Сколько самолетов и вертолетов в составе мчс. Авиация мчс россии

В настоящее время вертолёты выполняют множество задач - это перевозка пассажиров, доставка продуктов питания и прочих грузов в самые отдалённые районы земного шара. Этот вид нашёл широкое применение в военной, гражданской сфере, в различных отраслях промышленности и хозяйства. В последнее время вертолёты стали незаменимыми помощниками при проведении операций по поиску и спасению людей, тушению пожаров, оказанию неотложной медицинской помощи, устранению последствий стихийных бедствий. Ниже будут рассмотрены специальные вертолёты МЧС России. Фото этих машин также можно увидеть в статье.

История появления отряда «Центроспас»

13 марта 1992 года было принято постановление правительства РФ «О создании Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России». Это подразделение получило название «Центроспас». Его основной задачей являлось оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы и устранение их последствий. Для обеспечения эффективной деятельности «Центроспаса» в его распоряжение были переданы вертолёты как транспортного, так и многоцелевого назначения.

Как позже показала практика, без применения геликоптеров ни одна задача по локализации последствий чрезвычайных ситуаций не может быть эффективно решена. Сегодня каждый вертолёт МЧС России оснащён современными техническими средствами и является универсальным помощником спасателей при проведении всевозможных работ по ликвидации последствий аварий природного, техногенного и экологического характера.

Вертолётный парк МЧС России

При проведении спасательных операций «Центроспас» использует вертолёты «Бо-105» и «Бк-117», которые были созданы по заказу МЧС России европейской фирмой Eurocopter. Эти геликоптеры используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, которым необходимо оказать экстренную помощь.

Для устранения последствий различных возгораний на службе подразделения состоят пожарные вертолёты МЧС России «Бе-200ЧС», «Ка-32» и «Ка-26». Также специально для отряда «Центроспас» разработан лёгкий геликоптер «Ка-226», который идеально подходит для работы в условиях плотной городской застройки или на скалистой горной местности. Самый распространённый спасательный вертолёт МЧС в Москве и за её пределами - это «Ми-8».

Санитарная авиация МЧС России

Такое понятие, как «санитарная авиация», появилось в начале ХХ века. Пик её развития пришёлся на середину двадцатого столетия. Ведь именно тогда в санитарной авиации стали успешно применять вертолёты. Главной задачей этого направления воздухоплавания является оказание в условиях недостаточной транспортной доступности и осуществление экстренной доставки пострадавших в медицинские учреждения.

На сегодняшний день главный вертолёт МЧС России, который используется в санитарной авиации, это «Ка-226». Такой летательный аппарат осуществляет вертикальный взлёт и посадку, поэтому его можно использовать в любых труднодоступных местах. Рядом с медицинскими учреждениями оборудуют специальные площадки для геликоптеров.

Главными центрами использования санитарной авиации в России являются крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Красноярск, Рязань и другие.

Ниже описаны основные которые используются «Центроспасом» при необходимости оказания экстренной медицинской помощи.

Санитарный вертолёт «Ка-226»

Вертолёт «Ка-226» является многофункциональным устройством, которое может выполнять широкий спектр задач на такой местности, куда трудно добраться наземным транспортом, в сложных климатических условиях арктического климата, пустынь, высокогорий и морей. Применение особой компоновки позволяет использовать множество сменных модулей разнообразного назначения, а также применять внешнюю подвеску для перевозки грузов. Такая сборка вертолёта позволила инженерам снабдить его специальным медицинским модулем, аналога которому нет в мире.

Санитарный России «Ка-226» способен в кратчайшие сроки доставить медработников на место аварии и обеспечить эвакуацию пострадавших. Врачебное оборудование, установленное в модуле, позволяет оказать необходимую помощь непосредственно при транспортировке пострадавшего в больницу. Имея компактные размеры, этот вертолёт МЧС России может совершать посадку на небольшой площади, что делает его незаменимым помощником при проведении спасательных операций.

Санитарный вертолёт «Ансат»

Огромное преимущество перед автомобильным медицинским транспортом имеют санитарные вертолёты МЧС России. Фото одного из них можно увидеть ниже. Это геликоптер под названием «Ансат». Такая воздушная «скорая помощь» придёт на выручку, когда необходима экстренная медицинская эвакуация и транспортировка. Широко используется этот вертолёт МЧС в Москве. Ведь возможность его функционирования не зависит от дорожной ситуации. Такая техника незаменима при необходимости оказания помощи в авариях, ДТП или несчастных случаях. Вертолёт может развивать максимальную скорость до 275 км/ч. Он способен преодолевать расстояния более 500 километров. В пассажирской кабине геликоптера «Ансат» можно разместить 1 пострадавшего, 2 медицинских работников и расположить на борту необходимое врачебное оборудование.

Кроме геликоптеров «Ка-226» и «Ансат», в санитарной авиации также используются вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ка-27ПС», «Ан-26М» и другие модели воздушной техники.

МЧС России

Пожарно-спасательные вертолёты предназначены для выполнения задач по обнаружению возгораний, доставке специальных средств для тушения, транспортировке и высадке работников специальных служб в месте катастрофы, эвакуации пострадавших.

Этот воздушный транспорт эффективно используется при устранении пожаров на высотных зданиях и сооружениях. Часто геликоптеры применяются для локализации огня в местах возгорания нефтепродуктов, в лесных массивах или на открытых сельскохозяйственных угодьях. Пожарные вертолёты способны оказать эффективную помощь при устранении последствий катастроф, связанных с крушением авиационного, железнодорожного и морского транспорта. Также они могут оперативно провести эвакуационные мероприятия из таких мест, в которые трудно добраться автомобилями.

Основным пожарным вертолётом является «Ка-32А». Его описание следует ниже. Также при проведении поисково-спасательных операций во время возгораний используют вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ми-26ТП» и другие модели геликоптеров.

Пожарно-спасательный вертолёт «Ка-32А»

Вертолёт «Ка-32А» является признанным помощником при проведении сложнейших спасательно-поисковых операций, эвакуации пострадавших при авариях и техногенных катастрофах и выполнении задач, связанных с пожаротушением. Этот геликоптер может выполнять возложенные на него задачи в условиях плотной городской застройки и на местности со сложным рельефом.

Для обеспечения пожаротушения такой вертолёт МЧС России оснащён пластиковым баком для воды, насосами, имеющими электрический привод, пенообразователями, водяной и пенной пушками вертикального и горизонтального исполнения, гидравлической помпой. По мнению известных специалистов в области пожарный геликоптер «Ка-32А» является одним из лучших в мире.

Заключение

Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции. Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях. В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.

На сегодняшний день в нашей стране одной из важнейших проблем является охрана окружающей среды; с каждым годом происходит увеличение числа природных и техногенных катастроф.

Однако, учитывая огромную площадь территории России и недоступность многих районов, нужно признать, что без привлечения авиации проведение широкомасштабного экологического мониторинга и спасательных операций практически невозможно. Попробуем разобраться.

Первым делом самолёты...

Охрана окружающей среды, борьба с лесными пожарами являются актуальными проблемами в нашей стране. И при ближайшем их рассмотрении становится ясно, что авиация Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее МЧС) должна быть готова к выполнению любых задач.

Специальная авиация в нашей стране играет особую роль, поскольку многие населённые пункты, как правило, не связаны между собой развитой сетью автодорог. До отдалённых таёжных массивов зачастую невозможно добраться даже с помощью крупногабаритной наземной техники. А если ещё учесть периодически возникающие природные стихии и экологические бедствия, понятно, что без специальной авиации никак не обойтись.

В СССР и России на протяжении многих десятилетий прекрасно себя зарекомендовали самолёты Ан-2/Ан-3, Ан-72/Ан-74, Ил-76, амфибии Бе-12 и Бе-200, а также вертолёты Ми-8/Ми-17, Ка-32 и Ми-26. Их роль поистине велика в лесоохране, ликвидации нефтяных пятен в морских и океанских акваториях, экологическом мониторинге, грузо-пассажирских перевозках. Кроме того, жители отдалённых деревень, островов, районов Крайнего Севера могут получить всё необходимое с Большой Земли только по воздуху!

По официальной статистике, в России создана крупная авиационная группировка, способная вести борьбу с воздуха с пожарами, как локального характера, так и охватывающие значительные территории, однако на деле авиация МЧС нуждается в глубокой модернизации как в количественном, так и в качественном аспектах.

В настоящее время авиационная группировка МЧС России имеет в своём составе три лёгких биплана Ан-3Т, шесть многоцелевых транспортных самолётов Ил-76ТД, четыре пассажирских борта (один Як-42Д, два Ан-148-100Е, один «Суперджет»-100), два многоцелевых Ан-74 аэродромного базирования, пять многоцелевых гидросамолётов Бе-200ЧС, 31 вертолёт Ми-8/Ми-17, девять Ка-32, пять тяжёлых транспортных Ми-26.

На первый взгляд, всё это выглядит внушительно. Однако нельзя сбрасывать со счетов тот немаловажный момент, что Россия имеет огромную площадь территории, поэтому для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в разных регионах у МЧС просто не хватит бортов.

Кроме того, необходимо учесть, что модернизация парка специальной авиации идёт крайне медленными темпами (так, поставки Бе-200 в МЧС сейчас застопорились, а в пожароопасных ситуациях и в проведении экологического мониторинга как раз необходимо задействование самолётов-амфибий данного типа). В этих условиях МЧС может попросту лишиться части своей авиагруппировки вследствие устаревания машин. Удастся ли ускорить переоснащение специальной авиации новой техникой, покажет время.

Авиация и экология: упущенные возможности

Мало кто знает, что ещё в 1980-х годах советские специалисты совершили прорыв не только в авиастроении, но и в перспективном решении многих экологических проблем. Речь идёт об использовании стратосферного самолёта М-55 «Геофизика», который является лучшим высотным разведчиком по многим показателям. Самолёт может летать многократно в тех районах, где необходимо ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, и нести достаточно тяжёлый полезный груз, состоящий из многих приборов. М-55 способен достигать высоты 22 км с полезным грузом и обеспечивать электропитание, поэтому является наиболее подходящей платформой для уникальных научных экспериментов. Ещё в январе 1997 года М-55 завершил первый этап исследований по программе «Международного авиационного полярного эксперимента». Базируясь на аэродроме «Рованиеми» (Финляндия), самолёт обследовал состояние атмосферы на высотах от 10 до 20 км в высоких широтах. В 1998 году были проведены аналогичные полёты с аэродромов, расположенных на южной оконечности Латинской Америки. Эти полёты были предназначены для исследования встревожившей весь мир «озоновой дыры» в Антарктиде. По мнению российских экологов, потепление климата является результатом аномальных изменений озоновой оболочки, в первую очередь в районе Антарктиды. И если средние температуры на планете станут выше лишь на 2-3 градуса по Цельсию, то мир ждёт уход многих островных и прибрежных государств под воду, произойдёт глобальная экологическая катастрофа.

Кроме того, М-55 может применяться для астрономических и астрофизических исследований (что экономически более выгодно, чем использование спутников), для исследования природных ресурсов, оценки урожая и использования земель; для наблюдения за районами стихийных бедствий, аварий, катастроф и пожаров, для поиска пропавших и терпящих бедствие самолётов и кораблей, картографирования местности, проведения различного вида мониторингов. Специалистами ОКБ им. В.М. Мясищева под руководством Л. Соколова и Б. Лепухова был создан уникальный метод исследования земной поверхности. Основная особенность разработанной технологии мониторинга - высочайший уровень её автономности, обеспечивающий возможность проведения исследовательских и наблюдательных работ в любом отдельном регионе без привязки к какой-либо крупной мониторинговой схеме и даже без наземных экологических датчиков. Причём из бортовых средств, установленных на М-55 (двух радиолокационных станций бокового обзора сантиметрового и метрового диапазонов, многочастотного СВЧ-радиометра, ИК-сканера, оптического многоспектрального сканера и панорамного аэрофотоаппарата) можно использовать лишь те, которые необходимы для решения конкретно поставленной задачи. За один час работы М-55 способен обеспечить контроль 100 тыс. кв. км земной площади . Однако вследствие гибели СССР и экономического коллапса в России было выпущено всего лишь пять таких самолётов.

Кроме того, ещё далеко не полностью раскрыты возможности Ил-38. Созданный ещё в 1969 году для борьбы с подводными лодками противника, он может успешно проводить мониторинг морских и океанских акваторий, патрулировать экономическую зону в поисках пиратов, браконьеров и контрабандистов (так, практическая дальность полёта Ил-38 составляет 7100 км, перегоночная дальность - 9500 км, радиус действия машины достигает 2500 км).

На побережьях рек очень пригодятся малые гидросамолёты Бе-103. Эта небольшая, но уникальная амфибия способна брать на борт пять человек, или 370 кг. груза. Обустройство небольших гидропортов около посёлков городского типа позволит решить многие проблемы в спасении людей и при перевозке грузов. И это при том, что речная навигация проходит только в летнее время.

Рано списали со счетов и вертолёт-амфибию Ми-14. Ведь при стихийных бедствиях Ми-14 может намного быстрее прийти на помощь (кстати, легендарный вертолёт-амфибия до сих пор успешно эксплуатируется ВМС Польши, и поляки очень довольны «Милем»). Правда, в последнее время холдинг «Вертолёты России» представил проект возобновления производства Ми-14, но от громких заявлений чиновников, до реальных дел - огромная дистанция.

Чтобы переломить столь неблагоприятную ситуацию в российской авиации и экологии, необходимо провести следующие меры:

Возродить Министерство авиационной промышленности;

-· Ввести государственное планирование экономикой, в корне поменять всю экономическую систему страны;

-· Начать серийный выпуск модернизированных транспортных самолётов Ил-76МД-90А и Ил-76МФ, боевых Ил-38Н, многоцелевых гидросамолётов Бе-200ЧС, высотных разведчиков М-55, вертолётов Ми-17/Ми-171, Ка-32ПМ, Ми-26Т2; тем самым авиационная группировка МЧС будет значительно усилена;

-· Улучшить взаимодействие авиации с космическими станциями и морскими судами для улучшения качества экологического мониторинга;

-· Существенно ужесточить наказания за экологические преступления.

Пока в России уничтожаются леса, загрязняются акватории рек, морей и океанов, пока не происходит кардинального обновления авиапарка МЧС, можно смело утверждать, что проблемы в экологии будут только нарастать...

Р.S. Как говорится, беда не приходит одна. Так, ещё 1 июня сего года госструктуры сократили расходы на работу Федерального государственного унитарного авиационного предприятия (ФГУАП) МЧС России на 44,4%. Как рассказал источник в ФГУАП, с начала лета этого года было уволено уже около 40% инженерно-технического состава. Даже с мнением лётчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, что расходы на авиацию уменьшать нельзя, не посчитались . Такие вот дела...

Источники информации:

2. МЧС сокращает расходы на авиацию почти на 50%. http://izvestia.ru/news/587450.

воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолётов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК «Защита», экстренная перевозка вертолётами тяжелобольных в госпитали) и др. задач.

В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолёты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолёты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащённые специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов, используются беспилотные летательные аппараты. Самолёты Ил-76ТД оснащаются при необходимости двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42 000 л воды или огнегасящей жидкости. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 м3 на вертолётах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными по-жарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д.

В декабре 2015 года в МЧС России была создана Авиационно-спасательная компания. Парк воздушных судов АСК насчитывает девять самолетов: пять Ил-76 и два Ан-148, а также новые приобретения - два лайнера «Сухой Супеджет-100».

В вертолётной эскадрилье АСК МЧС России имеются вертолёты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолёта Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолёты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут всостав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолёта лёгкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС России пополняется многоцелевыми самолётами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 т воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.

Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 "О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России".

Сегодня авиация МЧС выполняет широкий круг задач, главная из которых – авиационное обеспечение экстренного реагирования сил "чрезвычайного" ведомства при возникновении крупномасштабных аварий и катастроф природного и техногенного характера. В рамках этой задачи на место ЧС доставляются спасатели, медики, снаряжение и оборудование.

Другая важная задача – участие авиации в поисково-спасательных работах, включающих в себя воздушную разведку местности, наведение поисково-спасательных групп на объекты поиска, десантирование спасателей, эвакуацию пострадавших из районов ЧС.

Авиация МЧС выполняет, кроме того, авиационно-спасательные работы, непосредственно связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. В первую очередь это относится к тушению пожаров с воздуха, причем как в России, так и за рубежом.

Основным авиационным формированием МЧС России является Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие, которое было создано для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, проведения специальных поисково-спасательных операций, своевременной доставки сил и средств в районы аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Авиация МЧС также имеет в своем составе базу аэродромно-технического и материального обеспечения на аэродроме "Раменское" и региональные подразделения:

– 172-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью (осаэ) на аэродроме "Добрынское" (г. Владимир) для авиационного обеспечения сил Центрального и Южного региональных центров МЧС России;

– 235-ю осаэ на аэродромах "Черемшанка" и "Емельяново" (г. Красноярск) для авиационного обеспечения сил Сибирского регионального центра МЧС России;

– 171-ю осаэ на аэродроме "Хабаровск центральный" (г. Хабаровск) для авиационного обеспечения сил Дальневосточного регионального центра МЧС России.

Сегодня авиация Министерства насчитывает в своем составе 45 воздушных судов – двенадцать типов самолетов и вертолетов. Принимая во внимание интенсивность работы авиации МЧС, прогнозы специалистов относительно возможных чрезвычайных ситуаций в России, необходимость оказания специализированной помощи по заявкам других государств – это минимально необходимый состав, а оптимальное количество летательных аппаратов, которым должно располагать "чрезвычайное" ведомство, - 60.

Самолетный парк (15 единиц) состоит из воздушных пунктов управления на базе самолетов Ил-62М и Як-42Д, транспортно-десантных Ил-76ТД и специальных Бе-200ЧС, транспортных самолетов короткого взлета и посадки Ан-74П, незаменимых на аэродромах Сибири и Дальнего Востока, и многоцелевых Ан-3Т.


Вертолетный парк (30 единиц) включает в себя универсальные машины Ми-8 и Ка-32, легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо-105 и БК-117, а также тяжелые многоцелевые вертолеты Ми-26Т.

В настоящее время вертолеты МЧС оснащаются поисковыми фарами, лебедками ЛПГ-300 и аппаратурой спутниковой навигации для работы в темное время суток, в северных широтах и над безориентирной местностью.

МЧС – первый заказчик серийной партии нового самолета-амфибии Бе-200, по своим техническим характеристикам не имеющего аналогов в мире. Вариант Бе-200ЧС, разработанный с учетом требований Министерства по чрезвычайным ситуациям, предназначен для выполнения поисково-спасательных операций, доставки групп спасателей и специального оборудования в районы бедствий, эвакуации пострадавших, а также тушения крупных очагов пожаров. За одну заправку топливом он способен сбросить на очаг пожара более 300 тонн воды, работая в радиусе до 100 км от аэродрома. Сегодня в составе авиации МЧС России два самолета Бе-200ЧС, а к 2007 году их будет семь.

Планируется, что Центральная авиационная группировка Министерства, которая обеспечивает тушение пожаров в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском и Уральском регионах России, получит три Бе-200ЧС, а Сибирская и Дальневосточная - по две машины. Самолеты Бе-200ЧС будут задействоваться также в операциях, проводимых в рамках Черноморского экономического соглашения, которое координирует экологические и гуманитарные действия стран Черноморского бассейна.

Разработанные и внедренные под руководством специалистов Управления авиации МЧС России новейшие авиационно-спасательные технологии и технологии пожаротушения завоевали авторитет не только в нашей стране, но и в мире.

В настоящее время на базе этих технологий успешно действуют аэромобильные спасательные комплексы (АСК). Они представляют собой сложные системы, объединяющие технические возможности авиационной и спасательной техники в сочетании с высоким профессиональным мастерством лётных экипажей и спасателей.

Основу АСК составляет транспортный самолёт Ил-76ТД, который доставляет в район чрезвычайной ситуации составляющие комплекса, в том числе вертолеты легкого класса Бо-105 и БК-117. Они могут вести поиск терпящих бедствие и эвакуировать пострадавших из района катастрофы, а самолет Ил-76ТД, превратившись в "пожарный бомбардировщик", тушить лесные пожары с высоты 50-100 м. Для этой задачи он оборудуется не имеющими аналогов в мире выливными авиационными приборами ВАП-2, которые вмещают 42 тонны воды.

Уникальны и технологии тушения очаговых пожаров с вертолётов Ми-8, Ка-32 и Ми-26 с использованием водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15.

Для ликвидации последствий крупных разливов нефтепродуктов на морских акваториях были разработаны система ВОП-3 (вертолётный опрыскиватель подвесной) и способы очистки загрязненных участков побережья при помощи специальных диспергентов и биопрепаратов, а также дегазации и дезактивации зараженных участков местности.


Осуществлению экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации способствует развитие современных авиационных технологий спасения как наиболее эффективных способов реагирования на чрезвычайные ситуации и спасения терпящих бедствие людей.
Современный парк специальных самолетов и вертолетов МЧС России позволяет создавать авиационную группировку для пожаротушения, спасения людей в труднодоступных местах и на воде, организовывать воздушные пункты управления, ведения инженерной, радиационной и химической разведки, оказывать экстренную медицинскую помощь в крупных мегаполисах и т.д.

Авиация МЧС России имеет в своем штатном составе следующие части и подразделения:

  • государственное унитарное авиационное предприятие с парком специальных самолетов и вертолетов:
    6 самолетов Ил-76ТД (транспортно-десантные и пожарные), 2 самолета Ан-74П (универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки), Як-42Д и Ил-62М (воздушные пункты управления), оснащенные специальной связью, а также предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов;
  • отдельную смешанную авиационную эскадрилью, имеющую в своем составе самолеты Ил-76ТД и вертолеты Ми-26Т и Ми-8МТ;
  • два отдельных вертолетных отряда региональных центров МЧС России, имеющих в своем составе вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ и МВТ, Ка-32Т и Ми-2;
  • базу аэродромного и материально-технического обеспечения.
  • Состав собственной авиационной группировки сформирован в соответствии с концепцией авиационного обеспечения деятельности МЧС России на период до 2005 года, согласно которой эта группировка определена как силы и средства первого эшелона.
    Авиационная группировка оптимизирована в том составе, который минимально необходим для обеспечения экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, для гуманитарных операций, а также для удовлетворения внутренних потребностей в грузовых и пассажирских перевозках.
    Противопожарный самолет Ил-76ТД оснащен двумя специальными выливными авиационными приборами (ВАП-2). Два бака ВА-2 вмешают 42000л воды или специальной огнегасящей жидкости.
    В последнее время авиация МЧС России активно использует при тушении пожаров также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 кубометров на вертолетах Ми-8 и Ми-26 соответственно.
    Воздушные суда, как правило, многофункциональны.
    Например, Ил-62М, оборудованный в варианте командного пункта, способен выполнять следующие задачи: управлять силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, а также экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек), доставлять правительственные делегации и осуществлять специальные полеты.
    Многочисленные задачи выполняют и вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые не требуют специальных аэродромов, могут обслуживать труднодоступные территории.
    Они доставляют в города и поселки страны все необходимое для нормальной жизнедеятельности людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, выполняют поисково-спасательные работы, ведут борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в опасных для человека чрезвычайных ситуациях, ведут патрулирование лесных массивов и торфяников и т.д. Указанные воздушные суда составляют силы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации территориального и регионального масштабов, включаются в состав первого эшелона и резерва региональной группировки сил РСЧС.
    Это в значительной мере усиливает региональную составляющую сил и средств РСЧС
    В вертолетную эскадрилью ГУАП МЧС России входят вертолеты Бо-105 и Бк-117 (производство франко-немецкой фирмы "Еврокоптер"), которые перевозятся на большие расстояния самолетами Ил-76ТД для участия в аварийно-поисковых работах. Время приведения их в готовность после выгрузки составляет не более 30 минут.
    Вертолеты Бо-105 и Бк-117 широко используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе вертолеты Бо-105 могут войти в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасению воздушных судов.
    Опыт эксплуатации Бо-105 использован при доработке и корректировке тактико-технических требований к вертолету Ка-226, предназначаемому для участия в аварийно-поисковых работах в условиях городской застройки или горной местности.
    Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России способствует поддержанию и развитию отечественных авиационных спасательных технологий.
    По заказу МЧС России разработан аварийно-спасательный вертолет легкого класса Ка-226А, который планируется использовать в особо сложных условиях для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды.
    Завершен основной этап летных испытаний многоцелевого самолета-амфибии Бе-200ЧС. Этот самолет способен забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.
    В соответствии с принятой концепцией авиационного обеспечения деятельности МЧС России предусматривается дальнейшее развитие авиационных технологий. Разработаны и успешно прошли предварительные испытания подвесная корзина для транспортировки пострадавших до 10 человек на внешней подвеске вертолета Ми-8, а также вертолетная система взрывного дробления ледовых заторов с использованием фюзеляжного раскладчика зарядов взрывчатых веществ.
    В ходе реформирования авиации МЧС России планируется до 2005 года в создаваемых региональных спасательных центрах развернуть вертолетные комплексы экстренного реагирования и авиационные комендатуры. Авиапарк пополнится новыми аварийно-спасательными вертолетами и многоцелевыми самолетами.
    Все это может существенно повысить возможности, работоспособность авиации МЧС России, мобильность спасательных сил, а следовательно, сократить сроки реагирования на чрезвычайные ситуации.
    Жизнь показывает, что почти ни одна задача по спасению человека не решается сегодня без участия авиации.
    Авиация – это та основа, на которой строится мобильность и эффективность действий Чрезвычайной службы России.