21 июля казанская какие приметы и обычаи. Приметы на день иконы Казанской Божьей Матери

День Казанской иконы Пресвятой Богородицы, или Казанской Божией Матери, отмечается всеми православными 21 июля и 4 ноября.

Это один из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России. С самого начала, задолго до объявления его государственным праздником, он был для православных россиян не только церковным, но и общенациональным.

В 1649 году по повелению царя Алексея Михайловича праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится церковно-государственным. Тогда государь обязал отмечать не только день её явления, 21 июля, но и 4 ноября, в память об избавлении Москвы и России от поляков.

Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю. Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, который уничтожил часть Казани. Пожар в Казани начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле. Сначала на слова девочки не обратили внимание, но когда сон повторился трижды, начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан. Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.

Что делать в праздник Казанской Божьей Матери?

Традиционно в этот день все верующие шли в храмы, где молились за свою родину, за своих близких и родных, чтобы в семьях был мир и покой. После литургии православные отправлялись в крестный ход - с иконами в руках обходили вокруг городов и сел, деревушек, что символизировало защиту поселения от беды. Сегодня, как правило, ограничиваются ходом по главным улицам или просто вокруг церкви.

Счастливым этот день считается и для заключения браков и венчания. В старину считали, что в такой светлый день торжества православной веры, самое подходящее время, чтобы создать новую семью. Те, кто желал прожить семейную жизнь без проблем и в счастье, стремились обряд венчания приурочить именно к празднику осенней Казанской Божией Матери.

Казанская Божья Матерь праздник что нельзя делать?

Праздник иконы Божьей матери не относится к числу двунадесятых праздников церковного года. Поэтому вы нигде не встретите категорических запретов на то, что в этот день нельзя работать. Но в русском народе этот праздник все почитают, и, согласно народным приметам и суевериям, в этот день нельзя выполнять срочные дела, в том числе нельзя стирать и убирать. Считается, что тяжёлая работа в этот день не даёт весомых результатов.

Считается, что Казанская – бабья заступница. Праздник иконы Казанской Божьей Матери считается одним из самых главных женских праздников. Конечно же, это праздник православный, но в старину женщины считали, что в этот день Богородица помогает именно им. Она поддерживает в трудные моменты, укрепляет душу и тело. Существовало множество защитных обрядов, которыми пользовались женщины в этот день.

Березовый лист красоту подарит, от старости избавит

У женщин был обычай. Рано утром в праздник иконы Казанской Божьей Матери нужно было пойти в ближайший лес или березовую рощу. Там нужно было найти березу, у которой листочки были подернуты инеем, и сорвать один листок. После этого нужно было посмотреть в иней этого листочка так, словно вы смотритесь в зеркало. Такой листок ассоциировался с волшебным серебряным зеркалом. Считалось, что если посмотреться в такое зеркальце, то с лица сойдут все недостатки, какие есть, а женщина весь год будет выглядеть молодо и красиво.

    Яблоко да мед – красоту дает

    Для того чтобы осуществить эту примету, женщины со Спаса припасали освященное крупное яблоко и немного освященного меда. Если у девушки были проблемы с кожей лица, то в этот день она брала яблоко, очищала его от кожуры, а кожуру потом выбрасывала, представляя, что эта кожура те недостатки, от которых девушка хотела избавиться. После этого яблоко нужно было натереть и перемешать с медом. Это один из рецептов домашней косметики.

    Когда маска была нанесена на лицо, девушка произносила такие слова: «Яблочко очистилось, и лицо мое очистится. Медок мягок и сладок, и кожа моя станет мягка и сладка». Говорят, что такая маска творила чудеса. Можно было избавиться практически от любых изъянов на лице. А если вера у девушки была очень крепкой, то можно было избавиться даже от шрамов.

    Казанская без дождя – год будет тяжелым

    В народе говорили, что в этот день Богородица молится и плачет обо всех людях. Она вымаливает у Господа прощение для людей и просит, чтобы нам жилось легче, чтобы урожай на следующий год был хорошим и не было голода. А вот сухая погода, наоборот, является плохой приметой. В народе говорят, что если на Казанскую нет дождя, то следующий год будет очень тяжелым. А на хороший урожай можно вообще не рассчитывать.

    На Казанскую с утра дождь дождит, а к вечеру сугробами снег лежит

    Этот день всегда считался рубежом между осенью и зимой. Кроме того, в народе говорили, что до Казанской еще не зима, а после Казанской уже не осень. Каждый крестьянин знал точно, что если в этот день утром пойдет дождь, то к вечеру жди такого похолодания, что дождь постепенно превратится в снег. Конечно, не во всех регионах России снег, выпавший в этот день, оставался лежать долго. Но факт остается фактом, хоть и недолго, но снег будет.

    Дальняя дорога

    На Казанскую в дальнюю дорогу не выезжай – домой будешь долго возвращаться. Эта примета напрямую связана с предыдущей. На чем раньше люди оправлялись в путь? Правильно, на лошадях, впряженных в повозку. Если утром отправишься в дорогу на колесах и вдруг выпадет снег, то на колесах уже далеко не уедешь. А сани в пути где взять? Вот по этой причине старались не планировать дальние поездки на этот день.

    Женитьба

    Кто женится в этот день, тот будет счастлив всю жизнь. Эта примета говорит о том, что люди верили: Богородица радуется за молодых и благословляет их на счастливую жизнь. Именно благодаря этой примете пошло такое поверье, что если в день свадьбы идет дождь, то молодые будут всю жизнь жить счастливо. А на Казанскую практически всегда идет дождь. Вот только для остальных дней в году эта примета не так справедлива, как для этого. А вот если случится так, что на Казанскую дождя нет, то и молодые долго жить вместе не будут. Самые суеверные молодожены предпочитали даже перенести свадьбу на другой день, лишь бы примета не сбылась.

    Приметы на праздник Казанской иконы Божией Матери всегда строго соблюдались как всеми женщинами и девушками, так и молодоженами. И, следует отметить, что соблюдение этих примет всегда давало свои результаты – как правило, положительные. Девушки сохраняли свою красоту, а путники не застревали в дороге. Поэтому и нам стоит обращать внимание на эти приметы. Глядишь – и жизнь станет лучше.

    По материалам открытых источников и соцсетей

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

    Большое спасибо за Вашу помощь! Мы исправим это в ближайшее время.

Праздник иконы Казанской Божьей Матери – один из самых важных для православных верующих, так как эта икона является одной из самых известных и почитаемых на Руси.

Когда Казанская в 2018 году

День Казанской иконы Божией Матери в 2018 году – как и во все остальные годы – отмечается 21 июля. Именно в этот день в 1579 году произошло явление иконы. В этом году праздник выпал на субботу.

Кроме того, а осенью – 4 ноября – православные чтят эту икону в благодарность за изгнание поляков с родной земли.

Многие верят, что именно в этот день молитвы к пресвятой Богородице обладают уникальной силой и воистину способны творить чудеса.

Перед иконой Казанской Божьей Матери молятся:

  • об исцелении от различных болезней, особенно связанных с глазами и зрением;
  • при проблемах в семье, так как Казанская Божья Матерь – покровительница семьи, ее образ принято дарить при венчании и крещении детей;
  • в трудных жизненных ситуациях у Богоматери просят помощи при принятии решения;
  • о защите от пожаров – так как, согласно преданию, этот образ порожден огнем.

Вот несколько молитв Казанской Божьей Матери:

О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Матушка-Заступница, благословенная в женах, направь меня и моих близких на путь истинный. Прости нам наши прегрешения и мысли греховные в этот великий день и в любой другой. Дай нам сил превозмочь любые беды, справиться с дьявольскими соблазнами на пути жизненном. Отведи беду от дома нашего - спаси его от огня, злых людей, глаза недоброго, воды и ветра. Аминь .

День Казанской Божьей Матери: приметы

По народным приметам, с 21 июля начинается самая сильная жара. Есть на 21 июля и другие народные приметы:

  • пчелы стали злее - к засухе;
  • если стручки акации поспели, то ржаная нива созрела.

Говорят, что именно в этот день поспевает черника.

Кроме того, в День Казанской иконы Божией Матери хорошей приметой считается дождь: его капли символизируют слезы Богородицы. Таким образом, Матерь Божья вымаливает прощение у Бога за все грехи людские. Если же солнце светит ярко, то зима будет солнечной.

Туман в этот день считается предвестником тепла и оттепели.

А вот сухая погода считается плохой приметой: мол, следующий год будет крайне тяжелым. Более того, селяне верят, что если Казанская была без дождя, то на хороший урожай рассчитывать не стоит.

День Казанской Божьей Матери: традиции

В этот день принято посещать молебны в честь Богоматери. Кроме того, 21 числа крестные ходы проводят в каждой церкви и храме.

Традиционно в праздник иконы Казанской Божьей Матери подготавливали к зиме погреба и подвалы с зимними запасами: их принято было проветрить в этот день и окурить можжевеловым дымом – чтобы продукты лучше хранились до следующего урожая.

От работы по дому по возможности лучше отказаться. Прямого церковного запрета на работу нет, так как праздник не является двунадесятым. Однако верующие говорят, что добрых результатов от тяжелой работы в этот день не жди.

Из строгих запретов – ругань и ссоры. Не рекомендуется также в этот день плакать и грустить – лучше провести праздник в кругу любимых родных и близких друзей.

Икона Казанской Божией Матери была чудесным образом обретена в 1579 году в Казани. Этот святой образ связан с величайшими историческими событиями, с именами людей, почитаемых народом. Незадолго до обретения святыни Казань была взята войсками Ивана Грозного. В городе случился страшный пожар, уничтоживший практически всю православную часть города.

После пожара девятилетней девочке Матроне во сне трижды являлась Богоматерь, велев обрести на пепелище Её икону. Когда девочка с матерью стали копать на том месте, где раньше была печь, то на глубине около одного метра они обнаружили икону. К месту обретения сразу стеклось множество народа. В числе первых очевидцев этого чуда был священник Никольской церкви Ермоген, который в последствие стал Патриархом всея Руси. Город огласился праздничным звоном. С тех пор этот день стал ежегодно праздноваться сначала в Казани, а потом и по всей территории Руси. В 1579 году на месте обретения иконы Иоанн Грозный возвел Богородицкий монастырь, где хранилась святыня.

Икона Казанской Божией Матери вскоре стала знамением Небесного покрова Богородицы над нашим Отечеством, всенародной святыней. Свою помощь она явила в смутное время, когда на территорию России вторглись польские интервенты. Москва была взята польскими войсками, а Патриарх Московский и всея Руси Ермоген заточен в темницу. В заточении он молился Богоматери, прося о помощи, и вскоре возникло второе народное ополчение, руководителями которого стали Минин и Пожарский. Москва была освобождена русскими войсками, вошедшими на Красную площадь с чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери.

В честь Пресвятой Богородицы князь Пожарский на Красной площади воздвиг в тридцатые годы XVII века храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. Пока храм варварски не уничтожили в 1920-е годы.

Святой образ особо почитался Петром Великим. Во время Полтавского сражения на поле битвы стоял чудотворный список с иконы (Каплуновский). Существует предание, что епископ Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга именно Казанской иконой Богоматери благословил Петра I, сказав ему: «Возьми эту икону, она поможет тебе победить злого врага. Потом эту икону перенесешь в новую столицу. Она станет покровом города и всего твоего народа ».

В 1710 году по велению царя список с Казанской иконы Божией Матери был перевезен из Москвы в Петербург. Первое время икона находилась в Александро-Невской лавре, а при Анне Иоанновне её перенесли в специальный храм, выстроенный на Невском проспекте. Восшествие на престол Екатерины II тоже связано с этой петербургской святыней.

Когда в 1796 году императором стал Павел I, он решил построить более достойный храм для Казанской иконы и объявил конкурс проектов, в котором победил А.Н. Воронихин. Архитектор спроектировал храм по образцу собора Святого Петра в Риме. На его строительство ушло 10 лет. Завершено оно было уже при Александре I.

Перед чудотворной иконой в Казанском соборе 1812 году за спасение России молился М.И. Кутузов и здесь же 25 декабря 1812 года отслужили первый благодарственный молебен за избавление русских земель от нашествия Наполеона.

Во время блокады Ленинграда жители осажденного города верили, что враг не проникнет в город, пока на него распространяется покровительство Богородицы. Казанскую икону носили вокруг блокадного Ленинграда. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой святыней.

Традиции праздника Казанской иконы Божией Матери (21 июля)

В году два праздника, посвященных Казанской иконе Божией Матери:

  • 21 июля – день обретения;
  • – в честь избавления Москвы.

В народном календаре эти даты получили названия Казанская Летняя и Казанская Зимняя. Летняя Казанская во многих русских губерниях почиталась значительным праздником. Наиболее широко и торжественно его отмечали в тех местах, где Казанская была престольным праздником. Сюда приезжали гости, а молодежь устраивала гулянья. Празднование могло продлиться несколько дней.

В этот день старались не работать. О наказании за непочтение к празднику свидетельствует такой рассказ. В селе Никольском (Московская область) немец-управляющий (по воспоминанию крестьян, один из самых свирепых) заставил людей косить на Казанскую. Крестьяне начали ему говорить о том, что сегодня большой праздник, Казанская, работать нельзя. На что он им ответил: «Какой праздник! Праздник – в Казани». Днем разразилась страшная гроза и ударила в княжеский скотный двор, из-за чего погибло очень много скотины. «Ну, ‒ подметили крестьяне, – вот тебе и праздник в Казани!». С того времен на Казанскую здесь не работали. Женщины в этот день не стирали, потому что боялись, что их Водяной утащит.

В этот период зачастую наступает самая жаркая пора. Начинали готовиться к уборке хлеба. День считался открытием жатвенной страды.

На Казанскую – начало уборки ржи.

Зерно в колосу – торопись жать полосу.

Жатва поспела, и серп изострен.

На острую косу – много сенокосу.

Существовало поверье, что 21 июля на полях появляется загадочная камаха (червец – красная краска природного происхождения). На ветру она сворачивается в клубок и подкатывается под ноги человеку. Того, кому под ноги подкатилась камаха, можно назвать настоящим счастливцем. Ведь на протяжении года ему будет во всем сопутствовать удача.

Крестьяне в этот день снимали вишни, из которых варили на зиму вкусные компоты и варенье. Подмечали, что на Казанскую обычно поспевает черника, которую считали не просто лакомством, но и употребляли в качестве эффективного лекарственного средства.

Приметы на Казанскую (21 июля)

  1. Пришла Казанская – пошли грузди-чернухи.
  2. Спелые стручки акации указывают на то, что созрела ржаная нива.
  3. Если черника поспела, то поспела и рожь.
  4. По погоде дня судили о том, какая погода будет .
  5. Если в этот день новолуние, то судили о погоде на август. Какая погода с утра и до обеда – такой будет первая половина месяца, после обеда – вторая.
  6. Дождь без ветра – к затяжному ненастью.
  7. Пчелы злее стали – к засухе.

Казанской иконе Божией Матери молятся при потере зрения, в тяжелых жизненных обстоятельствах. Святым образом благословляют молодых на брак. Икону берегут как самую большую святыню.

Видео: Празднование Казанской иконы Божией Матери (21 июля)

Вмч. Прокопия. Прав. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Прав. Прокопия Устьянского. Казанской иконы Божией Матери. Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве, Казани и Петербурге; Ярославская, Вязниковская, Нижнеломовская, Тобольская, Каплуновская, Чимеевская, Тамбовская, Пензенская, Высочиновская, Вышенская.

21 июля - Летняя Казанская. Прокопий-жнец, жатвенннк. Летние Прокопы

Икона Казанской Божией Матери связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, глубоко почитаемых народом. Икона эта была чудесно обретена в 1579 году в Казани, незадолго до этого взятой войсками Ивана Грозного. После пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города, Божия Матерь трижды являлась во сне 9-летней девочке Матроне и велела обрести на пепелище Ее икону. Когда мать с дочерью стали копать на том месте, где до пожара была печь, на глубине двух локтей (около 1 м) они обнаружили икону. Одним из первых очевидцев этого чуда был скромный священник Никольской церкви Ермоген, впоследствии Патриарх всея Руси. К месту обретения иконы сразу же стеклось множество народу, город огласился праздничным звоном. Этот день с тех пор стал ежегодно праздноваться сначала в Казани, а потом и по всей Руси. На месте обретения иконы в том же, 1579 году, Иван Грозный основал Богородицкий монастырь, где хранилась явленная Казанская икона.

Небольшая икона, обретенная девочкой, стала вскоре всенародной святыней, знаменем Небесного покрова Пресвятой Богородицы над нашим Отечеством. Свою чудесную помощь она явила в Смутное время, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов. Польские войска взяли Москву, заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, и вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Русские войска освободили Москву и вошли на Красную площадь с Казанской иконой Божией Матери (чудотворным списком ее). Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы воздвиг на Красной площади в 1630-е годы храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 1920-е годы храм был варварски уничтожен.

Образ Казанской Божией Матери особо почитался Петром Великим. Известно, что чудотворный список с иконы (так называемый Каплуновский) стоял на поле боя во время Полтавского сражения. Есть предание, что святитель Митрофан Воронежский именно Казанской иконой благословил Петра I еще до основания Петербурга: «Возьми икону Казанской Божией Матери — и она поможет победить тебе злого врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу... Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего». В 1710 году царь повелел перевезти чудотворный список с иконы Казанской Божией Матери из Москвы в Петербург. Некоторое время икона пребывала в Александро-Невской лавре, а потом (при Анне Иоанновне) была перенесена в выстроенный на Невском проспекте специальный храм. С этой петербургской святыней связано восшествие на престол Екатерины II. Павел I, став императором в 1796 году, решает воздвигнуть более достойный храм для Казанской иконы и объявляет конкурс проектов, в котором побеждает А. Н. Воронихин, спроектировавший храм по образцу собора Святого Петра в Риме. Собор строился 10 лет и завершен был уже при Александре I. В 1812 году перед чудотворной иконой молился за спасение России М. И. Кутузов и здесь же, в Казанском соборе, 25 декабря 1812 года был отслужен первый благодарственный молебен за избавление России от нашествия Наполеона. В страшные дни блокады Ленинграда жители осажденного города вспоминали пророческие слова епископа Митрофана и верили, что враг не войдет в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери.

Православная Церковь отмечает в этот день и память трех одноименных святых — праведных Прокопиев. Один — великомученик Прокопий — общехристианский святой, два других — местночтимые святые: Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (канонизирован в конце XV в.), другой — Прокопий Устьянский (канонизирован в XVII в.). Оба отечественные святые связаны с Русским Севером, где культ их был очень распространен. «Есть основания полагать, — считает Т. А. Бернштам, — что в сознании местных жителей все три Прокопия, праздновавшиеся в один день, сливались в единый „праведный" образ» [Бернштам, 1995; 253]. Не удивительно, что Прокопий здесь несколько ослабил внимание к Казанской иконе Божией Матери.

О праведном Прокопии Устюжском Г. П. Федотов писал, что он был первым настоящим юродивым на Руси. «К сожалению,— отмечал ученый,— его житие составлено (XVI в.) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 году, помещая отдельные события его то в XII, то в XV столетие. Житие это приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом, „от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли". В Новгороде он познал истинную веру в „церковном украшении", иконах, звоне и пении. Крестившись у святого Варлаама Хутынского (анахронизм) (Федоров называет это анахронизмом, т. е. ошибочным отнесением события к другому времени, перенесению его в настоящее или близкое нам время.— А.Н.) и раздав свое имение, он „приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство переложися", по Апостолу». Из Новгорода Прокопий по непроходимым лесам и болотам добирается до Устюга, города, который поразил его «церковным украшением». Здесь он ведет такую жизнь, с которой не могли сравниться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит на земле или на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося «благополучие граду и людям». Однажды, войдя в церковь, он предсказал Божий гнев на град Устюг. Никто не прислушался к призывам юродивого о покаянии, он один плакал целые дни на паперти. «Только когда страшная туча нашла на город, и земля затряслась», все побежали в церковь. «Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град разразился в двадцати верстах от Устюга, где столетия спустя можно было еще видеть поваленный лес» [Федотов, 259, 260].

Церковь во имя святого Прокопия поставлена была в сольвыче- годском Борисоглебском монастыре. Известны легенды о многочисленных чудесах (главным образом, исцелениях, возвращении зрения, изгнания бесов из одержимых), творимых иконой с изображением Прокопия Устюжского,— главной святыней храма.

Двинско-Важский водораздел, как удалось выяснить Т. А. Бернштам, был главным местом почитания святого Прокопия Устьянского. В селе Бестужево, где сходились все дороги этого региона, находился культовый символ — источник Прокопия праведного (в верховьях реки Кодимы — притока Северной Двины).

Прокопьев день на Русском Севере был праздником обетным (пивным), охватывавшим «весь диапазон человеческого бытия и благополучие домашнего скота» (Бернштам, 1995; 228].

В большинстве русских губерний день Летней Казанской почитался значительным праздником. Наиболее торжественно и широко его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодежь устраивала гулянья, причем празднование могло длиться несколько дней.

О наказании за непочтение к празднику свидетельствует рассказ, записанный в Можайском уезде Московской губернии. В селе Никольском немец-управляю- щий (один из самых свирепых, по воспоминаниям крестьян) «согнал крестьян косить на Казанскую. Крестьяне говорят: „Василий Романович, сегодня Казанская, праздник!" — „Какой праздник! Праздник — в Казани", — отвечает тот.

В два часа дня разразилась страшная гроза, ударила прямо в княжеский скотный двор, штук двести скота на месте уложило. „Ну, — говорят крестьяне, — вот тебе и праздник в Казани!" С тех пор в Казанскую никогда уже больше не работали» [Елеонская, 229].

Наступает самая жаркая пора лета в прямом (погодном) и переносном (работа в поле) смысле. «У нас считают, — писал А. С. Ермолов, — что с этого времени вместе с уборкою начинаются самые сильные летние жары» [Ермолов, 1; 373]. В связи с жаркими днями шутили: Сказывают, что в старые годы и на Казанскую мужик на печи замерз.

День считается открытием жатвенной страды.

Жатва поспела, и серп изострен.

Зерно в колосу — торопись жать полосу.

Жнут порою — жуют зимою.

Жатва — время дорогое, никому тут нет покою.

Пот ключом бьет, а жнец свое берет.

Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает.

Там, где велико было почитание святого Прокопия, перед началом зажина ржи служили молебен святому, резали баранов, устраивали мирские угощения. В вятской деревне Варжа Лузского района совсем недавно старожилы вспоминали, что на день Прокопия «с сырами ездили в церковь. Тама их окропят и надо отрезать попадье, дьяконице, псаломщику. Остальное на могилу положат» [Вят. ф-р НК, 115].

В центральной России с Казанской начинали по-настоящему готовиться к уборке хлеба (в Тамбовской, Воронежской губ.), в некоторые годы уже и приступали к жатве ржи.

Смоленские бабы, отправляясь в поле на зажин, брали с собой вареные яйца, хлеб, соль и сало. Нажав несколько снопов, отделяли первый и садились есть принесенные кушанья. Чтобы жатва была обильной, перед тем как сжать первый сноп, говорили: «Стань, мой сноп, на тысячу коп!»

В ряде местностей, срезав первые колосья, жница скручивала их и затыкала за пояс, чтобы, как говорили, спина не болела, не было ломоты в пояснице — ведь жали внаклонку да еще при жаре, а это очень тяжелая работа. Вологодские жницы, приступая к жатве и опоясавшись первыми срезанными колосьями, произносили своего рода заклинание: «Как былинка гнется и не ломится, так бы у рабы Божией (имярек) спинка гнулася и не ломалася и не уставала. Во веки веков, аминь!» [Духовная к-ра СБ, 118].

Первому снопу придавалось большое значение. Его торжественно вносили в дом, ставили под образа, его первым помещали в овин и с него же начинали молотьбу.

На Казанскую черника поспевает.

Черница-ягода поспела — поспела и рожь.

Черника — не только лакомство. Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись в качестве эффективного лекарственного средства, особенно при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре.

Многовековый опыт подсказывал, что очень полезно есть чернику в больших количествах в жаркое летнее время.

Около Прокопьева дня в Тюменском крае начинали сено собирать в валы, потом копнить. А из копен складывать зароды. В северных губерниях день Казанской Божией Матери считался началом покоса.

Вятский земледелец рассматривал Прокопьев день как срединную дату между Петровым днем и Ильиным: от первого его отделяло 12 дней, от второго — 9 дней. Ориентируясь на эти даты, устанавливали сроки разных сельскохозяйственных работ:

С Петрова до Прокопьева дня сенокос, с Прокопьева до Ильина дня сев озимых.

По погоде Прокопьева дня судили о дне Ильи пророка: На Прокопия дождь и на Илью дождь. Соотнося Прокопьев день с Ильиным, переносили на него опасность грозы, могущей спалить собранное сухое сено: Прокопьев день — сердитый праздник: нельзя грести сено [Вят. ф-р НК, 115]. Не мог обойтись крестьянин и без шутки, без обыгрывания имени святого: если зачастили в эту пору дожди, говорили: Прокоп на печи промок.

На Среднем Урале тоже высевали озимую рожь между Прокопьевым днем и Ильиным.

Интересно, что связь Прокопия с Ильей обнаруживается в верованиях и правилах поведения, касающихся нечистой силы. Сибиряки, например, считали, что в Прокопьев день, как и в Ильин, люди не должны купаться, поскольку именно в это время водяной любит плескаться и играть в своей стихии и не терпит, когда ему мешают. Также нельзя в этот день стирать белье (особенно полоскать его в реке, пруду): водяной утащит провинившихся.

Первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух, тараканов и пр.

Первый сноп в дом, а клопы, тараканы — вон!

Мухи, гады, вон! Идёт хозяин в дом!

Есть праздники особые на свете,
Которые несут лишь благодать.
Их почитают взрослые и дети.
Им покровительствует Божья Мать.

Ей молятся ведь люди не напрасно.
Она всегда поможет всем, кто ждет.
Икона Божьей Матери Казанской
Пусть радостью и миром в дом придет!

21 июля церковный праздник посвящен Казанской иконе Божьей Матери - спасительнице страждущих и солдат. С иконой связано много божественных чудес: бойцы, идущие под пули, прятали на груди ее образ, и Божья Матерь на иконе отвращала от солдат смерть. Иногда пули и осколки попадали в образ, и боец оставался жив. 21 июля в церквах чтят память Прокопия, принявшего мученическую смерть за веру. Во многих верующих семьях хранят образ иконы Божьей Матери, а Прокопия Великомученика всегда вспоминают в молитвах.


Предание гласит, что в Казани летом 1579 года после страшного пожара, который уничтожил часть города, одной девочке во время сна привиделась Богоматерь. Она указала, где спрятан ее образ. Девочка рассказала родителям о странном видении, но ей никто не поверил. Трижды приходила Пресвятая Дева к малышке, прежде чем мать поверила словам дочери. В указанном месте нашли лик, написанный на кипарисовой доске, где Богородица на левой руке держит маленького Иисуса. С тех пор Церковь установила чествование образа Божией Матери Казанской на этот день.

Церковный праздник Казанской иконы Божьей Матери уважаем даже людьми, далекими от церкви. В народе считается, что свадьба, сыгранная на 21 июля, сулит молодоженам счастливый и долгий брак, много детей и добрую семью. В этот день много гуляют, посещают друзей, близких, устраивают застолья. В храмах проходят богослужения, а священнослужители надевают праздничные одежды.

Приметы дня Казанской Божьей Матери связаны с природными явлениями. Гроза в этот день - ожидаемое событие. Дождь 21 июля также служил предвестником хорошего урожая. Считается, что 21 июля начинается настоящая летняя жара.

По погоду на Казанскую судят о предстоящей зиме. По поспевшей чернике узнают о спелости ржи. В лесах появляются черные грузди, а в садах - ирга. Если на Казанской неделе нет дождя,
то он пойдет на Ильинской.

Черника созрела на Летнюю Кзанскую - пришло время жатвы. Или - Черника поспела - озимый хлеб к жатве готов. Говорят, черника зреет под комариные песни. Кстати, черника — не только лакомство. Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись в качестве эффективного лекарственного средства, особенно при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре. Многовековой опыт подсказывает, что очень полезно есть чернику в больших количествах в жаркое летнее время.
На акации поспели стручки - ржица созрела.
Пчелы ведут себя агрессивно - к засухе.
В этот день теплые ветры приносят на поля камаху (насекомое-вредитель) и скатывают ее в клубок. Кому она сама под ноги прикатится, тому весь год будет улыбаться удача.

О чем молятся казанской Божьей Матери?


В час, когда беда стучится в двери,
В час, когда в спасение не веришь,
Испокон взывали на Руси:

Скорби над растерзанной землею
Соберутся тучей грозовою.
Крест свой со смирением неси.
Пресвятая Богородице, спаси!

Тайны обнажатся сокровенные.
Древнюю усталую вселенную
Покаянным плачем сотряси.
Пресвятая Богородице, спаси!

Если в душу прокрадется червь уныния
Чадо Божие, поскорей отринь его,
В сердце дерзкий ропот угаси.
Пресвятая Богородице, спаси!

Пусть надеждою сменяется отчаянье
И в молитве растворяется печаль моя.
Веруй и без устали проси:
Пресвятая Богородице, спаси!