Технические регламенты - это что такое? Типы технических регламентов и их требования. Технические регламенты Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль (надзор) осуществляется за соблюдением требований
технических регламентов и определяется как проверка выполнения юридическим лицом
или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к
продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации и принятия мер по результатам этой проверки. В отношении продукции
государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических
регламентов осуществляется исключительно на стадии ее обращения на рынке.
Как следует из п. 3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании», государственный
контроль (надзор) является одной из форм оценки соответствия наряду с
подтверждением соответствия и аккредитацией.

В ст. 32 (п.1) указано, что государственный контроль (надзор) осуществляется
федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской
Федерации и подведомственными им государственными учреждениями,
уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в порядке, ус-
тановленном российским законодательством. Отсюда следует, что порядок проведения
государственного контроля (надзора) помимо рассматриваемого Закона устанавливается и
другими действующими законодательными актами. Таким законодательным актом в
настоящее время является ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)», в котором есть ряд положений,
несовпадающих с законом «О техническом регулировании». В частности, это касается
объектов государственного контроля (надзора).
Положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» применяются
только к отношениям, возникающим в процессе проведения проверки выполнения
юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их
деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных
федеральными законами. В этом законе к объектам государственного контроля (надзора)
отнесены работы и услуги, которые отсутствуют как объекты государственного контроля
(надзора) в законе «О техническом регулировании».
По установившейся юридической практике, если в двух нормативных актах
одного уровня, принятых в разное время, есть противоречия, то применяются нормы
акта, вышедшего позднее, т.е. в нашем случае - нормы закона «О техническом
регулировании».
Основными принципами, на основе которых осуществляется государственный
контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов,
установленными в законах «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «О
техническом регулировании», являются:
— открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные
требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля
(надзора);
— устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора)
допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или
индивидуального предпринимателя обоснованной;
— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по
надзору, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного кон-
троля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате
которых выявлены нарушения обязательных требований;
— недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля
(надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных
предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю;
— презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального
предпринимателя;
— соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа
государственного контроля (надзора);
— проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами
органов государственного контроля (надзора);
— периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю,
предусматривающая полное и максимально быстрое его выполнение в течение
установленного срока;
— учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля
(надзора);
— возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов
государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по
контролю;
— недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля
(надзора) и органа по сертификации;
— недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля
(надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Среди перечисленных принципов обращает на себя внимание принцип презумпции
добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Суть
его сводится к тому, что на органы контроля возлагается обязанность
доказательства вины субъектов хозяйственной деятельности при выявлении факта
нарушения требований технических регламентов.
Если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар
может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителей и окружающей
среде, то орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения
потребителей информацию об опасном товаре и способах предотвращения возмож-
ного вреда и принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем
приостановки производства или реализации товара и (или) отзыва товара с рынка в
порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением
затрат за счет виновного лица.
Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о
возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате
которых выявлены нарушения обязательных требований.
Как законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного контроля (надзора)», так и законом «О техническом
регулировании» установлен идентичный статус органов, осуществляющих государст-
венный контроль (надзор): федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также подведомственные им
государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля
(надзора) в соответствии с российским законодательством - органы государственного
контроля. Иными словами, действующим законодательством предусмотрена
множественность органов исполнительной власти, осуществляющих государственный
контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности требований
технических регламентов.
В соответствии со ст. 4 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», определение
федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение контроля
(надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка
деятельности осуществляются Президентом или Правительством в соответствии с
законом «О Правительстве Российской Федерации».
Законом «О техническом регулировании» установлены следующие полномочия
органов государственного контроля (надзора):
— требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного
изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия,
подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их
копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующими
техническими регламентами;
— осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за
соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
— выдавать предписания об устранении нарушений требований технических
регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
— принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о
полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно
устранить нарушения требований технических регламентов;
— приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или
сертификата соответствия;
— привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции
иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством
Российской Федерации;
— принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры
в целях недопущения вреда.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что право приостановки или
прекращения действия сертификатов соответствия теперь закрепляется не только за
выдавшим его органом по сертификации, но также и за органом государственного
контроля (надзора).
Орган государственного контроля (надзора) имеет также право приостанавливать или
прекращать действие декларации о соответствии. Этот момент потребует специальной
юридической проработки, так как в отличие от сертификата соответствия, приостановка
или прекращение действия декларации о соответствии законом «О техническом
регулировании» не предусмотрены.
Мероприятия по контролю разделяются на плановые и внеплановые.
В целях проверки выполнения субъектом хозяйственной деятельности требований
технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в пределах своей
компетенции проводит плановые контрольные мероприятия. В отношении одного
субъекта хозяйственной деятельности такое мероприятие может быть проведено не более
чем один раз за два года.
Предметом внеплановой проверки является контроль исполнения предписаний об
устранении нарушений требований технических регламентов, выявленных в процессе
проведения планового мероприятия.
Внеплановые проверки проводятся органами государственного контроля
(надзора) также в случаях:
— получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях
или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и
оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью и
имуществу граждан и окружающей среде;
— возникновения угрозы жизни и здоровью людей, опасности загрязнения
окружающей среды, а также повреждения имущества граждан, в том числе в отношении
однородных товаров других субъектов хозяйственной деятельности;
— обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с
жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных
юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с
невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации,
подтверждаемой документами или иными доказательствами, свидетельствующими о
наличии признаков нарушений.
Жалобы, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган
государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения
внепланового мероприятия.
Органы государственного контроля (надзора) проверяют достоверность полученной
информации. Для этого они могут требовать от изготовителей дополнительную
информацию о продукции, процессах ее производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, направлять запросы в другие органы ис-
полнительной власти и при необходимости привлекать специалистов для анализа
полученных материалов.
Если достоверность информации о несоответствии продукции требованиям
технических регламентов признана, то орган государственного контроля (надзора) в
соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает изготовителю
предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда, оказывает
содействие в реализации программы и осуществляет контроль за ее выполнением,
проверяет соблюдение сроков, указанных в программе, а также принимает решение об
обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Основанием для
обращения в суд с таким иском является либо невыполнение предписания, либо
невыполнение программы мероприятий.
В случае удовлетворения иска суд обязывает ответчика выполнить определенные
действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести
решение суда до сведения приобретателей через средства массовой информации или
иным способом не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Если ответчик не исполнит решения суда в установленный срок, истец вправе совершить
эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При проведении контрольных мероприятий должностные лица не вправе проверять
выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа
государственного контроля (надзора), от имени которого действует должностное лицо, а
также требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований
(испытаний) или экспертизы без оформления акта установленной формы об отборе этих
образцов (проб) и в количестве, превышающем нормы, установленные нормативными
документами.
По результатам контрольного мероприятия должностными лицами составляется акт
установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагаются акты об отборе образцов и
обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) исследований
(испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного
контроля (надзора) и работников, на которых возложена ответственность за нарушения
обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами
проверки.
Законом «О техническом регулировании» определены также обязанности органов
государственного контроля (надзора). Важной обязанностью стало проведение в ходе
мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований
технических регламентов разъяснительной работы по применению законодательства
Российской Федерации о техническом регулировании и информирование о
существующих технических регламентах.
Помимо этого, в круг обязанностей органов государственного контроля (надзора)
входит: соблюдение коммерческой и иной охраняемой законом тайны; соблюдение
порядка проведения мероприятий по контролю (надзору); принятие мер по устранению
последствий нарушений технических регламентов, а также осуществление других
предусмотренных российским законодательством полномочий.
Необходимо отметить, что Законом вводятся нормы об отзыве продукции в
добровольном или в принудительном порядке.
Статьей 38 предусмотрено, что если угроза причинения вреда не может быть
устранена путем проведения соответствующих мероприятий, то изготовитель (продавец,
лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приос-
тановить производство и реализацию продукции, отозвать ее и возместить приобретателю
возникшие в связи с этим убытки. Решение об отзыве продукции принимается субъектом
хозяйственной деятельности в случае, если предотвратить причинение вреда невозможно.
В ст. 40 устанавливаются основания для обращения в суд с иском о
принудительном отзыве продукции. Такими основаниями являются:
— невыполнение предписания органа государственного контроля (надзора) о
разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда;
— невыполнение программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
При этом правом обращения в суд обладают органы государственного контроля
(надзора), а также лица, которым стало известно о невыполнении программы
мероприятий.
В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает
ответчика совершить в установленный судом срок определенные действия, связанные с
отзывом продукции.
За нарушение требований Закона об отзыве продукции могут быть применены меры
уголовного и административного воздействия в соответствии с российским
законодательством.
Уголовная и административная ответственность может быть возложена на
руководителей субъектов хозяйственной деятельности, работников, продавцов,
индивидуальных предпринимателей, а также на третьих лиц, в чью компетентность
входит решение этих вопросов.
Помимо ответственности субъектов хозяйственной деятельности за
несоответствие продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов, Законом
предусмотрена также ответственность за нарушение правил выполнения работ по
обязательной сертификации.
Для органов по сертификации и их должностных лиц эта ответственность наступает
только в случае, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции,
не соответствующей требованиям технических регламентов. Следует отметить, что по
ранее действующему законодательству ответственность наступала при выявлении самого
факта нарушения правил сертификации.
Для испытательных лабораторий и их сотрудников, проводящих исследования
(испытания) и измерения продукции, ответственность наступает за недостоверные
или необъективные результаты.
Органы по сертификации, испытательные лаборатории и их должностные лица несут
ответственность не только в соответствии с законодательством, но также и в соответствии
с договором.
Введение в действие указанных норм Закона в полном объеме требует внесения
соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, включая
Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. В том числе необ-
ходимо указать, что ответственность наступает не за нарушения обязательных требований
государственных стандартов, а за нарушения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 46 Закона до вступления в силу соответствующих технических
регламентов подлежат обязательному исполнению требования к продукции, процессам ее
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, ус-
тановленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными
документами федеральных органов исполнительной власти в части, соответствующей
целям Закона.
Таким образом, до внесения соответствующих изменений и дополнений в
действующее законодательство, ответственность за нарушение обязательных требований
государственных стандартов, не противоречащих целям Закона, наступает на основании
Гражданского и Уголовного кодексов, а также Кодекса об административных
правонарушениях.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

В Российской Федерации в соответствии с Законом о техническом регулировании за соблюдением требований

Рис. 12.1.

технических регламентов осуществляется государственный контроль (надзор). Под ним понимаются проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, проектированию (включая изыскания), производству, строительству, монтажу, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

В настоящее время государственный контроль (надзор) за качеством и безопасностью продукции осуществляется территориальными органами Росстандарта по следующим основным направлениям:

  • - государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований технических регламентов (будет осуществляться в пределах компетенции и по мере их появления);
  • - государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов к продукции (услугам).

Основная цель государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции - защита интересов государства, потребителей и товарного российского рынка от поступления некачественной и опасной продукции. Государственный контроль (надзор) осуществляется на стадии обращения продукции на рынке, а также за процессами ее производства, транспортировки, эксплуатации, хранения и утилизации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют должностные лица органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы государственного контроля (надзора) в процессе его проведения имеют право:

  • - требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
  • - осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;
  • - выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  • - приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  • - привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
  • - принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В случае если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ.

На рис. 12.2 приведена схема, иллюстрирующая основные меры, применяемые органами госнадзора РФ.

Рис. 12.2.

К основным мерам, применяемым органами госнадзора РФ, относятся:

  • 1) профилактически-предупредительные меры: разъяснительная работа, информирование о выявленных несоответствиях, согласование программ мероприятий по устранению несоответствий;
  • 2) досудебные меры: контроль за устранением выявленных нарушений, их предупреждение, законодательно предусмотренные меры недопущения причинения вреда (приостановление или прекращение действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, добровольный отзыв товара с рынка), прямые штрафные санкции.
  • 3) судебные меры: применение уголовной, гражданской и административной ответственности за выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям, предоставление недостоверной информации и непринятие мер.

Таким образом, задачами государственного контроля и надзора РФ являются предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных к продукции.

Государственный надзор в 2011 г. проводился путем выборочных проверок за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований к социально значимой продукции. Выборочный государственный надзор был проведен на более чем 5000 субъектах хозяйственной деятельности. При этом на 1250 субъектах были выявлены нарушения обязательных требований к продукции. В 2011 г. в связи с новым порядком организации и проведения госнадзора, требующим согласования с органами прокуратуры, наблюдалось существенное сокращение количества проведенных проверок по сравнению с 2010 г. Анализ результатов выборочного надзора показывает, что в значительной мере несоответствия установленным требованиям выявлялись по следующим группам продукции:

С целью борьбы с возможными злоупотреблениями при проведении государственного контроля и надзора в России принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Этот закон регулирует отношения в области защиты нрав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для осуществления государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, подведомственными им государственными учреждениями. В нем установлены:

  • - порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемому органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  • - права юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов;
  • - обязанности органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Финансирование государственного надзора производится исключительно из средств федерального бюджета. Главным распорядителем средств федерального бюджета по финансированию организации и проведения государственного надзора является федеральный орган исполнительной власти, координирующий деятельность по государственному надзору в сфере технического регулирования. Распределение бюджетных средств, выделяемых па финансирование деятельности по госнадзору, представлено на рис. 12.3.

Финансирование организации и проведение надзорной деятельности включает расходы:

  • - на содержание и обеспечение государственных инспекторов;
  • - осуществление надзорных мероприятий;

Рис. 12.3.

  • - модернизацию и развитие материально-технической базы;
  • - проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности;
  • - научно-техническое, информационно-аналитическое обеспечение;
  • - подготовку и переподготовку кадров.

Организации-нарушители возмещают расходы органов государственного надзора на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз в случаях выявления нарушений обязательных требований. Важно, что средства на проведение исследований (испытаний) и экспертиз для целей надзорной деятельности выделяются сторонними государственными и негосударственными организациями как способ инструментального анализа подтверждения соответствия продукции.

Поскольку основной вектор технического регулирования направлен на демократизацию при производстве продукции (добровольная сертификация, добровольное применение требований стандартов), то большое значение приобретает контроль соответствия характеристик продукции заявленным требованиям. Учитывая, что в период развития экономических отношений регулируемых ТР, возможны случаи недобросовестного отношения участников рынка (изготовителей, продавцов, поставщиков) к продукции и приобретателям, значение контроля и особенно надзора на рынке продукции, работ и услуг приобретает первостепенное значение.

Контроль (надзор) за соблюдением требований ТР – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований ТР к продукции или связанным с ними процессам ЖЦП и принятие мер по результатам проверки. Приведенное выше определение не различает понятия контроля и надзора. Однако эти определения нельзя воспринимать как синонимы.

Обычно понятие надзор означает наблюдение за чем-либо. Его отличие от контроля заключается в том, что контроль предполагает лишь констатацию соответствия, а надзор состоит из документальной проверки выполнения обязательных требований к объектам надзора и принятие соответствующих мер по результатам выявленных нарушений (например, приостановка работ, выдача предписаний 5 по устранению нарушений).

Примечание. В приводятся следующие определения этих понятий.

Государственный надзор – форма оценки соответствия исключительно федеральными органами исполнительной власти (например, Ростехрегулирование, Росстандарт, Роспотребнадзор и др.).

Государственный контроль – форма оценки соответствия, осуществляемая как государственными, так и негосударственными структурами в форме инструментальной проверки с привлечением компетентных организаций и различных форм собственности, в том числе: метрологических научно-исследовательских организаций, коммерческих организаций, местных органов Ростехрегулирования и др. К подобным видам контроля могут быть отнесены, например, проверка и поверка средств измерений, утверждение типа средства измерений и др.

Контроль частными (негосударственными) организациями может осуществляться от имени Заказчика, но на условиях договора. При этом исполнитель контрольных функций, не может являться одновременно участником проверяемых работ, и ранее не должен был участвовать в работах по подтверждению соответствия продукции данной организации.

Право проведения надзора и контроля должно быть закреплено в соответствующих лицензиях, выданных организациям компетентными органами.

Следует подчеркнуть, что после поставки продукции на рынок надзор особенно необходим. Это позволяет подтвердить, что заявление поставщика о соответствии продукции выполняется.

Государственный контроль (надзор) в нашей стране может осуществляться следующими субъектами: федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и государственными организациями, (специально) уполномоченными на проведение контроля (надзора) (прил.2).

Федеральным законом определены обязанности и ответственность органов государственного контроля (надзора) в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Контроль (надзор) должен осуществляться в отношении продукции и процессов ЖЦП исключительно в части соблюдения требований соответствующих ТР и исключительно на стадии обращения продукции. Такой подход к контрольным операциям позволяет поставить в равные условия отечественного и зарубежного производителя, поскольку в настоящее время деятельность контролирующих организаций, как наследие советского периода в нашей стране, направлена, в основном, на стадии производства.

Контроль (надзор) осуществляется в форме:

Контроля у изготовителя (продавца) документов, подтверждающих оценку соответствия требования ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

Предписания об устранении выявленных нарушений ТР или приостановлении действия декларации о соответствии;

Запрета передачи продукции или приостановлении процессов ЖЦП, если иными средствами нарушение невозможно устранить;

Сообщения органу, выдавшему сертификат соответствия, о необходимости приостановления его действия;

Прекращения действие декларации о соответствии и информировании об этом федеральной орган ведущий Единый реестр деклараций соответствия;

Привлечения изготовителя и продавца к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, в том числе и к уголовной ответственности.

Придавая большое значение правильности применения ТР, в Федеральном законе указывается, что «Уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти организуется постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушений требований ТР , жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирования приобретателей, и изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований ТР» (ст.7, п.9).

Процедура контроля (надзора) будут наиболее действенными, если выявления несоответствий будут облагаться достаточно высокими штрафами и вероятность выявления несоответствия будет достаточно высокой .

Примечание. Известно, что невысокие денежные штрафы могут не испугать продавца, поскольку воспринимаются им как дополнительный налог или как досадная необходимость. Продавец, как правило, компенсирует штраф за счет повышения цены на товар. Штраф должен быть сопоставим со стоимостью изъятия товара, и тогда эта мера будет реально действенной.

В то же время, если вероятность выявления несоответствия мала (например для продуктов питания, в которых широко используются консерванты), поставщики могут рисковать даже при высоких штрафах. Поэтому вероятность выявления должна быть сбалансирована с затратами, связанными с несоответствием продукции – штрафов и расходов на обеспечение соответствия. Если расходы на штрафы или потери лицензии окажутся выше, чем расходы на проведение работ по обеспечению соответствия, то производитель, скорее всего, откажется от риска поставки и продажи некачественной продукции.

Конечно, эффективность выявления нарушений может быть повышена, если она предусматривает ответственность всех участников системы создания и поставки продукции, работ и услуг. Эта система должна работать не только от контролирующих органов и приобретателя, но от продавца к фирме поставляющей продукцию, а от этой фирмы к производителю конечной продукции, от производителя к поставщикам комплектующих и т.д., вплоть до поставщиков некачественного сырья.

Напомним, что в трактовке Федерального закона изготовитель – это исполнитель, продавец, а также лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя .

Изготовитель в первую очередь несет ответственность в соответствии с законодательством РФ в следующих случаях (ст.36):

За нарушение требований ТР;

Неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля;

Если в результате несоответствия продукции и других действий, связанных с нарушением требований ТР, причинен вред или возникла угроза причинения такого вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу и окружающей среде. Однако обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны , т.е. не могут быть служить оправданием противоправных действий!

Основные действия изготовителя в этот период времени должны быть направлены на то, чтобы до завершения проверки достоверности сведений о несоответствии продукции требованиям ТР, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился. При невозможности осуществления мероприятий по устранению несоответствия необходимо объявить об отзыве продукции и возмещении убытков, причиненных приобретателями в связи с отзывом продукции, а в ряде случаев и незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции.

Примечание. В зарубежной практике известны ряд случаев, когда автомобильные фирмы Toyota, Volvo и др. отзывали большие партии проданных или переданных продавцу для реализации автомобилей на доработку в связи с обнаружением неисправности в технической части автомобилей. Следует отметить, что открытое и масштабное признание во время обнаруженных недоработок в конструкции автомобилей не сказывалось на рейтинге этих фирм. Скорее эти меры демонстрировали ответственность изготовителя (продавца) и его уважение к потребителю.

Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии требований ТР определены статьями Федерального закона (ст.39, 40). Отметим, что в случае невыполнения предписаний, выданных органами государственного контроля (надзора) или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, государственные органы контроля и (надзора) и иные лица вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

В заключение этого раздела приведем одну из систем учета и анализа случаев нарушения ТР в США . Отделения «скорой помощи», включая травматологические пункты, ежедневно поставляют в Федеральную комиссию по безопасности потребительских товаров информацию о всех несчастных случаях, связанных с этими товарами. Полученная информация обрабатывается и еженедельно по ним принимаются конкретные решения разного рода: в одних случаях налагается запрет на реализацию продукции или принимается решение о снятии с производства и изъятии из торговой сети; в других случаях, когда нет конкретной угрозы, может быть принято решение о доработке стандарта или разработке нового стандарта. По продуктам питания и лекарствам действует отдельная система учета и анализа фактов нарушения ТР.

В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов -- проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам и принятие мер по результатам проверки.

Указанный контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В настоящее время такой контроль (надзор) проводится работниками Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. При этом все перечисленные органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по собственному плану, без согласования проверок между собой.

Объектами государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов являются продукция и процессы, связанные с ее жизненным циклом. В отношении продукции государственный контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (п. 2 ст. 33 Закона о техническом регулировании). Таким образом, производство как стадия жизненного цикла выведено из сферы государственного контроля (надзора). Кроме того, работы и услуги также исключены из области государственного контроля (надзора).

При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 7 настоящего Закона. Однако до принятия технических регламентов данный пункт Закона не применяется.

Статья 34 Закона содержит перечень полномочий органов государственного контроля (надзора).

В частности, органы государственного контроля (надзора) вправе:

Требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено техническим регламентом;


Осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном действующим законодательством;

Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;

Приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

Привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством;

Принимать иные предусмотренные законодательством меры в целях недопущения причинения вреда.

К числу основных обязанностей органов государственного контроля (надзора) относятся:

Проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

Соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

Соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) и оформления результатов таких мероприятий;

Принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

Направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Закона;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством полномочия.

Техническое регулирование и метрология в рамках международной организации Таможенный союз осуществляется согласно нескольким принятым Комиссией нормативно-законодательных документов.

Основными регламентирующими документами являются:

  • Таможенный Кодекс Таможенного союза,
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации,
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза,
  • Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам,
  • Соглашение таможенного союза по санитарным мерам и др.

Все перечисленные выше регламентирующие документы были приняты Межгоссоветом ЕврАзЭС. Данный орган объединяет уже 5 стран.

На территории Российской Федерации как основной документ регламентирующий процедуру технического регулирования, действует Федеральный закон о техническом регулировании. В ФЗ о техническом регулировании прописаны все аспекты процедур технического регулирования в нашем государстве.

В рамках Таможенного союза проведены работы:

  • Обозначены уполномоченные органы (в России – это Министерство промышленности и торговли);
  • Создан Единый реестр испытательных лабораторий и центров сертификации в Таможенном союзе;
  • Приняты единые стандартные формы подтверждающих документов;
  • Создан перечень (единый) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;
  • Составлен график принятия технических регламентов на продукцию, из которых за время работы Таможенного союза, многие уже приняты.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов регулируется гл. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Статья 32 ФЗ устанавливает, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется

  • федеральными органами ,
  • органами исполнительной власти субъектов РФ,

уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ (далее - органы государственного контроля (надзора).

Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль (надзор) осуществляется

  • в отношении продукции (исключительно на стадии обращения) или
  • в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

Полномочия органов государственного контроля (надзора)

На основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:

  1. требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  2. осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;
  3. выдавать предписания об устранении нарушений;
  4. направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия, декларации в выдавший его орган по сертификации;
  5. привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
  6. требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента;
  7. принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

  • проводить разъяснительную работу по применению законодательства РФ о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;
  • соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору);
  • принимать меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;
  • направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Федерального закона;

осуществлять другие предусмотренные законодательством РФ полномочия.