Что должен содержать стандарт по метрологическому надзору. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц

8.1 Обязательность метрологического контроля

Национальное законодательство может устанавливать контроль с целью подтвердить, что весы, используемые в определенных сферах, соответствуют требованиям настоящего стандарта.

Если установлен контроль над соответствием, то он может заключаться в процедуре утверждения типа и первичной поверке (или эквивалентных процедурах оценки соответствия), и последующих поверках, например периодических поверках или надзоре в эксплуатации, или других эквивалентных процедурах метрологического контроля.

Весы, на которые распространяются требования 6.4-6.9 настоящего стандарта, не должны подлежать процедуре утверждения типа, и для особых применений таких весов национальное законодательство может разрешать только первичную поверку без утверждения типа.

8.2 Утверждение типа

8.2.1 Заявка на утверждение типа

Заявка на утверждение типа должна предусматривать предъявление органу, утверждающему тип как правило одного образца, представляющего тип весов. Модульный подход (3.10.2) и испытания семейства весов или модулей (3.10.4) могут быть рассмотрены как более приемлемые и эффективные.

Заявитель, насколько приемлемо и соответствует национальному законодательству, должен предоставить следующую информацию и документацию.

8.2.1.1 Метрологические характеристики

Характеристики весов согласно 7.1;
- характеристики модулей или компонентов измерительных систем согласно 3.10.2.

8.2.1.2 Описательные документы

Все приведенные ниже номера пунктов, указанные в скобках, относятся к разделам настоящего стандарта.

Требуемая документация

1 Общее описание весов, описание работы весов, назначение, разновидность весов (например, платформенные, "плюс-минус" весы, весы с печатанием чека)

2 Основные данные (изготовитель, класс точности, , , , одно- или многоинтервальные, многодиапазонные, температурный диапазон, напряжение питания и т.д.)

3 Список описаний и характеристик всех устройств и модулей весов

4 Рисунки общего вида и метрологически значимых деталей, включая детали любых блокировок, мер безопасности, ограничителей, пределов и т.д.

4.1 Элементы защиты, устройства юстировки, управления и т.д. (4.1.2), защищенный доступ к установочным и юстировочным операциям (4.1.2.4)

4.2 Места для установки контрольных знаков, элементов защиты, поясняющих надписей, знаков идентификации, соответствия и/или утверждения типа (7.1, 7.2)

5 Описание устройств весов

5.1 Вспомогательное отсчетное устройство или отсчетное устройство с расширением (3.4, 4.4.3, 4.13.7)

5.2 Многоцелевое использование показывающих устройств (4.4.4)

5.3 Печатающие устройства (4.4.5, 4.6.11, 4.7.3, 4.14.4, 4.16)

5.4 Запоминающие устройства (4.4.6)

5.5 Устройства установки на нуль и слежения за нулем (4.5, 4.6.9, 4.13.2)

5.6 Устройства тарирования (4.6, 4.10, 4.13.3) и устройства предварительного задания значения массы тары (4.7, 4.13.4)

5.7 Устройство установки по уровню и индикатор уровня, датчик наклона, верхняя граница наклона (3.9.1)

5.8 Устройства арретирования (4.8, 4.13.5) и вспомогательное устройство для поверки (4.9)

5.9 Выбор диапазонов взвешивания в многодиапазонных весах (4.10)

5.10 Подключение различных грузоприемных устройств (4.11)

5.11 Интерфейсы [типы, назначение, защищенность от внешних воздействий (5.3.6)]

5.12 Периферийные устройства, например: принтеры, дополнительные дисплеи, для указания в свидетельстве об утверждении типа и для подключения к весам при испытаниях на воздействие помех (5.4.2)

5.13 Функции весов с вычислением стоимости (например, весы, используемые при прямой продаже населению) (4.14), весы для самообслуживания (4.13.11), весы с печатанием чека (4.16)

5.14 Другие устройства или функции, например для иных целей, чем определение массы (не являющихся объектом оценки соответствия)

5.15 Подробное описание состояния стабильного равновесия весов

6 Информация, касающаяся особых случаев

6.1 Описание разбиения весов на модули, например на весоизмерительные датчики, механическую систему, индикатор, дисплей, показывающее функции каждого модуля и составляющие . Для модулей, которые уже прошли процедуру утверждения, должна быть ссылка на свидетельства об утверждении типа (3.10.2), ссылка на оценку по МР60 для весоизмерительных датчиков (приложение F)

6.2 Специальные условия эксплуатации (3.9.5)

6.3 Реакция весов на промахи (5.1.1, 5.2, 4.13.9)

6.4 Работа дисплея после включения (5.3.1)

7 Техническое описание, рисунки и схемы устройств, блоков и т.д., в частности 7.1-7.4:

7.1 Грузоприемного устройства, рычажных систем, если рычажные системы выполнены не в соответствии с (6.3.2-6.3.4), силопередающих устройств

7.2 Весоизмерительных датчиков, если они не представлены в качестве модулей

7.3 Электрических соединительных элементов, например для связи весоизмерительных датчиков с индикатором, включая длину сигнальных линий [необходимо для испытаний на микросекундные импульсы по В.3.3 (приложение В)]

7.4 Индикатора: блок-схему, принципиальную схему, обработку и обмен данными через интерфейс, назначение всех клавиш клавиатуры

7.5 Декларации изготовителя, например для интерфейсов (5.3.6.1), для защиты доступа к установкам и юстировке (4.1.2.4), для других основных программных операций

7.6 Образцы всех возможных распечаток

8 Результаты испытаний, проведенных изготовителем или другой лабораторией, на протоколах по форме, приведенной в международной рекомендации , включая доказательство компетентности

9 Свидетельства об утверждении типа или отдельных испытаний модулей, или других частей, указанных в документации, вместе с протоколами испытаний

10 Для программно-управляемых весов или модулей дополнительная документация в соответствии с

11 Рисунок или фотография весов, показывающая тип и местоположение знака поверки и контрольного знака, которые должны быть включены в описание типа или отчет об испытаниях

Орган, проводящий испытания и утверждающий тип, должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей документации на весы, кроме рисунка или фотографии (пункт 11). Исключения допускаются с согласия изготовителя.

8.2.2 Оценка типа

Представленные документы должны быть изучены в целях проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.

Необходимые проверки должны быть проведены, чтобы убедиться в правильности выполнения функций в соответствии с представленными документами. Реакции на промахи не следует вызывать.

Весы в соответствии с 3.10 и гири в соответствии с 3.7.1 должны быть представлены на испытательные процедуры согласно приложениям А и В, если применимо. Периферийные устройства - согласно 3.10.3.

Допускается проводить испытания не только на предприятии уполномоченного органа.

Уполномоченный орган по утверждению типа может в особых случаях потребовать от заявителя предоставления испытательных грузов, оборудования и персонала для проведения испытаний.

В соответствии с положениями международных документов , уполномоченным органам по утверждению типа рекомендуется по согласованию с заявителем учитывать результаты испытаний, полученные другими национальными уполномоченными органами, не проводя снова эти испытания.

Уполномоченный орган на свое усмотрение и под свою ответственность может принимать результаты испытаний, выполненные заявителем для представленного типа, и сократить соответственно объем своих испытаний.

8.3 Первичная поверка

Первичная поверка может быть проведена уполномоченным персоналом в соответствии с национальным законодательством.

Первичную поверку не следует проводить до тех пор, пока не будет установлено соответствие экземпляра весов утвержденному типу и/или требованиям настоящего стандарта. Экземпляр весов необходимо поверять во время установки и подготовки к использованию на месте предстоящей эксплуатации, кроме случаев, когда весы могут легко быть перевезены и установлены после первичной поверки.

Первичная поверка может быть выполнена у изготовителя, в месте эксплуатации или в любом другом месте, если:

а) для перевозки весов до места эксплуатации не требуется демонтаж весов;

в) для ввода в эксплуатацию на месте использования не требуются сборочные или другие технические установочные операции, влияющие на характеристики весов;

с) весы настроены на ускорение свободного падения на месте эксплуатации весов или если весы нечувствительны к изменениям ускорения свободного падения.

Во всех других случаях испытания проводят на месте эксплуатации весов.

Если весы чувствительны к изменениям ускорения свободного падения, то поверку можно проводить в два этапа. Второй этап включает в себя все проверки и испытания, результаты которых зависят от ускорения свободного падения. На первом этапе выполняют остальные проверки и испытания. Второй этап выполняют на месте эксплуатации весов.

Взамен места эксплуатации может быть определена гравитационная зона или зона эксплуатации, в которой весы соответствуют национальным или региональным требованиям, относящимся к гравитации.

8.3.1 Соответствие

Декларация соответствия утвержденному типу и/или требованиям настоящего стандарта должна включать в себя:

Заявление о правильной работе всех устройств, например устройства установки на нуль, устройства тарирования и вычислительных устройств;

Заявление о материале и конструкции весов ввиду их метрологической значимости;

Подтверждение совместимости модулей, если выбран модульный подход в соответствии с 3.10.2;

Перечень испытаний, которые были проведены.

8.3.2 Визуальная проверка

Перед испытаниями весы подвергают визуальному осмотру в целях:

Ознакомления с метрологическими характеристиками, то есть: классом точности, , , ;

Идентификации программного обеспечения, если оно имеется;

Идентификации модулей, если применен модульный подход;

Проверки наличия обязательных надписей и мест для поверочного и контрольного знака.

Если место и условия эксплуатации весов известны, то рекомендуется проверить, насколько они соответствуют требуемым условиям эксплуатации весов.

8.3.3 Испытания

Испытания проводят для проверки соответствия следующим требованиям:

3.5.1, 3.5.3.3 и 3.5.3.4: погрешность показания [см. А.4.4-А.4.6 (приложение А), пяти значений нагрузки обычно достаточно, выбранные нагрузки должны включать в себя , если только 100 мг];

4.5.2 и 4.6.3: точность устройства установки на нуль и устройства тарирования [см. А.4.2.3 и А.4.6.2 (приложение А)];

3.6.1: повторяемость [см. А.4.10 (приложение А), третий абзац];

3.6.2: нецентральное приложение нагрузки [см. А.4.7 (приложение А)];

3.8: реагирование [см. А.4.8 (приложение А)]; на весах с цифровой индикацией испытание не проводится;

4.18: наклон для передвижных весов [см. А 5.1.3 (приложение А)];

6.1: чувствительность весов с неавтоматическим установлением показаний [см. А 4.9 (приложение А)].

В особых случаях, например при необычной конструкции, при сомнительных результатах или, если указано в соответствующем отчете об испытании типа, могут быть проведены другие испытания.

Уполномоченный для утверждения типа орган в особых случаях может потребовать от заявителя предоставления испытательных нагрузок, оборудования и персонала для проведения испытаний (см. 3.7).

Для всех испытаний в качестве предельных погрешностей, приняты пределы допускаемой погрешности, установленные при первичной поверке. Если весы после первичной поверки должны быть отправлены в другое место, то должно быть учтено изменение ускорения свободного падения. Например, выполнение второго этапа первичной поверки весов на месте эксплуатации (после юстировки) или введение в весы корректирующего коэффициента на ускорение свободного падения (в месте эксплуатации), во время проведения первичной поверки не на месте эксплуатации.

8.3.4 Маркировка и защита

В соответствии с национальным законодательством результаты первичной поверки подтверждают клеймом о поверке. На клейме могут быть указаны месяц или год проведения первичной поверки или дата проведения следующей поверки. Национальным законодательством могут быть установлены меры защиты компонентов, демонтаж или перенастройка которых приводит к изменению метрологических характеристик весов, если при этом факт вмешательства может остаться незамеченным. Должны быть соблюдены положения 4.1.2.4 и 7.2.

8.4 Последующий метрологический контроль

Последующий метрологический контроль может быть проведен уполномоченным персоналом в соответствии с национальными правилами.

8.4.1 Последующие поверки

В ходе последующих поверок, как правило, проводят только контроль и испытания, указанные в 8.3.2 и 8.3.3, при этом пределы допускаемой погрешности устанавливаются, как для первичной поверки. Маркировочный знак о поверке и защита могут быть выполнены согласно 8.3.4 с указанием даты проведения следующей поверки.

8.4.2 Надзор во время эксплуатации

Надзор во время эксплуатации, как правило, осуществляют только в виде контроля и испытаний согласно 8.3.2 и 8.3.3. Пределы допускаемой погрешности устанавливаются, удвоенными по сравнению с первичной поверкой. Маркировочные знаки о поверке и защите могут оставаться неизменными или могут быть обновлены в соответствии с 8.4.1.

Купить у нас? Почему?

Наши преимущества

Официальные тексты

В нашем магазине только официальные печатные тексты , изданные типографским способом. Книги/брошюры могут быть как в мягкой, так и в твёрдой обложке. Каждый экземпляр ГОСТа имеет учётный номер . Все стандарты заверяются синей печатью и голографическим тиснением.

Надёжность

Сообщаем, что ООО «ЦНТИ НормоКонтроль» успешно прошла аккредитацию в нескольких дочерних предприятиях «Роснефти» , и ООО «Интер РАО - Центр управления закупками», о чем сообщается в официальных письмах.

Также, наша организация является официальным поставщиком Министерства сельского хозяйства Российской Федерации , в части комплектования библиотек для райСББЖ.

Мы за цивилизованный бизнес и нам не безразлично, какой завтра будет наша страна.

Скорость доставки и сроки выполнения

Мы осуществляем доставку нашей продукции по всей территории РФ и в страны ближнего зарубежья. Срок выполнения заказа от 1 дня после оплаты/предоплаты.

Доставка по Москве 1 день (на следующий день после оплаты). Курьер привезёт вам стандарты непосредственно "в руки".

Доставка в регионы от 3-х дней при курьерской доставке и 3-6 дней при доставке почтой России.

Оплата заказа

Работая с нами, ваш заказ можно оплатить по безналу, предоплате, наличными при получении и осуществить перевод на карту предприятия.

Мы заключаем договора, пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом.

Скидки

На каких условиях и какие скидки можно получить в нашем интернет магазине стандартов.

1. Единоразовая скидка за количество заказываемой документации. Как правило составляет 10% от стоимости заказа и распространяется на количество позиций (от 10 наименований) или общую сумму заказа свыше 5 000 рублей.

2. Накопительная скидка для постоянных клиентов. В зависимости от количества приобретенной у нас ранее документации - ваша скидка может составлять до 30% стоимости.

Цены ассортимент

Мы официально заявляем, что указанные на портале цены являются минимальными для аналогичных товаров.

Если вы нашли стандарты ниже по стоимости - проверьте, официальные ли это документы? Или сообщите нам, мы постараемся дать такие же цены.

Наша компания может поставить абсолютно любые нормативно-технические документы, если они не ДСП. В нашем фонде 39 288 различных документов.


Отправить список. Получить счёт и договор

Пришлите список - получите договор и счёт

Отправить список для расчёта

У вас есть список нужных вам для работы документов или вы хотите прислать заявку?

Не тратьте время на поиск изданий на портале.

Высылайте его нам на адрес: [email protected] или через форму на этой странице

Мы проверим, что у нас есть в наличии. Сформируем счёт, если нужно оформим договор.

Как получить счет и договор

Оплата заказа

Под санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (сокращенно – СанПиН) подразумеваются меры, направленные на оберегание человека и среды его существования от инфекций, вредных веществ, заражения, а также на контроль деятельности различных предприятий и соответствия их продукции гарантированному высокому качеству.

Сроки выполнения

Под санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (сокращенно – СанПиН) подразумеваются меры, направленные на оберегание человека и среды его существования от инфекций, вредных веществ, заражения, а также на контроль деятельности различных предприятий и соответствия их продукции гарантированному высокому качеству.


Наши клиенты

Найдите знакомых в вашем городе

За время своей работы ООО "ЦНТИ НормоКонтроль" установила долгосрочные отношения с тысячами организациями по всей стране.

Нашими клиентами являются такие компании как:

Группа «Акрон» – один из ведущих вертикально интегрированных производителей минеральных удобрений в России и мире.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 8.002-86

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Дата введения 01.01.87

Настоящий стандарт устанавливает основные положения государственного надзора и ведомственного контроля за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, за деятельностью ведомственных метрологических служб, за внедрением и соблюдением метрологических правил, в том числе правил метрологического обеспечения работ, производимых во всех отраслях народного хозяйства.

Стандарт не распространяется на средства измерений, применяемые на предприятиях и в организациях Министерства обороны и изготовляемые по его заказам.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений (государственный метрологический надзор и ведомственный метрологический контроль) проводят в целях обеспечения единства измерений как необходимого условия повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, повышения технического уровня и качества продукции, обеспечения достоверного учета материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности управления в отраслях народного хозяйства.

1.2. Основной задачей государственного метрологического надзора и ведомственного метрологического контроля является укрепление государственной дисциплины и повышение ответственности министерств (ведомств), предприятий, объединений, организаций и учреждений (далее - предприятий) за своевременное внедрение и строгое соблюдение метрологических правил, установленных действующим законодательством, стандартами, инструкциями, правилами, положениями и другими нормативно-техническими документами, за обеспечение единства измерений и метрологическое обеспечение работ, производимых в отраслях народного хозяйства.

государственных приемочных и контрольных испытаний средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.383-80 и ГОСТ 8.001-80;

государственной метрологической аттестации средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.326-78;

государственной поверки средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.513-84;

регистрации предприятий и организаций, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средства измерений в соответствии с порядком, устанавливаемым Государственным комитетом СССР по стандартам (Госстандартом);

проверок состояния и применения средств намерений, деятельности ведомственных метрологических служб в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, внедрения и соблюдения метрологических правил (далее - проверок соблюдения метрологических правил) в соответствии с порядком, устанавливаемым Госстандартом.

1.4. Ведомственный метрологический контроль проводят в форме:

ведомственной метрологической аттестации средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.326-78;

ведомственной поверки средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.513-84;

проверок состояния и применения средств измерений, внедрения и соблюдения метрологических правил на предприятиях системы министерства (ведомства);

проверок деятельности головных и базовых организаций метрологической службы, структурных подразделений метрологической службы на предприятиях системы министерства (ведомства) в порядке, устанавливаемом министерством (ведомством);

аттестации испытательных и аналитических лабораторий на предприятиях системы министерства (ведомства).

Нормативно-техническими документами министерства (ведомства) могут быть установлены иные формы ведомственного метрологического контроля.

1.3, 1.4. (Измененная редакция, Изм. № 1).

1.5. Организацию и порядок проведения работ по государственному метрологическому надзору устанавливают государственными стандартами, правилами, инструкциями и другими нормативно-техническими документами (далее - НТД) Госстандарта, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

1.6. Организацию и порядок проведения работ по ведомственному метрологическому контролю устанавливают отраслевыми стандартами, правилами, инструкциями и другими НТД министерств (ведомств) и предприятий, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, другим государственным стандартам и НТД Госстандарта, регламентирующим вопросы государственного метрологического надзора и ведомственного метрологического контроля.

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР.

2.1. Государственный метрологический надзор осуществляют:

Госстандарт;

республиканские управления Госстандарта в союзных республиках;

центры стандартизации и метрологии, лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой Госстандарта.

2.2. Органы государственного надзора осуществляют свои функции в соответствии с установленной компетенцией.

2.3. Госстандарт, в соответствии с возложенными на него задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляет следующие функции:

утверждает стандарты и другие НТД, обязательные для применения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке планы работ по государственному метрологическому надзору;

заслушивает на заседаниях Госстандарта отчеты руководителей министерств (ведомств) о состоянии дел на подчиненных предприятиях по результатам государственного метрологического надзора;

проводит анализ результатов государственного метрологического надзора и разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков;

осуществляет управление деятельностью органов государственного надзора системы Госстандарта.

2.4. Республиканские управления Госстандарта, в соответствии с возложенными на них задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляют следующие функции:

разрабатывают и утверждают планы работ по государственному метрологическому надзору в союзной республике;

обеспечивают организацию и проведение работ по государственному метрологическому надзору в союзной республике, постоянное совершенствование и повышение эффективности государственного метрологического надзора;

организуют проведение государственных контрольных испытаний средств измерений, выпускаемых в республике, государственной метрологической аттестации и государственной поверки средств измерений, а также регистрацию предприятий, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средства измерений;

организуют проведение выборочных проверок соблюдения метрологических правил в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, расположенных на территории союзной республики;

обеспечивают своевременное принятие органами государственного надзора союзной республики необходимых мер по внедрению и соблюдению метрологических правил, улучшению состояния и применения средств измерений, предупреждению и пресечению нарушений, а также по привлечению к установленной ответственности предприятий и должностных лиц, виновных в нарушении метрологических правил;

заслушивают отчеты руководителей республиканских министерств (ведомств) о состоянии дел на подведомственных предприятиях по результатам государственного метрологического надзора;

обеспечивают взаимодействие органов государственного надзора с правоохранительными и другими контролирующими органами союзной республики;

осуществляют контроль деятельности органов государственного надзора в союзной республике.

2.5. Центры стандартизации и метрологии и лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой, в соответствии с возложенными на них задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляют следующие функции:

разрабатывают и утверждают в соответствии с планом государственной стандартизации и на основе планов, утвержденных республиканским управлением Госстандарта, планы работ по государственному метрологическому надзору на предприятиях закрепленной территории, обеспечивают повышение эффективности государственного надзора;

проводят выборочные проверки соблюдения метрологических правил на предприятиях закрепленной территории;

организуют и проводят государственные контрольные испытания средств измерений, выпускаемых предприятиями, расположенными на закрепленной территории, государственную метрологическую аттестацию и государственную поверку средств измерений, ведут регистрацию предприятий, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средств измерений;

применяют необходимые меры, направленные на внедрение и соблюдение метрологических правил, улучшение состояния и применения средств измерений, предупреждение и пресечение выявленных нарушений, а также меры по привлечению к установленной ответственности предприятий и должностных лиц, виновных в нарушении метрологических правил;

взаимодействуют с правоохранительными и другими контролирующими органами на закрепленной территории.

2.6. Осуществление функций государственного метрологического надзора возлагается на специализированные структурные подразделения по надзору за состоянием средств измерений, по государственным испытаниям средств измерений, по надзору за метрологическим обеспечением, а также на другие подразделения, образуемые в центральном аппарате Госстандарта, управлениях Госстандарта в союзных республиках, центрах стандартизации и метрологии, лабораториях государственного надзора за стандартами и измерительной техникой в автономных республиках, краях, областях и городах.

Выполнение отдельных функций в области государственного метрологического надзора возлагается на метрологические научно-производственные объединения и научно-исследовательские институты.

2.7. Должностные лица органов Госстандарта, осуществляющие государственный метрологический надзор и исполняющие обязанности государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений, должны быть аттестованы в качестве государственного поверителя или государственного контролера.

Аттестации в качестве государственного поверителя подвергают лиц, на которых возлагают обязанности по государственной поверке средств измерений. Эти лица должны проходить первичную аттестацию при назначении их на должность, а через определенные промежутки времени - периодическую аттестацию.

Аттестации в качестве государственного контролера (первичной или периодической) подлежат лица, на которых возлагают функции в области государственного метрологического надзора в соответствии с (кроме поверки).

Первичную и периодическую аттестацию должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, проводят в порядке, устанавливаемом Госстандартом.

3. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ВЕДОМСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

3.1. Ведомственный метрологический контроль осуществляют:

министерство (ведомство) с возложением этих функций на отдел (службу) главного метролога министерства (ведомства);

головная и базовые организации метрологической службы министерства (ведомства) с возложением этих функций на соответствующее специализированное подразделение;

отдел главного метролога или другие структурные подразделения метрологической службы предприятий, осуществляющие контроль в рамках предприятия.

При нецелесообразности образования специализированных подразделений метрологической службы в центральном аппарате министерства (ведомства) или на предприятиях функции ведомственного или внутризаводского контроля должны быть возложены на другое структурное подразделение или ответственное лицо, назначенное приказом по министерству (ведомству) или предприятию.

3.2. Органы и службы, осуществляющие ведомственный метрологический контроль в системе министерства (ведомства), выполняют свои функции в соответствии с установленной компетенцией и полномочиями, предоставленными им руководителем министерства (ведомства) или предприятия.

3.2.1. Министерство (ведомство) в соответствии с возложенными на него задачами в области ведомственного метрологического контроля:

обеспечивает организацию и проведение метрологического контроля в системе министерства (ведомства), систематически проверяет состояние и применение средств измерений на подведомственных предприятиях, принимает меры, направленные на строгое соблюдение действующих метрологических правил;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке отраслевые планы работ по ведомственному метрологическому контролю;

утверждает обязательные для предприятий своей системы отраслевые стандарты, инструкции, правила, положения и другие НТД, устанавливающие порядок осуществления ведомственного метрологического контроля.

3.2.2. Отдел (служба) главного метролога министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на него задачами в области ведомственного метрологического контроля:

обеспечивает и осуществляет в системе министерства (ведомства) контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, за своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил, установленных действующим законодательством, стандартами, инструкциями, правилами, положениями и другими нормативно-техническими документами;

обеспечивает учет предприятий системы министерства (ведомства), которым органами Госстандарта предоставлено право изготовления, ремонта или поверки средств измерений, а также учет средств измерений, применяемых на предприятиях системы министерства (ведомства);

проверяет соблюдение требований к ведомственной поверке и метрологической аттестации средств измерений в системе министерства (ведомства);

осуществляет контроль за своевременным представлением предприятиями системы министерства (ведомства) средств измерений на государственные испытания и государственную поверку;

контролирует работу головных и базовых организаций метрологической службы, структурных подразделений метрологической службы на предприятиях системы министерства (ведомства);

дает обязательные для предприятий системы министерства (ведомства) предписания по вопросам состояния и применения средств измерений, внедрения и соблюдения метрологических правил;

вносит руководству министерства (ведомства) предложения об отмене НТД, не соответствующей требованиям государственных и отраслевых стандартов, другой НТД, действующей в отрасли;

вносит руководству министерства, (ведомства) предложения о прекращении на предприятиях производства продукции при нарушении ими метрологических правил, несоблюдение которых привело к выпуску нестандартной продукции, до устранения нарушений и о необходимости принятия иных мер в отношении предприятий и лиц, допустивших эти нарушения;

осуществляет контроль за разработкой и реализацией мероприятий по устранению недостатков, отмеченных органами государственного надзора.

3.2.3. Головная организация метрологической службы министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на нее задачами в области, ведомственного метрологического контроля:

осуществляет методическое руководство базовыми организациями метрологической службы министерства (ведомства) по вопросам ведомственного метрологического контроля;

осуществляет контроль за деятельностью базовых организаций метрологической службы, а также за деятельностью метрологических служб предприятий системы министерства (ведомства);

осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил на предприятиях системы министерства (ведомства);

организует и проводит ведомственную поверку и метрологическую1 аттестацию средств измерений, которые не могут быть поверены или аттестованы базовыми организациями метрологической службы;

вносит предложения главному метрологу министерства (ведомства) об отмене принятых в отрасли НТД, приказов, распоряжений и указаний, противоречащих действующему законодательству, государственным и отраслевым стандартам;

осуществляет контроль за устранением недостатков, выявленных органами Госстандарта на предприятиях министерства (ведомства) при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

дает руководителям проверенных предприятий обязательные предписания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносит предложения главному метрологу министерства (ведомства) и руководителям предприятий системы министерства (ведомства) о необходимости принятия мер в отношении предприятий и лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.4. Базовая организация метрологической службы министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на нее задачами в области ведомственного метрологического контроля:

осуществляет методическое руководство метрологическими службами предприятий по вопросам ведомственного метрологического контроля;

контролирует деятельность метрологических служб предприятий;

осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил на предприятиях;

обеспечивает организацию и проведение ведомственной поверки и метрологической аттестации средств измерений, которые не могут быть поверены или аттестованы предприятиями;

вносит предложения вышестоящим органам об отмене принятых руководителями предприятий стандартов и других НТД, приказов, распоряжений и указаний, противоречащих действующему законодательству, государственным и отраслевым стандартам;

оказывает содействие органам Госстандарта при осуществлении государственного метрологического надзора;

дает руководителям проверенных предприятий обязательные указания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносит предложения вышестоящим органам и руководителям прикрепленных предприятий о необходимости принятия в установленном порядке мер в отношении предприятий и лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.5. Руководитель предприятия:

организует и осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил, деятельностью структурных подразделений метрологической службы предприятия;

оказывает содействие органам Госстандарта при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

утверждает НТД, устанавливающие порядок осуществления метрологического контроля, на предприятии;

поощряет отличившихся работников, применяет в установленном порядке меры взыскания в отношении лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.6. Отдел главного метролога или другие подразделения метрологической службы предприятия:

осуществляют контроль за разработкой, производством, состоянием и применением средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил всеми подразделениями предприятия;

осуществляют ведомственную поверку и метрологическую аттестацию средств измерений в пределах прав, предоставленных органами Госстандарта; ведут учет средств измерений предприятия, составляют графики поверки и контролируют соблюдение утвержденных графиков; согласовывают с органами Госстандарта графики поверки средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке, и обеспечивают своевременное представление их на государственную поверку; разрабатывают и осуществляют мероприятия по развитию ведомственной поверки средств измерений;

оказывают содействие органам Госстандарта при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

разрабатывают мероприятия по устранению недостатков, выявленных органами Госстандарта и осуществляют контроль за их реализацией;

дают руководителям всех подразделений предприятия обязательные предписания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносят руководству предприятия предложения о поощрении отличившихся работников и о необходимости принятия мер в отношении лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.7. Приказом по министерству (ведомству) или предприятию, в соответствии со специфическими особенностями производства, на органы и службы, осуществляющие ведомственный метрологический контроль, могут быть возложены дополнительные обязанности в области, контроля за соблюдением метрологических правил и им могут быть предоставлены более широкие права по применению правовых мер воздействия к нарушителям.

3.2.8. Ответственность за организацию и осуществление ведомственного метрологического контроля несут руководители министерств (ведомств) и предприятий.

4. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА.

4.1. В случаях нарушения метрологических правил органы государственного надзора применяют в отношении предприятий и виновных должностных лиц установленные законодательством правовые меры и дают обязательные предписания об устранении выявленных нарушений.

4.2.1. Отрицательные результаты государственных приемочных испытаний опытного образца нового типа средств измерений являются основанием для отказа в утверждении этого типа и выдачи разрешения на производство и выпуск в обращение средств измерений установочной серии.

4.2.2. Реализация серийно изготовляемых средств измерений, не прошедших государственные испытания в соответствии с ГОСТ 8.001-80, является основанием для применения экономических санкций в виде перечисления всей суммы прибыли, полученной предприятием за эту продукцию, в доход бюджета и исключения данной продукции в натуральном и стоимостном выражении из отчетных данных предприятий о выполнении плана.

4.2.3. Отрицательные результаты государственных контрольных испытании средств измерений являются основанием для:

а) запрета (задержки) выпуска в обращение изготовляемых средств измерений;

б) применения экономических санкций;

в) лишения права серийного производства средств измерений и аннулирования регистрационного удостоверения на право проведения этих работ.

4.3. При проведении метрологической аттестации средств измерений.

4.3.1. Отрицательные результаты метрологической аттестации вновь разработанных средств измерений, не предназначенных для серийного производства, являются основанием для запрета (приостановления) их применения.

4.3.2. Реализация вновь разработанных средств измерений, не прошедших метрологическую аттестацию, является основанием для применения экономических санкций.

4.3.3. Отрицательные результаты метрологической аттестации эксплуатируемых средств измерений являются основанием для запрета их применения и аннулирования свидетельства о метрологической аттестации.

4.4. При проведении государственной поверки средств измерений.

4.4.1. Отрицательные результаты государственной поверки средств измерений являются основанием для:

а) запрета (задержки) применения или выпуска в обращение средств измерений, предписания об изъятии средств измерений из обращения и эксплуатации, а в случае необходимости - непосредственного их изъятия;

б) гашения оттисков поверительных клейм на средствах измерений, аннулирования свидетельства о поверке или записи о непригодности средств измерений в техническом паспорте средств измерений;

в) опечатывания средств измерений способом, исключающим возможность их дальнейшего применения;

г) назначения сплошной единовременной поверки всех: средств измерений, находящихся в эксплуатации, или определенной их номенклатуры в органах государственного надзора;

д) установления сокращенных межповерочных интервалов для средств измерений, находящихся в эксплуатации.

4.5.1. Нарушение установленных стандартами и иными НТД требований к изготовлению, ремонту и поверке средств измерений является основанием для:

а) отказа в выдаче регистрационного удостоверения на право выполнения указанных работ;

б) предписания о прекращении этих работ и аннулирования ранее выданного регистрационного удостоверения;

в) исключения из регистрационного удостоверения тех видов работ, по которым допущены нарушения.

4.6. При проверке состояния и применения средств измерений, деятельности ведомственных метрологических служб в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, внедрения и соблюдения метрологических правил выявленные нарушения являются основанием для применения правовых мер, предусмотренных - .

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.7. Особо серьезные нарушения метрологических правил, влекущие выпуск нестандартной недоброкачественной продукции, являются основанием для обязательных предписаний должностным лицам предприятий о прекращении производства продукции до устранения нарушений.

4.8. В случаях, когда нарушения метрологических правил являются следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения должностными лицами проверяемых предприятий возложенных на них служебных обязанностей, органы государственного надзора вправе вносить в соответствующие министерства (ведомства) и представлять руководителям предприятий предложения о привлечении этих лиц к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения в установленном порядке от занимаемой должности.

4.9. При выявлении нарушений метрологических правил, которые в соответствии с действующим законодательством являются основанием для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности в виде предупреждения или денежного штрафа, органы государственного надзора составляют в установленном порядке протокол и направляют материалы, в административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов.

4.10. В случаях, когда допущенные по вине должностных лиц нарушения по своему характеру влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовную ответственность, органы государственного надзора направляют в установленном порядке материалы проверок в следственные органы.

4.11. Решение о выборе правовых мер, соответствующих допущенным нарушениям метрологических правил, принимают должностные лица органов государственного надзора в пределах полномочий, предоставленных Председателем Госстандарта.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам.

ИСПОЛНИТЕЛИ

X. О. Маликова (руководитель темы), А. В. Плотникова , В. А. Сковородников , М. Г. Шаронов.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.02.86 г. № 388

3. ВЗАМЕН ГОСТ 8.002-71 в части разд. 1, 2, 4

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Переиздание (ноябрь 1987 г.) с Изменением № 1, утвержденным в сентябре 1987 г. (ИУС 1-88).

Виды государственного метрологического контроля и надзора

  • 1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляется Государственной метрологической службой Госстандарта России.
  • 2. Государственный метрологический контроль включает: утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений, в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.
  • 3. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на: здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда; торговые операции и взаимные расчеты между покупателей и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств; государственные учетные операции; обеспечение обороны государства; геодезические и гидрометеорологические работы; банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации; обязательную сертификацию продукции и услуг; измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации; регистрацию национальных и международных спортивных рекордов. Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.

Утверждение типа средств измерений:

  • 1. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений. Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России. Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России.
  • 2. Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений. Решением Госстандарта России в качестве государственных центров испытаний средств измерений могут быть аккредитованы и другие специализированные организации.
  • 3. Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в установленном Госстандартом России порядке.
  • 4. Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории Российской Федерации контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей или пользователей.
  • 5. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.
  • 6. Информация об утверждении типа средств измерений и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.

Поверка средств измерений

  • 1. Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускается продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России.
  • 2. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.

Порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

3. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.

4. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические и физические лица, выпускающие средства измерения из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Госстандартом России.

  • 5. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливаются Госстандартом России.
  • 6. При выполнении поверочных работы на территории отдельного региона с выездом на место эксплуатации средств измерений орган исполнительной власти этого региона обязан оказывать поверителям содействие, в том числе: предоставлять им соответствующие помещения; обеспечивать их вспомогательным персоналом и транспортом; извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений

  • 1. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии, выдаваемой в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.
  • 2. Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений производится после проверки органами Государственной метрологической службы наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.
  • 3. В случаях нарушения установленных пунктом 2 настоящей статьи условий лицензия аннулируется.

Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм осуществляется в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (далее - государственные инспекторы).

Осуществление государственного метрологического контроля и надзора может быть возложено на государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и прошедших аттестацию в качестве государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.

Государственные инспекторы, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в качестве поверителей.

  • 2. Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения: посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов; проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению; поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений; проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений; проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора; использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.
  • 3. При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право: запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных; гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал; при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации; представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности; давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм; составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Ответственность государственных инспекторов

  • 1. Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственном подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.

Действия государственных инспекторов могут также быть в установленном порядке обжалованы в суд. 3. Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний.

Содействие государственному инспектору

Юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления метрологического контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц. Областями применения настоящей рекомендации являются: производство средств измерений; испытания, поверка и калибровка средств измерений; использование и применение средств измерений; техническое обслуживание и ремонт средств измерений; импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений; сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ; испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм; сертификация продукции и услуг.

Обозначение: МИ 2304-94
Название рус.: Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц
Статус: не действует
Заменен: МИ 2304-08 «ГСОЕИ. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения»
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 27.12.1994
Дата окончания срока действия: 23.06.2008
Утвержден: 27.12.1994 ВНИИМС (VNIIMS)
Опубликован: ВНИИМС (1994 г.)

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ГОССТАНДАРТ РОССИИ)

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ВНИИМС)

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Москва
1994

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Сковородников В. А., Генкина Р. И., Орлова В. К.

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления метрологического контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

производство средств измерений;

испытания , поверка и калибровка средств измерений;

использование и применение средств измерений;

техническое обслуживание и ремонт средств измерений;

импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;

сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;

сертификация продукции и услуг.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Международного документа МОЗМ № 9 «Принципы метрологического надзора»;

ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;

ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»;

ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;

ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

3.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

3.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

3.4. Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

3.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

3.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

3.7. Утверждение типа средств измерений - решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средств измерений установленным требованиям.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Объекты метрологического контроля и надзора

Объектами метрологического контроля и надзора являются:

состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых);

состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;

результаты измерений;

соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;

своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

4.2. Формы метрологического контроля и надзора

Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются док ументами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.

4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора

4.3.1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:

внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы, с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.

4.3.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.

4.4. Периодичность метрологического контроля и надзора

4.4.1. Периодичность осуществления метрологического контроля и надзора устанавливает руководитель метрологической службы юридического лица.

4.4.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.

4.4.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений, могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образования комиссии по распоряжению руководителя метрологической службы.

5. СОДЕРЖАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

5.1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:

правильность отнесения средств измерений (составление перечня) к средствам измерений, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору;

правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств;

соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений требованиям нормативных документов;

наличие оттисков клейм, калибровочных знаков, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки или калибровки;

соответствие сроков проведения поверки (калибровки) требованиям нормативных документов;

наличие и целостность поверительных клейм (основного и защитного) и калибровочных знаков;

отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

правильность использования средства измерений по назначению; соответствие условий эксплуатации СИ требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д.);

правильность монтажа и установки средств измерений;

правильность настройки средств измерений;

полноту и качество комплектации средств измерений;

правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

правильность хранения средств измерений, которые не используются постоянно;

соответствие средства измерений, его размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2. Метрологический надзор за аттестованными методиками выполнения измерений

При осуществлении метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений (МВИ) проверяют:

наличие аттестации МВИ, использующих средства измерений, входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

определение метрологических характеристик МВИ, использующих средства измерений, не входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.

5.3. Метрологический надзор за эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами проверяют:

наличие свидетельства о поверке (сертификата о калибровке) эталона;

наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов; наличие договора(ов) с органами (организациями) Госстандарта России или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативной документации.

5.4. Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

полноту и актуальность нормативной документации, регламентирующей метрологическую деятельность юридического лица;

наличие лицензий (при необходимости) на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений;

состояние выполнения подразделениями юридического лица требований по организации и проведению измерений;

условия, в которых проводятся измерения, а также поверка и калибровка средств измерений;

квалификацию персонала, выполняющего измерения, а также поверку (калибровку) средств измерений;

правильность использования единиц величин, допущенных к применению или установленных заказчиком, их кратных или дольных значений;

правильность применения наименований и обозначений единиц величин, их кратных и дольных значений;

правильность обозначения метрологических характеристик средств измерений и методик выполнения измерений в установленной форме и в установленном месте;

правильность применения наименований и обозначений средств измерений и эталонов.

5.5. Выдача обязательных предписаний

В случае нарушений метрологических правил и норм уполномоченные лица метрологической службы юридического лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения .

5.6. Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку

При осуществлении проверки устанавливают:

наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

наличие перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и графика их представления на поверку, согласованного с органами Государственной метрологической службы или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

наличие графика калибровки средств измерений;

соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений.

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

6.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение ). В акте должно быть отражено состояние проверяемых объектов и раскрыты причины выявленных нарушений.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

6.2. Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

6.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя подразделения, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая председателем комиссии.

6.4. Акт проверки составляется, как правило, в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр остается у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копия акта направляется руководству предприятия для принятия необходимых мер.

6.5. Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии определяется руководителем предприятия и фиксируется в нормативных документах предприятия.

7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

7.1. Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

руководствоваться в своей деятельности Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;

соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;

обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.

7.2. Права

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;

осуществлять проверки в соответствии с разделом настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;

гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;

руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

8. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, к нарушителям могут применяться следующие меры:

выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

факты нарушений

На основании Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению:

конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.

Изымаются из эксплуатации:

__________________________________________________________________________

перечень СИ с указанием причин изъятия

Предписывается устранить:

__________________________________________________________________________

перечень и сроки устраняемых нарушений

Председатель комиссии по проверке ______________ ___________________

подписьинициалы, фамилия

Приложение Б

________________________________________

наименование подразделения предприятия

В период с «_____» ______________________ по «____» ____________________ 199 г. на основании ______________________________________________________________

наименование, дата и номер распоряжения о проверке

комиссия в составе:

председатель комиссии

__________________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

члены комиссии

__________________________________________________________________________

должности, фамилии, инициалы

провела проверку

__________________________________________________________________________

конкретные направления проверки: состояние и применение СИ,

__________________________________________________________________________

аттестованные МВИ и т.п.

При проверке установлено:

1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке

2. Состояние эталонов

3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений

4. И т.п.

__________________________________________________________________________

Председатель комиссии ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

Члены комиссий: ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

С актом ознакомлен: _____________________

должность руководителя

Проверяемого подразделения,

дата подпись инициалы, фамилия