателей), но это не отменяет положение ст.40 УПК РФ о ФПС, как органе дознания. В зависимости от штатной численности гарнизона пожарной охраны структура органов дознания различна, но на районном (городском) уровне она предполагает создание группы дознания, в которую входят старший дознаватель, дознаватель, инспектор по административной практике и приему, регистрации, разрешению и учету сообщений о преступлениях, связанных с пожарами и иной информации о пожарах. Непосредственное руководство группой дознания осуществляет старший дознаватель.

Дознаватель (старший дознаватель) подчиняется непосредственно начальнику подразделения, как начальнику органа дознания. Назначение на должность, перемещение по службе, наложение дисциплинарных взысканий производится по согласованию с отделом административной практики и дознания УГПН. Основной обязанностью ст. дознавателя (дознавателя) является организация работы по проведению дознания и проверок по делам о пожарах, учёт и отчётность. Руководитель органа дознания определяет порядок оповещения должностного лица о необходимости проведения проверки. Это может быть организация суточного дежурства дознавателей, организация дежурства дознавателя и инспекторского состава в нерабочее время, в праздничные дни и т.д., так как должен быть обеспечен немедленный выезд (на оперативном автомобиле, общественном или личном автотранспорте) на место происшествия дознавателя (лица, которому поручается проведение проверки).

Между сотрудниками группы дознания распределяются функциональные обязанности, основные обязанности дознавателя мы и рассмотрим. Можно выделить четыре направления деятельности дознавателя.

1-е направление : проведение проверок по факту пожара с принятием процессуальных решений:

1) об отказе в возбуждении уголовного дела;

2) о возбуждении уголовного дела;

3) о передаче материалов по подследственности.

2-е направление : контроль за административно-правовой деятельностью инспекторского состава.

4-е направление : взаимодействие с другими органами: прокуратура, МВД, здравоохранение, страховые компании и т.д.

Функциональные обязанности дознавателя можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рисунок 1. Функциональные обязанности дознавателя ГПН по направлениям деятельности

Рассмотрим организацию работы дознавателя более подробно.

1-е направление - Проведение проверок по факту пожара.

Проверка по факту пожара проводится дознавателем по поручению начальника органа дознания. В этом случае дознаватель устанавливает обстоятельства по пожару и принимает одно из процессуальных решений:

а) об отказе в возбуждении уголовного дела,

б) о возбуждении уголовного дела,

в) о передаче материалов по подследственности.

Проверка может быть поручена и инспектору ГПН и в этом случае дознаватель оказывает практическую помощь в оформлении результатов проверки.

Если в компетенцию противопожарной службы не входит принятие решений по иным признакам составов преступлений, то материалы проверки передаются по подследственности с сопроводительным письмом.

Второе направление деятельности. Дознаватель ведет самостоятельно или контролирует правильность ведения Журнала учета лиц, привлеченных к административной ответственности, Журнала учета постановлений о приостановке работы объектов, отключения установок, агрегатов, находящихся в пожароопасном состоянии . Кроме того, он контролирует законность и обоснованность привлечения лиц к административной ответственности, своевременность оплаты штрафов и принятии мер по удержанию штрафов в принудительном порядке. При обнаружении нарушения правил пожарной безопасности дознаватель, как государственный инспектор по пожарному надзору, имеет право привлекать нарушителей к административной ответственности в установленном законом порядке.

В системе служебной подготовки дознаватель проводит занятия с личным составом ГПН по применению действующего административного законодательства, отслеживает изменения и дополнения законов.

3-е направление . Занимаясь статистикой, дознаватель составляет сам, либо контролирует заполнение:

-Карточек учета пожаров,

-Статистических карточек по преступлениям.

Ведет сам или контролирует заполнение журналов:

- книга регистрации сообщений о преступлениях (КРСП);

- журнал регистрации пожаров и иных происшествий (ЖРП),

-журнал регистрации материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (ЖРОМ),

-журнал телефонограмм, поступивших из медицинских учреждений (при поступлении (обращении) лиц, получивших травмы: ожоги, отравление продуктами горения, скончавшихся от этих травм, направляются телефонограммы в территориальные подразделения ГПН).

По всем направлениям деятельности составляются отчеты за месяц, квартал, год с нарастающим итогом.

4-е направление . При проведении дознания и проверок по пожарам дознаватель (ст. дознаватель) обязан обеспечить взаимодействие с работниками следствия, уголовного розыска, ОБЭП, экспертами-криминалистами, специалистами в различных областях знаний (испытательная пожарная лаборатория, энергонадзор…).

Дознаватель должен проводить сверку с медицинскими учреждениями и страховыми компаниями по учету пострадавших и погибших на пожарах и возмещению материального ущерба.

1. Общие положения

· Дознаватель назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника ГУ МЧС РФ по Томской области.

· Подчиняется начальнику УНД ГУ МЧС России по Томской области и начальнику ОД УНД ГУ МЧС России по Томской области, а непосредственно - начальнику ОНД Ленинского района г.Томска УНД ГУ МЧС России по Томской области.

· В отсутствие дознавателя ОНД Ленинского района Яковенко Е.В. и начальника ОНД Ленинского района г. Томска исполняет обязанности начальника ОНД.

· Дублирует работу дознавателя ОНД Ленинского района Яковенко Е.В. в его отсутствие.

· Наделён правами государственного инспектора Ленинского района г. Томска по пожарному надзору, государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственному надзору в области гражданской обороны.

· Отвечает за организацию работы по административно-правовой деятельности. Осуществляет статистический учёт пожаров, произошедших на территории Ленинского района г.Томска, приём, регистрацию, разрешение и учёт сообщений о преступлениях, связанных с пожарами и иной информации о пожарах, отвечает за полноту сбора материалов по пожарам, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с пожаром, возбуждает уголовные дела.

· В своей повседневной деятельности руководствуется Конституцией и законодательством РФ и Томской области, административными регламентами МЧС России (приказ № 375 от 28.06.2012г.) и иными нормативно-правовыми актами, приказами МЧС, МВД, ГУ МЧС РФ, ГУ МЧС России по Томской области, функциональными обязанностями, указаниями и распоряжениями вышестоящих начальников.

2. Обязанности

· Осуществлять работу в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», приказами, директивами, указаниями МЧС России, ГУ МЧС России, СибРЦ МЧС России, ГУ МЧС РФ по Томской области.

· При осуществлении деятельности соблюдать Конституцию РФ, действующее законодательство и нормативные правовые акты в области пожарной безопасности.

· Осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с функциональными обязанностями.

· Обеспечивать организацию работы по закрепленному направлению деятельности.

· Своевременно анализировать прогнозировать оперативную обстановку с пожарами, в соответствии с анализом вносить предложения по состоянию организации и эффективности Государственного пожарного надзора.

· По поручению начальника ОНД Ленинского района г. Томска проводить проверки жалоб граждан и должностных лиц на действия государственных инспекторов Ленинского района г. Томска по пожарному надзору по вопросам законности использования ими предоставленных прав по исполнению административного законодательства и принятых решений по фактам пожаров.

· Взаимодействовать с правоохранительными органами Ленинского района г.Томска по осуществлению административно-правовой деятельности.

· На основе анализа, а также во исполнение решений органов государственной власти и местного самоуправления, директив, приказов, указаний, распоряжений вносить предложения в планы работ подразделения ОНД по улучшению работы по закрепленному направлению деятельности.

· При проведении мероприятий по контролю проверять наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификата или декларации соответствия).

· Обобщать и вносить предложения по внедрению передового опыта в проведении административно-правовой деятельности на территории Ленинского района.

· Анализировать состояние закрепленных объектов, проводить на них мероприятия по контролю, дознание по делам о пожарах, выполнять комплекс надзорных мероприятий, предусмотренных административными регламентами, вести КНД.

· Готовить предложения, направленные на совершенствование деятельности ОНД Ленинского района г.Томска.

· Принимать участие в разработке планов основных мероприятий ОНД Ленинского района г. Томска.

· Соблюдать нормы этики и установленный служебный порядок.

· Не совершать действий, затрудняющих деятельность управления отделения, а также приводящих к подрыву авторитета государственной противопожарной службы МЧС РФ.

· Сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом РФ тайну, контролировать соблюдение режима секретности.

· Соблюдать законность, служебную дисциплину, правила техники безопасности и пожарной безопасности.

· Проводить анализ административно-правовой деятельности ГПН (ежеквартально) с выявлением конкретных проблем и путями их решений, вносить предложения по ее совершенствованию.

· Вести журнал учёта административных дел, журнал учёта протоколов о временном запрете деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, журнал учёта представлений об устранении причин и условий, способствовавших административному правонарушению.

· Вести контроль за исполнением вынесенных постановлений о наложении административных взысканий, протоколов о временном запрете деятельности, представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

· Обеспечивать подготовку предусмотренных приказами статистических и отчетных данных в письменной форме для предоставления в УНД ГУ МЧС России по Томской области.

  1. Права

· Принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями.

· Вносить предложения по улучшению организации работы по закрепленному направлению деятельности и отделения в целом.

· По поручению начальника отделения представлять отделение в других организациях.

· Осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов и пресечения их нарушений в порядке установленном законодательством Российской Федерации на закреплённых объектах и по распоряжению вышестоящих государственных инспекторов.

· Давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений.

· Составлять протоколы об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принимаемых в соответствии с ним законами Томской области административные наказания.

· Осуществлять проверки и составлять процессуальные документы по произошедшим пожарам в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

· Вызывать должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них.

· Входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны, создающим угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей.

· Запрашивать в установленном порядке и получать от должностных лиц организаций и граждан, необходимые для исполнения функциональных обязанностей информацию и материалы.

· Выполнять обязанности согласно плану ППС ГО.

· Пользоваться другими правами в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Томской области в пределах своей компетенции

  1. Ответственность.

Несет персональную ответственность:

· за неисполнение или ненадлежащее исполнение, возложенных на него функциональных обязанностей.

Дознание по делам о пожарах – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, указанным в части третьей ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. (Срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.) По окончании дознания и при наличии необходимых доказательств для обвинения лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель составляет обвинительный акт, с которым должны быть ознакомлены обвиняемый и его защитник. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания, а затем с материалами уголовного дела направляется прокурору для принятия решения.

При расследовании уголовного дела, связанного с пожаром, дознание производится по следующим преступным деяниям, предусмотренным соответствующими нормами Уголовного кодекса РФ (УК РФ):

  • уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 168 УК РФ);
  • нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть первая ст. 219 УК РФ);
  • уничтожение или повреждение лесов, а равно и насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (часть первая ст. 261 УК РФ).

При производстве дознания по делам о пожарах могут выполняться все предусмотренные УПК РФ действия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. При этом важнейшими задачами являются определение очага и причины пожара, без решения которых невозможно установить факт преступности деяния и привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. Основные сведения об очаге и причине пожара дознаватель получает в результате производства таких следственных действий, как осмотр места происшествия (пожара), допрос, пожарно-техническая экспертиза. В необходимых случаях он осуществляет выемку предметов и документов, следственный эксперимент и другие предусмотренные УПК РФ действия.

Специфика и сложность расследования дел о пожарах в современных условиях приводит к необходимости привлечения лиц, обладающих пожарно-техническими знаниями. Основными формами их участия в производстве дознания по делам о пожарах являются:

  • оказание технической помощи при производстве осмотра места пожара;
  • представление заключения специалиста по причине пожара;
  • проведение судебной пожарно-технической экспертизы, в процессе которой осуществляется изучение и анализ материалов уголовного дела;
  • исследование изъятых в результате осмотра места пожара предметов и веществ.

Производство дознания по делам о пожарах включает в себя комплекс мероприятий правового, организационного и технического характера. Успех этой деятельности зависит не только от дознавателя, но и от участия в деле специалиста пожарно-технического профиля, его профессиональной подготовки, взаимодействия между собой названных лиц и уровня применяемых научно-технических средств, методов и методик.

Источники: Уголовный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 28 декабрь 2004 года). - М., 2004; Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 28 декабря 2004 года). - М., 2004.; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под редакцией А.В. Смирнова. - СПб., 2003.