Упрощенная система закупок в крыму. Госзакупки в Крыму: тотальный переход на российские законы

Для проведения госзакупок в Крыму необходимо знать ряд особенностей. Несмотря на то, что законодательство на полуострове приводят в соответствие с российским, пока в новых правилах госзакупок разобрались далеко не все. Разберем их основные особенности.

Контролирующий орган в сфере закупок

Куда обращаться за разъяснениями по госзакупкам в Крыму?

За закупки в Крымском федеральном округе отвечает Комитет конкурентной политики. Вот его официальный сайт kkp.rk.gov.ru .

В Севастополе это зона ответственности Управления госзаказа – sevzakaz.ru .

На какие нормативно-правовые акты опираться для госзакупок в Крыму?

На полуострове рекомендовано, но пока не строго обязательно применять к закупкам 44-ФЗ , а вот 223-ФЗ уже действует в полной мере. Положения 44-ФЗ применяются к закупкам в Крыму только со следующего года, то есть с 1 января 2017 года.

А до этого времени, то есть до 31 декабря 2016 года, заказчики и уполномоченные органы вправе осуществлять закупки как в порядке, прописанном в 44-ФЗ , так и указанном в местных нормативно-правовых актах.

В этот же срок, до 31 декабря 2016 года, власти в Крыму и Севастополе вправе установить обязанность планирования закупок на основании положений Федерального закона.

То есть пока можно применять к закупкам местные нормативно-правовые акты. В Крыму региональные заказчики пользуются постановлением Совета министров от 4 февраля 2015 г. № 25 и установленным там порядком. В Севастополе Российский Закон о контрактной системе используют уже сейчас.

Где нужно размещать данные о закупках крымских заказчиков?

До 2017 года заказчики публикуют информацию на сайте www.zakup-rk.ru . Но с 1 января 2017 года они уже должны размещать планы-графики в единой информационной системе. То есть план-график на 2017 год уже должен появиться на сайте www.zakupki.gov.ru . Кстати, в Севастополе заказчики уже сейчас пользуются сайтом госзакупок РФ.

Планы-графики и планы закупок для заказчиков Крыма

Размещать данные в ЕИС крымские заказчики должны со следующего года, а в Севастополе это делают уже сейчас. Обратите внимание, на то, что в сфере закупок существуют понятия «план закупок» и «план-график закупок» . Это разные вещи. План закупок составляется на срок действия бюджета. В нем необходимо обосновать, каким образом объект закупки послужит достижению указанных целей. План-график же составляется на год.

В нем нужно объяснить начальную цену контракта и обосновать способ определения поставщика. План закупок включает, к примеру, наименование объекта закупки, его обоснование и сроки осуществления сделки. В плане-графике должны быть в частности доптребования к участникам, способ определения поставщика и информация о банковском обеспечении закупки.

Заказчикам Севастополя при создании плана следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552, Постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2015 № 1115-ПП и статьей 17 Закона № 44-ФЗ.

В Крыму – тем же Постановлением Правительства, Постановлением Совета министров Республики от 23 марта 2015 г. № 124 и статьей 17 Закона № 44-ФЗ.

Что касается плана-графика, то планировать закупки заказчики на полуострове должны по правилам Закона № 44-ФЗ уже сейчас. Эта обязанность прописана в местных нормативно-правовых актах.

Какие способы определения поставщиков можно и нужно применять?

Если заказчикам Севастополя доступны все способы закупок, предусмотренные Законом 44-ФЗ, то для заказчиков Республики Крым их число пока ограничено двумя – это открытый конкурс и запрос предложений. Способы прописаны в разделе 8 Порядка, который утвердило Постановление Совета министров от 4 февраля 2015 г. № 25.

Какие электронные площадки госзакупок использовать?

С 2011 года в России для проведения госзакупок должны использоваться электронные аукционы по госзакупкам. Сегодня существует пять площадок, которые имеют статус национальных операторов электронных торгов . Например, торговая площадка госзакупки ЗАО "Сбербанк-АСТ" несколько лет назад Правительство РФ выбрало для электронных торгов государственными и муниципальными заказчиками в рамках нового порядка размещения госзаказа. Сейчас сбербанковская площадка госзакупки используется также коммерческими структурами. Другие операторы это ЗАО «ММВБ-Информтехнологии», ОАО «ЕЭТП», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и ООО «РТС-тендер».

Ответственность за нарушение в сфере закупок

3 июля 2016 вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь за включение в планы несоответствующих целям объектов закупки, нарушение порядка общественного обсуждения закупок и срыв сроков утверждения планов и планов-графиков грозит административная ответственность . В документе прописаны и размеры штрафов – от 5 до 30 тысяч рублей.

Итак, мы разобрали основные трудности, с которыми может столкнуться заказчик при планировании закупки в Крыму и Севастополе. Будьте готовы к тому, что люди, с которыми вам нужно будет сотрудничать, могут не конца знать новые правила и тонкости.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Срок заключения госконтрактов без проведения торгов продлен для Крыма и Севастополя до конца 2015 года. Местные власти объясняют это срывом выполнения ФПЦ и освоения федеральных средств. Предприниматели и чиновники полуострова до сих пор не готовы участвовать в конкурсных процедурах.

Вступил в силу принятый Госдумой РФ закон N249, вносящий поправки в статью 112 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он продлевает упрощенный период проведения госзакупок на полуострове до 31 декабря 2015 года.

В правительстве Севастополя сетуют на пробуксовку федеральной целевой программы развития полуострова: изменения в ФЦП были внесены только в середине июня, а предусмотренных документом денег городские власти еще не видели.

Без установленных лимитов ФЦП мы не можем купить необходимые товары и услуги, - объяснил представитель губернатора Севастополя в Заксобрании Александр Свечников. - Предполагается, что бюджетные обязательства утвердят в августе-сентябре. В этих условиях, следуя длительным процедурам 44-ФЗ, выполнить намеченные ФЦП работы в срок невозможно.

Кроме того, чиновники опасаются, что полуостров заполонят компании с материковой части России, вытеснив местный бизнес, который пока не готов участвовать в торгах.

Еще не факт, что подрядные организации с материка будут лучше севастопольских, - говорит директор департамента городского хозяйства Севастополя Олег Казурин. - К тому же мы уже провели конкурсы на ремонт дорог, минуя 44-ФЗ, ожидаем поступления бюджетных средств.

После изменения федерального законодательства в Севастополе приняли закон "О закупке товаров, работ, услуг для государственных нужд заказчиков", который в целом повторяет закон города N121-ЗС, действовавший до 1 июля. Однако перечень услуг, по которым закупки будут проводиться у единственного поставщика, спустя полгода не сократился, наоборот, стал длиннее на несколько пунктов. В список добавили проектные работы в ЖКХ, ремонт помещений для мировых судей, подготовку школ к учебному году, капремонт спортивных учреждений.

В правительстве объясняют, что в целом департаменты перешли на закупки по 44-ФЗ, но иногда в работе социально значимых организаций возникают экстренные ситуации, требующие быстрых решений.

Система планирования потребностей выстраивается у нас впервые, и у руководителей подразделений еще нет полного понимания этого процесса, - рассказал директор департамента здравоохранения правительства Севастополя Юрий Восканян. - Да и объем закупок огромный, например, от каждого лечебного учреждения в один уполномоченный орган поступает по сто-двести контрактов в месяц. Есть случаи отказа и возврата документов из-за их неправильного оформления.

Упрощенный порядок нужен как резервный вариант. Мы готовы разработать регламент, согласно которому прямые закупки проводятся только по решению специальной комиссии, фиксирующей факт чрезвычайной ситуации.

Повторное принятие того же закона вызвало протесты у нескольких депутатов Заксобрания и представителей прокуратуры. Они вспомнили недавний ремонт дорог в Севастополе, который сопровождался уголовными делами и судебными разбирательствами. К выбранным без конкурса подрядчикам возникло множество претензий, но правительство снова предложило использовать ту же процедуру.

Мы проанализировали применение 121-го закона и новый законопроект и пришли к выводу, что он содержит коррупционный фактор, - сообщил первый зампрокурора Севастополя Владимир Агапов. - Закон не регулирует особенности местных правоотношений, а создает возможность для расходования федеральных денег в тиши какого-то кабинета. Причем предприниматели и заказчики, которые могут участвовать в закупках, об этом даже не знают. За прошлый период к торгам было много претензий у Федеральной антимонопольной службы: госконтракты неоднократно признавались недействительными.

По словам зампрокурора, процедура выбора подрядчика в Севастополе не отвечает принципам открытости, прозрачности и конкуренции, прописанным в федеральном законодательстве. Так, согласно местному регламенту конкурса, председатель комиссии принимает решения по "внутренним убеждениям". Чтобы избежать злоупотреблений, необходимо прописать четкие условия участия в конкурсах и требования к подрядчикам.

Федеральный закон предусматривает более детальную регламентацию и дополнительные требования, например, наличие техники, - считает Агапов.

В результате местный закон был принят с поправкой, обязывающей правительство разработать детальный регламент проведения конкурса, который будет применяться до конца года.

Сергей Меняйло, губернатор Севастополя:

По 44-му закону можно работать, если с 1 января мы имеем сверстанный бюджет и подтверждение расходов по всем его статьям. Но изменения в бюджет Севастополя по капитальным расходам были приняты в апреле, а РФ, в том числе и по федеральной целевой программе, в июне. До этого мы не могли проводить конкурсы, заключать договоры. Для получения бюджетных средств необходимо было разработать и утвердить региональные программы. В то же время в прошлом году правительство РФ разрешило нам формировать бюджет без программ. Что касается 2016 года, то в идеале бюджет должен быть утвержден в октябре, а конкурсные процедуры объявлены в ноябре. Тогда с 1 января контракты начнут выполняться. К этому надо стремиться.

Татьяна Щербакова, председатель комитета по социально-гуманитарным вопросам Заксобрания Севастополя:

В конце февраля мы приняли 121-й закон, и никто не предполагал, что он будет действовать до конца года. Все исполнители знали, что надо готовиться к выполнению 44-го федерального закона, и бюджетные деньги поступят после передачи документов в федеральные министерства. Но они не были вовремя подготовлены. Сейчас те же самые исполнители просят отсрочки. И мы при этом надеемся получить какой-то другой результат? Надо воспользоваться возможностью, которую нам предоставили федеральные власти, но отбор компаний для заключения контрактов без торгов должен быть крайне жестким.

Республике Крым и Севастополю во второй раз продлили срок перехода на конкурентные способы определения исполнителей госконтрактов. Система пока не готова, настаивают депутаты.

Владимир Путин подписал закон № 96-ФЗ
, предусматривающий продление переходного периода, предоставленного для перевода госзаказчиков Крыма и Севастополя на контрактную систему закупок.


Согласно утвержденному документу, приобретение товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд вышеназванных регионов должно будет осуществляться по нормам закона № 44-ФЗ не с 1 января 2016 года, а с 1 января 2017 года. То есть еще в течение года крымским госзаказчикам позволят не проводить открытые конкурсы при закупках товаров и работ в нуждах региона. При этом уточняется, что до 31 декабря текущего года закупки должны проводиться в порядке, ранее согласованном с федеральными органами РФ и утвержденным местным законодательством.


По инициативе депутатов Госдумы президент также согласился продлить до 1 июля 2017 года срок, по истечении которого заказчики, уполномоченные органы и учреждения Крыма и Севастополя должны будут размещать в единой информационной системе заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. До тех пор им позволено не сообщать о планирующихся закупках и не публиковать планы-графики закупок в общей информационной базе.


Как ранее подчеркивал
автор инициативы, глава думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков сложившаяся в Крыму ситуация требует незамедлительного принятия решения.



Напомним, нынешний перенос сроков уже второй по счету. Первоначально планировалось, что Крым и Севастополь перейдут на российские стандарты в сфере госзакупок с 1 июля 2015 года. Позже власть установила новый срок начала работы по нормам закона 44-фз – с 1 января 2015 года. Но и этого времени оказалось мало. С чем связана невозможность перехода на общеустановленные правила, прямого ответа ни крымские, ни федеральные чиновники не дают.


Между тем, в самой Республике Крым действует аналог федеральной информационной системы, где публикуются сведения о государственных и муниципальных закупках для нужд региона, а также планы-графики закупок. Что касается нормативно-правовой базы, то в субъекте утверждены документы, касающиеся особенностей банковского обеспечения, планирования закупок, определения максимальной (начальной) цены, ситуаций, когда приобретать товары надо закрытым способом.


По данным
комитета конкурентной политики Республики Крым, в прошлом году было проведено 190 конкурентных способов закупок на общую сумму свыше 5 млрд рублей. Несмотря на упрощенный вариант приобретения товаров, работ и услуг, действовавший в 2015 году, региону удалось сэкономить порядка 400 миллионов бюджетных рублей.

Пройдите аккредитацию на Электронной Площадке. Получение аккредитации - это простая и бесплатная процедура, но занимает около одного рабочего дня.

При необходимости, пройдите обучение работе с торгами на Электронной Площадке.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах.

При необходимости, подготовьте документы и информацию, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 44-ФЗ.

Выберите способ предоставления обеспечения заявки на участие в торгах. Воспользуйтесь нашими решениями.

Вы подали заявку на участие в аукционе?

Ожидайте уведомления о допуске к торгам! На этом этапе рассматриваются первые части заявок.

Допущены к торгам?

Поздравляем! Планируйте свое участие в аукционе.

Организатор торгов отклонил Вашу заявку и Вы не согласны с данным решением?

Аукцион! Выигрывает тот, кто предлагает наиболее выгодные условия и цену.

В случае, если в течение 10 минут с начала торгов ни одним из участников не подано ни одного ценового предложения, такой аукцион признается несостоявшимся.

Если предложенная победителем торгов цена на 25% меньше Начальной Максимальной Цены (НМЦ), такой участник обязан подтвердить свою репутацию и предоставить обеспечение в большем размере.

Если победитель аукциона уклоняется от заключения контракта, информация об этом направляется в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП).

Ожидайте результатов аукциона, отслеживайте соблюдение сроков:

В течение 30 минут после завершения торгов - публикация Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке.

Не более 3 рабочих дней с даты публикации Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке - рассмотрение Заказчиком 2 частей заявок, а также формирование Протокола Подведения Итогов (ППИ).

Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания Протокола Подведения Итогов (ППИ) - размещение заказчиком ППИ на Электронной Площадке и в Единой Информационной Системе (ЕИС)

Вы победитель? Поздравляем! Предоставьте Заказчику обеспечение исполнения контракта и подпишите контракт

Подписание контракта возможно не ранее 10 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС).

Строго соблюдайте сроки. Соотношение рабочих и выходных дней не принципиально:

Не более 5 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС) - Заказчик публикует проект контракта.

Не более 5 дней с момента публикации Заказчиком проекта контракта - Победитель публикует протокол/проект контракта. Победитель, не отправивший протокол разногласий или не отправивший подписанный проект контракта по истечении 13 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС), признается уклонившимся от подписания контракта.

Соотношение рабочих и выходных дней принципиально:

Не более 3 рабочих дней с даты публикации победителем в Единой Информационной Системе (ЕИС) протокола разногласий, Заказчик публикует доработанный проект контракта (или в отдельном документе отказ целиком или полностью учесть замечания в протоколе разногласий победителя).

Не более 3 рабочих дней с момента публикации Заказчиком в Единой Информационной Системе (ЕИС) доработанного проекта контракта - победитель публикует протокол/проект контракта + предоставляет подтверждение обеспечения исполнения контракта.