Виды государственной противопожарной службы. Государственная противопожарная служба

Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

В Государственную противопожарную службу входят:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Спортивно-массовое мероприятие в Воронежском институте ГПС МЧС России

Субтитры

История

На 1990 год военизированная и профессиональная пожарная охрана МВД СССР, охраняла предприятия, организации, учреждения на основании договора за их счет .

В ноябре 2001 года вышел указ президента «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». В результате этого 278 тысяч сотрудников ГПС вошли в состав МЧС России , численность которого была до этого 70 тысяч человек . До 2005 года органы противопожарной службы управлялись МЧС России . На момент объединения финансирование Государственной противопожарной службы осуществлялось по сложной схеме: 87 тысяч человек содержались на средства федерального бюджета, 147 тысяч – на деньги субъектов Федерации, остальные находились на содержании у охраняемых объектов.

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе МЧС России оставалось на 2005 год более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

На 2010 численность подразделений федеральной противопожарной службы составляла 150 тысяч человек, противопожарная служба субъектов РФ насчитывала около 52 тысяч специалистов. В объектовых формированиях - более 16 тысяч .

Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Основные функции

  1. Проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:
  2. Осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
  3. Осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
  4. Проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации; готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;
  5. Проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  6. Организует и ведет официальный статистический учёт и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;
  7. Готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы

Договорные подразделения федеральной противопожарной службы содержатся за счет защищаемых объектов. Здания, сооружения, помещения, пожарная и другая техника, а также оборудование, снаряжение и имущество, переданные в пользование договорному подразделению ФПС, являются собственностью организации и остаются на её балансе .

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации

Противопожарные службы субъектов Российской Федерации являются составной частью Государственной противопожарной службы и не входят в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Деятельность этих служб по тушению пожаров регулируется федеральными нормативными актами, текущая деятельность регулируется нормативными актами органов власти субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы *


Документ с изменениями, внесенными:
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 04.01.2010);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 27.06.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 года N 450 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.06.2013) (вступило в силу с 1 января 2014 года) (утратило силу с 7 мая 2019 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 497);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.05.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300056);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2016, N 0001201607010031);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.04.2019, N 0001201904290002).
____________________________________________________________________

________________
* Наименование в редакции ..

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 484 .

2. Пункт утратил силу с 7 мая 2019 года - постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 497 ..

3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 37, ст.3454);

пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности" , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 627 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст.2587);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 года N 271 "О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст.1345);

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 года N 373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст.2175).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Положение о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2005 года N 385

________________
* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 484 ..

1. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 484 .

2. Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и организации:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 437 .

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 497 .

3) органы государственного пожарного надзора;

4) научные и образовательные организации, находящиеся в ведении МЧС России;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .

5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;

6) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 601 . - Cм. предыдущую редакцию)

7) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 601 . - Cм. предыдущую редакцию)

8) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 601 . - Cм. предыдущую редакцию)

9) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 601 . - Cм. предыдущую редакцию)

4. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и организаций федеральной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 437 .

5. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов;

2) организация и осуществление профилактики пожаров;

3) осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N 1107 ;

4) координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;

6) организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, и других образовательных организациях специалистов для пожарной охраны и организаций;*5.6)
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 437 .

7) осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.

6. Федеральная противопожарная служба осуществляет следующие основные функции:

1) проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:

на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

в населенных пунктах (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N 1107);

2) реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;

3) осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

4) осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

5) обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы;

6) обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности;

7) проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

8) готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

9) готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

10) обеспечивает подготовку специалистов для пожарной охраны в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, а в случае необходимости - в других образовательных организациях с учетом потребности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в этих специалистах;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 437 .

11) проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

12) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны; *6.12)

13) осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;

14) осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;

15) производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 484 ;

16) организует проведение экспертиз, испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 484 ;

17) готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы;

18) участвует:

в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов в области пожарной безопасности;

в разработке и реализации в части, ее касающейся, федеральных целевых программ в области пожарной безопасности, контроле за их реализацией;

в испытаниях пожарной техники, огнетушащих средств и пожарно-технического имущества;

в подготовке предложений по проекту государственного оборонного заказа;

в организации работ по лицензированию видов деятельности в пределах своей компетенции;

в координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;

в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.*6.19)

7. Федеральная противопожарная служба в установленной сфере деятельности имеет право:

1) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о произошедших пожарах и их последствиях;

2) в случае необходимости использовать дополнительно при тушении пожаров имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием в установленном порядке вопросов, связанных с их использованием;

3) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для оповещения и информирования населения о пожарах;

4) ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций.

8. Деятельностью федеральной противопожарной службы руководит Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

9. Личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: *9)

1) лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники);

2) военнослужащих;

3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

10. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России. *10)

Права, обязанности и социальные гарантии лиц, указанных в подпункте 3 пункта 9 настоящего Положения, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Личному составу федеральной противопожарной службы выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом МЧС России.

12. Сотрудники и военнослужащие федеральной противопожарной службы имеют знаки отличия и форменную одежду в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Государственная противопожарная служба осуществляет контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях и территории города.

В соответствии с возложенными на нее задачами Государственная противопожарная служба осуществляет следующие функции:
1. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и оперативного реагирования на их нарушения;
2. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и местного законодательства в области пожарной безопасности, контроль за обеспечением пожарной безопасности на территории города (района);
3. Организация подготовки и контроль за выполнением целевых городских программ обеспечения пожарной безопасности;
4. Оказывает содействие правительственной комиссии города по пожарной безопасности и контролирует ее деятельность;
5. Разрабатывает и утверждает в соответствии с действующими нормативными документами положения, инструкции, другие акты, направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществляет контроль за их соблюдением.

Государственный пожарный надзор (ГПН)- специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений (ст.6 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки (п.2 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 820 "О государственном пожарном надзоре").
Государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору осуществляют следующие органы (приложение N 1 к Административному регламенту от 01.10.2007 №517) и государственные инспектора по пожарному надзору федеральной противопожарной службы (далее - ФПС):
1. Департамент надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице заместителей главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору и государственных инспекторов РФ по пожарному надзору.
2. Структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН региональных центров МЧС России), в лице государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору.
3. Структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации), в лице главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей и государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
4. Территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации в лице главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей и государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
5. Структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях в лице главных государственных и государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители.

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385
"О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы"

29 декабря 2009 г., 20 июня 2011 г., 29 мая 2013 г., 15 мая, 24 декабря 2014 г., 29 июня 2016 г., 25 апреля 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 37, ст. 3454);

пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 627 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2587);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 271 "О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1345);

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2175).

Положение
о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385)

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2009 г., 20 июня 2011 г., 15 мая, 24 декабря 2014 г., 29 июня 2016 г., 25 апреля 2019 г.

1. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

2. Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и организации:

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;

6) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

7) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);

8) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);

9) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

4. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и организаций федеральной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них.

5. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов;

2) организация и осуществление профилактики пожаров;

3) осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах;

4) координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;

6) организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, и других образовательных организациях специалистов для пожарной охраны и организаций;

7) осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.

6. Федеральная противопожарная служба осуществляет следующие основные функции:

1) проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:

на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

в населенных пунктах;

2) реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;

3) осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

4) осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

5) обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы;

6) обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности;

7) проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

8) готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

9) готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

10) обеспечивает подготовку специалистов для пожарной охраны в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, а в случае необходимости - в других образовательных организациях с учетом потребности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в этих специалистах;

11) проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

12) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;

13) осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;

14) осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;

15) производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

16) организует проведение экспертиз, испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность;

17) готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы;

18) участвует:

в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов в области пожарной безопасности;

в разработке и реализации в части, ее касающейся, федеральных целевых программ в области пожарной безопасности, контроле за их реализацией;

в испытаниях пожарной техники, огнетушащих средств и пожарно-технического имущества;

в подготовке предложений по проекту государственного оборонного заказа;

в организации работ по лицензированию видов деятельности в пределах своей компетенции;

в координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;

в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Федеральная противопожарная служба в установленной сфере деятельности имеет право:

1) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о произошедших пожарах и их последствиях;

2) в случае необходимости использовать дополнительно при тушении пожаров имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием в установленном порядке вопросов, связанных с их использованием;

3) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для оповещения и информирования населения о пожарах;

4) ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций.

8. Деятельностью федеральной противопожарной службы руководит Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

9. Личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

1) лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники);

2) военнослужащих;

3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

10. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России.

Права, обязанности и социальные гарантии лиц, указанных в подпункте 3 пункта 9 настоящего Положения, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Личному составу федеральной противопожарной службы выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом МЧС России.

12. Сотрудники и военнослужащие федеральной противопожарной службы имеют знаки отличия и форменную одежду в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.


Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.


Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.


В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.


Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов - региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);


Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.


Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).


В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.


В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.


На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.


В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.


Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.