Требования росздравнадзора к правилам оказания медицинских услуг. Росздравнадзор обнаружил нарушения правил предоставления платных медицинских услуг

В соответствии с поручением министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в целях усиления контроля за исполнением законодательства в сфере оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и предоставлением платных медицинских услуг, Росздравнадзором и его территориальными управлениями в 2008 г. проведены проверки соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению.

Проверена деятельность 1216 учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, из которых 462 государственных и 754 муниципальных.

В ходе проверок установлено, что в органах управления здравоохранением 7 субъектов Российской Федерации (в республиках Кабардино-Балкария, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашия, Хабаровском крае, Курской и Сахалинской областях) не была разработана соответствующая нормативная правовая база, регламентирующая порядок организации и оказания платных медицинских услуг населению.

Установлено, что контроль в пределах своей компетенции за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения, должным образом и в полном объеме осуществляется только в 22 субъектах Российской Федерации: республиках Башкортостан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Хакассия, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курганской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Псковской, Саратовской, Ульяновской областях.

Так, Департаментом здравоохранения Кировской области организован многоуровневый контроль деятельности подведомственных учреждений по оказанию платных медицинских услуг. Минздравом Саратовской области разработан Административный регламент предоставления министерством здравоохранения области государственной услуги по выдаче разрешения на оказание платных медицинских услуг подведомственным учреждениям.

Отсутствие контроля и, соответственно, большое число нарушений в лечебно-профилактических учреждениях установлено в 10 субъектах Российской Федерации: республиках Карелия, Саха (Якутия), Чувашия, Камчатском крае, Брянской, Вологодской, Иркутской, Курской, Рязанской, Сахалинской, Тверской областях, Чукотском АО.

Так, в Курской области в большинстве ЛПУ проверки соблюдения учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг не проводились в течение последних 2 лет; в Сахалинской области – 8 лет.

При проверке остальных субъектов Российской Федерации установлено, что органы управления здравоохранением осуществляют нерегулярный контроль за правильностью взимания платы с населения и ценообразованием при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения.

Установлено, что среди видов платных услуг в большинстве проверенных ЛПУ преобладают лечебно-диагностические и профилактические услуги (предварительные и периодические медицинские осмотры). В лечебных учреждениях стоматологического профиля преобладают услуги по зубопротезной помощи.

Управлениями Росздравнадзора субъектов Российской Федерации в ходе проверок особое внимание уделялось вопросам приоритетности оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальными Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Установлено, что платные медицинские услуги, оказываемые в учреждениях здравоохранения большинства субъектов Российской Федерации, за исключением проведения медицинских осмотров и косметологических услуг, входят в территориальные Программы государственных гарантий. Данная ситуация выявлена в ряде проверенных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 48 субъектов Российской Федерации.

Распространенной причиной предоставления за плату медицинских услуг, оказание которых предусмотрено в Программе госгарантий, является наличие очередности при проведении диагностических и консультативных услуг по причине отсутствия «узких» специалистов и недостатка медицинского оборудования.

В ходе проверок выяснено, что ряд проверенных лечебных учреждений не имеет возможности обеспечить оказание бесплатной медицинской помощи в полном объеме из-за дефицита финансирования территориальных Программ госгарантий либо из-за отсутствия финансирования медицинской услуги бюджетом учреждения.

Вместе с этим у ряда лечебно-профилактических учреждений было выявлено невыполнение объемов медицинской помощи, предусмотренной территориальными Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. При этом платные медицинские услуги предоставлялись (республики Карелия, Коми).

Проверки показали, что доля платных услуг различается как в разных субъектах Российской Федерации, так и в лечебно-профилактических учреждениях субъекта (от 0,9 % в Удмуртской Республике до 30 % в Приморском крае).

Случаи отсутствия лицензии на избранный вид деятельности либо оказание платных медицинских услуг по нелицензированным видам работ (услуг) выявлены в 37 субъектах Российской Федерации.

В 26 субъектах Российской Федерации был выявлен ряд лечебно-профилактических учреждений, предоставляющих платные медицинские услуги без специального разрешения органа управления здравоохранением соответствующего уровня. Отмечено, что чаще всего специальное разрешение отсутствует в муниципальных учреждениях здравоохранения.

По итогам проведенных проверок установлено, что самым распространенным нарушением является отсутствие в лечебно-профилактическом учреждении, оказывающем платные медицинские услуги, подробной информации для потребителей. Нарушения в оформлении информационных стендов для потребителя имелись в ЛПУ 48 субъектов Российской Федерации.

Факты незаключения договоров с населением выявлены в 29 субъектах Российской Федерации. В 52 субъектах Российской Федерации имелись многочисленные нарушения в оформлении договоров с населением на оказание платных медицинских услуг – несоответствие положений договора законодательству.

Установлено, что часто не соблюдается принцип добровольности при оказании платных медицинских услуг: согласие пациента (отказ от бесплатной услуги) на платную услуг не оформляется; пациент не осведомлен, что данный вид медицинских услуг он может получить бесплатно, в том числе в соответствии с территориальной Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Выявлены случаи «навязывания» пациенту платных медицинских услуг в связи с якобы невозможностью оказания данной помощи бесплатно в ближайшее время.

Проверки показали, что в большинстве медицинских учреждений отсутствуют специально выделенные кабинеты для предоставления платных медицинских услуг. Услуги оказываются специалистами в основное рабочее время (в 17 субъектах Российской Федерации), вне общей очереди. Оказание платных медицинских услуг на медицинском оборудовании, полученном в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», выявлено в учреждениях здравоохранения Тверской, Костромской и Свердловской областей.

Территориальными Управлениями Росздравнадзора выявлены единичные нарушения в ведении учреждениями здравоохранения статистического и бухгалтерского учета предоставляемых платных медицинских услуг населению.

В 4 субъектах Российской Федерации были выявлены ЛПУ, которые используют в своей деятельности медицинские технологии без соответствующего разрешения (Кабардино-Балкарская Республика, Иркутская и Пензенская области, г. Санкт-Петербург). В ряде ЛПУ медицинские услуги оказываются специалистами, не имеющими соответствующей подготовки и повышения квалификации в установленные сроки (республики Карелия, Марий Эл, Магаданская, Саратовская области, Чукотский АО).

В некоторых учреждениях при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлены единичные факты оказания платных услуг без применения контрольно-кассовых машин или оформления соответствующих бланков. Выявлены случаи оплаты непосредственно медицинским работникам (Республика Калмыкия, Тверская область).

Предоставление за плату медицинских услуг при оказании скорой медицинской помощи и при экстренных состояниях выявлено в учреждениях г. Самары и г. Волгограда, в Чукотском АО.

Как отметил руководитель Росздравнадзора Николай Юргель, в результате проведенных Росздравнадзором проверок соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению установлены многочисленные факты нарушения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. В большинстве проверенных лечебно-профилактических учреждений субъектов Российской Федерации выявлены нарушения правил предоставления платных медицинских услуг.

Материалы с информацией о результатах проведенных Росздравнадзором контрольных мероприятий, а также предложения по устранению выявленных недостатков доведены до сведения руководителей администраций проверенных субъектов и представлены в Минздравсоцразвития.

По словам профессора Юргеля, причиной платного оказания услуг, относящихся к гарантируемым объемам бесплатной медицинской помощи, и других грубых нарушений, является отсутствие надлежащего контроля со стороны региональных органов управления здравоохранением и органов местного самоуправления за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения.

В начале следующего года вопросы оказания платных медицинских услуг будут рассмотрены на Коллегии Росздравнадзора с приглашением представителей Генеральной прокуратуры, Минздравсоцразвития, руководителей субъектов Российской Федерации и органов управления здравоохранения регионов.

В соответствии с поручением министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в целях усиления контроля за исполнением законодательства в сфере оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и предоставлением платных медицинских услуг, Росздравнадзором и его территориальными управлениями в 2008 г. проведены проверки соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению.

Проверена деятельность 1216 учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, из которых 462 государственных и 754 муниципальных.

В ходе проверок установлено, что в органах управления здравоохранением 7 субъектов Российской Федерации (в республиках Кабардино-Балкария, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашия, Хабаровском крае, Курской и Сахалинской областях) не была разработана соответствующая нормативная правовая база, регламентирующая порядок организации и оказания платных медицинских услуг населению.

Установлено, что контроль в пределах своей компетенции за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения, должным образом и в полном объеме осуществляется только в 22 субъектах Российской Федерации: республиках Башкортостан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Хакассия, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курганской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Псковской, Саратовской, Ульяновской областях.

Так, Департаментом здравоохранения Кировской области организован многоуровневый контроль деятельности подведомственных учреждений по оказанию платных медицинских услуг. Минздравом Саратовской области разработан Административный регламент предоставления министерством здравоохранения области государственной услуги по выдаче разрешения на оказание платных медицинских услуг подведомственным учреждениям.

Отсутствие контроля и, соответственно, большое число нарушений в лечебно-профилактических учреждениях установлено в 10 субъектах Российской Федерации: республиках Карелия, Саха (Якутия), Чувашия, Камчатском крае, Брянской, Вологодской, Иркутской, Курской, Рязанской, Сахалинской, Тверской областях, Чукотском АО.

Так, в Курской области в большинстве ЛПУ проверки соблюдения учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг не проводились в течение последних 2 лет; в Сахалинской области – 8 лет.

При проверке остальных субъектов Российской Федерации установлено, что органы управления здравоохранением осуществляют нерегулярный контроль за правильностью взимания платы с населения и ценообразованием при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения.

Установлено, что среди видов платных услуг в большинстве проверенных ЛПУ преобладают лечебно-диагностические и профилактические услуги (предварительные и периодические медицинские осмотры). В лечебных учреждениях стоматологического профиля преобладают услуги по зубопротезной помощи.

Управлениями Росздравнадзора субъектов Российской Федерации в ходе проверок особое внимание уделялось вопросам приоритетности оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальными Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Установлено, что платные медицинские услуги, оказываемые в учреждениях здравоохранения большинства субъектов Российской Федерации, за исключением проведения медицинских осмотров и косметологических услуг, входят в территориальные Программы государственных гарантий. Данная ситуация выявлена в ряде проверенных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 48 субъектов Российской Федерации.

Распространенной причиной предоставления за плату медицинских услуг, оказание которых предусмотрено в Программе госгарантий, является наличие очередности при проведении диагностических и консультативных услуг по причине отсутствия «узких» специалистов и недостатка медицинского оборудования.

В ходе проверок выяснено, что ряд проверенных лечебных учреждений не имеет возможности обеспечить оказание бесплатной медицинской помощи в полном объеме из-за дефицита финансирования территориальных Программ госгарантий либо из-за отсутствия финансирования медицинской услуги бюджетом учреждения.

Вместе с этим у ряда лечебно-профилактических учреждений было выявлено невыполнение объемов медицинской помощи, предусмотренной территориальными Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. При этом платные медицинские услуги предоставлялись (республики Карелия, Коми).

Проверки показали, что доля платных услуг различается как в разных субъектах Российской Федерации, так и в лечебно-профилактических учреждениях субъекта (от 0,9 % в Удмуртской Республике до 30 % в Приморском крае).

Случаи отсутствия лицензии на избранный вид деятельности либо оказание платных медицинских услуг по нелицензированным видам работ (услуг) выявлены в 37 субъектах Российской Федерации.

В 26 субъектах Российской Федерации был выявлен ряд лечебно-профилактических учреждений, предоставляющих платные медицинские услуги без специального разрешения органа управления здравоохранением соответствующего уровня. Отмечено, что чаще всего специальное разрешение отсутствует в муниципальных учреждениях здравоохранения.

По итогам проведенных проверок установлено, что самым распространенным нарушением является отсутствие в лечебно-профилактическом учреждении, оказывающем платные медицинские услуги, подробной информации для потребителей. Нарушения в оформлении информационных стендов для потребителя имелись в ЛПУ 48 субъектов Российской Федерации.

Факты незаключения договоров с населением выявлены в 29 субъектах Российской Федерации. В 52 субъектах Российской Федерации имелись многочисленные нарушения в оформлении договоров с населением на оказание платных медицинских услуг – несоответствие положений договора законодательству.

Установлено, что часто не соблюдается принцип добровольности при оказании платных медицинских услуг: согласие пациента (отказ от бесплатной услуги) на платную услуг не оформляется; пациент не осведомлен, что данный вид медицинских услуг он может получить бесплатно, в том числе в соответствии с территориальной Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Выявлены случаи «навязывания» пациенту платных медицинских услуг в связи с якобы невозможностью оказания данной помощи бесплатно в ближайшее время.

Проверки показали, что в большинстве медицинских учреждений отсутствуют специально выделенные кабинеты для предоставления платных медицинских услуг. Услуги оказываются специалистами в основное рабочее время (в 17 субъектах Российской Федерации), вне общей очереди. Оказание платных медицинских услуг на медицинском оборудовании, полученном в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», выявлено в учреждениях здравоохранения Тверской, Костромской и Свердловской областей.

Территориальными Управлениями Росздравнадзора выявлены единичные нарушения в ведении учреждениями здравоохранения статистического и бухгалтерского учета предоставляемых платных медицинских услуг населению.

В 4 субъектах Российской Федерации были выявлены ЛПУ, которые используют в своей деятельности медицинские технологии без соответствующего разрешения (Кабардино-Балкарская Республика, Иркутская и Пензенская области, г. Санкт-Петербург). В ряде ЛПУ медицинские услуги оказываются специалистами, не имеющими соответствующей подготовки и повышения квалификации в установленные сроки (республики Карелия, Марий Эл, Магаданская, Саратовская области, Чукотский АО).

В некоторых учреждениях при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлены единичные факты оказания платных услуг без применения контрольно-кассовых машин или оформления соответствующих бланков. Выявлены случаи оплаты непосредственно медицинским работникам (Республика Калмыкия, Тверская область).

Предоставление за плату медицинских услуг при оказании скорой медицинской помощи и при экстренных состояниях выявлено в учреждениях г. Самары и г. Волгограда, в Чукотском АО.

Как отметил руководитель Росздравнадзора Николай Юргель, в результате проведенных Росздравнадзором проверок соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению установлены многочисленные факты нарушения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. В большинстве проверенных лечебно-профилактических учреждений субъектов Российской Федерации выявлены нарушения правил предоставления платных медицинских услуг.

Материалы с информацией о результатах проведенных Росздравнадзором контрольных мероприятий, а также предложения по устранению выявленных недостатков доведены до сведения руководителей администраций проверенных субъектов и представлены в Минздравсоцразвития.

По словам профессора Юргеля, причиной платного оказания услуг, относящихся к гарантируемым объемам бесплатной медицинской помощи, и других грубых нарушений, является отсутствие надлежащего контроля со стороны региональных органов управления здравоохранением и органов местного самоуправления за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения.

В начале следующего года вопросы оказания платных медицинских услуг будут рассмотрены на Коллегии Росздравнадзора с приглашением представителей Генеральной прокуратуры, Минздравсоцразвития, руководителей субъектов Российской Федерации и органов управления здравоохранения регионов.

Утверждаю

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере здравоохранения

и социального развития

Н.В.ЮРГЕЛЬ

МОДЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА

ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Сроки проведения последней проверки соблюдения учреждением здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению и наименование органа контроля (государственного/муниципального).

2. Наличие у учреждения здравоохранения, предоставляющего платные медицинские услуги населению, лицензии на осуществление медицинской деятельности.

3. Наличие у учреждения здравоохранения, оказывающего платные медицинские услуги населению, специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением.

4. Нормативные акты (уровня субъекта Российской Федерации, муниципального уровня и уровня медицинского учреждения), регламентирующие вопросы реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года N 27; соответствие уровней принятия нормативных актов полномочиям соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в части утверждения порядков выдачи специального разрешения на право предоставления платных медицинских услуг, организации и предоставления платных медицинских услуг, расчета и установления цен на указанные услуги, порядка контроля в регулируемой сфере и др.

5. Перечень платных медицинских услуг, предоставляемых учреждением здравоохранения, в том числе входящих в гарантируемый объем бесплатной медицинской помощи: профилактические, лечебно-диагностические, реабилитационные, протезно-ортопедические услуги, зубопротезная помощь.

6. Обеспечение соответствия учреждением здравоохранения предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.

7. Ведение учреждением здравоохранения статистического учета (ф. 62, таблица 4000 , ) предоставляемых платных медицинских услуг населению.

8. Ведение бухгалтерского учета, составление требуемой отчетности и представление ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

9. Наличие договоров у учреждения здравоохранения с гражданами или организациями на оказание платных медицинских услуг работникам и членам их семей, в которых регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

10. Обеспечение учреждением здравоохранения граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

11. Организация оплаты медицинских услуг, предоставляемых населению за счет личных средств граждан:

A. способы внесения платы за медицинские услуги: непосредственно в учреждениях банков и/или медицинских учреждениях;

B. применение учреждением здравоохранения контрольно-кассовых машин для расчетов с населением за предоставление платных услуг;

C. использование учреждением здравоохранения при расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин бланка, являющегося документом строгой отчетности, утвержденного в установленном порядке;

D. выдача учреждением здравоохранения потребителю (кассового) чека или квитанции к приходному кассовому ордеру, подтверждающих прием наличных денег.

12. Показатели реализации медицинским учреждением, предоставляемым платные медицинские услуги населению, государственного/муниципального задания по реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на момент проверки за квартальный период (абсолютное число и процент выполнения соответствующего показателя от его планового значения).

«В ближайшее время Росздравнадзор будет наделен полномочиями в сфере контроля цен на лекарственные средства. Мы намерены выступить с аналогичным предложением по вопросу тарификации платных медицинских услуг. Сегодня в субъектах практически нет контроля за ценами. Выявляется большое количество жалоб пациентов и нарушений правил оказания платных медицинских услуг. Будут усилены контрольно-надзорные мероприятия в субъектах РФ и на федеральном уровне и проведены проверки в Федеральных государственных учреждениях». Именно такие слова произнес глава Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Николай Юргель, выступая на коллегии надзорного ведомства.

В качестве подтверждения этого заявления можно привести данные заместителя руководителя Росздравнадзора Ириной Серегиной, которая представила результаты проверок соблюдения правил предоставления платных медицинских услуг в субъектах Российской Федерации, проведенных в прошлом году. В ходе своей работы представители надзорного ведомства выявили многочисленные нарушения, начиная от отсутствия необходимой информации для пациентов и ненадлежащего оформления договоров на оказание платных медицинских услуг, и заканчивая отсутствием лицензий на медицинскую деятельность, а также разрешений на оказание указанных услуг.

Согласно опубликованной информации, в прошлом году Росздравнадзор проверил деятельность 41 органа управления здравоохранением и 1216 учреждений здравоохранения в 24 субъектах федерации. При этом 21 проверка осуществлялась на уровне субъекта, 20 - на муниципальном уровне, а из всех проверенных медицинских учреждений 38% составляли учреждения государственной формы собственности и 62% - муниципальной.

Результаты проверок показывают, что в органах управления здравоохранением Кабардино-Балкарии, Мордовии, Якутии, Хабаровского края, Курской и Сахалинской областей не была разработана нормативная база, регламентирующая условия предоставления специального разрешения на платные медицинские услуги. Кроме того, проверяющие выявили отсутствие утверждённого порядка выдачи специального разрешения в целом ряде муниципальных образований Республики Коми, Северной Осетии и Чувашии.

В 26 субъектах федерации были установлены факты предоставления медицинскими учреждениями платных медицинских услуг населению в отсутствие специального разрешения органа управления здравоохранением, причем в большинстве случае это касается учреждений муниципальной формы собственности, действующих на территории Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской, Калмыкии, Приморского края, а также Вологодской, Орловской и Челябинской областей.

В 29 субъектах Российской Федерации были выявлены факты оказания услуг без заключения договоров, а 52 субъектах - факты несоответствия оформления договоров действующим гражданско-правовым нормам. Речь здесь идет о таких нарушениях, как отсутствие подписей сторон, необходимых печатей, предметов договоров, обязательств и ответственности сторон, дат подписания, сроков предоставления услуги, а также оформление одного экземпляра договора и ряда других нарушений.

Так, например, главный врач МУЗ «Больница скорой медицинской помощи» г. Набережные Челны (Республика Татарстан) освобожден от занимаемой должности в связи с тем, что во исполнение его приказа с каждым поступившим в данное медицинское учреждение пациентом в обязательном порядке заключался договор на лекарственное обеспечение за счет собственных средств.

В ходе проверки деятельности ГУЗ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» было установлено, что в данном учреждении практиковалось оказание платных услуг опосредованно через коммерческую организацию. Речь здесь идет о проведении платного лабораторного мониторинга эффективности лечения социально-значимых заболеваний.

Как сообщает на своих страницах интернет-ресурс medportal.ru , по результатам проверок в субъектах РФ представителями Росздравнадзора составлены многочисленные протоколы, которые затем были переданы в правоохранительные органы.

В этой связи стоит упомянуть выступление на коллегии помощника Генерального прокурора РФ Ольги Шамшиной, которая отметила, что по данным Генеральной прокуратуры, на сегодняшний день повсеместно выявляются факты нарушения при предоставлении гражданам платных медицинских услуг. Кроме того, практически никого не удивляют факты поборов и вымогательства денег у пациентов, а также взимание платы за медицинские услуги, входящие в территориальные программы. Денежные средства, полученные от оказания платных медицинских услуг, зачисляются на счета коммерческих структур, тогда как объем оказываемой бесплатной помощи никак не соответствует территориальным программам. Помощник генпрокурора также подчеркнула, что Генеральная прокуратора и в дальнейшем намерена детально рассматривать все подобные факты, а также планирует провести совместные с Росздравнадзором проверки во втором полугодии текущего года.

Присутствующая на коллегии председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ Ольга Борзова сообщила присутствующим о том, что довольно часто платные услуги оказываются в рабочее время на государственном оборудовании. Кроме того, по ее словам, нередко фиксируются факты длительного ожидания госпитализации, взимания платы за экстренную медицинскую помощь, отсутствие информации о порядке предоставления и объемах платных услуг в медицинских учреждениях, расположенных по всей территории всей страны.

В ходе коллегии также выступили представители органов исполнительной власти Москвы, Брянской области, Чувашской Республики и Республики Татарстан, которые поделились опытом организации предоставления платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Так, например, в Татарстане и Чувашской Республике в настоящее время проводится работа по постепенному выводу платных медицинских услуг из государственных и муниципальных учреждений, создана и функционирует система, позволяющая отслеживать этапы оказания платных медицинских услуг, четко разграничены потоки платных и бесплатных пациентов. По словам выступавших, все перечисленное не было бы возможно без проведения интенсивных мероприятий по информатизации всех лечебно-профилактических учреждений региона, каждое из которых на сегодняшний день имеет свой интернет-сайт.