Безопасность жизнедеятельности в условиях глобальных воздействий техносферы. Понятие техносферы

На всех этапах своего развития человечество непрерывно воздействовало на среду обитания, в результате чего она медлен-но изменяла свой облик. Начиная с середины XIX в. преобра-зующая роль человека в развитии среды обитания стала сущест-венно возрастать. Этому способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интен-сивное развитие промышленного и сельскохозяйственного про-изводства, массовое использование средств транспорта, рост за-трат на военные цели, технический прогресс и научно-техническая революция.

Указанные процессы привели к тому, что к середине XX в. на Земле возникли зоны частичной, а в ряде случаев и полной ре-гиональной деградации биосферы. Таким образом, в результате активной деятельности человека во многих регионах нашей пла-неты была разрушена биосфера и создана новая, искусственная среда обитания - техносфера. Техносфера - совокупность регио-нов биосферы, в которых природная среда полностью или час-тично перестроена человеком при помощи прямого или косвен-ного технического воздействия с целью наибольшего соответст-вия своим материальным и духовным потребностям

В XX в. быстрыми темпами шел процесс расширения техно-сферы и наращивания ее мощности. В табл. 1 приведены пара-метры, характеризующие развитие техносферы.

Урбанизация (от лат. Urbos - город) - процесс увеличения доли городского населения.

Таблица 1

Динамика роста техносферы в XX веке _

Показатели

Начало XX в.

Конец XX в.

Валовой мировой продукт, млрд. $ США за год

20 ООО

Мощность энергопотребления, МВт

1 ООО ООО

10 000 000

Численность населения, млрд. чел.

Потребление пресной воды, куб. км за год

4 000

Потребление ежегодного прироста биомассы продуцентов биосферы, %

Поскольку на сегодняшний день не известно другого источ-ника роста хозяйственной деятельности человека, кроме потреб-ления природных ресурсов, развитие техносферы осуществлялось за счет разрушения природной среды и вытеснения естественных экосистем биосферы. Экспоненциальный рост хозяйственной деятельности привел к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой. Данные табл. 2 показывают, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными естественными экосистемами.

Таблица 2

Территория Земли, нарушенная хозяйственной деятельностью _

Континент

Территория, %

Ненарушенная

Полностью нарушенная

Вся суша

51,9

36,3

Европа

15,6

64,9

Азия

43,5

29,5

Африка

48,9

15,4

Северная Америка

56,3

29,4

Южная Америка

62,5

15,1

Австралия

62,3

12,0

Антарктида

100,0

В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах - в Европе, Северной Америке, Японии. Здесь естествен-ные экосистемы сохранились в основном на небольших площа-дях, они представляют собой небольшие пятна биосферы, окру-женные со всех сторон нарушенными деятельностью человека территориями и поэтому подвержены сильному техногенному давлению. Техносфера - детище человеческой цивилизации - по-степенно замещает собой биосферу.

К новым, техносферным, относятся условия обитания чело-века в крупных городах и промышленных центрах. Все большееколичество людей испытывают на себе эти условия существова-ния благодаря процессу урбанизации населения Земли. Процесс урбанизации имеет во многом объективный характер. Урбаниза-ция способствует повышению эффективности деятельности чело-века, решает социальные и культурно-просветительские пробле-мы общества.

В табл. 3 приведены данные ООН о населении, проживавшем в городах мира в разные годы.

Таблица 3

Темпы урбанизации населения Земли

Год

1880

1950

1970

1984

2000

Городское население, %

13,1

Безопасность жизнедеятельности. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др.

7-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2007. - 616 с.

В учебнике даны научно-практические знания в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Основное внимание уделено оценке влияния опасностей на человека, методам идентификации опасностей техносферы, средствам и способам создания малоопасных технических средств и технологий, а также выбору и применению защитных средств в опасных и чрезвычайно опасных условиях жизнедеятельности.

Для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений.

Формат: pdf / zip

Размер: 8 ,8 Мб

Скачать:

RGhost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Введение. Причины возникновения, цель и содержание учения о безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека в техносфере 5
8.1. Человек и среда обитания 5
8.2. Эволюция системы «человек - среда обитания». Переход к техносфере 6
8.3. Причины возникновения учения о БЖД 13
8.4. Цель учения о БЖД 23
8.5. Содержание учения о БЖД 24
8.6. Место и роль знаний о БЖД в современном мире 28
8.7. Образование в области БЖД в России 29
РАЗДЕЛ I. УЧЕНИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. . 31
Глава 1. Теоретические основы учения 31
1.1. Принципы, понятия и термины науки о БЖД 31
1.2. Основы взаимодействия человека со средой обитания 35
1.3. Параметры и виды воздействия потоков на человека 37
1.4. Опасности, их классификация 42
1.5. Причинно-следственное поле опасностей. 48
1.6. Объекты и зоны защиты, критерии оценки их состояния 50
1.7. Безопасность, системы безопасности 65
РАЗДЕЛ II . ОПАСНОСТИ ТЕХНОСФЕРЫ 71
Глава 2. Источники опасностей 71
2.1. Естественные опасности 71
2.2. Техногенные опасности 74
2.3. Антропогенные опасности 92
Глава 3. Зоны с высокой совокупностью опасностей в техносфере.... 96
3.1. Окружающая среда регионов и крупных городов 96
3.2. Производственная среда 99
3.3. Зоны чрезвычайных ситуаций 102
РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА 106
Глава 4. Основы физиологии труда 106
4.1. Классификация основных форм деятельности человека 106
4.2. Энергетические затраты при различных формах деятельности... 108
4.3. Классификация условий трудовой деятельности 110
4.4. Оценка тяжести и напряженности трудовой деятельности 112
4.5. Работоспособность и ее динамика 117
Глава 5. Комфортные условия жизнедеятельности 119
5.1. Теплообмен человека с окружающей средой 119
5.2. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека... 124
5.3. Терморегуляция организма человека 130
5.4. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата 133
Глава 6. Воздействие опасностей на человека и техносферу 135
6.1. Системы восприятия человеком состояния окружающей среды. . 135
6.2. Воздействие опасностей и их нормирование 150
6.2.1. Вредные вещества 151
6.2.2. Вибрации и акустические колебания 169
6.2.3. Электромагнитные поля и излучения 183
6.2.4. Ионизирующие излучения 197
6.2.5. Электрический ток 201
6.2.6. Сочетанное действие вредных факторов 204
6.2.7. Оценка влияния вредных факторов на здоровье человека 212
РАЗДЕЛ IV. ЗАЩИТА ОТ ОПАСНОСТЕЙ В ТЕХНОСФЕРЕ 219
Глава 7. Этапы создания безопасного жизненного пространства 219
Глава 8. Общие принципы защиты от опасностей 224
Глава 9. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности 230
9.1. Промышленная вентиляция и кондиционирование 230
9.2. Защита от влияния инфракрасного излучения, высоких и низких температур 243
9.3. Производственное освещение 249
9.3.1. Параметры и устройство освещения 249
9.3.2. Нормирование и расчет освещения 257
9.4. Цветовое оформление производственного помещения 260
Глава 10. Защита атмосферного воздуха, гидросферы и земель. Обеспечение чистоты питьевой воды и пищевых продуктов 262
10.1. Защита атмосферного воздуха 262
10.1.1. Состав и расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 262
10.1.2. Средства защиты атмосферы 272
10.2. Защита гидросферы 291
10.2.1. Состав и расчет выпусков сточных вод в водоемы 291
10.2.2. Средства защиты гидросферы 296
10.2.3. Питьевая вода и методы обеспечения ее качества 312
10.3. Защита земель 316
10.3.1. Обращение с отходами 316
10.3.2. Требования к пищевым продуктам 327
Глава 11. Защита от опасностей технических систем и производственных процессов 331
11.1. Анализ опасностей 331
11.1.1. Понятия и аппарат анализа опасностей 331
11.1.2. Качественный анализ опасностей 341
11.1.3. Количественный анализ опасностей 362
11.2. Средства снижения травмоопасности технических систем 372
11.2.1. Защита от механического травмирования 372
11.2.2. Средства автоматического контроля и сигнализации 376
11.2.3. Защита от опасностей автоматизированного и роботизированного производства 378
11.2.4. Средства электробезопасности 378
11.3. Защита от энергетических воздействий 383
11.3.1. Обобщенное защитное устройство и методы защиты 383
11.3.2. Защита от вибрации 386
11.3.3. Защита от шума, электромагнитных полей и излучений 400 1
11.3.4. Защита от ионизирующих излучений 432
Глава 12. Защита от опасностей при чрезвычайных ситуациях 438
12.1. Источники и классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 438
12.2. Прогнозирование параметров и оценка обстановки при ЧС 444
12.3. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС 461
12.4. Защитные мероприятия при ЧС 491
12.5. Ликвидация последствий ЧС 493
12.6. Защита от терроризма 497
Глава 13. Средства индивидуальной защиты 500
Глава 14. Защита от антропогенных опасностей 509
14.1. Психофизическая деятельность человека 509
14.2. Взаимодействие человека и технической системы 511
14.3. Критерии оценки надежности человека-оператора 513
14.4. Организация трудового процесса 516
14.5. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков 520
14.6. Трудовое обучение и стимулирование безопасности деятельности 521
РАЗДЕЛ V. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 529
Глава 15. Правовые и организационные основы 529
15.1. Правовые и нормативно-технические основы 529
15.2. Организационные основы управления 537
15.3. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности 555
15.4. Международное сотрудничество 565
Глава 16. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности 568
Глава 17. Отраслевые проблемы безопасности жизнедеятельности 583
Глава 18. Безопасность жизнедеятельности в специальных условиях 591
Заключение 601
Приложение. Термины и определения в БЖД 611
Список литературы 613

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек - среда обитания». Действуя в этой системе, человек непрерывно обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе и использует защиту от негативных воздействий, как со стороны среды обитания, так и себе подобных. Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. Окружающая человека среда в настоящее время кроме природной (общей для всех животных) включает, созданную человеком, материальную среду.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или природную среду. Окружающая человека среда кроме природной (общей для всех животных) включает, созданную человеком, материальную среду.

И вокруг человека возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой (природой) и др. Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний - «Экология техносферы», где главными «действующими лицами» являются человек и созданная им техносфера Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов/ С. В. Белов, И. В. Ильницкая и др.; 7-е издание; М.: Высшая школа, 2007. С. - 5. На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик, а с середины XIX веке начался активный рост воздействия человека на среду обитания. В XX веке, на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряду случаев и к полной региональной деградации. На эти изменения повлияли:

  • * высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;
  • * рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;
  • * интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • * массовое использование средств транспорта;
  • * рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

Постепенно создается новая среда, формируется симбиоз техники и человечества в природе. Техника буквально окружила человека, оттеснив природу. В итоге появились новые техносферные условия обитания человека. К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Фактически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов.

Однако появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой. На планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. Человек начал воспринимать природу как мастерскую. Природа при этом отчуждалась в объект познания, в сырье, ресурсы и строительный материал, а в человеке развивались те качества, которые были для этого необходимы. Долгое время все изъятия из природы, производимые человеком, не разрушали ее целостности и способности к восстановлению. Между человеком и природой нарушилась гармония.

Развитие техносферы в ХХ веке шло очень высокими темпами по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к двум диаметрально противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. С другой -- были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако, созданная руками человека техносфера не оправдала во многом надежды людей. Человек слишком активно стал преобразовывать, подминать природу под себя.

Увы, человечество не учло того, что одновременно появлялись и негативные факторы техносферы. «Создавая техносферу, мы получаем не только комфорт, но и порождаем опасности» Белов С. В. Российская система образования в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере // Технологии гражданской безопасности. 2004. - № 3. - С. 26.

Техносфера - среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека. (По определению к техносфере относиться все, что создано человеком, - производственная, городская, бытовая среды и т.п.)

Техносфера обычно рассматривается как целостная глобальная система в двух системных связках а. «человек-техносфера» и б. «техносфера-биосфера». В первой связке техносфера - естественная система (продолжение структурного усложнения живой природы), а во второй - искусственная(отделяет человека от нее)

Структурные элементы:

А. Технические изделия, являющиеся конечным звеном преобразования природного вещества. Объекты техносферы в качестве техноценозов как спонтанно образующихся сообществ и технологических видов как единиц этих сообществ.

Б. Территориально-промышленные комплексы (ТПК). Определяющими являются внешняя функция загрязнения окружающей среды, а также общая для каждого из них функция цели и управления со стороны человеческого общества.

Более мелкими структурные элементы технотрофических цепей – предприятия = организм в биосфере.

Единичным элементом структуры техносферы можно считать элементарный технологический процесс преобразования вещества

Техносфера - внутренне сложная структура, основными компонентами которой являются:

Технические артефакты;

Технические знания;

16.Роль цветового оформления производственного интерьера

В производственной среде цвет используется как средство информации и ориентации, как фактор психологического комфорта и как композиционной средство. Цвет оказывает влияние на работоспособность человека, на утомление, ориентировку, реакцию. Холодные цвета (голубой, зеленый, желтый) действуют успокаивающе на человека, теплые цвета (красный, оранжевый) действуют возбуждающе. Темные цвета оказывают угнетающее действие на психику. При выборе цвета, цветовом оформлении производственных помещений нужно руководствоваться указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования. Цветовое решение характеризуется цветовой гаммой, цветовым контрастом, количеством цвета и коэффициентами отражения.



Цветовая гамма - это совокупность цветов, принятая для цветового решения интерьера. Она может быть теплой, холодной и нейтральной. Для литейных, кузнечных, термических цехов целесообразна, холодная цветовая гамма.

Цветовой контраст - это мера различия цветов по их яркости и цветовому тону. Он может быть большим, средним и малым. Количество цвета - это степень цветового ощущения, зависящая от цветового тона, насыщенности цвета объекта и фона, от соотношения их яркостей и угловых размеров.

При выборе цветового решения интерьеров нужно учитывать категорию работы, ее точность, санитарно-гигиенические условия.

Значительная роль в интерьере принадлежит выбору коэффициентов отражения поверхностей. Потолки помещений окрашиваются в белый цвет или близкие к белому цвету. Нижняя часть стен окрашивается в спокойные тона (светло-зеленый, светло-синий).
Металлорежущие станки окрашиваются в светло-зеленый цвет, литейное оборудование в бежевый, термическое в серебристый, транспортные механизмы в зеленый.
Красный цвет используется для предупреждения о явной опасности, запрещении, желтый предупреждает об опасности, обращает внимание, зеленый цвет означает предписание, безопасность, синий информацию. Желтый цвет призывает к повышенному вниманию, в него окрашивают сигнальные лампы, предупреждающие знаки и др.

Красный цвет сигнализирует об опасности и возможной аварии. Этим цветом окрашивают открытые части электрооборудования, внутренние поверхности ограждений, предельные отметки на шкалах приборов, запрещающие знаки (запрещают курить, прикасаться к опасным поверхностям, запрещающие дорожные знаки и т.д.). Противопожарное оборудование так же окрашено в красный цвет.

С целью повышения общей безопасности, как опознавательную окраску для баллонов со сжатым и сжиженным газом применяют: голубой цвет - для баллонов с кислородом; белый - для ацетилена. Водопроводы для технической воды в чёрный, маслопроводы в коричневый.

Цветовое оформление производственных помещений должно удовлетворять физиологическим, психологические и эстетическим потребностям человека. Воздействие цвета на человека различно. Красный цвет вызывает у человека условный рефлекс, направленный на самозащиту. Оранжевый стимулирует к активной. Желтый располагает к хорошему настроению. Зелёный цвет - цвет покоя и свежести, успокаивающее действие на нервную систему, а в сочетании с желтым благотворно влияет на настроение. Синий и голубой цвета кажутся легкими и воздушными, под их воздействием уменьшается физическое напряжение, они успокаивают ритм дыхания и пульс. Черный цвет - мрачный и тяжелый, снижает настроение. Белый цвет является холодным и способен вызвать апатию.

Рациональной считают такую цветовую окраску, которая позволяет обеспечить: гармоничное единство производственного помещения и производственного оборудования; уменьшить утомляемость глаза; исключить отблески от окрашенных поверхностей при солнечном и искусственном освещении. В общем это создает оптимальные условия для зрительной работы и способствует повышению работоспособности.

17.Виды,источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

Техносфера - совокупность элементов среды в пределах географической оболочки Земли, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе. Техносфера является совокупностью абиотических, биотических и социально-экономических факторов.

Техносфера является частью социокультурного пространства, обуславливающей процессы жизнеобеспечения, социализации, коммуникации членов общества. Техносфера - внутренне сложная структура, основными компонентами которой являются:

Технические артефакты;

Технические знания;

Техническая (не только специально инженерная, но и управленческая, хозяйственно-бытовая и т. п.) деятельность.

Социодинамика техносферы обусловлена как внутренними, находящимися в самой техносфере, так и внешними социокультурными факторами.

Социокультурные смыслы техники, технического знания и инженерии выявляются через понимание их как:

Определенных социокультурных ценностей;

Уровня развитости научно-технического знания;

Степени совершенства инженерной деятельности в трех ее проявлениях: проектировочной деятельности, изобретательско-конструкторской, технолого-эксплуатационной.

Основными опасностями техносферы являются гамма-илучения - вид электромагнитного излучения с чрезвычайно малой длиной волны.

Все опасные и вредные производственные факторы подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относят электрический ток, повышенное давление паров и газов в сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недостаточную освещенность и др.

Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещества в различных состояниях.

Биологические факторы - это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных.

Психофизиологические факторы - это физические и эмоциональные перегрузки , умственное перенапряжение , монотонность труда .

Четкой границей между опасными и вредными производственными факторами часто не существует. Например, воздействие на работающего расплавленного металла. Если человек попадает под его непосредственное воздействие (термический ожог), это приводит к тяжелой травме и может закончиться смертью пострадавшего. В этом случае воздействие расплавленного металла на работающего является согласно определению считается опасным производственным фактором. Если же человек, постоянно работает с расплавленным металлом, находится под действием лучистой теплоты, то под влиянием облучения в организме происходят биохимические сдвиги, нарушения деятельности сердечно-сосудистой и нервной системы. Длительное воздействие инфракрасных лучей - приводит к помутнению хрусталика. Таким образом, во втором случае воздействие лучистой теплоты от расплавленного метала на организм работающего является вредным производственным фактором.

Таким образом, перефразируя аксиому о потенциальной опасности, сформулированную О.Н. Русаком, можно утверждать: жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Аксиома предопределяет, что действия человека и все компоненты среды обитания все технические устройства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов.

Основное желаемое состояние объектов защиты - безопасное, оно различается при полном отсутствии опасностей.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Состояние условий труда, при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов, называется безопасностью труда.

Безопасность жизнедеятельности в условиях производства имеет и другое название - охрана труда .

Средней тяжести физические работы разделяют на категорию 2а - энергозатраты от 151 до 200 кал/ч и категорию 2б - энергозатраты от 201 до 250 ккал/ч.

К категории 2а относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением тяжестей до 1 кг, и требующие определенного физического напряжения (ряд профессий в механосборочных цехах, прядильно-ткацком производстве и т. п.)

К категории 2б относятся работы, связанные с ходьбой перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (ряд профессий в механизированных, литейных, кузнечных, термических сварочных цехах и т.п.).

К категории 3 относятся работы, связанные с постоянным передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (грузчики, каменщики, ряд профессий в кузнечных цехах с ручной ковкой и т.п.)

К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких инструкций. Творческая деятельность относится к напряженному труду 2-й степени.

Напряженность зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов. При длительности наблюдения до 25% от продолжительности рабочей смены условия труда являются оптимальными, 26-50% -допустимые, 51-75% - напряженный труд 1-й степени, более 75% - 2-й степени.

По численности объектов: до 5 объектов оптимальные, 6-10 объектов - допустимые условия труда, более 10 - напряженные 2-й степени.

Работа с видеосплейными терминалами до 2ч за смену - считается оптимальной, до 3-х часов - допустимой, свыше 3ч напряженный труд - 3 - 4 ч (напряженный 1-й степени), более 4 ч (напряженный 2-й степени).

При продолжительности рабочего дня до 7 ч - оптимальные условия труда, до 9 ч - допустимые, более 9 ч - напряженные.