Положение латвии относительно условных линий на карте. Экономико-географическое положение
Латвия – страна общей площадью 63,7 тыс. км2, возникшая на постсоветском пространстве, находится на востоке Балтийского побережья. Официальное название – Латвийская Республика. Латвия является унитарной, суверенной и независимой страной. Форма правления - демократичная, парламентская республика. Латышский - единственный государственный, официальный язык. Латвия увидела продолжительную и сложную историю развития территории и классовых групп населения. Страна увидела много продолжительных и сложных этапов становления территории, национального состава населения. Теперь поподробнее об этом.
Начало становления государства и территорий
В Х-ХІІ веках большая часть населения и земель была в вассальной подчиненности от Псковского княжества и жители должны были платить немалую дань Пскову. В начале ХІІІ века на восточном побережье действовали Ливонский и Тевтонский ордена. Позже главную роль в управлении территорией на себя взяли немецкие дворяне. Некоторые края оказались под властью могущественной, на то время, Речи Посполитой. После того как Иван Грозный в 1560 году разбил войска Ливонского ордена, некоторые восточные территории Латвии перешли под власть Московского царства, из-за этого орден перестал существовать. Сейчас многими историками говориться о том, что около начала XVII века, как результат логического объединения селов, латгалов, земгалов, куршей и ливов зародилась латышская нация. Как одно из доказательств можно предоставить, то что в этот период был создан первый латышский словарь и выдана печатная книга «Латышская история». Потом Прибалтийское побережье, в том числе часть Латвии, было захвачено королевством Швеции. После того как в 1721 году Россия победила в Северной войне, латвийские земли вошли в состав могущественной Российской империи.Формирование основ капиталистических отношений на Латвийских землях пришлось на конец ХІХ - начало ХХ века, соответственно тогда же и активизировалось развитие промышленности. Во времена Первой мировой войны Латвия была полностью под оккупацией германских войск. Независимость Латвии было провозглашено в 1918 году, но в скором времени, в 1940 году Латвия присоединилась к составу СССР и находилась в составе СССР до 1991 года, как одна из союзных республик. Современными латвийскими учеными принято считать время пребывание страны в составе СССР - советской оккупацией. С 1991 года Латвия – самостоятельная независимая республика, с уверенным курсом на евроинтеграцию.
Экономико-географическое положение Латвии
Расположение Латвии в западной части Восточно-Европейской холмистой равнины очень выгодно, по сколько ее пересекают важные транспортные пути, связывающие Россию из Западной Европой. Недалекие соседи Латвии: Эстония, Россия, Беларусь, Литва. Поскольку страна имеет собственный выход к морю это положительно влияет на международные отношения со многими странами Балтийского бассейна, а также европейскими государствами. Наиболее крепкие экономические связи с Россией, Беларусью и Украиной. Политическая ситуация, которая возникла в последние годы, негативно влияет на выгоду сотрудничества Литвы с Россией. С 29 марта 2004 года страна является членом НАТО.
· Экономика · Образование · Культура и искусство · СМИ · Спорт · Примечания · Официальный сайт · Видео «Латвия»
Географическое положение
Территория Латвии составляет 64 589 км (122-е место по площади среди стран мира). Общая протяжённость границ - 1150 км. Омывается Балтийским морем (длина побережья - 531 км) и Рижским заливом на западе, граничит с Эстонией на севере (339 км), с Литвой на юге (453 км), с Россией (271 км) и Беларусью (141 км) на востоке.
Рельеф равнинный, возвышенности перемежаются с низменностями.
Возвышенности: :
- Видземская возвышенность (высшая точка - холм Гайзинькалнс, 312 м)
- Латгальская возвышенность (высшая точка - холм Лиелайс Лиепукалнс, 289 м)
- Алуксненская возвышенность (высшая точка - холм Делинькалнс, 272 м)
- Куршская возвышенность (высшая точка - холм Криеву калнс [Русская гора], 220 м)
- Аугшземская возвышенность (высшая точка - холм Эглюкалнс, 220 м)
- Западно-Курсская возвышенность
- Восточно-Курсская возвышенность
- Северо-Курсская возвышенность
Самая протяжённая низменность - Приморская.
Низменности: Среднелатвийская, Восточнолатвийская, Лубанская, Талавская, Куршская.
12 тысяч больших и малых рек, около 3 тысяч озёр.
Самые длинные реки:
Название | Бассейн рек | Длина по Латвии (км.) | Общая длина (км.) | |
---|---|---|---|---|
1. | Гауя | Рижский залив | 452 | 452 |
2. | Даугава | Рижский залив | 352 | 1020 |
3. | Огре | Даугава | 188 | 188 |
4. | Вента | Балтийское море | 178 | 346 |
5. | Иецава | Лиелупе | 155 | 155 |
Самые крупные озёра:
Название | Площадь (км 2) | Длина (км) | |
---|---|---|---|
1. | Лубанс | 80,70 | 15,6 |
2. | Разна | 57,56 | 12,1 |
3. | Энгурес | 40,46 | 17,9 |
4. | Буртниеку | 40,07 | 13,3 |
5. | Лиепайское озеро | 37,15 | 16,2 |
Самое глубокое озеро - Дридзис (65,1 м).
Основные природные ресурсы: песок, щебень, торф, доломит, известняк, глина, гипс, водные ресурсы, лес . Ведется разведка нефтяных месторождений на шельфе Балтийского моря и испытательная добыча нефти в Курземском регионе. На побережье Латвии в некоторых случаях находят небольшое количество янтаря.
Климат
Климат имеет переходный характер от морского к континентальному, который смягчается близостью к Балтийскому морю. Преобладающие юго-западные ветра приносят со стороны Атлантики существенное количество осадков - 500-800 мм в год. Небо часто затянуто облаками, число солнечных дней - всего 30-40 в год. Самый солнечный и сухой месяц - май.
Лето часто прохладное и дождливое, выше нуля температура держится 125-155 дней в году. Средняя температура июля - 15-17 °C, в некоторых случаях случаются аномалии (до 32 °C), как в середине 1990-х. Зима длится с середины декабря по середину марта. В январе средняя температура составляет от -3 до -7 °C, изредка падая до -40 °C.
Средняя температура Латвии в 2011 г. |
||||||||||||
Средняя температура (°C) |
Рекорд | Значение | Место | Дата |
---|---|---|---|
Самая высокая температура | 36,4 ° C | Даугавпилс | 28 августа 1943 года |
Самая низкая температура | -43.2 ° C | Даугавпилс | 8 февраля 1956 года |
Больше всего осадков за год | 1007 мм | Приекульская волость | 1928 год |
Меньше всего осадков за год | 384 мм | Айнажи | 1939 год |
Больше всего осадков за день | 160 мм | Вентспилс | 9 июля 1973 года |
Самая высокая месячная норма осадков | 330 мм | Ницская волость | Август 1972 года |
Самая низкая месячная норма осадков | 0 мм | Большая часть территории | Май 1938 года |
Самый толстый снежный покров | 126 см | Гайзинькалнс | Март 1931 года |
Месяц с наибольшим количеством метелей | 19 дней | Лиепая | Февраль 1956 года |
Большинство дней с туманом за год | 143 дня | Гайзинькалнская волость | 1946 год |
Самое высокое атмосферное давление | 799,5 мм | Лиепая | Январь 1907 года |
Самое низкое атмосферное давление | 699,7 мм | Видземская возвышенность | 13 февраля 1962 года |
Большинство дней с грозами за год | 52 дня | Видземская возвышенность | 1954 года |
Сильнейший ветер | 34 м / сек, до 48 м / сек | Не указан | 2 ноября 1969 года |
Флора и фауна
Подробнее: Флора Латвии , Фауна Латвии
Флора в Латвии развивалась примерно 10 000 - 15 000 лет после последнего ледникового периода.
Поля образовались из-за вырубки леса, постоянной косьбы или выпаса. Естественные поля составляют всего один процент от территории Латвии. В полях описано 360 видов высших растений, но лишь 60 видов встречаются часто.
Болота занимают 10 % территории. Большая часть их расположены в Прибрежной низменности и Восточной Латвии. Болота начали образовываться уже с окончания ледникового периода, но в тоже время, большая их часть образовалась уже после ледникового периода. Они продолжают развиваться и по сей день, превращаясь в водоёмы или в высохшую местность.
В Латвии описано 1304 собственных видов растений и 633 вида ввезённых.
Латвия - одна из стран Балтии , к которым также относятся Литва и Эстония . Расположена вдоль побережья Балтийского моря , часть которого - Рижский залив - отличается наибольшей курортной привлекательностью.
География и климат.
Латвия расположена на побережье Балтийского моря и граничит с Россией, Литвой, Эстонией и Белоруссией. Внутренние области страны холмистые, с густыми лесами, более чем 3000 озерами и 12000 реками. Площадь территории Латвии - 64,5 тыс. кв. км., население около 2,7 млн. человек. Столица - один из красивейших европейских городов Рига с населением около одного миллиона человек.
Латвийское время отличается от Гринвичского на 2 часа (GMT+2), летом на 3 часа.
Kлимат в Латвии умеренный, но со значительными перепадами температур. Лето теплое, а весна и осень сравнительно мягкие. Зима иногда может быть очень холодной. Средняя температура воздуха зимой -4 °С, летом +18 °С. Температура воды в Рижском заливе в июле - августе +18-20 °С, иногда она прогревается до +22 °С
Площадь — 64,5 тыс. км2.
Население — 2,3 млн человек.
Официальное название — Республика Латвия.
Столица — Рига.
Глава государства — президент. Законодательный орган — однопалатный Сейм. Территориально делится на 26районов (уездов).
Экономико-географическое расположение Латвии
Латвия расположена на побережье Балтийского моря, занимает центральное положение в регионе. Ее незамерзающие порты (Рига, Вентспилс, Лієпая) всегда играли роль западных ворот для внешнеэкономической деятельности восточных соседей — России и Беларуси . Портовое хозяйство в столице страны Риге начало составляться еще в средневековье во времена господства Ливонского ордену крестоносцев, а позднее Рига входила в Ганзейский союз торговых городов. Рига всегда была важным политическим и культурным центром страны, с уникальными архитектурными памятками, например Домский собор (XIII ст.).
Традиционная культура Латвии формировалась под значительным давлением соседей, но население сохранило не только язык, а и характерные этнические черты. Жители страны издавна были известные как ремесленники (кузнеце, бондаре, пивовары), прославлялись художественной обработкой стекла и плетеными изделиями из соломы, ювелирными изделиями из янтаря.
Население Латвии
Государственный язык страны - латышский, вероисповедание - лютеранство, католицизм, православие. Латыши представляют свыше 60% население, около 30% - россияне. Такой этнический состав вызывает определенные политические и социальные проблемы.
Экономика Латвии
Промышленность концентрируется в больших портовых городах. Областями специализации есть точное и среднее машиностроения, деревообработка, трикотажная, фармацевтическая, рыбная, мясо-молочная области промышленности.
Специализация сельского хозяйства также типичная для региона - молочное скотоводство и беконное свиноводство. В растениеводстве преобладает выращивание технических культур (лен, сахарная свекла).
К областям специализации можно отнести и развитый транспортный комплекс: морской и железнодорожный, деятельность которого связана с обеспечением экспортно-импортных связей страны. Развитое курортное хозяйство на побережье Балтийского моря (курорт Юрмала и др.).
Основной объем внешнеэкономической деятельности приходится на европейские страны, с которыми Латвия обменивается продукцией машиностроения, легкой и химической промышленности, основную частицу импорта представляют топливо и сырье.
Транспорт является важнейшей отраслью государства. От объема транспортных услуг во многом зависит состояние экономики страны. Транспорт создает условия для формирования местного и межгосударственного рынка.
В Латвийской Республике хорошо развита транспортная сеть. Это связано с тем, что стратегически благоприятное географическое положение Латвии на восточном побережье Балтийского моря, в центре рынка стран Балтии, создает благоприятные возможности для развития грузовых и пассажирских перевозок.
Конкурентоспособная транспортная система является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономического развития Латвийского государства. Значительный удельный вес транспортной отрасли обоснован наличием трех больших портов – Рига, Вентспилс, Лиепая. Успешное их использование способствует развитию транзитных перевозок. Латвия располагает хорошо развитой транспортной инфраструктурой автодорог, сетью трубопроводов, но важной составной частью является железная дорога.
Железнодорожный транспорт совместно с портовым хозяйством и морским, автомобильным, авиационным транспортом, трубопроводами и сферами грузовых и пассажирских перевозок составляют единую транспортную систему Латвии.
Большая часть грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте также занимают автомобильный, трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте – автомобильный и авиационный.
Распределение перевозок между видами транспорта отражает место и роль каждого из них в экономике страны. Основными количественными показателями, характеризующими это распределение, являются: объем перевезенных грузов, грузооборот, количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот выполняемых тем или иным транспортом. Взаимодействие и конкуренция между видами транспорта направлены на развитие и улучшение качества транспортного обслуживания.
Балтийские государства рассматриваются как Европейский регион, который развивается достаточно высокими темпами, и привлекает своей транспортной инфраструктурой. Транспортная система Латвии образует узел логистики, у которой есть вся необходимая инфраструктура для ведения торговли между Западной Европой, странами СНГ и она способна удовлетворить потребности местных предпринимателей по экспорту и импорту.
Система автодорог Латвии
– это составная часть транспортной системы. В ведении ГАО "Латвийские Государственные дороги" находятся 20 309 км дорог, которые обеспечивают прямой доступ в направлениях стран Европы, России и СНГ.
Значительным транспортным коридором, который пересекает Латвию в северо-западном направлении, является дорога «Via Baltica»– это первый транспортный коридор Европы.
Латвия успешно выполнила все требования ЕС в автотранспортной сфере и ввела в законодательство Латвии основные условия о входе на рынок пассажирских и грузовых автоперевозок, о режимах езды и отдыха профессиональных автоводителей, о технических параметрах автотранспортных средств, об организации автоперевозок опасных грузов и другие условия и требования, связанные с автоперевозками.
Значительной проблемой является дальнейшее поддерживание этих критериев.
Рижский аэропорт
удерживает позицию лидера в странах Балтии самым большим пассажирооборотом. Количество пассажиров и объем грузов, проходящих через Рижский аэропорт, постоянно растет. Самолёты из Риги направляются более чем в 50 направлениях. Уровень качества обслуживания и безопасности пассажиров и грузов высок, соответствует стандартам Eurocontrol. Согласно статистических данных за 2006 год воздушным транспортом было перевезено 1,6 млн. пассажиров (пассажирооборот составил 2015 млн. пасс – км). Объем перевезенных грузов за 2006 год невелик – 9 тыс. тонн.
Порты
являются важным связующим звеном в транспортной системе страны. Через Балтийское море проходит один из важнейших транспортных коридоров, соединяющий Россию со странами Европы. В Латвии действуют 10 портов. Три крупных порта – Рига, Вентспилс и Лиепая и семь малых портов. Крупные порты занимаются обслуживанием транзитных грузов – в них перегружается около 80% перевозимого через Латвию транзитного груза. В семи малых портах осуществляется перевалка (перегрузка) местных грузов. Связь с остальными видами транспорта вместе с привлекательной налоговой зоной обеспечивает портам статус центра промышленной деятельности региона.
Порты обладают следующими преимуществами:
техническим оборудованием для обработки грузов разных видов,
хорошо развитой транспортной инфраструктурой,
возможностью обслуживания кораблей при любых погодных условиях,
свободными территориями для развития.
Трубопроводный транспорт . Транзитный коридор нефти и нефтепродуктов Латвии образовывают магистральные трубопроводы для нефти и нефтепродуктов совместно с нефтяными терминалами. В систему магистральных трубопроводов на территории Латвии входят два нефтяных трубопровода и один трубопровод для нефтепродуктов. Транзитный нефтекоридор Латвии считается одним из экономически выгодных, технически современных и безопасных для окружающей среды.
Железнодорожный транспорт
- считается самым перспективным из всех видов сухопутного транспорта, так как является наиболее безопасным, экономически выгодным, экологически чистым.
Грузы в порты Латвии и из них перевозятся главным образом по железной дороге, на данный момент составляют 52% общего объема сухопутных грузовых перевозок. Эти показатели имеют тенденцию непрерывно расти.
Транзитные железнодорожные перевозки составляют значительную часть всех грузов, которые перевозятся по железным дорогам; главным образом это грузы из России и Белоруссии в порты Латвии (транзитный коридор восток-запад). Среди грузов доминирует транзит нефтепродуктов, химикалий и минеральных удобрений, успешно развивается движение контейнерных поездов, которые соединяют между собой порты Латвии, Россию и Казахстан.
Главные преимущества сети железных дорог Латвии:
разветвлённость сети, соединяющей Рижский, Вентспилский и Лиепайский порты с перегрузочными пунктами, с Россией, странами СНГ и другими регионами, разветвлённая сеть подъездных путей в портах, что позволяет производить погрузку прямо на корабли;
современные технологии, которые позволяют быстро производить погрузку и выгрузку грузов;
автоматизированная, соединенная с соседними странами, система управления перевозками, которая даёт возможность контролировать движение поезда и вагонов;
эластичная ценовая политика.