Меры инженерной защиты населения от чс таблица. Защита населения от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций

Проведение общих инженерно-технических мероприятий обеспечивает решение основных задач, направленных на защиту людей, повышение устойчивости экономики и проведение АС и ДНР. Однако по ряду причин этим не исчерпывается решение всех задач по повышению устойчивости работы объектов полиграфии в условиях угрозы возникновения ЧС. Это объясняется тем, что такие мероприятия нужно учитывать главным образом при проектировании и строительстве новых объектов.

Кроме того, эти мероприятия выполняются в основном в мирное время, а в повышении устойчивости работы ОЭ значительную роль могут сыграть мероприятия, проводимые при угрозе возникновения ЧС мирного и особенно военного времени и по сигналу ГО. И конечно же, общие требования и мероприятия Норм проектирования ИТМ ГО не могут полностью учесть специфику производства на конкретных объектах различных отраслей народного хозяйства. Поэтому при решении вопросов повышения устойчивости работы ОЭ должны разрабатываться дополнительные инженерно-технические мероприятия (ИТМ), учитывающие конкретные особенности объекта экономики. Для их разработки необходимо проведение исследований устойчивости работы объекта и его элементов в условиях ЧС, которые осуществляются заблаговременно в мирное время на всех объектах экономики.

Этапы ГО и ЧС:

На первом этапе проводят мероприятия, направленные на организацию исследований.При этом определяют объем исследований, необходимые силы и средства для своевременного и качественного их проведения. Создают расчетно-исследовательские группы в состав которых включают специалистов цехов и служб объекта, способных квалифицированно провести оценку устойчивости работы конкретных элементов и систем объекта. При оценке устойчивости всего объекта такие группы возглавляются главным инженером, главными специалистами и начальниками служб объекта. Исследованием устойчивости работы цехов объекта руководят их начальники. Они включаются в группу руководителя, возглавляемую главным инженером объекта.Проведение исследований регламентируется внутриобъектовыми документами, которые разрабатываются инженерно-технической службой и штабом ГО объекта.

К таким документам относятся:

приказ начальника ГО объекта;

план проведения исследований;

задания расчетно-исследовательским группам

и другие документы.

В приказе указываются:

цель исследований и сроки его проведения;

объем предстоящих работ (устойчивость каких структурных подразделений и систем исследуется);

состав расчетно-исследовательских групп по направлению исследований (группы руководителя, начальника отдела капитального строительства, главного технолога, главного механика, главного энергетика, заместителя директора по снабжению и сбыту, штаба ГО и др.);

вид отчетности и сроки представления;

осуществление контроля за проведением исследований.

План проведения исследований должен содержать перечень всех мероприятий, проводимых в ходе исследования, с указанием сроков их проведения, ответственных исполнителей и видов отчетности.Задание каждой расчетно-исследовательской группе должно охватывать перечень вопросов, подлежащих исследованию данной группой, с указанием сроков выполнения по промежуточным этапам.Организационный этап заканчивается проведением начальником ГО объекта совещания исполнителей, на котором они получают основные указания по порядку и особенностям проведения предстоящих исследований, и подготовкой расчетно-исследовательских групп по изучению методики оценки, проведению инженерных расчетов и разработке ИТМ по повышению устойчивости элементов и систем объекта.

На втором этапе проводится непосредственная оценка устойчивости работы отдельных элементов и систем объекта, а также объекта в целом.Этот этап является наиболее ответственным.Он включает оценку расчетно-исследовательскими группами всех факторов, влияющих на устойчивость работы объекта в условиях ЧС мирного и военного времени, а именно:

оценку защиты рабочих и служащих объекта;

оценку физической устойчивости объекта;

оценку устойчивости системы управления производством;

оценку устойчивости материально-технического снабжения и производствен ных связей;

оценку подготовленности объекта к восстановлению нарушенного производства.

В ходе оценки устойчивости работы элементов и систем объекта каждая из расчетно-исследовательских групп разрабатывает предложения по проведению инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий, направленных на повышение устойчивости выявленных неустойчивых элементов, систем, приборов. Эти предложения являются основой для разработки на третьем этапе исследований сводного плана организационных и инженерно-технических мероприятий и других планирующих документов, направленных на повышение устойчивости работы объекта в условиях ЧС.

На третьем этапе результаты, полученные в ходе исследований, обобщаются, составляется отчетный материал, разрабатываются и планируются мероприятия по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС мирного и военного времени.

В частности, такими планирующими документами являются:

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на объекте полиграфии (экономики)», а одним из приложений к «Плану...» является «Календарный план мероприятий объектового уровня РС ЧС при угрозе возникновения производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий». Примерная структура и содержание «Плана...» приведены в приложении №19.Примерная структура и содержание «Плана гражданской обороны объекта полиграфии (экономики)» приведены в приложении 20, а в приложении 8 к «Плану...» приводится «План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта полиграфии (экономики) в военное время».

В этих планах и в приложениях к ним указываются проводимые мероприятия, их объем, стоимость, источники финансирования, привлекаемые силы и средства, требуемые материалы, ответственные исполнители и сроки выполнения мероприятий.В календарном плане выделяют три группы мероприятий в зависимости от времени их проведения: мероприятия, проводимые в мирное время до возникновения ЧС, при возникновении ЧС (при угрозе нападения противника) и по сигналу «Воздушная тревога». Эти «Планы...» в части выполнения инженерно-технических мероприятий, проводимых силами и средствами объекта экономики, утверждаются начальником ГО объекта, доводятся до сведения исполнителей под роспись.По итогам исследований штаб ГО объекта составляет отчет, который вместе с выводами, рекомендациями и планами проводимых инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в ЧС мирного и военного времени направляются в министерство (Комитет или в Главк) и в соответствующий штаб ГО для согласования и утверждения.Выполнение мероприятий, включенных в «План...» осуществляется следующим образом: мероприятия мирного времени проводятся в процессе очередного ремонта, реконструкции или переоборудования объекта, а если это возможно, то в более ранние сроки, указанные в плане (чаще всего мероприятия первой группы составляются в виде отдельного плана).

Осуществление инженерно-технических мероприятий второй группы начинается при угрозе возникновения ЧС военного времени. Поскольку требования по срокам и полноте их проведения повышены, их реализуют в соответствии с разрабатываемым на объекте планом-графиком наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта при угрозе возникновения ЧС военного времени.В план-графике наращивания мероприятий отражаются проводимые инженерно-технические мероприятия и время их проведения (в течение первых суток - с точностью до одного часа, последующих - до суток).

В план-график включают следующие группы инженерно-технических мероприятий по:

защите рабочих и служащих;

повышению устойчивости зданий и сооружений и технологического оборудования;

противопожарной безопасности;

устойчивости энерго-, водо-, газоснабжения;

повышению надежности производственных связей;

повышению устойчивости управления производством;

подготовке к восстановлению нарушенного производства.

Инженерно-технические мероприятия, проводимые по сигналу «Воздушная тревога» направлены на непосредственное укрытие рабочих и служащих в защитных сооружениях ГО, безаварийную остановку производства, укрытие уникального и ценного оборудования и светомаскировку. Время на проведение этих инженерно-технических мероприятий сильно ограничено. Поэтому все мероприятия должны быть детально спланированы. Составляется специальный график безаварийной остановки производства по сигналу «Воздушная тревога». Порядок действия операторов заносится непосредственно в их должностные инструкции.Мероприятия, проводимые на объекте по повышению устойчивости его работы и включаемые в планы, можно разделить на инженерно-технические, технологические и организационные.

Инженерно-техническими мероприятиями обеспечивается повышение устойчивости промышленных зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций предприятий к воздействию поражающих факторов ЧС.

Технологическими мероприятиями осуществляется повышение устойчивости совершенствования технологии производства запланированной продукции в ЧС, исключающей возможность возникновения вторичных поражающих факторов, для быстрого восстановления производства при получении объектом повреждений.

Организационными мероприятиями предусматриваются заблаговременная разработка и планирование действий личного состава штаба, служб и формирований ГО, а также рабочих и служащих объекта в условиях ЧС.Из всего комплекса мероприятий, повышающих устойчивость работы ОЭ в условиях ЧС особенно важное значение имеет проведение инженерно-технических мероприятий, которые требуют наибольших затрат. Они будут экономически обоснованы в том случае, если они разработаны на основе исследований устойчивости работы объекта в условиях ЧС и максимально увязаны с мероприятиями, проводимыми в мирное время для обеспечения безаварийной работы объекта полиграфии, улучшения условий труда и совершенствования производственного процесса.

Особенно эффективны инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости работы при новом строительстве, так как в процессе проектирования в большинстве случаев можно добиться наиболее полного сочетания общих инженерных решений с защитными мероприятиями ГО без существенного их удорожания. На существующих объектах мероприятия по повышению устойчивости их работы целесообразно проводить в процессе реконструкции, капитального ремонта или выполнения других ремонтно-строительных работ.

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-1.jpg" alt=">Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера ">

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-2.jpg" alt="> ВОПРОС 1 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАЩИТНЫХ"> ВОПРОС 1 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЯХ ГО.

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-3.jpg" alt="> Основные мероприятия инженерной защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера n"> Основные мероприятия инженерной защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера n Укрытие людей в существующих защитных сооружениях ГО и в приспособленные сооружения. n Использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам. n Предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем заглубления емкостей АХОВ.

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-4.jpg" alt="> Защитные сооружения гражданской обороны по своему предназначению и защитным свойствам"> Защитные сооружения гражданской обороны по своему предназначению и защитным свойствам делятся: n убежища; n противорадиационные укрытия (ПРУ); n специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; n санитарно-обмывочные пункты; n станции обеззараживания одежды и транспорта; n иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-5.jpg" alt="> Убежища n Это сооружения гражданской обороны, которые предназначены для обеспечения"> Убежища n Это сооружения гражданской обороны, которые предназначены для обеспечения надежной защиты укрываемых в них людей от воздействия всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ и бактериальных средств, высоких температур, от отравления продуктами горения и аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-6.jpg" alt="> Убежища классифицируются: по защитным свойствам"> Убежища классифицируются: по защитным свойствам по месту по материалу (от воздействия ударной волны) вместимости расположения конструкций малые – из до 600 чел. отдельно стоящие лесоматериалов Делятся на классы средние – встроенные комплексные 600 - 2000 чел. в горных с каменными выработках (блочными) большие – стенами 2000 чел. и более. в естественных полостях тканевые и тканекаркасные в подземном металлические пространстве городов Железобетон- ные (сборно- монолитные, в метрополитенах сборные, монолитные)

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-7.jpg" alt="> Убежища классифицируются (продолжение): по времени по обеспечению "> Убежища классифицируются (продолжение): по времени по обеспечению по использованию возведения электроэнергией в мирное время заблаговремен- от сети города или производственные но возводимые объекта помещения складские быстровозво- от дизель димые электростанции культурного обслуживания учебные бытового обслуживания и торговли спортивные гаражи, стоянки санитарно-бытовые технические и переходные тоннели, коллектора

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-9.jpg" alt="> Помещения убежищ подразделяются основные вспомогательные"> Помещения убежищ подразделяются основные вспомогательные К вспомогательным относятся фильтро-вентиляционные ка- К основным относятся те, которые меры, санузлы, помещения ди- предназначены для размещения зельной электростанции и элек- укрываемых, пунктов управления трощитовой, помещения для и медицинской службы хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-11.jpg" alt="> В помещениях для укрываемых устанавливаются n Помещение,"> В помещениях для укрываемых устанавливаются n Помещение, предназначенное для размещения укрываемых, рассчитывается на определенное количество людей: на одного человека предусматривается не менее 0, 5 м 2 площади пола и 1, 5 м 3 внутреннего объема. n Большое по площади помещение разбивается на отсеки вместимостью 50 - 75 человек. n Двух- и трехъярусные нары: нижние - для сидения из расчета 0, 45 х 0, 45 м на человека, верхние - для лежания из расчета 0, 55 х 1, 8 м на человека. n Количество мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при двухъярусном и 30% - при трехъярусном расположении нар. n Для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м 2 на 500 человек. В убежищах вместимостью 900 - 1200 чел. должен оборудоваться медпункт площадью 9 м 2 и более (на каждые последующие 100 чел сверх 1200 добавляется 1 м 2).

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-12.jpg" alt="> Для создания нормальных условий внутри убежища необходимо поддерживать определенную температуру "> Для создания нормальных условий внутри убежища необходимо поддерживать определенную температуру и влажность n Зимой температура не должна превышать 10 - 15° тепла, летом - 25 -30°. Измеряют обычным термометром, держа его на расстоянии 1 м от пола и 2 м от стены. Влажность воздуха определяют психрометром каждые 4 ч. Нормальной считается влажность не выше 65 - 70 %. n Если в убежище температура воздуха ниже 30° тепла, концентрация углекислого газа не превышает 30 мг/м 3, а кислорода содержится 17 % и более, то такие условия принято считать нормальными.

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-13.jpg" alt=">Убежища должны обеспечивать непрерывное пребывание людей в течение не менее 2 дней. n"> Убежища должны обеспечивать непрерывное пребывание людей в течение не менее 2 дней. n Убежища снабжаются электроэнергией от внешней электросети, а при необходимости – защищенной дизельной электростанции. n Убежища оборудованы телефонной связью и радиосвязью. n Водопровод и канализацию убежищ проводят от общих водопроводных и канализационных сетей. n Минимальный запас воды создают из расчета 6 л для питья и 4 л для санитарно –гигиенических потребностей.

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-14.jpg" alt="> Противорадиационные укрытия (ПРУ) n Это сооружения гражданской обороны, которые используются главным"> Противорадиационные укрытия (ПРУ) n Это сооружения гражданской обороны, которые используются главным образом для защиты населения сельской местности и небольших городов.

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-15.jpg" alt="> ПРУ классифицируются по фонду"> ПРУ классифицируются по фонду по приспосабливаемых по защитным свойствам обеспечению вместимости помещений вентиляцией По степени по степени ослабления 5 -50 чел. – с естественной защиты от подвалы и подполья давления во радиации в существующих вентиляцией внешнего зданиях и фронте излучения- ударной коэффициент сооружениях цокольных и первых с механическим волны защиты Кз этажах зданий побуждением 50 чел. и более – во вновь строящихся отдельно стоящие зданиях и сооружения сооружениях горные выработки и естественные полости отдельно стоящие быстровозводимые укрытия

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-17.jpg" alt="> Защитные свойства ПРУ от ионизирующего излучения оцениваются коэффициентом защиты, который показывает во"> Защитные свойства ПРУ от ионизирующего излучения оцениваются коэффициентом защиты, который показывает во сколько раз ПРУ ослабляет действие ионизирующего излучения, а следовательно, и дозу облучения людей. n Открытые траншей, окопы, щели к=3 n Дезактивированные траншеи, окопы, щели к=20 n Перекрытые щели к=50 n Автомобили и автобусы к=2 n ж/д платформы к=1, 5 n Крытые вагоны к=2 n Пассажирские вагоны к=3 n Типовые цехи к=7 n Жилые кирпичные дома: одноэтажные к=10, подвал к=40 n двухэтажные к=15, подвал к=100 n пятиэтажные к=20, подвал к=400 n Деревянные дома: одноэтажные к=2, подвал к=7 n двухэтажные к=8, подвал к=12

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-19.jpg" alt="> ВОПРОС 2 ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАЩИТНОГО СООРУЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ "> ВОПРОС 2 ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАЩИТНОГО СООРУЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НЕМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СООРУ- ЖЕНИЙ ГО В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-20.jpg" alt="> Население укрывается в защитных сооружениях по сигналам (командам) органов по делам ГО и"> Население укрывается в защитных сооружениях по сигналам (командам) органов по делам ГО и ЧС, а также самостоятельно - при непосредственной угрозе (химического, радиационного поражения). Заполнять убежище (укрытие) нужно как можно быстрее, поэтому каждый должен знать местоположение закрепленного сооружения и пути подхода к нему Нужно следить за тем, чтобы заполнение защитного сооружения проводилось организованно, быстро и без паники. В убежище лучше всего размещать людей группами - по цехам, бригадам, учреждениям, домам, улицам, обозначив соответствующие места указками. В каждой группе назначают старшего. Тех, кто прибыл с детьми, размещают в отдельных отсеках или в специально отведенных местах. Престарелых и больных стараются устроить поближе к воздухоразводящим вентиляционным трубам

Src="http://present5.com/presentation/3/187810643_271061702.pdf-img/187810643_271061702.pdf-21.jpg" alt="> ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УКРЫВАЕМЫХ В ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЯХ ГО "> ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УКРЫВАЕМЫХ В ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЯХ ГО n УКРЫТИЕ ПРОИЗВОДИТСЯ ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ СИГНАЛАМ ОПОВЕЩЕНИЯ ОРГАНОВ ГОЧС. n ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТСЯ ОРГАНИЗОВАННО И БЫСТРО. Люди размещаются по указанию коменданта n По истечении времени, указанного в речевой информации гочс, заполнение защитного сооружения прекращается. n В защитных сооружениях необходимо строго соблюдать установленный режим и распорядок дня. Укрываемым не разрешается без надобности ходить по помещению убежища, курить, самостоятельно включать и выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, открывать и закрывать двери. n БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ БРАТЬ ИНСТРУМЕНТ, НАХОДЯЩИЙСЯ В СООРУЖЕНИИ. n НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ.

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях в качестве важной составной части входят мероприятия инженерной защиты. Особенностью инженерной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является то, что она используется не только для защиты населения, но служит также важным направлением обеспечения защиты территорий.

Инженерная защита населения и территорий - это комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых заблаговременно, а также в оперативном порядке и направленных на предотвращение или максимальное снижение потерь населения при возникновении чрезвычайных ситуаций путем обеспечения укрытия и жизнедеятельности населения в защитных сооружениях, предотвращения, устранения или снижения до допустимого уровня отрицательного воздействия поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф.

Мероприятия инженерной защиты регламентируются рядом нормативных документов, основным из которых является СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны". Несмотря на то что нормы этих мероприятий в значительной мере определены с учетом потребностей военного времени, выполнение некоторой части из них содействует защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Этим нормативным документом определены требования к планировке, размещению и строительству защитных сооружений гражданской обороны, объектов экономики, зданий, сооружений, инженерных систем с учетом необходимости обеспечения их безопасности в условиях как военных опасностей, так и чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Кроме этого основополагающего для инженерной защиты документа введены в действие:

  • - порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства СП 11-107-98;
  • - порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований СП 11-112-2001.

Соблюдение требований этих нормативных документов позволяет снизить людские потери и материальный ущерб, создать условия для успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

По некоторым оценкам, рационально спланированные, подготовленные и реализованные мероприятия инженерной зашиты обеспечивают снижение возможных людских потерь и материального ущерба до 30%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - до 70%.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе:

  • - оценки характеристик возможной опасности;
  • - учета категорий защищаемого населения;
  • - результатов инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических изысканий;
  • - схем инженерной защиты территории (генеральных, детальных, специальных);
  • - учета особенностей использования территории.

В современных условиях наблюдается тенденция инженерную защиту населения и территорий строить путем образования единой территориальной системы (комплекса) сооружений и мероприятий. При этом к основным мероприятиям инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относят:

  • - укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном под защитные сооружения подземном пространстве городов (подвальных помещениях, цокольных этажах, подземных пространствах объектов торгово-социального назначения, метрополитенах и др.);
  • - использование в качестве жилья мест работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;
  • - использование при соответствующих чрезвычайных ситуациях отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;
  • - укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых ими в оперативном порядке самостоятельно проведена герметизация;
  • - предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей с АХОВ;
  • - возведение и эксплуатация инженерных защитных сооружений от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Определенную роль в проведении инженерной защиты населения могут сыграть защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия), фонд которых был создан для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Эти сооружения могут быть успешно использованы для защиты населения в условиях некоторых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Универсальность защитного сооружения в мирное и военное время заложена в самом его определении. Защитное сооружение в настоящее время определяется как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также воздействия современных средств поражения.

В мирное и военное время используются следующие виды защитных сооружений (ЗС):

  • - специальные фортификационные сооружения (СФС);
  • - войсковые фортификационные сооружения (ВФС);
  • - защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО).

Эти виды защитных сооружений могут использоваться как для защиты войск, населения, техники, материальных ценностей, так и для оборудования пунктов управления. Общие сведения о составе ЗС приведены на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Общие сведения о составе защитных сооружений

Для защиты населения разработаны различные по конструкции, защитным свойствам и срокам строительства защитные сооружения гражданской обороны.

Защитные сооружения гражданской обороны классифицируются по следующим признакам:

  • - времени возведения;
  • - месту расположения;
  • - вместимости;
  • - защитным свойствам;
  • - материалу конструкций;
  • - обеспечению электроэнергией;
  • - обеспечению фильтровентиляционным оборудованием;
  • - характеру использования в мирное время.

Убежища возводятся заблаговременно, а также в оперативном порядке при военной угрозе или в военное время. Сооружения, возводимые в оперативном порядке, называются быстро возводимыми.

Убежища могут быть встроенными в другие здания и сооружения, а также отдельно стоящими (рис. 9.2) Они могут быть заглубленными и полу заглубленными. Убежища могут размещаться в районах городской застройки, на объектах экономики, в метрополитене, подземном пространстве городов, в горных выработках и естественных подземных полостях.

По вместимости убежища подразделяются на малые (до 150 человек), средние (150-500человек) и большие (более 500 человек).

Важнейшей мерой по жизнеобеспечению убежищ является их воздухоснабжение. В большинстве убежищ оно осуществляется в двух режимах: чистой (прямой) вентиляции (1 режим) и фильтровентиляции (2 режим). При втором режиме фильтровентиляционное оборудование защищает помещения убежищ от проникновения в них радиоактивных, отравляющих и некоторых аварий но химически опасных веществ. Кроме таких убежищ к началу 1990-х годов в стране был также накоплен значительный фонд убежищ с тремя режимами вентиляции.

Эти убежища строились в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, вблизи химически опасных объектов, атомных станций, в зонах возможного катастрофического затопления. Третий режим вентиляции этих убежищ предусматривает полную или частичную изоляцию помещений убежища с регенерацией внутреннего воздуха. Убежища стремя режимами наиболее перспективны для защиты персонала и населения в мирное время.

Рис. 9.2. Отдельно стоящее убежище, построенное с учетом использования его в мирное время под гараж: 1 - помещение фильтровентиляционного оборудования; 2 - тамбур-шлюз с защитно-герметическими дверями (ворогами); 3 - помещение для укрываемых; 4 - помещение для электрогенераторов с дизельными установками; 5 - вентиляционный оголовок с защитными устройствами для отсекания ударной волны; 6 - помещение санузла с резервуаром для воды

Однако в настоящее время концепция использования защитных сооружений гражданской обороны в интересах защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера пока не сформирована. Это обусловлено тем, что при возникновении большинства природных и техногенных бедствий защитить от них людей с помощью этих защитных сооружений даже в убежищах с тремя режимами вентиляции без их предварительного дооборудования достаточно трудно.

Наибольшую перспективу применения имеют, как говорилось, защитные сооружения, обладающие режимом полной изоляции, поскольку они эффективны для защиты населения во время радиационных и химических аварий, а также при массовых пожарах. В этих же целях могут быть использованы убежища с режимом фильтровентиляции, если этот режим обеспечивает очистку поступающего в защитное сооружение воздуха. Эти сооружения могут найти применение также для укрытия людей от ураганов и смерчей при условии заблаговременного получения штормового предупреждения. При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера защитные сооружения гражданской обороны могут использоваться не только для защиты людей, но и для дислокации оперативных органов управления, размещения населения и персонала, эвакуированных из зон чрезвычайных ситуаций, складирования ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и гуманитарной помощи.

Определенные трудности использования защитных сооружений гражданской обороны связаны также с установленным порядком применения их по двойному назначению. Дело в том, что имеющийся фонд этих сооружений независимо от ведомственной принадлежности должен использоваться для хозяйственных, культурных и бытовых нужд без ущерба для выполнения задач по предназначению. Для освобождения защитных сооружений в военное время от размещавшегося в них имущества организаций отводится 12 часов. При чрезвычайных же ситуациях, например, при радиационных и химических авариях, как правило, возникает необходимость занять защитные сооружения в значительно более короткие сроки.

В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации определен порядок использования объектов и имущества гражданской обороны, в том числе защитных сооружений приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями. В соответствии с этим постановлением защитные сооружения остаются в собственности государства и должны поддерживаться в готовности к использованию по предназначению.

Высокую эффективность в деле защиты населения и территорий имеет проведение инженерно-технических мероприятий по защите от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, предусматривающих возведение и эксплуатацию соответствующих защитных инженерных сооружений. К ним относятся мероприятия по защите от землетрясений, противооползневые и противообвальные инженерные мероприятия, меры по защите от селей, противолавинные инженерные мероприятия, противокарстовые мероприятия, меры инженерной защиты берегов морей, водоемов и водотоков, инженерно-технические мероприятия по защите от затоплений и другие.

Инженерные мероприятия по защите от землетрясений заключаются в сейсмическом микрорайонировании и соблюдении норм проектирования и строительства зданий и сооружений в сейсмических районах. При этом принимаются меры по исключению размещения в сейсмоопасных районах опасных производств, строительству и реконструкции потенциально опасных объектов с учетом сейсмичности территорий, повышению сейсмостойкости ранее возведенных без ее учета зданий и сооружений, снижению опасности возникновения во время землетрясения вторичных факторов поражения.

Противооползневые и противообвальные инженерные мероприятия включают;

  • - изменение рельефа склонов в целях планировки откосов, уменьшения крутизны склонов, повышения их устойчивости, а также регулирование стока поверхностных вод, искусственное понижение уровня подземных вод, их перехват с помощью дренажных систем;
  • - строительство удерживающих сооружений (банкет, террас, подпорных и поддерживающих стен, опоясок, анкерных креплений, тоннелей, крытых ограждений, свайных рядов) особенно в тех местах, где склоны подрезаются дорогами;
  • - устройство направляющих стенок для изменения движения обвальных пород;
  • - осуществление взрывов для обеспечения управляемого схода оползней и обвалов.

Защита от селей предусматривает;

  • - мониторинг и прогнозирование образования селевых потоков, своевременное оповещение населения об их угрозе;
  • - предупредительные срабатывания селевых озер и возведение селе предотвращающих сооружений (плотин, регулирующих паводок, водосбросов);
  • - сооружение селесдерживающих плотин, селепропускных каналов, селеспусков, селенаправляющих и ограждающих дамб и шпор, стабилизирующих сооружений (каскадов, запруд, дренажей, террас, подпорных стенок).

К противолавинным инженерным мероприятиям относятся:

  • - мониторинг и прогнозирование схода снежных лавин, оповещение населения об угрозе их схода;
  • - предупредительный спуск лавин;
  • - строительство лавинопредотвращающих сооружений (снегоудерживающих и снегозадерживающих заборов, стен и др.);
  • - строительство лавинозащитных сооружений (направляющих стенок, русел, лавинорезов, тормозящих надолбов, траншей, дамб, пропускающих галерей, навесов, эстакад).

Противокарстовые инженерные мероприятия проводятся путем:

  • - заполнения карстовых полостей;
  • - водоснижения и регулирования режима подземных вод;
  • - организации поверхностного стока.

Инженерная защита берегов морей, водохранилищ, озер и рек предусматривает :

  • - строительство набережных и шпунтовых стенок;
  • - покрытие берегов (монолитное и сборное из плит и блоков);
  • - устройство откосных сооружений (набросанных или уложенных);
  • - возведение струенаправляющих дамб.

К основным инженерно-техническим мероприятиям по защите от затоплений и подтоплений относятся:

  • - искусственное повышение поверхности территории;
  • - спрямление и углубление русел рек и их расчистка;
  • - устройство дамб;
  • - отвод поверхностных и подземных вод;
  • - строительство дренажных систем.

Для решения всего комплекса задач по инженерной защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера перспективна разработка программ инженерной защиты населенных пунктов России от воздействия опасных природных и техногенных явлений и процессов. Реализация таких программ позволит существенно повлиять на состояние природной и техногенной безопасности в стране.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается различными путями. Одним из главных является осуществление инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций:

· накопление и содержание фонда ЗС ГО;

· подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;

· прогнозирование инженерной обстановки;

· планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;

· подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;

· подготовка и содержание дорожной сети;

· подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;

· подготовка инженерно-технических служб и формирований.

Накопление и содержание фонда ЗС ГО

Накопление и содержание фонда защитных сооружений является наиболее трудоёмким мероприятием. Основой накопления фонда защитных сооружений являются Нормы проектирования ИТМ ГО.

В первую очередь накопление защитных сооружений должно проводиться для населения проживающего в зонах размещения потенциально опасных объектов.

Накопленный фонд защитных сооружений необходимо поддерживать в постоянной готовности к приему укрываемых.

Рассматривая состояние инженерной защиты населения в современных условиях необходимо отметить, что до 1990 года на территории нашей страны накоплено значительное количество ЗС ГО (убежищ и противорадиационные укрытий). Однако, вызывает беспокойство состояние защитных сооружений и их готовность к использованию по прямому предназначению, и особенно на потенциально опасных объектах, хотя укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны является основным и наиболее действенным способом защиты в чрезвычайных ситуациях, как военного, так и мирного времени.

В то же время, результаты комплексных проверок, учений и докладов с мест показывают, что в последние годы в Российской Федерации, практически, прекратилось строительство новых защитных сооружений гражданской обороны (в 2000 году в РФ построено 15 убежищ общей вместимостью 6280 чел., ПРУ - 41, общей вместимостью 9165 чел.), а техническое состояние существующих сооружений на объектах, с различными видами организационно-правовых форм и форм собственности, оставляет желать лучшего. В капитальном ремонте, в основном из-за протечек грунтовых вод через ограждающие конструкции, нуждается до 10%, в ремонте и реконструкции систем жизнеобеспечения - более 40% и в косметическом ремонте - около 30% сооружений.

Имеются защитные сооружения, построенные в период с 1941 по 1960 годы (убежища V класса), которые не соответствуют современным требованиям Норм проектирования ИТМ ГО.

Наиболее часто встречающимися недостатками по содержанию и эксплуатации защитных сооружений являются:

· нарушение гидроизоляции и герметизации сооружений, коррозия арматуры;

· износ и деформация несущих и ограждающих конструкций;

· предельные сроки эксплуатации фильтровентиляционного и сантехнического оборудования;

· нарушение целостности дренажных систем;

· использование сооружений для нужд экономики и обслуживания населения с нарушением требований по их содержанию и эксплуатации;

· отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала;

· отсутствие необходимой документации по содержанию и эксплуатации ЗС ГО.

Не на всех предприятиях имеются современные защитные сооружения, хотя Федеральный закон «О гражданской обороне» предписывает, что руководители независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятия, несут персональную ответственность за защиту своих сотрудников, а, следовательно, и за поддержание этих сооружений в исправном состоянии.

Со стороны руководящего состава предприятий, организаций, акционерных обществ, на территории которых расположены защитные сооружения, контроль за состоянием объектов проводится не регулярно, от случая к случаю. Налицо отсутствие должного отношения к содержанию и эксплуатации ЗС ГО, хотя события в Югославии показали негативного последствия такого подхода.

Недостаточно эффективно решаются вопросы выполнения нормативных требований при проектировании зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, на которых предусматривается возведение ЗС ГО, разработке соответствующих разделов в проектной и градостроительной документации, а также их соблюдения в ходе строительства и вводе в эксплуатацию новых ЗС ГО.

Для более эффективного решения указанных мероприятий органы управления по делам ГОЧС субъектов РФ должны руководствоваться СП 11-107-98 и СП 11-113-2002.

Остро стоит вопрос обеспечения строящихся и замены в существующих ЗС ГО нестандартизированного оборудования, средств фильтровентиляции и регенерации воздуха, другого инженерно-технического оборудования. Это, прежде всего, связано с тем, что часть заводов – изготовителей оборудования находится в странах ближнего зарубежья, а также по причине отсутствия достаточных заказов. Исходя из этого, заводы местной промышленности перестали выпускать элементы оборудования для защитных сооружений. В ежегодном Государственном оборонном заказе планируется и выделяются недостаточные средства на закупку нестандартизированного оборудования и требующего замены фильтровентиляционного и другого оборудования для ЗС ГО, а средства на строительство новых сооружений, обслуживание и эксплуатацию существующих вообще не выделяются.

Сохранность и накопление существующего фонда защитных сооружений продолжает оставаться одной из проблем, и особенно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в которых прекращена работа крупных объектов экономики.

При ликвидации этих предприятий и смене собственника часть защитных сооружений долгое время оказывалась бесхозным и не обслуживалась, вследствие чего системы жизнеобеспечения и инженерно-техническое оборудование постепенно приходили в негодность.

Ликвидационные комиссии, занимаясь оценкой и продажей имущества этих предприятий, не учитывали то, что ЗС ГО должны находиться в федеральной собственности и их приватизация запрещена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

При ликвидации заводов-гигантов, образовавшиеся малые предприятия отказываются от преемственности в части взятия на свой баланс ЗС ГО большой вместимости ссылаясь на малую численность наибольшей работающей смены своих предприятий, которую необходимо укрывать в условиях чрезвычайных ситуаций.

Наряду с причинами объективного характера, также имеют место не исполнительность, безответственность и халатность ряда руководителей различного уровня. Так, некоторые руководители предприятий без согласования с проектными организациями, управлениями архитектуры и органами управления по делам ГОЧС допускают перепланировку помещений защитных сооружений и используют их с нарушениями требований действующих нормативных документов о порядке учета, содержания и эксплуатации ЗС ГО.

Местные администрации не имеют достаточных средств, для того, чтобы взять ЗС ГО на свой баланс. Одним из вариантов решения этой проблемы является создание при управлениях по делам ГОЧС городов (районов) подразделений (организаций) для ремонта, содержания и обслуживания ЗС ГО. Финансирование этих мероприятий необходимо производить целенаправленно через администрацию субъектов и Главные управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации.

В результате того, что на местах решению проблемных вопросов по сохранению и приведению ЗС ГО в готовность к использованию их по прямому назначению уделяется недостаточное внимание, фонд средств коллективной защиты постепенно сокращается и приходит в упадок. Не во всех регионах содержанию и правильной эксплуатации ЗС ГО, поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению уделяется должное внимание.

Результаты проверок и анализа отчетных документов в последние годы показывают, что лучше эти вопросы решаются в Центральном регионе (Курская и Московская области), хуже в Приморском крае и Иркутской области. Некоторые руководители предприятий, вместо того, чтобы организовать ремонт, техническое обслуживание и правильную эксплуатацию ЗС ГО идут по пути наименьшего сопротивления и в ряде случаев пытаются списать их с учета. К сожалению, эти факты в ряде случаев находят поддержку у отдельных начальников органов управления по делам ГОЧС. Так, например, начальник главного управления по делам ГОЧС Иркутской области согласовал списание 20 убежищ в г. Ангарске на 2640 человек под предлогом, что они не нужны.

Основную роль в недопущении резкого сокращения фонда средств коллективной защиты сыграла существующая нормативная правовая база по вопросам использования ЗС ГО и регулирования арендных отношений, которая в настоящее время представлена следующими основными нормативными правовыми актами:

· Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

· Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992 г. № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»;

· Распоряжение Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15.06.1994 г. № 1513-р «О приватизации предприятий, учреждений и организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

Эти нормативные правовые акты закрепляют ЗС ГО, используемые приватизированными предприятиями, в федеральной собственности и предписывают Минимуществу и МЧС России при выявлении объектов и имущества ГО, которые были приватизированы с нарушением установленного порядка, принимать меры к закреплению таких объектов и имущества в государственной собственности.

В настоящее время, когда этап приватизации, в основном, завершен, сформировались условия для создания, роста и расширения предприятий и организаций с негосударственными формами собственности, постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 г. № 359 играет не только положительную, но и сдерживающую роль в создании и накоплении фонда ЗС ГО. На практике появился ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для урегулирования пробелов в вопросах собственности и арендных отношениях.

Имеющиеся нормативные акты не обеспечивают заинтересованность в привлечении средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств для создания ЗС ГО, их правильной эксплуатации и содержания, в результате чего в настоящее время новое строительство защитных сооружений гражданской обороны фактически не ведется.

Юридически не решен вопрос имущественных отношений с негосударственными предприятиями, не получившими возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по ГО в отношении вновь вводимых ЗС ГО и не определены их права пользования этими объектами, изменения их функционального предназначения.

Данная ситуация показывает, что в существующей нормативной правовой базе, сформировавшейся в современных экономических условиях, нет действенного механизма (порядка) передачи ЗС ГО, находящихся в государственной собственности, в оперативное управление или в хозяйственное ведение с правом аренды пользования юридическим лицам и использования их на основе заключенных договоров.

Отсутствует правовая определенность отношений собственности ЗС ГО, в том числе и построенных частными организациями за счет своих средств и механизм распределения финансовых средств, получаемых от аренды для поддержания фонда ЗС ГО в готовности к приему укрываемых.

Как показывает практика наиболее реальным источником финансирования эксплуатации и содержания ЗС ГО в сложившейся ситуации является сдача их в аренду коммерческим структурам и общественным организациям. Но при этом недостаточно отработано взаимодействие по этому вопросу между объектами экономики, комитетами управления госимуществом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления по делам ГОЧС и другими заинтересованными организациями.

При заключении договоров арендодатели руководствуются постановлениями Правительства Российской Федерации № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» и № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются свои нормативные правовые акты в этой области.

Так, например сдача в аренду защитных сооружений на территории г. Москвы регламентируется постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 г. № 689 «Об аренде нежилых помещений» и «Положением о порядке использования защитных сооружений гражданской обороны двойного назначения в г. Москве в мирное время», утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 26.12.91 г. № 102/29с.

На сегодняшний день из 7057 защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории г. Москвы, в интересах экономики и обслуживания населения используется 77,3%.

Из общего числа убежищ, находящихся на предприятиях, используется под размещение складов, бытовых помещений, спортивных залов и других потребностей этих предприятий - 84,4%.

В жилой застройке для нужд городского хозяйства и других организаций сдается в аренду государственным и частным предприятиям - 71,5% сооружений.

Финансовые средства, полученные от аренды ЗС ГО в составе других платежей поступают в городской бюджет, после чего из городского бюджета 47,5% выделяется префектурам на оплату работ по поддержанию жилого фонда, в том числе и убежищ. Таким образом, обезличенность средств, поступающих от аренды защитных сооружений, не позволяет в полной мере направлять их на ремонт и поддержание в готовности этих объектов. Так, в 1999-2000г.г. из 3867 убежищ, расположенных в жилом секторе было отремонтировано всего 252, что составляет - 7%.

В Московской области сдача защитных сооружений в аренду осуществляется в соответствии с распоряжением Администрации Московской области от 06.04.94 г. № 119 «О порядке заключений и переоформлений договоров аренды имущества госпредприятий, организаций и учреждений» и распоряжением Председателя Мособлкомимущества от 15.04.94 г.

№ 133. Расчет арендной платы производится по методике, утвержденной областным комитетом по имуществу, в соответствии с которой часть средств идет на ремонт, техническое обслуживание систем жизнеобеспечения, содержание, правильную эксплуатацию ЗС ГО и зарплату обслуживающего персонала.

Как уже говорилось большую роль в улучшении содержания и эксплуатации ЗС ГО играет определение четкого механизма финансирования.

В качестве примера можно привести г. Фрязино Московской области, где издано постановление Главы Администрации города от 09.12.95 г. № 1021 «О порядке финансирования, ремонта и обслуживания защитных сооружений города». Этим постановлением городскому финансовому управлению предписано 50% денежных средств, получаемых от аренды защитных сооружений в жилой части города направлять городскому жилищному управлению для обеспечения своевременного ремонта и обслуживания защитных сооружений, а городскому жилищному управлению поручено составлять ежегодно денежные ведомости, смету на планируемые работы и план проведения работ, согласованный с управлением по делам ГОЧС города. По окончании финансового года жилищное управление обязано представить в городское финансовое управление отчетные документы за полученные и израсходованные для ремонта защитных сооружений средства. Подобная практика имеется не во всех субъектах Российской Федерации.

Практику принятия постановлений администраций субъектов по организации содержания и эксплуатации ЗС ГО и механизма направления финансовых средств на поддержание в готовности фонда средств коллективной защиты можно рекомендовать и для администраций других городов и субъектов Российской Федерации. Даже незначительные объемы финансовых средств, получаемые от аренды ЗС ГО, позволят поддерживать их в относительно пригодном состоянии.

Проведенные исследования по технико-экономическому обоснованию выделения средств на содержание, обслуживание и ремонт ЗС ГО показывают, что средняя удельная стоимость проведения ЕТО и ремонта для убежищ составляет 170 руб./год на чел., для ПРУ – 40 руб./год.

Общими причинами недостаточной эффективности развития системы инженерной защиты населения, не считая финансовых, является несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в изменившихся политических и социально-экономических условиях, которая не позволяет проводить согласованную политику по рассматриваемой проблеме на федеральном уровне, в субъектах федерации и на местах.

Повышение эффективности и совершенствования инженерной защиты населения в современных социально-экономических условиях целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

· увеличение количества вновь строящихся ЗС ГО;

· уменьшение количества списываемых, как объектов ГО, защитных сооружений;

· при проектировании зданий и сооружений предусматривать усиленные перекрытия и ограждающие конструкции в первых, цокольных и подвальных этажах для оборудования в них в особый период убежищ;

· приспособление и использование подземных горных выработок и подземного пространства городов различного назначения в интересах защиты населения (дооборудование подвальных и других заглубленных помещений, существующих и вновь строящихся подземных переходов под защитные сооружения и др.);

· строительство ЗС ГО в едином комплексе подземного строительства хозяйственных объектов;

· дооборудование убежищ третьим режимом вентиляции на предприятиях, использующих в своем производстве потенциально опасные вещества;

· повышение заинтересованности предприятий и организаций в сохранении и поддержании в готовности ЗС ГО и введение льготного налогообложения (например, освобождение от налога на землю, занимаемую отдельно стоящими ЗС ГО);

· разработка, уточнение и ввод в действие нормативных документов по проектированию, строительству и содержанию ЗС ГО с учетом современных требований по инженерной защите населения и территорий;

· создание при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию защитных сооружений;

· включение в планы реконструкции и капитального ремонта жилого фонда ремонт и восстановление защитных сооружений;

· определение порядка обеспечения защитных сооружений ГО нестандартизированным оборудованием;

· проведение целенаправленных научных исследований по вопросам разработки новых типовых проектов ЗС ГО, их технико-экономического обоснования, разработки нормативно-технических и методических документов по содержанию и эксплуатации ЗС ГО в новых экономических условиях во взаимодействии с заинтересованными организациями.

Таким образом, реализация большинства направлений зависит в первую очередь от законодательного и нормативного правового обеспечения вопросов инженерной защиты населения.

Подготовка к строительству быстровозводимых защитных сооружений ГО

Как уже было сказано, мы не достигли 100% укрытия населения в защитных сооружениях. Поэтому возникает необходимость строительства недостающего фонда в угрожаемый период, с введением в действие плана на военное время. Но для того, чтобы строительство недостающего фонда защитных сооружений было осуществлено в короткие сроки и обеспечено материально, необходимо заблаговременно выполнить ряд подготовительных мероприятий:

· в частности, определяется недостающее количество защитных сооружений, их вместимость, место строительства;

· разрабатывается план строительства быстровозводимых защитных сооружений на территории области и другие документы, связанные с процессом строительства;

· определяется общая потребность в рабочей силе и механизмах для строительства, количество и номенклатура материалов, оборудования, механизмов и автотранспорта для обеспечения строительства;

· заключаются хозяйственные договора на поставку конструкций, оборудования и ведения строительных работ;

· разрабатывается недостающая проектно-сметная документация и осуществляется обеспечение ею объектов экономики.

Подготовка должна предусматривать выбор мест строительства, организацию работ по их возведению, обеспечение материалом, инструментом и механизмами, силы и средства строительно-монтажных организаций, выделяемых на усиление команд, созданных из числа населения.

При разработке планов строительство простейших укрытий следует предусматривать их возведение в жилом секторе, на объектах народного хозяйства, на сборных эвакопунктах, пунктах посадки и других местах скопления людей.

Прогнозирование инженерной обстановки

С целью получения данных для планирования инженерного обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо заблаговременно спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории области, города, района, объекта.

В ходе прогнозирования возможной инженерной обстановки определяются объемы возможных разрушений и инженерных работ, силы и средства для их выполнения, время года и другие необходимые данные, от которых будет зависеть успех выполнения тех или иных задач.

Данные, полученные в ходе прогнозирования, являются основным критерием для создания аварийно-спасательных инженерных и аварийно-технических формирований, их оснащения инженерной техникой, средствами малой механизации и обучения.

Прогнозирование проводится по разработанным методикам, в соответствии со справочными данными, данными учений и научных исследований, а также данными, полученными в результате проводимых рекогносцировок.

В настоящее время на практике применяются ведомственные методики. В некоторых случаях это сказывается на результатах определяемых показателей или в сторону занижения, или завышения. С целью исключения такой практики – разработкой методик должны заниматься страховые компании.

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС осуществляется по результатам прогноза возможной инженерной обстановки.

Мероприятия по инженерному обеспечению отражают в планах РСЧС на мирное время (план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и планах ГО на военное время.

В разделах плана предупреждения и ликвидации ЧС излагаются выводы из оценки возможной инженерной обстановки:

· степень разрушения населенных пунктов, объектов экономики; состояние защиты населения и защитных сооружений;

· состояние коммунально-энергетических сетей, инженерных сооружений, дорожной сети, а также: организацию инженерной защиты населения и инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО;

· силы и средства, привлекаемые к выполнению инженерных мероприятий, последовательность их применения и сроки выполнения задач;

· особенности инженерного обеспечения, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План отрабатывается в виде графической части (на карте или на схеме) и пояснительной записки.

Подготовка систем водоснабжения к работе в чрезвычайных ситуациях

Серьезной проблемой остается организация обеспечения надежного водоснабжения населения в условиях чрезвычайной ситуации. Значение воды велико и потребление ее с каждым годом растет.

Достаточно сказать, что на одного жителя крупного города расходуется в среднем 400-600 литров воды в сутки.

В чрезвычайных ситуациях водопотребление не только не сократиться, а ряде случаев увеличится. Например, для тушения пожаров на одном километре фронта огня необходимо подать 800 литров воды в секунду. Кроме того, вода необходима для санитарной обработки пораженных и специальной обработки техники, других нужд, не считая хозяйственно-питьевых нужд.

В результате чрезвычайных ситуаций, могут возникнуть разрушения ряда сооружений и сетей водоснабжения, или заражение источников воды. Такие примеры имели место в Уфе, Хабаровске, Ленске.

Наименее не устойчивыми (критическими) элементами системы водоснабжения являются водозаборные и водоочистные сооружения, наземные части насосных станций, водонапорные башни и домовые (цеховые) сети.

С целью повышения устойчивости работы существующих систем необходимо заблаговременно предусмотреть проведение целого ряда инженерно-технических мероприятий.

Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы систем водоснабжения возлагается на начальников всех рангов, органы управления и соответствующие службы.

Подготовка и содержание дорожной сети

Развитость и состояние дорожной сети существенно влияет на выполнение мероприятий РСЧС, особенно при проведении эвакомероприятий, массового строительства защитных сооружений, при выдвижении и вводе сил РСЧС в очаг поражения, для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Мероприятия по подготовке дорожной сети, которые проводятся заблаговременно, включают:

· совершенствование существующих и строительство новых дорог по планам развития транспортных коммуникаций;

· связей городов и районов сельской местности с учетом требований Норм проектирования ИТМ ГО;

· согласование с органами военного командования вопросов совместного использования дорожной сети для военных перевозок, целей РСЧС и ГО;

· рекогносцировка дорожной сети, определения наиболее узких и уязвимых мест;

· выбор мест для постройки временных мостов и наводки переправ на случай разрушения существующих мостов;

· выбор направления колонных путей, изучение проселочных дорог, объездов в случае отсутствия или недостаточности существующих дорог с твердым покрытием;

· определение проходимости местности вне дорог, по результатам анализа состояния дорожной сети разрабатывается план дорожно-мостового обеспечения. План разрабатывается на карте с пояснительной запиской.

Подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики

Световая маскировка населенных пунктов и объектов экономики планируется и организуется на основании требований Норм проектирования гражданской обороны СНиП 2.01.51-90, 2.03.53-84.

Она заключается в снижении освещенности населенных пунктов и объектов народного хозяйства, с целью затруднения обнаружения и опознавания в темное время суток оптическими средствами разведки.

Световая маскировка выполняется в полном объеме на территории страны, отнесенной к зонам световой маскировки, по двум режимам: частичного и полного затемнения.

Режим частичного затемнения вводится по решению Правительства страны и является постоянным режимом освещения населенных пунктов и объектов до отмены военного положения. Время введения режима не должно превышать 16 часов. Цель данного режима заключается в снижении общей освещенности без нарушения производственной деятельности объектов и работы транспорта, жизнедеятельности населенных пунктов и подготовиться к введению режима полного затемнения.

Режим полного затемнения вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется по сигналу «Отбой воздушной тревоги». Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен быть осуществлен за время не более 3-х минут, в отдельных случаях, при световой маскировке наружных производственных огней, допускается увеличивать время перехода до 10 минут.

Световая маскировка осуществляется электрическим, светотехническим, механическим и технологическим способами. Выбор способа или сочетания способов должен производиться в зависимости от характера деятельности того или иного населенного пункта или объекта.

Подготовка личного состава инженерно-технических служб и формирований

Для выполнения основных, наиболее сложных задач инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО создаются службы и аварийно-технические формирования.

К числу инженерно-технических служб относятся:

· инженерная;

· коммунально-техническая;

· энергетики и светомаскировки;

· дорожная;

· убежищ и укрытий.

Базой создания инженерно-технических служб служат родственные или близкие по специализации министерства, ведомства и их подведомственные учреждения, организации, предприятия в зависимости от территориального расположения.

Для непосредственного выполнения инженерных задач мирного и военного времени, требующих использования специально подготовленного личного состава и применения инженерной техники, должны создаваться инженерные и аварийно-технические формирования. Количество инженерно-технических формирований, их состав и оснащение должны определяться непосредственно на местах, в соответствии с предстоящими задачами, решаемыми по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени и задач военного времени, объем которых определен в ходе прогнозирования инженерной обстановки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера» Лекомцевой марины 8в

2 слайд

Описание слайда:

мероприятия по инженерной защите. В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите. Ведущая роль в этом направлении по-прежнему принадлежит возникновению новых и реконструкции (ремонт) существующих инженерно-технических сооружений, предназначенных для защиты населения и территорий от поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями.

3 слайд

Описание слайда:

Основные мероприятия инженерной защиты укрытие людей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленные сооружения (подвальные помещения, цокольные этажи, подземные пространства объектов торгово-социального назначения); использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам; предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей АХОВ.

4 слайд

Описание слайда:

Защитные сооружения гражданской обороны Одним из наиболее эффективных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны, которые предназначены для защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны по своему предназначению и защитным свойствам делятся на убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того, для защиты людей могут применяться и простейшие укрытия.

5 слайд

Описание слайда:

Убежища - это сооружения гражданской обороны, которые предназначены для обеспечения надежной защиты укрываемых в них людей от воздействия всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ и бактериальных средств, высоких температур, от отравления продуктами горения и аварийно химически опасными веществами. Убежища подразделяются по защитным свойствам, по вместимости, по месту расположения, по обеспечению фильтровентиляционным оборудованием, по времени возведения. По защитным свойствам (от воздействия ударной волны) убежища делятся на классы. По вместимости (количеству укрывающихся) убежища подразделяются на малые (вместимость до 600 человек), средние (от 600 до 2000 человек) и большие (более 2000 человек).

6 слайд

Описание слайда:

По месту расположения убежища могут быть встроенными и отдельно стоящими. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных и цокольных помещениях зданий, а к отдельно стоящим - расположенные вне зданий. По времени возведения убежища бывают построенные заблаговременно и быстровозводимые, строящиеся при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации мирного или военного времени.

7 слайд

Описание слайда:

Для обеспечения надежной защиты укрываемых людей убежища должны отвечать ряду требований. Убежища должны строиться на участках местности, не подвергающихся затоплению. Они должны иметь входы и выходы с той же степенью защиты, что и основные помещения убежища, а на случай завала - аварийные выходы, свободные подходы. Основные помещения убежища должны быть высотой не менее 2,2 м и с уровнем пола выше уровня грунтовых вод не менее чем на 20 см.

8 слайд

Описание слайда:

Система вентиляции убежища может работать в двух режимах: чистой вентиляции и фильтровентиляции. В первом режиме воздух очищается от грубодисперсной радиационной пыли, во втором - от остальных радиоактивных веществ, а также от отравляющих веществ. Если убежище располагается в месте, где возможен пожар или загазованность территории аварийно химически опасными веществами, предусмотрен режим полной изоляции помещений убежища с регенерацией воздуха в нем.

9 слайд

Описание слайда:

Фильтровентиляционное оборудование убежища должно очищать воздух от примесей и обеспечивать подачу чистого воздуха в пределах установленных норм, создавать избыточное давление (подпор воздуха) в убежище для исключения проникновения наружного воздуха через возможные неплотности в дверях основных и запасных выходах и люках. В убежищах, предназначенных для укрытия населения, воздух должен содержать углекислого газа не более 1%, иметь относительную влажность не более 70% и температуру не выше 23 °С.

10 слайд