Авиньонские девицы. «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо Пикассо авиньонские

Пабло Пикассо - гений своего времени. Он подарил миру множество шедевров, которые и сегодня вызывают у человечества огромное восхищение. Не стала исключением и картина «Авиньонские девицы», именно о ней пойдет речь в этой статье.

Далее можно будет узнать, как художник создавал это великолепное произведение, где черпал вдохновение и чем было навеяно такое весьма неординарное решение в написании картины. Также будет представлено детальное описание данного полотна.

История создания произведения

Картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» - это первый опыт художника в написании полотен в направлении кубизма. Автор работал над данным произведением в течение одного года (в период с 1906 по 1907 год).

Изначально Пабло Пикассо хотел назвать свое произведение «Философский бордель», но когда картину увидел друг художника Андре Сальном, то он предложил другое название - «Авиньонские девицы». Оно и стало окончательным для этого шедевра.

Парижская богема и друзья Пикассо приняли его работу неоднозначно. К примеру, Матисс изначально подчеркивал, что «Авиньонские девицы» являются новым ключом к развитию живописи. Но спустя некоторое время он начал яростно опротестовывать работу и указывать на то, что картине не место в изобразительном искусстве. А вот Жоржу Браку картина настолько понравилась, что, вдохновившись ею, он создал знаменитое произведение под названием «Обнаженная». Неравнодушными к этой картине остались так же и Андре Дерена. Влияние «Авиньонских девиц» четко прослеживается в творчестве этих художников.

Спустя 13 лет после написания картины Пикассо продал ее коллекционеру Жаку Дусе, а впервые работа была представлена широкой публике только на выставке в 1937 году.

Что вдохновило Пабло Пикассо на создание этой картины?

Существует предположение, что вдохновение для создания картины «Авиньонские девицы» пришло к Пикассо после того, как ему довелось побывать на выставке иберийской скульптуры, которая проходила в 1906 году в Париже. Но искусствоведы предполагают, что вдохновением могла послужить и картина Поля Сезанна под названием «Купальщицы».

Сюжет картины

Сюжетом для картины «Авиньонские девицы» послужили воспоминания Пикассо о публичном доме, который располагался в квартале Авиньон в Барселоне. Первые эскизы были совсем непохожи на конечный вариант произведения - на них художник изображал сцену соблазнения в борделе. Однако во время написания картины Пикассо решил изобразить лишь 5 обнаженных силуэтов девушек и натюрморт.

Описание картины «Авиньонские девицы»

Пабло Пикассо представил всему человечеству неких чудищ, которые имеют вместо человеческих лиц маски, а в их фигурах едва обозначена какая-либо половая принадлежность. В природе этих дев одновременно отражен агрессивный посыл и возбуждающая экспрессия. Образы, написанные художником, выполнены весьма странно и отличаются друг от друга.

Силуэты, изображенные в левой части картины, схожи с египетскими и ассирийскими мотивами. Женщины в центре явно напоминают росписи романских храмов в Каталонии и отличаются мистической лиричностью. А вот лица девушек, написанных в правой части произведения, ассоциируются с африканским мистицизмом и, кажется, что они вот-вот совершат свой устрашающий магический ритуал.

Стоит отметить, что присутствующие на картине женские силуэты в напрямую связаны с выставкой, которую посетил Пикассо в Париже в 1907 году (она была посвящена быту и национальной культуре африканских народов).

На своей картине он отобразил всю таинственность женских фигур, которые одновременно настораживают и притягивают к себе зрителей. Как отмечают многие критики и искусствоведы, такой способ передачи информации через изобразительное искусство и является отличительной чертой Пабло Пикассо.

«Авиньонские девицы» - роль картины в живописи

Художник в момент работы над картиной ставил перед собой задачу - объединить на полотне гротеск, экспрессивную деформацию фигур, а также нарисовать объемную композицию таким образом, чтобы она была разделена на геометрические составляющие. В целом можно сказать, что с этой задачей мастер справился очень хорошо, но помимо этого ему удалось также насытить изображенные фигуры агрессией и мощью.

Пабло Пикассо изобразил «Авиньонских девиц» в охристо-розовых оттенках, которые находятся на синеватом фоне. Можно сделать вывод, что в этом произведении художник объединил опыт своих предыдущих периодов в творчестве (так называемого «голубого» и «розового»). Несомненно, данное произведение имеет традиционную манеру исполнения Пикассо, но при этом ярко обозначено и новаторство, которое художник внес в изобразительное искусство. Переплетение двух данных квинтэссенций несет аллегоричность и какой-то шифр в сюжете картины.

Сегодня хранится произведение Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» в нью-йоркском музее современного искусства и радует зрителей своей необычностью.

Основоположнику кубизма испанскому художнику Пабло Пикассо 25 октября исполнилось 135 лет со дня рождения. Пикассо по экспертным оценкам является одним из самых дорогих художников в мире: в 2008 году объем только официальных продаж его работ составил 262 миллиона долларов.

За свою жизнь Пикассо создал около 20 тысяч работ. Одна из самых его известных картин «Авиньонские девицы» была написано в начале творческого пути художника в 1907 году. Считается, что эта работа положила начало кубизму. Сейчас картина «Авиньонские девицы» (холст, масло 243,9х233,7) хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картину называют знаковым произведением XX века. Творение Пикассо изменило представление о красоте и обнаженной натуре.

Пикассо и Матисс были соперниками всю жизнь

Созданию картины «Авиньонские девицы» предшествовало несколько важных для Пикассо событий. Он переехал из Испании в Париж, обосновался в мастерской в обшарпанном здании на площади Равиньян. В начале XX века в Париже в искусстве правил бал Анри Матисс. С Пабло Пикассо их познакомил коллекционер Лео Стайн, который в тайне рассчитывал, что между художниками возникнет дух соперничества. Так и произошло. В 1906 году весь Париж гудел, обсуждая картину Матисса «Счастье жизни» с несколькими обнаженными женскими фигурами. В ответ Пабло Пикассо решает написать новаторскую картину.

Анри Матисс «Счастье жизни», 1905-1906

Пикассо практически все свое время проводил в мастерской. Творить ему приходилось в ужасных условиях. Здание было старое, в нем был всего один кран и не было электричества.

В момент работы над картиной у Пабло Пикассо были романтические отношения с молодой художницей Фернандой. Но Пикассо ее жутко ревновал, практически все время заставлял проводить с ним в мастерской. А работал художник по ночам в мастерской, которую снял в подвале в том же здании. И уже Фернанда ревновала его к картине. Летом в подвале было очень жарко, Пикассо писал картину голым.

К концу лета 1907 года Пикассо завершил работу над своей самой необычной картиной, дав ей название «Философский бордель». Уже позже название «Авиньонские девицы» этой работе придумал писатель Андре Сальмон. Когда Пикассо позвал своих друзей посмотреть картину, они были в шоке, Фернанда вообще не произнесла ни слова. На огромном полотне на зрителя смотрели пять уродливых женщин, даже натюрморт выглядит неаппетитно. Композиция полна внутреннего напряжения, создается впечатление, что девушки смотрят на зрителей с картины в упор. Никто еще не писал ничего подобного. Художник Андре Дорен даже сказал, что однажды Пикассо найдут повесившимся рядом с этой картиной, так она безысходна, а коллекционер Стайн разразился хохотом. Картина явно требовала радикальной смены вкусов.

Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907

Активнее всех остальных на картину Пикассо отреагировал Анри Матисс. Он увидел в ней насмешку над всеми современными тенденциями и над тем, что он делает сам. Матисс поклялся, что поквитается с Пикассо. Он ответил картиной «Купальщицы с черепахой». Соперничество двух художников длилось всю их жизнь, хотя они по отношению друг к другу всегда оставались корректны.

Анри Матисс «Купальщицы с черепахой», 1908

Пикассо для «Авиньонских красавиц» сделал более 700 набросков

Для будущей картины «Авиньонские красавицы» художник сделал более 700 набросков. Он тщательно продумывал каждую деталь. В первых вариантах картины в композиции были двое мужчин – моряк и студент-медик с черепом в руках. Возможно, для художника череп был символом, напоминающем о расплате за грехи.

В своей работе Пикассо попробовал переосмыслить природу сексуальности и отношения между искусством и жизнью. Пространство между фигурами живет своей жизнью, оно даже более объемно, чем детали фигур. Картина Пикассо стала первой, где художник отказался от перспективы. И это случилось после 400 лет перспективной живописи. Пикассо выполнил свою цель, ему, действительно, удалось достать новаторскую картину.

Историки искусства называют несколько произведений живописи, которые могли вдохновить Пабло Пикассо на создание «Авиньонских девиц». Это «Купальщицы» Поля Сезанна и «Видение святого Иоанна» Эль Греко. Вероятно, Пабло Пикассо также впечатлили иберийские статуи и выставка африканских масок в Этнографическом музее в Трокадеро. Сам Пикассо никогда не отвечал на вопросы о картине «Авиньонские девицы». Ему нравилось оставаться загадочным, художник даже говорил, что ничего не слышал об африканском искусстве.

В 1912 году Пикассо расстался с Фернандой и переехал в новую мастерскую на Монпарнасе. Через два года картина «Авиньонские девицы» была впервые выставлена публично. Художнику предложили за нее 20 тысяч франков, он отказался. Потом картина в течение восьми лет хранилась в его мастерской. За это время Пабло Пикассо стал преуспевающим художником, а еще женился на русской балерине Ольге Хохловой.

В 1924 году Пикассо продал «Авиньонских девиц» кутюрье Жаку Дуссе за 25 тысяч франков. После смерти модельера его вдова продала шедевр художника в шесть раз дороже. В 1937 году картина попала в Нью-Йорк на выставку в галерее на Манхеттене. Картину Пикассо затем выкупил Музей современного искусства за 28 тысяч долларов (сейчас это 200 тысяч фунтов стерлингов). «Авиньонские девицы» стали жемчужиной в коллекции музея.

Картина Пикассо сильно повлияла на новое поколение американских художников, например, Джексона Поллока, Виллема де Кунинга. Художники, вдохновленные Пикассо, считали, что упрощая изображения, у них получится проникнуть в человеческое подсознание. Пабло Пикассо ни разу не приехал в Нью-Йорк, чтобы посмотреть на свою картину.

В 2005 году картина «Авиньонские девицы» была отреставрирована. В следующем году творению Пикассо исполнится сто лет.

6 интересных фактов о семье Пабло Пикассо

1. Пабло Пикассо родился в 1881 году в семье испанского преподавателя Хосе Руиса Бласко (позже художник возьмет фамилию матери). Кроме рисования в детстве Пабло никаких особых талантов не проявлял, учеба в школе давалась ему с трудом, особенно арифметика. Родители поняли, что кроме рисования их сын, больше нигде не сможет добиться успеха, и отдали Пабло в Мадридскую королевскую академию Сан-Фернандо. Однако Пикассо проучился в ней недолго. Он решил поехать покорять Париж.

2. Выбор натуры у Пикассо был специфическим. Он подружился с врачом-гинекологом и под видом его ассистента ходил в больницу, которую в основном посещали особы легкого поведения. Их лица и тела из-за «профессиональных» болезней выглядели изможденными, что вдохновляло художника.

3. Пабло Пикассо увидел в Париже выступление русской балерины Ольги Хохлловой и влюбился в нее. Их свадьба была стремительной, но вскоре после женитьбы Пикассо понял, что они с Ольгой разные люди. Ей больше нравилось вести светский образ жизни, а художнику нужно было больше свободы. Даже рождение сына Поля не спасло брак. Художник изменил жене с 17-летней Марией-Терезой Вальтер. Ольга ушла от мужа, но развод не дала. В отместку художник изображал ее то в виде лошади, то старой мегеры. От Марии-Терезы у художника родилась дочь Майя. Пикассо не дал ей свою фамилию, а стал ее крестным.

4. У Пикассо было специфическое отношение к женщинам. Как только он добивался кого-то, сразу бросал. Молодую художницу Франсуазу Жило Пабло уговорил бросить живопись и родить ему детей. Девушка подарила художнику сына Клода и дочь Палому. Вскоре чувства Пикассо к возлюбленной остыли. Когда Жило ушла от него, он даже не попробовал ее удержать.

5. Последняя любовь художника – Жаклин Рок. Когда они начали жить вместе, ему было 72 года, а ей – 27 лет. В 1961 году они сыграли свадьбу (к этому времени Ольга Хохлова умерла от рака). Они вели скромную жизнь. Жаклин создала в доме настоящий культ Пикассо. Она обращалась к нему только монсеньор или ваша светлость. Жаклин даже удалось настроить Пикассо против детей и внуков, внушив ему, что им нужны только его деньги.

6. После смерти художника несчастья постигли почти всю его семью. Незадолго до своей кончины он говорил: «Я как большой корабль. Когда он тонет, все вокруг затягивает в воронку». Пикассо умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года. Внук художника и Ольги Хохловой Паблито умолял Жаклин разрешить ему присутствовать на похоронах деда. Та отказала. В день похорон Паблито отравил себя и скончался через три месяца в больнице. Через два года после смерти Пикассо умер его сын Поль от цирроза печени. Ему было 54 года. Еще через два года, в 1977 году, повесилась Мария-Тереза Вальтер, которой было 68 лет. Жаклин застрелилась в своей кровати 15 октября 1986 года накануне открытия очередной выставки Пабло Пикассо.

Пикассо Пенроуз Роланд

«Авиньонские девушки»

«Авиньонские девушки»

Трудности, порождавшие в душе Пикассо неопределенность и заставлявшие его писать под влиянием двух диаметрально противоположных тенденций, были преодолены весной 1907 года. После многомесячной работы над эскизами художник в течение буквально нескольких дней создает полотно размером свыше шести квадратных футов. Он готовил холст для этой картины с необыкновенной тщательностью. Гладкое полотно, которое он обычно предпочитал, оказалось недостаточно прочным для такой большой картины. Поэтому для его укрепления он использовал в качестве основы более прочный холст, покрыв его еще гладким полотном и заказав специальную растяжку для картины столь необычной величины. Еще не закончив работу, он пригласил друзей взглянуть на нее. Пораженные гости стали первыми свидетелями появления нового стиля, полного экспрессии и динамизма.

Картина привлекает зрителя прежде всего присущей ей безыскусственной красотой. Розового цвета тела пяти обнаженных девушек резко выделяются на фоне занавеса, голубизна которого напоминает непередаваемую глубину неба Гозола. Но на первый порыв художника, очевидно, оказала сдерживающее влияние группа застывших, словно греческие богини, женщин, пронизывающих зрителя широко раскрытыми черными глазами. Само их присутствие на картине вызывает удивление. Маленькая горка сочных фруктов у их ног, высыпанная из пустой половинки арбуза, напоминающей перевернутую шапку Арлекина, кажется лишней. Самая крайняя фигура слева отодвигает рукой розовый занавес, открывая взору угловатые формы своих подруг. Судя по внешнему виду, и прежде всего по ее суровому профилю, она, безусловно, является египтянкой, в то время как две другие фигуры в центре, нежная розовая кожа которых контрастирует с голубым фоном, напоминают скорее образы, сошедшие со средневековых фресок Каталонии.

В фигурах не ощущается движения. Несмотря на необычность поз и отсутствие привычной грациозности, в них чувствуются спокойствие и достоинство. Их общий облик резко контрастирует с двумя фигурами справа, которые, будучи помещены одна над другой, композиционно придают группе законченный вид. Лица двух правых фигур так безобразно искажены, что создается впечатление, будто они из другого мира. Помещенная вверху справа девушка смотрит через раздвинутый ею же занавес, а сидящая спиной фигура внизу, обернувшись, пристально взирает на зрителя голубыми глазами.

Пораженные друзья решительно раскритиковали работу. Никто из них не мог понять причин, побудивших его столь резко отойти от свойственного ему стиля. Среди удивленных гостей, пытавшихся объяснить происшедшую с художником перемену, находились Лео Стайн и Матисс. Единственной причиной такой трансформации, по их мнению, явилось стремление Пикассо создать на полотне четвертое измерение. Самое резкое неприятие картины выразил Матисс. Его первой реакцией были слова о том, что картина представляет собой вызов, карикатуру на современные направления в живописи, является просто дурной выходкой друга. Брак, познакомившийся с Пикассо незадолго до этого, также не одобрил картину. «Можно подумать, что вместо обычной еды нам предлагают съесть свечку», - так высказал он свое впечатление. Русский коллекционер Щукин в сердцах воскликнул: «Какая утрата для французского искусства!»

Даже Аполлинер, который за год до этого в своем первом критическом отзыве о работах Пикассо проявил столь тонкое понимание творчества молодого испанца, не смог на первых порах воспринять этот немыслимый поворот в манере художника. В 1905 году он изложил свое мнение о творчестве Пикассо в «Летр модерн»: «О Пикассо говорят, будто созданные им полотна обнаруживают его преждевременное разочарование. Я думаю совершенно иначе. Художника очаровывает все, и его никем не отрицаемый талант кажется мне дополняющим его воображение, в котором пропорционально переплетены прекрасное и ужасное, тонкое и грубое». Теперь Аполлинер взирал на резкую перемену, отражением чего явилась эта необычная работа, с глубокой тревогой в душе.

Аполлинер, пришедший познакомиться с «Авиньонскими девушками», привел с собой критика Феликса Фениона, который имел репутацию открывателя молодых талантов. Единственный совет, который тот дал Пикассо, взглянув на его новую картину, состоял в том, что художнику следует заняться карикатурой. Вспоминая об этом эпизоде позднее, Пикассо заметил, что совет был не так уж плох, поскольку все хорошие портреты в известной степени являются карикатурами.

Однако он не мог не реагировать на единодушную критику картины друзьями. Осуждение ее не только вызвало у него глубокое разочарование от их неспособности понять его. Перед ним вновь замаячила перспектива возможных лишений, поскольку ни один агент, даже Воллар, не желал приобретать у него последние работы. Одиночество, в котором он оказался после создания этого поистине новаторского полотна, было столь велико, что Дерен в беседе со своим другом Канвейлером как-то заметил: «В один прекрасный день мы обнаружим Пикассо повесившимся под этим выдающимся полотном».

Любой человек, менее полагавшийся на собственное суждение и менее веривший в свою неповторимую индивидуальность, несомненно, сделал бы какой-нибудь радикальный шаг, отступил бы назад или изменил бы направление своего движения вперед. Но для Пикассо критика явилась стимулом для следования в одиночестве по избранному пути, который принесет ему мировую славу.

Последующие несколько месяцев ушли на создание картин, которые Барр охарактеризовал как «развитие идей», заложенных в его столь удивившем друзей произведении. Постепенно они начали высказывать мнение, что картина, вызвавшая у них поначалу такие серьезные сомнения, является не только поворотным пунктом в карьере Пикассо, но и открывает новую страницу в современной живописи. Все, за исключением Лео Стайна, который так и не смог смириться с изменением манеры письма художника и впоследствии осудил кубизм как «несусветную чушь», рано или поздно признали несравненные достоинства нового направления.

Однако на фоне этого первоначального всеобщего неодобрения было два исключения. Немецкий критик и коллекционер Вильгельм Уде с самого начала не скрывал своего восхищения новым стилем. С ним соглашался его молодой друг Дани ель Анри Канвейлер, которому Уде описал картину до того, как тот увидел это необычное полотно, написанное в манере, чем-то напоминающей ассирийскую манеру письма.

С первой встречи с автором этого революционизировавшего живопись полотна Канвейлер до конца жизни остался другом Пикассо и авторитетным хроникером кубизма с момента его зарождения. Незадолго до этого он отказался от сулившей большое будущее карьеры в Лондоне и переехал в Париж, чтобы стать агентом по продаже картин, привлеченный оригинальной и экспрессивной мощью таких молодых художников, как Пикассо, Дерен, Вламинк и Брак. Они были первыми, кого он выставлял в открытой им галерее на улице Виньон.

Хотя существуют противоречивые утверждения о том, как родилось название картины (Пикассо сам никогда не давал их своим полотнам), очевидно, название «Авиньонские девушки» было придумано Андре Сальмо спустя несколько лет после ее создания. Это название было подсказано ему сходством между изображенными на полотне обнаженными фигурами девушек, демонстрирующими свои чары, и тем, что можно было наблюдать в не пользующихся добропорядочной репутацией домах на улице Авиньон в Барселоне. Кто-то из не отличавшихся чувством меры остряков утверждал, что название картине дала уроженка Авиньона бабушка Макса Жакоба, которая якобы позировала Пикассо для одной из женских фигур.

Как и большинство выдающихся работ Пикассо, это полотно - результат глубоких раздумий художника, в нем - преднамеренное смешение противоречивых стилей. Создается впечатление, будто в момент работы над картиной отношение Пикассо к живописи и понимание им связи между искусством и красотой претерпевали разительные изменения. Этот процесс походил на изменение полководцем тактики в ходе боя. Но вместо сокрытия признаков конфликта между двумя ступенями мысли Пикассо прервал предыдущую на пол пути, позволив тем самым четко увидеть ее общую эволюцию. Именно такое понимание позволяет перебросить мостик через пропасть, отделяющую обворожительное очарование «розового» периода от суровости стиля, которому он давал новую жизнь. Грубое изображение лиц двух женщин справа и полное пренебрежение ко всем классическим канонам красоты опровергало устоявшееся утверждение о том, будто «красота - это правда, а правда - это красота», потому что ни одно человеческое лицо не может иметь столь чудовищные пропорции, как на полотне. И тем не менее их впечатляющее присутствие глубоко воздействует на наши чувства. «Эти лица, сочетающие в себе признаки ада и рая, - говоря пророческими словами Мелвилла, - переворачивают в нас все устоявшиеся представления и вновь превращают нас в пытливых детей в этом мире».

Пикассо завершил работу над «Девушками» спустя год после появления картины Матисса «Радость жизни», с которой она имеет некоторые общие черты. Однако последующая история этих двух полотен совершенно различна. Матисс, по обыкновению, сразу же выставлял свои картины, когда на них, как говорится, еще не высохла краска. И через несколько недель они обычно оседали в богатых коллекциях, ими восторгались ценители живописи во всех уголках мира. «Девушки» Пикассо остались в студии художника, их почти никто не видел. Полотно было лишь однажды выставлено в галерее «Антэн» в 1916 году. Все остальное время оно пролежало свернутым в рулон на полу. Именно в таком виде оно и было куплено Жаком Дюсе в начале 20-х годов, который, кстати, никогда до этого даже не видел его. Дюсе, поняв ценность картины, отвел ей видное место в своей коллекции. Хотя сюрреалисты высоко отзывались о ней и воспроизвели ее в своем журнале «Ля революсьон сюрреалист» в 1925 году, очень немногие знали о ее существовании до показа картины в музее «Пти пале» в 1937 году. Вскоре после этого она была приобретена Музеем современного искусства в Нью-Йорке. По решению руководства музея картина дважды выставлялась в других галереях - Лондонском институте современного искусства в 1949 году и галерее «Тейт» в 1960 году.

История с этой картиной убедительно опровергает бытовавшее мнение недоброжелателей о том, будто Пикассо всеми средствами стремился привлечь к себе внимание публики.

Уже в первые годы после создания этого полотна, когда его видели лишь единицы, оно оказывало на них глубокое воздействие. Именно в это время Дерен и Брак начинают отходить от фовизма и приступают к поискам новых форм в живописи. После первого своего неодобрительного отзыва об этой работе Брак постепенно отказывается от отрицательной ее оценки и становится одним из активных последователей кубизма в бурные годы его развития, начало которому Пикассо положил именно этой работой. Даже в работах Матисса в течение года, последовавшего за созданием «Авиньонских девушек», видны признаки отхода от плоских изображений, свойственных «Радостям жизни», и угадывается стремление придать объекту многомерность. Из книги Пикассо автора Пенроуз Роланд

«АВИНЬОНСКИЕ ДЕВУШКИ» (1906–1909) Новые тенденции и Матисс Парижский «Осенний салон» был создан в 1905 году как протест против безжизненного классического направления в искусстве, апологеты которого всячески препятствовали организации ежегодных выставок авангардистов.

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Девушки на берегу моря До 1894. Музей д’Орсе, ПарижТворчество Пюви де Шаванна находится у истоков символизма, художник наполняет обыденные понятия и действия возвышенным, зашифрованным смыслом. Картину «Девушки на берегу моря» сам автор считал своей лучшей работой.Это

Из книги автора

Авиньонские девицы 1907. Музей современного искусства, Нью-Йорк«Авиньонские девицы» не оставили камня на камне от традиционных изобразительных кодов. Картина дробится на колючие осколки-грани, подчиняясь нервному, пульсирующему ритму: «натура лишь переводится в живопись

Название, англ. : The girls of Avignon.
Оригинальное название : Les Demoiselles d"Avignon.
Год окончания : 1907.
Размеры : 245 × 234 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Нью-Йорк, Музей современного искусства

Полотно было написано в 1907 году и ознаменовало собой новый творческий этап в жизни Пикассо - кубизм. История создания картины гласит, что сюжет навеян кварталом Авиньон в Барселоне, в котором располагался публичный дом. Задумывая произведение, художник сделал несколько эскизов, основные их которых - соблазнительная сцена в борделе, но в процессе работы остановился на выполнении пяти обнаженных фигур и натюрморта.

Эта картина взорвала представление о живописи в обывательском понимании этого слова. Шокировала публику, которая знала Пикассо, и которому вновь удалось добиться ошеломляющего эффекта посредством новаторства. Тут отрицаются и органическая целостность человеческого тела, и его пропорции. Изображения создают эффект трехмерности, а грани, клинья, углы затенены таким образом, что являют собой картину некоего отвердевшего пространства, или прозрачных тел, и все это целостно, непрерывно, обтекаемо…

Мастер представил зрителям неких чудовищ с масками вместо лиц, едва обозначенной половой принадлежностью, пугающими созданиями дикой природы, агрессивной эротики, возбуждающей экспрессии.

Изображенные фигуры выполнены по-разному необычно. Слева силуэт имеет что-то общее с ассирийскими и египетскими рельефами. Женские фигуры в центральной части полотна - это роспись романских храмов Каталонии, с присущим ей мистическим лиризмом. Лица правых фигур напоминают африканские лики. Они как будто владеют знанием жуткого, магического ритуала.

Данный факт имеет свою подоплеку, ведь в 1907 году в Париже проходила выставка, посвященная культуре и быту народов Африки. В своем произведении Пикассо по-новому воссоздал увиденные ритуальные маски африканцев. На картине - таинственные, пугающие зрителя существа, которые завораживают своей неподвижностью. Мастер создал мрачные и загадочные образы, которые подавляют мысли, инстинкты и чувства, довлеют над зрителем. Именно отсюда идет «демонизм» в творчестве мастера, о котором так много говорят критики.

Пикассо ставил перед собой задачу перенести объемную форму на плотность, расчленить ее на геометрические составляющие, а также решить поиск экспрессивной деформации, выразить гротеск. Ему удается насытить фигуры мощной силой и жутковатой агрессией.

В картине присутствуют охристо-розовые цвета и синеватый тон, как дань уже ушедших «голубого и розового» периодов в творчестве художника. Угловато-острые элементы рисунка напоминают технику Матисса. Расположение, группировка фигур - это, скорее всего, от Сезанна, который вдохновил своими «Купальщицами» немало художников-кубистов.

Несомненно, картина имеет традиционное и в то же время новаторское начало. Переплетение этих двух квинтэссенций несет зашифрованность и аллегоричность сюжета. Тут господствуют варварские истоки, стихийные, с хаотичными вкраплениями, когда вся история была соткана из мифов и сказаний.

Парижская богема приняла «Девиц» не однозначно. А. Матисс усмотрел в этом произведении ключ к новому развитию изобразительного искусства, приревновал, а потому отошел к тем, кто был против картины. Жорж Брак, наоборот, настолько восхитился изображением, что она вдохновила его на создание своей «Обнаженной».

История написания полотна, также, тесно связана с личным кризисом отношений мастера и Фернанды Оливье - они девять лет вместе, Пикассо начинает тяготиться этими отношениями, и решает проверить чувства альтернативными связями.

В картине нет сюжетности, она наполнена неким мистическим смыслом. Ее язык необычен и нов, а сама манера исполнения стала значительным событием в изобразительном искусстве того времени.

Своим названием полотно обязано Анре Сальмону - поэту и близкому другу Пикассо.

Описание картины Авиньонские девицы

Тема картины была внушена Пикассо девушками публичного дома квартала Авиньон в Барселоне Я(он походил на улицу, где подростком жил художик). Обычная картина, тема которой - поститутки, представляет красивое нравоучение. На подготовительных эскизах бок о бок с "Авеньонскими девицами" сидят моряки и студент-медик, держащий череп, - нечтно вроде memento mori, объеденяющей секс и смерть. Окончательная версия картины представляет пять проституток перед наполовину прикрытой шторой, в нижней части композиции - натюрморт из плодов.

Это - отличающееся от предшествующих, не дискурсивное (то есть последовательно рассказанное) произведение художника. Значение следует за символом и педставляется скорее как вызов. Близких Пикассо шокировала не столько тема, сколько манера, в которой выполненна картина: ее фигуры напоминают разобщенные доски изгороди, через которую глаз фиксирует события.

Источники картины различны. Предыдущим летом Пикассо провел "каникулы" в Госоле, прогретой солнцем деревне выше долины Андорры, в сердце Пиренеев. Там он участвовал в жизни крестьян - сопровождал их на охоте, слшал легенды, гулял. По возвращении в Париж художник приобрел две каменные иберийские головы с сомкнутыми глазами и сжатыми челюстями. К этому добавляется открытие африканской скульптуры, без сомнения решающее.

"Авиньонские девицы" выполненв в два периода ожесточенной работы - приблизительно по шесть месяцев для каждой из сторон, очень отличающихся друг от друга. В первый период художник написал три центральные фигуры, за исключение головы женщины помещенные в левой части и выполненные в том же стиле, что и созданные в Госоле произведения и иберийские скульптуры. Обнаруживаются характерные моменты: тяжелые подбородки, огромные уши и выпученные глаза. Пикассо наслаивал на полотно их тела, фиксируя угловатость груди и коленей, ориентировал их носы, презрев все правила живописи, установившиеся начиная с Ренессанса.

Писатель и коллекционер Гертруда Стайн познакомилась с этой картиной и написала: " Каждый шедевр родился на свет с дозой уродства в нем. Это уродство - знак борьбы творца с целью создания новой ыещи новым образом". Прекрасная брутальность выражена, главным образом, персонажами правой стороны, которая была выполнена возможно в июле с неслыханной, "дикой" смелостью: параллельные полосы, штриховки, надрезы, которыми исполосованы тела.ю узкие неодинаковые глаза. Тела этих персонажей, с их чистыми цветами, - более угловатые, чем тела трех других женщин и сидящей проститутки внизу справа - с ногами и бюстом, повернутыми так, что она становится похожей на монстра.

Видение Пикассо в "Авеньонских девицах" боизко примитивам, нагружено дедовскии страхами и отложившимися в паяти угрозами. Пикассо в рамках ретроспективы хотел изобразить что-то противоположное "Турецким богиням" Жана Доминика Энгра. В Госоле за год до "Авиньонских девиц" он создал почти монохромную композицию "Гарем". Это как первый этап к созданию "Авиньонских девиц".

Для своих значимых работ художник всегда делал эскизы. "Авиньонские девицы" сопровождались многочисленными этюдами, среди которых - параллельно выполненные эскизы обнаженных. Существуют так же эскизы, выполненные китайской тушью. Говорят о том, что знаменитая картина многим обязана Сезанну (будучи "отщепенцем" импрессионизма, он стал героем художников молодого поколения). Авеньонские девицы - предвестники кубизма, с которго начнется следующий год, ставший революционным для современного искусства. Автору этой революции 26 лет. Картина, будучи скатана, кочевала по мастерским художника, в конечном счете найдя приют в музее лишь спустя 32 года - своего рода шедевр в кредит.

В 1924 году она оказалась в частной коллекции одельера Жака Дусе, купивего ее по совету Андре Бретона за 25 000 франков, выплаченных в виде 12 ежемесячных взносов.