Превентивная функция. Степень разработанности данного аспекта проблемы в отечественной юридической науке

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Макаренко, А. Б.
ОБСЕ - Общеевропейская международная
организация общей компетенции /А. Б. Макаренко.
//Правоведение. -1997. - № 1. - С. 156 - 165
  • Статья находится в издании «Известия высших учебных заведений. »
  • Материал(ы):
    • ОБСЕ - Общеевропейская международная организация общей компетенции.
      Макаренко, А. Б.

      ОБСЕ – Общеевропейская международная организация общей компетенции

      А. Б. Макаренко*

      Принятый на встрече на высшем уровне государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Будапеште (5-6 декабря 1 994 г.) пакет документов (Политическая декларация «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху» и «Будапештские решения») 1 содержит ряд важнейших решений, нацелен-ных на переустройство СБСЕ в соответствии с велением времени, существенное повышение его эффективности и оперативности. Четко обозначено направление раз-вития СБСЕ по пути превращения его в полноценную региональную организацию. Первая часть «Будапештских решений» - «Укрепление СБСЕ» - фактически яв-ляется развернутым конспектом Устава Организации по безопасности и сотрудниче-ству в Европе.

      Событием огромной значимости стало переименование СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которое является признанием факта, что на сегодняшний день СБСЕ фактически обладает всеми признаками ре-гиональной (объединяющей Европу с интегрированным включением США и Кана-ды) международной организации общей компетенции.

      Особенностью ОБСЕ является то, что у нес нет единого документа - учреди-тельного акта. Процесс создания организации занял большой промежуток времени и продолжается до сих пор, а в роли учредительного акта выступает совокупность решений, принятых на встречах на высшем уровне государств-участников.

      История ОБСЕ началась 1 августа 1975 г., когда Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее в Хельсинки, закончилось подписа-нием руководящими деятелями 33 европейских государств, США и Канады итогово-го документа встречи - Заключительного акта. Участие США и Канады в европей-ском региональном совещании было обусловлено наличием в Европе воинских контингентов и военных баз этих стран, а также тем, что участие США, постоянного члена Совета безопасности ООН, имеет огромное значение для обеспечения безо-пасности в Европе.

      Заключительный акт по праву считается одним из важнейших международных документов нашего времени, так как его содержание включает следующее: во-пер-вых, установление общих принципов международных отношений между государ-ствами-участниками, которые одновременно представляют собой и принципы меж-дународного права; во-вторых, комплекс договоренностей по обеспечению европей-ской безопасности и укреплению доверия; в-третьих, соглашения о сотрудничестве в области экономики, науки и техники и окружающей среды, гуманитарной и других областях; в-четвертых, заявление о решимости продолжать многосторонний процесс, начатый Совещанием и договоренность о мероприятиях, осуществляемых го-сударствами-участниками после Совещания; в-пятых, создание основы системы кол-лективной безопасности и сотрудничества.

      Заключительный акт имеет сложную многоплановую структуру. Помимо уста-новления правовых принципов взаимоотношений между государствами, он фикси-рует цели и намерения его участников, коллективно выработанные и согласованные рекомендации, а также содержит конкретные правовые нормы.

      По своей правовой природе Заключительный акт уникален, и это породило мно-гочисленные дискуссии q: юридической силе данного документа, а в последующем - и других договоренностей в рамках СБСЕ. Как отмечал В. К. Собакин, эта уникаль-ность обусловливает невозможность подвести Совещание и Заключительный акт под традиционные классификации международных совещаний и международно-право-вых документов. 2

      Вне всякого сомнения, Итоговый документ Совещания в Хельсинки не является международным договором. 3 Такое заключение можно сделать, исходя из текста са-мого Акта, в котором говорится, что он «не подлежит регистрации на основании статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций». В соответствии с этой ста-тьей все договоры и международные соглашения, заключенные членами ООН, дол-жны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опуб-ликованы. Отказ от регистрации лишил участников Совещания права ссылаться на Заключительный акт как на договор в любом из органов ООН, из чего можно заклю-чить, что государства, участвовавшие в СБСЕ, решили не придавать этому соглаше-нию договорной формы.

      Данный факт явился предпосылкой расхождений во мнениях относительно обя-зательности Акта для стран-участниц. Американская Ассоциация международного права при опубликовании текста Заключительного акта снабдила его пояснением, в котором говорилось, что Заключительный акт не имеет никакой обязательной силы. 4 Такой подход получил негативную правовую оценку международной юридической общественности. Как сам Заключительный акт, так и итоговые документы всех пос-ледующих встреч на высшем уровне в рамках СБСЕ пронизаны заявлениями стран-участниц о «намерении претворять в жизнь», «решимости придать полную действен-ность» положениям Заключительного акта Совещания. В разделе Акта, посвящен-ном принципу добросовестного выполнения обязательств по международному пра-ву, говорится, что участники «будут... учитывать должным образом и выполнять (кур-сив мой. -A. M.} положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». 5 Более решительной является формулировка Итогового документа Мадридской встречи: меры укрепления доверия и безопасности будут «обязательными и будут обеспечиваться адекватными формами проверки, соответ-ствующими их содержанию». 6 В Итоговом документе Венской встречи участники выразили решимость «принять на себя ответственность за выполнение полностью обязательств, содержащихся в Заключительном акте и других документах СБСЕ». 7

      В настоящее время общепризнанным стало отношение к договоренностям в рамках СБСЕ как к носящим обязательный характер. Однако вопрос характера обя-зательной силы этих документов по-прежнему вызывает споры.

      Можно выделить две основные точки зрения на данный вопрос: согласно пер-вой, акты СБСЕ носят характер политических соглашений, и их обязательная сила носит морально-политический характер; 8 вторая признает юридическую силу этих доцентов, содержание в них международно-правовых норм. 9 Последние тенден-ции в развитии процесса СБСЕ, качественные изменения в нем, суть которых будет изложена ниже, доказали правильность второй точки зрения.

      Международно-правовая доктрина исходит из теории согласования воль госу-дарств как способа создания международно-правовых норм. Наиболее распростра-ненным источником международного права является международный договор, од-нако он не может рассматриваться как единственная форма согласования воль. Кро-ме него существуют и другие общепризнанные источники, такие, как международ-ные обычаи и обязательные нормативные резолюции международных организаций, а также особую форму согласования воль государств - итоговые документы между-народных конференций, к которой и относится Заключительный акт. Его юридичес-кую силу не преуменьшает то, что содержащиеся в нем предписания различны по характеру обязательности. В нем содержатся как правовые нормы, так и ненорма-тивные положения, соседствуют как императивные, так и носящие рекомендатель-ный характер установления. Но соединение в одном документе нормативных и не-нормативных положений не устраняет его квалификации как источник! права, по-скольку нормы права в нем все же присутствуют. 10

      Особенную важность трактовка документов СБСЕ как источников международ-ного права приобретает в связи с постепенным переходом СБСЕ в новое качество - качество международной организации регионального характера. На протяжении всей истории существования СБСЕ прослеживается последовательность шагов в этом направлении.

      Совещание в Хельсинки положило начало организационного процесса строи-тельства системы безопасности и сотрудничества в Европе. В разделе итогового до-кумента «Дальнейшие шаги после Совещания» государства-участники заявили о своем желании продолжать многосторонний процесс, начатый Совещанием, и пре-творять в жизнь положения Заключительного акта.

      Была запланирована целая серия встреч представителей государств на различ-ных уровнях. Уже тогда в совокупности этих встреч усматривались некое организа-ционное единство, а также возможность придания процессу более организованной формы.

      Первой была Белградская встреча государств-участников общеевропейского Совещания, проходившая в столице Югославии с 4 октября 1977 г. по 9 марта 1978 г. На этой встрече состоялся углубленный обмен мнениями о выполнении Заключи-тельного акта и о развитии процесса разрядки в будущем. В принятом 8 марта 1978 г. итоговом документе Белградской встречи подчеркивалась решимость стран-участ-ниц «выполнять в одностороннем, двустороннем и многостороннем порядке все по-ложения Заключительного акта». 11

      На мадридской встрече государствам-участникам удалось достичь договорен-ностей, создающих новые возможности для расширения их сотрудничества в самых различных областях, для активизации их усилий в интересах упрочения европейс-кого и всеобщего мира. Встреча завершилась 9 сентября 1983 г. принятием итогово-го документа, который полностью опирался на принципы и положения Хельсинского Заключительного акта. В итоговом документе подтверждалось, что необходимо строго и неукоснительно уважать и осуществлять на практике десять Хельсинских принципов, которыми государства - участники общеевропейского совещания обя-зались руководствоваться в своих взаимоотношениях. Было также подтверждено намерение предпринимать дальнейшие шаги с целью сокращения или постепенного устранения всякого рода препятствий на пути развития торговли, расширять эконо-мические и научно-технические связи.

      Важной договоренностью Мадридской встречи явилось решение созвать кон-ференцию государств по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению в Европе, которая начала работать 17 января 1984 г. в Стокгольме. Основным дости-жением этой конференции стало принятие набора взаимодополняющих мер укреп-ления доверия и безопасности. Документ Стокгольмской конференции - это поли-тически значительное достижение, а содержащиеся в нем меры - важный шаг в усилиях, направленных на уменьшение опасности военного противостояния в Евро-пе. 12

      Следующим основным этапом процесса СБСЕ стала Венская встреча предста-вителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев-ропе. Совещание проходило с ноября 1986 г. по январь 1989 г. Оно вывело на пер-вый план один из главных элементов процесса СБСЕ - человеческое измерение, который до этого не был в центре внимания, в отличие от военной тематики. В ито-говом документе Венской встречи значительно расширены положения Заключитель-ного акта, касающиеся прав человека и гуманитарного сотрудничества. 13 Принципи-ально важно, что был создан постоянный механизм контроля за выполнением обяза-тельств в данной области государствами-участниками - так называемый Венский механизм. По этому поводу между Востоком и Западом возникли значительные рас-хождения. Встал вопрос: не будет ли механизм по человеческому измерению проти-воречить основному принципу международного права - невмешательству во внут-ренние дела других государств. Данный принцип продолжает оставаться одной из фундаментальных основ международного общения. Однако государства, доброволь-но принимая на себя соответствующие обязательства, могут в определенной мере ограничить сферу своей внутренней компетенции, не подлежащей вмешательству. К обеспечению прав человека самое непосредственное отношение имеет и примат об-щечеловеческих ценностей над национальными или групповыми. Особую важность вышесказанное приобретает в связи с вопросом признания обязательной силы дого-воренностей в рамках СБСЕ.

      Суть Венского механизма составляло решение государств-участников:

      1) обмениваться информацией и отвечать на запросы об информации и на пред-ставления, сделанные им другими участниками по вопросам, относящимся к чело-веческому измерению СБСЕ;

      2) проводить двусторонние встречи с другими государствами-участниками с целью изучения вопросов, относящихся к человеческому измерению СБСЕ, вклю-чая ситуации и конкретные случаи, имея ввиду разрешить их;

      3) что любое государство-участник, которое сочтет это необходимым, может привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим каналам к ситуациям и случаям, касающимся человеческого измерения СБСЕ;

      4) что любое государство-участник может предоставлять информацию о кон-тактах в соответствии с вышеуказанными пунктами на встречах СБСЕ. 14

      Конференция в Вене постановила, что необходимо провести три совещания, посвященные человеческому измерению. Три совещания-конференции по челове-ческому измерению состоялись: в Париже - в 1989 г., в Копенгагене - в 1990 г. и в Москве - в 1991 г. Эти совещания существенно укрепили и расширили Венский механизм, создав систему международных ненасильственных действий по защите прав человека, демократии и правового государства.

      Копенгагенский документ усилил Венский механизм, установив конкретные сроки для ответов на запрошенную информацию. 15 За ним последовал Московский документ, три главные части которого, касающиеся соответственно укрепления ме-ханизма по человеческому измерению, верховенства закона и обязательств в облас-ти прав человека, дополняли и усиливали Копенгагенский. В его преамбуле впервые недвусмысленно заявлялось, что «вопросы, касающиеся свобод, демократии и вер-ховенства закона, носят международный характер» и что «обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляю-щими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства», 16 Нововведение Московской конференции состояло в возможности досылки незави-симых миссий экспертов и докладчиков, в том числе и против воли государства, нарушающего права человека. Для достижения этой цели государства-участники пошли на важный шаг - вступили в противоречие с важным принципом СБСЕ: правилом консенсуса (см. ниже). Таким образом, были заложены основы для проце-дуры международного контроля.

      19-21 ноября 1990 г. в Париже состоялась встреча глав государств и прави-тельств 34 стран - участниц СБСЕ. Главный вопрос, который обсуждался на ней, стоял так: каким должно быть будущее Европы и общеевропейского сотрудничества.

      Итогом встречи явилось принятие документа, получившего название «Парижс-кая хартия для новой Европы». В нем отмечались глубокие перемены и коренные социально-политические изменения, которые произошли в Восточной Европе, и со-держалось заявление, что «эра конфронтации и раскола Европы закончилась». 17 Участники встречи еще раз подтвердили приверженность десяти принципам Зак-лючительного акта и заявили, что отныне их отношения будут основываться на вза-имном уважении и сотрудничестве. В Хартии четко зафиксировано право на равную безопасность для всех и свобода выбора способов обеспечения своей собственной безопасности.

      Особо отметим эту встречу в связи с тем, что она положила начало новому эта-пу институционализации общеевропейского процесса и переходу СБСЕ в новое ка-чество. В разделе Парижской Хартии под названием «Новые структуры и институты процесса СБСЕ» государства-участники заявили, что «совместные усилия по обес-печению уважения прав человека, демократии и содействию единству в Европе тре-буют нового качества политического диалога и сотрудничества и, таким образом, развития структур СБСЕ». Организационные и процедурные условия создания этих структур содержались в «Дополнительном документе», который был принят вместе с Парижской хартией. Таким образом, произошел переход от общих принципов со-здания системы безопасности и сотрудничества в Европе, провозглашенных Заклю-чительным актом 1975 г., к построению конкретных структур системы.

      Одним из созданных на Парижской встрече органов стал Совет министров ино-странных дел государств - участников СБСЕ. 30-31 января 1992 г. произошла встре-ча Совета в Праге, на которой был продолжен процесс институционализации и вне-сены изменения, касающиеся некоторых органов и процедуры.

      За этой важной вехой последовала следующая - Хельсинская встреча глав го-сударств и правительств стран - участниц СБСЕ которая состоялась в столице Финляндии 9-10 июля 1992 г. (Хельсинки-2). Принятый на Хельсинской встрече документ «Вызов времени перемен» закрепил основные результаты первого этапа перехода СБСЕ в новое качество - качество международной организации. 18 СБСЕ получило широкие полномочия принимать меры практического характера и разно-образные средства их реализации. Хельсинский документ включает в себя Деклара-цию встречи на высшем уровне и пакет решений по структуре и основным направле-ниям деятельности СБСЕ. В Хельсинском документе продолжается разработка струк-тур для обеспечения преодоления кризисов политическими средствами и создаются новые механизмы по предотвращению конфликтов и преодолению кризисов.

      В области человеческого измерения встреча в Хельсинки продемонстрировала растущую обеспокоенность государств-участников нарушениями прав лиц, принад-лежащих к национальным меньшинствам, ростом числа беженцев и перемещенных лиц. Важное место заняли положения, направленные на усиление обязательств госу-дарств-участников в этих областях.

      Были достигнуты договоренности относительно активизации экономического, научно-технического и природоохранного сотрудничества в регионе СБСЕ.

      Встреча в Хельсинки-2 заняла важное место в деле создания необходимых пред-посылок для практического использования СБСЕ в качестве инструмента поддержа-ния мира, стабильности и безопасности в регионе.

      14-15 декабря 1992 г. состоялась очередная встреча Совета СБСЕ в Стокголь-ме. На этой встрече был принят документ, который подвел итог 20-летним усилиям государств-участников общеевропейского процесса по выработке комплексной сис-темы мирного урегулирования международных споров. 19 Работа над ней проводи-лась на регулярных встречах участников СБСЕ, а также на четырех специальных совещаниях экспертов (Монтре, 1978 г.; Афины, 1984 г.; Ла-Валетта, 1991 г.; Жене-ва, 1992 г.). На последнем совещании были выработаны окончательные рекоменда-ции, которые и были приняты Советом СБСЕ на Стокгольмской встрече.

      И наконец, 5-6 декабря 1994 г. в Будапеште состоялась очередная встреча, в которой участвовали главы государств и правительств 52 стран СБСЕ, а также Ма-кедонии в качестве наблюдателя, и которая на сегодняшний день является после-дним основным шагом на пути становления ОБСЕ.

      Процесс превращения хельсинского процесса из форума преимущественно по-литического диалога в региональную евроатлантическую организацию по поддер-жанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества характери-зуется тремя основными признаками: институционализация СБСЕ, изменения в его полномочиях и изменения в процедуре.

      Как уже отмечалось выше, начало новому этапу институционализации, а имен-но, созданию постоянно действующих органов, наличие которых является одним из основных признаков международной организации, было положено на Парижской встрече в верхах 1990 г. Тогда были созданы следующие постоянные органы:

      1. Совет министров иностранных дел - центральный форум для проведения регулярных политических консультаций в рамках процесса СБСЕ. В его компетен-цию входило рассмотрение вопросов, имеющих отношение к Совещанию по безо-пасности и сотрудничеству в Европе, и принятие соответствующих решений, а так-же подготовка встреч Глав государств и правительств государств-участников и вы-полнение принятых на этих встречах решений,

      2. Комитет старших должностных лиц (КСДЛ), в функцию которого вошла подготовка заседаний Совета, составление повестки дня и выполнение его решений, обзор текущих проблем и рассмотрение вопросов будущей работы СБСЕ с правом принятия по ним решений, в том числе и в форме рекомендаций Совету.

      3. Секретариат - орган административного обслуживания консультаций всех уровней.

      4. Центр по предотвращению конфликтов для оказания содействия Совету в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. Его роль заключалась в содействии осуществлению мер доверия и безопасности, выработанных на Сток-гольмской конференции. Эти меры включали в себя механизм консультаций и со-трудничества в отношении необычной военной деятельности, обмен военной ин-формацией, сеть связи, ежегодные совещания по оценке выполнения и сотрудниче-ство в отношении опасных инцидентов военного характера.

      5. Бюро по свободным выборам для содействия контактам и обмену информа-цией о выборах в государствах-участниках.

      6. Парламентская Ассамблея как орган, объединяющий членов парламентов всех государств-участников.

      В последующем состав органов и их полномочия неоднократно изменялись в сторону расширения с целью придать им большую эффективность.

      Так, на Пражской встрече Совет министров иностранных дел государств - уча-стников СБСЕ Бюро по свободным выборам преобразовали в Бюро по демократи-ческим институтам и правам человека (БДППЧ) с приданием ему дополнительных функций. 20 Это было сделано с целью расширения практического сотрудниче-ства между государствами-участниками в области человеческого измерения.

      На Пражской встрече был создан в рамках Комитета старших должностных лиц Экономический форум, для придания политического импульса диалогу по воп-росам перехода к свободной рыночной экономике и ее развития и с целью предло-жить практические шаги, направленные на развитие систем свободного рынка и эко-номического сотрудничества.

      Созданному на Парижской встрече Центру по предотвращению конфликтов Пражский документ поставил новые задачи и меры для усиления функций и улуч-шения методов работы ЦПК.

      На встрече глав государств и правительств в Хельсинки в 1992 г. были приняты решения, в соответствии с которыми институциональным стержнем СБСЕ стали Совет и Комитет старших должностных лиц в качестве агента Совета. 21 За Советом была закреплена роль центрального и руководящего органа СБСЕ, а на КСДЛ наряду с принятием оперативных решений возложены функции управления и координации. Руководить текущей деятельностью СБСЕ поручалось Действующему Председате-лю, который должен доводить решения Совета и КСДЛ до сведения институтов СБСЕ и давать им, при необходимости, соответствующие рекомендации по этим решени-ям.

      В помощь Председателю учрежден институт Тройки (в составе предшествую-щего, действующего и последующего председателей, действующих совместно), а также специальные целевые группы, создаваемые в каждом конкретном случае, в частности, для предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и разрешения споров, и личные представители Председателя.

      Был учрежден пост Верховного комиссара СБСЕ по делам национальных мень-шинств, который действует под эгидой КСДЛ и должен способствовать предотвра-щению конфликтов по возможности на самом раннем этапе.

      Форум СБСЕ по сотрудничеству в области безопасности был создан как по-стоянно действующий орган СБСЕ для решения следующих основных задач: прове-дение новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укрепле-нию доверия и безопасности; расширение регулярных консультаций, активизация сотрудничества по вопросам, связанным с безопасностью; уменьшение опасности возникновения конфликта.

      Важной вехой в процессе институционализации и расширения полномочий СБСЕ стали принятые 14-15 декабря 1992 г. в Стокгольме Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ и Положение о комиссии СБСЕ по примирению. 22 Кон-венция предусматривает создание Суда по примирению и арбитражу для урегули-рования путем примирения и, в соответствующих случаях, арбитража споров, пере-данных на его рассмотрение государствами - участниками СБСЕ.

      На Будапештской встрече Комитет старших должностных лиц был преобразо-ван в Руководящий совет. В его функции входит обсуждение и формулирование ру-ководящих принципов политического и общего бюджетного характера. Руководя-щий совет созывается также и в качестве Экономического форума.

      Кроме институционализации процесса СБСЕ и приобретения новых полномо-чий, можно привести еще один основной признак приобретения им нового качества: произошло динамичное развитие как формальных, так и внутренне присущих СБСЕ принципов и процедур, которые потерпели значительные изменения.

      Рассмотрим принципиальные изменения, которые потерпел краеугольный ка-мень СБСЕ - правило консенсуса.

      Как уже говорилось выше, в правилах процедур, разработанных в Заключи-тельных рекомендациях консультаций в Хельсинки, предусматривалось, что реше-ния на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе будут приниматься путем консенсуса. Это имело большое значение, так как побуждало государства-участников устранять расхождение во мнениях относительно содержания любых поло-жений. В результате всегда находились такие формулировки, против которых не выступало ни одно государство, хотя для достижения этого и требовалось много вре-мени.

      Применение консенсуса при решении важнейших вопросов в целом имеет по-ложительное значение. «Использование консенсуса, - пишет А. Н. Ковалев, - при-звано служить тому, чтобы не допустить навязывания государствам чужой воли с помощью механического большинства. В то же время правило консенсуса содержит в себе потенциальные возможности злоупотребления им со стороны тех, кто стре-мится оттягивать, тормозить принятие договоренностей, чинить препятствия дости-жению согласия». 23 Однако с учетом потенциальных возможностей непродуктивно-го использования консенсуса государства - участники СБСЕ договорились, чти пра-вила процедуры совещания в Хельсинки будут применяться последующими встре-чами.

      Правило консенсуса тесно связано с другим основополагающим принципом СБСЕ - принципом невмешательства во внутренние дела (принцип VI Заключи-тельного акта Совещания в Хельсинки). 24 Этот принцип часто использовался в каче-стве своего рода оговорки: некоторые государства разоблачение нарушений прав че-ловека в этих странах рассматривали как недопустимое вмешательство в их внут-ренние дела. Кроме того, особый характер территориальных конфликтов, а также конфликтов, связанных с проблемами меньшинств и распадом государств, требует возможности международных организаций участвовать в их ликвидации для защи-ты народов и людей.

      С созданием Венского механизма (1989) были заложены основы для процедуры международного контроля. Появление механизма чрезвычайных и превентивных мер означало, что «появилась возможность для международных ненасильственных дей-ствий по защите прав человека, демократии и правового государства». 25 Завершение периода противостояния двух систем сделало возможным дальнейшее продвижение в данном направлении: результатом Московской конференции по человеческому из-мерению стала возможность посылки комиссии экспертов также и против воли госу-дарства, нарушающего права человека. Для достижения этой цели необходимо было вступить в противоречие с названным выше принципом СБСЕ: правилом консенсу-са.

      Следующим важным шагом на пути модификации принципа консенсуса яви-лась Пражская встреча Совета СБСЕ, на которой в целях защиты прав человека, демократии и правового государства было принято важное решение о том, что «Со-ветом или Комитетом старших должностных лиц могут быть, если необходимо - и без согласия соответствующего государства, в случаях явного, грубого и неисправ-ленного нарушения соответствующих обязательств по СБСЕ - предприняты над-лежащие действия.

      Такие действия будут состоять из политических заявлений или иных полити-ческих шагов, которые будут делаться за пределами территории та кого государства». 26 Как видим, появился новый механизм, названный «консенсус минус один».

      Возвращаясь к принципу невмешательства во внутренние дела следует отме-тить, что свое отношение к этому вопросу государства-участники сформулировали в преамбуле Московского документа конференции по человеческому измерению СБСЕ, в которой заявлялось, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер» и что «обяза-тельства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопро-сами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующе-го государства».

      Принцип консенсуса не действует при принятии решений в Парламентской Ас-самблее СБСЕ, где требуется большинство голосов, а также при введении в дей-ствие механизма чрезвычайных мер и механизма превентивных мер по урегулиро-ванию кризисных ситуаций, принятого в Хельсинки (достаточно согласия 11 госу-дарств).

      Серьезным изменением является принятие на Стокгольмской встрече Совета СБСЕ «Положения о директивном примирении». 27 Согласно этому документу, Со-вет министров или Комитет старших должностных лиц могут предписать двум лю-бым государствам-участникам прибегнуть к процедуре примирения с целью оказа-ния им содействия в разрешении спора, который они не смогли урегулировать в те-чение разумного периода времени. При этом «стороны в споре могут пользоваться любыми правами, которыми они обычно обладают, для участия во всех обсуждени-ях в рамках Совета или КСДЛ по поводу спора, однако они не будут участвовать в принятии Советом или КСДЛ решения, предписывающего сторонам прибегнуть к процедуре примирения». Этот элемент системы мирного урегулирования был на-зван участниками СБСЕ процедурой «консенсус минус два».

      На примерах можно проследить важную тенденцию развития общеевропейско-го процесса - видоизменение правил процедуры при переходе СБСЕ в новое каче-ство.

      Вышеуказанные изменения, происшедшие в общеевропейском процессе с мо-мента созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. до се-годняшнего дня, и дают основания говорить о том, что в настоящее время СБСЕ соответствует признакам международных организаций, выявленным в международ-но-правовых исследованиях. Так, по мнению X. Шермерса, международную орга-низацию характеризуют три основных признака: 1) договорная основа организации, т. е. наличие международного соглашения государств о создании организации, опре-деляющего ее функции и полномочия; 2) наличие постоянных органов; 3) подчинен-ность ее учреждения и деятельности международному праву. 28

      Е. А. Шибаева отметила, что сформулированное ею понятие международной организации позволяет говорить о пяти составляющих ее признаках: 1) договорная основа; 2) наличие определенных целей; 3) соответствующая организационная струк-тура; 4) самостоятельные прав;) и обязанности; 5) учреждение в соответствии с меж-дународным правом. 29

      Нужно отметить, что первый и последний признаки в данном определении по-вторяют друг друга, поскольку любой международный договор должен соответство-вать международному праву.

      Наиболее широкое определение дал Е. Т. Усенко, который считает, что вырабо-танные теорией и практикой международных отношений признаки международной организации охватывают следующее: 1) организация создана и функционирует на основе межгосударственного договора; 2) членами ее являются сами государства; 3) она обладает собственной волей; 4) она имеет органы, которые формируют и вы-ражают ее волю; 5) она должна быть правомерной; 6) она содействует сотрудниче-ству государств или организует сотрудничество государств в области осуществления ими их суверенных прав. 30

      Основными, неотъемлемыми и необходимыми признаками между народной орга-низации являются договорная основа организации, наличие у нее постоянных орга-нов и собственной воли. Международная организация характеризуется организаци-онно-правовым единством се государств-членов, которое может достигаться только на основе соглашения между ними, которое обычно именуется учредительным ак-том. Хотя, как правило, таким учредительным актом является межгосударственный договор в смысле, который придается этому понятию Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г, создание международной организации на основе так называемого «неформального договора» не меняет сути дела. 31 В случае СБСЕ мы имеем целый ряд межгосударственных соглашений и, хотя ни одно из них не является учредительным актом в прямом смысле, в совокупности они содержат все необходимые установления, характерные для учредительных документов, а именно: 1) цели межгосударственного объединения; 2) функции и полномочия; 3) условия членства; 4) организационная структура организации; 5) компетенция органов; 6) по-рядок принятия органами входящих в их полномочия актов.

      Специфика процесса СБСЕ состоит в том, что переход в качество международ-ной организации происходил постепенно и большинство признаков учредительного акта, перечисленных выше, появились в документах Совещания только после Па-рижской встречи в верхах 1990 г. На этой встрече были созданы постоянные органы, наличие которых является одним из основных признаков организации. Другое важ-ное условие, характеризующее сущность международной организации, - соответ-ствие ее деятельности международному праву.

      Согласно ст. 2 Устава ООН, Организация Объединенных Наций действует в со-ответствии с изложенными в этой статье принципами, т. е. в соответствии с основ-ными принципами международного права. Что касается региональных организа-ций, то в п. 1 ст. 54 устава ООН содержится требование, чтобы «такие соглашения или органы и их деятельность» были «совместимы с Целями и Принципами Орга-низации». Заявление по этому вопросу содержится в п. 25 Декларации Хельсинской встречи СБСЕ на высшем уровне 1992 г., где, в частности говорится, что «вновь подтверждая приверженность Уставу Организации Объединенных Наций, которую провозгласили наши государства, мы заявляем, что рассматриваем СБСЕ как регио-нальное соглашение в том смысле, как об этом говорится в Главе VIII Устава Орга-низации Объединенных Наций...Права и обязанности остаются неизменными и со-храняются в полном объеме. СБСЕ будет осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, особенно в области предотв-ращения и урегулирования конфликтов». 32

      Необходимо отметить также такой признак, как обладание международной орга-низацией своей волей. В этой связи огромную важность приобретает рассмотренная выше модификация правила консенсуса. С изменением данного принципа СБСЕ стало обладать собственной волей, не всегда совпадающей с волей всех ее членов.

      Таким образом, прошедшие в последнее время основные встречи СБСЕ, а именно Парижский саммит, положивший начало нового этапа институционализации, Бер-линская, Пражская и Стокгольмская встречи Совета, Хельсинская и Будапештская встречи глав государств и правительств подвели итог и закрепили основные резуль-таты первого этапа превращения ОБСЕ по своим возможностям, статусу и компе-тенции в региональную организацию по поддержанию военно-политической ста-бильности и развитию сотрудничества в Европе. В качестве основы сохраняется ком-плексное видение проблем обеспечения безопасности, соответственно подтвержда-ется мандат ОБСЕ на активизацию не только политического и военного сотрудниче-ства, но и взаимодействия в сфере человеческого измерения; в области экономики, экологии, науки и техники. ОБСЕ получило широкие полномочия принимать меры практического характера и разнообразные средства их реализации.

      В функционирование ОБСЕ, по мере приобретения им соответствующего опы-та, будут вноситься необходимые коррективы. Будет продолжена работа над совер-шенствованием механизмов разрешения споров и урегулирования конфликтов, над улучшением взаимодействия с другими организациями. Однако уже сейчас созданы необходимые предпосылки для практического использования ОБСЕ в качестве ин-струмента поддержания мира, стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе.

      *Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.

      ©А.Б. Макаренко, 1997.

      1 Встреча глав государств и правительств стран - членов СБСЕ // Дипломатический вестник. № 1. 1995.

      2 Собакин В. К. Равная безопасность. М., 1984.

      3 Талалаев А. Н. Хельсинки: Принципы и реальность. М., 1985.

      4 Подробнее см.: Мазов В. А. Принципы Хельсинки и международное право. М, 1979. С. 16.

      5 Во имя мира, безопасности и сотрудничества: К итогам Совещания по безопасности и сотрудниче-ству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля - 1 авг. 1975 г. М., 1975.

      7 Итоговый документ Венской встречи 1986 гола представителей государств участников Совеща-ния по безопасности и сотрудничеству в Европе. М, 1989.

      8 Лукашук И. И. Международные политические нормы к условиях разрядки напряженности // Совет-ское государство и право. 1976. № 8.

      9 Малинин С. А. Совещание в Хельсинки (1975 г.) и международное право // Правоведение. 1976. № 2. С. 20-29; Игнатенко Г. В. Заключительный акт общеевропейского совещания в Хельсинки // Там же. №3.

      10 Подробнее об этом см.: Малинин С. А. Совещание в Хельсинки (1975 г.) и международное право; Иг-натенко Г. В. Заключительный акт общеевропейского совещания в Хельсинки.

      11 Талалаев А. Н. Хельсинки: Принципы и реальность. С. 184.

      12 Подробнее см.: Алов О. Стокгольмская конференция по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружения в Европе // Международный ежегодник: Политика и экономика. М., 1985.

      13 Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств - участников Сове-щания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

      14 Там же. С. 50-51.

      15 Документ Копенгагенского совещания, 5-29 июня 1990 г.: Конференция по человеческому изме-не-нию СБСЕ. М., 1990.

      16 Подробнее см.: Кофод М . Московское совещание по человеческому изменению // Московский журнал международного права. 1992. № 2. С. 41-45.

      17 Общеевропейская встреча в верхах, Париж, 19-21 ноября 1990 г.: Документы и материалы. М.. 1991.

      18 СБСЕ. Хельсинский документ 1992 года II Московский журнал международного права. 1992. № 4. С. 180-204.

      19 Результаты совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12-23 октября 1992 го-да) // Московский журнал международного права. 1993. № 3. С. 150 171.

      20 Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ // Московский журнал международного права. 1992. № 2. С. 165-172.

      21 СБСЕ. Хельсинский документ 1992 года.

      22 Результаты совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12-23 октября 1992 го-да).

      23 Ковалев А. Н. Азбука дипломатии. М., 1977. С. 251.

      24 Во имя мира, безопасности и сотрудничества: К итогам Совещания по безопасности и сотрудниче-ству в Европе, состоявшегося 8 Хельсинки 30 июля - 1 авг. 1975 г. С. 20.

      25 Крайкемайер А. На пути к единой системе ценностей в рамках СБСЕ // Московский журнал меж-дуна-родного права. 1993. № 3. С. 66.

      26 Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ.

      27 Результаты совещания СБСЕ но мирному урегулированию споров (Женева. 12-23 октября 1992 го-да).

      28 Schermers H. International institutional law. Leiden, 1972. V. I.

      29 Шибаева Е. А. Право международных организаций. М., 1986.

      30 Усенко Е. Т. Совет Экономической Взаимопомощи - субъект международного права // Советс-кий еже-годник международного права, 1979. М, 1980. С. 20, 42.

      31 Подробнее см.: Там же. С. 22-23.

      32 СБСЕ. Хельсинский документ 1992 года.

    Информация обновлена :24.04.2000

    Сопутствующие материалы:
    | Книги, статьи, документы

    Основной закон эволюции гласит, что нет ничего более непостоянного, чем успех. Парадоксально, но самые благополучные сегодня фирмы завтра становятся наиболее уязвимыми. Компания, стержневые компетенции , активы, каналы распределения и менталитет которой идеально соответствуют удовлетворению существующих потребностей и отражению атак конкурентов, рискует потерять почву под ногами, как только изменяются нужды потребителей.  

    Стратегия определяет направление, в котором движется компания, выполняя поставленные задачи. В центре стратегии - решения в области маркетинга и инноваций. Наиболее важное стратегическое решение - выбор рынков , на освоение которых будут направлены основные усилия. Второе по значимости - решение о позиционировании, о том, какие конкурентные преимущества обеспечат фирме лидирующее положение на рынке. Стратегические решения и определяют необходимые компании стержневые компетенции , набор ее товарных линий , производственную и распределительную инфраструктуру.  

    Обычно декларация о миссии многопрофильных компаний формулируется в достаточно общих выражениях, которые нередко воспринимаются как родительские наставления, лишенные конкретного содержания и стимулов развития. Многие менеджеры бизнес-единиц разрабатывают собственные заявления о миссии, более подробно описывающие цели деятельности подразделения, его перспективы, основные компетенции сотрудников и конкурентные преимущества . Подобно программному заявлению компании, они направлены на воспитание в сотрудниках чувства гордости за их труд, причастности к общим целям , а также к определению направления развития СБЕ и выработки внутренних приоритетов.  

    После того как менеджмент компании определил стратегическое направление развития и требуемые основные компетенции , компания начинает работу по приобретению новых навыков.  

    Усиление конкуренции вынудило компании сконцентрировать свои усилия на основной деятельности. В годы экономического бума 1960-1970-х гг. многие компании занимались самыми разнообразными, совершенно не взаимосвязанными видами деятельности . Нефтяные компании заинтересовались розничной торговлей , табачные - страхованием, компании, производящие бакалейные товары, приобретали предприятия, выпускавшие электронику. Однако по мере ужесточения конкуренции и экономических условий обнаружилось, что конгломераты испытывают дефицит стержневых компетенций . Руководители компаний осознали, что поддержание конкурентных преимуществ определяется концентрацией усилий на основных компетенциях в ограниченной области рынка и технологий.  

    Во-первых, фирмы максимизируют отдачу от внутренних ресурсов , концентрируя свои инвестиции и усилия именно на том, что предприятие делает лучше всего. Во-вторых, хорошо разработанная основная компетенция создает трудно преодолимые барьеры для уже существующих и потенциальных конкурентов, стремящихся проникнуть в сферу интересов данной компании, поддерживая и защищая таким образом стратегические преимущества занимаемой доли рынка . В-третьих, возможно, наибольший эффект достигается за счет того, что компания получает максимум пользы от инвестиций, инноваций и специфических профессиональных способностей поставщиков, продублировать которые повторно самостоятельно было бы непомерно дорого или даже просто невозможно. В-четвертых, в условиях стремительно изменяющихся рынков и технологических особенностей стратегии сотрудничества сокращают риски, уменьшают длительность технологических циклов , снижают уровень необходимых инвестиций и создают условия для более эффективного реагирования на потребности клиентов.  

    Существующее у руководителя представление о реальности может оказаться ошибочным не только в результате изменений, которые произошли в окружающем мире, но и по причине того, что компания переместилась в новую сферу деятельности, где игра ведется по другим правилам. Когда компания добивается значительных успехов в секторе, не предоставляющем возможностей для дальнейшего роста, она часто пытается применить свои основные компетенции на других рынках, которые на первый взгляд кажутся очень похожими. При этом она не замечает скрытых отличий нового рынка , требующих от нее иного, чем прежде, подхода.  

    Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики , оценке целесообразности и экономической эффективности нового , контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.  

    В данной модели учтены всо три параметра для отбора бизнеса - привлекательность рынка , конкурентоспособность бизнеса, степень связи с корневыми компетенциями корпорации. На рис. 5.1 приведен пример портфеля бизнесов одного из небольших российских машиностроительных заводов. Основное производство - станки -находится в сфере низкой привлекательности, хотя входит в корневые компетенции компании и сила компании велика. Другой вид производства и, соответственно, иной бизнес - производство авто-  

    Классическим примером компаний-интегрированных анализаторов могут являться отделения ведущих аудиторско-консульта-ционных компаний мира (ПрайсУотерхаусКупер, ДелойтАндТуш и другие), оперирующих на российском рынке. Основная компетенция таких компаний - наличие отработанных алгоритмов работы и высокий уровень доверия со стороны западных инвесторов. Именно это позволяет компаниям назначать цены на свои услуги, в среднем значительно превосходящие цены российских аудиторских и консультационных фирм.  

    Если рассматривать фирму как некий набор основных компетенций и сфокусировать внимание на продуктах и рынках, имеющих второстепенное или косвенное отношение к основным организационным подразделениям фирмы, то можно выйти и за пределы существующего рынка фирмы. Например, компания Motorola считалась лидером рынка беспроволочной связи (основная компетенция). Затем, помимо своих существующих продуктов и рынков (например, мобильных телефонов и пейджеров), она изучила другие рынки в поисках возможности использовать свою основную компетенцию - глобальное позиционирование приемников спутниковых сигналов. Аналогично поиски "белого пространства" между основными организационными подразделениями позволили фирме Kodak исследовать область, находящуюся между традиционными химическими продуктами (фотопленкой) и устройствами электронного изображения (фотокопировальными аппаратами) и выделить новый рынок средств хранения и способа просмотра фотографий. Соответственно концепция фирмы состоит в разработке процесса, позволяющего рассматривать фотографии по телевизору.  

    Третьим благоприятным условием создания своей доли нового рынка является возможность реализации имеющейся сильной стороны компании. Например, фирма asio, используя свою основную компетенцию в микроэлектронике, перешла от производства калькуляторов к изготовлению часов. Слава фирмы Marx and Spen er как надежного и достойного доверия розничного продавца позволила ей создать инвестиционные трастовые фонды с низкой степенью риска и средней доходностью на вложенный капитал.  

    Среди важнейших датских компаний концепция технологических рейтингов вызвааа интерес у руководителей, которые сочли такие рейтинги важным инструментом, которого им недостает. Хот некоторые финансовые учреждения проводили рейтинги технологически развитых фирм с использованием собственной методологии, чаще всего они ориентировались на технологии, а не на другие аспекты. Традиционно финансовые учреждения в Нидерландах обслуживали рынок только для небольшого числа технологи чески развитых фирм, что стимулировалось правительством, либо это входило в круг их основной компетенции . И вот теперь они, тем не менее, решили изменить свой подход к технологически развитым фирмам. Этими финансовыми учреждениями технологические рейтинги стали рассматриваться как фактор, увеличивающий ценность обслуживания рынка, причем в особенности применительно к малым и средним предприятиям.  

    Белые пятна. Данные возможности включают в себя создание новых товаров или услуг и выход на новые рынки с помощью других способов использования основных компетенций компании. Такой возможностью для компании Sony явился аудиоплеер Walkman. Материнская компания передала свои деловые способности бизнес-единицам , занимавшимся производством магнитофонов и наушников.  

    Одним из способов пролонгирования периода получения сверхприбылей от технологического лидерства является инновационная компетенция. Чем многочисленнее и сложнее технологические параметры нового продукта , тем труднее конкурентам определить основные характеристики, с которыми необходимо конкурировать. А если к сложным технологиям добавить и особую внутреннюю культуру фирмы , которая сама по себе порождает инновации, имитировать данный продукт практически невозможно. В дополнение к этому новаторы всегда стремятся установить тесные отношения с поставщиками и дистрибьюторами, что повышает компетенцию и ноу-хау компании. Основные конкурентные стратегии , позволяющие максимизировать доходность нововведений, подробно рассмотрены в главе 3 Планирование инноваций.  

    Используя другие фирмы в качестве поставщиков разнообразных ресурсов, компания может добиться выгоды различными способами. Принимая во внимание, что ресурсы для любой фирмы ограничены, возникает необходимость сотрудничества с другими организациями. Современный бизнес требует концентрации внимания на сферах основной компетенции , где можно развивать конкурентные преимущества (Prahalad and Hamel, 1990). Компании необходимо вкладывать свои ресурсы в сферу основной, стержневой деятельности. Те сферы деятельности, которые не являются ключевыми, могут быть достаточно легко перепоручены (или переданы в рамках альянсов) внешним организациям , которые способны производить требуемый продукт или услугу на должном уровне. Даже в рамках основной компетенции могут существовать возможности для кооперации там, где в одиночку справиться гораздо сложнее, или там, где внутренних ресурсов фирмы оказывается просто недостаточно. Важным преимуществом, которое фирмы не должны так просто игнорировать, является появление на рынке первыми с новым или усовершенствованным товаром или услугой. Концентрируясь на сферах основной компетенции и сотрудничая с другими организациями, которые специализируются в других областях, фирма может одновременно получать выгоды как от экономии на масштабах производства , так и от экономии на дифференциации или разнообразии товарного ряда. Альянсы и партнерства могут высвободить редкие ресурсы для основных функций, что позволяет выполнять их более эффективно именно тем организациям, которые сосредоточивают больше усилий на областях основной компетенции . Важно понимать, что другие компании, которые уже исследовали данную область, могут выполнять некоторые функции более эффективно. Дублирование уже проделанной другими работы и изобретение велосипеда вряд ли способны привести к значительному росту компании и увеличению ее прибыльности. И, хотя в большинстве случаев такой вывод может звучать парадоксально, зависимость от внешних организаций вполне может быть основой независимости фирмы (Lewis, 1995). Следовать за внутренним, или органическим, ростом организации или полагаться на него - всего лишь одна из возможных альтернатив. Весьма разнообразен ряд вариантов, формирующийся на основе общей уверенности в себе, с одной стороны, и на основе доверия ресурсов, с другой стороны. Фирмы должны рассматривать все варианты и выбирать тот наилучший, который может способствовать развитию и поддержанию долгосрочной компетенции в сферах ключевых для данной компании видов деятельности.  

    Компетенции, которые, скорей всего, прогнозируют долгий успех карьеры кандидатов, которые сложно развить при помощи обучения или получения опыта работы. Сюда относятся основные компетенции , такие как ориентация на достижение или воздействие и оказание влияния, которые лучше сделать критерием отбора, чем потом развивать. К примеру, компания, нанимающая технических специалистов, может захотеть взять 10% новичков за компетенции воздействия и оказания влияния. Отобрав некоторых кандидатов, у которых не только хорошие грейды, но и в прошлом место капитана спортивной команды или лидера студенческой организации, компания получит резерв технических сотрудников с компетенциями, достаточными для того, чтобы в будущем стать менеджерами.  

    Кроме того, анализируя полученные сведения, мы также пересматривали свои исходные представления о том, действительно ли в конкретном случае имела место серьезная корпоративная ошибка, которая стала причиной постигшей компанию неудачи. Например, многие говорят о том, что, разрабатывая в 1979 году первоначальную концепцию ПК, IBM допустила грубый промах, отдав операционные системы на откуп Mi rosoft, a микропроцессоры - на откуп Intel. В то время как тот факт, что львиная доля стоимости в рассматриваемой отрасли приходится именно на операционные системы и микрочипы, не вызывает никаких сомнений, нам кажется не вполне обоснованным предположение, что IBM должна была догадаться об этом почти двадцать пять лет назад. Мало у кого из нас, кем бы мы ни были, есть позволяющий заглянуть в будущее магический кристалл. Вдобавок выбранная IBM стратегия, которая заключалась в передаче работ, связанных с операционной системой и микропроцессором - а обе области лежали за пределами основной компетенции компании, которая занималась аппаратными средствами , - внешним подрядчикам, отражает стремление сконцентрироваться на главной составляющей бизнеса, ха-  

    Основная компетенция компании - товарные инновации - заложила основу для ее оглушительного успеха. Новаторский дух и умение быстро выводить новшества на рынок гарантировали R ubbermaid монополию по многим категориям продуктов, что позволяло ее товарам завоевывать прочные позиции прежде, чем конкуренты успевали хотя бы скопировать их дизайн. К концу 8о-х Rubbermaid выпускала 365 наименований в год - рекорд, который свидетельствовал о хорошо отлаженном процессе разработки новых продуктов , позволявшем компании максимально сократить разрыв между моментом зарождения идеи и появлением на прилавке ее вещественного воплощения. Главные составляющие этого процесса -тесный контакт с потребителями, минимум рыночных испытаний и создание многофункциональных команд - обеспечивали убийственную комбинацию скорости и новаторства.  

    Являются ли слияния и поглощения вашей основной компетенцией Преуспевающие компании всегда имеют круг основных компетенций , которые помогают реализовывать выбранные ими конкурентные стратегии . Соответственно, занимающиеся слияниями и поглощениями компании должны развивать основные компетенции , которые позволят им стать эффективными приобретателями. Эту задачу решить невозможно, если относиться к каждому приобретению как к явлению исключительному. Опыт, который приобретают люди, участвующие в конкретной сделке, необходимо фиксировать, передавать другим и дополнять знаниями, полученными в ходе осуществления последующих слияний и поглощений, как это делают is o, GE, Eaton и другие признанные специалисты в этой области.  

    На этом мы заканчиваем свой рассказ об отрицательном переносе. Вполне возможно, что многие из наших читателей смогут провести параллель между этими историями и тем, что происходит в их собственных компаниях, ради чего, собственно, и был затеян весь этот разговор. Знакомство с отрицательным переносом помогает нам усвоить серьезный урок опыт и интеллектуальный потенциал не всегда приносят пользу, более того, в некоторых случаях опыт становится источником больших неприятностей. Отрицательный перенос может существовать в самых разнообразных проявлениях, порой он маскируется с помощью безукоризненной логики основных компетенций . Поэтому нам всегда следует помнить о том, как внимательно нужно подходить к определению этих компетенций. В следующем разделе мы перейдем от отрицательных величин к нулю, и рассмот-  

    Несмотря на солидарность с ливийской стороной, выраженную восемью участниками ОПЕК и включающую практические предложения АНДР, Ирана, Кувейта и ОАЭ оказать ей немедленную помощь командированием кадров нефтяников, Саудовская Аравия наложила вето на проект соответствующей резолюции, заявив, что по своему политическому характеру данный вопрос не входит в компетенцию Организации стран - экспортеров нефти. Однако наиболее важное реальное значение, на наш взгляд, имеют все же не саудовские демарши подобного рода, а сохранение за акционерами Арамко тех преимуществ, которыми пользуются привилегированные контрагенты этой аравийской монархии. Думается, что доступ фирм-аутсайдеров в той или иной форме к разработке ее нефтяных ресурсов, крупнейших в капиталистическом мире, не облегчен сколько-нибудь существенно в результате национализации основной концессии. Имея здесь прочные тылы и будучи в значительной степени огражденными от конкуренции ведущие американские энергетические концерны могут позволить себе более жесткую сырьевую политику по отношению к другим освободившимся государствам, чем основная масса независимых компаний.  

    В конце 1990-х гг. было проведено обследование ведущих мировых фирм по вопросам идентификации и развития корневых компетенций1. Генеральные директора и иные руководители таких компаний, как Боинг, Ситикорп, Локхид Мартин, Окидата и др. пытались сформулировать свои основные технологические компетенции, процессы и ключевые отношения и представить предполагаемые пути укрепления и развития корневых компетенций. Наиболее популярным путем поддержания надежности процессов было признано создание корпоративной культуры , нацеленной на поддержание стандартов выполнения операций, минимизацию отходов во всех смыслах. Наиболее популярным методом укрепления внешних отношений было признано поглощение иных фирм и использование накопленных ими потенциала отношений. Что же касается технологических компетенций, то здесь мнения руководителей ведущих мировых корпораций разделились в наибольшей степени. Значительная часть руководителей указала на необходимость полного учета всех факторов экономического и технологического окружения при планировании и развитии технологических ноу-хау. Однако почти такая же доля руководителей подчеркнула необходимость частичного или полного игнорирования превалирующих мнений о существующих технологических или операционных ограничениях в производстве и сбыте продукции.  

    Особое внимание следует уделить разбору третьего вопроса. Здесь можно указать, что КУР имеет тенденцию все больше превращаться в чисто инвестиционную компанию , концентрирующуюся во вложениях в сферы высокой технологии. Это одновременно и сила, и слабость выбранной модели развития. Концентрация всех инвестиций в одном, хотя и очень перспективном секторе (высокие технологии), делает компанию уязвимой по отношению ко всем пертурбациям данного сектора. И, действительно, в марте 2001 г. КУР Ин-дастриз обнародовала свои финансовые результаты                            Маркетинг менеджмент (2001) -- [

    Основные характеристики региональных организаций:

    ü пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного географического региона;

    ü пространственное ограничение целей, задач и действий госу­дарств-членов.

    Кроме региональных ММПО, в современном мире существует большое количество субрегиональных организаций общей и спе­циальной компетенции. При создании таких ММПО их учредители руководствуются не интересами географических регионов, а прин­ципом специфических интересов.

    Лига арабских государств (ЛАГ). Членом Лиги может стать любое независимое арабское государство. Членами ЛАГ являются неараб­ские государства Сомали и Джибути, что приближает структуру Лиги к субрегиональным ММПО. Цели ЛАГ - сотрудничество между го­сударствами-членами, координация их политических действий, обе­спечение их независимости и суверенитета.

    Организация африканского единства (ОАЕ). Членом ОАЕ может быть любое независимое и суверенное африканское государство (около 50 членов). Основные цели - осуждение убийств по политическим мотивам и подрывной деятельности; приверженность полно­му освобождению африканских государств; абсолютное неприсоеди­нение к любым военным блокам.

    Организация американских государств (ОАГ). Члены ОАГ - более 30 государств Латинской Америки и Карибского бассейна, США и Канада.

    Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Члены -Филиппины, Малайзия, Бруней, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Мьянма (Бирма), Лаос, Индонезия, Кампучия. Цели- создание региона мира, свободы и нейтралитета; сотрудничество государств; установление зоны свободной торговли.

    Организация Исламской конференции (ОИК). Субрегиональная организация общей компетенции - членами ОИК могут быть все мусульманские государства, расположенные в разных регионах. Мусульманские меньшинства в немусульманских странах вправе направлять в ОИК своих представителей в качестве наблюдателей.

    Членами ОИК являются свыше 50 государств. Цели ОИК - укрепление мусульманской солидарности; объединение мусульманских народов; помощь народу Палестины; сближение политических позиций мусульманских стран.

    Европейский союз - создан в 1957 г. на основе Римского договора об объединении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Ев­ропейского экономического сообщества (ЕЭС). Маастрихтские со­глашения (1992г.) завершили процесс юридического оформления Европейского союза. Основные цели ЕС - полная трансформация общего рынка в экономический и валютный союз; формирование единой внешней политики; обретение «европейской оборонной идентичности» и создание общих вооруженных сил ЕС.



    ЕС - это международная организация особого рода: государства-члены поступились частью своих суверенных прав для создания надгосударственных структур. Сообщества, составляющие ЕС, являют­ся самостоятельными ММПО. Международная правосубъектность ЕС в целом имеет ограниченный, вторичный характер по сравнению с правосубъектностью прежних трех Европейских сообществ.

    Содружество Независимых Государств (СНГ). Соглашение о соз­дании СНГ было принято в 1991 г. главами государств Беларуси, России и Украины. 21 декабря 1991 г. главы 11 государств (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Протокол к Соглашению и Декларацию. В 1993 г. к учредительным документам СНГ присоединилась Грузия. Устав СНГ был принят в 1993 г.

    Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

    Понятие, функции, принципы и основания юридической ответственности



    Юридическая ответственность – это обязанность лица возлагаемая в установленных законом формах претерпевать определенные мнения и неблагоприятные последствии за совершенное правонарушение.

    Функции юридической ответственности

    Карательная (штрафная) функция юридической ответственности выражается в наказании лиц, виновных в совершении правонарушений. Наказание (кара) - это причинение правонарушителю определенных ограничений, лишений, возложение на него дополнительных обременительных обязанностей.

    Превентивная (предупредительная) функция юридической ответственности заключается в предупреждении новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны других лиц (общая превенция).

    Воспитательная функция юридической ответственности состоит, прежде всего, в перевоспитании и исправлении правонарушителей. Оказывает она воздействие и на других лиц, ориентируя их на уважение к праву, закону.

    Правовосстановительная функция юридической ответственности проявляет себя в том, что способствует восстановлению нарушенных противоправным деянием субъективных прав потерпевших. Эта функция наиболее характерна для гражданско-правовой ответственности.

    Компенсационная функция юридической ответственности связана с возмещением материального или морального ущерба, причиненного противоправным деянием.

    Принципы юридической ответственности

    Принцип законности состоит, прежде всего, в том, что юридическая ответственность может устанавливаться и возлагаться лишь компетентными органами, органами, уполномоченными на это. Исключение составляет только гражданско-правовая договорная ответственность, которая согласно диспозитивным нормам может устанавливаться непосредственно сторонами. Кроме того, принцип законности означает, что юридическая ответственность может и должна возлагаться только на основе и в пределах закона либо договора, только при наличии противоправного деяния и только в соответствии с предусмотренной законом процедурой.

    Принцип целесообразности означает соответствие избираемой в отношении лица, совершившего противоправное деяние, меры воздействия целям юридической ответственности. Данный принцип предполагает индивидуализацию мер юридической ответственности и выбор наиболее оптимального ее варианта с учетом всех конкретных обстоятельств юридического дела. Кроме того, принцип целесообразности предполагает воз-можность смягчения юридической ответственности и даже отказа от нее, если ее цели могут быть достигнуты иным путем.

    Принцип справедливости юридической ответственности выражается, по мнению многих исследователей, в том, что:

    • - нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания;
    • - недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;
    • - ответственность, возлагаемая на лицо, совершившее противоправное деяние, должна быть соразмерной тяжести и общественной вредности этого деяния;
    • - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;
    • - нельзя за одно и то же противоправное деяние дважды привлекать к юридической ответственности.

    Принцип неотвратимости выражается в неизбежности привлечения к юридической ответственности за совершенное правонарушение. Это значит, что ни одно правонарушение не должно остаться «незамеченным» для государства и за всякое правонарушение должна последовать предусмотренная законом ответственность.

    Принцип ответственности за вину , согласно которому юридическая ответственность по общему правилу может и должна возлагаться лишь на лиц, виновных в совершении противоправных деяний. Вместе с тем из этого правила российское законодательство делает два исключения. Гражданское законодательство, предусматривая в целом ответственность за вину, допускает вместе с тем и безвиновную ответственность. Аналогичная возможность предусмотрена и трудовым законодательством.

    Принцип своевременности ответственности означает, что юридическая ответственность должна возлагаться своевременно, вскоре после совершения физическим или юридическим лицом противоправного деяния. В противном случае юридическая ответственность теряет свою актуальность и эффективность. Поэтому законодательством устанавливаются определенные сроки, в течение которых должны расследоваться и рассматриваться дела о правонарушениях.

    Основания юридической ответственности

    Выделяют три основания юридической ответственности:

    • 1. Норма права - фактическое основание. Нет нормы, следовательно нет деяния.
    • 2. Само правонарушение - фактическое основание. Это виновное, противоправное деяние (действие либо бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству, отдельным лицам.
    • 3. Правоприменительный акт - юридическое основание.

    Только если присутствуют все три основания, может быть применена юридическая ответственность.