Анализ стихотворения «Пороша» Есенин. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Литературный анализ текста

Стихотворение С.А. Есенина «Пороша»


Выполнила: Пастухова Н.О.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Словно серые вороны

Раскричались на лугу.


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.


Принагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Скачет конь. Простору много.

Сыплет снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.


Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества - тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. В ходе анализа стихотворения, мы попробуем разобраться не только с внешним планом изображения, но и с внутренним смыслом произведения.

1. Звуковой уровень текста


1 Метр и ритм


Проанализируем соотношение метра и ритма в первой строфе стихотворения.

(1) Еду. Тихо. Слышны звоны

(2) Под копытом на снегу.

(3) Словно серые вороны

(4) Раскричались на лугу.

Составим схему чередования ударных и безударных слогов в строфе:

(1)- U - U - U - U

(2)- U - U - U -

(3)- U - U U U - U

(4)- U U U - U -

Определим метр и размер. Подсчитаем количество безударных слогов между ударными. Число колеблется: в первых двух строках - один слог, в третьей и четвертой - то три слога, то один. Значит, перед нами двусложный метр. Для наглядности сразу же разберем схему на двусложные стопы:

(1)- U | - U | - U | - U |

(2)- U | - U | - U | -

(3)- U | - U | U U | - U |

(4)- U | U U | - U | -

Нетрудно увидеть, что сильные места падают на нечетные слоги, следовательно, это хорей. Подсчитав количество сильных мест в строке, можно с точностью сказать, что это четырехстопный хорей. Но лишь строки (1) и (2) реализуют «идеальную схему: на всех сильных местах находятся ударные слоги. В строке (2) последний безударный слог кажется лишним, хотя вся остальная схема точно соответствует метру, такой же «лишний» конечный слог есть в строке (4). В строке (3) третья стопа не имеет ударений, в строке (4) не имеет ударений вторая стопа. Третья и вторая стопа, не имеющая ударений - это пиррихии.


2 Семантический анализ метра и ритма


Как мы уже выяснили выше, данное стихотворение написано четырехстопным хореем, но в «идеальной схеме» присутствуют стопы, не имеющие ударений. Исходя из этого, мы можем задаться вопросом, случайно ли, что автор делает акцент именно на этих словах? Чтобы это выяснить, давайте найдем эти слова:

(3) Словно серые вороны - U - UUU - U

(4) Раскричались на лугу. - UUU - U -

(1) Заколдован невидимкой - UUU - UUU

(3) Словно белою косынкой - U - UUU - U

(4) Повязалася сосна - UUUUU - U

(1) Принагнулась, как старушка - UUU - U - U

(2) Оперлася на клюку - UUU - U -

(3) Бесконечная дорога - UUU - UU

(4) Убегает лентой вдаль - UUU - U -

Обозначив пиррихии, мы можем условно разделить их на две группы: 1) имена прилагательные и 2) глаголы. Рассмотрим каждую группу отдельно.

Первая группа имен прилагательных: серые (вороны), белою (косынкой), бесконечная. Первые два прилагательных относятся к цветовому признаку, она противопоставлены друг другу - серый и белый. Но главная их особенность в том, что они являются метафорам: снег под копытами лошадей звучит как крик серых ворон, который резко, четко, ярко запечатлевается в памяти лирического героя; белая косынка сосны, напротив, рождает в памяти воспоминания о белой пуховой косынке, на который похож выпавший снег на ветках сосны. Третье прилагательное бесконечная (дорога) гиперболизировано в представлении лирического героя: перед ним - простор, свобода, неизведанное и впереди бесконечная дорога будущего, которое так же прекрасно как то, что его окружает в зимнем лесу. Автор выделяет эти прилагательные для того, чтобы ярко, живо, ассоциативно показать нам изображаемую природную зарисовку.

Вторая группа глаголов: раскричались, заколдован, повязалася, принагнулась, опрелася, убегает. Все эти глаголы обозначают действие неживых предметов. Большинство из них относится к такому тропу, как олицетворение. Но тот, кто наблюдает описываемые в стихотворении предметы, наделяет их живыми человеческими признаками, и, соответственно, действиями. Они оживают перед нами, и цель автора - показать предметы в их развитии, движении, росте, чтобы картина живо представилась читателю.

Таким образом, мы можем сказать о том, что использование автором пиррихия не случайно. Акцент именно на имена прилагательные и глаголы позволяет представить себе описываемый пейзаж не только в красках, но и в движении.


3 Фонетический уровень текста


В данном стихотворении четко прослеживается ассонанс - звук [о] в следующих словах: звоны, словно, вороны, заколдован, долбит, простору, много, дорога. Все, что видит лирический герой, описывается плавно, последовательно благодаря этому звуку. Так же часто повторяется звук [а] в словах: тихо, копытом, на, словно, вороны, раскричались, заколдован, невидимкой, сказку, сна, белою, косынкой повязалася сосна, принагнулась, как старушка, оперлася на, а под самою макушкой, скачет, простору много, шаль, бесконечная, убегает лентой вдаль. Все эти слова, наоборот, ускоряют процесс затянутого описания. Картины, предстающие перед лирическим героем, сменяют друг за другом, и именно этот звук помогает усилить движение изображаемого.

В стихотворении так же присутствует аллитерация - звуки [л, м, н] в следующих словах: слышны, звон, копытом на снегу, словно вороны раскричались на лугу, заколдован, невидимкой, дремлет лес, сна, белою косынкой повязалася, принагнулась, оперлася на клюку, самою макушкой, долбит дятел, конь, много, сыплет снег, стелет шаль, бесконечная, лентой вдаль. Благодаря этому создается прекраснейшая выразительная мелодия звучащего стиха. Так же часто встречаются звуки [з, р, д] в словах: еду, звоны, серые вороны раскричались, заколдован невидимкой, дремлет, повязалася, долбит дятел, дорога, вдаль. Эти слова в большей степени передают звуковую составляющую описываемой картины - здесь и хруст снега под копытами лошади, и звуки обитателей леса. Лирический герой своим присутствием нарушает тишину заколдованного леса и сам становится участником описываемых событий.

Проанализировав фонетический уровень текста, мы можем сказать о том, что, благодаря фонетической наполненности определенных строчек стихотворения, картина, описываемая лирическим героем, предстает живее, необычнее, начинаешь слышать звуки леса, врываясь в дремлющую сказку.



Данное стихотворение состоит из 4 строф. Каждая из строф представляется перекрестной рифмой (абаб):


Еду. Тихо. Слышны звоны (а)

Под копытом на снегу. (б)

Словно серые вороны (а)

Раскричались на лугу. (б)


Стихотворение написано мужской (снегу, лугу, сна, сосна, клюку, суку, шаль, вдаль) рифмой и женской (звоны, вороны, невидимкой, косынкой, старушка, макушкой, много, дорога) рифмой. По звуковому составу рифма в стихотворении точная:


Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Словно серые вороны

Раскричались на лугу.


В третьей строфе присутствует приблизительная рифма:


Принагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Таким образом, анализируя рифму, мы можем сказать, что язык автора настолько богат, что ему не составило трудов подобрать нужную рифму и с точностью передать изображение описываемого пейзажа.

2. Лексический уровень текста


1 Словарь лирического стихотворения


Доминирующие части речи.

В стихотворении преобладают следующие части речи:

Имя существительное (22 слова): звоны, копытом, снегу, вороны, лугу, невидимкой, лес, сказку, сна, косынкой, сосна, старушка, клюку, макушкой, дятел, суку, конь, простору, снег, шаль, дорога, лентой.

Имя прилагательное (3 слова): серые, белою, бесконечная.

Глагол (13 слов): еду, слышны, раскричались, заколдован, дремлет, повязалася, принагнулась, оперлася, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает.

Наречие (4 слова): тихо, словно, много, вдаль.

Местоимение (1 слово): мною.

Рассмотрев доминирующие части речи, можно сделать вывод о том, что лирический герой конкретно не говорит о себе и о своих чувствах. Он с помощью большого количества имен существительных говорит о предметах, которые встречает на своем пути, но, описывая их, не прибегает к использованию имен прилагательных, а употребляет глаголы, которые помогают воссоздать в сознании читателя образ природы.

Тематические (семантические) поля.

В словаре стихотворения выделяются следующие тематические поля:

Существительные: звоны, (на) снегу, лес, сказка сна, сосна - старушка, дятел на суку, конь, простор, снег, шаль, дорога.

Для словаря выбраны не все имена существительные, а лишь те, которые более полно отражают картину. Благодаря перечисленным словам можно воспроизвести увиденное в определенной последовательности.

Глаголы: еду, слышны, раскричались, заколдован, дремлет, повязалася, принагнулась, оперлася, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает.

Глаголы, представленные в словаре, идут последовательно, описывая не только действия лирического героя, но и действия неодушевленных предметов (сосны, снега), которые благодаря точным глаголам оживают в сознании читателя.

Прилагательные: серые, белою, бесконечная.

Поэт в своем стихотворении использует небольшое количество имен прилагательных, но при прочтении произведения это незаметно, картина при помощи изобразительно-выразительных средств предстает ярко и полно. Поэтому говорить о небольшом количестве прилагательных, как о недостатке, не имеет оснований.

Наречия: тихо, словно - 2, много, вдаль.

Особое внимание хотелось бы обратить на наречия, которые не только говорят о состоянии природы (тихо), но и помогают использовать такой троп, как сравнение (словно), и, наконец, последние два наречия отображают завершенность и в то же время неопределенность пути.

Тематические (семантические) поля стихотворения помогают проследить внутреннее состояние лирического героя, психологическую точку зрения субъекта, внешнее воздействие предметов на наблюдателя.

3. Семантика грамматических категорий


Обратимся к глагольной грамматической модели стихотворения. Как мы уже говорили выше, в произведении присутствуют 13 глаголов. Глаголы, стоящие в настоящем времени: еду, слышны, заколдован, дремлет, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает. Именно эти глаголы изображают то, что происходит с лирическим героем и вокруг него в спящем лесу. Мы видим, что это не воспоминания, не мечты наблюдателя о предстоящей картине в будущем, а реальное описание ситуации.

Остальные 4 глагола употреблены в прошедшем времени. Глагол раскричались метафоричен, он является сравнением хруста снега под копытами лошади. Глаголы, относящиеся к сосне - повязалася, принагнулась, оперлася, стоят именно в этом времени, так как наблюдатель зимнего леса не видел, как произошли эти изменения с деревом.

4. Композиционно - речевое единство текста


Стихотворение «Пороша» состоит из 4 строф, объединенных определенной тематикой - образа природы. Но каждая строфа имеет свою микро тему, попробуем разобраться с каждой из них:

строфа: в первой строфе перед нами предстает лирический герой, он не называет себя (об этом можно судить по отсутствию личных местоимений), но описывает свои действия - он едет верхом. Тут же предстает образ природа со своей необычайной тишиной, в которой даже слышен хруст снега;

строфа: лирический герой становится наблюдателем заколдованного леса, который, как ему кажется, дремлет; тут же мы видим сосну, покрытую снегом. Лирический герой настолько наблюдателен и романтичен, что сравнивает снег с косынкой на ветках сосны.

строфа: перед нами все тот же образ старушки, подразумевающий одинокое дерево, которому фантазией наблюдателя присвоена клюка. Тишину леса нарушает лишь стук дятла, но он не резок - он один из составляющих этой красоты.

строфа: эта строфа передает уже не красоту дремлющего леса, а внутреннее состояние героя - перед ним простор, а значит свобода, неизведанная, бесконечная дорога, и, судя по настроению, можно сказать, что будущее впереди такое же светлое и загадочное, как зимний лес.

5. Изобразительно-выразительные средства

стихотворение есенин пороша текст

В данном стихотворении употреблены следующие тропы:

Олицетворение: вороны раскричались, дремлет лес, повязалася сосна, принагнулась сосна, оперлася на клюку, дорога убегает.

Сравнение: звоны…словно серые вороны, словно белою косынкой повязалася сосна, сосна… как старушка.

Метафора: заколдован невидимкой, под сказку сна, на клюку, стелет шаль, дорога убегает лентой.

Поэт использует в данном стихотворении эти приемы для того, чтобы читатель смог воспроизвести в своем воображении наглядный облик описываемой природы, тем самым повлиять на чувственно-эмоциональное восприятие.

Стихотворение С.А. Есенина «Пороша» относится к теме природы и родины. Оно наполнено любовью ко всему, что окружает поэта: бесконечные дороги, раскинувшиеся просторы, необычные деревьями, лесные жители. Все это у Есенина оживает. Он наделяет предметы необыкновенными свойствами и признаками, подбирает такое описание, которое в представлении обывателя загадочно, но в то же время реалистично. Именно эта особенность повествования Сергея Есенина дает понять, насколько это ему все дорого и небезразлично.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

/ / / Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Пейзажная лирика С. Есенина – трогательное признание в любви к природе. Поэт умел искренне восхищаться окружающим миом и запечатлевать его в насыщенных пейзажных зарисовках. Это подтверждает стихотворение «Пороша», созданное в 1914 г. В это время Сергей Александрович жил в Москве, часто вспоминая о родной деревне. Видимо, эти воспоминания вдохновили его и на создание анализируемого произведения.

Тема стихотворения – поездка по зимнему лесу, красота зимней природы. Автор показывает, что холодное время года обладает особенной прелестью, умеет дарить человеку сказку, наполнять человеческую душу ощущением свободы. Жанр стихотворения – элегия, так как оно созерцательного характера.

В центре стихотворения лирический герой, который едет по зимнему лесу. Написаны строки от первого лица, поэтому читатель видит зимнюю сказку глазами героя. Сначала мужчина прислушивается к звону, раздающемуся из-под копыт. Кони пугают ворон и те шумят на лугу. Карканье этих птиц несколько угнетает, однако ненадолго.

Лирический герой обращает внимание на лес, который будто заколдован кем-то невидимым. Лес дремлет, наслаждаясь сказочным сном. Сосне зима подарила белую косынку. Теперь дерево похоже на старушку, опершуюся на клюку. Путник слышит стук дятла. Птица совсем не боится разбудить дремлющую природу.

В последнем катрене мысли лирического героя возвращаются к коню. Тот радуется широким просторам, скачет по бесконечной дороге. Зима же заботливо «стелет шаль» на землю. Путник замечает, что снег не просто сыпется, а валит. Тем не менее, мужчина не переживает, что заметет дорогу, ведь его тревога затмевается прекрасными зимними картинами.

Стихотворение С. Есенина «Пороша» условно делится на смысловые части: описание езды, лесной пейзаж, рассказ о бесконечной дороге. Формально произведение состоит из четырех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Для объединения строк Сергей Александрович использовал перекрестную рифмовку. Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Сказочная зимняя природа и атмосфера передаются при помощи языковых средств. Тропы позволяют автору оригинально раскрыть традиционную для литературы зимнюю тему. Ключевую роль в стихотворении играют метафоры: «дремлет лес под сказку сна», «валит снег и стелет шаль», «дорога убегает лентой вдаль». Они служат каркасом для создания образов. Детализировать пейзажную зарисовку помогают эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога». Ассоциации, которые вызывает сосна, передаются посредством сравнений: «словно белой косынкой повязалася сосна», «принагнулась, как старушка».

Плавный интонационный рисунок стихотворения С. Есенина не прерывается ни восклицаниями, ни вопросами. Кажется, автор не хочет прерывать зимнюю задумчивость. В первом катрене привлекает внимание синтаксическое строение. Автор использует два предложения, состоящих из одного слова. Такой прием подчеркивает настроение лирического героя.

Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта. Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает красоту и начинает философствовать, а есть такие поэты, кто использует пейзаж в качестве своеобразной иллюстрации к раздумьям лирического героя. Именно к числу таких поэтов смело можно отнести Сергея Александровича Есенина .

Его стихи всегда отличаются резким, без всяких предисловий, вступлением в основной сюжет . Герой сразу заявляет, что он делает. Например, «Я иду долиной…» , «Поет зима – аукает» , «Ты меня не любишь, не жалеешь…» . Не стало исключением и довольно известное стихотворение «Пороша», написанное в 1914 голу, в самом начале поэтической карьеры Есенина. Уже в первой строчке названо главное действие героя и лаконично описана окружающая обстановка:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

Не совсем понятна связь с названием, ведь пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет – черный.

А дальше всё весьма традиционно: зима сопоставляется с невидимкой, заколдовавшей зимний лес. Теперь он дремлет «под сказку сна» . Но на этом превращения не заканчиваются: например, сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку» , как будто повязавшись белою косынкой. Однако для создания такого, казалось бы, простого произведения поэту пришлось воспользоваться различными художественными средствами . Во-первых, просторечные формы слов «понагнулась» , «повязалася» , «оперлася» гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек.

Во-вторых, использование сравнительных оборотов позволяет ясно представить не только сосну, но и дорогу, покрытую шалью из снега и напоминающую ленту, которая убегает вдаль. Даже способы сравнения Есенин выбирает разные: в первом случае – союзы словно и будто, а во втором – форму творительного падежа.

Разнообразен и тонический рисунок стихотворения. Каких только звуков, оказывается, ни услышишь в зимнем лесу! Это и звон бубенцов проезжающих саней, и крик расшумевшихся ворон, и удары дятла, видимо, из-за своего однообразия больше напоминающие герою долбежку.

Вообще, нужно отметить, что настроение лирического героя почти не изменяется на протяжении всего стихотворения. Он не впадает в экзальтацию от красоты зимнего леса, хоть тот и напоминает ему сказку, но и не остается равнодушным к окружающему его пейзажу. Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль. При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль» (вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям.

Конечно, тема дороги , пути, не имеющего ни начала ни конца, не нова в русской поэзии и литературе в целом. Ведь еще Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задавал риторический вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Вряд ли лирический герой стихотворения Сергея Есенина задавался столь же глобальными вопросами.

Скорее всего, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы. Но не каждый способен их выразить с помощью слов, а уж тем более, с помощью стихотворной речи. Поэтому далеко не все становятся поэтами.

И в то же время ощущение своего единства, слияния с природой, восприятие себя частью этой самой природы свойственно почти каждому человеку. А становится возможным подобное состояние только наедине с природой. Это тоже традиция русской поэзии, к которой Есенин не мог не обратиться.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение

Когда речь заходит о пейзажной лирике, то на ум первым приходит её «король», мастер, воспевавший красоту русской природы – Сергей Есенин. Он продолжает «гнуть свою линию» и в стихотворении «Пороша», которое насквозь пропитан дыханием зимы, трескучими морозами и скрипящим под ногами ребятишек снегом.

Стихотворение начинается с описания окружающей лирического героя обстановки, делает Есенин это при помощи парцелляции: «Еду. Тихо», чтобы подчеркнуть обыденность русской глубинки в зимнее время. Чистотой и свежестью наполнена каждая строчка, что подчёркнуто эпитетами «белою косынкой», «бесконечная дорога». Инверсии «дремлет лес», «долбит дятел» придают сказочного настроения вполне обычному студёному дню. Сравнение дороги с лентой привычно для русского уха, и многие поэты включали его в свои произведения. Это символ русской души, широты просторов нашей Родины. Сосна предстаёт в виде сгорбленной старушки, и сразу чувствуется что-то родное и тёплое, своё. Кажется, что можно протянуть руку и дотронуться до раскинувшихся над дорогой заснеженных сосновых лап или неосторожным движением спугнуть ворон, настолько всё осязаемо.

Наверное, каждому, в том числе и лирическому герою дорого каждое мгновение такой казалось бы непримечательной зарисовки банального зимнего дня. Каждое слово наполнено любовью, а простота слога очень уместна, чтобы за витиеватыми фразами не потерять глубину этого чувства. Это же подчёркивает и размер стиха – четырёхстопный хорей. Возникает музыкальность и динамичность строк. Движение, символ пути передаётся через олицетворение «дремлет лес», «дорога убегает».

Аллитерация и ассонанс создают особую атмосферу зимнего леса, слышится цокот копыт и звон бубенчиков в сочетании звуков «з», «к», «с».

Стихотворение было написано в 1914 году за 3 года до страшных роковых событий в России. Это безмятежность, ощущение пути резко контрастируют с бушующими страстями в обществе. Спокойствие природы в лесу, на бумаге, а в городах протесты и назревающие бунты.

Природа и человек неразрывны, это и хочет передать Сергей Есенин. Красота зимнего леса притягивает, и какая умиротворённая картина возникает в воображении!

Анализ стихотворения Пороша Есенина

В русской поэзии большое количество стихотворений посвящено зиме. Это суровое время года не всегда вызывает ощущение зябкости, желание вернуться в жаркие летние дни. Сергей Есенин видит особую прелесть в заснеженных родных просторах, лесных массивах, скованных морозным воздухом.

В стихотворении "Пороша" само название вызывает ряд ассоциаций, связанных с безветренной погодой, хрустом снега, ровно покрывающим землю.

Поездка автора на лошади нетороплива. Он с восторгом смотрит по сторонам. Красота пейзажа вызывает и душевное равновесие, и чувство безграничной радости. Автор подчеркивает состояние безмолвия в природе: "Еду. Тихо...". Однако речь идет об отсутствии голосов людей, шума населенных пунктов, не слышны звуки деятельности человека. Лишь периодически тишину нарушает присутствие природных звуков, связанных с движениями животных. Это не омрачает настроение лирического героя, так как человек и природа для него являются элементами одной ступени, дополняющими друг друга. "Серые вороны расшумелись", "скачет конь", "долбит дятел" - эти действия создают динамику, придают очарование, вызывают прилив сил у человека в повозке.

Особую значимость изображаемым явлениям природы добавляют олицетворения. Они помогают создать яркие образные картины мелькающего перед глазами зимнего пейзажа ("дремлет лес", "дорога убегает", "повязалася сосна","валит снег и стелит шаль").

Одно из центральных мест в стихотворении занимает образ сосны. Воплотить в жизнь эту частичку природы помогают сравнения и использование разговорной лексики: сосна повязалася, "понагнулась, как старушка", "оперлася на клюку". От большого количества снега ветви прогнулись, деревья потеряли свои формы. Их темные очертания на белом полотне усиливают впечатления автора от морозного дня. Так, неприметное издали дерево оживает, становится похожим на добрую пожилую женщину, благодаря воображению и волшебным умениям зимы. Автор называет ее невидимкой, подразумевая под этим словом сказочное существо, способное сделать обычный лес волшебным.

В стихотворении встречается один из устойчивых мотивов русской лирики - дорога. Она "убегает лентой вдаль", обрамленная белоснежной шалью. Дорога открывает лирическому герою новые возможности для создания оптимистичных картин.

Только истинный ценитель красоты родных просторов среди огромного пространства может отыскать загадку в обычном явлении природы, которая позволит взглянуть на мир другими глазами.

Вариант №3

егодня мы будем разбирать одно из самых коротких произведений С. А. Есенина, стихотворение "Пороша".

В данном произведении, написанном для пробуждения в русском человеке любви к Руси, читатели любого возраста могут почувствовать ту лёгкую атмосферу и сказочность, которыми пропитано каждое слово.

В первом четверостишии затягивает своей плавностью, легкостью слова, с начала второго четверостишия уже околдовывает. И внезапно возвращает в реальность фраза: "... долбит дятел на суку. ...". После этой строчки читатель вновь полностью находится в реальности, едя по снежной степи, с убегающей вдаль дорогой.

Есенин писал этот стих в основном для детей, хотя правильнее будет сказать для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ребёнком. Поэтому в тексте присутствует сравнение сосны с Бабой-Ягой, опирающейся на клюку. Также много раз используются такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения. Автор хочет, чтобы читатель проникся атмосферой, почувствовал всю любовь к родине, её бескрайность.

Сам Сергей Александрович, приехавший из села в город в 17 лет, остро ощущал тоску по дому, горячо любимому. Как следствие, он стал выражать эти чувства через такие стихи, как "Пороша". Впрочем, ощущал он и лёгкое недоумение окружающих, их пока неясное неприятие его стиля и поведения, его характера. Всё это, несомненно нашло отклик и в творчестве, в частности, в стихах.

После прочтения данного произведения, своеобразного крика души, в сознании ещё долго может стоять картинка бескрайнего русского зимнего поля, буран, дорога и неясные очертания сказочных существ, охраняющих Великую Русь. Будет ощущаться то чувство морозной свободы, величавого спокойствия, зимнего ветра и тишины, которыми так богата наша родина.

5, 6 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Пороша

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

    Это стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев тогда работал камергером и жил за границей. Надо заметить, что практически все стихи поэта небольшие по размеру, изящны и имеют глубокий философский смысл. На поэта,

  • Анализ стихотворения Фета Грезы

    Смерть страшит. После неё – неизвестность, и сколько бы различные люди с различной репутацией не писали про загробную жизнь, всё равно страшен этот переход. Но не для Фета. Стихотворение «Грёзы» - о смерти, но не страшной,

  • Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

    Анна (Андреевна) Ахматова – талантливый литературовед и поэтесса, романтическая представительница российского Серебряного века поэзии конца XIX - начала XX веков, переводчица.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С. А. Есенин 3.10.1895-28.12.1925

Знакмство с биографией С. А. Есенина: Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В Рязанской губернии в селе Константинове. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы. . Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы.

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-1912), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке. Стихи начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16 – 17 лет. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок». В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград. В 1918 вернулся в Москву. Жил он в очень трудное, для нашей страны, время. На его коротком веку произошло три войны и три революции. И хотя прошло уже более 90 лет со дня его смерти, но стихи его живут до сих пор, они переведены на многие языки, издаются в разных странах. 28 декабря 1925 года Есенина находят повешенным на трубе отопления в своем номере гостиницы « Англетер ». Также найдена прощальная записка, написанная кровью в виде стихотворения «Прощай мой друг, прощай...». Похоронили Сергея в Москве на Ваганьковском кладбище.

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества - тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. Присутствует и внутренний смысл произведения

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны. Многие поэты описывали зиму, великолепные пейзажи вдохновляли их на создание шедевров. Однако Сергей Есенин, один из тех, чьи строки запоминаются и вызывают самые яркие чувства. Вот и в стихотворении «Пороша» поэт описывает зимнюю дорогу. Герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу - повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо, - это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны. Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега.

Анализ стихотворения Тема стихотворения - природа. Есенин часто в своих произведениях воспевает красоту родного края. В стихотворении "пороша" он описывает красоту зимнего леса и пейзажи. автор использует метафоры (заколдован невидимкой), сравнения (словно белою косынкой, понагнулась как старушка), эпитеты (серые вороны, Бесконечная дорога), и парцеляцию (еду. Тихо. Слышны звоны). Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов...

«Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару» /Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова/

Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова....

Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»

Предлагаемый материал может послужить примером для учеников, как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание....