Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Принципы организации и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций Перечислить основные принципы защиты населения от чс

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов ЧС,

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), исполнитель­ных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Защита населения от ЧС в Российской Федерации является общегосударствен­ной задачей. Государственной Думой 11,11.94 принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера». Законом определены организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на всей территории страны.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни и здоровья, личного имущества; использование имеющихся средств коллективной и индивиду­альной защиты; информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС. Они обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности; знать спосо­бы защиты и оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллек­тивными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС.

Особое место в комплексе мероприятий по защите населения занимает обеспе­чение безопасности, сохранение жизни и здоровья спасателей - граждан, которые подготовлены и аттестованы для проведения аварийно-спасательных и других неот­ложных работ при ликвидации ЧС. Статус, права и обязанности спасателей определе­ны Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасате­лей», принятым Государственной Думой 14.07.95. Законом гарантированы права спа­сателей по защите их жизни и льготы при выполнении обязанностей по ликвидацииЧС. Защита населения и спасателей от ЧС обеспечивается комплексным проведением организационных, инженерно-технических и специальных, в том числе медицинских, мероприятий по предотвращению или максимальному снижению угрозы жизни и здоровью, нарушений жизнедеятельности населения, своевременному оказанию ме­дицинской помощи пораженным и больным в ЧС. Основные принципы защиты населения:

Защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностран­ные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России;


Мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно от ЧС всех видов - природного, техногенного, военного характера и др.;

Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются диффе­ренцированно с учетом военно-экономического и административно-полити­ческого значения конкретных районов, городов и объектов экономики; осо­бенностей заселения территории; продолжительности и степени возможной и реальной опасности, создаваемой ЧС; природно-климатических и других ме­стных условий;

В целях рационального расходования ресурсов максимально эффективно (по двойному назначению - в производственных интересах и для защиты населе­ния) используются имеющиеся и создаваемые здания и сооружения, техниче­ские средства и имущество.

Основным объектом защиты в ЧС является человек с его правами на жизнь, здо­ровье, а также сохранение имущества. Вместе с тем каждый человек должен сам за­ботиться о собственной безопасности. Граждане Российской Федерации обязаны уча­ствовать в мероприятиях по защите от ЧС и получать для этого необходимые знания.

Защита достигается проведением до и после возникновения ЧС следующих ме­роприятий:

Прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;

Непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;

Оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;

Эвакуация людей из опасных зон и районов;

Инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;

Применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зара­женной) территории;

Оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируе­мых и возникших ЧС, порядке действий;

Подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил РСЧС;

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

Обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;

создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧСБольшое значение для эффективности защиты людей имеют следующие мероприя­тия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:

Обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызван­ных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизо-отиями, в том числе способам оказания первой медицинской помощи и ме­рам профилактики инфекционных заболеваний;

Морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью фор­мирования психологической устойчивости и готовности к активным действи­ям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усу­губляющей последствия ЧС;

Использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укры­тий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицин­ских учреждений в условиях радиоактивного, химического загрязнения тер­ритории и др.;

Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, кожных покровов от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;

Соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохи­мической защиты, правил поведения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на тер­ритории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;

Проведение мероприятий медицинской защиты, являющихся составной ча­стью медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участ­вующего в ликвидации последствий ЧС.

К основным способам защиты населения от ЧС относятся: своевременное опове­щение, укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты, в том числе медицинских, и эвакуация населения














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • Дать учащимся общее представление об организации мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
  • Привить культуру безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  • Материально-техническое обеспечение и используемая литература.

    1. Ю.Л. Воробьев. Москва, Издательская фирма “КРУК”, 2002 год.
    2. Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Издательство: “Дашков и К”, 2008 год.
    3. Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: ЭНАС, Москва, 2008 год, интернет-ресурсы.

    Ход занятия

    1. Вступительная часть - 5 мин.

    Проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.

    Довожу тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

    2. Основная часть – 35 мин.

    Излагаю учащимся основные вопросы темы занятия:

    Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера сегодня стали почти нормой нашей повседневной жизни. Причин тому множество, но мы рассмотрим не причины, а основные способы и средства защиты от этих чрезвычайных ситуаций.

    3. Оповещение населения о чрезвычайной ситуации.

    Одним из главных мероприятий по защите населения является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности “Внимание всем!”. Услышав этот сигнал, люди должны немедленно включить радиоточки, радиоприемники, телевизоры и прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, рекомендации по дальнейшим действиям. Необходимо неоднократное повторение передаваемых сигналов и информации по всем средствам оповещения. Чтобы повысить эффективность подготовки населения к самостоятельным действиям в чрезвычайной ситуации, необходимо заблаговременно выпускать и распостранять специальные памятки, содержащие информацию о порядке действий, номерах телефонов дежурных служб, характеристиках потенциально опасных веществ, адресах убежищ и укрытий и т.д..

    4. Эвакуация.

    Под эвакуацией понимается вынужденное перемещение людей и материальных ценностей в безопасные места (районы). Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

    • По видам опасности (заражения химического, радиационного, биологического характера).
    • По способам эвакуации (различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом).
    • По удаленности (локальная, местная, региональная, государственная)
    • По временным показателям (временная, среднесрочная, продолжительная).

    В зависимости от сроков проведения выделяются упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация, а в зависимости от охвата населения эвакомероприятиями она может быть общей или частичной.

    Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Важно иметь в виду, что во время эвакуации жизнь заставляет решать острые вопросы, над которыми следует подумать заранее. Это управление массами эвакуируемых людей, организация охраны жилищ и имущества, эвакуация домашних животных, обеспечение эвакуируемых жильем и питанием.

    5. Укрытие.

    Под укрытием понимается занятие и использование населением специальных или приспособленных средств защиты. Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях является одним из наиболее эффективных способов обеспечения безопасности населения. Самым надежным защитным сооружением на сегодня является убежище, которое может обеспечить укрытие наибольшего количества людей в течение длительного времени. Кроме этого успешно могут применяться противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

    6. Использование индивидуальных средств защиты.

    По предназначению средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи.

    К средствам защиты органов дыхания относятся: противогазы (фильтрующие, изолирующие, шланговые), респираторы, ватно-марлевые повязки, самоспасатели.

    К средствам защиты кожи относятся различные изделия, дополняющие или заменяющие обычную одежду или обувь человека, изготовляемые из специальных материалов и обеспечивающие защиту кожных покровов человека от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических средств и аварийно химически опасных веществ. Они подразделяются на классы по принципу действия (изолирующие и фильтрующие), назначению (общевойсковые и специальные) и принципу использования (постоянного ношения, периодического ношения, многократного использования).

    При возникновении чрезвычайных ситуаций очень важной представляется задача обеспечения населения необходимым количеством средств индивидуальной защиты.

    7. Поисково-спасательные работы.

    Поисково-спасательные работы проводятся с целью розыска пораженных, извлечения их из под завалов, из разрушенных зданий и защитных сооружений для оказания им первой медицинской и первой доврачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения в лечебные учреждения. Поисково-спасательные работы предусматривают разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ, расчистку проходов (проездов) в завалах, локализацию и тушение пожаров, розыск и спасение пострадавших, вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение пострадавших, подачу воздуха в заваленные защитные сооружения, вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы, проведение санитарной обработки людей. Для механизации работ используется техника: землеройные, дорожные и грузоподъемные машины и механизмы, механизированный инструмент, пожарные машины, электростанции, автомобили общего и специального назначения. Поисково-спасательные работы проводятся непрерывно днем и ночью до полного завершения.

    8. Аварийно-восстановительные работы.

    Аварийно-восстановительные работы проводятся с целью ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникающих при этом чрезвычайных ситуаций. Они должны обеспечивать блокирование, локализацию или нейтрализацию источников опасности, снижение интенсивности, ограничение распостранения и устранение действия на людей поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до уровней, позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты. Выполнение работ организуется органами исполнительной власти на местах, постоянно действующими территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям. При необходимости к проведению указанных работ могут привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей.

    9. Медицинская помощь.

    Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и в местах размещения эвакуированного населения. К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:

    Аптечка индивидуальная АИ-2;

    Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11);

    Пакет перевязочный медицинский (ППМ);

    Профилактический антидот П-10М.

    В системе этапного лечения пораженных в чрезвычайной ситуации различают следующие виды медицинской помощи: первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная и специализированная.

    10. Гуманитарная помощь.

    Гуманитарная помощь представляет собой мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот и лишений населения, особенно в условиях, когда местные ресурсы не позволяют наладить его обеспечение жизненно необходимыми средствами выживания в чрезвычайных ситуациях. Гуманитарная помощь оказывается на добровольных началах и не должна преследовать иных выгод и целей, кроме гуманных побуждений и желания помочь пострадавшим. В зависимости от источников гуманитарная помощь может быть внутренней и международной. Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Среди этих направлений помощь продуктами питания, в том числе детского, предметами первой необходимости, одеждой, развертывание временных жилищ, энергоисточников и др. Международная помощь может оказываться, кроме того, в форме действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных спасательных и медицинских формирований, развертывания средств защиты населения, проведения мероприятий по психологической реабилитации населения и др.

    11. Поддержание правопорядка.

    Поддержание правопорядка является важной составляющей защиты населения в чрезвычайных ситуациях, так как в экстремальных ситуациях для людей характерна паника и непредсказуемые действия, ведущие к дополнительным жертвам. Задачи поддержания правопорядка возлагаются как на правоохранительные органы, так и на специальные формирования, создаваемые для этих целей структурами ГОЧС. В особых случаях для поддержания правопорядка могут применяться Вооруженные силы.

    12. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.

    Подготовка населения определяется Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и реализуется по шести основным направлениям:

    Подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ;

    Подготовка руководителей и специалистов органов местного управления;

    Подготовка руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений;

    Подготовка работников предприятий, организаций и учреждений, входящих в состав аварийно-спасательных формирований и специализированных формирований постоянной готовности;

    Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания;

    Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания.

    Особое внимание при обучении населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях, умение прогнозировать возможные чрезвычайные ситуации, характерные для мест их проживания, оценивать возможные масштабы и последствия от них, а так же воспитание ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.

    13. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это целый комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь. Оно проводится по следующим направлениям:

    Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

    Рациональное размещение производительных сил на территории страны;

    Повышение технологической безопасности производственных процессов;

    Разработка и осуществление необходимых инженерно-технических мероприятий;

    Подготовка населения и объектов экономики к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

    Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

    Государственный надзор и контроль;

    Информирование населения о потенциальных угрозах на территории проживания;

    Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

    14. Заключительная часть - 5 мин.

    Подвожу итог занятия, отмечаю лучших, объявляю оценки.

  • 3.1. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций по основным признакам.
  • 3.2. Критерии, характеризующие чрезвычайные ситуации.
  • 4. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чс.
  • 4.1. Структура формирований го.
  • 4.2. Порядок создания, комплектования и подготовки формирований
  • 5. Современные средства поражения и опасности при их применении.
  • 5.1. Структура современных средств поражения.
  • 5.3. Обычные средства поражения.
  • Боеприпасы объемного взрыва
  • Осколочные, кумулятивные, фугасные, бетонобойные боеприпасы
  • 6. Поражающие факторы оружия массового поражения
  • 6.1. Поражающие факторы ядерного оружия.
  • Поглощенная доза – это количество энергии излучения, поглощенное единицей массы облучаемого тела.
  • 6.2. Поражающие факторы химического оружия.
  • Зона химического заражения
  • 6.3. Поражающие факторы биологического оружия.
  • 7. Определение и оценка зон заражения
  • 7.1. Сущность и порядок оценки радиационной обстановки.
  • 7.2. Режимы радиационной защиты.
  • 7.3. Сущность и порядок оценки химической обстановки.
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
  • 8.1. Основные способы защиты населения.
  • 8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.
  • Простейшие укрытия.
  • Порядок заполнения защитных сооружений и правила поведения укрываемых в них.
  • 8.3. Проведение эвакомероприятий. Виды эвакомероприятий.
  • 8.4. Принципы и способы эвакуации. Общие положения.
  • 8.5. Эвакуационные органы.
  • 8.6. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий.
  • 8.7. Особенности эвакуации населения в военное время.
  • 8.8. Использование средств индивидуальной защиты в чс мирного и военного времени. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты.
  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания их устройство и порядок применения.
  • Средства защиты кожных покровов
  • Хранение и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.
  • 8.9. Средства медицинской защиты
  • Аптечка индивидуальная (аи)
  • Индивидуальный противохимический пакет (ипп)
  • 8.10. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
  • 8.11. Сигналы оповещения гочс
  • Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.
  • 9. Ликвидация радиационного и химического заражения. Санитарная обработка.
  • 9.1. Организация дозиметрического и химического контроля.
  • 9.2. Санитарная обработка людей и специальная обработка одежды, индивидуальных средств защиты, оборудования, техники.
  • 9.3. Частичная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.4. Полная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.5. Виды обеззараживания. Вещества, применяемые при обеззараживании.
  • 10. Устойчивость функционирования объектов экономики.
  • 10.1. Понятие устойчивости функционирования объекта экономики. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования предприятия.
  • 10.2. Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта экономики.
  • На 1 этапе разрабатываются руководящие документы, определяет­ся состав участников исследования и организуется их подготовка.
  • 10.3. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в чс мирного и военного времени.
  • Повышение устойчивости инженерно-технического комплекса объекта к ударной волне
  • Повышение устойчивости зданий и сооружений.
  • Защита технологического оборудования.
  • Повышение устойчивости объекта к световому излучению.
  • Повышение устойчивости работы объекта к воздействию проникающей радиации и радиоактивного заражения.
  • Защита производственного персонала объекта. Оценка надежности его защиты.
  • Стихийные бедствия, их характеристики. Проведение мероприятий по организации защиты населения.
  • 11.1. Стихийные бедствия в литосфере. Землетрясения
  • Поражающие факторы землетрясения
  • Организации защиты населения при землетрясении.
  • Классификация
  • 11.2.Стихийные бедствия в гидросфере.
  • Поражающие факторы наводнений
  • Организации защиты населения при наводнении.
  • Стихийные бедствия в атмосфере
  • 12. Методические указания к выбору контрольного задания
  • 13. Контрольные вопросы
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

    8.1. Основные способы защиты населения.

    Обеспечение безопасности людей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в условиях применения современных средств поражения при ведении военных действий, является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в РСЧС.

    Безопасность людей в ЧС должна обеспечиваться организацией и проведением защитных мероприятий в отношении населения и персонала объектов при возникновении, развитии и распространении поражающих воздействий ЧС.

    Основные мероприятия по защите населения установлены ГОСТ Р 22.3.03-94 “Защита населения”. ГОСТ определяет мероприятия по защите населения в мирное время.

    1. Укрытие людей в приспособленных под нужды защиты помещения, а также в специальных защитных сооружениях.

    2. Эвакуация населения из зон ЧС.

    3. использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов.

    4. Проведение мероприятий медицинской защиты.

    5. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    «Положение о гражданской обороне» и СНиП 2.01.51-90 - ИТМ ГО

    определяют три способа защиты населения на военное время:

    1. Укрытие в защитных сооружениях

    2. Использование средств индивидуальной защиты

    3. Проведение эвакомероприятий.

    8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.

    Защитные сооружения (ЗС) предназначены для защиты людей от

    последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также от поражающих факторов современных средств поражения.

    Защитные сооружения подразделяются:

    По защитным свойствам :

      Убежища,

      Противорадиационные укрытия (ПРУ),

      Простейшие ЗС

    По назначению – для защиты населения, пунктов управления (ПУ), для размещения медпунктов.

    По месту расположения:

      встроенные,

      отдельностоящие,

      в горных выработках.

    По срокам строительства:

      заблаговременно построенные

      быстровозводимые (БВУ).

      (щели открытые и перекрытые – в основном на военное время).

    Защитные сооружения согласно требованиям СниП 2.01.51-90 “Инженерно-технические нормы и правила” (ИТМ ГО) приводятся в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на химически опасных объектах (ХОО) и АЭС должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых.

    Защита рабочих и служащих наибольшей работающей смены (НРС), предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зоне возможных сильных разрушений (ЗВСР) и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов (КГ) и объектов особой важности (ООВ) должна предусматриваться в убежищах. Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечить непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение 2-х суток. Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (вто­рой и третий ярусы).

    Убежища, согласно требований нормативных документов, должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств, ОВ, а также при необходимости от катастрофического затопления, АХОВ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных установок, высоких температур и продуктов горения при пожарах. Убежища герметизируются и оснащаются фильтровентиляционным оборудованием. Оно очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в помещениях избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению зараженного воздуха через различные трещины и не плотности. Все убежища должны обеспечивать степень ослабления проникновения радиации К равный 1000.

    Воздухоснабжение убежищ как правило, должно осуществляться по 2-м режимам: чистой вентиляции с подачей очищенного воздуха 8-13 м/час на одного человека и фильтровентиляции – 2 м/час на человека.

    В убежищах, расположенных в местах возможной опасности загазованности воздуха продуктами горения, (кислорода менее 16 %) в зонах возможного опасного химического заражения, возможных сильных разрушений вокруг АС и возможного катастрофического затопления следует предусматривать режим полной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха.

    В тех случаях, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ, в городах и на объектах с возникновением угрозы нападения противника или в ходе войны строятся быстровозводимые убежища (БВУ). Они возводятся в короткие сроки (3-5 суток) вместимости 30-200 человек.

    Для этого на объектах заранее составляются планы строительства БВУ, которые включают:

    План размещения убежища;

    Карточку привязки убежища;

    Сводную ведомость потребности материалов, конструкций, деталей;

    График поставки материалов, конструкций, деталей;

    Расчет потребности и выделения рабочей силы;

    Расчет потребности машин и механизмов;

    План-график строительства БВУ.

    В плане указываются ответственные за строительство БВУ. Планы должны быть согласованы с предприятиями – поставщиками, строительно-монтажными и транспортными организациями.

    Противорадиационные укрытия (ПРУ) должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых до 2-х суток, их ограждающие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление 0,2 кг/см (20 кПа).

    Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих НРС предприятий создается на их территории или вблизи них, а для остального населения – в районах жилой застройки.

    Возможно устраивать их в подвалах, цокольных и первых эта­жах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения – погребах, подпольях, овощехранилищах.

    К ПРУ предъявляется ряд требований. Они должны обеспечить необходимое ослабление радиоактивных излучений, защитить при авариях на химически опас­ных объектах, при некоторых стихийных бедствиях: бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Высота по­мещений должна быть, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступаю­щих конструкций перекрытия.

    При приспособлении под укрытия подпольев, погребов и других подобных заглубленных помещений высота их может быть меньшей – до 1,7 м. В круп­ных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых – до 50 чел – допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам.

    Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого при­нимается, как и в убежище, равной 0,5 м 2 при двухъярусном расположении нар.

    Помещение для хранения загрязненной уличной одежды оборудуют при од­ном из входов.

    В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с ме­ханическим побуждением. Естественная вентиляция осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздухи располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные – в верхней зоне.

    Отопление укрытий устраивают общим с отопительной системой зданий, в которых они оборудованы.

    Водоснабжение – от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, ус­танавливают бачки для питьевой воды из расчета 2л сутки на человека.

    В укрытиях, расположенных в зданиях с канализацией, устанавливают нор­мальные туалеты с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть. В малых укрытиях до 20 чел, а где такой возможности нет, для приема нечистот используют плотно закрываемую выносную тару.

    Освещение – от электрической сети, а аварийное – от аккумуляторных ба­тарей, различного типа фонариков и ручных (вело) генераторов.

    ПРУ, как и убежища, обозначаются знаками, а маршруты движения к ним – указателями.

    Строительство ПРУ осуществляют из промышленных (сборные железобе­тонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень, хворост) строитель­ных материалов. Начинается оно с разбивки и трассировки. Затем отрывается котлован глубиной 1,8 – 2,0 м, шириной по дну 1,0 м при однорядном и 1,6 – при двухрядном расположении мест. В слабых грунтах устраивается одежда крутостей (стен). Входы располагают под углом 90° к продольной оси укрытия. Скамьи делают из расчета 0,5 м на человека. В противоположном от входа тор­це делают вентиляционный короб или приспосабливают простейший вентиля­тор. На перекрытие насыпают грунт толщиной не менее 60 см.

    Приспособление под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и других пригодных для этой цели заглубленных пространств заключается в выполнении работ по повы­шению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции.

    Повышение защитных свойств помещений, приспосабливаемых под ПРУ, обеспечивается устройством пристенных экранов (дополнительных стен) из камня или кирпича, укладкой мешков с грунтом у наружных стен надземной части помещений на высоту 1,7 м от отметки пола. Выступающие части стен подвалов, подпольев обваловывают (обсыпают) грунтом на полную высоту. В необходимых случаях сверху на перекрытия насыпают грунт. Поэтому в поме­щениях ПРУ часто приходится устанавливать поддерживающие балки и стой­ 52 и. Все лишние проемы – двери, окна заделывают.

    Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на минимизацию размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
    2. Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
    3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
    4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
    5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера.

    Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Президент России:
    1) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС;
    2) вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий;
    3) вводит при ЧС в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
    4) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.


    Федеральное Собрание РФ:
    1) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от ЧС;
    2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
    3) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.


    Правительство РФ:
    1) издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение;
    2) организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от ЧС;
    3) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС федерального характера;
    4) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
    5) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов;
    6) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
    7) устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
    8) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ к ликвидации ЧС;
    9) определяет порядок сбора информации в данной области, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
    10) определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.


    Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера.


    В целом, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера аналогичны. Однако, компетенция органов государственной власти РФ значительно шире, чем у органов местного самоуправления и их полномочия в указанной области распространяются на предупреждение и ликвидацию ЧС межмуниципального и регионального характера. Поэтому, если мы говорим о функциях именно органов государственной власти субъектов РФ, то после слов "чрезвычайные ситуации" следует добавлять "межмуниципального и регионального характера".


    К основным функциям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС можно отнести:
    1) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
    2) принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организация их проведения;
    3) осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в данной области, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
    4) осуществление финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
    5) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
    6) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
    7) содействие устойчивому функционированию организаций в ЧС;
    8) содействие МЧС РФ, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС.


    При недостаточности собственных сил и средств органы местного самоуправления и органы государственной власти РФ и соответственно обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ и Правительству РФ.

    Безопасность в чрезвычайных ситуациях Лекция 4

    Защита населения в чрезвычайных ситуациях

    Основные способы защиты от ЧС.

    Основными способами защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС являются:

      укрытие людей в защитных сооружениях;

      эвакуация персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС;

      использование средств индивидуальной защиты.

    Комплекс мероприятий защиты в ЧС ОЭ и населения

    Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

      предупредительные мероприятия:

      предупреждение ЧС;

      планирование защиты персонала объектов экономики и населения от ЧС;

      обучение населения мерам защиты от ЧС;

      подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

      защитные мероприятия;

      выявление и оценка обстановки в ЧС, в т.ч. путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;

      оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

      укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;

      эвакуация персонала ОЭ и населения;

      использование средств индивидуальной защиты;

      дозиметрический и химический контроль;

      медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

      определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом ОЭ и населением;

      организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

      аварийно-восстановительные мероприятия:

      первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности,

      по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций,

      созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения,

      а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории

    Защитные мероприятия.

    Выявление и оценка обстановки

    Важнейшими мероприятиями защиты являются выявление и оценка обстановки. По результатам оценки обстановки организуется оповещение персонала ОЭ и населения о ЧС, а также принимается решение председателем комиссии ГОЧС о порядке проведения защитных мероприятий.

    Оповещение персонала объекта и населения о чрезвычайной ситуации

    Население оповещается об угрозе возникновения ЧС природного или техногенного характера отделами ГОЧС с помощью средств массовой информации: радио, телевидения, а при наличии времени и печати.

    Для того чтобы население вовремя включило радиоприемники и телевизоры, используется предупредительный сигнал «Внимание всем» (сирены, гудки предприятий, сигналы автомобилей)

    При угрозе возникновения ЧС военного характера население предупреждается «об угрозе нападения». С этой целью СМИ передают соответствующие решения или постановления. Кроме того, по месту работы и жительства должностными лицами ГО даются объявления об угрозе нападения и правилах поведения. Предупреждение об угрозе нападения не означает начала военных действий.

    Для оповещения персонала промышленного объекта и населения в ходе военных действий установлены следующие сигналы ГО: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

    Сигнал «Воздушная тревога» подается по радио и телевидению всеми станциями после сигнала «Внимание всем». По этому сигналу необходимо отключить свет, газ, воду, погасить огонь в печах. Взять документы, СИЗ, деньги, запас продуктов, воды, необходимую одежду и укрыться в ближайшем защитном сооружении.

    Укрытие персонала объектов экономики и населения в защитных сооружениях

    Укрытие людей от воздействия поражающих факторов источников ЧС проводится в специальных защитных сооружениях, а также в помещениях производственных, общественных и жилых зданий, приспособленных для этих целей.

    Эвакуация персонала объектов экономики и населения

    Под эвакуацией понимают организованный вывод и вывоз персонала объектов экономики, членов их семьи и населения из зон ЧС или вероятной ЧС, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Если укрытие людей в ЗС предполагает их защиту в зоне ЧС, то эвакуация проводится с целью вывода их из зоны воздействия поражающих факторов источников ЧС.

    Использование средств индивидуальной защиты

    Использование СИЗ органов дыхания и кожи предотвращает сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, а также светового, теплового и ионизирующего излучения.

    Дозиметрический и химический контроль

    Дозиметрический и химический контроль (ДХК) проводится с целью оценки работоспособности личного состава формирований, рабочих и служащих и определения порядка их использования, объема медицинской помощи на этапе эвакуации, необходимости и объема санитарной обработки людей, а также дезактивации и дегазации техники, оборудования, транспорта, средств защиты, одежды, возможности использования продуктов питания и воды.

    Медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия

    Профилактические медицинские мероприятия защиты населения при ЧС проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей в результате воздействия опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуированных.

    Определение и соблюдение режимов защиты персоналом объектов и населением

    В условиях радиоактивного, химического и биологического заражения невозможно бесконечно долго находиться в защитных сооружениях или в надетых средствах защиты. В целях исключения массового поражения населения и для обеспечения функционирования объектов и жизнедеятельности населения предусматриваются различные режимы радиационной, химической и биологической защиты.

    Под режимом радиационной защиты понимается порядок действий людей и применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного заражения с целью возможного уменьшения воздействия ионизирующего излучения на людей. Режим радиационной защиты определяет последовательность и продолжительность использования защитных сооружений, время пребывания в жилых, производственных помещениях и на открытой местности, а также регламентирует пользование средствами индивидуальной защиты, применение противорадиационных препаратов и контроля облучения.

    Под режимом химической защиты понимается порядок работы и действий в зонах химического заражения и применения способов и средств защиты, исключающих поражение людей ОХВ и ОВ.

    По сигналу оповещения о возникновении аварии на химически опасном объекте персонал ОЭ и население надевают средства защиты органов дыхания и в последующем действуют в соответствии с указаниями отдела ГОЧС.

      при применении противником ОВ типа ви-экс персонал объектов немедленно использует СИЗ, прекращает работу в зараженных цехах и укрывается в убежищах до проведения мероприятий, исключающих поражение после выхода людей к рабочим местам;

      при применении противником зарина или аварии с ОХВ персонал ОЭ немедленно использует противогазы и продолжает производственную деятельность до особой команды. Для отдыха и приема пищи используются убежища.

    При применении биологического оружия для защиты персонала ОЭ и населения применяется режим карантина или обсервации.

    Организация охраны общественного порядка в зоне ЧС

    Для обеспечения охраны общественного порядка в зонах ЧС организуется комендантская служба. Она осуществляет: регулирование движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации; эвакуацию населения и материальных ценностей; контроль за соблюдением объектами экономики, формированиями и населением установленных режимов действий; воспрещение доступа населения в район стихийных бедствий, аварий и катастроф; недопущения вывоза продукции и имущества из зон заражения РВ, ОВ (ОХВ) и БС без специального на то разрешения; охрану личного имущества граждан в квартирах; охрану наиболее важных дорожных сооружений, переправ и других объектов; недопущение нарушений правопорядка.

    Укрытие людей в защитных сооружениях.

    Защитное сооружение – это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий или катастроф на потенциально опасных объектах (ПОО) либо опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (ССП).

    Защитные сооружения для защиты людей: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

    Убежища

    Убежища – это защитные сооружения, в которых в течении определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от ССП, поражающих факторов и воздействий ОВ, ОХВ, РВ и БС.

    Убежища классифицируются:

    По степени защиты

      1 класса, Кзащ>5000, ∆Рф до 500кПа

      2 класса, Кзащ>3000, ∆Рф до 300кПа

      3 класса, Кзащ >2000, ∆Рф до 200кПа

      4 класса, Кзащ>1000, ∆Рф до 100кПа

    По вместимости

      Большие – более 2000 человек

      Средние – 600-2000 человек

      Малые – 150-600 человек

    По месту положения

      встроенные

      отдельно стоящие

      приспособленные

    По времени воздействия

      возводимые заблаговременно

      быстровозводимые

    Требования к убежищам

    Убежища должны:

      температура воздуха от +27 до +32

      относительная влажность не более 90%

    Убежища в городах, населенных пунктах и на промышленных объектах имеют, как правило, двойное назначение: в мирное время они используются как складские помещения, гаражи, кафе, столовые, кинотеатры и т.д., а в военное – по прямому назначению.

    Перевод таких помещений на режим укрытий в ЧС должен осуществляться в минимально короткие сроки (не более 12 часов). Убежища, расположенные поблизости от РОО и ХОО, используются только по прямому назначению.

    Техническое оборудование и система жизнеобеспечения убежищ

    Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основным помещения относятся: помещения для укрываемых, пункты управления, медпункты. К вспомогательным относятся: фильтровентиляционные помещения, санузлы, защищенные дизельные электростанции, электрощитовая, помещение для хранения продовольствия, станция перекачки, баллонная, тамбуры.

    Помещение, предназначенное для размещения укрываемых, рассчитывается на определенное количество людей. На одного человека предусматривается не менее 1,5 м 3 внутреннего объема.

    Помещение для пункта управления предприятия предусматривается в одном из убежищ с наибольшей работающей сменой не менее 600 человек.

    Система воздухоснабжения, как правило, работает по двум режимам: чистой вентиляции и фильтровентиляции. Если убежище расположено в пожароопасном районе или в районе возможной загазованности опасными химическими веществами, дополнительно предусматривают режим регенерации внутреннего воздуха и создание подпора.

    В режиме чистой вентиляции наружный воздух очищается только от пыли.

    При режиме фильтровентиляции воздух дополнительно пропускают через фильтры-поглотители, где он очищается от ОВ и бактериальных средств.

    Система воздухоснабжения включает в себя воздухозаборные устройства, противопыльные фильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, разводящую сеть, воздухо-регулирующие и защитные устройства, а также при необходимости средства регенерации, теплоемкие фильтры, фильтр для очистки воздуха от окиси углерода.

    Противорадиационные укрытия

    Противорадиационное укрытие (ПРУ) – защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ИИ и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в нем.

    Требования:

      наружные ограждающие конструкции зданий должны обеспечивать необходимую кратность ослабления ИИ;

      проемы и отверстия должны быть подготовлены для заделки их при вводе помещения в режим укрытия;

      помещения должны располагаться вблизи мест пребывания большинства укрываемых.

    Простейшие укрытия

    Простейшие укрытия предназначаются для массового укрытия людей от поражающих факторов источников ЧС. Это защитные сооружения открытого типа. К ним относятся открытые и перекрытые щели, котлованные и насыпные укрытия.

    Эвакуация и рассредоточение персонала объектов экономики и населения

    Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу персонала объектов и населения из зон ЧС или вероятной ЧС, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения.

    Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вывозу из городов в загородную зону персонала объектов экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях, и населения.

    В зависимости от масштаба ЧС эвакуация из зон бедствия может быть:

      локальной – проводится в случае, если зона возможного поражения ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов;

      местной – проводится в случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы.

    В зависимости от ожидаемых масштабов поражения в зоне ЧС, достоверности прогноза возникновения опасности, природно-климатических особенностей и хозяйственного освоения опасных районов, технологических режимов работы предприятий, попавших в зону ЧС и других факторов, эвакуация может быть частичной или общей.

    В зависимости от наличия времени после получения сигнала оповещения, степени опасности и длительности воздействия поражающих факторов выбирается вариант эвакуационных мероприятий:

      внутренняя эвакуация – перемещение производственного персонала из здания в здание, с нижних этажей на верхние или, наоборот, укрытие его в защитных сооружениях;

      внешняя – вывод персонала за пределы объекта;

      комбинированный метод – укрытие персонала на нижних этажах с последующим выводом его за пределы объекта.

    Эвакуация и рассредоточение людей планируется и проводится по следующим принципам:

      производственному – вывоз персонала ОЭ с членами семей по предприятиям силами и средствами ОЭ;

      территориальному – силами и средствами администрации города.

    Способы эвакуации:

      пешим порядком;

      на транспорте;

      комбинированный вывод.Защита населения в чрезвычайных ситуациях природного, биологического, социального характера. Защита населения в чрезвычайных ситуациях . Основные принципы и способы защиты . Защитные...

    • РЕФЕРАТ По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема «Особенности организации защиты детей в чрезвычайных ситуациях»

      Автореферат диссертации

      Выполнять основные приемы и способы защиты детей при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях . ... и К» 2001г. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». – М.,1994. ...