Требования к написанию отчета для турклуба. Как составить отчёт о туристском путешествии

Отчёт о походе 5 класса

Школа

Тёплые ключ и

Железная дорога

9 километр

Посёлок «Заречный»

Информационная карта похода

Задачи: Побывать на пещере «Пасечная»

Узнать побольше о растительности нашей местности.

Цель: Привить любовь к природе, бережное отношение к ней,

Воспитывать коллективизм.

14 сентября, в день выборов, мы решили пойти на природу. День был солнечный, ясный. Наши папы, мамы и мы, взяв с собой рюкзачки на плечи, отправились в поход. Уселись все по машинам и поехали. Дорога была не очень длинной. Приехали мы уже на место в 11 часов дня. Для начала развели костёр, чтобы попить горячего чая.

Справочные сведения о походе

Маршрут похода проходил по автодороге Биракан- Теплые ключи. Протяженность маршрута 9 км. пешеходного пути. Участники похода выехали от здания школы в 10час. 30мин. утра 14 сентября, 2014 года.

Руководители:

Матычева Е. В.- преподаватель, классный руководитель,

Майорова А.А.- директор школы.

Список группы:

(распределение обязанностей)

1.Руководители группы: Майорова А., Матычева Е.

2.Водители: Старков С. Н., Матычев Р. Г., Левченко Л. С.

3.Фотограф: Постельник Н.А., Колтыгина А.

5.Спасатель: Учитель информатики - Матычев Р. Г

6.Родители - 7 человек.

7.Крапивин С. Антоненко И. - костровые.

8. Харлов И. - хозяйственник.

10. Трубина В., Холхунова И. - отв. за стол

11. Романов Д., Сафронов А. - отв.за уборку территории.

Инструктаж

Все участники были предварительно проинструктированы о

правилах дорожного движения, безопасного поведения в лесу и при спуске и подъеме в пещеру, также была проведена беседа о бережном отношении к природе и особо охраняемым территориям.

Сведения о районе похода

Район проведения похода достаточно хорошо изучен. Доступен

для спортивного и даже для рекреационного туризма. На 9 киломере очень спокойная местность. Недалеко от расположения пещеры проходит лесовозная трасса, по которой когда- то ходили «Уралы». Если сломается машина, то можно будет доехать на попутке. А дальше, если ехать по этой же дороге, можно наткнуться на небольшой староверский посёлок, «Тёплые ключи», на территории которого имеется предприятие -Биджанский рыборазводный завод. Здесь есть сотовая связь.

Растительность

Растительное сообщество представлено деревьями, кустарники, травы. Это кедр корейский, ель, пихта, береза. Кустарники: лещина, калина, шиповник, аралия маньчжурская. Стволы деревьев обвиты лианами лимонника и актинидии.

Техническое описание похода

Нам очень повезло с погодой. На свой путь мы затратили около часа. На небольшой полянке возле пещеры мы разместились бивуаком, занялись приготовлением пищи, мальчики развели костёр. В это время родители провели фотографирование местности, описание образцов растительности, наблюдали за бурундуками, паданием кедровых шишек. Столько дети насобирали паданок! Затем жгли на костре смолу и грызли орехи.

Все довольные, эмоционально и весело общались между собой, пели песни у костра. Некоторые родители отдыхали прямо на поляне, а некоторые пошли вниз по дороге, прямо к ручью. Там мы тоже долго наслаждались природой. Таких чудес мало бывает, но в наших краях - одни чудеса. Слушали пение птиц, журчание ручья. А какая вода чистая, прозрачная, некоторые дети попробовали её на вкус. Наблюдали за белками, как они прыгали с ветки на ветку. Ирина Глазунова даже нашла сухой груздь.

Все кинулись в пещеру. Паша Харлов впереди, он не боится ничего…


Почти все дети спустились в пещеру посмотреть на красоту, некоторые ждали возвращения ребят из пещеры, чтобы услышать впечатление.

Как красиво в пещере!!!



Вид пещеры «Пасечная» изнутри»


Родители от нас не отставали.


Вскоре закипел чай, и мы уселись обедать, за стол, который нам уже накрыли родители. Но, перед едой мы помыли руки .

После вкусного обеда вышли на дорог

после чего отправились в сторону ручья.

Какая чистая дорога! Вот, мы уже возле него… Водичка холодная, но чистая. Какой тёплый день, пить так хочется.

Как же нам его перейти? - задача не из лёгких.

Я попробую вот так, следуйте за мной!

Да, водичка не очень - то и тёпл ая…

Смотрите, осторожно, не провалитесь!

А я постою на бережку Ой, девки, я, кажется, провалилась !

Уже все возвращаются обратно.


Пойдёмте обратно, снова есть хочется…

Народ, за мной, стройся в ряд!

Ах, как вкусно!!!

Какой аппетит у нас развился…

Поели, ещё погуляли по лесу, собирали шишки, наблюдали за белочками, бурундучками. А наши родители отдыхали на поляне.

Мы целый день гуляли по лесу,

любовались природой .





Ах, какая красивая природа на 9 км

С нами была директор школы, она запечатлела все самые красивые места.


Как здорово

Не хотелось никому возвращаться домой, но пришлось, ведь завтра работа, школа…

Уже вечером мы прибыли в поселок Биракан уставшие, но полные впечатлений и положительных эмоций. Как хорош на природе! Мы не только отдохнули, но и много повидали, многое узнали. Какая красивая пещера находится рядом с нашим посёлком! Кто не был ни разу на Бираканских пещерах, вы многое потеряли!

Прощаемся с белочками….

бурундуками …..

и ёжиками…

до следующего года!

Муниципальное бюджетное учреждение

Информационно-методический центр

Управления образованием Мысковского городского округа

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

Станция туристов

«Составление отчётов о туристских походах»

Разработала:


методист МБО ДО Станция туристов

Пинжина О.И.

Мыски 2016

Данная работа содержит требования к разработке и оформлению отчётов о туристских походах и предназначена для методистов и педагогов дополнительного образования. Предложенные рекомендации могут использоваться при составлении и разработке отчётов о туристских походах, направленных на повышение уровня профессионального мастерства педагогов. При составлении брошюры учитывались основные требования к разработке и оформлению отчётов о туристских походах.

контактный телефон 8-913-318-92-08

Оглавление

    Пояснительная записка……………………………………………………4

    Общие сведения об отчёте о туристском походе………………………..4

    Назначение туристских отчётов…………………………………..............4

    Требования к туристскому отчёту………………………………………..4

    Содержание отчётов……………………………………………………….5

    Заключение…………………………………………………………………8

    Список используемой литературы………………………………............ .9

    Приложение……………………………………………………………….10

1. Пояснительная записка

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее десятилетие качество отчетов о туристских походах, заметно снизилось. Многие отчеты не отвечают требованиям, предъявляемым к этим документам. Далеко не всегда по таким отчетам можно составить представление о реальной квалификации группы и её действиях на маршруте. При подготовке маршрутов некачественные отчеты бесполезны и более того существенно влияют на безопасность походов. В то же время МКК всех уровней снизили требования при рассмотрении поступающих отчетов. Нередко выдаются справки о зачете похода по отчетам, в которых техническое описание сводится к развернутому календарному плану. Крайне редки случаи возвращения некачественных отчетов на доработку.

Целью составления данных методических рекомендаций является - оказать методическую помощь педагогам, организаторам воспитательной работы с детьми в написании отчётов о туристских походах.

Настоящее пособие призвано облегчить написание полноценных туристских отчетов, восполнить дефицит соответствующей методической литературы, образовавшийся в низовых МКК, и способствовать созданию современного банка данных о туристских маршрутах и естественных препятствиях.

2. Общие сведения об отчёте о туристском походе.

Отчет о туристском походе – это документ, по которому МКК оценивает реальный опыт группы, действия туристов на маршруте и грамотность тактических решений. На основании отчета МКК решает вопрос о зачете похода и присвоении разрядов, а судейские коллегии проводят чемпионаты по туризму.

Туристские отчеты – один из основных источников информации о районе путешествия. По ним туристы готовятся к походам, а МКК определяет: соответствует ли сложность заявленного похода квалификации (возможностям) группы. Библиотека туристских отчетов служит информационной основой работы видовых и межвидовых комиссий федераций туризма.

3. Назначение туристских отчётов.

Основная задача туристского отчета – достоверно представить максимум полезной информации о районе путешествия и о конкретных естественных препятствиях. В нем должны быть сведения о путях сообщения с районом похода, особенностях организации передвижения, заповедниках и пограничных зонах, естественных препятствиях, климатических особенностях и др.

Отчет должен рассказать о том, как действовала группа и содержать рекомендации для последующих путешествий.

4. Требования к туристскому отчёту.

4.1 Отчет должен содержать только достоверную информацию.
Отчет должен однозначно отвечать на вопрос: где и как пролегал маршрут, как действовала группа при его прохождении.
Отчет помимо чисто технических описаний может содержать впечатления участников группы о районе, нитке маршрута и пройденных препятствиях в специальном разделе. Бытовые и литературные заметки не должны загромождать основные разделы отчета.

4.2 Отчет о туристском походе может быть письменным или устным. Представление письменного отчета обязательно для походов 4-6 к.с., а также для всех походов участвующих в чемпионатах по туризму. Объем и содержание отчетов о сложных походах, а также ФОРМУ, объем и содержание отчетов о походах 1-3 к.с. устанавливает МКК при рассмотрении заявочных материалов, учитывая новизну и наличие информации по данному району. Решение МКК записывается в маршрутной книжке. Раздел «Техническое описание маршрута» в привязке к «Развернутому графику маршрута» обязателен для всех отчетов.

4.3 Вместе с отчетом в МКК представляются маршрутная книжка и документы, подтверждающие прохождение маршрута, заполненные справки о зачете путешествия установленного образца на всех участников.

4.4 Устный отчет производится руководителем и участниками группы на заседании МКК. При этом представляются документы, перечисленные в , фотографии, видеоматериалы и др., а также карты и схемы маршрута. Устный отчет строится по разделам письменного .

4.5 Письменный отчет должен выполняться машинописным (компьютерным) способом, иметь сквозную нумерацию страниц, И ОБЯЗАТЕЛЬНО ТВЕРДЫЙ ПЕРЕПЛЕТ, обеспечивающий его длительную сохранность.

4.6 Количество сокращений в тексте должно быть минимальным. Принятые сокращения должны расшифровываться однозначно, их значения должны быть приведены вместе с условными обозначениями карт и схем.

4.7 Фотографии и зарисовки, входящие в отчет должны характеризовать сложные участки маршрута и действия туристов на них, обеспечивать последующим группам ориентирование на местности, отображать природу и достопримечательности района. На фотографиях наносится пройденный и рекомендуемый маршрут, а также выделяются опасные участки. Фотографии должны иметь сквозную нумерацию и В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ подписи, позволяющие опознать отображенный объект без обращения к тексту отчета. В тексте должны быть ссылки на фотографии и другой иллюстративный материал.

4.8 К отчету прилагается обзорная карта (схема) района похода с нанесенным маршрутом, запасными вариантами, направлениями движения и пути возможной эвакуации, а также места ночлегов с указанием их порядковых номеров и дат и основных препятствий. Карта может дополняться эскизами или крупномасштабными схемами сложных участков с указаниями линии движения, ориентиров и точек фотосъемки. Нестандартные условные обозначения должны быть расшифрованы.

Для походов со значительными перепадами высот, водных и спелеопоходов по требованию МКК составляется профиль маршрута (высотный график).

В отчетах о водных походах приводятся лоции с указанием препятствий и их ориентиров, схемы препятствий с нанесением пути прохождения, места страховки и швартовки.

В отчетах о спелеопоходах приводятся топографические материалы по подземным полостям и схемы навески снаряжения.

В отчетах об автомото - походах указываются пункты возможной заправки и ремонта транспортных средств.

5. Содержание отчёта.

Настоящие рекомендации соответствуют «Типовой форме и содержанию отчета о туристском походе, путешествии и спортивном туре» утвержденной ТССР.

5.1 Титульный лист .

5.3 Справочные сведения о походе.
Указываются название проводящей организации, страна, республика, город, вид туризма, категория сложности маршрута, протяженность и сроки активной (зачетной) части похода, номер маршрутной книжки и сведения о полномочиях МКК. Далее следует подробная нитка маршрута с выделенной активной (зачетной) частью, определяющие препятствия, список группы с указание года рождения, туристского опыта и обязанностей в группе, приводятся адреса для консультаций.

Для водных маршрутов указываются особенности погоды, уровень воды, средства передвижения.

5.4 Общегеографическая и туристская характеристика района похода.
Включает краткое географическое положение района (по схеме: регион, район, подрайон, массив), его туристские возможности, варианты подъезда и отъезда, характеристика транспортных средств, в том числе стоимость проезда и расписание движения транспорта, сведения о медицинских пунктах, торговых точках, расположении пограничных и заповедных зон, порядке получения пропусков в зоны ограниченного допуска, адреса и телефоны соответствующих организаций, дислокацию и адреса ПСС и ПСО, наиболее интересные природные и исторические объекты, климатические и иные характеристики района похода.

Для спелеопоходов приводится краткое описание пещеры, где указывается: абсолютная высота отметки входа над уровнем моря, GPS – координаты входа, наиболее вероятное место разгрузки с высотной отметкой, положение пещеры, морфометрическая, геологическая, морфологическая, гидрогеологическая и микроклиматическая характеристика. В завершении раздела ОБЯЗАТЕЛЬНО приводится краткая история исследования пещеры.

5.5 Организация похода.
Описываются особенности предпоходной подготовки и обосновывается выбор маршрута, основного и запасных вариантов, обзор путей эвакуации с маршрута и возможностей организации забросок. Раздел должен ответить на вопрос, почему был выбран именно этот маршрут и насколько удачным оказался первоначальный план похода. В этом разделе приводится заявленная нитка маршрута и отдельно реально пройденная в форме удобной для сравнения (кроме спелеопоходов).

5.6 Развернутый график.
Оформляется в виде таблицы, для которой рекомендуются следующие графы:
день пути, дата, участок маршрута, номера фотографий, протяженность (км), чистое ходовое время, определяющие препятствия на участке, метеоусловия, перепад высот (для горных походов).
В конце указывается суммарная длительность, протяженность, перепад высот. Отдельно для походов в горах дается высотный график, а для водных – профиль маршрута.

Для спелеопоходов приводится план заброски в наземный лагерь (тактика, количество ходок, способ заброски и т.д.), план-график работы в пещере, запланированный и реальный план-график штурма из которого должно быть ясно, кто, в какое время, где и с каким грузом работал, какое задание выполнял. В приложении помещается журнал выходов.
Сведения из этого раздела раскрываются ниже.

5.7 Техническое описание маршрута.
Без этого раздела отчет не может рассматриваться МКК.

Основной раздел отчета. Включает подробное, без каких либо исключений описание маршрута в порядке его прохождения, сложные участки по приведенным ниже схемам, техника и тактика прохождения маршрута, опасные участки и меры безопасности.

Описание маршрута разбивается по тактическим участкам, которые в свою очередь разбиваются по дням. В заголовке каждого дня указывается дата и день пути, а также для удобства пользователей, участок маршрута, километраж, перепад высот, чистое ходовое время в часах и метеоусловия в течение дня. Образец заглавия приведен в .

В тексте указывается объект (пункт, к которому стремится группа), ориентиры и направление движения. Описания участков даются в строгой последовательности, указываются характеристики преодолеваемого участка (препятствия), время движения, используемая техника и тактика, опасные участки, способы страховки, выводы и рекомендации по прохождению тактических участков.

СХЕМА ОПИСАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО ПРЕПЯТСТВИЯ
На примере перевала:
- Название, категория трудности (к.т.), высота, характеристика склонов, где расположен, какие долины, ледники и т.д. соединяет, откуда и куда ведет. Данные о первопрохождении.
- Откуда виден, где находится, ориентиры для поиска.
- Характеристика (описание) подходов и перевального взлета, опасные участки.
- Действия группы, страховка, ходовое время.
- Описание седловины.
- Вид с перевала.
- Характеристика (описание) противоположного склона.
- Действия группы на спуске, страховка, ходовое время.
- Рекомендации для идущих перевал в обратном направлении.
- Общее время движения.
- Места удобные для ночлегов.
- Необходимое специальное снаряжение.
- Рекомендации по снаряжению и страховке.
- Оценка группой к.т. препятствия и вариантов его прохождения.

СХЕМА ОПИСАНИЯ ПРОТЯЖЕННОГО ПРЕПЯТСТВИЯ
На примере долины:
- Указать конечную цель (ориентир) движения, например: населенный пункт, пещеру или локальное препятствие (перевал, переправа) к которой идет группа и место ее нахождения.
- Указать ориентиры, направление движения, точки с которых видны ориентиры или цель движения.
- Характеристика пути к избранной цели (дорога, тропа, лес, осыпь и т.д.)
- Движение группы от ориентира к ориентиру с указанием времени движения, характеристикой препятствий и действий группы, страховка, опасные места.
- Общее время движения (чистое ходовое время).
- Места удобные для ночевок.
- Рекомендации для групп, идущих в обратном направлении.
- Оценка группой к.т. препятствия.

СХЕМА ОПИСАНИЯ ВОДНОГО ПРЕПЯТСТВИЯ
На примере порога:
- Название (номер) порога.
- Интервал категории трудности для разных уровней воды.
- Оценка к.т. группой для конкретного случая.
- Ориентиры.
- Место чалки перед порогом.
- Возможность разведки.
- Места и методы страховки.
- Намеченная линия движения для всех судов.
- Реализованная линия движения для всех судов.
- Анализ причин отклонений.

СХЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ПЕЩЕРЫ.
- Локальные препятствия (колодец, сифон, меандр и т.д.).
- Количество специального снаряжения на каждое препятствие.
- Способы и особенности навески снаряжения, расположение точек крепления, отклонителей, упоров, протекторов и т.д.
- Варианты перехода от одного препятствия к другому.
- Участки со сложным ориентированием (завалы, лабиринты, многоуровневые меандры и т.д.)
- Все данные необходимо увязывать с фотографиями и результатами топографической съемки. На топографической схеме пещеры должна быть указана схема навески снаряжения. Результаты топографической съемки участков, пройденных впервые приводятся как на общей схеме пещеры так и отдельно. На топографической схеме участков, пройденных впервые указываются общая протяженность участков, амплитуда, даты первопрохождения и даты топосъемки. В приложении приводится пикетажный журнал.
- Дается оценка группой категории трудности пещеры с учетом участков, пройденных впервые.

5.8 Материальное оснащение группы.
Приводится перечень специального снаряжения, особенности личного и общественного снаряжения и комментарии к ним, при необходимости тактико-технические характеристики. Особенности и весовые характеристики питания, состав ремнабора и медицинской аптечки. Здесь же дается расчет веса рюкзака.

Для спелеопоходов эти данные приводятся для работы на поверхности и под землей.

5.9 Смета похода.
Приводится стоимость проезда, проживания, питания и все прочие расходы (для иностранных территорий в у.е.). Даются рекомендации по оптимизации расходов.

6. Заключение.

Подводятся итоги и делаются выводы о достижении поставленных целей. Анализируются тактические решения, выбор нитки маршрута и график движения. Даются рекомендации по его прохождению и возможным изменениям. Оценивается соответствие реальной категории сложности маршрута и отдельных препятствий заявленным, причины изменения первоначального плана похода.

Для спелеопоходов оцениваются перспективы работы в пещере и в данном районе, наиболее вероятные участки и направления дальнейших исследований. Приводятся рекомендации руководителя какой категорией сложности зачесть данный поход каждому участнику.

Список используемой литературы.

    Алексеев А.А., «Пособие по составлению отчётов о туристских походах, путешествиях, спортивных турах».

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 – ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ


ОТЧЕТ
о (вид туризма) туристском походе
______ категории сложности по (географический район)
совершенном группой туристов (город, коллектив)
в период с _____ по _____ 200__ года.

Маршрутная книжка № __________
Руководитель группы ____________
Адрес, телефон, e-mail руководителя


Маршрутно-квалификационная комиссия _______________ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю _______ категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке ________________

Город _________ 200__ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ЗАГЛАВИЯ ХОДОВОГО ДНЯ.

Указания по составлению отчетов о туристских спортивных походах

I. Общие положения

1. В соответствии с Правилами проведения туристских спортивных походов и путешествий руководитель туристской группы обязан представить в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК) и организацию, проводившую путешествие (по ее требованию), отчет в срок не более 1 года после окончания путешествия. Вопрос о перенесении сроков сдачи отчетов решается в каждом отдельном случае маршрутно-квалификационными комиссиями.

Отчет составляется руководителем при активном участии членов группы.

На основании отчета МКК решает вопрос о зачете совершенного путешествия.

2. Как правило, для походов I-II к.с. отчет представляется в устной форме, а для остальных СП, в том числе имеющих участки первопрохождений и для походов участвующих в чемпионатах - в письменной форме.

Объем и характер отчета определяются маршрутно-квалификационными комиссиями при рассмотрении заявочных материалов на совершение путешествия.

Решение МКК по этому вопросу записывается в маршрутную книжку.

3. Вместе с отчетом представляются:

  • маршрутная книжка с отметками о прохождении начального, промежуточных и конечного пунктов маршрута и отметками контрольно-спасательных служб;
  • записки, снятые с перевалов или других ключевых пунктов маршрута;
  • почтовые квитанции, подтверждающие своевременное отправление телеграмм из контрольных пунктов;
  • другие документы, подтверждающие прохождение запланированного маршрута;
  • заполненные на всех участников справки установленного образца о зачете путешествия.

II. Устный отчет

4. Устный отчет о проведенном походе производится руководителем группы в дни работы маршрутно-квалификационной комиссии. При этом в комиссию представляются документы, перечисленные в п. 3. Устный отчет строится в соответствии с раз делами письменного отчета и иллюстрируется фотографиями (диапозитивами, видео- и кинофильмами), картами, схемами и т.п.

III. Оформление письменного отчета

5. Отчет должен быть напечатан, переплетен, иметь формат машинописного листа и сквозную нумерацию страниц вместе с приложениями. Рекомендуется кроме письменного отчета представлять также видеоматериалы и отчет в электронном виде на дискетах или CD дисках.

С учетом объемов титульного листа и оглавления (2 с.), текста (20-45 с.), фотоиллюстраций (не менее 15 шт.), картографического материала (3-5 с.) общий объем отчета должен составлять 40-70 с.

Письменный отчет открывается титульным листом, далее следует оглавление, в котором перечисляются все разделы отчета и приложения, текстовая часть отчета, фотографии, карты (схемы).

На внутренней стороне передней обложки приклеивается конверт для маршрутной книжки и других документов, перечисленных в п. 3.

6. Фотографии (зарисовки), прилагаемые к отчету, должны характеризовать сложные участки маршрута, показывать действия группы на них, помогать последующим группам ориентироваться на местности, подтверждать прохождение маршрута всей группой, отображать природу и достопримечательности района.

Желательный формат фотографий - 15Х20 или 10Х15 см.

На фотографиях, имеющих целью облегчить последующим группам ориентирование на маршруте, наносятся сплошной линией - пройденный и пунктиром - рекомендуемый маршруты с указанием направления движения, мест ночлегов, основных ориентиров, названий перевалов, вершин, рек, порогов, мест установок туров и т.п.

Фотографии должны иметь сквозную нумерацию и тексты, содержащие названия объектов съемки и места съемки.

7. К отчету прилагается обзорная карта (схема) района путешествия с нанесенными на ней маршрутом, его запасными вариантами, направлением движения, местами ночлегов (с указанием даты остановки на ночлег) и основными препятствиями и ориентирами (пороги, переправы, перевалы, туры и т.п.), местами съемки основных фотографий (с указанием номера фотографии).

Карта дополняется эскизами (кроками) наиболее сложных участков маршрута с указанием путей их преодоления или обхода и необходимых ориентиров. Для путешествий со значительным перепадом высот, а также для водных путешествий составляются профили маршрутов.

В отчетах о водных путешествиях приводятся лоции сплава с указанием препятствий и их ориентиров; схемы препятствий с нанесенными путями прохождения и местами швартовки.

В отчетах о спелеопутешествиях приводятся топографические материалы по подземным полостям.

В отчетах об автомотопутешествиях указываются пункты возможной заправки и ремонта транспортных средств.

Картографический материал желательно вклеивать в отчет таким образом, чтобы в развернутом виде он не закрывался страницами отчета (поля должны быть шириной в машинописную страницу), или вкладывать в специальный конверт, приклеенный к внутренней стороне задней обложки.

IV. Объем и содержание текстовой части отчета

8. Текстовая часть отчета должна содержать следующие разделы:

I. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон, факс, e-mail, www).

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

3. Общие справочные сведения о маршруте.

4. Подробная нитка маршрута.

5. Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.), представленные по форме:

6. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

8. Рассмотрение похода МКК. Указывается состав рассматривающей комиссии и результат рассмотрения (зачет всем участникам и руководителю, незачет участия или руководства).

1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

2. Варианты подъезда и отъезда.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

4. Изменения маршрута и их причины.

5. График движения (Оформлять в виде таблицы, кратко приводя основные сведения, раскрываемые в разделе "Техническое описание прохождения группой маршрута". Рекомендуемые графы: Дни пути. Дата. Участок пути (от-до). Протяженность в км. Чисто ходовое время. Определяющие препятствия на участке. Метеоусловия).

6. "Техническое описание прохождения группой маршрута" (Основной раздел в отчете. Сложные участки: перевалы, пороги, переправы, места со сложным ориентированием и т.п. - описываются более подробно с указанием повременных интервалов их прохождения и действия группы на них. Особое внимание следует уделять описанию мер по обеспечению безопасности на маршруте, экстремальным ситуациям. Текст "Технического описания прохождения группой маршрута" рекомендуется "привязать" к тексту "Графика движения", например через даты).

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

9. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

12. К отчету прилагаются обзорная и подробная карта маршрута с указанием запасных вариантов и аварийных выходов, фотографии определяющих препятствий, подтверждающие прохождение их группой, паспорта локальных препятствий, пройденных впервые. Для создания банка данных маршрутов и упрощения обмена информацией рекомендуется кроме письменного отчета в МКК предоставлять отчет, выполненный (желательно с картами, фото и т.п.) на CD диске (дискете) (в одном из форматов pdf, html, rtf, doc, текстовом формате).

В отчете о походе могут отсутствовать некоторые разделы. Разрешение на сокращение отчета дает МКК, рассматривавшая заявочные материалы, и должно быть записано в соответствующих разделах маршрутной книжки. Такое сокращение допускается при наличии в распоряжении МКК исчерпывающих сведений по данному району.

9. Текстовая часть отчета должна носить деловой и документальный характер. В нем должны быть приведены ссылки на источники приводимых сведений.

Изложение должно быть увязано с фотоматериалами и картами (схемами), для чего в тексте следует приводить ссылки на номера фотоиллюстраций, карт, схем, крок и т.п.

10. При изменении первоначального плана путешествия необходимо указать причины, вызвавшие эти изменения. Здесь же приводятся сведения о прохождении маршрута каждым участником (все ли перевалы или пороги были пройдены).

11. В разделах "График движения" и "Техническое описание маршрута" излагается техническая характеристика маршрута. Эти сведения приводятся в виде таблицы и раскрываются в тексте. Сложные участки маршрута (перевалы, пороги, переправы, места со сложным ориентированием и т.п.) описываются более подробно, с указанием действий группы на них. Особое внимание должно быть уделено описанию мер по обеспечению безопасности на маршруте, а также способам ориентирования в условиях ограниченной видимости.

Раздел должен ответить на вопрос: "Как проходился маршрут данной группой?".

12. В разделе "Дополнительные сведения о походе" приводятся списки личного и группового снаряжения, их вес. Оценка пригодности инвентаря, использованного в путешествии. Рекомендации по снаряжению и инвентарю.

13. В разделе "Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута" приводятся итоги путешествия, даются выводы по принятым в походе тактическим и техническим решениям, рекомендации по прохождению маршрута, отдельных препятствий, предлагаются наиболее интересные варианты.

Раздел должен ответить на вопрос: "Как этот маршрут можно пройти лучше, легче и интереснее?".

14. Маршрутно-квалификационная комиссия, принимающая отчет на заключение, имеет право рекомендовать дополнить или переработать отчет в случае несоответствия его данным указаниям.

Литература: Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. - М.: Профиздат, 1987.

Центральным советом по туризму и экскурсиям утверждены единые формы маршрутной документации, которую группы туристов оформляют в процессе подготовки к походу и частично во время похода. Правильно оформленные маршрутные документы дают возможность преимущественного размещения самодеятельных туристов в туристских учреждениях -- кемпингах, турбазах, тургостиницах., На основании этих документов осуществляется учет работы туристских коллективов, кроме того, маршрутные документы являются основанием для. получения спортивных разрядов.

Документом, дающим право на проведение похода выходного дня и некатегорийного похода и путешествия, является маршрутный лист установленного образца (форма № 3 тур). В маршрутный лист записываются сведения об организации, проводящей поход (путешествие), о районе его проведения, руководителе и членах туристской группы, а также о типе транспортных средств. Приводятся в этом документе и план похода, схема маршрута.

Маршрутный лист (в двух экземплярах) заполняется руководителем группы, подписывается председателем совета коллектива физкультуры или председателем правления туристского клуба (или ответственным лицом организации, проводящей поход, путешествие) и заверяется печатью профкома, организации. Один экземпляр маршрутного листа группа берет с собой в поход (путешествие), а другой оставляет в своем туристском коллективе для контроля.

Для проведения похода и путешествия I--V категорий сложности требуется маршрутная книжка установленного образца (форма № 5 тур), которая оформляется на основании заявочной книжки (форма № 4 тур). Заявочная книжка в двух экземплярах оформляется так же, как и маршрутный лист. В ней приводятся подробные сведения о группе, маршруте и подготовке к путешествию. В том числе в этой книжке требуется указать спортивную квалификацию и опыт каждого туриста. Здесь же туристы подписями удостоверяют свое знание правил, которые нужно соблюдать в пути. Заполняется большой раздел о материальном обеспечении группы (имеются в виду снаряжение групповое и индивидуальное, а при необходимости и продукты питания, ремонтный, набор и т. п.).

Прежде чем руководитель группы получит от МКК бланк маршрутной книжки (форма № 5 Тур) или маршрутного листа (форма № 3 Тур), он должен сдать ответственному секретарю комиссии полностью заполненный бланк заявочной книжки или второй экземпляр маршрутного листа, в которых имеются все сведения об участниках похода и маршруте группы, необходимые для организации в случае получения сигнала бедствия поисково-спасательных работ. Заявочная книжка (в двух экземплярах) вместе с заполненной маршрутной книжкой представляется на рассмотрение маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) соответствующих добровольных спортивных обществ (ДСО), ведомственных физкультурных организаций, туристских клубов, федераций туризма советов по туризму и экскурсиям. При положительном заключении маршрутно-квалификационной комиссии руководителю группы выдаются пронумерованные, зарегистрированные маршрутная и заявочная книжки, заверенные штампом МКК (один экземпляр заявочной книжки хранится в этой комиссии).

В случае необходимости в маршрутную и заявочную книжки вносятся особые указания группе, определяется и записывается место регистрации группы перед выходом на маршрут в соответствующей туристской контрольно-спасательной службе (КСС). На основании положительного заключения МКК и медицинских справок о состоянии здоровья участников группы маршрутная книжка подписывается председателем совета коллектива физкультуры или председателем правления туристского клуба (или ответственным лицом организации, проводящей поход, путешествие) и заверяется печатью профсоюзного комитета или организации. Заявочная книжка хранится в организации, проводящей поход, путешествие.