Аглая Соловьёва: «Амбиции у меня есть, но в отношении поэзии это не работает. Аглая соловьева - финалистка "филатов-феста"

Каждой части своей жизни она даёт право на жизнь, поэтому она так творчески плодовита танцовщица, сценарист, автор пяти поэтических сборников. Почему её стихи читают на вступительных экзаменах театральных вузов страны и переводят на греческий язык.

12 января 2017 Аглая привезла в Киров свой поэтический вечер «Праздник номер ноль». Мы встретились с ней следующим вечером: не виделись давно, миллион вопросов, а времени мало - через два часа её ждут на мастер-классе. Сейчас она без маски, грима и образа - открыта и честна. Откидывается в кресле, улыбается, и у меня вылетает незапланированный вопрос:

Кажется, ты нашла себя?

Вот она я, что искать? (смеётся). Я подошла к зеркалу - посмотрелась. Знаешь, в последнее время, проходя мимо зеркала, словно замираю: «Господи, за что такая красота миру?! Господи, спасибо, за то, что постарался надо мной!».

Можешь дать себе характеристику? Пусть это будет цитата.

- «Все думают, что она - истеричка, а нет, она - шизоидная!»

Насколько важно для тебя Слово?

Для меня слово очень важно. К примеру, если я кому-то что-то сказала и пообещала - всегда это сделаю. Если мне человек сказал, что он меня любит, то мне уже больше ничего не надо - всё отлично. Первым и определяющим словом в моей жизни всегда было слово «любить». Но ведь любить можно и деньги! (улыбается).

Это любовь привела тебя на филфак, а потом в театр?

Всё было иначе: сначала я поступала на актёрский факультет. В театр я хотела всегда - ещё девчонкой мечтала стать актрисой Кировского драмтеатра. Это был потолок, мне казалось, что это - самое крутое, что может случиться со мной в жизни. Я поступала в Москве везде - хотела учиться только в столице, но нигде не поступила.

Ты мечтала о столице, чтобы потом вернуться домой?

Да. Тогда мне было лет 15-16 и я хотела работать в Кировском драмтеатре. Была такая дурочка, думала, что учат только в Москве. Правда в Нижнем прошла, но учиться там не захотела. Так от безысходности я пошла на филфак - место наиболее близкое к театру, к литературе. А еще в головах у большинства из нас и наших родителей сидит мнение, что после школы надо сразу поступать. Не дай Бог, пропустишь год - всё забудешь, вернёшься к уровню знаний пятого класса, поэтому необходимо сразу после школы получать высшее образование. А тебе ещё только 17 лет, человек в таком возрасте ещё толком не понимает, что он хочет делать, а поступать куда-то надо. Так я оказалась на филфаке, на мой взгляд, в «кружке по интересам» на все пять лет. Там было все неплохо, были и есть очаровательные люди, к примеру, Ксения Станиславовна Лицарева (авт. декан филологического факультета ВГУ). Смотрела на неё всегда с любовью, просто её обожаю.

А что привело тебя в театр?

В театр я пришла из танцев. Я танцевала-танцевала, и тут меня позвала к себе Брежнева (Ирина Брежнева - руководитель «Миграции») в танцевальный коллектив. Так я оказалась в театре, и филфак стал не так уж плох. Сразу появилась альтернатива, потому что мне было всегда интереснее не копаться в чужом, а что-то своё делать.


Самоутверждаться через стихи - это не про меня

Продолжи, «поэзия для меня - это»…

Это потребность на уровне физиологии: есть у тебя есть заноза и тебе её надо вытащить. Случилось у меня какое-то эмоциональное переживание - мне надо вытащить эту занозу. Сказала бы иначе, перевести одно качество в другое.

А когда это у тебя появилось?

Какие-то литературные способности - рифмовать слова, сочинительство, образное мышление, - у меня с детства. А так, что бы я стихи писала? Началось всё лет с 13, времени первой любви. Плохих стихов я писала тогда очень много…

А когда ты поняла: «Вот оно - настоящее. Я пишу!»?

Что крутая? (смеётся). Наверное, это середина обучения на филфаке, но, как ни странно, это слава не филфаку, а слава театру. Там, в театре, появилась для меня такая звезда как Ирина Брежнева, появился такой бриллиант в числе моих друзей как Борис Павлович - они, если так можно выразиться, мозг мне подправили немножко. Именно они открыли меня больше, чем я могла бы сделать сама. Это знаешь, как были у меня потребности, но я не знала об их существовании. Словно как бы что-то хочется, но не знаешь что. Вот тебе хочется апельсинов, но ты никогда в жизни их не видела. У меня была такая же потребность, было такое же желание, но я не знала, что это существует. К примеру, когда я училась в школе, я не знала, что существуют какие-то литературные кружки, где пишут стихи, не знала, что это может быть кому-то интересно. Мне казалось, что каждый человек - это богатый мир, и зачем кому-то ещё и моё в нагрузку?

А теперь, когда ты пишешь, это помогает тебе самовыразиться, заявить о себе либо вылить эмоции на бумагу?

Амбиции у меня есть, но в отношении поэзии это не работает. Я очень тщеславна, с детства у меня завышенная самооценка. А самоутверждаться через стихи- это не про меня.

В одном из интервью ты сказала, что современная поэзия стала массовой, и даже высказала предположение, что, увы, грядущие поколения не родят себе кумиров, подобных Гиппиус и Вознесенскому?

Сейчас очень много плохих стихов, но много и очень хороших. С обилием в мире открытой и доступной информации, с появлением гаджетов, на мой взгляд, главной задачей человека стало воспитание собственного вкуса. Главное в этом изобилии - выбрать что-то хорошее, что сейчас очень трудно сделать.


Фото: nadasuge.ru


На твой взгляд, что из себя представляет современная поэзия?

Мне кажется, что сейчас есть несколько поэтических группировок. К примеру, слэмовая поэзия - это отдельное направление, в котором ты не только должен написать хороший текст, но должен ещё и круто его преподнести. Чаще всего авторы делают это сами, причём не так, как это было в 60-е годы, когда поэты декламировали слушателям свои стихи в Политехническом музее. Сейчас всё иначе, да и слэм требует более яркой подачи, там часто сама подача превалирует над текстом. Бывает такое, что текст - крутой, но если его плохо подать, он сразу станет менее понятным и звучным. А может быть и наоборот: какое-то простое, как палка, стихотворение зайдет на «ура», потому что его правильно преподнесли. Никуда не делась и поэзия «толстых» журналов, таких как «Новый мир», «Знамя». На мой взгляд, это такой нафталин, который никто не читает, кроме самих этих авторов. Сейчас пришло время очень молодой поэзии - все подростки старше 13 лет пишут стихи. Есть и сетевая поэзия, и она тоже разная.

К какому поколению людей ты себя относишь?

Я живу в 2017 году. В то же время я - последнее советское поколение. В школу я пошла, когда разваливался Советский Союз, и ощутила отголоски той эпохи. И я осталась, как и многие, с непониманием того, кто ты. Мне кажется, что я довольна, что живу в этот период и застала маленький советский кусочек, когда снимались наивные фильмы, где присутствовало общее счастье, субботники - в этом было что-то щемящее...Может поэтому, мне кажется, мы как поколение сочетаем в себе какую-то гиперчувствительность, и в тоже время нам не чужд свежий взгляд. Мы не отрицаем Интернет, но мы поняли границы, что есть хорошо, а что плохо. У нас были некие рамочки. На нас ещё не было вылито то обилие информации, в котором мы бы сразу «утонули».

Кино - это моя неспетая песня

Где черпаешь вдохновение?

В любви.

В этой потребности любить для тебя важно быть нереализованной, страдать, чтобы писать?

Неважно. В смысле, я могу любить и писать. Особенность, мне кажется, русского человека, - находить вдохновение в страдании. Можно черпать вдохновение и из других источников, в другом месте дрова брать.

Где лучше всего пишется?

Такого места нет. Периодами: бывает пишется, бывает, что нет, и это зависит от того... Во-первых, чтобы писать, нужно свободное время. У меня его много, а человек, который работает с 9.00 до 18.00, вряд ли будет писать стихи…

Ты не одна из них?

Как сказать..Я много чем занимаюсь - танцами, сценаристикой, но при этом у меня куча времени.

Считаешь, что полностью себя реализовала в чём-то?

Сейчас я не танцую, а ставлю танцы, мастер-классы, езжу в разные города.

Почему Москва? Сбылась детская мечта или ты поняла, что в Кирове себя не реализуешь?

Про Москву все очень просто. Я поступила во ВГИК, но это никогда не было моей мечтой. Но так получилось. Как нам удаётся в жизни найти любимое дело, найти любимого человека, так и я, начав учиться на сценарном во ВГИКе, поняла: к лучшему, что в своё время не поступила на хореографию. Танцевать я люблю и умею, а тут (авт. - в сценаристике) не умею, и мне интересно. Я поняла, что кино - это моя такая неспетая песня. Вместе с тем пришло и понимание, что та сфера деятельности, которую я выбрала, мне нравится… Я не хочу заниматься нелюбимым делом.

Получается прокормить себя любимым делом?

Деньги всегда находятся. Когда всё правильно - всё приходит. И получается, что правильно или неправильно, не буду оценивать, но вся киноиндустрия сегодня сосредоточена в Москве. Выходит, что в Кирове мне негде работать. А потом я думаю, что если у меня будет такая история, когда я выйду, махну сценарием и сразу восемь продюсеров сбегутся с криком: «Можно мне, можно мне!», тогда уже можно жить где угодно. Киров в этом плане прекрасный город. Но пока я не могу так жить, потому что пока нахожусь не на том уровне, чтобы меня «расхватывали».

Если есть вкус, всё будет шедевром

Где грань между шедевром и прозой жизни?

Если есть гиперчувствительность, если есть вкус, всё будет шедевром.

С точки зрения профессиональной оценки произведения или личного восприятия? К примеру, «Наша Таня громко плачет..».

Это хорошее стихотворение (серьёзно). Это вопросы, на которые я не могу ответить, потому что мы сейчас касаемся такой категории поэзии, которой не существует. Она просто есть как данность, как религия, как Бог, как живопись. К примеру, ты смотришь на Моне и думаешь: «О, круто», а кто-то смотрит на Кандинского и думает то же самое про его творчество. Хотя есть в этом и общечеловеческие критерии, которые признают того и другого мастера. Также и в литературе: кому-то нравится Поль Элюар, кому-то - Аглая Соловьёва, а кому-то нравится Окуджава, Ахмадулина.

Ну ты даёшь! Не без скромности ставишь себя наряду с мэтрами?

А что? Мы тоже, знаешь, не хухры-мухры!

Однажды ты призналась, что ты - не поэт. Тогда кто?

Не знаю. Я - счастливая женщина, причём я хотела стать ей ещё двадцать лет назад, но и тогда не знала рецепта настоящего счастья.

Как думаешь, что сейчас является лучшей площадкой для раскрытия поэтического таланта?

Я не понимаю, как можно «пробиться» со стихами - это оксюморон. По той простой причине, что одно не предназначено для другого. Я всегда думала, что стихи - это внутренняя потребность. Как тело просит массажа, как родиться слепым и не знать, что значит быть зрячим. Для такого человека это нормальное состояние. Может, конечно, и нехороший пример… Сложно сказать, но если оно есть, значит, обязательно пробьётся.

Самый-самый для меня - это конкурс Иосифа Бродского в Петербурге в 2014 году. Это был заочный поэтический конкурс одного стихотворения, куда присылали всего по одному тексту. Это был единственный раз, когда мне хотелось победить. Больше в жизни у меня такого не было. В итоге - у меня первое место в жанре «элегия».

Кто были твоими лучшими учителями, кому ты благодарна до сих пор?

Я очень благодарна всем, в кого я влюбляюсь. Таких людей достаточно много, потому что я - очень влюбчивый человек.

Каждый второй?

Каждый третий….При этом даже неважно, есть ли при этом физический контакт. Вот я влюбилась, могу ходить и представлять светлый образ, думать: «Как же красиво лёг волос на его голове!» (авт.- мечтательно).

Любишь эпатаж?

А я эпатажна? (авт. - улыбается). А «Праздник номер ноль» - последний мой сборник, что в нём эпатажного? Соглашусь отчасти, что внешняя подача сборников несколько необычна, и в этом заслуга моих дизайнеров. Так получилось, что книжки с Леной Авиновой и Катей Андреевой сами собой становились арт-объектом и моей манерой... Правда есть одна книжка, «газетная», которую бесплатно издала Кировская область.

Твой сборник «Я не люблю литературу» не только приятно держать в руках, он хорош и как подарочное издание для читающего человека. Хороший маркетинговый ход?

Это мой второй сборник. Для меня в этом есть некий перевёртыш, как и для человека, который прочитал больше трёх книжек, здесь таится некая обратка. Название книги родилось прямо из текста, а не подбиралось специально. У меня есть цикл пирожков под названием «Я не люблю литературу», который как раз идёт на опровержение этого тезиса, потому что каждый текст заканчивается то Гаспаровым, то Тыняновым, то Ириной Паперно - исследовательницей Чернышевского. Понятно, что человек, который говорит: «Я не люблю литературу», прочитал их всех, ещё и цитирует Бодлера в оригинале, имеет право на выдумку.

Сколько тебе нужно времени, чтобы создать книгу?

Никогда об этом не думала. Может два года, может полгода, может год… К примеру, в 2014 году за год я написала 20 стихотворений, среди которых были как хорошие, плохие, так и проходные, которые мне нравятся. А было время, когда за январь-февраль было написано уже 60 стихотворений. Не знаю, как по три в день могло получаться? Первая моя книга вышла в 2010 году, но на самом деле я никогда не мечтала сделать книгу, они получались как-то сами собой. Первый мой сборник был выпущен благодаря победе на конкурсе. Помню, как ко мне подошла женщина из жюри и сказала: «Ты пишешь стихи, тебе надо книжку издать и с ней участвовать в других конкурсах!». Я с ней согласилась: «Надо, так надо». Призовых денег хватило ровно на книгу.

Что сегодня выбирает читатель - красивую обложку и звучное название или наполнение книги?

Это две разные вещи, но то и другое приятно.

Кто отвечает за дизайн, тираж твоих книг?

За дизайн - дизайнеры, тираж - что дешевле. Средний тираж у меня 200-300 экземпляров, небольшой.

Где твои книги расходятся больше всего: большая часть остаётся в Кирове или уезжает за его пределы?

Книги остаются здесь, есть в Москве, Питере, Подмосковье, расходятся по стране и за её пределами… Мои книжки заказывали даже в Грецию и там перевели на греческий, вставили в поэтический сборник. Поэзия Высоцкого, Веры Павловой, Бродского, Аглаи Соловьёвой, естественно, на греческом. Ничего не понятно, но очень красиво. В этом сборнике из ныне живущих представлены только Вера Павлова и Аглая Соловьёва. По моей просьбе один экземпляр для меня оставили в греческом посольстве, было очень забавно забирать оттуда свои стихи.

Твои «живые» выступления тоже востребованы?

Мне кажется, что «вживую» принимают меня больше в Кирове, потому что здесь мои самые любимые и интересные люди, потому что это - мой родной город. И это круто! В Москве я тоже собираю своё сообщество, но делаю это не часто. Пару лет назад в Кирове начало зарождаться поэтическое движение… В развитии современного танца, мне кажется, Киров - очень танцующий город, в отличие от того же Нижнего, где, как ни странно, в этом отношении большой пробел. Зато в Нижнем есть поэтическая движуха, есть она и в Екатеринбурге, в Казани, в Москве, в Питере - там каждый вечер проходят поэтические тусовки. В Перми даже есть поэтический фестиваль, а вот в Кирове подобного движения нет…

Может станешь инициатором этого движения?

Я думала об этом, но я - плохой организатор. Я могу в чём-то принять участие, но организовать больше, нежели я сама, мне сложно.

Отчасти. Я знаю, что мои стихи уже читают на вступительных экзаменах. К примеру, в этом году одна девочка читала их на поступлении в школу-студию МХАТ. Читают их студенты ГИТИСа, то же самое было на вступительных экзаменах в Питере. Конечно же, во-первых, это очень приятно, а во-вторых, если студенты и абитуриенты осознанно делают свой выбор в пользу твоих стихов, значит, стихи неплохие. Хотя мне сложно дать себе оценку…

Если бы ты сама себя рецензировала, то о чем бы была твоя поэзия?

Это очень личное, эмоциональное переживание, которое наряду с тем, что очень личное, переживается каждым из нас. Мы все пьём чай, все влюбляемся, занимаемся спортом или избегаем этого… Поэтому это и находит отклик у тех или иных людей, что очень приятно.

Твои стихи всё чаще стали переносить на музыку…

В этом отношении Коля Донецкий - большой молодец. Вот спели они две песни на мои стихи и всё - стали они песней, пришлось мне их убрать из программы. Совсем недавно у меня был опыт - мой первый опыт, когда я писала стихи на музыку для Мадлен Джабраиловой. Получилось хорошо, мне сказали: «Это гениально, ты так точно попала», и тут же прислали вторую мелодию. Я написала - оказалось мимо…

Я бы хотела владеть телепортацией

Ты сказала, что тщеславна. В голове роятся грандиозные планы?

Нет ничего грандиозного, просто я очень люблю себя. В чём выражается? К примеру, я с трудом говорю себе: «Нет». Долгое время в отношении этого у меня был какой-то комплекс, но сейчас я позволяю себе ставить себя на первое место. У меня детей нет, а это значит, что пока я - это самое дорогое, что у меня есть. Поэтому, если на кону не жизненно важный выбор, не жизнь и здоровье, психическое состояние дорогого человека, то я могу смело сказать: «Я устала, не пойду».

О чём можешь говорить бесконечно, а о чём лучше помолчать?

Могу бесконечно говорить про йогу, про кино, про литературу, про стихи, про танец. А помолчать… Мне кажется, что лучше лишний раз проглотить негатив. Не люблю когда ворчат: «Дороги плохие. Снег идёт, погода отвратительная».


Ты чаще говоришь себе «да», чем «нет»?

Я вообще никогда не говорю себе «нет». Зачем? Мне кажется, что «нет» и «нельзя» - эти два слова говорить себе ни к чему.

Фото: молодой43.рФ, из архива героя. Видео: www.youtube.com

Молодая кировская поэтесса - Аглая Соловьёва - выпустила в свет второй сборник стихов. Это совместная работа Аглаи и главного художника "Театра на Спасской " Елены Авиновой. Книга называется "Я не люблю литературу ".

Аглая Соловьёва - разносторонняя творческая личность. Актриса театра на Спасской, участница проекта "Миграция ", а сейчас и студентка ВГИКА. Она не любит называть себя поэтом, говорит, что просто иногда пишет стихи.

АГЛАЯ СОЛОВЬЁВА, ПОЭТЕССА: «Это бывает не всегда ручка, бывает мобильный телефон или салфетка. Бывает нужно записать строчку очень сильно или просто хочется пописать, а бывает во сне приходит что-то интересное, думаешь - запомню - потом запишу, а на утро не вспоминаю ».

Для того чтобы писать стихи, говорит Аглая, достаточно просто факта твоего существования. Её поэзию отличает жизнеутверждающая интонация, яркий лирический герой, который живёт, переживает, страстно любит, ненавидит, не скрывает своих чувств, изучает ощущения.

АГЛАЯ СОЛОВЬЁВА, ПОЭТЕССА: «Мне нравится, что эта книжка - не совсем книжка - это книжка с открытками, можно её кому-нибудь послать ».

Авторам книги удалось выйти за обычный книжный формат. И хотя тираж совсем небольшой, новая книга уже уехала в Москву, Оренбург и другие города России.

Последние новости Кировской области по теме:
Аглая Соловьёва

21 марта 2019 года состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности при полномочном представителе Президента Российской
26.03.2019 Администрация Котельничского района

В Кирове продолжает работу международная школа ВГИКа. Ее участники готовятся снять в нашем городе несколько учебных фильмов. Добавим, что студенты ВГИКа не только придумывают и снимают кино. Это весьма разносторонние творческие личности - такие, как героиня нашего следующего сюжета Аглая Соловьёва. Недавно она стала финалисткой поэтического конкурса "Филатов-фест" - Всероссийской литературной премии, которую присудили в театре под названием "Содружество актеров Таганки".

Само участие в "Филатов-фесте" доставило немалое удовольствие поэтам, вне зависимости от того, как разделились в итоге голоса жюри. К примеру, известный музыкант, Сергей Летов (старший брат Егора Летова) тут же накладывал на выступления участников музыку. Время на чтение стихов было ограничено пятью минутами, в финал попали только 10 человек, в том числе две кировчанки, не было никаких репетиций, все, что происходило на сцене - чистая импровизация.

АГЛАЯ СОЛОВЬЕВА, ПОЭТ:

«Мы понимаем, что все творческие конкурсы очень субъективны, но достойные были ребята и тексты и мне кажется, что само участие в финале - это уже какая-то приятная история. Победа - не победа, но очень важный момент в жизни».

Кстати, по итогам фестиваля в театре "Содружество актеров на Таганке" планируется создать спектакль с участием поэтов и молодых актеров. Что это будет за пьеса, пока сказать сложно, но история с "Филатов-фестом" 2015 года еще не окончена. По мнению многих участников литературного процесса, современное состояние поэзии - это состояние многоязычия. Ствол русской поэзии на протяжении XX века интенсивно ветвился, и в итоге разброс художественных стилей оказался чрезвычайно велик, это было видно и по тем текстам, которые читались со сцены на фестивале.

АГЛАЯ СОЛОВЬЕВА, ПОЭТ:

«Я действительно считаю, что поэзия переживает сейчас период расцвета некий. Возможно, это происходит благодаря тому, что время движется очень быстро, легко достать интересующую тебя информацию или литературу, благодаря интернету. Можно выложить стихотворение в сеть и тут же получить на него отклики, комментарии и симпатии».

Кстати, доступ к сайтам со свободной публикацией стихов, действительно, вроде бы реализовал давнюю мечту о свободе автора от издателя. В итоге появилась неиерархическая форма бытования поэзии - превращение текста в повод для коммуникации внутри бесконечно дробящихся речевых облаков социальных сетей. И это пространство, эта поэтическая и культурная биомасса стала важнее отдельно взятых авторов.

АГЛАЯ СОЛОВЬЕВА, ПОЭТ:

«Исторический контекст меняется необратимо, Пушкиных точно больше не будет, как и мне кажется, что домов-музеев больше не будет. То есть дом - музей Бродского, будет одним из последних. Может, еще Гиппиус над ним выкупят. Таких поэтов, про которых говорят, что он поэт, который сделал литературу этого периода, больше не будет».

И все же, истинный водораздел в поэзии проходит не между теми, чей вклад велик, и теми, чей вклад мал, а между теми, кто такой вклад внёс, и теми, кто этого сделать не сумел. А в этом отношении стихи Аглаи имеют существенную ценность, поскольку дают желанное "приращение смысла", содержат послание, которое можно прочитать, message, который можно декодировать.

Отметим, что Аглая - опытный фестивальный боец. За ее плечами - десятки выступлений и весьма успешных на самых разных конкурсах. И ее поэтический талант - умение читать стихи часто даже на далекой от поэзии публике сегодня востребован. Удивительно, но спустя век давно утраченная культура прямого и личного творческого общения возвращается.

Аглая Соловьева - выпускница филфака ВятГГУ, сейчас получает второе высшее образование во ВГИКе. Учится на сценарном отделении и планирует всерьез заняться игровым кино, что возможно только в столице.

Аглая Соловьёва –– поэтесса, танцующая, играющая, любящая. Это не просто эпитеты, тут можно ещё прибавить –– молодая и не забыть, что речь идёт об очаровательной девушке.

Аглая Соловьёва родилась в 1985 году в Кирове, в простой семье, можно было бы написать и без кавычек. Аглая –– единственная в роду, получившая высшее образование (Вятский гуманитарный университет, филолог). Играть со словом начала где-то года в два с половиной. Отец бережно записывал дочины младенческие стихо-переплёты, вёл дневник. В шестом классе написала карандашом первые повести, к десятому классу они переросли в роман, который, правда, увидел только стол, и в котором отрефлексировалось первое чувство любви.

Стихи появились вскоре после повестей, «плохие, но честные» –– сама призналась. Ранние стихи были, скорее, терапевтическими: нужно было справляться с проблемами, вопросами и самой собой.

И танцевала... Очень любила танцевать, научилась всевозможным танцам, и встал вопрос: литература или танец?

Литература. Почему? Потому что танец –– это удовольствие, а литература –– это прорыв. Без удовольствия можно прожить, а вот без прорыва –– никак.

И прорвалась. В 2008 году узнала, что можно писать не только в стол и для друзей, что есть конкурсы и поэтические вечера. Стала ездить, много и в разные места. Победила в поэтических конкурсах: «На ветру времён» (С.-Петербург 2008), слэма Литературной универсиады (Саранск, 2011), им. Иосифа Бродского «Критерии свободы» (Спб, 2014). Премии: «Вятская книга года-2012», участвовала во многих поэтических фестивалях и радиопередачах. Вышли в свет четыре сборника стихов, публикации в пяти журналах и сборниках. Потом поступила во ВГИК на сценарный и появилось огромное желание писать кино.

И это за каких-то пару с лишним десятка лет... ну, скажем, почти за три десятка.

*****
Это ж надо, какая трезвость!
Ничего-ничего, пройдёт.
В меня зеркало засмотрелось,
Обнаружив глаза и рот.

Наполнитель всего пустого:
Скрип сердец да под стук колёс ––
Цирк уехал, оставив снова
Чемоданы девичьих слёз.

Ну, и спрячешь себя под кофтой?!
Ну, спасёшь сантиметр души…
Завтра здесь без тебя подохнут
Все цветные карандаши.

В руки флаг –– и танцуй свой танец
На карнизах случайных сцен.
Оставляю себе на память
От тебя ноль один процент.

*****
В комнате не было шкафа и не было стула,
На окнах не было штор.
Дивана не было, и я уснула,
Там, где мог быть ковёр.
Не было чашек и не было вилок и ложек,
В комнате, где я спала
И у стола не было ножек,
Не было даже стола.
По мне проходили огромные дикие звери,
Ростом до потолка.
Ты тихо присел в углу возле двери
Без ручки и без замка.
Лампочки не было, и не было света,
На стене не висело часов,
Ни чисел, ни лет, ни предчувствия лета,
Ни часовых поясов.
Комнате в нас было места чудовищно мало,
Особенно на полу.
Ты встал из угла, и угла не стало,
Не стало тебя в углу.
Меня впитали в себя обои,
Ты стал заключённым стен,
Таким героям, как мы с тобою,
Надо сразу сдаваться в плен.
Мы в окна смотрели чужими глазами,
Ходили по стрелкам из класса в класс,
Пространство, которое мы создали сами,
Стало важнее нас.

*****
Перебираю бусинки в руке
Ношу с собой в прозрачной упаковке
Подарок гения, пакетик в рюкзаке,
Гонюсь за призраком принцессы-полукровки.
Простые правила: козырные нули
Главнее некозырного валета.
Кленовый лист и притяжение Земли
Перевернули лето.
Стою на голове с большим трудом,
Пытаюсь походить на человека,
Всё сбудется когда-нибудь потом.
Промокнет веко. И остынет веко.
Не делайте мне лишних замечаний,
Не зажигайте спичек на дожде,
Я предыстория случайных расставаний,
Рисунок, взвешенный на выгнутом гвозде.
Я не устойчив, пьян, я вижу параллели,
Я параллелен радостным глазам.
Зависну в воздухе, слетев с качели.
Я верю в ангелов. И девичьим слезам.
Я записался в очередь на счастье,
Я буду им посмертно награждён.
Я сдался сразу –– заберите на запчасти.
И сердце бьётся, и курок взведён.
И требует участья.
Качели взад-вперёд. В метро ты ездишь стоя.
Ты дышишь воздухом, ты носишь каблуки.
Шаги влюблённого, как облако легки,
Сливаются с весною.
Садишься в поезд, машешь нам рукой,
Снимаешь с рук прозрачные перчатки,
И оставляешь отпечатки брошенной строкой,
Твой профиль снова Бог моей сетчатки.
Текила вместо сна, и вместо кожи память,
Законы притяжения, увы,
Меж нами не работают –– лететь и таять.
Пространство сузилось, и мы опять на «вы».
Хронически безумные, летаем по больнице.
Идут часы секундами вперёд
И кто-то мне опять зачем-то врёт,
Что ничего такого не случится.
Ты мастер всё закручивать в слова
И очищать от липкой карамели.
Пятнадцать лет –– больная голова.
Чужие сны гудят в моей постели.
Ломаю косточки об острые углы,
Стекает ночь –– и вниз по тротуару.
Не держат ноги. Скользкие полы.
Шатается луна сама с собой на пару.
Уходят санитары на покой.
И ничего уже не происходит.
А ты стоишь на пешеходном переходе,
Перебираешь бусинки рукой.

*****
Фигура вечности, много граней.
Тебя раздели, разрисовали
Глаза раскрасили в цвет асфальта
Ты мой рисунок –– сестра Тибальта.
Ты гвоздь программы с входным билетом.
Как я жила без тебя тем летом?
Как будто старое платье сняли ––
Тебя раздели, разрисовали:
Картину мира на диафрагме
Любовь на сердце, поближе к магме,
В ногах вселенной, в её основе…
Бордовым губы, зелёным брови…
Раскрыла руки под облаками
Лежу, расписанная мелками...

*****
Печальный ангел. Рваное крыло.
Читает сказки, плачет просто так.
На чей тебя сегодня праздник занесло?
На чей чердак?
Был просто дождь. Туман стоял в глазах.
Ты весь был равен знаку «уступи дорогу».
Любовь держала на своих весах
Двоих. Но опрокинула. И, значит, слава Богу.
Февраль сгорает заживо, под пеплом хороня
Секунды, замкнутые в летаргию круга.
Они выходят оба из огня.
По разным сторонам. Искать друг друга.

***
К тебе пойду
По длинным-
Длинным коридорам,
По длинным коридорам однокомнатных сердец.
Втяну
Пустым зрачком
Рассеянный вокзал.
Войду в оттенки серого, в болото,
Сквозь пиксели некачественных фото
В твои Глаза.

По тонким строчкам, словосочетаньям,
По очертаньям городов,
По венам рек,
По пустоте воспоминаний,
По снежной тишине слепых свиданий.
По слову снег.

Я стану
Именем стихотворенья.
Глухим биеньем сердца моего,
Толчком в утробе.
И первых страх
Пробьёт двенадцать раз в висок, расскажет, кто ты.
И зачтёт твой жизненный богатый опыт
В шести томах.

Я здесь.
Я шла пешком…
Я ехала на верхней полке...
Я полчаса ждала восьмой трамвай!
Я здесь.
По рваным джинсам и неровной чёлке
Меня узнай.

АГЛАЯ СОЛОВЬЕВА

Возраст: 26 лет,
Место проживания: г. Киров
Образование: в 2008 г. окончила филологический факультет ВятГГУ.
О себе: психика подвижная, не замужем, очень хорошо танцую и рисую, но совсем не пою. Если бы родители не отдали меня в танцевальный кружок, я стала бы великим художником. Верю в искусство.
Достижения: Лауреат конкурсов «На ветру времен» (С.Петербург, 2008), премии «Неформат» (Москва, 2008), фестиваля искусств им. Вершигорова (г.Киров, 2009), конкурса «Узнай поэта» (Пермь 2009, 2010), «Молодой литератор» (Нижний Новгород, 2010), «Литературная универсиада» (Саранск. 2011).

***
Один говорит: - пойдем со мной.
Покажу тебе ивы и небо маленького города.
Только согласись – и ты живой,
Ты корчишься от боли и дрожишь от холода.
И утром с трудом припоминаешь детали снов,

Другой говорит вслед – только позволь.
И боли нет. Я заберу твою боль.
Разреши мне заточить о тебя нож.
Это такая детская игра,
Как только нож коснется твоего ребра
Ты отдохнешь.
Только согласись – и ты снова молод и здоров,
Но у тебя есть право, не слышать моих слов.

Мама говорит: прибери в комнате.
Помните ли вы вашу маму? Помните
Ли Вы свою комнату? И краешек неба,
И кусок пригорелого белого хлеба
на сковородке. Помните ли,
как впервые поморщились запахом водки.
Предисловие книги, прочитанной вслух.
Или тех двух,

Что вам не давали прохода,
Зиму, когда провалились под лед
И ушли под воду,
Помните, ссорились с братом
по поводу. Камни носили к стене,
Буквы писали соломкой на голой спине.
Помните, думали, брат никогда не умрет.

Помните, как вам вспороли живот
Вроде бы добрые и симпатичные внешне.
Странные и в непонятной одежде.
Слышите, снова внутри кто-то дышит.
Но у Вас есть право: не слышать

Мы будем сидеть за обеденным длинным столом с накрахмаленной скатертью,
Человек восемнадцать, в чинном спокойствии, всем телом склоняясь над салатом.
Все мужчины без галстуков, но с тем же пафосом, дамы в коктейльных платьях
С длинным вырезом вдоль позвоночника и скромно потупленным взглядом.

Напротив блондинка, с усердием раздирая тунца,
Вздохнет страстно,
И капля пота с натуженного лица
Упадет в красное.

Петр Ильич откинется на стуле, ремешок на брюках перестегнет пошире.
Кому налить? – будет повторять хозяин с регулярностью заклинания.
К вечерним звездам на небе прибавятся еще четыре,
Еще четыре, еще четыре, еще четыре…
Но на это уже ничто не обратит внимания.

Я буду преданно наблюдать, как убывают из Вашей тарелки креветки
И репетировать в голове слова, прокручивать варианты ответа.
«Ах, это лето такое душное!» - послышится справа от полной брюнетки,
Лениво отмахивающейся от мух.
И я нечаянно скажу вслух:
- … я выхожу замуж…
И вероятно поэтому дольше обычного масло задержится у Вас на ноже
Брюнетка, продолжая отмахиваться от мух, потянется всеми кольцами за виноградом.
«Ну, может быть, так и надо… » - пожмете плечами, - «Вам ведь уже… »
И положите нож маслом на новую скатерть.