Буква ю, ю и звуки, которые она обозначает. Большая буква ю

Организация: МАДОУ №94

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Цель: познакомить детей с гласным звуком[ йу ], с буквой «Ю».

Задачи :

  1. развивать фонематический слух, находить звук в словах, в трех позициях;
  2. продолжать учить детей читать;
  3. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

Оборудование: письмо, разрезная азбука, палочки, картины железных изделий, мяч, карточки слов, карточки «изучаем букву Ю», карточки эмоций, колокольчик.

Ход занятия:

1. Орг. Момент:

1.1. Звенит колокольчик. Дети входят в группу и встают возле столов.

Доброе утро, ребята!

Заходите дети в группу,

Прозвенел звонок сейчас,

Все тихонько, быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те,чьи имена начинаются на согласный звук. Молодцы!

1.2. Воспитатель: Ребята, к нам на группу пришло письмо (показываю). От кого оно я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? Обсуждаем варианты.(Юра). Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

«Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда вы скоро пойдете. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.»

- Готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?

- Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

2. Ход занятия:

И так, первое задание.

– Отгадайте любимую букву Юры.

– Это буква «Ю».

– Почему вы так думаете?

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

Дети : - Гласный

Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

Дети: - А, О, У, Е, Я

Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю?

Дети: - Два.

Воспитатель: - А какие это звуки?

Дети: - [й] и [у]

–В ней живут два звука «Й», «У»

Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю

Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите звук Ю обозначается гласной буквой Ю. (показ буквы)Задание 2. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Написать Ю на карточке, придумать волшебную штриховку.

Пальчиковая гимнастика:

В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.

Там друзей себе найду.

Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.

Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.

Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

Дети: - О

Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква…. Ю.

Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю. (из частей в парах)

Задание 3: Дети в паре составляет букву Ю из палочек .

Задание 4: Коллективное составление отгадки на загадку

Ночь, но если захочу,

Щелкну раз,-

И день включу. (Выключатель).

Давайте посчитаем сколько слогов в слове « Выключатель». (прохлопываем)

Какой первый звук?

Какой последний звук?

Назовите гласные звуки.

Где стоит буква «Ю»?

Задание 5: Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. Предлагаю поиграть с мячом в Игру «Ты-я» .Вставйте в круг,я бросаю мяч и спрашиваю Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь я делаю. Например:

Ты Читай – Я читаю

Где стоит буква «Ю»?

Задание 6: «Где спрятался звук Ю» (педагог раздает карточки слов, просит прочитать,спрашивает устно, где звук)

- Ребята, где может находиться звук в слове?

В начале: юла, Юпитер, юнга

В середине: ключ, тюль, клюв,

В конце: рою, дую, жую, грею

Закрепление материала:

На карточке раскрасить, соответствующий квадрат

Салют – последний кубик, ключ в середине, юла –первый кубик)

3. Физкультминутка.

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

А теперь сменю я ножку.

И на ней крутнусь немножко,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

Задание 7.

Ребята, посмотрите на коврографе слова, я вам предлагаю прочитать добавляя букву ю по очереди,по цепочке:

Дополнительно:

Задание 8: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

Я положу в него……………………….. (назвать по очереди)

Это - школьные принадлежности.

4. Итог занятия

Воспитатель:

Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

Молодцы. Итак, что было трудным, что очень понравилось? С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

5. Рефлексия

«Солнышко и тучка»

А сейчас попрошу оценить свою работу выбрать карточку

Если у вас все получилось –« солнышко»,

Если некоторые задания вызывали затруднения – «солнышко с тучкой»

Если я допустил много ошибок – «тучку с дождиком».

И прикрепить на доску.

Список литературы:

  1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте. " УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
  2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
  4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
  5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.

Надежда Штанько

Конспект открытого занятия.

для детей подготовительной к школе группы

воспитателя Штанько Н. А.

Тема: Буква «Ю», звук «Ю»

Цель: познакомить с буквой и звуком «ю».

Задачи : развивать фонематический слух; учить выделять звук «ю» в словах; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

Оборудование: проектор

Ход занятия :

Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

Дети : - Гласный

Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

Дети: - А, О, У, Е, Я

Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю

Дети: - Два.

Воспитатель: - А какие это звуки?

Дети: - [й] и [у]

Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите на экран, (слайд № 1) звук Ю обозначается гласной буквой Ю. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

Дети: - О

Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква…. Ю.

Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю.

Дети каждый составляет букву Ю .

Воспитатель: - Ребята, у меня есть волшебный сундучок, а в нем игра «Угадай, как нас зовут?». Карточки, а к ним вот такое задание: Отгадайте имена этих ребят по первым буквам слов. (Слайд № 2,3)

(Юбка, лук, яблоко – ЮЛЯ

Юла, рак, арбуз - Юра).

Давайте прохлопаем слово ЮЛЯ сколько здесь слогов? (2, а в слове ЮРА? тоже 2, а с какой же буквы начинаются эти имена?

Дети: С буквы Ю.

Воспитатель : Ребята, что это за звук? (слайд № 4)

Дети : Поезд.

Воспитатель: - Ребята, он нам тоже привез какое-то задание.

Паровозик хочет с вами поиграть. Ему очень нравятся гласные звуки, особенно звук [ю]. Определите место звука [ю] в этих словах. Если звук в начале слова - положите картинку в главный вагончик, если в середине - во второй вагон, в конце - в последний.

(Юла, юбка, утюг, ключ, клюква, клюшка, мою, дую, лаю, вою)

Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием справились. А теперь немного отдохнем: Осенью на небе очень много туч и облаков, я вам предлагаю сыграть в игру Беленькое облако.

Беленькое облако поднялось над крышей

Устремилось облако выше, выше, выше

Ветер это облако зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу.

Встаем в круг. Сравнение на слух:

Лук – люк.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, я вам предлагаю прочитать по очереди слова: (Слайд № 5)

ПО Ю

Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю вернуться за столы, а в моем волшебном сундучке еще что-то для вас есть.

Составление отгадок на загадки:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква) (Слайд № 6)

Составляем слово клюква.

Костыль кривой

Так и рвется в бой.

(Клюшка) (Слайд № 7)

Из меня берут порою

А в руках твоих открою

Я любой замок.

(Ключ ) (Слайд № 8)

Воспитатель : - Объясните значение слова ключ. Давайте составим предложения с этим словом.

Дети: - Я могу ключом открыть замок.

Воспитатель: - Молодцы. Итак, с какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

(Ответы детей )



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация Ученика 1 класса «А» ГБОУ СОШ №49 Юсипова Амира

Буква Ю – 32-ая буква современного русского алфавита. Она пришла из кириллицы. Выглядит «Ю» устойчиво – уже не укатится, кружочек – то крепко пристегнули к палочке. Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри – ка, что случилось: Получилась буква Ю!

И слова с нее начинаются знатные: Юпитер, например. Ведь это какая огромная планета! И чудо как хороша! Да много чего еще на «Ю» хорошего начинается! По мнению Павла Глобы буква «Ю» связана с юмором. Эта буква несёт любознательность. Носители имен на эту букву все обращают в шутку.

Ю ность – какая прекрасная пора! Ю г, кстати, тоже хорошо – фрукты, солнце, витамин D.

Жил-был зверь на букву Ю. Чистил мордочку свою. Бегемот - на букву Б, А петух - на букву П. Крокодил на букву К, И кабан на букву К. Утконос - на букву У! Что за зверь на букву Ю? У него длиннющий хвост? - Да. - У него огромный рост? - Нет. - У него густая шерсть? - Да. - У него копыта есть? - Нет. - Зубы острые у зверя? - Да. - Я боюсь его тогда. Весёлые стихи

А этот зверь совсем не страшен. Это просто кошка наша. - Почему ж она на «Ю»? - Юлькой кошку звать мою!

На одной ноге кружится, Беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная… (юла). И г р а «Доскажи словечко». На прогулку вышел хряк, Постоял и в лужу – бряк. Сам доволен: – Хрю-хрю-хрюк, Хорошо, что я без… (брюк).

Маленькая Юлька, Ты у нас чистюлька. Любит Юлька юмбрики И играет в кубики. Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла. Скороговорки

Найди слова на букву

Это женская одежда, На нее у дам надежда: Прикрывает, как и шубка, Не короткая коль… (юбка) Лето – жаркая пора, Едет к морю детвора! Подколес веселый стук Поезд движется на… (юг) Кручусь, верчусь И мне не лень Вертеться даже Целый день! (юла) Загадки

Ну-ка вспоминайте, какие были слова на букву Ю?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".

Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...

Проект: "Весёлая азбука. Буква П".

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".

Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....

Проект: "Весёлая азбука. Буква А".

Проект "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте более интересными и эффективными. Ведь ученики выступают в роли учителя. Проект - совместное творчество родителей и детей....