Виды работ на вл. Работы на кабельных линиях электропередачи

Воздушная линия электропередачи (ВЛ) это устройство для передачи электроэнергии по неизолированным проводам (ВЛ 0,4-1150 кВ переменного тока и ±400-800 кВ постоянного тока), изолированным (ВЛИ 0,4 кВ) и защищенным изоляцией (ВЛЗ 6-10 кВ) проводам, расположенным на открытом воздухе и подвешенным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.), а также к стенам жилых и промышленных зданий (последнее относится только к ВЛИ 0.4 кВ).
В эксплуатацию ВЛ входят техническое обслуживание и ее ремонт.
В нормальных условиях эксплуатации ВЛ выполняют плановые работы по техническому обслуживанию и ее ремонту. В аварийных условиях - устраняют возникшие неисправности и дефекты ВЛ, снижающие их работоспособность.
Техническое обслуживание ВЛ включает в себя производство осмотров их элементов и трасс, проведение профилактических проверок и измерений, выполнение работ по устранению мелких повреждений и неисправностей. К профилактическим измерениям и проверкам на воздушных линиях относятся работы по измерениям сопротивления заземления опор и тросов, по проверке электрической прочности подвесных изоляторов, степени загнивания деревянных опор и их деталей, проверка тяжения в оттяжках опор и т.д. Дефекты, обнаруженные при осмотре и проверках, устраняются при очередном капитальном ремонте. Повреждения аварийного характера устраняются немедленно.
Все работы по техническому обслуживанию выполняют бригады службы линий ПЭС или РЭС, расположенные на участках ближе к трассам ВЛ.
Перечень работ и периодичность выполнения технического обслуживания для ВЛ 35 кВ и выше приведены в табл. 1.
Капитальный ремонт воздушных линий является основным видом работ. При капитальном ремонте выполняют работы на металлических и железобетонных опорах и их фундаментах, на деревянных опорах, на проводах и тросах, на трассах линий (расчистка от древесно-кустарниковой растительности высотой более 4 м), борьба с гололедом на проводах и опорах и т.д. В отдельных случаях заменяют дефектные опоры ВЛ. В течении одного капитального ремонта не допускается замена всех опор. В отдельных случаях разрешается для ВЛ, сооруженных на деревянных опорах и эксплуатируемых в неблагоприятных условиях (например, на заболоченных участках и т.п.), сплошная замена опор на отдельных участках ВЛ. Длина участков, на которых разрешается сплошная замена опор при очередном капитальном ремонте, не должна превышать 15% протяженности ВЛ (включая ответвления).
Общее количество заменяемых деревянных опор не должно превышать 30% от количества установленных на BЛ опор.
Таблица 1. Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании BЛ, и сроки их проведения

Сроки проведения
Примечание
Наименование работ

Осмотры ВЛ
Периодические осмотры в дневное время:
Осмотр без подъема на опоры
Верховые осмотры с выборочной проверкой состояния проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках
Выборочные осмотры отдельных ВЛ (или их участков), выполняемые инженерно-техническими работниками Г1ЭС (РЭС)
Осмотры ВЛ (или их участков), на которых производился капитальный ремонт, инженерно-техническими работниками ПЭС (РЭС) Внеочередные осмотры:
Не реже 1...2 раз в год
Не реже I раза в 6 лет (на ВЛ 6-10 кВ - по мере необходимости)
Не реже 1 раза в год
После каждого капитального ремонта
По графикам, утвержденным главным инженером ПЭС
При обнаружении повреждения проводов от вибрации производится сплошная проверка с выемкой проводов из поддерживающих зажимов
По решению главного инженера ПЭС, начальника службы линий, начальника РЭС

Осмотры после стихийных явлений или в условиях, которые могут привести к повреждениям ВЛ
Осмотры после автоматического отключения ВЛ действием релейной защиты
По мере необходимости
По мере необходимости
При осмотрах ВЛ
При осмотрах ВЛ
Осмотры после успешного повторного включения ВЛ Ночные осмотры
Проверки и измерения:
Проверка противопожарного состояния трассы в зоне возможных пожаров
Проверка расстояний от проводов до поверхности земли и различных объектов, до пересекаемых сооружений
Продолжение табл. 1.

Примечание
Сроки проведения
Наименование работ

Проверка положения опор Проверка и подтяжка бандажей, болтовых соединений и гаек анкерных болтов опор Выборочная проверка состояния фундаментов опор и ^-образных болтов опор на оттяжках со вскрытием грунта Проверка состояния железобетонных опор и приставок
Проверка состояния антикоррозионного покрытия металлических опор и траверс, металлических подножников и анкеров оттяжек с выборочным вскрытием грунта
Проверка загнивания деталей деревянных опор
Проверка тяжения в оттяжках опор
Проверка состояния проводов, грозозащитных тросов и контактных соединений
Проверка состояния контактных болтовых соединений проводов электрическими измерениями
Проверка изоляторов:
Проверка фарфоровых и стеклянных изоляторов всех типов
Проверка электрической прочности подвесных тарельчатых фарфоровых изоляторов
При осмотрах ВЛ Не реже I раза в 6 лет
Не реже 1 раза в 6 лет
Не реже 1 раза в 6 лет
Не реже 1 раза в 6 лет
1 раз через 3...6 лет после ввода ВЛ в эксплуатацию, далее - не реже 1 раза в 3 года, а также перед подъемом на опору или сменой деталей
Не реже 1 раза в 6 лет
При осмотрах ВЛ, после монтажа новых соединений
Не реже 1 раза в 6 лет
При осмотрах ВЛ
Сроки проверок для ВЛ 35-500 кВ в зависимости от уровня отбраковки и условий эксплуатации изоляторов устанавливаются в соответствии с приложением 6
Одновременно с верховыми осмотрами ВЛ
При применении деталей опор из некачественной древесины сроки проверки могут изменяться главным инженером ПЭС, начальником РЭС на основании опыта эксплуатации
После установки новых контактных соединений дополнительно должны быть проведены измерения их геометрических размеров (длин, диаметров)
Контактные болтовые соединения, измерения по которым показали их неудовлетворительное состояние, должны пройти ревизию
Проверка производится визуально
Проверка производится дополнительно к проверке по предыдущему пункту настоящей таблицы
Продолжение табл. 1.

Сроки проведения
Примечание
Наименование работ

Проверка заземляющих устройств опор: Проверка наличия и состояния, заземляющих проводников и их соединений с заземлителя- ми на опорах ВЛ
Измерения сопротивления заземляющих устройств опор ВЛ 110 кВ и выше с грозозащитными тросами
Выборочное измерение сопротивления заземляющих устройств железобетонных и металлических опор в населенной местности, на участках ВЛ с наиболее агрессивными, выдуваемыми или плохо проводящими грунтами
Проверка трубчатых разрядников и защитных промежутков
Отдельные работы:
Вырубка отдельных деревьев (угрожающих падением на BЛ или разрастанием в сторону ВЛ на недопустимые расстояния;, обрезка сучьев
Восстановление знаков и плакатов на отдельных опорах Замена отдельных элементов BЛ (утративших в период между очередными капитальными ремонтами нормативные характеристики), выправка отдельных опор, замена трубчатых разрядников, подтяжка болтовых соединений
При осмотрах ВЛ, после капитального ремонта или реконструкции заземляющего устройства
После обнаружения следов перекрытий или разрушений изоляторов электрической дугой
Не реже 1 раза в 12 лет
При осмотрах ВЛ
По мере необходимости
По мере необходимости
По мере необходимости
Измерения производятся в дополнение к проверке по предыдущему пункту настоящей таблицы
Измерения производятся в дополнение к проверке и измерениям по предыдущим двум пунктам настоящей таблицы, на 2% опор с заземлителями с вскрытием грунта для осмотра элементов заземлите- лей, находящихся в земле, в периоды наибольшего, просыхания грунта. Для заземляющих устройств опор ВЛ, подверженных интенсивной коррозии, по решению главного инженера ПЭС может быть установлена более частая периодичность выборочного вскрытия грунта.
Трубчатые разрядники 1 раз в 3 года должны быть сняты с опор для проверки

В тех случаях, когда проведение капитального ремонта ВЛ или ее отдельного участка экономически нецелесообразно, должны осуществляться только работы по поддержанию отдельных элементов ВЛ в состоянии, обеспечивающем ее нормальную эксплуатацию в течении соответствующего периода. К таким случаям относятся: намечаемый перенос ВЛ в связи с предстоящим строительством на одном из участков трассы предприятий, отдельных сооружений и зданий; проектируемая или предполагаемая реконструкция ВЛ и др.
Техническое обслуживание и ремонт рекомендуется выполнять комплексным методом. Он основан на принципе совмещения выполняемых работ по месту и времени. Он позволяет повысить производительность труда персонала за счет исключения непроизводительных затрат времени на подготовительно-заключительные операции к которым относятся: подготовка инструмента и материалов; организация рабочих мест; отключение и включение электроустановок; устройство переходов и переездов; повышение уровня механизации работ, связанного с концентрацией механизмов на объекте; сокращение общего времени ремонта и технического обслуживания, в том числе задержки объектов электросети в отключенном состоянии; повышение уровня технического руководства работами; улучшение организации и условий труда персонала; контроль за соблюдением мероприятий по технике безопасности; обеспечение более высокого качества работ; своевременное выявление и ликвидация дефектов оборудования при сооружении сети; более эффективное использование средств механизации, увеличив их загрузку и расширив область их применения; сокращение непроизводительных затрат времени на проезды и др.
Работы по техническому обслуживанию на ВЛ 35 кВ и выше, производимые комплексным методом или по видам работ, выполняют бригады централизованного обслуживания, организуемые в службе линий ПЭС или в РЭС.
Оптимальная зона обслуживания ВЛ такими бригадами с одной РПБ, при которой обеспечивается эффективная загрузка персонала и рациональное использование автотранспорта и технологических самоходных механизмов на основании опыта работы принята следующая: протяженность ВЛ составляет от 500 до 1500 км линий по цепям и расстояние до наиболее удаленных объектов - 40 км, а допустимая протяженность ВЛ - 200...300 км линий по цепям и наибольшее расстояние до объектов - 80...100 км.
Бригады централизованного обслуживания ПЭС обеспечивают технологическими механизмами, автотранспортом, такелажными приспособлениями, инструментом, защитными средствами, средствами связи и всем необходимым для работы (производственными и бытовыми помещениями, кладовыми, складами, мастерскими, гаражами для автомашин и механизмов, раздевалками, душевыми и др.), технической документацией и производственными инструкциями.
В целях повышения производительности труда и оптимизации трудовых затрат в бригадах электромонтеры совмещают профессии водителей автомобилей, трактористов, крановщиков, электро- и газосварщиков и др.
Объемы работ по техобслуживанию ВЛ для каждой бригады определяют на основании результатов измерений, проверок и осмотров ВЛ.
Организация капитального ремонта. Преобладающей формой капитального ремонта ВЛ 35 кВ и выше является централизованный ремонт. При централизации ремонта все работы или их главную часть выполняют специализированные ремонтные предприятия (обычно это мехколонны, выполняющие строительство новых линий в энергосистеме или специальные кооперативные организации). Бригады централизованного ремонта специализируются в работах на деревянных опорах, на проводах и тросах ВЛ, в работах по выправке железобетонных опор и на ремонте фундаментов, по замене отдельных опор и др.
По сравнению с децентрализованной формой организации капремонта преимущества централизованной формы заключаются в следующем: на ремонтном предприятии, производящем централизованный ремонт на ВЛ 35 кВ и выше, создают крупные специализированные бригады, что повышает качество работ; снижается общая численность ремонтного персонала за счет его лучшего использования в течение года; сокращаются сроки ремонта линий благодаря более совершенной организации ремонтных работ; предоставляются широкие возможности для обмена передовым опытом ремонта, внедрения прогрессивных методов труда, применения новых приспособлений и инструмента и др.
В электрических сетях лучшей формой организации работ является комплексный ремонт, представляющий собой централизованный капитальный ремонт, сочетающийся с комплексным способом выполнения работ.
Комплексный ремонт воздушных линий 35-500 кВ обычно выполняется подрядным способом на основании договора, заключаемого ПЭС с организациями, выполняющими ремонт. Объм ремонта определяется в зависимости от результатов проведенных проверок, измерений, верховых осмотров, испытаний, исследований и наблюдений.
Периодичность капитального ремонта ВЛ напряжением 35 кВ и выше на железобетонных и металлических опорах составляет не реже 1 раза в 12 лет, а на деревянных опорах - не реже 1 раза в 6 лет.
При этом все обслуживаемые линии на железобетонных и металлических опорах делят на 12 примерно равных частей, а линии на деревянных опорах - на 6 частей, и в течение одного года работы ведутся на одной из двенадцати частей линии или на одной из шести. Таким образом, через 6 лет заканчивается ремонт линий на деревянных опорах, а через 12 лет - линий на железобетонных и металлических опорах. На 7-ой год для линий на деревянных опорах и на 13-ый год для линий с железобетонными опорами работы производятся на тех же линиях, которые ремонтировались в первый год начала ремонта и т.д. В период между капремонтом на линиях выполняют работы технического обслуживания.
На ВЛ 0,4-10 кВ принята в качестве основной периодичность капремонта в 6 лет, если большую часть на BЛ составляют деревянные опоры, или 8...10 лет, если большую часть опор составляют железобетонные опоры.
В отличие от ВЛ 35 кВ и выше здесь предусмотрен текущий ремонт, выполняемый с периодичностью 3, 4 и 5 лет соответственно.
В объем текущего ремонта входят: выправка и укрепление опор, подтяжка бандажей, проверка состояния крюков и штырей, подтяжка отдельных участков проводов линий и вводов, проверка надежности соединений проводов и их контактов, проверка предохранителей и перемычек, восстановление нумерации опор и вводов, проверка габаритов линий и вводов, очистка проводов от набросов, ремонт и окраска кабельных спусков и концевых муфт, проверка состояния верхней части опор и заземляющих проводников заземлений и др. Это позволяет поддерживать сети в нормальном техническом состоянии.
Планирование и организация ремонта и технического обслуживания BЛ.
При техническом обслуживании и капитальном ремонте ВЛ 35 кВ и выше применяют один из следующих методов: комплексный, т.е. одной или несколькими бригадами, выполняющими полный объем работ на данной ВЛ (участке ВЛ) в течение возможно более короткого срока; по видам работ, т.е. специализированными бригадами, выполняющими однотипные работы на одной или нескольких параллельных ВЛ, например, замену приставок и выправку опор под напряжением, окраску металлических опор, расчистку трасс от зарослей, замену отдельных опор, работы на проводах и изолирующих подвесках и др.
Выбор метода выполнения работ определяют ИТР службы линий и территориальных производственных подразделений ПЭС (РЭС), исходя из необходимости обеспечения наиболее высокой производительности труда, лучшего использования машин и механизмов, наименьшей продолжительности отключения ВЛ, с учетом объемов выполняемых работ, состояния трассы ВЛ и оснащения средствами механизации и др.
Для планирования работ на линиях ВЛ 35 кВ и выше по техобслуживанию и капремонту необходимо подготовить определенную документацию. Перечень такой документации приведен в табл. 2, а форма паспорта воздушной линии электропередачи - в табл. 3.
Таблица 2. Перечень рекомендуемых форм документации по BЛ


Наименование документа

Требования к ведению форм

Где и кем заполняется

Куда представляется

Срок хранения

Паспорт воздушной линии электропередачи

Обязательно

В службе линий предприятия (района, участка) монтером или ИТР

Постоянно

Листок осмотра

На трассе ВЛ лицом, производящим осмотр ВЛ

В район (участок)

Ведомость (журнал) измерений загнивания деталей деревянных опор

Постоянно

Ведомость измерений болтовых соединений проводов

До следующей проверки

Ведомость проверки линейной изоляции

Ведомость проверки и измерений сопротивления заземления опор

На трассе ВЛ производителем работ (из числа линейного персонала или персонала службы грозозащиты и изоляции)

Ведомость измерений габаритов и стрел провеса провода (троса)

На трассе ВЛ производителем работ

Постоянно

Ведомость измерений тяже- ния в оттяжках опор

До следующей проверки

Журнал неисправностей ВЛ

Обязательно

В районе (участке) мастером

Постоянно

Журнал учета работ на ВЛ

Обязательно

Ведомость неисправностей, подлежащих устранению при капитальном плановом ремонте

В предприятие

Месячный план-отчет работ на ВЛ

Обязательно

Годовой план-график работ на ВЛ

Годовой план-отчет работ на ВЛ
Многолетний график капитальных (комплексных) ремонтов ВЛ

В службе линий ИТР

3 года 6 лет

В качестве исходного документа разрабатывают многолетние графики работ, которые представляют перечни всех ВЛ и годы их вывода в ремонт в соответствии с их техническим состоянием: первыми (на момент составления графика) планируют к выводу в ремонт ВЛ, имеющие по сравнению с другими более низкое техническое состояние или имеющие элементы с меньшими сроками работы (например, деревянные опоры) и др.

Межотраслевые правила по охране труда при работе в электроустановке.
Содержание.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Требования к работающим в электроустановкаx.

Раздел III. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках со снятием напряжения.

Раздел IV. Требования охраны труда при выполнении отдельных работ.

Раздел V. Распределительные устройства электростанций, котельных, подстанций и электрических сетей.

Раздел VI. Воздушные линии электропередачи.

Раздел VII. Кабельные линии.

Раздел VIII. Испытания и измерения

Раздел IX. Средства диспетчерского и технологического управления

Раздел X. Допуск работников строительно-монтажных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.

Раздел XI. Средства защиты работающих в электроустановках.

Раздел XII. Средства защиты от электрических полей повышенной напряженности.

Раздел XIII. Средства индивидуальной защиты

Раздел VI

ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Глава 39

РАБОТЫ НА ОПОРАХ ВЛ

336. Работы по замене элементов опор, демонтажу опор и проводов ВЛ должны выполняться по технологической карте или ППР в присутствии руководителя работ.

337. Разрешается подниматься на опору и работать на ней только после проверки достаточной прочности и устойчивости опоры, особенно ее основания.

338. Прочность деревянных опор ВЛ должна проверяться замером загнивания древесины с откапыванием опоры на глубину не менее 0,5м. Прочность железобетонных опор и приставок должна проверяться осмотром на отсутствие недопустимых трещин в бетоне, оседания или вспучивания грунта вокруг опоры, разрушения бетона опоры (приставки) с откапыванием грунта на глубину не менее 0,5м.

339. На металлических опорах должны проверяться отсутствие повреждений фундаментов, наличие всех раскосов и гаек на анкерных болтах, состояние оттяжек, заземляющих проводников.

340. Необходимость и способы укрепления опоры, прочность которой вызывает сомнение (недостаточное заглубление, вспучивание грунта, загнивание древесины, трещины и сколы в бетоне и тому подобное), должны определяться на рабочем месте производителем, руководителем работ, оперативно-ремонтной или иной бригадой - электромонтерами.

Работы по укреплению опоры с помощью растяжек следует выполнять без подъема на опору, то есть с телескопической вышки или другого механизма для подъема людей, или применять для этого специальные раскрепляющие устройства, для навески которых не требуется подниматься по опоре.

Разрешается подниматься на опору только после ее укрепления.

Опоры, не рассчитанные на одностороннее тяжение проводов и тросов и временно подвергаемые такому тяжению, должны быть предварительно укреплены для предотвращения их падения.

До укрепления опор запрещается нарушать целость проводов и снимать вязки на опорах.

Запрещается подъем работников на опору с помощью лазов, лестниц при следующих нарушениях требований технических нормативных правовых актов:

отклонение верхнего конца стойки от вертикальной оси вдоль или поперек линии превышает более 1 процента;

заделка опоры в грунт выполнена на проектную глубину, но котлован не засыпан полностью и не утрамбован грунт засыпки;

в бетоне приставки или стойки наличие продольных или поперечных трещин, раковин, сколов с обнажением арматуры и сквозных отверстий;

в верхних или нижних бандажах приставки или в основании деревянной одностоечной опоры подгнила древесина более чем на 2,5см по радиусу (при диаметре стойки 20 - 25см), на 3см (при диаметре стойки 25 - 30см) и на 4см (при диаметре стойки более 30см);

в пролете имеется 2 и более оборванных проводов;

на опоре видны последствия протекания токов замыканий на землю (оплавление на металлических конструкциях, растрескивание бетона, оплавление прилегающего к опоре грунта, выгорание травы и тому подобное);

выполнение работ по демонтажу ВЛ 0,4 - 10кВ;

оборваны проволоки бандажа, крепящего стойку к приставке.

При наличии перечисленных дефектов и выполнении работ необходимо подниматься к элементам опоры и работать на ней только с применением подъемных механизмов.

341. При работе на опорах и с опорами запрещается:

работа без применения механизмов для устранения повреждений на крайних проводах Т-образных опор, имеющих железобетонные, металлические и деревянные траверсы;

нарушать целостность двух и более проводов и снимать вязки проводов с изоляторов на промежуточных опорах без предварительного укрепления опор;

развязывать вязки двух и более проводов на опорных изоляторах на промежуточной опоре, так как это создает одностороннее тяжение на опору, что может привести к поломке опоры и ее падению (опоры ВЛ напряжением до 10кВ не рассчитаны на одностороннее тяжение). Если одностоечная опора должна быть временно подвергнута одностороннему тяжению, то ее необходимо предварительно укрепить во избежание падения;

приближаться к проводам на расстояние менее допустимого расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением, согласно приложению 5 до наложения заземления на провода. На месте работ должны быть заземлены все провода электрической сети и сети радиотрансляции, смонтированные на опоре (независимо от величины рабочего напряжения);

пользоваться неиспытанными и неисправными когтями, лазами и предохранительным поясом при подъеме на опору;

на угловых опорах со штыревыми изоляторами подниматься и работать со стороны внутреннего угла;

при работе на опоре пользоваться ударными инструментами для выравнивания металлических конструкций (штырей, крюков, траверс и другого), так как на опору могут воздействовать нерасчетные нагрузки;

находиться около опоры в местах, над которыми проводится работа и возможно падение предметов с высоты;

проводить работы на опоре с приближением грозы, при скорости ветра более 15м/сек, в гололед, снегопад, дождь. При ликвидации аварийных отключений и повреждений в электросетях должны осуществляться дополнительные меры по охране труда, определяемые нормативными правовыми актами;

работы по демонтажу ВЛ с подъемом работников на опоры ВЛ должны проводиться с применением грузоподъемных механизмов.

342. Подниматься на опору разрешается членам бригады, допущенным к верхолазным работам и имеющим группы по электробезопасности:

III - при всех видах работ до верха опоры;

II - при работах, выполняемых с отключением ВЛ, до верха опоры, а при работах на нетоковедущих частях неотключенной ВЛ - не выше уровня, при котором от головы работающего до уровня нижних проводов этой ВЛ остается расстояние 2 м. Исключение составляют работы по окраске опор в соответствии с требованиями пункта 353 настоящих Межотраслевых правил.

Отдельные виды работ на высоте должны выполняться не менее чем двумя работниками, имеющими группы по электробезопасности, установленные настоящими Межотраслевыми правилами для выполнения этих работ.

343. При подъеме на деревянную и железобетонную опору стропы предохранительного пояса следует заводить за стойку.

При работе на опоре следует пользоваться предохранительным поясом и опираться на оба когтя (лаза) при их применении.

При работе на стойке опоры следует располагаться таким образом, чтобы не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением.

Замена проводов на опорах со штыревыми изоляторами проводится поочередно. При замене деталей опоры должна быть исключена возможность их смещения или падения.

344. Не разрешается откапывать одновременно обе стойки опоры при замене одиночных и сдвоенных приставок П- и АП-образных опор. Замену приставок следует начинать с одной стойки опоры. Только после замены на ней приставок, закрепления бандажей и утрамбовки земли можно приступать к замене приставок на другой стойке. Заменять сдвоенные приставки следует поочередно.

345. При вытаскивании или опускании приставки запрещается находиться в котловане.

346. Способы валки и установки опоры, необходимость и способы ее укрепления для предотвращения падения определяет руководитель работ.

С поднятой опоры снимаются оттяжки и тросы только после закрепления ее в грунте или на фундаменте.

347. При работах на изолирующих подвесках (гирляндах изоляторов) разрешается перемещаться по поддерживающим одноцепным и многоцепным (с двумя и более гирляндами изоляторов) и по натяжным многоцепным подвескам.

Работать на одноцепной натяжной изолирующей подвеске допускается при использовании специальных приспособлений или лежа на ней и зацепившись ногами за траверсу для фиксации положения тела, при этом необходимо применять лямочные предохранительные пояса.

348. При работе на поддерживающей изолирующей подвеске стропа предохранительного пояса закрепляется за траверсу. Если длина стропы недостаточна, необходимо пользоваться закрепленными за пояс двумя страховочными канатами. Один канат привязывают к траверсе, а второй, предварительно заведенный за траверсу, подстраховывающий член бригады подает по мере необходимости.

349. При работе на натяжной изолирующей подвеске строп предохранительного пояса закрепляется за траверсу или за предназначенное для этой цели приспособление.

350. На поддерживающих и натяжных многоцепных изолирующих подвесках допускается закреплять строп предохранительного пояса за одну из гирлянд изоляторов, на которой работа не ведется. Закреплять этот строп за гирлянду, на которой идет работа, не допускается.

В случае обнаружения неисправности, которая может привести к расцеплению изолирующей подвески, работа должна быть прекращена.

351. При подъеме или опускании на траверсы проводов, тросов, а также при их натяжении не разрешается находиться работникам на этих траверсах или стойках под ними.

352. Выбирать схему подъема груза и размещать подъемные блоки следует с таким расчетом, чтобы не возникли усилия, которые могут вызвать повреждение опоры.

353. Окраску опоры с подъемом работников до ее верха с соблюдением требований пункта 342 настоящих Межотраслевых правил могут выполнять работники, имеющие группу по электробезопасности II. При окраске должны быть приняты меры для предотвращения попадания краски на изоляторы и провода (например, применены поддоны), изоляторы закрыты пленкой, полотнищем или иным материалом.

354. Работы на ВЛ в отношении мер безопасности разделяются на следующие категории:

выполняемые на отключенной ВЛ;

выполняемые на ВЛ, находящейся под наведенным напряжением;

выполняемые в пролетах пересечения с действующей ВЛ;

выполняемые на ВЛ без снятия напряжения.

Работы на опорах воздушных линий являются особо сложными по организации безопасных условий труда по следующим причинам: работа связана с подъемом на опоры на большую высоту, рабочие места меняются ежедневно, а иногда и несколько раз в день, электромонтажники-линейщики рассредоточиваются по рабочим местам вдоль воздушной линии, находясь друг от друга на расстоянии пролета между опорами, что затрудняет контроль за безопасностью их труда, работа требует постоянного контроля за состоянием заземляющих устройств, а также постоянной проверки отсутствия напряжения в отключенных цепях воздушных линий, работа связана с погодными условиями, состоянием подъездных путей и конструкцией опор.

В связи с этим от каждого члена бригады требуются внимание, строгое выполнение всех требований техники безопасности и неустанный контроль за своими действиями и окружающей обстановкой.

Все электромонтажники-линейщики обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на выполнение верхолазных работ и подтверждать присвоенную . Вновь поступающие рабочие после медицинского освидетельствования обязаны пройти курс обучения работам на воздушных линиях и проверку знаний с последующим присвоением группы по электробезопасности.

Работы на воздушных линиях, с точки зрения мер безопасности, разбиваются на следующие пять категорий:

    на отключенной воздушных линиях;

    на воздушных линиях находящейся под напряжением;

    на отключенной воздушных линиях, но находящейся вблизи действующих линий электропередачи выше 1 кВ;

    на отключенной цепи двухцепной линии, когда вторая цепь находится под напряжением;

    на отключенной фазе линии, когда две другие фазы находятся под напряжением.

К работам под напряжением допускаются специально обученные и допущенные комиссией электромонтеры-линейщики, имеющие высокую квалификацию. Персоналу электромонтажных организаций категорически запрещается производить работы на воздушных линиях, находящихся под напряжением.

Любая работа на действующей воздушной линии производится при обязательном соблюдении следующих условий : на производство работы должно выдаваться распоряжение (письменно или устно) лица, уполномоченного на это, работа на воздушных линиях должна производиться не менее чем двумя лицами, при этом одно лицо должно иметь группу по электробезопасности не ниже III, до начала электромонтажных работ на воздушной линии должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

К организационным мероприятиям относятся: оформление работ нарядом или распоряжением, оформление допуска к работе или разрешения о возможности приступить к работе, надзор во время работы, оформление окончания работы.

Электромонтажники-линейщики имеют право приступить к работе на воздушной линии только по наряду-допуску, выданному организацией, в ведении которой находится данная воздушная линия.

Наряд-допуск - это письменное распоряжение, определяющее состав бригады, содержание работ, подлежащих выполнению, место, время и условия производства работ, а также лиц, ответственных за безопасность работ. Если воздушная линия, на которую выдан наряд-допуск, проходит по территории действующего предприятия, то бригада электромонтажников-линейщиков обязана дополнительно получить от этого предприятия акт-допуск на право работы на его территории.

Ответственными за безопасность работ на воздушной линии являются следующие лица: ответственный руководитель работ, организующий работы от электромонтажной организации, оперативный персонал предприятия, в чьем ведении находится воздушная линия, выдающий наряд-допуск, отдающий распоряжение об отключении воздушной линии и разрешающий приступить к работе, производитель работ, на чье имя выдается наряд-допуск, руководящий работой на месте от электромонтажной организации.

Ответственным руководителем может быть лицо из числа ИТР, имеющий не ниже V. Он отвечает за возможность безопасного производства работ, выполнение всего перечня работ, достаточность квалификации лиц, назначаемых для производства работ.

Производителем работ может быть лицо из числа бригадиров или мастеров (прорабов), имеющее группу по электробезопасности не ниже IV. Он отвечает за соблюдение работающими правил техники безопасности и всех предписаний в наряде-допуске, правильную расстановку людей на рабочем месте, исправность защитных средств, имеющихся в бригаде, за приспособления и инструмент и обеспечивает непрерывный надзор за работающими.

Оперативный персонал предприятия отвечает за правильность выданного наряда-допуска, четкое выполнение всех технических мероприятий, указанных в наряде-допуске, за качество инструктажа лиц, допускаемых к работе на месте производства работ, за допуск бригады в подготовленную рабочую зону.

К техническим мероприятиям относятся: снятие напряжения с воздушной линии выключателями и линейными разъединителями, воздушной линии с обоих концов, вывешивание плакатов на ключах выключателей и приводах линейных разъединителей «Не включать - работа на линии», ограждение опасной зоны, вывешивание плакатов «Работать здесь», «Влезать здесь», «Заземлено» в местах, оговоренных в наряде-допуске, проверка отсутствия напряжения при допуске бригады в присутствии всех членов бригады, производителя и ответственного руководителя работ.

Проверка отсутствия напряжения производится приближением изолирующей штанги с укрепленным на ней указателем напряжения к проводам воздушной линии. Проверка отсутствия напряжения в проводах воздушной линии методом наброса стальной проволоки категорически запрещается!

Заземление фаз воздушной линии осуществляется путем наложения и закрепления на проводах воздушной линии переносных заземлений. При наложении заземления сначала присоединяется заземляющий проводник к заземлителю (деревянной или железобетонной опоры) или заземленным частям металлической опоры и только после этого разрешается накладывать и закреплять зажимы переносного заземления на проводах воздушной линии. Искусственные заземлители устраиваются путем забивки в землю металлического стержня (лома) или ввертывания специального бура на глубину 0,5 - 1 м.

Запрещается применять для заземления и закорачивания проводов воздушной линии каких-либо проводников, не предназначенных специально для этих целей.

При отсутствии видимого заземления проводов воздушной линии на месте производства работ категорически запрещается влезать на опору, работать на проводах и на гирляндах изоляторов.

Способы подъема рабочих для выполнения работ на воздушных линиях

Наиболее производительным и более безопасным способом подъема рабочих для выполнения работ на высоте является подъем с помощью специальных подъемных устройств, автовышки, автогидроподъемника и т.п.

Все работы на опорах воздушных линий относятся к верхолазным, поэтому при обеспечении безопасности работающих на опорах, гирляндах, проводах и грозозащитных тросах необходимо строго выполнять правила техники безопасности.

При наличии факторов, запрещающих или ограничивающих применение механизированных подъемных средств (автовышки, автогидроподъемники), или при отсутствии этих машин и механизмов следует использовать простейшие средства для подъема на высоту по опоре воздушной линии.

В настоящее время используются легкие переносные приспособления, обеспечивающие возможность безопасного подъема рабочих на опоры и производство работ как на самих опорах, так и на оттяжках опор, на проводах и грозозащитных тросах. К таким приспособлениям относят лестницы, люльки различной конструкции, а также монтерские когти, когти-лазы и т. п.

Для подъема на металлическую опору разрешается использовать конструкцию опоры, вследствие этого заводы изготовляют на более 20 м специальные лестницы или ступеньки, а на опорах высотой до 20 м ступеньки выполняют только в том случае, если наклон уголков решетки свыше 30° и при расстоянии между точками крепления решетки к поясам более 0,6 м.

Для подъема на железобетонную центрифугированную опору круглого сечения следует применять специальные тросовые лазы и навесные лестницы.

Для подъема на деревянные и железобетонные вибрированные опоры применяют когти-лазы различных конструкций.

Правила техники безопасности при подъеме на опору и работе на воздушной линии

Перед подъемом на опору при помощи когтей необходимо предварительно убедиться в прочности закрепления опоры в грунте или железобетонном стакане. На вновь установленную опору без разрешения производителя работ подъем категорически запрещается.

Производить работы на железобетонных и деревянных опорах разрешается, только стоя на двух когтях и застропившись к опоре стропом (цепью) предохранительного пояса.

Перед подъемом на деревянную опору обязательно нужно проверить, что загнивание комлевой части не превышает допустимой нормы, а если опора стоит на пасынках, следует проверить надежность ее соединения с железобетонным пасынком.

Перед подъемом на опору производитель работ обязан проверить исправность применяемых лестниц, предохранительных поясов, когтей, ремней и убедиться, что срок периодического испытания их (по клейму) не истек и они пригодны к применению в работе.

Лестницы необходимо закреплять на опоре во всех опорных точках, предусмотренных конструкцией.

При подъеме на опору запрещается брать с собой арматуру, оборудование и материалы. Любые грузы, в том числе и инструменты, приспособления и мелкие детали разрешается поднимать только при помощи специального (пенькового, капронового или хлопчатобумажного) каната через блок, установленный на опоре (траверсе). Поднимают груз рабочие, стоящие на земле и наблюдающие за работой на высоте.

Поднявшись на опору, электромонтер-линейщик может приступить к работе только после принятия устойчивого положения на когтях и надежного закрепления цепью (стропом) предохранительного пояса за стойку опоры поверх траверсы. При работе на высоте с люльки телескопической вышки или автогидроподъемника цепь предохранительного пояса обязательно пристегивают к ограждению люльки. Пояс должен быть застегнут на все ремни.

При перемещении автовышки или гидроподъемника от одной опоры к другой электромонтеру-линейщику запрещается находиться в люльке.

Нельзя находиться под опорой, на которой производится работа. Личный инструмент электромонтера-линейщика при работе на опоре, проводах или гирляндах должен находиться в специальной сумке для того, чтобы не допустить его падения вниз. Запрещается хранить инструмент в карманах спецодежды даже временно.

Запрещается влезать на анкерную опору и находиться на ней во время монтажа проводов со стороны натянутого провода, а также влезать на угловые опоры и работать на них со стороны внутреннего угла проводов.

При демонтаже проводов запрещается снимать сразу все провода с опоры: их следует демонтировать по одному, последовательно друг за другом.

Для предупреждения падения рабочего вместе с опорой при снятии двух последних проводов опору следует укрепить с трех-четырех сторон временными оттяжками или упорами, одновременно необходимо также укрепить две соседние опоры.

Демонтаж проводов при замене опор следует начинать с нижнего провода, а монтаж на вновь установленную опору - с верхнего. При перекладке проводов рабочий должен стоять обоими когтями на новой опоре. Стоять одним когтем на старой опоре, а другим на новой запрещается.

На воздушной линии допускается перемещение электромонтеров-линейщиков по проводам сечением не менее 240 мм2 и по тросам сечением не менее 70 мм2. При перемещении по расщепленным проводам и тросам строп предохранительного пояса должен быть закреплен за этот провод, а в случае пользования специальной тележкой - за тележку. В темное время суток перемещение по проводам строго запрещается.

Работу на опорах воздушной линии, проходящей параллельно действующей воздушной линии, производить запрещается, так как во время монтажных работ возможно опасное сближение проводов или опор монтируемой воздушной линии с проводами действующей воздушной линии.

Влезать на опору без предохранительного пояса и работать на траверсе без его закрепления запрещается.

При подъеме на опору прикреплять к предохранительному поясу конец такелажного троса или веревки не разрешается, для этой цели следует пользоваться капроновым шнуром, который всегда должен находиться в сумке у электромонтера-линейщика.

Чтобы поднять груз (конец троса или веревки, инструмент и т.п.), необходимо один конец капронового шнура прикрепить к элементам опоры, а второй конец опустить вниз (лучше через блок, закрепленный на траверсе) для привязывания груза.

Демонтированные такелажные тросы и приспособления сбрасывать с опоры запрещается. Их спуск осуществляется с помощью веревки и блочка, при этом рабочие, находящиеся внизу, должны предупреждаться о необходимости удаления в безопасную зону. В опасной зоне запрещается размещать временные сооружения, передвижные вагончики, площадки складов и людей.

Запрещается влезать на опору по стреле грузоподъемного крана для снятия такелажных приспособлений или выполнения каких-либо других операций на высоте.

Для подъема рабочего на высоту опоры воздушной линии или контактной сети служат стационарные, закрепленные на опорах лестницы или специальные монтажные лестницы, устанавливаемые на опорах на период монтажных работ.

Для безопасной установки дистанционных распорок на проводах воздушной линии применяются монтажные тележки. К работе с такой тележки допускаются электромонтеры-линейщики, обученные практической езде на тележках по проводам воздушных линий и сдавшие экзамен по правилам пользования тележкой.

Посадка рабочего в монтажную тележку разрешается только после окончательной ее установки на провода воздушной линии. После посадки в тележку рабочий обязан страховаться за два провода. При передвижении тележки по проводам электромонтер обязан одеть рукавицы. Вылезать из монтажной тележки в пролете запрещается.

Следующая страница>>

17.3. Работы по ремонту воздушных линий электропередачи (ВЛ). Техника безопасности.

Работы на ВЛ по условиям электробезопасности могут быть:

а) выполняемые на отключенной линии вдали от других действующих ВЛ;

б) выполняемые на отключенной линии вблизи других действующих ВЛ;

в) выполняемые на линии, находящейся под напряжением.

Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ на ВЛ, являются оформление работы нарядом или распоряжением, выдача отдельного распоряжения приступить к работе и допуска ремонтной бригаде, надзор во время работы, оформление перерывов в работе, продления срока наряда и окончания работы. Форма наряда приведена в приложении XII к ПТБ .

Нарядом оформляются следующие виды работ как наиболее опасные:

1) работы, требующие подъема рабочих на опору выше 3 м от уровня земли;

2) работы, связанные с заменой или реконструкцией элементов опоры или с откапыванием стойки опоры на глубину более 0,5 м;

3) работы, связанные с прикосновением к проводам или изоляторам;

4) работы с применением грузоподъемных машин в охранной зоне ВЛ;

5) работы по вырубке деревьев на трассе ВЛ, требующие принятия специальных мер, предотвращающих падение их на провода.

По устному распоряжению без наряда, которое может отдаваться на срок до 3 сут, выполняются работы, не требующие подъема на опоры ВЛ выше 3 м от уровня земли.

Производитель работ может приступить к работе по наряду только после того, как получит специальное разрешение от ответственного лица оперативного персонала электроустановки, к которой присоединена ремонтируемая ВЛ. Такого разрешения не требуется для работ выполняемых без снятия напряжения, и если работа выполняется без наряда по устному распоряжению.

Для обеспечения безопасного производства работ на отключенных ВЛ (цепях) оперативный персонал электростанции или подстанции, питающей ВЛ, должен снять с линии напряжение со всех сторон, откуда оно может быть подано, заземлить линию у линейных разъединителей и запереть их приводы, после чего на рукоятках приводов вывесить запрещающие плакаты «Не включать - работа на линии».

Если линия (или цепь двухцепной ВЛ), на которой предстоит работа, к моменту выдачи наряда уже отключена и заземлена, то ответственный руководитель может дать производителю работ разрешение приступить к работе немедленно по прибытии на место, сделав об этом соответствующую запись в наряде. Разрешение может быть дано при вручении наряда или прислано запиской с нарочным, а также по телефону с обратной проверкой. Запрещается давать разрешение на начало работ в заранее назначенное время с указанием об этом в наряде, так как к этому времени при некоторых обстоятельствах линия может оказаться не отключенной.

Получив разрешение приступить к работе, производитель работ на месте проверяет отсутствие на линии напряжения, устанавливает переносные заземления и инструктирует бригаду, после чего допускает ее к работе.

Производитель работ до начала работы должен проверить исправность применяемых на данной работе средств защиты, приспособлений и инструмента (тросы, ухваты, багры, когти, пояса, лебедки и др.), проинструктировать рабочих бригады, а в процессе работы вести неотступный надзор.

По окончании работы производитель работ лично должен проверить состояние ремонтируемого участка линии и, удалив бригаду, дать указание о снятии переносных заземлений. После снятия заземлений с линии наряд закрывается и линия считается под напряжением. Производитель работ извещает ответственного руководителя или оперативный персонал, давший разрешение приступить к работе, об окончании работы. Это сообщение может быть передано лично по возвращении с трассы линии, по телефону или радио, посылкой нарочного с запиской. Наряд сдается лицу, выдавшему его, и должен храниться в течение 30 дней.

Особенно опасными в отношении травмирования являются работы по установке и валке опор ВЛ, а также работы на высоте.

Перед подъемом рабочего на опору производитель работ должен убедиться в прочности ее основания. Подъем разрешается только с применением когтей (лазов) или в корзине телескопической вышки. Работающий на высоте монтер должен быть закреплен предохранительным поясом.

Если ремонтные работы на ВЛ идут в местах пересечения их с автомобильными дорогами, то по обе стороны дороги на расстоянии 100 м от линии выставляют рабочих с красными флажками (ночью с фонарями) для предупреждения, а при необходимости - для остановки движения автотранспорта.