1 граница между европой и азией проходит. Где проходит граница между азией и европой

Граница между Европой и Азией становится важнейшей особенностью уральского региона. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор. Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры. Как и где проходит граница между Европой и Азией на карте мира - на самом деле не очень ясно. Европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, поскольку не существует четких ориентиров. Однако вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией, и что по Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии.

Граница между двумя частями света - понятие весьма условное. Мнение о прохождении границы через Урал сейчас общепринято, потому на территории Уральского федерального округа и соседних регионов имеется обилие пограничных памятных знаков и обелисков на границе Европы и Азии. Точное их количество определить достаточно сложно, поскольку их учета на государственном уровне по-прежнему нет, а некоторые установлены в весьма труднодоступных местах. Но многие из них весьма интересны. Правда, и не все из них соответствуют реальной границе.

Обелиски и памятные знаки на границе Европы и Азии.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы. Больше всего памятников и знаков установлено на Урале, к сожалению, часть знаков уничтожена, часть знаков это просто таблички или столбики, но сооружены и обелиски, расположенные на стыке Азии и Европы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Обелиски «Европа-Азия» – популярные места для фотосессий, здесь делается множество снимков. Кроме туристов, частыми посетителями обелисков являются молодожены. Здесь новобрачные привязывают ленточки рядом с обелиском и, конечно же, фотографируются на память.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в этой труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем. Считается, что на этом месте граница между Европой и Азией выходит на берег Северного Ледовитого океана.

Самый восточный. Самая восточная пограничная черта Европы отмечена обелиском «Европа-Азия». Находится он вблизи от деревни Курганово (примерно в 2 километрах), на Полевском шоссе. По совместительству, этот монумент увековечивает 250-летие со дня научного определения места прохождения границы двух частей света, сделанного Н.В. Татищевым. Правильность местоопределения подтверждает тот факт, что установлен обелиск совместно с членами Географического общества, в 1986 году.

Самые южные. Сразу два популярных обелиска «Европа-Азия» можно найти в Южном Урале, в Челябинской области, между Миассом и Златоустом. Первый - монумент у железнодорожной станции Уржумка. Выполнен из каменного, гранитного основания, представляющего собой квадрат. В верхней части обелиска имеется выступающий метровый «рукав», на котором указаны стороны света. «Европа» со стороны города Златоуста и «Азия» - со стороны Миасса и Челябинска. Вершину монумента венчает высокий шпиль. Посвящен обелиск окончанию строительства южноуральского участка Транссибирской магистрали в 1892 году.
Второй каменный монумент находится прямо на трассе М5 «Урал», между Миассом и Златоустом, где дорога пресекает горный хребет Урал-Тау.

И все же наиболее известные и популярные памятники на границе Европы и Азии находятся на Московском тракте у Екатеринбурга и близ Первоуральска. Единственный обелиск, который установлен прямо в черте города, это металлическая стела, своей формой напоминающая ракету или Эйфелеву башню, расположенная в Екатеринбурге, на 17 километре Новомосковского тракта. Установлен монумент в 2004 году, но в ближайшее время планирует быть подвергнутым грандиозной переделке.

Самый красивый обелиск «Европа-Азия», который находится на трассе Пермь-Качканар, недалеко от границы со Свердловской областью. Найти его достаточно просто, и 16-метровый белый столб не даст ошибиться. Установлен памятник в 2003 году. Помимо столба, украшенного изваяниями крылатых львов и двуглавым орлом, имеется смотровая площадка и черта на асфальте, обозначающая непосредственную границу.

Самый популярный он же самый первый памятник на границе Европы и Азии стал памятник на горе Березовой. Он находится недалеко от города Первоуральска на бывшем Сибирском тракте. Первый пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года - перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича - будущего наследника престола.
На той же горе Берёзовой чуть далее, ближе к Первоуральску, в 2008 году был открыт новый обелиск Европа-Азия. Высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел. Создан с целью привлечения туристов, ставшая традиционным местом посещения свадебных кортежей.

Остальные расположены в разных частях Свердловской области и за ее пределами: в Пермском крае, Челябинской области, Оренбурге, Башкирии, Магнитогорске и в ряде других населенных пунктов.

Это не праздный вопрос. Я 34 года учила детей в школе географии, моя сестра и её муж тоже географы, и дочь моя вот уже 8 лет как ведет этот предмет. И мы все знаем и учим, что граница проходит следующим образом: Уральские горы (60° в.д.) - р. Эмба - Каспийское море - Кумо-Манычская впадина - Азовское море - Керченский пролив - Черное море - пролив Босфор - пролив Дарданеллы - Средиземное море.
В школьных учебниках ничего не изменилось, а вот в СМИ, на некоторых картах и в запросто издающихся сейчас книгах, которые их издатели называют географическими, всё не так.
Примерно с 2001 г. слышу, что Эльбрус - высочайшая вершина Европы, что Кабардино-Балкария - европейская республика, что Грузия, Азербайджан, Армения и Турция целиком лежат в Европе (?!).
Недавно купила «Иллюстрированный атлас мира» изд-ва «Ридерз Дайджест» (2008 г.). Думала, правда атлас. А в нем на картах Россия вообще не находится в Европе, что не мешает Эльбрусу именоваться высочайшей вершиной Европы!
Читаешь выходные данные, оказывается - в каждом подобном издании есть географы-консультанты. О чем же они думают? Или я отстала от жизни? Тогда как же быть с учебниками и что говорить детям?
А с географией в школе и без того - беда. Видимо, кто-то надеется, что «извозчик довезёт» А ведь без географии мы нигде.
Природоведение во многих школах сейчас отдано биологам, а раньше оно подготавливало детей к физике, астрономии, биологии и к географии, разумеется. Что можно дать за 1 час в неделю в 6-м классе? Разве можно немаленький наш мир вместить в 2 часа в 7-м классе?
И астрономию перестали преподавать. Немудрено, что выпускники средних школ думают, что солнце обращается вокруг Земли. Вы еще не встречали таких?

Г.А. ПАВЛЕНКО , учитель географии,
пос. Зюкайка, Верещагинский район, Пермский край

Уважаемая Галина Анфиногеновна!
Вы подняли очень важный во­прос. Он стои"т почти столько же веков, сколько существует география. Наша газета не раз обращалась к этой теме, в 90-е годы были опубликованы специальные историко-географические исследования (см. например: В.П. Чичагов. Граница Европы и Азии//География, № 12/1997). В них рассматривалась историческая изменчивость человеческих представлений о границах таких культурных макрорегионов, как Европа, и вывод был для нас с вами неутешительный: однозначного решения нет.
Вместе с тем очевидно, что в учебных целях хорошо было бы упорядочить номенклатуру. Как это можно сделать? Например, согласованным решением ряда авторитетных географов. «География» направила копии вашего письма ряду крупных географов современности. Возможно, их ответы дадут импульс к выработке всероссийского решения (или подтверждению решений, ранее принятых). Первым на наше с вами обращение откликнулся Александр Павлович Горкин, заведовавший в 70-90-е годы редакцией географии научного издательства «Советская энциклопедия», а в 1994-2001 гг. возглавлявший всё издательство «Большая Российская энциклопедия» и знающий проблему в разных ее аспектах.

Коллега, ответить на ваш вопрос: где проходит на суше граница между двумя частями света, Европой и Азией, совсем не просто - по целому ряду причин.
Во-первых, «часть света», в отличие от «материка» (или «континента»), - понятие не физико-географическое, а историко-географическое, может быть, даже культурно-географическое, «цивилизационное». Отождествлять их нельзя*. Правда, большинству частей света (Африка, Австралия и Океания, Америка) «повезло» - их природные и историко-географические границы практически совпадают. Они достаточно четко обозначены водными рубежами (не речными, а Мирового океана!), хотя лимитация и этих частей света в каждом случае имеет свои особенности. Часть света «Америка» состоит из двух континентов, острова Гренландия, архипелагов Вест-Индии; Суэцкий канал искусственно замкнул водные рубежи части света «Африка», отделив ее от «Азии»; континент «Австралия» стал только частью части света «Австралия и Океания» (простите за тавтологию), «слившись» с островами и архипелагами Тихого океана. Континент (материк) «Евразия» занимает в этом отношении особое положение, «приютив» на своей огромной территории два историко-географических макрорегиона, две части света - Европу и Азию, между которыми на востоке и юго-востоке нет никаких жестких «цивилизационных» границ,
Само содержание историко-географического понятия «Европа» именялось с течением времени. Введенное в употребление в VI-V вв. до н.э. древнегреческими учеными Гекатеем и Геродотом, оно первоначально относилось лишь к той части ойкумены, которая располагалась к северу от Средиземного моря. В Средние века «Европа» в общественном сознании расширялась на север и восток, сохраняя в себе как основную черту католическо-протестантскую культуру. Никаких физико-географических обоснований этого «расширения» не было. Интересно, что до Петра I Русское государство не относило себя к Европе. Однако более высокий на западе континента уровень экономического и культурного развития вызвал «встречное» движение к «европеизации» - с востока на запад. Когда повторяют, что Петр I «прорубил окно в Европу», то забывают географическую коннотацию этого процесса. «Куда» прорубил, понятно, а «откуда» - фигура умолчания. Так он, видимо, из Азии это прорубал, а не из Австралии! «Европеизация» Российской империи, хотя и не быстрыми темпами, продолжалась в XVIII-XIX вв. Более энергично шло развитие страны в восточном, «азиатском» направлении. И общественное сознание по-прежнему не отождествляло подданных Российской империи с европейцами. Вспомним хотя бы слова А.С. Пушкина, что «единственный европеец в нашей стране - это правительство».
Во-вторых, существуют различные подходы физико-географов (включая геоморфологов, биогеографов, гидрологов и др.) к определению восточной границы Европы, т.е. в пределах Российской Федерации. Критерии берутся из самых разных отраслей знания: тектоника, орография, гидрологический режим, ландшафты, биогеоценозы и пр. Представляется, что никакого прямого отношения к определению границ историко-культурных пространственных образований они не имеют. Это примерно то же самое, что определять границу между Палестинской автономией и Израилем по тектоническому разлому или между католической и протестантской Европой - по среднегодовым температурам воздуха и числу солнечных дней в году. Кстати, интересно, что проблема границы между Европой и Азией почему-то больше волнует природоведов, чем историков или экономико-географов.
В-третьих, проблема идентификации населения, его «историко-культурного» самоощущения. Спросите, например, грузина или армянина - он живет в Европе или Азии? Большинство ответит, что в Европе. Их не интересует тектоника Закавказья и Кумо-Манычская впадина, но они прекрасно знают, что их страны - старейшие христианские государства не только Евразии, но и мира, следовательно, они европейцы**. Спросите об этом же азербайджанцев: многие (но не футбольные болельщики на чемпионатах Европы!) скажут, что живут в Азии. Любопытно, что в советские времена в ежегодных справочниках «Народное хозяйство СССР» Центральное статистическое управле-ние относило все три закавказские республики к Европе.
В-четвертых, очень многие специалисты-географы не придают принципиального значения какому-то точному установлению восточной границы между Европой и Азией и признают мирное сосуществование разных точек зрения, справедливо полагая, что в природе нет особых «европейских» или «азиатских» процессов и явлений.
В-пятых, встречаются и случаи «патриотической шизофрении» - в одном и том же издании авторы утверждают, что юго-восточная граница Европы проходит по Кумо-Манычской впадине и что высшей точкой Европы является наш российский Эльбрус (!?).
Однако в связи с установлением (лимитацией) точных границ между Европой и Азией могут возникнуть и довольно серьезные геополитические проблемы. Расскажу об одном случае, к которому имел личное отношение. В то время я работал заведующим редакцией географии издательства «Советская энциклопедия». Звонок из МИД (80-е годы): «У нас переговоры со странами НАТО о зоне, где нельзя размещать ракеты определенного типа - как СССР, так и странами НАТО. Они предлагают этой зоной считать всю Европу. Можете ли дать точную справку, где кончается (или начинается) Европа на востоке?» Ю.К. Ефремов (известный советский географ, автор множества статей в энциклопедиях, в т.ч. статьи «Азия» в Британской энциклопедии) и я дали справку, что общепризнанной (или установленной законом) восточной границы Европы нет. Есть несколько вариантов, предлагаемых учеными (не только советскими, но и западными), а также административными органами: по главному водоразделу Урала (или по восточным склонам Урала), по Кумо-Манычской впадине (или по водоразделу Большого Кавказа), по реке Урал (или по реке Эмба). Кроме того, советские административные органы (Госплан, ЦСУ) к Европе относят Грузию, Азербайджан, Армению. Мы также отметили, что в течение веков географы мира «сдвигали» т. наз. «границы» Европы к востоку. Так что «Европа» - это историко-географическое, культурно-цивилизационное понятие, не имеющее на карте четких сухопутных границ . Такова была суть нашей справки (кстати, абсолютно объективной). Я бы и сейчас подписался под этой справкой 25-летней давности. В ходе дальнейших переговоров идея натовцев заглохла, а замысел их был - провести границу Европы в СССР по восточным склонам Урала, реке Эмба, водоразделу Б. Кавказа, т.е. максимально расширить «советскую часть» Европы (где нам нельзя было бы держать предусмотренные договором ракеты) с соответствующими последствиями для обороны нашей страны.
И последний вопрос - как отвечать на ЕГЭ о восточных и юго-восточных границах Европы? Я принципиальный противник бухгалтерской оценки знаний, но мне жалко абитуриентов и их учителей, и я ответил бы так: пишите так, как велят, хотя к настоящей науке это часто не имеет никакого отношения. И еще у меня забавная мысль возникла - как бы ответили авторы вопросов ЕГЭ на запрос МИД России о ракетах в Европе? К счастью, таких вопросов им не зададут.

А.П. ГОРКИН,
доктор геогр. наук, профессор географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

* В последнее время не только в СМИ, но и в официальных публикациях все чаще встречается выражение «континент Европы», что с научной точки зрения абсолютно безграмотно.
** Логика, впрочем, не совсем безупречная, если принять во внимание азиатский генезис этой религии.

получившая грант Русского географического общества, исследовала границу между двумя континентами и дала ее точное научное описание от Карского до Каспийского морей. Возможно, благодаря этому будет поставлена точка в почти трехсотлетнем «пограничном» споре .

Пограничные сложности

Граница между Европой и Азией проходит по Уралу. Это известно каждому со школьной скамьи написано во всех учебниках, а на важных железнодорожных магистралях, пересекающих Уральский хребет, стоят обелиски, на одной стороне которых указано «Европа», а на другой - «Азия». Но, при детальном рассмотрении, оказывается, что все не так просто.

Даже если оставить в стороне историю вопроса, насчитывающую не одну сотню лет, и просто посмотреть современные географические издания, окажется что в описании границы есть изрядные расхождения. Больше всего разночтений касается места ее прохождения в районе Кавказа. Из-за этого возникает немало споров. Какова точная площадь Европы и Азии ? Как правильно произвести статистические подсчеты? От каких точек отталкиваться в промышленном освоении приграничных регионов? Какую гору считать высочайшей европейской вершиной – Монблан или Эльбрус? В некоторых энциклопедиях так и написано: «… в зависимости от границ континентов список высочайших вершин может слегка меняться», а на многочисленных туристических сайтах постоянно разворачиваются вот такие дискуссии: «…Проблемы у Вас с географией!!! Граница проходит по Кума-Манычской впадине, поэтому Кавказ полностью относится к Азии! Поэтому Эльбрус никак не может быть высочайшей вершиной Европы! Это высочайшая вершина России!»

Справка

Впервые в отечественной истории Урал, как сплошной горный пояс, простирающийся от Северного ледовитого океана до Прикаспия, описал В.Н. Татищев. Он же предложил считать Урал границей между частями света. До него границу проводили по Танаису-Дону (Геродот), Волге и Каме (арабские источники) и даже Оби (Делиль).

В отношении южной части границы существуют две основные точки зрения. Часть ученых считают ею широтный отрезок реки Урал в районе города Орска, но большинство географов называют оконечностью Урала южную окраину Мугоджар.

Нет единого мнения и по западной границе Урала, а споры о самой северной точке гор длятся более 260 лет. Одна группа исследователей считает северной оконечностью это части горной страны район Константинова Камня на Заполярном Урале. Другие относят к Уралу даже побережье Карского моря в районе пролива Югорского Шара. В последнем случае самой северной точкой Урала называют мыс Тонкий.

Уточненная граница Европы и Азии

Исходя из того, что границу между Европой и Азией следует уточнить не только на материке, но и в зонах шельфа, окраинных и внутренних морей, исследователи предлагают все Карское море отнести к Азии, а границу между Европой и Азией провести по восточным берегам Новой земли и острова Вайгач. Наиболее проблемным является о северной точке границы между Европой и Азией на побережье Карского моря. На основе сопоставления возможных вариантов замыкания межконтинентальной границы экспедиция пришла к выводу, что основными ориентирами в пределах Югорской области Урала нужно считать Карскую губу, каньон нижнего течения реки Кары с переходом в долину Нярмаяхи и гору Константинов Камень как орографическое выражение северного окончания Уральских гор.

С южной границей все сложнее. Южный Урал отличается от всех других горных областей более сложным геологическим строением, дугообразной формой тектонических структур и целым веером хребтов, разобщенной сетью продольных речных доли, имеющих южное и юго-западное направление. В таких условиях сложно выбрать, какой из хребтов является основным. В свое В.Н. Татищев избрал в качестве границы реку Урал с самого его истока. Экспедиция не согласилась с этими выводами, так как в верховьях река еще не представляет собой заметного рубежа. Кроме того, долина верхнего течения Урала существенно смещена к востоку, по отношению к структурно-тектонической оси Урала, между тем как ряд его хребтов все еще продолжает играть роль главного водораздела горной системы.

В связи с этим, предлагается провести границу между Европой и Азией ориентируясь на меридиональные орографические структуры имеющие выход на южную оконечность всей горной системы – Мугоджарам и кряжу Шошкаколь.Основными ориентирами для этой части границы являются пересечение долины реки Уфы у ее слияния с Кизилом, далее по водоразделу (хребет Кальян) с выходом на гору Сава (748м), хребет Юрма (1002 м), хребет Таганай (гора Круглица, 1177м), северные оконечности хребта Малый Таганай с выходом на осевую часть хребта Уралтау до хребта Нажимтау, служащего водоразделом Урала и Волги.

Здесь кончается Европа

Конечной точкой границы Восточно-Европейской равнины и всей Европы на юге, является низменная морская равнина, располагающаяся у Северного подножья хребта Северный Актау между заливом Кочак и западным уступом Устюрта.

)

(С использоанием материалов Чупина Н.К., Архиповой Н.П., Щетинина О.Ю., Козловых П.С. и И.В, Карякина А. и др.)

История границы Европа-Азия

Вопрос, где проводить границу между Европой и Азией, с античных времен волновал ученых.

В отличие от других материков на территории Евразии расположены две части света, из названий которых и образовано имя материка. Юго-западная граница Азии была достаточно четко определена еще в античные времена, и остается до сих пор бесспорным фактом. Граница проходит по Эгейскому морю, Дарданеллам, Мраморному морю, Босфору и Черному морю. Но далее, начиная с Кавказа и заканчивая Новой Землей, на всем своем огромном протяжении граница Европы и Азии не всегда считается точной и порой проведена условно.

С XIX-VII вв. (до нашей эры) по настоящее время граница Европы и Азии несколько раз перемещалась с запада на восток. Древние греки проводили ее приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже границей стали считать Керченский пролив и р. Дон (524-457 гг. до н.э.). Много веков подряд граница Европы и Азии проводилась по реке Дон (Клавдий Птолемей и др.). Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось в науке в течение средних веков и оставалось незыблемым до XVIII века.

На Руси довольно распространенным был взгляд на Дон как на природную границу между Европой и Азией.

В XVIII в. появляются более точные данные об устройстве поверхности Восточной Европы и Сибири. Ученые начинают пересматривать ставшую традиционной границу по Дону и появились первые предложения проводить восточную границу Европы по Оби.

В Европе в середине XVIII века границу между Европой и Азией проводили по Дону, затем по Волге (примерно от Саратова), далее по Каме, по Чусовой, а от 55-й параллели (уровень Нижнего Тагила) по водоразделу Уральских гор до самого океана.

В 1720 году В.Н.Татищев впервые высказал мысль, что граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. В 1730 году эта идея появилось в книге «Северная и восточная часть Европы и Азии» шведского ученого Ф.Страленберга в 1730 году. В 1736 году В.Н. Татищев в своей книге «Общее географическое описание всея Сибири» привел ряд фактов и наблюдений, доказывающих что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. С этого времени вопрос о прохождении границы между континентами по водораздельной линии Уральских гор практически сомнениям не подвергался. В.Н. Татищев считал, что проведение границы по Дону было связано с отсутствием данных об Уральском хребте. Он обосновал проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, р. Урал, через Каспийское море до р. Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря в Константинопольский пролив (Босфор). В подтверждении своей точки зрения Татищев приводит такие соображения: «Из сих гор как на восток в Сибирь, так и на Запад в Европу происходит множество рек малых и великих», «сии реки не токмо течением, но и водами разенствуют» (имея в виду разницу в видовом составе рыб); «на западной стороне хребта около 57о находятся дубы и арешник, а в Сибири ни под 50о (в лесостепи) оных деревьев нет… На западной стороне кедров, почитай, нет, но в Сибири великое множество… Сии и сему подобные обстоятельства подают притчину утверждать сии горы за границу между Азией и Европой».

Ряд ученых считают, что разделение Евразии на две части весьма условно. Это утверждение не ново. Впервые его высказал известный немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт более века назад. Д.И. Менделеев писал в 1906 г.: “Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже пропадет”.

Обелиски Европа-Азия на Урале

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их протяжении, на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на востоке, установлены пограничные знаки между двумя частями света Европой и Азией. Каждый неповторим и имеет свое лицо. Установка знаков началась в прошлом веке и продолжается до сих пор. Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.

Оренбургский обелиск
На территории России первый знак, обозначающий границу между Европой и Азией, находится на левом берегу реки Урал, на территории города Оренбург. Обелиск представляет собой грандиозную квадратную колонну высотой около 15 метров, увенчанной шаром из нержавеющего сплава. Обелиск был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.
Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелиск на реке Урал
В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк у деревни Ново-Байрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара. В 90-е годы обелиски были перестроены.

Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А».

Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Обелиск на хребте Уреньга
Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.
Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом.

Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

Обелиск у села Мраморское
Обелиск, частично разрушенный, представляет собой мраморный квадрат, на одной грани которого Грань у написано «Европа», на другой «Азия».
В 2004 году у станции Мраморская был установлен новый обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

Обелиск у деревни Курганово
Это самый восточный обелиск Европа Азия и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Обелиск Европа-Азия у города Ревда
Расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск, на Уральском водораздельном хребте. Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию украшенную стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м.

Обелиск на горе Каменной
Обелиск «Филин», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.

Обелиск у станции Вершина
Бетонный обелиск был установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. В столицу ехала молодёжь из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и всем хотелось узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Обелиск у г. Первоуральск
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск.

Обелиск на Новомосковском тракте
В 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.


Обелиск в районе г. Новоуральск
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра.

Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка
В ноябре 2006 года на вершине горы Медвежьей был установлен знак Европа-Азия, который представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

Столб у деревни Починок
Установлен в 1958 году на обочине дороги, идущей из пос. Билимбай в г. Верх-Нейвинск. Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".


Обелиск у поселка Уралец
Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток".

Обелиск на перевале Большой Урал
Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.

Обелиск у станции Хребет Уральский
Столб был установлен в 1878 году в период строительства Горнозаводской железной дороги в междуречье европейской реки Серебрянки (приток Чусовой) и азиатской реки Туры. Раньше здесь был один столб, а теперь два совершенно одинаковых столба. Знаки установлены по обе стороны от железной дороги. Это решетчатая конструкция в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой 6 м. Угловые стойки сделаны из рельс тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. Раньше, когда в наш быт еще не вошло электричество, в каждую половинку камеры устанавливали керосиновые фонари.

Обелиск у деревни Кедровка
Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Расположен в 4 км. от поселка Кедровка на автодороге Кушва Серебрянка. Обелиск чугунный, по форме напоминает башенку - часовенку. Центральная часть увенчана красивым рельефным куполом, по углам круглые колонны, тоже увенчанные маленькими куполами. Раньше они были позолочены, на шпиле сиял литой царский герб.
На фасаде часовни литая надпись: «В память переезда через Урал Его Императорского Величества великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 года». На противоположной стороне: «От золотопромышленников Среднего Урала». Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов НижнеСалдинского завода обелиск был восстановлен.

Обелиск на главном Уральском хребте
В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, и был установлен обелиск «Европа-Азия», который представляет собой модель ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.

Обелиск на трассе Качканар-Чусовой
Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла. В этом месте дорога раздваивается, и вправо идет дорога к Исовским приискам. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров.

Знак «Европа-Азия» у села Елизавет
На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми.

Обелиск у поселка Кытлым
В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

Обелиск у подножья Казанского Камня
Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет вПермскуюобласть. Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия.

Обелиск на Приполярном Урале
Новый обелиск «Европа-Азия», установленный газовиками, находится на дороге ведущей в поселок Вуктыл центральную базу природного парка Югыд-ва самого большого природного парка в Европе.

Обелиск на горе Неройка
На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка (1646 метров). На перевале через Неройку стоит географический знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году.

Обелиск на Полярном Урале у станции Полярный Урал
Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весть столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелискбылреконструирован. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.

Обелиск на берегу пролива Югорский Шар
Самый северный из обелисков находится на материковом берегу пролива Югорский Шар (Архангельская область, Ненецкий округ). Знак был установлен в 1973 году сотрудниками полярной станции и участниками экспедиции на катере «Замора», следовавших от Архангельска до Диксона, повторяя путь поморов.
© Дмитрий Ворощук, июнь 2008 г.
© Светлана Жидкова, июнь 2008 г.
Допускается свободная публикация в бесплатных интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление, и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ требует согласования и письменного разрешения.

Растянувшихся с севера на юг на тысячи километров, деля незримой линией две части света - Европу и Азию, стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть эту достопримечательность и каждый из этих столбов имеет свою историю.

Где граница Европы и Азии?

Линия границы Европа и Азии проходит от побережья Карского моря по восточному склону Уральского хребта.

Параллельно границе между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада. Но, обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу .

Этим мы обязаны Татищеву Василию Никитичу, который впервые высказал эту мысль в 1720 году, указывая на то, что Уральский хребет является водоразделом, а природа и текущие с него на запад реки отличаются от текущих на восток, как наличием разных пород рыб, так и растительностью западного и восточного склонов Урала.

Обелиск «Европа-Азия» г. Березовая

Один из самых красивых и больших обелисков «Европа-Азия» открыт в 2008 году близ г. Первоуральска на горе Березовой.

На Старо-московском тракте, том самом пути, по которому каторжников вели в , здесь они прощались с Россией, взяв с собой горсть земли на память о родине.

Историческая особенность обелиска

Сегодня высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел, а до этого был более, чем скромный. Первый же пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.

В 1846 году памятник заменили на мраморный, а На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.

На самом памятнике существовала надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году».

Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа, а после революции памятник разрушили как напоминание о царской власти.

Однако, в 1926 году, спохватившись, все же поставили новый памятник, правда не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла, а вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду.

В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.

Добраться до обелиска на горе Березовая около Первоуральска можно по федеральной трассе Р242 Екатеринбург — Пермь, свернув по указателю на Первоуральск или на Новоалексеевское и выехать на Старомосковский тракт.

«Европа-Азия», как мечта туриста

Так как, мы сами живем на Урале, а именно, в пяти километрах от этого самого места, то можем с уверенностью сказать, что на настоящий момент — это чистое и аккуратное место представляет собой особую ценность для путешественника.

Смеем вас уверить, для любого туриста, посетившего , а в частности Свердловскую область, будет интересно постоять одновременно на двух частях света правой и левой ногой, а ощущения испытать, как говорил классик, самые незабываемые. И останутся такие воспоминания на всю жизнь.

Мы часто ездим с запада на восток и обратно по работе, за день бывает, несколько раз пересекаем эту незримую линию. Представляете! Утром уехал в Азию, а вечером ты уже в Европе или наоборот. Вот так, без всяких границ и шенгенских виз! Подобных стел в области несколько, но эта одна из самых грандиозных.

Пограничные столбы «Европа-Азия»

По всей границе Европы и Азии десятки пограничных памятников, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе, но рассмотрим самые известные и популярные среди туристов.

Первая — это стела у самого . Поставили ее в начале 2000 годов и ничем примечательным она не выделяется, даже исторически. Единственное, что добираться до нее легко, так как располагается у оживленного тракта Екатеринбург-Пермь, в нескольких километрах от столицы Урала.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем.

Памятный знак на ст. Вершина, Свердловской железной дороги, один из самых старых и добраться к нему можно только на электричке Екатеринбург — Шаля.

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау.

Самый восточный обелиск, расположенный недалеко от Екатеринбурга на Полевском шоссе в д. Курганово, установлен в 1986 году.

Обелиск, расположенный возле автомобильного моста через .

Также можно отметить «космический» памятник «Европа-Азия», что стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец, который был открыт в 1961 году и, соответственно, посвященный полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров, а венчает ее изображение земного шара.

Существуют и другие памятники, но к сожалению, утратившие свою былую привлекательность, как для коренных жителей, так и для туристов.

Вот такой занимательный экскурс в историю границы Европы и Азии мы сегодня провели вам, друзья. Возможно, со временем статья дополнится новыми данными, а пока:

Увлекательных вам экскурсий и путешествий!