18 февраля день особого поминовения усопших. Родительская суббота

18 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ.
МЯСОПУСТНАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Роди́тельские суббо́ты – девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Родительскими они именуются потому, что родители самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников. Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату. В эти дни совершаются заупокойные богослужения - парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что общественные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера. Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам. Родительские субботы Великого Поста - 2, 3, 4 седмицы.

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается,
если нет большого праздника. Следовательно и главное литургическое
поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших
молитвенного представительства о них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все
живы (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель
неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.
Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая
Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим
неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание
исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека
жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только
тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю.
Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе
человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной
душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в
другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и
мертвыми смертью не разрушается, а продолжает
существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен
Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время - время
Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение
и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям.
Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших
своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они
едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию
пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих
сродников в местах блаженства. К молитве за усопших
побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас
взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие
единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам
любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних,
пока они живут на земле. Стало быть, Господь не
ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а
простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не
поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою
любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас
желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши
ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это
исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою
мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2),
- говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших,
помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего
мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего
спасает от временного несчастия, но гораздо большая
награда и большее утешение ожидает того, кто своими
молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение
грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые
блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы,
потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в
том, что после смерти есть две вечности: или вечное
блаженство праведников, или вечное мучение грешников.
Известно также и то, что нет на земле человека, который бы
пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во
грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и
оканчиваем свое земное существование. Но все ли
согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед
смертью? Ведь иногда смерть настигает человека,
находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у
него и память теряется, и душевные силы приходят в полное
изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не
может припомнить своих проступков и раскаяться в них, - и
он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека
внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также
отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе
никакими средствами. Изменить свою участь человек может
только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем
спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за
усопших весьма необходима и доставляет им величайшее
благодеяние.


Многих наших присных уже давно нет на земле, однако
любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже,
быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и
усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону,
горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно
близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед
Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью,
ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не
достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может
очень помочь наша молитва. Придет время, когда мы увидимся
с ними. Как же радостно будет услышать от них слово
благодарности за молитву! Они скажут: "Вот ты помнил
меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей.
Благодарю тебя". И напротив: как горько будет
услышать упрек тому, кто не молился за умерших! "Вот
ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне
в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по
очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы
спасательный канат, который бросает человек утопающему
ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами
отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни,
тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, -
то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде
своих единоверных и единокровных близких, без слов
взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том,
что существует общение с загробным миром, я приведу вам
сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма
нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка.
На его место был прислан другой священник - молодой,
который за первой же службой неожиданно скончался - прямо
в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним
случилось то же самое: в первый день его служения, после
того, как пропели "Отче наш" и причастный стих,
батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда
староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во
всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись,
узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее,
говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом,
если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные
жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из
священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. "Мне все
равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю
Литургию, смерть моя никого не осиротит".

Во время службы, когда допели до "Отче наш",
чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и
старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и
Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за
Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все
резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный
образ одетого в ризы священника, который был опутан по
рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через
некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом
и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним
случилось что-то неладное.

А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками
указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они
открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки.
Дело в том, что когда покойному священнику подавали
поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на
будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал
ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся
записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию
по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих,
силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже
не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со
светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После
того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых
Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и
исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших
приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы
говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая
Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной
родительской субботой, и собирает православных для
совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных
наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая
Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и
кончину мира.


Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду,
Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об
усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и
да очистится пред ними путь перехода из мрачного
подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу
Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой,
Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни
воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.

______________________________

Архимандрит Кирилл (Павлов) 4 марта 2005 г.
Молитва за всякого усопшего:
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго
преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя) , яко Благ и
Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и
огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих,
уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и
несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго,
верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до
последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОСКВА, 18 фев - РИА Новости. Суббота перед началом последней недели, предшествующей Великому посту, отмечается в Русской православной церкви как Вселенская родительская суббота — день особого молитвенного поминовения усопших.

Чтобы помянуть своих почивших родственников, православный христианин посещает храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается особое заупокойное богослужение — парастас. Все молитвенные песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. В субботу утром в храмах служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду по усопшим.

"Накануне Вселенской родительской субботы совершается серьезное заупокойное богослужение, и в канонах, которые читаются в пятницу вечером, есть молитвы о тех, кто умер без покаяния, утонул в море, "подавился костию", кого съели звери - обо всех, кого некому помянуть, кого не похоронили по-человечески. Напомню, что это не относится к самоубийцам, а именно к христианам, которые были застигнуты внезапной смертью и не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви", — сказал РИА Новости заведующий кафедрой библейско-богословских дисциплин Калужской духовной семинарии, преподаватель догматического богословия протоиерей Дмитрий Моисеев.

В Синаксаре постной Триоди - богослужебном тексте, раскрывающем историю и смысл основных этапов Великого поста, также утверждается необходимость церковной молитвы за всех христиан, погибших "неестественно" и без возможности покаяния. "Кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, - не лишился молитв Церкви", — говорится в нем.

Издревле в родительскую субботу верующие приносят в храмы приготовленную дома поминальную кутью (взвар из риса или пшеницы с изюмом), конфеты. Приношение кладут на специальные поминальные столы, ставя на них и зажженные свечи. С кутьи начинается поминальная трапеза. В родительскую субботу принято также посещать кладбища.

Особыми днями поминовения усопших в Русской церкви являются также вторая, третья и четвертая субботы Великого поста, Радоница — вторник после окончания Светлой (пасхальной) недели, День Победы, когда поминаются усопшие воины, Троицкая родительская суббота — накануне праздника Троицы и Дмитриевская родительская суббота — перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского.

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мёртвых саддукеям.

Возлюбленные во Христе братия и сёстры! Святая Православная Христианская Церковь, твёрдо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мёртвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времён Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время - время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает её и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2), - говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем своё земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только когда он жив, творя добрые дела и моля о своём спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвётся к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто ещё не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва. Придёт время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив, как горько будет услышать упрёк тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя».

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности, и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник - молодой, который за первой же службой неожиданно скончался - прямо в алтаре. Прислали ещё одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошёл в алтарь, то увидел священника, лежащего во всём облачении у Святого Престола мёртвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины её, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чём неповинные жизни. Слух об этом прошёл по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. «Мне всё равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит».

Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения всё же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал всё резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время всё же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.

А призрак всё стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, весёлым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной родительской субботой, и собирает православных для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и кончину мира.

Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесём же, дорогие братия и сёстры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная . Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Посвящая неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь в виду этого Суда установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Главной причиной появления специального поминального дня в мясопустную седмицу стало отнюдь не содержание православного меню.

Просто в воскресенье этой седмицы Церковь вспоминает Страшный суд Христов, и день накануне логично посвятить молитвам за усопших, ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших , во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их.

Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братьяи нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в мире. И общение с ними через молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства Церкви Христовой.

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

У нас нередко на субботы мясопустную смотрят только как на просто родительскую субботу, предназначенные главным образом, если не исключительно, для поминовения наших сродников и друзей.

Любовь к близким и вытекающая отсюда потребность особенно усердно и часто молиться о них, как естественные и вполне понятные, похваляются и поощряются святой Церковью. Но если бы все православные христиане стали молиться исключительно только о своих сродниках и друзьях, какая была бы им мзда (Мф. 5, 46), какая была бы им благодать?.. И грешники любящих их любят (Лк. 6, 32), и язычницы такожде творят(Мф. 5, 47)… А главное, при таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и не позабыли еще усопших знавшие и любившие их, - а дальше некому уже было бы поминать их. А о неимущих сродников и друзей совсем не было бы молитвы после их смерти.

Поэтому святая Церковь, представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших и к поминовению их по именам, вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан.

Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться.

Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, - молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века.

О каждом из наших близких мы обычно совершаем нарочитое поминовение ежегодно в дни их кончины. Иногда совершается еще поминовение и в день тезоименитства. Но чтобы и те из преждепочивших братии наших о Христе, у кого нет уже теперь на земле сродников и друзей, о них молящихся и помнящих дни их кончины и именин, не оставались без ежегодного нарочитого поминовения , святая Церковь из всех поминальных дней особо выделяет два - две вселенские субботы мясопустная — перед началом Великого Поста и Троицкая поминальная суббота), когда живущие приглашаются возносить заупокойные молитвы прежде всего о всех вообще усопших, “да и неким случаем особые не получившие узаконенных (т. е. те, о коих не было поминовения о каждом в отдельности), ныне общею памятию и они помянутся «.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Таким образом православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы . В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром, в поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду — ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Вселенская родительская мясопустная суббота является одним из главных дней, когда православные христиане поминают своих усопших родственников. Этот день крайне важен для всех верующих.

Родительская мясопустная суббота отмечается незадолго до начала Великого Поста . В 2017 году она выпадает на 18 февраля. Масленичная неделя, несмотря на разгульное и счастливое времяпровождение, требует соблюдения некоторых правил, в том числе подготовку к воздержанию и покаянию. Еще в древности говорили, что если будешь поминать смертный час, не будешь грешен. Поэтому мы свято чтим заветы наших предков и во Вселенскую субботу отдаем дань памяти усопшим.

Смысл родительской субботы

Вселенская, то есть всеобщая, суббота — время единой панихидной службы по всем покинувшим этот мир. Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.

Мясопустная суббота — древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 18 февраля — день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов , чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим. Завет апостола Иакова молиться друг за друга во имя исцеления относится не столько к телу, сколько к душе. Ведь именно она является средоточием всех людских благодетелей и отражает их эмоциональное и физическое состояние. Именно мы можем помочь своим близким молитвами, собравшись вместе и вознеся единую молитву Высшим Силам. В родительскую субботу также принято щедро раздавать милостыню.

Молитва в Мясопустную субботу

«Господи Спаситель! Ты искупил всех людей своей кровью, избрал нас оружием для своей смерти от мести горькой и завистливой. Воскресением своим чудесным даруешь нам жизнь вечную. Упокой, Господи, души наших родственников, покинувших бренный мир и вознесшихся в Царствие Небесное. Молимся мы и за всех, кто покинул тело свое, обретя вечный покой. За простой люд, за царей, церковнослужителей, самоубийц и военных, праведных и заблудших. Спаси, Господи, души их светлые и вознеси к себе в Царствие Небесное. Возносим молитву единую и за души ныне живущих. Избавь их от страхов и пороков душевных, наставь на путь праведный и не покинь заботой своей до самой кончины. Аминь»

Молитвы всех молящихся сливаются единым потоком и слышимы на Небесах. В этот великий день души всех умерших обретают шанс вознестись к Господу Богу. Души грешников, вольных и невольных, также очищаются. Мы молимся и за утонувших, и за погибших от несчастного случая, и убитых, за весь род людской, потому что нет различий между людьми — все мы едины перед Отцом нашим.

Традиции на родительскую субботу

В этот день традиционно готовят кутью — особое блюдо для поминовения умерших. Кутья — символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи. Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир.

Угощение готовится из зерна, в основном из пшеницы, которую замачивают на несколько часов. Используют также перловую крупу и рис. Каша должна получится не переваренной, рассыпчатой, чтобы зерна были отдельно и не сминались. Заправляют кашу сухофруктами, орехами, семенами подсолнечника, маком, мармеладом — кто что предпочитает. Блюдо поливают медом или сахарным сиропом. Кутию обязательно освящают в церкви на панихиде по всем усопшим.

Вселенская родительская мясопустная суббота служит не только днем памяти по всем усопшим, но и днем замаливания грехов и искреннего раскаяния. Помните, что честным нужно быть прежде всего перед собой и своей совестью. Живите в мире и ладе друг с другом. Желаем вам всего самого наилучшего, и не забывайте нажимать на кнопки и

16.02.2017 03:10

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что...