Положение латвии относительно условных линий на карте. Экономико-географическое положение

Латвия – страна общей площадью 63,7 тыс. км2, возникшая на постсоветском пространстве, находится на востоке Балтийского побережья. Официальное название – Латвийская Республика. Латвия является унитарной, суверенной и независимой страной. Форма правления - демократичная, парламентская республика. Латышский - единственный государственный, официальный язык. Латвия увидела продолжительную и сложную историю развития территории и классовых групп населения. Страна увидела много продолжительных и сложных этапов становления территории, национального состава населения. Теперь поподробнее об этом.

Начало становления государства и территорий

В Х-ХІІ веках большая часть населения и земель была в вассальной подчиненности от Псковского княжества и жители должны были платить немалую дань Пскову. В начале ХІІІ века на восточном побережье действовали Ливонский и Тевтонский ордена. Позже главную роль в управлении территорией на себя взяли немецкие дворяне. Некоторые края оказались под властью могущественной, на то время, Речи Посполитой. После того как Иван Грозный в 1560 году разбил войска Ливонского ордена, некоторые восточные территории Латвии перешли под власть Московского царства, из-за этого орден перестал существовать. Сейчас многими историками говориться о том, что около начала XVII века, как результат логического объединения селов, латгалов, земгалов, куршей и ливов зародилась латышская нация. Как одно из доказательств можно предоставить, то что в этот период был создан первый латышский словарь и выдана печатная книга «Латышская история». Потом Прибалтийское побережье, в том числе часть Латвии, было захвачено королевством Швеции. После того как в 1721 году Россия победила в Северной войне, латвийские земли вошли в состав могущественной Российской империи.Формирование основ капиталистических отношений на Латвийских землях пришлось на конец ХІХ - начало ХХ века, соответственно тогда же и активизировалось развитие промышленности. Во времена Первой мировой войны Латвия была полностью под оккупацией германских войск. Независимость Латвии было провозглашено в 1918 году, но в скором времени, в 1940 году Латвия присоединилась к составу СССР и находилась в составе СССР до 1991 года, как одна из союзных республик. Современными латвийскими учеными принято считать время пребывание страны в составе СССР - советской оккупацией. С 1991 года Латвия – самостоятельная независимая республика, с уверенным курсом на евроинтеграцию.

Экономико-географическое положение Латвии

Расположение Латвии в западной части Восточно-Европейской холмистой равнины очень выгодно, по сколько ее пересекают важные транспортные пути, связывающие Россию из Западной Европой. Недалекие соседи Латвии: Эстония, Россия, Беларусь, Литва. Поскольку страна имеет собственный выход к морю это положительно влияет на международные отношения со многими странами Балтийского бассейна, а также европейскими государствами. Наиболее крепкие экономические связи с Россией, Беларусью и Украиной. Политическая ситуация, которая возникла в последние годы, негативно влияет на выгоду сотрудничества Литвы с Россией. С 29 марта 2004 года страна является членом НАТО.

· Экономика · Образование · Культура и искусство · СМИ · Спорт · Примечания · Официальный сайт · Видео «Латвия»

Географическое положение

Территория Латвии составляет 64 589 км (122-е место по площади среди стран мира). Общая протяжённость границ - 1150 км. Омывается Балтийским морем (длина побережья - 531 км) и Рижским заливом на западе, граничит с Эстонией на севере (339 км), с Литвой на юге (453 км), с Россией (271 км) и Беларусью (141 км) на востоке.

Рельеф равнинный, возвышенности перемежаются с низменностями.

Возвышенности: :

  1. Видземская возвышенность (высшая точка - холм Гайзинькалнс, 312 м)
  2. Латгальская возвышенность (высшая точка - холм Лиелайс Лиепукалнс, 289 м)
  3. Алуксненская возвышенность (высшая точка - холм Делинькалнс, 272 м)
  4. Куршская возвышенность (высшая точка - холм Криеву калнс [Русская гора], 220 м)
  5. Аугшземская возвышенность (высшая точка - холм Эглюкалнс, 220 м)
  6. Западно-Курсская возвышенность
  7. Восточно-Курсская возвышенность
  8. Северо-Курсская возвышенность

Самая протяжённая низменность - Приморская.

Низменности: Среднелатвийская, Восточнолатвийская, Лубанская, Талавская, Куршская.

12 тысяч больших и малых рек, около 3 тысяч озёр.

Самые длинные реки:

Название Бассейн рек Длина по Латвии (км.) Общая длина (км.)
1. Гауя Рижский залив 452 452
2. Даугава Рижский залив 352 1020
3. Огре Даугава 188 188
4. Вента Балтийское море 178 346
5. Иецава Лиелупе 155 155

Самые крупные озёра:

Название Площадь (км 2) Длина (км)
1. Лубанс 80,70 15,6
2. Разна 57,56 12,1
3. Энгурес 40,46 17,9
4. Буртниеку 40,07 13,3
5. Лиепайское озеро 37,15 16,2

Самое глубокое озеро - Дридзис (65,1 м).

Основные природные ресурсы: песок, щебень, торф, доломит, известняк, глина, гипс, водные ресурсы, лес . Ведется разведка нефтяных месторождений на шельфе Балтийского моря и испытательная добыча нефти в Курземском регионе. На побережье Латвии в некоторых случаях находят небольшое количество янтаря.

Климат

Климат имеет переходный характер от морского к континентальному, который смягчается близостью к Балтийскому морю. Преобладающие юго-западные ветра приносят со стороны Атлантики существенное количество осадков - 500-800 мм в год. Небо часто затянуто облаками, число солнечных дней - всего 30-40 в год. Самый солнечный и сухой месяц - май.

Лето часто прохладное и дождливое, выше нуля температура держится 125-155 дней в году. Средняя температура июля - 15-17 °C, в некоторых случаях случаются аномалии (до 32 °C), как в середине 1990-х. Зима длится с середины декабря по середину марта. В январе средняя температура составляет от -3 до -7 °C, изредка падая до -40 °C.

Средняя температура Латвии в 2011 г.

Средняя температура (°C)

Погодные рекорды в Латвии
Рекорд Значение Место Дата
Самая высокая температура 36,4 ° C Даугавпилс 28 августа 1943 года
Самая низкая температура -43.2 ° C Даугавпилс 8 февраля 1956 года
Больше всего осадков за год 1007 мм Приекульская волость 1928 год
Меньше всего осадков за год 384 мм Айнажи 1939 год
Больше всего осадков за день 160 мм Вентспилс 9 июля 1973 года
Самая высокая месячная норма осадков 330 мм Ницская волость Август 1972 года
Самая низкая месячная норма осадков 0 мм Большая часть территории Май 1938 года
Самый толстый снежный покров 126 см Гайзинькалнс Март 1931 года
Месяц с наибольшим количеством метелей 19 дней Лиепая Февраль 1956 года
Большинство дней с туманом за год 143 дня Гайзинькалнская волость 1946 год
Самое высокое атмосферное давление 799,5 мм Лиепая Январь 1907 года
Самое низкое атмосферное давление 699,7 мм Видземская возвышенность 13 февраля 1962 года
Большинство дней с грозами за год 52 дня Видземская возвышенность 1954 года
Сильнейший ветер 34 м / сек, до 48 м / сек Не указан 2 ноября 1969 года

Флора и фауна

Подробнее: Флора Латвии , Фауна Латвии

Флора в Латвии развивалась примерно 10 000 - 15 000 лет после последнего ледникового периода.

Поля образовались из-за вырубки леса, постоянной косьбы или выпаса. Естественные поля составляют всего один процент от территории Латвии. В полях описано 360 видов высших растений, но лишь 60 видов встречаются часто.

Болота занимают 10 % территории. Большая часть их расположены в Прибрежной низменности и Восточной Латвии. Болота начали образовываться уже с окончания ледникового периода, но в тоже время, большая их часть образовалась уже после ледникового периода. Они продолжают развиваться и по сей день, превращаясь в водоёмы или в высохшую местность.

В Латвии описано 1304 собственных видов растений и 633 вида ввезённых.

Латвия - одна из стран Балтии , к которым также относятся Литва и Эстония . Расположена вдоль побережья Балтийского моря , часть которого - Рижский залив - отличается наибольшей курортной привлекательностью.

География и климат.

Латвия расположена на побережье Балтийского моря и граничит с Россией, Литвой, Эстонией и Белоруссией. Внутренние области страны холмистые, с густыми лесами, более чем 3000 озерами и 12000 реками. Площадь территории Латвии - 64,5 тыс. кв. км., население около 2,7 млн. человек. Столица - один из красивейших европейских городов Рига с населением около одного миллиона человек.

Латвийское время отличается от Гринвичского на 2 часа (GMT+2), летом на 3 часа.

Kлимат в Латвии умеренный, но со значительными перепадами температур. Лето теплое, а весна и осень сравнительно мягкие. Зима иногда может быть очень холодной. Средняя температура воздуха зимой -4 °С, летом +18 °С. Температура воды в Рижском заливе в июле - августе +18-20 °С, иногда она прогревается до +22 °С

Площадь — 64,5 тыс. км2.

Население — 2,3 млн человек.

Официальное название — Республика Латвия.

Столица — Рига.

Глава государства — президент. Законодательный орган — однопалатный Сейм. Территориально делится на 26районов (уездов).

Экономико-географическое расположение Латвии

Латвия расположена на побережье Балтийского моря, занимает центральное положение в регионе. Ее незамерзающие порты (Рига, Вентспилс, Лієпая) всегда играли роль западных ворот для внешнеэкономической деятельности восточных соседей — России и Беларуси . Портовое хозяйство в столице страны Риге начало составляться еще в средневековье во времена господства Ливонского ордену крестоносцев, а позднее Рига входила в Ганзейский союз торговых городов. Рига всегда была важным политическим и культурным центром страны, с уникальными архитектурными памятками, например Домский собор (XIII ст.).

Традиционная культура Латвии формировалась под значительным давлением соседей, но население сохранило не только язык, а и характерные этнические черты. Жители страны издавна были известные как ремесленники (кузнеце, бондаре, пивовары), прославлялись художественной обработкой стекла и плетеными изделиями из соломы, ювелирными изделиями из янтаря.

Население Латвии

Государственный язык страны - латышский, вероисповедание - лютеранство, католицизм, православие. Латыши представляют свыше 60% население, около 30% - россияне. Такой этнический состав вызывает определенные политические и социальные проблемы.

Экономика Латвии

Промышленность концентрируется в больших портовых городах. Областями специализации есть точное и среднее машиностроения, деревообработка, трикотажная, фармацевтическая, рыбная, мясо-молочная области промышленности.

Специализация сельского хозяйства также типичная для региона - молочное скотоводство и беконное свиноводство. В растениеводстве преобладает выращивание технических культур (лен, сахарная свекла).

К областям специализации можно отнести и развитый транспортный комплекс: морской и железнодорожный, деятельность которого связана с обеспечением экспортно-импортных связей страны. Развитое курортное хозяйство на побережье Балтийского моря (курорт Юрмала и др.).

Основной объем внешнеэкономической деятельности приходится на европейские страны, с которыми Латвия обменивается продукцией машиностроения, легкой и химической промышленности, основную частицу импорта представляют топливо и сырье.

Транспорт является важнейшей отраслью государства. От объема транспортных услуг во многом зависит состояние экономики страны. Транспорт создает условия для формирования местного и межгосударственного рынка.
В Латвийской Республике хорошо развита транспортная сеть. Это связано с тем, что стратегически благоприятное географическое положение Латвии на восточном побережье Балтийского моря, в центре рынка стран Балтии, создает благоприятные возможности для развития грузовых и пассажирских перевозок.
Конкурентоспособная транспортная система является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономического развития Латвийского государства. Значительный удельный вес транспортной отрасли обоснован наличием трех больших портов – Рига, Вентспилс, Лиепая. Успешное их использование способствует развитию транзитных перевозок. Латвия располагает хорошо развитой транспортной инфраструктурой автодорог, сетью трубопроводов, но важной составной частью является железная дорога.
Железнодорожный транспорт совместно с портовым хозяйством и морским, автомобильным, авиационным транспортом, трубопроводами и сферами грузовых и пассажирских перевозок составляют единую транспортную систему Латвии.
Большая часть грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте также занимают автомобильный, трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте – автомобильный и авиационный.
Распределение перевозок между видами транспорта отражает место и роль каждого из них в экономике страны. Основными количественными показателями, характеризующими это распределение, являются: объем перевезенных грузов, грузооборот, количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот выполняемых тем или иным транспортом. Взаимодействие и конкуренция между видами транспорта направлены на развитие и улучшение качества транспортного обслуживания.
Балтийские государства рассматриваются как Европейский регион, который развивается достаточно высокими темпами, и привлекает своей транспортной инфраструктурой. Транспортная система Латвии образует узел логистики, у которой есть вся необходимая инфраструктура для ведения торговли между Западной Европой, странами СНГ и она способна удовлетворить потребности местных предпринимателей по экспорту и импорту.

Система автодорог Латвии – это составная часть транспортной системы. В ведении ГАО "Латвийские Государственные дороги" находятся 20 309 км дорог, которые обеспечивают прямой доступ в направлениях стран Европы, России и СНГ.
Значительным транспортным коридором, который пересекает Латвию в северо-западном направлении, является дорога «Via Baltica»– это первый транспортный коридор Европы.
Латвия успешно выполнила все требования ЕС в автотранспортной сфере и ввела в законодательство Латвии основные условия о входе на рынок пассажирских и грузовых автоперевозок, о режимах езды и отдыха профессиональных автоводителей, о технических параметрах автотранспортных средств, об организации автоперевозок опасных грузов и другие условия и требования, связанные с автоперевозками.
Значительной проблемой является дальнейшее поддерживание этих критериев.
Рижский аэропорт удерживает позицию лидера в странах Балтии самым большим пассажирооборотом. Количество пассажиров и объем грузов, проходящих через Рижский аэропорт, постоянно растет. Самолёты из Риги направляются более чем в 50 направлениях. Уровень качества обслуживания и безопасности пассажиров и грузов высок, соответствует стандартам Eurocontrol. Согласно статистических данных за 2006 год воздушным транспортом было перевезено 1,6 млн. пассажиров (пассажирооборот составил 2015 млн. пасс – км). Объем перевезенных грузов за 2006 год невелик – 9 тыс. тонн.

Порты являются важным связующим звеном в транспортной системе страны. Через Балтийское море проходит один из важнейших транспортных коридоров, соединяющий Россию со странами Европы. В Латвии действуют 10 портов. Три крупных порта – Рига, Вентспилс и Лиепая и семь малых портов. Крупные порты занимаются обслуживанием транзитных грузов – в них перегружается около 80% перевозимого через Латвию транзитного груза. В семи малых портах осуществляется перевалка (перегрузка) местных грузов. Связь с остальными видами транспорта вместе с привлекательной налоговой зоной обеспечивает портам статус центра промышленной деятельности региона.
Порты обладают следующими преимуществами:
техническим оборудованием для обработки грузов разных видов,
хорошо развитой транспортной инфраструктурой,
возможностью обслуживания кораблей при любых погодных условиях,
свободными территориями для развития.

Трубопроводный транспорт . Транзитный коридор нефти и нефтепродуктов Латвии образовывают магистральные трубопроводы для нефти и нефтепродуктов совместно с нефтяными терминалами. В систему магистральных трубопроводов на территории Латвии входят два нефтяных трубопровода и один трубопровод для нефтепродуктов. Транзитный нефтекоридор Латвии считается одним из экономически выгодных, технически современных и безопасных для окружающей среды.

Железнодорожный транспорт - считается самым перспективным из всех видов сухопутного транспорта, так как является наиболее безопасным, экономически выгодным, экологически чистым.
Грузы в порты Латвии и из них перевозятся главным образом по железной дороге, на данный момент составляют 52% общего объема сухопутных грузовых перевозок. Эти показатели имеют тенденцию непрерывно расти.
Транзитные железнодорожные перевозки составляют значительную часть всех грузов, которые перевозятся по железным дорогам; главным образом это грузы из России и Белоруссии в порты Латвии (транзитный коридор восток-запад). Среди грузов доминирует транзит нефтепродуктов, химикалий и минеральных удобрений, успешно развивается движение контейнерных поездов, которые соединяют между собой порты Латвии, Россию и Казахстан.
Главные преимущества сети железных дорог Латвии:
разветвлённость сети, соединяющей Рижский, Вентспилский и Лиепайский порты с перегрузочными пунктами, с Россией, странами СНГ и другими регионами, разветвлённая сеть подъездных путей в портах, что позволяет производить погрузку прямо на корабли;
современные технологии, которые позволяют быстро производить погрузку и выгрузку грузов;
автоматизированная, соединенная с соседними странами, система управления перевозками, которая даёт возможность контролировать движение поезда и вагонов;
эластичная ценовая политика.