В чем заключается комплексная и целевая проверка в сфере безопасности труда? Организуем Комплексные Проверки По Охране Труда в Организации! Требования по проведению комплексной проверке.

В чем заключается комплексная и целевая проверка в сфере безопасности труда?

Комплексные проверки:

Основной целью комплексных проверок является обеспечение защиты трудовых прав членов профсоюза, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, путем выявления нарушений законодательства и иных нормативно-правовых актов о труде, норм и правил по охране труда, принятия мер по устранению выявленных нарушений и исключению возможности их повторения. Комплексные проверки проводятся по графику, утвержденному Председателем Правления - генеральным директором, а также вне графика, если в структурной единице произошел несчастный случай со смертельным исходом. Комиссию по комплексной проверке состояния охраны труда в структурной единице возглавляет заместитель генерального директора по охране труда.

При комплексной проверке рассматриваются следующие вопросы:

  • - функционирование Системы управления охраной труда;
  • - выполнение Комплексных мероприятий по достижению нормативов безопасности…, коллективного договора, мероприятий по результатам расследования несчастных случаев, ранее выданных предписаний и изданных приказов;
  • - проведение инструктажей по охране труда, их оформление, наличие и качество инструкций по охране труда, знание их специалистами и рабочими;
  • - проработка приказов, информационных материалов по авариям и несчастным случаям;
  • - своевременное проведение инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда на допуск к самостоятельной работе.
  • - состояние охраны труда и пожарной безопасности;
  • - состояние и соответствие эксплуатируемого оборудования требованиям стандартов безопасности, правил и норм по охране труда;
  • - наличие проектов, паспортов, технических инструкций и другой документации и их соответствие нормативным актам по охране труда;
  • - работа аспирационных и вентиляционных установок, состояние воздушной среды на рабочих местах;
  • - состояние проходов, проездов, маршрутов для пешеходов;
  • - состояние блокировок и сигнализации;
  • - состояние эксплуатируемого оборудования;
  • - состояние оградительной техники;
  • - состояние газовых коммуникаций;
  • - состояние территории, зданий и сооружений;
  • - учет, хранение и использование вредных химических веществ, взрывоопасных материалов;
  • - наличие и содержание плана ликвидации аварий, знание его производственным персоналом;
  • - санитарно-бытовое обслуживание трудящихся;
  • - обеспеченность бытовыми помещениями, состояние этих помещений;
  • - обеспечение спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями;
  • - соблюдение питьевого режима;
  • - условия труда и меры их улучшению;
  • - состояние кабинетов охраны труда, наличие наглядной агитации;
  • - состояние основного технологического транспорта;
  • - соответствие технологических схем проектам и регламентам;
  • - выполнение методических указаний по составлению планов ликвидации аварий;
  • - формирование ежемесячных затрат, предусмотренных мероприятиями по охране труда, для включения в план затрат товарной продукции;
  • - выполнение предписаний контролирующих органов;

В результате проверок оформляются акты или выдаются предписания. Результаты проверок прорабатываются на совещаниях со специалистами структурных единиц, уполномоченными по охране труда, по результатам проверок издается приказ с назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений и сроков выполнения, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушениях.

Целевые проверки:

Проведение целевых проверок состояния охраны труда определяется производственной необходимостью. Целевой проверке подлежат следующие вопросы:

  • - проверка порядка хранения, выдачи и применения работниками средств индивидуальной защиты;
  • - хранение, учет и использование вредных и ядовитых веществ, взрывчатых веществ и материалов;
  • - организация проведения работ с повышенной опасностью, оформление нарядов-допусков;
  • - эффективность работы аспирационных и вентиляционных установок;
  • - проведение и оформление инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда, наличие и содержание инструкций, программ;
  • - состояние санитарно-бытовых помещений;
  • - организация безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, коммуникаций, транспортных средств, грузоподъемных машин и механизмов, электрооборудования;
  • - организация и проведение ремонтных работ;
  • - проверка исправности и работоспособности средств противоаварийной защиты, управления и контроля технологическим процессом;
  • - ведение технологического процесса персоналом цехов, соблюдение требований технологического регламента, инструкций;
  • - аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • - проведение систематического контроля вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • - организация медицинского обслуживания.

Целевые проверки проводятся и по другим вопросам по усмотрению службы охраны труда, руководителей и главных специалистов отделов.

В результате проверок оформляются акты и (или) выдаются предписания. Результаты целевых проверок прорабатываются на совещаниях с руководителями и специалистами структурных единиц, уполномоченными по охране труда. По результатам проверок издается приказ по предприятию с назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений, сроками выполнения и привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушениях.

Комплексные проверки проводят:

Центральные дирекции ОАО «РЖД» в региональных дирекциях и их структурных подразделениях по планам, утверждаемым руководителем центральной дирекции. Периодичность комплексных проверок - один раз в пять лет. Перечень структурных подразделений в проверяемой региональной дирекции определяет центральная дирекция ОАО «РЖД»;

ЦДИ в ДИ и их структурных подразделениях по планам, утверждаемым руководителем ЦДИ, не реже одного раза в пять лет одновременно во всех хозяйствах ДИ;

Региональные дирекции в своих структурных подразделениях по планам, утверждаемым руководителем региональной дирекции. Периодичность комплексных проверок в структурных подразделениях региональных дирекций - один раз в три года;

ДИ в службах и их структурных подразделениях по планам, утверждаемым начальником дирекции инфраструктуры Периодичность комплексных проверок - один раз в три года по каждому хозяйству. ЦБТ при необходимости может проводить комплексные проверки в филиалах ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях по распоряжению вице-президента ОАО «РЖД», организующего работу по охране труда, с привлечением в состав комиссии специалистов НБТ и дирекций.

Комплексные проверки проводят комиссии в составе руководителей и специалистов по охране труда, прошедших в установленном СТО РЖД 1.15.011 порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в обучающей организации.

Для проведения комплексных проверок создают комиссии:

В центральной дирекции ОАО «РЖД» с привлечением в состав комиссии руководителей и специалистов центральной дирекции, специалистов по охране труда региональных дирекций (за исключением проверяемой). В работе комиссии могут принимать участие специалисты ЦБТ (по согласованию);

В региональной дирекции с привлечением в состав комиссии руководителей и специалистов подразделений региональной дирекции. В работе комиссии могут принимать участие специалисты НБТ (по согласованию). В работе комиссий могут принимать участие представители органов общественного контроля.

О проведении комплексной проверки не позднее чем за две недели

до ее начала издают распоряжение, в котором определяют состав комиссии, сроки и объекты проверки.

При проведении комплексной проверки проверяют:

Соответствие организации работ по управлению охраной труда в проверяемом подразделении требованиям трудового законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» по охране труда;

Выполнение руководящим составом основных работ по охране труда в соответствии с СТО РЖД 1.15.002 -2008 (приложение Б) ;

Соблюдение работниками требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и нормативных документов ОАО «РЖД» в области охраны труда;

Выполнение мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом и пунктами коллективного договора, соглашения, касающимися вопросов охраны труда;

Выполнение мероприятий по ранее проведенным проверкам, организацию проведения трехступенчатого контроля;

Соблюдение порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве в соответствии со статьями 229-231 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях;

Организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда работников;

Выполнение предписаний и представлений органов государственного надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Наличие в проверяемых подразделениях комплекта инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции, и своевременность их пересмотра;

Своевременность проведения обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда работников, а также порядок допуска к работе;

Своевременность проведения медосмотров;

Своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

Санитарно-гигиеническое состояние производственных и вспомогательных помещений и состояние санитарно-технических устройств;

Правильность расходования в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

Своевременность и правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов или замены их компенсационными выплатами;

Своевременность проведения соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований состояния оборудования, машин, механизмов и приспособлений, а также проверок и обследований технического состояния зданий и сооружений на соответствие их требованиям нормативных правовых актов по охране труда;

Наличие и состояние предохранительных приспособлений и защитных устройств, вентиляционных систем, систем освещения и других средств коллективной защиты;

Наличие требований безопасности труда в комплектах документов на технологический процесс;

Организацию работы системы информации «Человек на пути»;

Соблюдение требований электробезопасности и других требований охраны труда.

Результаты комплексной проверки оформляют актом.

Результаты комплексной проверки, проводимой комиссией ЦБТ, по распоряжению вице-президента ОАО «РЖД», организующего работу по охране труда, рассматривают на совещании у одного из руководителей проверяемого подразделения, а при необходимости - у вице-президента ОАО «РЖД», организующего работу по охране труда.

Результаты комплексной проверки, проводимой комиссией центральной дирекции ОАО «РЖД», рассматривают на совещании у одного из руководителей региональной дирекции с участием представителей НБТ, а при необходимости - у одного из руководителей центральной дирекции ОАО «РЖД» или у вице-президента ОАО «РЖД», в ведении которого находится дирекция с участием представителей ЦБТ.

Результаты комплексной проверки, проводимой комиссией региональной дирекции, рассматривают на совещании у одного из руководителей региональной дирекции с участием представителей НБТ (по согласованию).

Руководитель проверяемого подразделения на соответствующих уровнях управления по результатам комплексной проверки в течение двух недель разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков, определяет сроки их выполнения, ответственных исполнителей, оформляет протокол, при необходимости издает приказ по итогам рассмотрения материалов проверки. Копия протокола (приказа), перечень разработанных мероприятий, а также ежеквартальные отчеты об их выполнении представляют руководителю соответствующего подразделения, проводившего проверку, до полного выполнения мероприятий.

Копии протоколов и приказов по результатам комплексных проверок центральные дирекции ОАО «РЖД» представляют в ЦБТ, а региональные дирекции в НБТ.

После проведения комплексной проверки центральные дирекции ОАО «РЖД» при ухудшении состояния охраны труда в проверенном подразделении, росте несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом в течение года, по распоряжению соответствующего руководителя проводят целевую проверку в порядке, установленном разделом 7.

размер шрифта

ПРИКАЗ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 05-12-2007 152 (ред от 14-03-2008) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ... Актуально в 2018 году

3. Порядок проведения комплексных и целевых проверок

3.1. Решение о проведении комплексной проверки органа Судебного департамента принимает Генеральный директор.

Комплексная проверка проводится, как правило, не чаще одного раза в пять лет.

При чрезвычайных происшествиях, требующих немедленного реагирования, по решению Генерального директора может быть назначена внеочередная комплексная проверка.

3.2. О времени проведения комплексной проверки заблаговременно информируются руководители органов Судебного департамента, которые к приезду комиссии готовят справки по всем направлениям деятельности. О проведении внеплановых проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента руководители органов Судебного департамента и председатели судов по решению Генерального директора могут не извещаться.

Продолжительность комплексной проверки устанавливается должностным лицом и не должна превышать 15 суток, не считая времени нахождения в пути.

3.3. Комплексная проверка осуществляется комиссией, количественный состав которой определяется должностными лицами, указанными в пункте 2.4 настоящей Инструкции из расчета полного и всестороннего охвата проверкой всех направлений деятельности проверяемого органа с учетом его особенностей. Деятельностью комиссии руководит ее председатель, который назначается Генеральным директором из числа заместителей Генерального директора, руководителей главных управлений и управлений Судебного департамента.

К участию в проверке привлекаются, как правило, представители всех структурных подразделений Судебного департамента или управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, квалифицированные работники, имеющие опыт работы по проверяемому направлению деятельности не менее одного года, способные разобраться в существе проверяемых вопросов и оказать практическую и методическую помощь в устранении выявленных недостатков.

3.4. Председатель комиссии и члены комиссии при проведении комплексной проверки обязаны:

руководствоваться в своей работе законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами Судебного департамента и настоящей Инструкцией;

выявлять и изучать причины, порождающие недостатки в работе органов Судебного департамента и федеральных судов общей юрисдикции, предлагать конкретные меры по их устранению;

оказывать практическую и методическую помощь управлениям (отделам) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по всем вопросам их деятельности и федеральным судам общей юрисдикции по вопросам организационного обеспечения их деятельности.

3.5. Председатель комиссии:

несет ответственность за организацию, подготовку и своевременность выезда членов комиссии к месту проведения комплексной проверки, качество проверки по всем направлениям деятельности;

организует и контролирует ход подготовки членов комиссии к работе в комплексной проверке;

организует подготовку общего плана-задания комиссии по направлениям деятельности;

обеспечивает постоянный контроль за работой членов комиссии в период проведения комплексной проверки, оказывает им помощь по сбору, обобщению и анализу материалов, разработке мероприятий, направленных на устранение недостатков и улучшение работы.

3.6. Подготовка к комплексной проверке начинается не позднее чем за 10 дней до выезда в командировку.

Председатель комиссии не позднее чем за 10 суток до выезда в командировку представляет Генеральному директору (начальнику управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации) на утверждение проект плана-задания и предложения по персональному составу комиссии.

Обязательной и неотъемлемой частью подготовки к комплексной проверке членов комиссии является изучение:

нормативных правовых актов, касающихся деятельности федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов Судебного департамента;

материалов предшествующих комплексных и целевых проверок, актов ревизий финансово-хозяйственной деятельности;

планов мероприятий по устранению выявленных ранее недостатков и справочных материалов по их реализации;

отчетов органов Судебного департамента о деятельности за предыдущий период;

приказов, решений коллегии и оперативных совещаний, распоряжений и иных указаний Генерального директора по вопросам совершенствования деятельности и повышения эффективности работы органов Судебного департамента;

обращений граждан по вопросам деятельности органов Судебного департамента, подлежащих комплексной проверке.

3.7. Проверка готовности членов комиссии к проведению комплексной проверки осуществляется во время проведения председателем комиссии инструктажа, в ходе которого:

уточняются цели, задачи, время, место и методы работы;

определяется порядок выезда, способы и график работы, порядок и формы подведения итогов комплексной проверки, составления итоговых документов;

проверяется знание гражданскими служащими основных требований нормативных актов Судебного департамента. При необходимости с ними организуются дополнительные занятия.

При проведении инструктажа могут быть рассмотрены и другие вопросы, касающиеся деятельности комиссии.

3.8. По прибытии к месту проведения комплексной проверки председатель комиссии:

информирует председателя верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, председателя совета судей, а также при необходимости руководителей законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации о своем прибытии для проведения комплексной проверки;

проводит совместное совещание руководящего состава проверяемого органа и членов комиссии по вопросам проверки, заслушивает руководителя органа о текущей работе;

дает поручение руководителю органа Судебного департамента о подготовке и представлении необходимых материалов.

3.9. В ходе комплексной проверки:

3.9.1. Изучается состояние управленческой и правовой деятельности:

организация исполнения законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений Генерального директора, собственных управленческих решений, своевременность и полнота доведения их до исполнителей;

стиль и методы руководства;

уровень информационного и аналитического обеспечения управленческой деятельности, качество анализа и объективность оценки обстановки;

состояние планирования, наличие планов, их качество, обоснованность и результаты выполнения, соответствие установленным требованиям;

организация правовой деятельности;

организация работы по рассмотрению обращений граждан, соблюдение сроков их разрешения; прием посетителей в органе Судебного департамента и в федеральных судах общей юрисдикции; принятие мер к устранению недостатков и нарушений в деятельности органов Судебного департамента, о которых сообщается в обращениях граждан;

состояние делопроизводства и документооборота, меры по укреплению исполнительской дисциплины;

эффективность командировок, в том числе руководящего состава органа Судебного департамента, качество подготовки к ним, эффективность принятых по их результатам управленческих решений;

организация и проведение оперативных совещаний, глубина проработки выносимых на рассмотрение вопросов, конкретность решений оперативных совещаний, организация их выполнения.

3.9.2. Проверяются все направления деятельности органа Судебного департамента и федеральных судов общей юрисдикции по направлениям деятельности структурных подразделений Судебного департамента (управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации).

По линии организационно-правового обеспечения деятельности судов:

вопросы организационно-правового обеспечения деятельности судов и мировых судей;

вопросы ведения судебной статистики;

вопросы правовой информатизации судов;

вопросы систематизации законодательства;

вопросы обеспечения взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

вопросы взаимодействия с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами по обеспечению безопасности судей и членов их семей, а также охраны зданий и помещений судов.

По линии финансового обеспечения:

вопросы финансирования;

вопросы учета и отчетности;

вопросы материально-технического обеспечения;

вопросы организационно-методического обеспечения.

По линии организационного обеспечения деятельности военных судов:

вопросы организационно-правового обеспечения деятельности военных судов;

вопросы кадрового обеспечения военных судов;

вопросы государственной службы и социальной защиты в военных судах;

вопросы защиты государственной тайны и мобилизационной работы в военных судах.

По линии государственной службы и кадрового обеспечения:

вопросы государственной службы;

вопросы кадрового обеспечения судов;

вопросы кадрового обеспечения органов Судебного департамента;

организационно-штатные вопросы;

вопросы защиты государственной тайны и мобилизационной работы.

По вопросам контрольно-ревизионной работы - вопросы проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента.

По линии Управления делами:

вопросы подготовки распорядительных документов, планирования работы и контроля за исполнением служебных документов в органах Судебного департамента;

состояние делопроизводства и документооборота;

вопросы по работе с обращениями и приемом граждан.

По линии капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений:

вопросы капитального строительства, ремонта зданий, сооружений и управления недвижимостью;

вопросы эксплуатации зданий и сооружений;

вопросы обеспечения судов общей юрисдикции топливно-энергетическими ресурсами.

По линии обеспечения деятельности органов судейского сообщества:

вопросы организационного обеспечения деятельности квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

вопросы организационного обеспечения деятельности органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации.

По линии социальной защиты судей и государственных служащих:

вопросы учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и использования бюджетных средств, выделенных на жилищное строительство;

вопросы социально-правовой защиты судей;

вопросы пенсионного обеспечения.

Кроме того, проверяются вопросы:

повышения квалификации и профессиональной подготовки;

развития внешних связей органов Судебного департамента;

взаимодействия с общественными, иными организациями и средствами массовой информации.

3.10. По завершении проверки председатель комиссии:

проводит совещание с членами комиссии, на котором заслушивает их доклады о результатах проверки;

подводит итоги на совещании руководящего состава органа Судебного департамента;

информирует о результатах комплексной проверки председателя верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, председателя совета судей субъекта Российской Федерации, а при необходимости - руководителей законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.11. По результатам комплексной проверки готовятся итоговые документы:

справка о результатах комплексной проверки;

план устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки;

докладная записка (отчет) Генеральному директору.

Справка о результатах проверки подписывается председателем комиссии и членами комиссии. С ней в обязательном порядке ознакамливается руководитель проверяемого органа. В случае несогласия с выводами комиссии руководитель проверяемого органа вправе изложить свои возражения в форме мотивированной служебной записки, прилагаемой к справке о результатах комплексной проверки.

План реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки, который разрабатывается на месте руководством проверяемого органа совместно с членами комиссии. План подписывается руководителем проверяемого органа, визируется председателем комиссии.

В докладной записке (отчете) излагаются основные позитивные и негативные процессы, происходящие в проверенном органе, а также вносятся конкретные предложения комиссии.

Итоговые документы по результатам всех видов плановых и внеплановых проверок (комплексных, целевых и контрольных) в течение 3 рабочих дней со дня прибытия докладываются Генеральному директору.

Копия утвержденного плана по реализации предложений по устранению недостатков направляется в проверенный орган, а копия докладной записки (отчета) с резолюцией Генерального директора и копия плана реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки, направляются руководителям заинтересованных структурных подразделений Судебного департамента для информации и выполнения поручений Генерального директора, а также осуществления контроля за реализацией запланированных мероприятий.

3.12. Итоги комплексной проверки управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации руководитель комиссии докладывает на оперативном совещании руководящего состава Судебного департамента с обязательным участием членов комиссии и руководителя соответствующего проверенного органа.

3.13. В необходимых случаях по указанию Генерального директора издается приказ, в котором определяются меры по совершенствованию деятельности проверенного органа и организации контроля за устранением выявленных недостатков, или рассматривается вопрос на заседании коллегии Судебного департамента с приглашением руководителя проверенного органа.

Организация исполнения и контроль за ходом устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки, осуществляются работниками главных управлений, управлений, самостоятельных отделов Судебного департамента по соответствующим направлениям деятельности.

3.14. Целевая проверка осуществляется в соответствии с Планом комплексных и целевых проверок, утверждаемым Генеральным директором на полугодие.

Порядок подготовки и проведения целевой проверки аналогичен порядку подготовки и проведения комплексной проверки.

Согласно законодательству о ценных бумагах большинства стран, компания и ее директоры несут полную ответственность за достоверность информации, содержащейся в проспекте. Кроме того, организаторы размещения несут, в свою очередь, ответственность за проведение проверки, чтобы гарантировать точность документов, используемых при эмиссии. Поэтому инвестиционные банки и их юридические советники проводят «комплексную проверку» бизнеса компании, которая могла бы подтвердить точность и справедливость любого утверждения, сделанного в проспекте, или в ином смысле представляла бы интерес для потенциального покупателя.

Комплексная проверка - это процесс сбора информации о компании с целью провести процедуру маркетинга и подготовить документ, полностью раскрывающий информацию и таким образом выводящий компанию из-под ответственности за потенциальные риски. С марке- тинговои точки зрения, комплексная проверка позволяет снизить следующие риски:

неадекватное либо неточное раскрытие информации;

риск, не учтенный в цене;

неверные решения, принятые инвесторами в результате недостатка информации;

подрыв репутации эмитента и вовлеченных инвестиционных банков.

С юридической точки зрения, комплексная проверка частично выводит из-под гражданской и/или уголовной ответственности компанию, директоров, инвестиционные банки, экспертов и юристов в отношении недостаточного раскрытия информации. Потенциальная ответственность вовлеченных сторон (например, инвестиционных банков, аудиторов, юристов, экспертов) изменяется в зависимости от законодательства страны.

Стандарты проведения комплексной проверки, при общей их неизменности, зависят от характера каждой сделки, типа эмиссии, от компании, инвесторов (институциональных или частных), внешней рыночной информации, доступной в настоящее время, и требований, налагаемых законодательством и юридической практикой. Нет никакой предписанной процедуры или установленного порядка действий для проведения такой проверки; ее детали обычно обсуждаются и согласуются заранее инвестиционными банками и компанией с учетом характера и специфики данного размещения.

Формы комплексной проверки

Комплексная проверка может быть разделена на три блока:

Коммерческая: -

риски операционной деятельности, связанные с окружающей средой, рыночные и т.д.

Финансовая: -

аудиторская проверка правильности финансовых документов; -

допущения для составления прогнозов (если таковые делаются); -

другая финансовая информация, включенная в проспект.

Юридическая (проверка документации): -

проверка корпоративных документов (включая регистр активов, кредитные соглашения и т.

проверка правильности оформления корпоративных решений.

Другие аспекты комплексной проверки, связанные, например, с окружающей средой, маркетингом и управлением человеческими ресурсами, отнесены нами к коммерческому блоку комплексной проверки. Коммерческий блок - прерогатива инвестиционных банкиров, хотя основная работа может быть выполнена силами компании. Обзор финансовых отчетов и прогнозов - сфера ответственности аудиторов, а гористы, как и следует ожидать, проводят юридическую проверку чистоты и правильности оформления документов.

Несколько аспектов являются общими для всех трех форм комплексной проверки:

предварительный обзор;

временные ограничения;

контекст исследования.

Быстрый предварительный обзор, проделанный инвестиционными банками и аудиторами, может сэкономить много времени впоследствии. Первоначальный обзор - это ключ к пониманию компании и ее менеджмента, корпоративной структуры (активов и обязательств), к оценке ее систем учета и управленческой информации, высвечиванию любых рисков и возможных «черных дыр».

Обеспечение доступа к людям, местам их работы и документам - ключевой пункт успешной комплексной проверки. Это может стать большой проблемой в случае, если продающий акционер осуществляет сделку без полной поддержки менеджмента компании или если сделка проводится конфиденциально (например, при вторичном размещении).

Специалисты, проводящие комплексную проверку, захотят четко знать, какие помещения они могут посетить, с кем могут разговаривать, какая внутренняя документация им доступна и будет ли отведена специальная комната для советников.

Инвестиционный банк и компания должны убедиться, что в компании есть определенный человек, ответственный за предоставление информации советникам. Этот человек должен занимать в компании достаточно высокий пост для того, чтобы обеспечить предоставление информации. Однако рекомендуется, чтобы это не был финансовый или исполнительный директор - у них много других забот.

Коммерческий блок комплексной проверки

Коммерческая и стратегическая составляющие комплексной проверки помогут организаторам размещения лучше разобраться в бизнесе

компании и ее способности продвигать свою продукцию на рынок. Для «молодой» частной компании, собирающейся осуществить публичное размещение, комплексная проверка может оказаться первым моментом от основания компании, когда высшее руководство детально рассмотрит свою стратегию. Понимание стратегии компании и ее положения на рынке может быть полезным для успеха будущей деятельности.

Инвестиционные банки будут обращать внимание на рыночное и конкурентное окружение компании, включая:

основные рыночные показатели: размер, тенденции, ключевые факторы создания стоимости;

решающие факторы конкуренции на рынке;

влияния внешней среды в прошлом и будущие последствия;

источники конкурентоспособности и преимущества/недостатки;

качество работы;

источники риска (отраслевые и специфические для данной компании);

главные факторы успеха.

Столь же важной, как исследование отрасли, в которой действует компания, и ее стратегии, является проверка ее операционной деятельности. Инвестиционные банки проведут интервью с основными сотрудниками, а также посетят важнейшие производственные подразделения компании.

Финансовая проверка

Финансовая проверка проводится в отношении исторических и прогнозных финансовых показателей. Масштаб проверки будет зависеть от того, проводился ли аудит финансовой отчетности компании ранее или компания наняла аудиторскую фирму из «Большой четверки» только в преддверии размещения. Другие вопросы, касающиеся масштаба финансовой проверки: существовала ли компания как отдельное юридическое лицо по крайней мере в течение трех лет до размещения, или была выделена из состава другой компании, или приватизирована. В любом случае аудиторы подготовят «ревью» (обзор) исторических отчетов о прибылях и убытках и балансов. Учетная политика, используемая частной компанией, может быть неприемлема для публичной компании. Во многих случаях компании приходится корректировать свою учетную политику и готовить обновленную финансовую отчетность на основании учетных политик, приемлемых для инвестиционного сообщества.

Аудиторы подготовят «комфортное письмо» в адрес компании и организаторов размещения. Содержание этого документа в значительной степени стандартное и включает:

подтверждение того, что финансовые данные, содержащиеся в проспекте размещения, согласуются с финансовой отчетностью и управленческой отчетностью компании.

После печати предварительного проспекта младший сотрудник инвестиционного банка-организатора размещения изучит документ и отметит пункты, в отношении которых организаторы захотят получить

«комфортное письмо».

Юридическая проверка

Кропотливая проверка всей правовой документации компании отдается обычно на откуп молодым юристам, работающим на почасовой оплате и действующим от имени организатора размещения и непосредственно компании. В большинстве случаев две команды юристов договариваются разделить работу пополам, чтобы ускорить процесс. Нет ничего более раздражающего, чем ожидание момента определения цены размещения, отложенного потому, что кто-то забыл получить подтверждение решения совета директоров о выпуске новых акций.

Компания должна подготовить «комнату данных» для того, чтобы помочь юристам в проверке необходимых материалов. Вот некоторые из наиболее важных документов:

письма аудиторов;

учредительный договор и уставные документы;

протоколы собраний акционеров и совета директоров;

документы, имеющие отношение к долговым инструментам и банковской задолженности;

документы, связанные с соглашениями о выкупе акций;

соглашения о вознаграждении сотрудников на основе акций;

соглашения о найме на работу и консультационные соглашения;