Большая энциклопедия нефти и газа. Положительные и отрицательные внешние эффекты

Отрицательный внешний эффект имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких - либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм .

Данный эффект имеет место, когда, например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате чего у жителей увеличиваются моральные и материальные потери (на лекарства). Поскольку комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки (MPC ) оказываются ниже предельных общественных издержек (MSC ), т.к. не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис. 60).

Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет при цене . Рыночное равновесие устанавливается в точке , в которой предложение, равное предельным частным издержкам MPC, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е.

MPC = MSB.

Между тем, предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки (MEC ):

MSC = MPC + MEC.

Если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до при росте цены до . В точке предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам: MSB = MSC. Однако в этой точке не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды, но они существенно уменьшаются. Площадь треугольника показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению эффективным объеме , т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.



Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов

1. Запрет на производство и потребление некоторых продуктов. Так, во многих странах запрещено курение в государственных учреждениях и общественных местах.

MSC = MPC+MEC


A S = MРC

Рис. 60. Отрицательный внешний эффект

2. Введение акциза на «вредные» товары (спиртные напитки, табачные изделия, бензин и др.).

4. Рынок прав на производство отрицательных внешних эффектов. Обычно применяется, когда величина отрицательных внешних эффектов не должна превышать некоторого критического значения. Так, если в озеро можно слить не более 50т ядовитых отходов в год, то государство может предложить к продаже 50 лицензий на слив отходов по 1 т каждая.

5. Интернализация внешнего эффекта, т.е. превращение внешних издержек в частные. Этот метод удобно применять, когда имеются две фирмы, одна из которых является источником отрицательного внешнего эффекта, а другая вынуждена нейтрализовать его, увеличивая свои издержки. Тогда в результате объединения таких фирм внешние издержки превращаются во «внутреннее дело» новой фирмы. В качестве примера можно привести нефтеперерабатывающий завод, сливающий отходы в озеро, и рыбаловецкое хозяйство, вынужденное ловить рыбу в более удаленных местах, чем раньше. Если они объединятся, то проблему загрязнения озера придется решать совместно.

6. Налог Пигу, или корректирующий налог. Данный налогустанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемую предприятием, производящим отрицательные внешние эффекты. Для того чтобы этот налог компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина должна равняться внешним предельным издержкам при общественно - оптимальном выпуске.

7. Теорема Коуза, котораяутверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме выплаты компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.

Для того, чтобы сделка состоялась, необходимы два условия:

· пострадавший субъект должен иметь право собственности на использование ресурса, который необходим фирме для производства «вредного» товара. Тогда он сможет препятствовать производству и требовать компенсации за причиненный ущерб.

· издержки на проведение переговоров фирмы с пострадавшими субъектами о компенсации не должны быть слишком велики.

Положения теоремы Коуза можно применять когда, например, фирма строит автомобильную дорогу, проходящую по земле фермера. Если фермер является собственником земли, то он может требовать компенсации причинного строительством ущерба.

8. Установление норм или стандартов по вредным выбросам.

Общественные блага

Все экономические блага подразделяются на частные, общественные и смешанные.

Существует два критерия этой классификации благ.

  1. Конкуренция разных сравниваемых благ в потреблении.

Конкурентные блага – такие блага, получение выгод от потребления которых одним субъектом делает невозможным получение их другими субъектами.

Неконкурентные блага такие блага, потребление которых одним человеком, не уменьшает их доступности для других . С увеличением числа потребителей конкурентного блага уровень потребления каждого их них не уменьшается. Предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

  1. Возможность исключаемости из потребления различных благ.

Исключаемые блага – блага, обладание правом использования которых одним субъектом делает возможным исключение из потребления данного блага других субъектов. Исключаемые блага являются делимыми.

Неисключаемые блага – это блага, правом пользования которых невозможно лишить кого-либо, даже если он отказывается за него платить . Неисключаемые блага являются неделимыми .

Чистые частные блага являются конкурентными и исключаемыми.

Чистые общественные блага являются неконкурентными и неисключаемыми.

Чистое частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату (компьютеры).

Чистое общественное благо – это такое благо, которое не может быть разделено на единицы потребления, продаваемые по своим ценам (уличное освещение, национальная оборона и т.п.).

В «чистом» виде частные и общественные блага редко существуют. Многие блага являются смешанными . Выделяют два вида смешанных благ:

  1. Перегружаемые. По таким благам свойство неконкурентности соблюдается до определенного уровня потребления (автомобильная дорога).
  2. Исключаемые, но неконкурентные (общественный транспорт, театральные спектакли).

P DA DB DC Dcos = ∑qi

(тыс. руб.


Рис. 61. Определение совокупного спроса на чистое частное благо

P 30

(тыс. руб.

за ед.) Dcos = ∑qi

15

DC

DB

Рис. 62. Определение совокупного спроса на чистое общественное благо

Общий объем предложения:

По частным благам: ;

По общественным благам: .

Общий объем спроса частных благ определяется суммированием кривых индивидуального спроса по горизонтали (рис. 61).

Общий объем спроса общественных благ определяется суммированием кривых индивидуального спроса по вертикали и отражает суммарную величину предельных выгод, получаемых индивидами от имеющегося наличного объема. Дело в том, что хотя потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере (рис. 62) наибольшую выгоду получает потребитель С, а наименьшую – потребитель А. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако получить такую информацию практически невозможно. Поэтому функция спроса на общественное благо является условной и рассчитывается по следующей формуле:

Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимоот того, платят они за него или нет, то возникает желание получитьэто благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования данной проблемы производство общественных благ бывает ниже эффективного. Общественные блага обычно производятся при участии государства за счет налогообложения.

Неделимость в потреблении общественного блага не означает, что его объем не может изменяться. Так, например, объем услуги по обороне страны может быть измерен интегральным показателем боеспособности армии (числом дивизий или ракет и др.). Объем услуг маяка может быть измерен радиусом его действия.

Рынка общественных благ в обычном смысле не существует, поэтому нельзя говорить об их рыночной цене и кривых спроса и предложения. Вместе с тем, при определении оптимального объема общественного блага все же используют те же идеи, что и в случае частных благ. Роль кривой предложения общественных благ выполняет кривая предельных общественных издержек . Предельные общественные издержки производства общественного блага (MCоб) есть прирост общественных издержек при увеличении объема этого блага на единицу. Например, MCоб услуг маяка равны расходам на увеличение радиуса его действия на 1 км и т.д. Роль кривой спроса выполняет суммарная кривая спроса всех индивидов . В точке пересечения данных кривых определяется оптимальный объем общественного блага Q0 (рис. 63).



Рис. 63. Оптимальный объем общественного блага

Однако на уровне государства данное условие может не выполняться, поскольку здесь важную роль играют политические и социальные факторы . Обычно, какие общественные блага производить и в каком объеме определяется в период проведения предвыборных компаний, на встречах кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти и избирателей.

В экономической науке проблема коллективного предоставления общественных благ и участия членов общества в его финансировании является исходным пунктом в теории общественного выбора. В условиях прямой демократии доля индивида в финансировании общественного блага должна соответствовать предельной полезности общественного блага для него, а в условиях представительной демократии решение принимается в интересах среднего избирателя.

Ключевые понятия

Внешние эффекты. Положительные внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты. Интернализация внешнего эффекта. Налог Пигу. Теорема Коуза. Общественные блага. Конкурентные блага. Неконкурентные блага. Исключаемые блага. Неисключаемые блага. Частные блага. Смешанные блага.

На территории Российской Федерации. Рынок - это особенная сфера деятельности, где строятся товарные взаимоотношения между продавцами и покупателями. Внешние эффекты в рыночной экономике играют немаловажную роль. Взаимосвязь между производителями и конечными потребителями основана на децентрализованном механизме ценового сигнала.

Что собой представляют внешние эффекты?

Экономика - это совокупность отношений, которые складываются в производственной, распределительной и потребительской системах. Внешние эффекты в экономике - это влияние деятельности конкретного агента, который беспокоится о благосостоянии жителей России, поэтому контролирует деятельность производителей. Все товары должны быть экологически чистыми и произведены в соответствии с государственными стандартами.

При отрицательных внешних эффектах третье лицо, которое не было вовлечено в сделку, будет нести определенные убытки. Сюда не относятся продавцы и покупатели. Положительные внешние эффекты - это получение выгоды третьими лицами. Цена и рыночная стоимость являются наилучшими носителями информации в области рыночной экономики. Таким образом, участники рыночных отношений смогут получить релевантный сигнал, а также провести координированные усилия. При наличии негативного эффекта от товара или предоставления услуг торговая деятельность не будет приносить ожидаемого дохода, а их общая стоимость не отразит интересы каждого участника. В таком случае не будет оптимальным.

Действия отрицательных и положительных внешних эффектов

Чтобы максимально правильно оценить влияния внешнего эффекта на текущее рыночное равновесие, необходимо составить точный график спроса и предложений. Спрос - это готовность покупателя оплачивать стоимость товара или услуги. Он может выбирать из разнообразных вариантов, чтобы удовлетворить свой потребительский интерес. Таким образом, отображаются все частные предельные выгоды.

Благодаря товарообороту продавцы имеют возможность отразить все издержки для анализа производственного процесса. Внешние эффекты в рыночной экономике способствуют определению неучтенных интересов третьих лиц, которых принято называть экстернами.

Роль отрицательных внешних эффектов на производстве

Вредно для здоровья людей. И в первую очередь отмечено влияние такой отрасли, как экономика. Отрицательный внешний эффект заключается в том, что большинство крупных промышленных заводов грешит сливом сточной воды в ближайшие реки. Происходит выброс в атмосферу такого как диоксид углерода. Он попадает в окружающую среду и негативно влияет на самочувствие людей. Вследствие этих явлений значительно ущемляются их интересы. Жители мегаполисов и небольших поселков не могут купаться в речной воде или дышать чистым воздухом. Земляные участки заражаются, а рыба гибнет в воде. Все перечисленные факторы и эффекты не учитываются в окончательной цене продукции, которую выпускают заводы.

Именно поэтому необходимо позаботиться не только о качестве изготавливаемой продукции, но и следить за чистотой окружающей среды. Выброс вредных веществ в атмосферу и воду влечет за собой серьезные последствия.

Понятие внешних эффектов в современном мире

Сегодня в рыночных отношениях можно наблюдать прямые и неопосредованные связи, которые подразумевают воздействие одного агента на результат деятельности другого. Это и есть внешние эффекты в экономике. Стоит отметить, что такое влияние может быть благоприятным или неблагоприятным.

Стали принимать во внимание потому, что каждый человек хочет жить в чистой окружающей среде. Граждане Российской Федерации хотят, чтобы за производителями и крупными фабриками был установлен контроль, потому что выбросы могут оказывать негативное влияние на общее состояние других людей.

Внешние эффекты в экономике могут развиваться между потребителями и производителями товаров. Пример положительного эффекта - это внешняя отделка зданий, чтобы они имели ухоженный и привлекательный вид. Прохожие люди смогут любоваться фасадом и не волноваться, что он находится в аварийном состоянии. Негативные эффекты заключаются в том, что во время производственного процесса товаров происходит загрязнение окружающей среды.

Регулирование внешних эффектов

В некоторых случаях существующие рыночные механизмы не предоставляют необходимых ресурсов для человека, чтобы были рационально покрыты все потребности. Возникают ситуации между продавцом, покупателем и производителем, которые считаются провальными или несостоятельными. В таком случае рынок не может справиться со всеми возложенными на него функциями. Именно по этой причине в полном объеме не обеспечиваются производственные блага. Внешние эффекты в экономике и их регулирование осуществляется при помощи тщательного анализа.

Специалистами рассматриваются воздействия изменения цен на все рыночные сферы деятельности. Например, увеличение показателей производимого объема кирпича может значительно сказаться на изготовлении и товарообороте бетона. Именно по этой причине необходимо постоянно контролировать последствия собственной деятельности. Субъект хозяйствования не должен наносить ущерб другим фирмам и потребителям.

Плата за внешние эффекты

Снижение прибыли на рынке может наступать в том случае, когда отсутствует плата за внешние эффекты. Плата не производится, если на рынке отсутствуют конкретные ресурсы или блага, которые стали причиной реализации внешнего ресурса.

Огромную и немаловажную роль играет плата за внешние эффекты в экономике. Примеры можно привести разные, в зависимости от ситуации. Если фабрика по производству бумаги использует неограниченное количество чистой речной воды, то руководителям не приходится покупать ее. В конечном результате не производится плата за использованный ресурс. В то же время местные жители города, рыболовы или купальщики не имеют возможности использовать реку для своих целей. В таком случае речная вода становится ограниченной для пользования, потому что у нее нет собственника и она должна иметь свободный доступ для всех. Но во время производственного процесса фабрика по изготовлению бумаги не берет во внимание все возникающие внешние эффекты и занимается выпуском товаров в неэффективном объеме.

Теорема Коуза

Проблема внешних эффектов в экономике имеет традиционный подход для дальнейшего решения. Американский экономист и деятель Рональд Коуз в 1991 году получил звание нобелевского лауреата. Он написал статью под названием «Проблема социальных издержек». В ней были четко обозначены проблемы внешних эффектов, которые касаются и потребителей, и производителей.

Отрицательный внешний эффект в большинстве случаев проявляется во время развития конкуренции между участниками, которые используют природные ресурсы. Особенно это касается тех случаев, когда у каждого субъекта отсутствуют права на использование природного источника. Нобелевский лауреат и экономист сделал вывод, что любые внешние эффекты можно интернализовать при помощи закрепления прав собственности на конкретные объекты. Процесс обмена владения правами может осуществляться в том случае, когда они не повлекут за собой большие трансакционные издержки. Благодаря такому механизму задействуются все стороны взаимоотношений, чтобы найти эффективное решение.

Аспекты теоремы Коуза

Можно выделить несколько основных положений:

  • Стоимость договора между участниками должна быть невысокой. То есть установленная сумма не становится главным препятствием для достижения конкретной цели соглашения. Эти отрицательные эффекты, которые подразумевают появление загрязнения атмосферы, влияют на общее самочувствие и здоровье жителей. Именно поэтому участникам важно договориться между собой и решить все проблемы.
  • Привести в действие теорему Коуза можно в том случае, когда каждый владелец предприятия имеет возможность идентифицировать все источники нанесенного ими ущерба для окружающих людей. Предприниматель должен самостоятельно и легально устранить ущерб, а также все последствия. Когда права на чистый воздух были законодательно оформлены, становится трудно определить, чья производственная деятельность нарушает соглашение. Внешние эффекты в российской экономике помогут предпринимателям избежать возникновения озоновой дыры и в атмосфере.

Интернализация внешнего эффекта

Чтобы заставить предпринимателей и субъектов хозяйственной деятельности следить за всеми выбросами в атмосферу, необходимо интернализовать все внешние эффекты. Интернализация представляет собой полное объединение абсолютно всех субъектов деятельности.

Сегодня существует и другой распространенный способ, который поможет предпринимателю следить за чистотой окружающей среды. Действующим государством могут быть внесены поправки в законодательные акты, чтобы фирмы и компании оплачивали все затраты, которые требуются на восстановление чистоты окружающей природы.

Корректирующий налог возлагается на каждую партию выпуска товара, который позволяет уравнять все предельные частные общественные затраты. Таким образом, можно заставить предпринимателя правильно относиться ко всем внешним затратам.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

1 Отрицательный внешний эффект

Предельные индивидуальные издержки (МРС ) - это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты (график предложения на рынке).

Предельные внешние издержки (МЕС ) - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.

Предельные общественные издержки (MSC) - это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек (график возможного предложения с учетом отрицательного эффекта).

При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.

Совокупные внешние издержки (ТЕС) - это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли (ТЕС = MSC * Q ) С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

На рис.1 иллюстрируется отрицательный внешний эффект; видно, что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности (Ps,Qs). В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным (Qp>Qs;Pp

Положительные внешние эффекты

Положительные внешние эффекты - это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.

Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считаютвнешними выгодами данного вида деятельности. Например, фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

2 Положительный внешний эффект

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара - предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара (график спроса на рынке).

G - это дополнительная полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы продукции третьими лицами, которая не принимается во внимание участниками сделки и не компенсируется производителю продукции.

Предельная внешняя полезность (МSВ) товара - это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара (возможный график спроса на товар с учетом внешнего положительного эффекта).

При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.

Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц. (ТЕB = MSB *Q)

В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при свободной конкуренции. Отсюда результатом положительных внешних эффектов является недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. (Qp

Cтраница 1


Отрицательный внешний эффект - стоимость использования ресурсов, не отраженная в цене продукта; отрицательные внешние эффекты могут возникать как при производстве, так и при потреблении товаров, обмениваемых на рынках.  

Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода.  

Выявление отрицательного внешнего эффекта (издержек) заставляет пересмотреть размер общественных издержек на производство продукции. Если частные издержки предпринимателя на производство товара составляют, например, 100 руб., то эти издержки будут возвращены через цену, которая должна быть не меньше 100 руб. Однако если производство сопровождается вредными выбросами в окружающую среду, то возникает внешний отрицательный эффект, который также должен быть учтен, если мы хотим знать, сколько стоит производство данного товара для общества, тем более что увеличение объемов производства увеличит и внешний отрицательный эффект.  

К отрицательным внешним эффектам относятся также выхлопы от автомобилей или труб электростанций, загрязняющие воздух, шум от аэродрома, который беспокоит жителей близлежащих домов, ремонт в квартире, создающий неудобства соседям и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к расхождению между частными и общественными издержками.  

Для устранения отрицательного внешнего эффекта не всегда используется установление прав собственности. Если, например, права собственности для таких благ, как дом, автомобиль, легко установить, они регистрируются государственными органами и каждый собственник использует их для своих целей, то значительно сложнее обстоит дело с такими ресурсами, как река или воздух. Приобретая право на ловлю рыбы, любитель-рыболов должен быть уверен в том, что в реку не сбрасываются отходы промышленных объектов или фермерских хозяйств. Цена, которую готов заплатить человек за право ловить рыбу, зависит от возможности альтернативного использования реки, например, фермером для полива своих полей, что, естественно, уменьшает ее полезность для рыбной ловли.  

Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов - невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.  

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.  

Таким образом, здесь мы имеем своеобразный отрицательный внешний эффект от деятельности государства, который затрагивает гораздо более широкий круг участников, чем потребители выгод от этой деятельности. Ситуация весьма напоминает ту, которая имеет место при производстве загрязняющей окружающую среду продукции. Только здесь в роли загрязнителя выступает избыточная государственная активность, например определенные формы государственного регулирования или осуществления государственных расходов.  

Но ни корректирующие налоги (как в случае отрицательных внешних эффектов), ни корректирующие субсидии (как в случае положительных внешних эффектов) не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов.  

Заметим, что q2q1 - Таким образом, при наличии отрицательных внешних эффектов продукции выпускается слишком много и она реализуется по весьма низким ценам.  

При этом производителю сообщается, что ему необходимо платить налог, равный величине отрицательного внешнего эффекта, наносимого его производственной деятельностью на каждую тонну выбросов. Эффективное решение будет достигнуто, так как завод, уплачивая налог на загрязнение окружающей среды, уменьшит объем производства и выйдет на его оптимальный, с точки зрения общества, уровень. Право собственности1 является базовым элементом качественно другого подхода.  

И все-таки, даже при ясной договоренности относительно прав частной собственности, проблема отрицательных внешних эффектов может быть не решена, но уже не с точки зрения экономики.  

Эти потери (DWL) показаны заштрихованными площадями на рис. 14.5 и 14.6. В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами нет различий - и то, и другое отрицательно влияет на экономику, не говоря о многочисленных внеэкономических негативных последствиях внешних эффектов, например, экологических.  

Известно, что рыночная экономика способна обеспечить эффективность распределения ресурсов, когда отсутствуют препятствия для того, чтобы рыночная цена несла адекватную информацию о спросе и предложении на рынке. Поскольку в реальной жизни идеальная модель свободного рынка не существует, встречаются ситуации неэффективного распределения ресурсов. Обычно к ним относят несовершенную конкуренцию, неполную и асимметричную информированность участников рынка, отсутствие рынков и рыночных цен, адекватно отражающих информацию о редкости блага и о его альтернативных издержках. В последнем случае существует «скрытая» цена (shadow price), которая не улавливается рынком, в результате чего ресурсы распределяются неэффективно. Такая ситуация характерна для общественных благ и внешних эффектов (экстерналий).

Традиционно рыночные сделки заключаются добровольно и их результаты касаются издержек и выигрышей лишь их непосредственных участников. Но иногда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних лиц, которые в одних случаях несут непредвиденные издержки, а в других – получают некомпенсируемые выгоды, но это не отражается в рыночной цене. Следовательно, действительные издержки или выгоды здесь всегда превышают те, о которых информирует рыночная цена. В результате соответствующие товары производятся либо в недостаточном, либо в избыточном количестве по сравнению с эффективным уровнем выпуска, а значит, ресурсы общества распределяются неэффективно. Ситуация, когда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних субъектов, называется внешним эффектом, или экстерналией.

С точки зрения последствий внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.

Положительный внешний эффект существует, когда посторонние субъекты извлекают выгоду без соответствующей компенсации, и поэтому общественная полезность превышает частную. Поскольку полезность товара или услуги не полностью отражается в рыночной цене, то связанные с положительными внешними эффектами товары выпускаются в недостаточном количестве.

Отрицательный внешний эффект означает непредвиденные издержки посторонних субъектов и сопровождается разрывом между общественными и частными издержками. Выпуск товаров, связанных с отрицательными внешними эффектами, осуществляется в объеме, превышающем эффективный уровень, из-за отсутствия полной информации об издержках в рыночной цене.

По способу проявления внешние эффекты бывают технологическими и пекуниарными. Технологические внешние эффекты – это последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами и предполагают наличие технологической цепочки воздействия на третьи лица. Именно они изучаются теорией внешних эффектов и требуют соответствующей корректировки. Пекуниарные внешние эффекты находят соответствующее ценовое выражение и не ведут к нарушению эффективности.

В зависимости от участников внешние эффекты подразделяются на:

потребительские , которые возникают, когда экономическая деятельность потребителя в лице домашнего хозяйства влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств, но не оказывает влияния на производственную сферу экономики;

производственные , при которых экономическая деятельность фирмы влияет на производственные результаты одной или более фирм, но не оказывает влияния на уровни полезности домашних хозяйств;

производственно-потребительские , при которых экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на производственные результаты одной или более фирм или экономическая деятельность фирмы влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств.

Механизм внешнего эффекта можно рассмотреть при помощи микроэкономических моделей. Рассмотрим модель отрицательного внешнего эффекта.


Предположим, фирма производит экологически неблагоприятную продукцию, объем выпуска которой представлен на оси абсцисс. Предложение этой продукции характеризует кривая S, одновременно являющаяся кривой частных предельных издержек данной фирмы PMC (private marginal cost). Спрос на продукцию фирмы показан с помощью кривой D. Выпуск продукции сопровождается внешним эффектом. С учетом этого общественные предельные издержки SMC (social marginal cost) представляют собой сумму частных предельных издержек и предельного ущерба, т. е. SMC = РМС + MD.

Эффективным является выпуск Q* при цене Р*, который соответствует точке пересечения кривой общественных предельных издержек и кривой спроса на данный товар D. Реальный выпуск Q 0 определяется пересечением кривой спроса с кривой частных предельных издержек. Очевидно, что Q 0 > Q*, т. е. реальный выпуск превышает эффективный.

Положительный внешний эффект представляет собой неоплаченные выгоды.



Предельные общественные выгоды (MSB) равны сумме предельных частных выгод (MPB) и предельных внешних выгод (MEB). Эффективный объем продукции соответствует равенству предельных общественных выгод и предельных издержек. Однако, фактический объем производства соответствует равенству предельных издержек и предельных частных выгод.

11.2 Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии

Движение от реального уровня выпуска к эффективному, т. е. преодоление разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами, обеспечивается путем интернализации внешнего эффекта, т. е. трансформации издержек или выигрышей посторонних субъектов в издержки или выигрыши субъектов, деятельность которых вызвала внешний эффект. При этом считается, что условия оптимальности по Парето требуют полного отсутствия внешних эффектов.

В теории внешних эффектов известны два альтернативных подхода к проблеме интернализации: А. Пигу и Р. Коуза.

Подход А. Пигу основан на признании разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами, который служит причиной неэффективного распределения ресурсов. Согласно Пигу, отрицательные внешние эффекты устраняются с помощью корректирующего налога, а положительные – с помощью субсидии. При этом налог должен в точности равняться предельному ущербу посторонних субъектов, а субсидия – их предельному выигрышу. Такое решение проблемы интернализации требует участия правительства, которое обладает законными полномочиями в области налогообложения и субсидирования.

Налог Пигу (Pigovean tax) стал одним из популярных инструментов экологической политики, где он выступает в форме налога на эмиссии загрязняющих веществ. Экологический налог взимается с каждой единицы продукции эмитента в размере, равном предельному ущербу реципиента.

Интернализацию отрицательного внешнего эффекта по Пигу можно рассмотреть на примере кислотных дождей, которые вызваны производственной деятельностью сталелитейной фирмы, выбрасывающей в атмосферу SО 2 и NО х. Эти дожди негативно влияют на производственные результаты бригады рыбаков, поскольку из-за загрязнения поверхности водоема вредными веществами снижается количество и качество добытой рыбы.



На рис. 3, на горизонтальной оси представлен объем выпуска фирмы, а на вертикальной – цена стали. Предложение стали описывается кривой S, совпадающей с кривой частных предельных издержек PMC. Спрос на продукцию сталелитейной фирмы характеризует кривая D с отрицательным наклоном. Кривая общественных предельных издержек SMC представляет собой сумму кривых частных предельных издержек и предельного ущерба. Иначе, предельный ущерб равен вертикальному расстоянию между кривыми SMC и PMC для любого объема выпуска.

Без учета ущерба, наносимого рыбакам, фирма выпускает сталь в количестве, равном Q0, в то время как эффективный выпуск равен Q*. Очевидно, что Q0 > Q*. Для того, чтобы вынудить фирму сократить свой выпуск до эффективного уровня, необходимо с каждой единицы продукции взимать налог t, равный предельному ущербу рыбаков. Интернализация внешнего эффекта заключается в том, что производителю адресуются издержки посторонних субъектов, потерпевших ущерб по его вине. Одновременно государство получает налоговые поступления в объеме t Q*, а общество выигрывает от движения к эффективному выпуску в объеме, равном площади заштрихованного треугольника.

Однако практическое применение налога Пигу сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего необходимо знать точный размер предельного ущерба. Для этого требуется выяснить:

Какая именно деятельность вызвала ущерб, каковы типы и объемы загрязнений, обусловленных конкретными производственными процессами. При этом важно учитывать, что часть загрязнений поступает в окружающую среду вследствие природных процессов, таких как извержения вулканов, землетрясения и т. п.;

Какие именно загрязняющие вещества наносят анализируемый ущерб. Это требует длительных контрольных измерений и экспериментов;

Какова денежная оценка ущерба.

Все эти измерения мо гут быть лишь приблизительными, и поэтому адекватно измерить и оценить предельный ущерб невозможно. Кроме того, теоретически каждый источник загрязнения должен получить индивидуальную оценку ущерба, в соответствии с которой ему будет назначен дифференцированный налог. Это невозможно по техническим причинам и связано с высокими издержками.

Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки, налогообложение в соответствии с подходом А. Пигу остается распространенным инструментом экологической политики.