Проект закона о правовой помощи. Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Фото с сайта izvestia.ru

Минюст подготовил проект постановления правительства «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Юстиция”». Соответствующий документ размещен на портале проектов нормативно правовых актов.

Документом предлагается, в частности, перенести с 2017 на 2018 год срок внесения в правительство ФЗ «О профессиональной юридической помощи в РФ», направленного на «оптимизацию процедуры допуска к профессии адвоката» и «стандартизацию рынка профессиональной юридической помощи», так как этот закон может быть разработан только после утверждения правительством Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, сказано в пояснительной записке. Концепция определяет основные направления модернизации законодательства для объединения юридической профессии, меры, направленные на совершенствование института адвокатуры в целях повышения качества оказания квалифицированной юридической помощи на территории РФ, в том числе на оптимизацию процедуры допуска к профессии адвоката.

«В проекте постановления правительства РФ подтвержден курс на реформирование сферы оказания юридической помощи. Более того, в пояснительной записке к проекту указано, что основной документ этой части государственной программы “Юстиция” - Концепция регулирования рынка квалифицированной юридической помощи - находится в стадии итоговой доработки. Данное утверждение развенчивает периодически появляющиеся слухи о том, что реформа отложена надолго, если не навсегда», - отметил исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Андрей Сучков.

Еще одно изменение в госпрограмме - отказ от программного показателя «соотношение общего количества адвокатов, имеющих действующий статус, сведения о которых внесены в реестр, и населения РФ», так как он не позволяет отразить специфику развития сферы оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами. «Данный ориентир был базовым в оценке реализации госпрограммы в этой части. Во всех странах с развитой правовой системой данный показатель является основным критерием обеспеченности населения квалифицированной юридической помощью. Доводы в пояснительной записке к проекту правительственного постановления о том, что он не влияет напрямую на достижение целей госпрограммы, совсем не убедительны. Скорее они убеждают в обратном: данный показатель должен остаться в госпрограмме и быть одним из основных критериев оценки ее реализации», - считает Сучков.

Кроме того, согласно документу, планируется исключить показатель «степень влияния реализации имущества должников на эффективность исполнения актов судебных и иных органов», потому что он не может объективно отражать эффективность деятельности непосредственно территориальных органов ФССП России.

Одна из задач госпрограммы - повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций. Соответственно она должна обеспечить создание условий для эффективной реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан ‎и хозяйствующих субъектов. Для этого требуется применение эффективного комплекса мер, направленных на обеспечение законности при реализации ФССП полномочий по исполнению законодательства ‎об уголовном судопроизводстве, поэтому проект предлагает включить показатель «обеспечение законности при производстве дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России» ‎в перечень целевых индикаторов и показателей госпрограммы.

Внедрение информационных технологий, говорится в документе, направлено на сокращение сроков ведения исполнительных производств, получения информации об имущественном положении должников, направления контрагентам процессуальных решений судебных приставов-исполнителей. Поэтому предлагается включить в перечень целевых индикаторов такие показатели, как «доля безбумажного юридически значимого документооборота с органами государственной власти как стороной исполнительного производства», «сумма оплаченной задолженности по исполнительным производствам с использованием сетей общего пользования и различных платежных систем ‎(без посещения отдела судебных приставов)», а также «доля средств вычислительной техники с установленной отечественной операционной системой от общего количества средств вычислительной техники».

В России может быть введена адвокатская монополия на оказание юридических услуг. Законопроект "Об оказании квалифицированной юридической помощи" подготовлен в Совете федерации и в ближайшее время будет внесен в Госдуму. Разработчики говорят о борьбе за качество юридической помощи, а юристы называют проект попыткой передела рынка юридических услуг, что приведет к росту цен для их потребителей.

Во вторник вечером Объединенная комиссия по вопросам оказания квалифицированной юридической помощи, возглавляемая первым вице-спикером Совета федерации Александром Торшиным, одобрила проект закона "Об оказании квалифицированной юридической помощи". "Комиссия приняла решение о внесении законопроекта в Госдуму. Это будет сделано сразу после окончательной подготовки пакета документов. Вносить проект будет Александр Торшин",- сообщил вчера "Ъ" помощник сенатора Павел Гусь. По информации "Ъ" это произойдет уже на днях.

Проект (текст имеется в распоряжении "Ъ") предусматривает, что любые виды юридических услуг, начиная от устных консультаций и кончая представительством в судах, смогут профессионально оказывать только адвокаты, нотариусы и патентные поверенные. Юристам компаний и госучреждений будет разрешено оказывать правовую помощь только своему работодателю, а иностранные адвокаты смогут заниматься только вопросами иностранного и международного права. Юристам, занятым сейчас предпринимательской деятельностью либо возглавляющим юридические фирмы, законопроект разрешит стать адвокатами без экзамена. А рядовые юристы консалтинговых фирм заниматься профессиональной деятельностью не смогут.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что сейчас юридическую помощь могут оказывать люди без какого-либо образования, что приводит к некачественным услугам. Кроме того, сейчас в России нет ограничений для иностранных юристов, тогда как к российским юристам за рубежом предъявляются очень жесткие требования.

По мнению разработчиков, принятие проекта важно "с точки зрения перспектив геополитического статуса России как члена международного сообщества, с которым необходимо считаться".

Председатели правовых комитетов Госдумы Владимир Плигин и Павел Крашенинников законопроект пока не видели. Но оба говорят, что в России происходит деградация юридического образования и проблема качественной юридической помощи действительно существует. "Проблема некачественного юридического образования усугубляется, становясь проблемой государства и общества. Но это не означает, что в сфере юридической помощи необходима адвокатская монополия",- считает Павел Крашенинников.

Еще летом отрицательные заключения на проект дали Государственно-правовое управление президента РФ (за подписью его руководителя Ларисы Брычевой) и советник президента по правовым вопросам Вениамин Яковлев. В обоих заключениях есть ссылка на постановление Конституционного суда (КС) от 16 июля 2004 года, допустившего, чтобы юридическую помощь оказывали лица без статуса адвоката. КС признал тогда неконституционным положение Арбитражного процессуального кодекса 2002 года, который разрешил выступать в суде только адвокатам и корпоративным юристам. Но после этого председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов неоднократно высказывался в пользу того, что юридическую помощь должны оказывать адвокаты, а не юридические фирмы.

Практикующие юристы с этим не согласны. "Формально у нашей компании есть статус адвокатского образования. Но структура адвокатского сообщества не позволяет эффективно развивать юридический бизнес, поскольку российская адвокатура и уровень ее развития не отвечают мировым стандартам",- говорит директор аналитического департамента юридической фирмы "Вегас-Лекс" Максим Черниговский . Старший юрист юридической фирмы "Линия права" Дмитрий Чепуренко считает, что принятие законопроекта приведет к коллапсу на рынке юридических услуг, где сейчас работают тысячи юридических фирм. "А после этого начнется построение обходных схем",- уверен эксперт.

Партнер юридической фирмы Baker & McKenzie Сергей Войтишкин назвал законопроект "очередной попыткой передела рынка юридических услуг в России". По словам эксперта, рынок станет менее конкурентным, цена услуг возрастет, хотя наличие статуса адвоката в России не означает подтверждения должной квалификации. С этим согласен председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: "Проект означает монополизацию рынка адвокатским сообществом. Главными проигравшими окажутся простые граждане, для которых ограничение конкуренции на рынке юридических услуг приведет к повышению цен".

По данным фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", средняя почасовая оплата адвоката составляет $200. Практикующие юристы, впрочем, уверяют, что цена за час может колебаться от 3 тыс. руб. до €1 тыс. При этом услуги юристов юридических фирм стоят на 30-40% дешевле при одинаковой с адвокатами квалификации.

Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи существует пока в виде проекта, который широко обсуждается юридической общественностью. На ее содержание и порядок реализации может повлиять принятие рассматриваемых Госдумой законопроектов. Вся информация есть в нашей статье.

Проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Реформирование рынка юридических услуг, которое обсуждается уже много лет, преследует цель упорядочить данный рынок, только одна часть которого — адвокатура — имеет четкие правила работы: порядок приобретения статуса, квалификационные и дисциплинарные требования и др. аспекты, урегулированные законом и Кодексом профессиональной этики адвоката (КПЭА) (см. подробнее в статье «Адвокатура в РФ - понятие и функции»). Другая существует при отсутствии какого-либо регулирования.

Концепция регулирования рынка юридических услуг (рынка профессиональной юридической помощи) (далее — Концепция), проект которой опубликован Минюстом РФ 24.10.2017 для всеобщего обсуждения, состоит из 6 разделов:

  1. Общие положения.
  2. Современное состояние рынка профессиональной юридической помощи в РФ.
  3. Зарубежный опыт регулирования профессиональной юридической помощи.
  4. Задачи Концепции и ограничение предмета регулирования.
  5. Механизмы реализации Концепции.
  6. Этапы реализации реформы и переходные положения.

Концепция предусматривает переход к адвокатской монополии на судебное представительство. Однако общественные объединения юристов, к числу которых относится Ассоциация юристов России (возглавляет П. Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству), иначе рассматривают вопрос о повышении качества юридических услуг, в первую очередь судебного представительства. Этому посвящен законопроект П. Крашенинникова. Аналогичная тема затрагивается и в законопроекте ВС РФ.

Состояние реформы развития рынка юридических услуг на данный момент: законопроекты на рассмотрении

На дальнейший процесс реформирования рынка юруслуг, а также Концепцию, которая еще будет дорабатываться Минюстом, повлияют решения, которые будут приняты законодателями при рассмотрении 2 законопроектов, внесенных в Госдуму:

  1. Депутат Госдумы П. Крашенинников в сентябре 2017 года внес на рассмотрение законопроект «Об осуществлении представительства…» № 273154-7 , который предполагает введение обязательности российского юридического образования для лиц, представляющих интересы сторон в судопроизводстве, с внесением соответствующих изменений в процессуальные кодексы (см. подробности в сообщении на сайте). Законопроект предложен к 1 чтению, но пока не рассмотрен.
  2. ВС РФ 06.02.2018 внес в Госдуму законопроект № 383208-7 , утв. постановлением Пленума от 03.10.2017 (см. сообщение). В числе многочисленных новелл есть и нормы об обязательном высшем юридическом образовании для судебных представителей без детализации, касающейся аккредитации образовательной организации.

Введение обязательного юридического образования для судебных представителей может стать переходным этапом к адвокатской монополии. Но общественные организации юристов могут настаивать на достаточности этой меры для достижения надлежащего качества юруслуг. Несмотря на их значительное влияние, Минюст полагает, что более глубокая реформа с переходом к адвокатской монополии неизбежна.

Почему Минюст считает неизбежной глубокую реформу рынка юридических услуг

Концепция развития рынка юридических услуг разработана в соответствии с госпрограммой «Юстиция», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 312. Подпрограмма 1 «Обеспечение защиты публичных интересов…» предусматривает в качестве основного мероприятие 1.1 «Совершенствование нормативно-правовой базы…».

Для его проведения Минюстом РФ проанализировано состояние рынка юридических услуг и разработаны предложения по внесению изменений в закон «Об адвокатской деятельности…» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее — закон № 63-ФЗ).

Причинами необходимости реформирования рынка юруслуг являются:

  • отсутствие специального правового регулирования юридических услуг, минимальных требований к квалификации, дисциплинарного контроля, что влечет за собой свободный доступ непрофессионалов, дисквалифицированных адвокатов;
  • слабая применимость существующих общих норм при оказании правовых услуг низкого качества, отсутствие юридической возможности санации рынка со стороны государства;
  • свободный доступ на рынок для иностранных агентов при отсутствии подобной ситуации на аналогичных зарубежных рынках;
  • ограниченность и негибкость регулирования адвокатской деятельности (малое число форм работы, невозможность заключения трудовых договоров между адвокатами и др.), что сужает возможность притока новых кадров в адвокатуру и др.

При этом могут быть рассмотрены 2 варианта: создание второй системы юруслуг (наряду с адвокатурой) и введение адвокатской монополии. Минюстом был изучен зарубежный опыт по теме.

Учет зарубежного опыта

В отношении правового регулирования правовых рынков зарубежных стран (ФРГ, Франции, Великобритании, Японии и др.) в Концепции отмечены:

  1. Строгая законодательная регламентация.
  2. Наличие специального статуса у лиц, допущенных к оказанию услуг, чаще всего статуса адвоката (в большинстве стран).
  3. Строгие требования к претендентам на получение специального статуса (полная дееспособность, гражданство государства, в котором получается статус, наличие национального диплома, прохождение стажировки и (или) специального обучения, сдача экзамена, страхование профответственности и др.), наличие в некоторых странах специализированных статусов (солиситор, барристер — в Великобритании) или официально подтвержденной специализации (ФРГ).
  4. Разнообразие и гибкое регулирование форм деятельности адвокатов, возможность работы по трудовому договору, заключенному с адвокатским образованием.
  5. Наличие дисциплинарных норм, предусматривающих максимальное наказание в виде лишения статуса.

В Концепции оценивается отрицательно опыт Польши, где разделены адвокаты и юридические советники при практически одинаковом правовом регулировании.

Почему критикуется вариант саморегулирования юридического рынка

В течение длительного времени альтернативой адвокатской монополии являлось саморегулирование рынка юридических услуг. Однако, по мнению авторов Концепции, время показало недостаточную эффективность подобного подхода.

Данный вывод основан на анализе работы саморегулируемых организаций (СРО), приведенном в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утв. расп. Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р, по результатам которого названы такие недостатки, как:

  • неэффективность деятельности по выработке отраслевых стандартов работы;
  • недостаточная эффективность и формальность внутреннего контроля;
  • неэффективность механизмов обеспечения имущественной ответственности перед потребителями.

Таким образом, аргументами против введения СРО являются возможная низкая эффективность работы, введение в заблуждение потребителей уровнем регуляторных режимов СРО и адвокатуры, создание двойных стандартов в одной сфере деятельности, а также увеличение расходов бюджета в связи с необходимостью формирования системы контроля за работой СРО.

Почему окончательный выбор сделан в пользу адвокатуры

Помимо анализа зарубежного права, результатов работы СРО в других отраслях, довода о традиционности института адвокатуры, авторы Концепции приводят в качестве аргументов в пользу предлагаемого решения принятые за последние годы меры по совершенствованию адвокатской работы и самоорганизации:

  • закон «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 160-ФЗ, предусматривающий создание Комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ (ФАП РФ) по этике и стандартам, в состав которой входят представители Минюста РФ, палат Федерального собрания и ФАП РФ, которая будет разрабатывать стандарты адвокатской деятельности и давать разъяснения по вопросам применения КПЭА (см. наше сообщение об одном из разъяснений);
  • приказ Минюста России «Об утверждении требований…» от 14.12.2016 № 288, регулирующий работу по адвокатским запросам, и др. нормативные акты, принятие которых свидетельствует о повышенном внимании государства к вопросам совершенствования работы адвокатских образований и адвокатов.

Таким образом, повышение эффективности и качества работы адвокатуры, экономичность варианта перехода к адвокатской форме работы всех независимых юристов, традиционность и известность данного института как в РФ, так и за рубежом являются вескими основаниями для введения адвокатской монополии. Исходя из этого, отказ от Концепции в этом или несколько измененном виде представляется маловероятным.

Как будет осуществляться переход к адвокатской монополии на судебное представительство

Переход в адвокатуру коммерческого сектора правового рынка, обслуживающего интересы хозяйствующих субъектов и граждан, означает изменение концепции адвокатуры.

Ранее провозглашалось, что адвокат не ведет предпринимательскую деятельность (на этом, в частности, основано лишение адвокатов права применять упрощенную систему налогообложения).

В настоящее время все виды адвокатских образований (бюро, коллегия, юрконсультация) являются некоммерческими организациями (НКО), порядок регистрации и деятельность которых регулируются соответствующими законами (см. подробнее: «Коллегия адвокатов - понятие и цели деятельности»). В этом качестве они лишены возможности участия в госзакупках юруслуг, хотя по своей сути могут соответствовать требованиям, предъявляемым к субъектам малого предпринимательства.

Это создает двоякую проблему: ограничение выбора при закупках госуслуг и необоснованное лишение адвокатских образований доступа на рынок госуслуг.

В будущем ситуация изменится.

Условия работы коммерческих адвокатских образований

Для новой адвокатуры будут созданы следующие условия:

  • Введение возможности заключения адвокатом трудового договора с адвокатским образованием с условием уведомления об этом палаты региона. В этом случае адвокат вправе не выбирать форму адвокатского образования, как при самостоятельном ведении деятельности (п. 6 ст. 15 закона № 63-ФЗ).
  • Расширение числа организационно-правовых форм (ОПФ) ведения адвокатской работы. Предлагается разрешить адвокатам учреждать юрлица корпоративных коммерческих ОПФ, разрешив конфликт между непредпринимательским характером адвокатской деятельности и коммерческой направленностью ОПФ путем установления ограниченной правоспособности. Переход в адвокатуру действующих юрлиц (ООО, АО), оказывающих юруслуги, предлагается облегчить (создать «комфортный транзит», как указано в Концепции) путем допущения их преобразования в адвокатские коммерческие ОПФ (с помощью внесения изменений в учредительные документы).

Из этого будут вытекать такие дополнительные возможности, как право заключить соглашение с доверителем не только от имени конкретного адвоката (как в настоящее время), но и от имени юрлица, право на участие в госзакупках, а также возможность использовать права на средства индивидуализации (фактически во многих случаях продолжить использовать) подобным адвокатским ОПФ.

В качестве других направлений регулирования называются введение специализации адвокатов (как это сделано в Германии, в частности), страхования рисков и др.

Этапы реформы рынка юридических услуг

Предлагаются следующие этапы и сроки нововведений:

  1. 2018 год — введение доступа к учреждению адвокатами коммерческих ОПФ (в рамках существующих) с запретом иностранного участия, дозволения на заключение адвокатами трудовых договоров с адвокатскими образованиями, соответствующих налоговых изменений, права на обладание средствами индивидуализации, права на участие в госзакупках, предоставление иностранным адвокатам права вести деятельность в РФ при условии регистрации в специальном реестре Минюста РФ и на началах взаимности с государством регистрации, развитие подзаконного нормативного регулирования адвокатской деятельности.
  2. 2019 год — принятие нормативных актов об упрощенном порядке вступления в адвокатуру (тестирование, в т. ч. дистанционное), который будет применяться до 01.01.2023 к лицам, имеющим высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет в организации, оказывающей юруслуги. Для этих же лиц будет отменено требование о наличии 5-летнего стажа адвокатской работы при учреждении адвокатского образования. Не будет применяться и целевой взнос при вступлении в адвокатскую палату. Ко всем остальным претендентам будут предъявляться обычные требования;
  3. 2020-2022 годы — прием в адвокатуру заинтересованных в этом лиц. С 01.01.2023 судебное представительство во всех инстанциях и по всем видам дел смогут осуществлять только адвокаты. Соответствующие изменения будут внесены в процессуальное законодательство.

Итак, проект Концепции реформирования рынка юридических услуг, разработанный Минюстом, обозначил понимание того, что реформа давно назрела, существующее положение не имеет аналогов с зарубежными правопорядками и не способствует надлежащему обеспечению права граждан на представительство их интересов компетентными лицами, поскольку качество юруслуг никем и никак не контролируется.

Проект и законопроекты об обязательном юридическом образовании судебных представителей широко обсуждаются общественностью, окончательные решения пока не приняты. По мере их принятия статья будет дополняться и изменяться.

Вносится Президентом

Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает систему бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

2. Под бесплатной юридической помощью понимается:

1) информирование населения о действующем законодательстве;

2) безвозмездное оказание юридической помощи отдельным категориям граждан федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными юридическими бюро, адвокатами, нотариусами, а также иными участниками системы бесплатной юридической помощи.

3. Система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации состоит из государственной системы бесплатной юридической помощи и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также органов местного самоуправления.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на случаи участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

Статья 2. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение права отдельных категорий граждан на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

2) содействие осуществлению прав, свобод и исполнению обязанностей граждан, защите их законных интересов, повышению уровня социальной защищенности, обеспечению доступа граждан к правосудию;

3) повышение правовой культуры населения, преодоление правового нигилизма.

Статья 3. Основные принципы построения и деятельности системы бесплатной юридической помощи

Основными принципами построения и деятельности системы бесплатной юридической помощи являются:

1) обеспечение государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

2) социальная справедливость;

3) доступность для граждан;

4) сочетание различных форм и видов бесплатной юридической помощи;

5) поощрение государством оказания бесплатной юридической помощи;

6) содействие государства участникам негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

7) личная незаинтересованность лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Статья 4. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее – федеральный орган юстиции), а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Право на получение бесплатной юридической помощи

1. Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатной юридической помощи в порядке, на условиях и в пределах, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Статья 6. Формы бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в формах:

1) бесплатного правового информирования;

2) бесплатного правового консультирования;

3) бесплатного представления интересов гражданина в гражданском судопроизводстве;

4) бесплатного представления интересов несовершеннолетнего при рассмотрении судом материалов о его помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Бесплатным правовым информированием является предоставление неопределенному кругу лиц посредством распространения печатной продукции, размещения информационных материалов в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») и иными способами информации о:

компетенции и порядке деятельности государственных органов, органов местного самоуправления;

правилах оказания государственных и муниципальных услуг;

порядке обжалования решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

порядке совершения гражданами юридически значимых действий и типичных юридических ошибках при совершении таких действий.

3. Бесплатным правовым консультированием является:

1) предоставление консультаций по юридическим вопросам в устной или в письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов юридического характера.

4. Бесплатным представлением интересов гражданина в гражданском судопроизводстве является ведение его представителем дела в суде в соответствии с правилами гражданского судопроизводства.

Статья 7. Участие органов местного самоуправления в системе бесплатной юридической помощи

1. Органы местного самоуправления осуществляют бесплатное правовое консультирование граждан по вопросам, связанным со своей деятельностью и применением муниципальных правовых актов. Бесплатное правовое консультирование указанных граждан органами местного самоуправления осуществляется в виде, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, и в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое информирование населения по вопросам, связанным со своей деятельностью и применением муниципальных правовых актов.

Глава II. Государственная система бесплатной юридической помощи

Статья 8. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды;

2) органы прокуратуры Российской Федерации;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъекте Российской Федерации;

4) государственные юридические бюро;

5) адвокаты и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов в государственной системе бесплатной юридической помощи

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды осуществляют:

бесплатное правовое информирование по вопросам, входящим в их компетенцию;

бесплатное правовое консультирование граждан по вопросам, входящим в их компетенцию, в виде, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, и в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. Федеральный орган юстиции:

1) осуществляет выработку и реализацию государственной политики в сфере бесплатной юридической помощи;

2) осуществляет методическое обеспечение реализации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и органами местного самоуправления полномочий в сфере бесплатной юридической помощи, а также деятельности государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи;

3) проводит мониторинг осуществления полномочий в сфере бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, а также деятельности государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи;

4) создает координационные или совещательные органы в области системы бесплатной юридической помощи с участием федеральных органов исполнительной власти;

5) осуществляет ежегодную подготовку и опубликование в средствах массовой информации доклада о состоянии и развитии системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, включающего в себя в том числе отчет об использовании средств федерального бюджета на предоставление субсидий субъектам Российской Федерации и оценку эффективности функционирования системы бесплатной юридической помощи;

6) осуществляет иные полномочия в сфере функционирования системы бесплатной юридической помощи, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях создания системы бесплатной юридической помощи населению субъектов Российской Федерации создают государственные юридические бюро и (или) привлекают к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокатов.

4. Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда и компенсацией расходов адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В федеральном бюджете предусматриваются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, указанных в абзаце первом настоящего пункта. Предоставление указанных субсидий осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Участие органов прокуратуры Российской Федерации в государственной системе бесплатной юридической помощи

Органы прокуратуры Российской Федерации участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи в пределах компетенции, установленной Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе обращаясь в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и в порядке, установленных процессуальным законодательством.

Статья 11. Участие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в государственной системе бесплатной юридической помощи

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации осуществляют бесплатное правовое консультирование граждан, обращающихся к ним, в порядке, установленном соответственно Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 12. Участие государственных юридических бюро в государственной системе бесплатной юридической помощи

1. Государственные юридические бюро являются юридическими лицами в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.

2. Порядок создания и деятельности государственных юридических бюро определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Государственные юридические бюро осуществляют бесплатное правовое информирование, бесплатное правовое консультирование и бесплатное представление интересов гражданина в гражданском судопроизводстве по вопросам, указанным в частях 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Участие адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в государственной системе бесплатной юридической помощи

1. Адвокаты участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в формах, установленных пунктами 2 – 4 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Порядок оплаты труда и компенсации расходов адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Адвокаты участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи в соответствии с правилами адвокатской деятельности, установленными Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

4. Организацию участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории субъектов Российской Федерации осуществляют адвокатские палаты субъектов Российской Федерации.

5. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции в сфере организации государственной системы бесплатной юридической помощи (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), список адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность, а также мест оказания ими бесплатной юридической помощи. Список адвокатов не позднее
31 декабря публикуется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».

6. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее
1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на предстоящий период по форме, утверждаемой федеральным органом юстиции.

7. Адвокат оказывает бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокат направляет в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи по форме и в сроки, утверждаемые федеральным органом юстиции.

8. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи по форме, утверждаемой федеральным органом юстиции.

9. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации направляет ежегодный доклад об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в территориальный орган федерального органа юстиции (далее – территориальный орган юстиции), в порядке, определяемом федеральным органом юстиции.

10. Жалобыграждан на действия (бездействие) адвокатов в процессе оказания ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

С татья 14. Лица, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Право на получение бесплатной юридической помощи в форме бесплатного правового информирования принадлежит всем гражданам Российской Федерации.

2. Право на получение бесплатной юридической помощи, оказываемой государственными юридическими бюро и адвокатами в форме бесплатного правового консультирования и бесплатного представления интересов гражданина в гражданском судопроизводстве, имеют граждане Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, одиноко проживающие граждане Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины (далее – малоимущие граждане), а также следующие категории граждан вне зависимости от уровня их дохода:

1) инвалиды I и II групп;

2) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

3) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях стационарного обслуживания;

4) дети-инвалиды и дети, оставшиеся без попечения родителей;

5) лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (далее – лица, страдающие психическими расстройствами);

6) лица, признанные судом недееспособными (далее – недееспособные лица).

Круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, оказываемой государственными юридическими бюро и адвокатами в форме бесплатного правового консультирования и бесплатного представления интересов гражданина в гражданском судопроизводстве, может быть расширен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, помещаемые в указанные учреждения, имеют право на получение бесплатной юридической помощи, оказываемой адвокатом, при рассмотрении судами соответствующих материалов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Бесплатная юридическая помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, оказывается в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Статья 15. Вопросы, по которым осуществляется бесплатная юридическая помощь государственными юридическими бюро и адвокатами

1. Государственные юридические бюро и адвокаты осуществляют бесплатное правовое консультирование граждан,имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, по вопросам:

1) заключения, расторжения, признания недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признания права на жилое помещение, предоставления жилого помещения по договору социального найма, выселения из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

3) признания и сохранения права собственности, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защиты прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказа работодателя в заключении трудового договора в случаях, когда такой отказ запрещен законодательством; восстановления на работе; взыскания заработка, в том числе за время вынужденного прогула; компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя;

6) признания безработным и установления пособия по безработице; возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; предоставления мер социальной поддержки, оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи; предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; назначения, перерасчета и взыскания трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

7) установления и оспаривания отцовства (материнства), взыскания алиментов;

8) реабилитации граждан Российской Федерации, пострадавших от политических репрессий;

9) ограничения дееспособности;

10) медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

2. Государственные юридические бюро и адвокаты осуществляют представление в гражданском судопроизводстве интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, в следующих случаях:

1) истцам и ответчикам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцам и ответчикам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

3) истцам и ответчикам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о признании и сохранении права собственности, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) истцам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

5) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

6) гражданам, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании гражданина недееспособным.

3. Адвокаты осуществляют представление в гражданском судопроизводстве интересов ответчиков, место жительства которых неизвестно, по назначению суда в соответствии со статьей 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

4. Государственные юридические бюро и адвокаты в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не осуществляют бесплатное правовое консультирование и представление интересов гражданина в гражданском судопроизводстве, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлениемв защиту его прав, свобод и законных интересов.

Статья 16. Пределы и ограничения при оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается по вопросам:

1) связанным с уголовным судопроизводством;

2) возникшим в связи с участием обратившегося за помощью гражданина в противоправной деятельности, в сделках, противных основам правопорядка и нравственности;

3) получившим ранее разрешение вступившим в законную силу судебным постановлением в случаях, если:

имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

истец отказался от иска, и отказ принят судом;

стороны заключили мировое соглашение, и оно утверждено судом;

Бесплатная юридическая помощь также не оказывается по вопросам, по которым имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

2. Гражданину, имеющему в соответствии с частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона право на получение бесплатной юридической помощи и обратившемуся в государственное юридическое бюро или к адвокату за ее оказанием, выдается заключение о невозможности оказать ее, если:

1) вопрос, с которым гражданин обратился, не имеет правового характера;

2) гражданин просит составить заявление, жалобу, ходатайство, другой документ правового характера и (или) осуществить представление его интересов в гражданском судопроизводстве при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) гражданин просит составить заявление в суд и (или) осуществить представление его интересов в гражданском судопроизводстве при наличии правовых препятствий к обращению в суд данного лица по данному вопросу.

Статья 17. Документы, подтверждающие право лица на бесплатную юридическую помощь, оказываемую государственным юридическим бюро или адвокатом в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Для получения бесплатной юридической помощи в государственном юридическом бюро или у адвоката в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи малоимущий гражданин представляет следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) справку о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за юридической помощью. Справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) предоставляется гражданам в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда представляют в государственное юридическое бюро (адвокату) документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.

3. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях стационарного обслуживания, законные представители детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных лиц для получения бесплатного правового консультирования представляют в государственное юридическое бюро и адвокатам документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи.

4 . В случаях, когда интересы детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных лиц не совпадают с интересами родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, они имеют право обратиться в государственное юридическое бюро самостоятельно. В этом случае государственное юридическое бюро (адвокат) запрашивает у органа опеки и попечительства информацию, подтверждающую наличие у данных лиц права на получение бесплатного правового консультирования.

Глава III. Негосударственная система бесплатной юридической помощи

Статья 18. Общие принципы негосударственной системы бесплатной юридической помощи

Оказание бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется на основании принципов:

1) признания и поддержки государством деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи;

2) добровольности оказания бесплатной юридической помощи;

3) законности при оказании бесплатной юридической помощи.

Статья 19. Участие нотариусов в негосударственной системе бесплатной юридической помощи

Нотариусы оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обращающимся по вопросам совершения нотариальных действий, в виде, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Статья 20. Участие юридических клиник в негосударственной системе бесплатной юридической помощи

1. Юридические клиники оказывают бесплатную юридическую помощь, предусмотренную пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Юридические клиники могут создаваться высшими учебными заведениями, имеющими государственную аккредитацию по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция», для прохождения обучающимися практики в целях формирования у них навыков оказания юридической помощи.

3. Предоставление обучающимися бесплатной юридической помощи гражданам в юридической клинике осуществляется под руководством преподавателей высшего учебного заведения.

Статья 21. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи

1. Для оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами и нотариальными палатами могут создаваться негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

2. Лица, заинтересованные в создании негосударственного центра бесплатной юридической помощи, вправе организовать его деятельность на базе существующего или вновь создаваемого юридического лица. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может не являться юридическим лицом.

3. Для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимо выполнение следующих условий:

1) наличие помещения, позволяющего осуществлять прием граждан;

2) наличие действующего на основании трудового или гражданского договора с учредителями центра лица (лиц), имеющего высшее юридическое образование, которое будет осуществлять консультирование граждан.

4. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи самостоятельно определяют формы оказываемой бесплатной юридической помощи, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень юридических вопросов, по которым она оказывается.

5.В случае если категории граждан и перечень вопросов в соответствии с частью 4 настоящей статьи не определены, за бесплатной юридической помощью к участникам негосударственной системы бесплатной юридической помощи имеют право обратиться граждане Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

6. Учредители негосударственного центра бесплатной юридической помощи должны информировать граждан о вопросах, по которым осуществляется бесплатная юридическая помощь в данном центре.

7. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе взаимодействовать друг с другом.

8. Ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут учредители негосударственного центра бесплатной юридической помощи.

Статья 22. Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи

1. Учредители негосударственного центра бесплатной юридической помощи в течение одного дня со дня его учреждения направляют в территориальный орган юстиции уведомление, содержащее следующие сведения о негосударственном центре бесплатной юридической помощи:

1) информацию о дате и месте учреждения такого центра;

2) наименование центра;

3) место приема граждан;

4) наименование (имя адвоката, нотариуса) и реквизиты каждого учредителя;

5) подписанный руководителем организации-учредителя (руководителями организаций-учредителей) список лиц, имеющих высшее юридическое образование, которые будут осуществлять консультирование, заверенные копии документов, удостоверяющих личности указанных лиц, и документов государственного образца о наличии у них высшего юридического образования;

6) информацию о формах бесплатной юридической помощи и категориях граждан, которым она будет оказываться;

7) информацию о перечне юридических вопросов, по которым будет оказываться бесплатная юридическая помощь;

8) адрес места нахождения, адрес электронной почты и номер телефона для связи.

2. Федеральный орган юстиции ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет». Порядок ведения указанного списка и размещения сведений из него устанавливается федеральным органом юстиции, который вправе предусмотреть в нем обязанность учредителей негосударственных центров бесплатной юридической помощи с установленной периодичностью представлять информацию о продолжении деятельности центра.

Статья 23. Социальное партнерство при оказании бесплатной юридической помощи

1. Под социальным партнерством при оказании бесплатной юридической помощи понимается система взаимоотношений между федеральным органом юстиции (территориальными органами юстиции) и некоммерческими организациями (кроме высших учебных заведений), создавшими негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи некоммерческие организации на добровольной основе могут заключать соглашения о взаимодействии с федеральным органом юстиции либо территориальным органом юстиции, действующим в пределах делегированных ему федеральным органом юстиции полномочий, предусматривающие, в частности:

осуществление данными организациями поддержки государственных и (или) инициирования иных форм оказания бесплатной юридической помощи;

дополнительные требования к указанным организациям;

меры государственной поддержки указанных организаций.

3. Некоммерческие организации осуществляют деятельность, предусматриваемую заключаемыми в рамках социального партнерства соглашениями, за счет собственных средств.

Статья 24. Государственная поддержка некоммерческих организаций, участвующих в негосударственной системе бесплатной юридической помощи

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, участвующих в негосударственной системе бесплатной юридической помощи, в формах и порядке, установленных на основании Федерального закона от
12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иных федеральных законов.

Глава IV. Заключительные и переходные положения

Статья 25. Вступление настоящего Федерального закона в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении ста двадцати дней со дня его официального опубликования.

2. Государственные юридические бюро, учрежденные Правительством Российской Федерации до принятия настоящего Федерального закона, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации до
31 декабря 2012 года.

3. В 2011 – 2012 годах государственные юридические бюро, указанные в части второй настоящей статьи, осуществляют оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Президент

Российской Федерации Д.Медведев

Московское отделение Ассоциации юристов России – самое крупное в Ассоциации. Мы объединяем более полутора тысяч состоявшихся и молодых юристов, проживающих и работающих в Москве, и наша численность постоянно растет.

Отделение было создано в 2007 году. В состав органов управления входят известные юристы Москвы, представляющие властные структуры, адвокатское сообщество, юридическую науку и т.д.

Концепция работы Отделения предполагает полную консолидацию усилий. Московское отделение Ассоциации юристов России – это Вы, его члены. Практически вся деятельность Отделения строится на общественных началах и реализуется усилиями его членов, предлагающих и осуществляющих проекты Отделения.

Принципиальной особенностью Московского отделения Ассоциации юристов России является максимальная вовлеченность молодых юристов в его деятельность. Мы не отделяем молодежь от старших поколений, и считаем это основой передачи опыта и знаний и обновления права.

С каждым годом Московское отделение Ассоциации юристов России улучшает свою работу. Мы считаем, что Отделение заслуживает быть флагманом регионального развития Ассоциации юристов России, иметь высокую узнаваемость как в России, так и в мире. Поэтому для нас важно Ваше мнение о работе Отделения, Ваша обратная связь .

Мы всегда рады каждому новому члену Московского отделения Ассоциации юристов России, мы ценим любые предложения и пожелания наших коллег, и мы искренне надеемся на Ваши амбиции, Вашу активную жизненную позицию и Ваше участие в работе Отделения.

Надеемся, Вам понравится у нас на сайте.