Чёрный обелиск (роман). Роман «Черный обелиск

“Чёрный обелиск” – это больше автобиография, исполненная в виде художественной обработки, нежели взятый из личных переживаний автора сюжет. Маститая фигура Ремарка давно вознеслась над безликой массой так называемых писателей, чья жизненная цель состоит в трате бумаги, не несущей никакой смысловой нагрузки; Ремарк блестяще выглядит на фоне заслуженных авторов, каждому из них отведено место в сердце читателя, где Ремарк отвечает за страдания души. В литературе не так уж много примеров, когда представляется уникальная возможность понять автора без лишних биографий и людей, что в них пытаются разобраться. “Чёрный обелиск” охватывает отрезок от окончания войны до начала журналисткой деятельности, когда Ремарк подрабатывал продавцом надгробий и был органистом в психиатрической клинике: всё это оставило отпечаток на авторе не менее сильный, нежели Первая Мировая война. Когда перед писателем встал вопрос о выборе сюжета для новой книги после сдачи в печать “Времени жить и времени умирать”, где тема ужасов войны была показана в очередной раз, а снова говорить о выгнанных политическим режимом из Германии людях больше не было сил, тогда Ремарк взял за основу небольшой фрагмент, решив его превратить в полноценный роман.

К удивлению читателя, “Чёрный обелиск” – это бесконечная история в духе Ремарка, но не имеющая в себе повторяющихся элементов. Да, герои кажутся точно такими же. Девушка главного героя по-прежнему страдает недугом, наивна как ребёнок и её любовь – желание расстаться с одиночеством; только вместо физических дефектов для читателя заготовлено душевное заболевание, о котором Ремарк будет долго размышлять, предлагая свои способы лечения, вплоть до эвтаназии, постоянно переосмысливая подход к людям, чьё мировосприятие отлично от нашего. С одной стороны – общество ничего для душевнобольных сделать не может, с другой – нет гарантий, что именно мы смотрим на мир правильно. Стоит предположить, Ремарк действительно мог общаться в психиатрической клинике с пациентам, (возможно) вплоть до любовных увлечений: слишком идеализирует он свои ощущения, не давая конкретной картины заболевания, выставляя на суд читателя девушку с небольшими отклонениями между несколькими личностями, не желающими ужиться в одном теле, что со стороны кажется слишком поверхностным подходом к изучению проблемы. Но Ремарк просто делится переживаниями юности, не стремясь прослыть знатоком среди психиатров – созерцание и так давит на него всей тяжестью среди и без того тяжёлых дней.

Сам главный герой – это всё тот же парень, чьи порывы знакомы читателю слишком хорошо. Они не сильно изменились со времени “На западном фронте без перемен”, пока главный герой вместе с “Тремя товарищами” пытался разобраться в разваливающемся мире, погружаясь всё больше в атмосферу декаданса, чтобы потом скитаться по послевоенной Европе в поисках своего угла, переходя границу за границей, дабы “Возлюбить ближнего своего” и сразу следом взирать на “Триумфальную арку” без осознания каких-либо перспектив в мире, выкинувшем тебя на свалку истории, покуда не грянет война, чтобы снова настало “Время жить и время умирать”. Теперь пришла пора вспомнить прожитые дни, стараясь выжить в мире гиперинфляции, чтобы позже показать блеск возрождающейся Европы под шум гоночных моторов и под звон бокалов с Дом Периньон, когда безусловно “Жизнь взаймы”.

Каждый человек в “Чёрном обелиске” – это именно человек, всем Ремарк даёт вторую жизнь. Никто из них не знает, как сложится судьба в этом странном мире, где всё начинается с тридцати тысяч марок за доллар, а к концу книги цена доллара достигает миллиарды марок. В таком мире просто невозможно существовать, отчего многие заканчивают жизнь самоубийством. Хорошо, если ты работоспособный, имеющий все возможности добыть себе пропитание. Но если ты на пенсии или не можешь работать, тогда стоит ждать голодную смерть, с чем многие не соглашаются, предпочитая досрочно прекратить свои мучения. Каждый герой книги заглядывает в светлое довоенное прошлое, желая вернуть тех умных людей, при которых страна процветала. Ремарку такое до боли противно – он безапелляционно заявляется, что именно то правительство считало себя слишком важным, чтобы толкнуть Германию к развалу, надеясь извлечь выгоду из войны. Стоит более внимательнее приглядываться к голубым тонам неба и к зелёным оттенкам травы, имея нужные пробники, чтобы сказать какое молоко действительно вкуснее – нет простых решений в постоянно меняющемся мире.

Главный герой “Чёрного обелиска” не заглядывает вперёд, не имея никаких представлений о будущем. Только к концу книги Ремарк скажет о том, как сложилась жизнь каждого. Но до того момента читателю предстоит на себе лично почувствовать все прелести разваливающейся экономики, где каждый играет на повышение, а о понижении может только мечтать. Удивительно, что герои Ремарка мало употребляют алкоголь: наверное, им совсем не до него. Хотя, некоторый упор сделан на водку, приведённую в качестве приятного бонуса для развлечения, когда одно из действующих лиц может на вкус определить точное её происхождение. И ведь никто не спивается, исправно выполняя свою гражданскую функцию, поддерживая оптимистичный настрой среди своего окружения. На этом фоне перед читателем всё больше вырастает фигура Гитлера, которая ещё до прихода к власти стала получать всё больше влияния, чьи предлагаемые методы на фоне общего упадка воспринимались людьми с крайним воодушевлением. В такое время, когда каждый пятый лез в петлю, в душу людей могло проникнуть только обещание самых решительных действий, способных возродить очередной германский рейх, на этот раз третий по счёту.

Если в “Трёх товарищах” очень хорошо показываются чувства людей, отрицающих саму возможность лучшей жизни, ожидая всё большего ухудшения дел, то “Чёрный обелиск” дышит верой и надеждой на скорое исправление ситуации. Ремарк описывает утрату патриотизма, заставляя людей негативно относиться к хранителям старого порядка, сжигая флаги и убивая тех, кто за флаг готов погибнуть. Германия в руинах, но Германия готова встать на ноги снова. В непростой среде разворачивается сюжет книги. Остаётся бежать, но бежать не возникает желания. Что-то обязательно произойдёт. Только лишь спустя десятилетия понимаешь всё горе и отчаяние людей, сравнивая с собственным благополучием. Впрочем, нынешнее благополучие тоже шаткое явление. История циклична… и любой подъём всегда заканчивается падением.

Весьма остро задевает Ремарк тему религии и бога. Ремарк смотрит на это не с позиции верующих, а старается взглянуть на паству глазами создателя. Легко понять мысли человека, молящегося за успех мероприятия, особенного военного. Только не может бог встать на чью-то сторону, если что-то не могут поделить между собой нации, обе в него истово верующие. После того, как высший разум от тебя отворачивается, то должен возникнуть конфликт с ним. Почему его не происходит, а вера остаётся всё также сильна? Если человек создан по образу и подобию божиему, то отчего бог не удостаивается порицания? Ремарк будет поднимать один вопрос за другим, заранее понимая бессмысленность любых рассуждений. Редкий читатель причислит бога к отличному поводу для загадок софистов, больше читателей примут слова автора за само собой разумеющийся ход мыслей в голове каждого из нас.

Идея романа появилась у Ремарка в один из самых сложных периодов его жизни. Писателя беспокоила болезнь Меньера, но это не стало поводом для прекращения работы. Ремарка поддерживала Полетт Годдар, с которой у него были близкие отношения. Несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, писатель всё же смог закончить книгу. В 1956 году роман был опубликован.

Некоторые события, описанные в произведении, были взяты из жизни самого автора. В начале 20-х годов будущий писатель был демобилизован и вернулся в свой родной город. Чтобы заработать на жизнь, ему пришлось устроиться в агентство ритуальных услуг коммивояжёром по продаже надгробий. Заработной платы всегда не хватало, и Ремарк был вынужден подрабатывать в часовне местной больницы. Умение играть на органе давало Ремарку право обедать бесплатно. Через год после возвращения домой будущий писатель нашёл работу и покинул родной город.

Мнение критиков

«Чёрный обелиск» – очень сложное произведение. Читать его нужно вдумчиво и внимательно. В разные годы критики относились к этому роману по-разному. Многие считают, что автор слишком часто делает лирические отступления, отклоняется от сюжетной линии. Размышления Ремарка о Боге и смысле жизни могут показаться лишними. В романе наблюдается отсутствие динамики развития сюжета. При этом критики не могли не отметить, что исторический фон в романе прорисован настолько хорошо, что «Чёрный обелиск» можно читать не только как художественное произведение, но и как историческую хронику.

События романа разворачиваются в начале 1920-х годов в небольшом немецком городе Верденбрюк. Экономическая ситуация в стране ухудшается с каждым днём. Несколько раз в сутки меняются цены на товары и услуги. Люди боятся голодной смерти. Приход к власти фашистов становится неизбежным.

История рассказана от лица участника Первой мировой войны Людвига Бодмера, который работает в бюро по продаже надгробий. Георг Кроль, однополчанин Людвига, руководит компанией. В свободное от основной работы время главный герой подрабатывает органистом в церкви при психиатрической больнице. В лечебнице Людвиг познакомился с девушкой, которая страдает раздвоением личности, называя себя то Женевьевой, то Изабеллой. Людвига Женевьева-Изабелла называет или Рольфом, или Рудольфом. Доктор, лечащий девушку, рассказывает Людвигу о причине её болезни. Женевьева была влюблена в друга семьи Рудольфа, который впоследствии стал её отчимом. Неразделённая любовь доводит Женевьеву до помешательства.

Молодые люди сразу же полюбили друг друга. На протяжении всего повествования Женевьева и Людвиг ведут долгие беседы о Боге, любви и смысле жизни. Девушка мечтает отдаться своему возлюбленному. Роман между Женевьевой и Людвигом заканчивается после выздоровления девушки. Она утверждает, что не знает Бодмера и ничего не помнит.

К главному герою за помощью обращается мясник Вацек. Жена мясника стала любовницей Георга Кроля. Людвиг даёт знакомому различные советы, например, начать пользоваться парфюмерией. Мясник в романе олицетворяет приближающуюся войну. Вацек не скрывает своих симпатий к будущему фюреру.

Людвиг влюбляется в гимнастку по имени Герда Шнейдер. Некоторое время они встречаются, а затем Герда уходит к владельцу местного ресторана. Бодмер понимает, что его больше ничего не держит в Верденбрюке. Главный герой уезжает в Берлин, куда его пригласили работать журналистом. Бодмер вернулся в Верденбрюк через много лет, после Второй мировой войны. Он узнаёт много нового о жизни своих знакомых, например, о том, что мясник Вацек, получив во времена правления фашистов значительный пост, отправил Георга Кроля в концлагерь. Воспользовавшись служебным положением, Вацек отомстил любовнику своей жены. Георг умер в стенах концлагеря.

Символы в романе

Чёрный обелиск

Мастерство Ремарка выражено в его умении давать своим произведениям ёмкие и в то же время многозначительные названия. Каждый читатель может понять название «Чёрный обелиск» по-своему. И каждый по-своему будет прав. В любом случае, подобное название не может вызывать светлые жизнерадостные ассоциации. Невольно представляется некий мрачного вида памятник чёрного цвета. Кому мог быть поставлен этот памятник, читатели также должны решить самостоятельно.

Назначение обелиска – напоминать о тех, кто отдал свою жизнь в Первую мировую войну, защищая чужие интересы. Печальный памятник напоминает о великом прошлом Германии и о её кошмарном настоящем. Обелиск свидетельствует о нравственной смерти людей.

Психически больная девушка, выступающая то в роли Женевьевы, то в роли Изабеллы, тоже может считаться своеобразным символом в романе. Причиной болезни Женевьевы стала личная трагедия – неразделённая любовь к мужчине, который никогда не будет ей принадлежать. Безысходность привела к тому, что личность девушки разделилась на две части. По мнению психиатров, такое явление характерно для людей, перенесших серьёзную психологическую травму: гибель родственников, изнасилование и тому подобное. Человек как будто пытается спрятаться от самого себя или перенести свою боль на другого. Так и возникает раскол личности.

Можно рассматривать болезнь Женевьевы-Изабеллы и в более глобальных масштабах. Девушка пытается уйти не только от личных переживаний, но и от существующей реальности. Для многих писателей начала прошлого века, немецких в том числе, характерны сюжеты, в которых главные герои пытаются убежать от суровой действительности различными способами.

«Потерянное поколение»

«Потерянное поколение» – это социологический термин, возникший в период между Первой и Второй мировыми войнами. Многие известные писатели начала ХХ века выбрали это понятие в качестве лейтмотива для своего творчества. В числе этих писателей был и Ремарк, принимавший участие в Первой мировой войне.

Потерянная юность

К «потерянному поколению» относили молодых людей, едва успевших стать совершеннолетними. Юношей, часто не окончивших школу, забирали на фронт. Те, кому посчастливилось вернуться домой, уже не были прежними. Вместо восемнадцатилетних юнцов родственники видели перед собой взрослых, познавших жизнь мужчин.

Война не делала их более зрелыми и самостоятельными. Ежедневная необходимость убивать превращала убийство в нечто обыденное. Сердца черствели и становились жестокими. Мирная жизнь не удовлетворяла бывших бойцов. Вернувшись с фронта, солдаты не могли адаптироваться. Послевоенная разруха в Германии, нестабильность, безработица и нищета также не способствовали успешной адаптации вчерашних бойцов к мирной жизни. Многие из них заканчивали самоубийством, сходили с ума или спивались.

В романе отражены события из жизни самого Ремарка. После демобилизации в 1921 году будущий писатель работал коммивояжером по продаже надгробных памятников гранильной мастерской братьев Фогт в родном городе Оснабрюке . Как и герой романа, Ремарк играл на органе в часовне при городской больнице, чтобы получить бесплатный обед, и наблюдал за жизнью больных в психиатрическом отделении. В 1922 году Ремарк уезжает из Оснабрюка, получив должность журналиста в ганноверской газете «Эхо Континенталь».

Сюжет

События происходят в Германии 1923 года в провинциальном городке Верденбрюке. В стране царит гиперинфляция , цены меняются несколько раз в день, начинается рост националистических настроений.

Герой романа Людвиг Бодмер, от лица которого ведётся повествование, - участник Первой мировой войны , представитель «потерянного поколения

В лечебнице для душевнобольных, где он подрабатывает, играя на органе в церкви, Людвиг встречает симпатичную девушку, страдающую раздвоением личности. Её настоящее имя Женевьева, но она называет себя Изабеллой, а его - иногда Рудольфом или Рольфом. На протяжении повествования Людвиг ведёт долгие диалоги с Изабеллой о любви, о смысле жизни, о Боге. Между ними вспыхивает любовь.

Неожиданно она выздоравливает, и личность Изабеллы вытесняется личностью прежней Женевьевы. Доктор Вернике рассказывает о причине её болезни. После смерти отца её мать вышла замуж за друга семьи по имени Рудольф, в которого была влюблена Женевьева. Помимо прочего, она застала мать с Рудольфом во время секса. Однако выздоровевшая Женевьева не узнаёт Людвига и ничего не помнит (даже того, как она собиралась отдаться Людвигу).

Другая девушка Герда Шнайдер, с которой поддерживает отношения Людвиг, уходит от него к владельцу местного ресторана. Людвига больше ничто не держит в этом городе, и он уезжает в Берлин , пользуясь приглашением занять должность журналиста в столичном издании.

Один из персонажей романа - мясник Вацек, тоже бывший однополчанин Людвига, почитатель Адольфа Гитлера . Его жена изменяет ему с Георгом. Людвиг даёт ему несколько советов, чтобы вернуть благорасположение жены. Вацек отвергает возможность использования парфюмерии, опасаясь, что другие мясники его сочтут гомосексуалистом , зато вместо нового костюма решает приобрести мундир штурмовика . Впоследствии выясняется, что Вацек - предводитель группы фашиствующей молодёжи, с которой Людвигу приходилось драться.

В эпилоге Людвиг посещает Верденбрюк после Второй мировой войны и рассказывает о том, что случилось с персонажами. В частности, Вацек получил звание штурмбаннфюрера и отправил Георга из-за измены с женой в концлагерь , где Георг умер.

Основные персонажи

Людвиг Бодмер - главный герой, от лица которого ведется повествование. Участник Первой мировой войны , представитель «потерянного поколения ». Он работает в фирме по продаже надгробий у своего однополчанина Георга Кроля.

Георг Кроль - участник Первой мировой войны, однополчанин Людвига Бодмера, яростный противник войны, полная противоположность своего брата Генриха.

Генрих Кроль - брат Георга Кроля, убеждённый националист, работает в той же фирме вместе с Георгом и Бодмером. В эпилоге автор рассказывает, что он остался жив и после войны продолжал работать в «могильных» агентствах.

Фрау Кроль - мать братьев Кроль.

Эдуард Кноблох - владелец гостиницы и ресторана «Вальгалла».

Фельдфебель Кнопф - ветеран Первой мировой войны, пьяница и дебошир. Живёт по соседству с погребальной конторой братьев Кроль.

Герда Шнейдер - гимнастка, которой увлечён главный герой Людвиг Бодмер.

Пастор Бодендик - капеллан лечебницы для душевнобольных, где Людвиг Бодмер по воскресеньям играл на органе.

Доктор Вернике - врач, работающий в лечебнице, куда Людвиг приходил навещать Изабеллу. Также её лечащий врач.

Женевьева Терговен (Изабелла) - больная шизофренией девушка, истинная любовь Людвига.

В книге «Черный обелиск» Эрих Мария Ремарк затрагивает сложные темы, описывая нелёгкое время 20-х годов 20 века в Германии. Герой романа имеет некоторое сходство с самим писателем, как и касательно рода деятельности, так и того, что его молодость пришлась на тяжёлые послевоенные годы. Здесь много символичности, название романа перекликается с судьбами, событиями, историей.

Это не только описание жизни одного героя, это рассказ об историческом периоде, о жизни многих людей. Автор поднимает тему потерянного поколения – мужчины, которые сразу же со школьной скамьи оказались в центре боевых действий. Они ничего не видели, кроме смерти и крови. Это целое поколение молодых людей, которые не могут найти себе места в жизни, потому что не знают, как жить в мирное время, потому что их судьбы уже искалечены.

В послевоенное время страна оказалась охвачена жуткой инфляцией, цены могут меняться несколько раз в день. Повсюду голод и разруха. Люди не знают, как привести жизнь в порядок. В это время усиливается влияние национализма и фашизма. Каждый старается выжить как может.

Людвиг, в прошлом капрал армии, работает в бюро, которое занимается изготовлением надгробий. Его работодатель Георг вместе с ним прошёл через ужасы войны. Теперь они вдвоём пытаются выжить. И сделать это очень сложно в то время, когда сегодня ты даже не купишь хлеба за деньги, на которые вчера мог купить надгробие. Людвиг устраивается работать в церковь при больнице для душевнобольных, чтобы ему давали бесплатный обед. Он знакомится с девушкой, которая страдает от раздвоения личности. Постепенно их отношения перерастают в нечто более серьёзное.

Люди знакомятся, общаются, влюбляются. Кто-то поступает в соответствии с нормами морали, кто-то – нет. Но во время усиления фашизма обиженные найдут способ отомстить своим обидчикам. И люди пока не знают, что их ждёт ещё одна жестокая война.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Черный обелиск" Эрих Мария Ремарк бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

История написания

«Черный обелиск» был написан в довольно сложный период жизни Ремарка. В то время он завязал близкие отношения с Полетт Годдар, ставшей его последней любовью, под ее влиянием увлекся восточной философией.

Напоминала о себе болезнь Меньера, но писатель не прекращал работу: одновременно с романом «Черный обелиск» он писал «Время жить и время умирать», «Баркаролу», «Последний полустанок».

В какой-то мере роман автобиографичен - после демобилизации молодой Ремарк, как и главный герой произведения, зарабатывал на обед игрой на органе в часовенке городской больницы и мог наблюдать за обитателями психиатрического отделения.

Будущий писатель продавал надгробные памятники - и его герой Людвиг занимается тем же. В 1922 году Ремарк уезжает в Берлин, чтобы заняться журналистикой - и главного героя романа также ждет должность журналиста в берлинском издании.

Сюжет

Главный герой повествования, Людвиг Бодмер, участвовал в Первой мировой войне. Он принадлежит к «потерянному поколению», которому пришлось повзрослеть на войне, выживать во время послевоенной депрессии и вновь быть брошенным в горнило следующей, еще более жестокой войны.

Людвиг работает у своего сослуживца-однополчанина Георга Кроля, фирма которого продает надгробные памятники. Подрабатывает герой игрой на органе в часовне лечебницы для душевнобольных. Там он и встречается с Женевьевой, страдающей раздвоением личности. Женевьева называет свое «второе Я» Изабеллой, а Людвига - то Рольфом, то Рудольфом.

Людвиг ведет с Женевьевой-Изабеллой беседы о вечном: о религии и смысле жизни, о любви и отношениях. Симпатичная странная девушка вызывает у Людвига любовь, да и она тоже влюбляется в него.

Но болезнь Женевьевы проходит. Изабелла исчезает из ее памяти, как и Людвиг - она его не помнит и ничего к нему не испытывает. Людвиг уезжает в Берлин.

В романе присутствуют признаки надвигающейся войны: один из персонажей, мясник по имени Вацек, - почитатель будущего фюрера Адольфа Гитлера и предводитель банды фашиствующих молодчиков.

Отзывы

Роман о тяжелых временах читатели воспринимают неоднозначно. «Черный обелиск» - многоуровневое произведение, требующее вдумчивого прочтения. Писатель довольно часто отступает от сюжетных линий ради философских размышлений о памяти, о смысле жизни, о Боге. Критики отмечают некоторую затянутость произведения, недостаточно динамичное развитие сюжета.

Исторический фон выписан настолько тщательно, что по «Черному обелиску» можно изучать соответствующий период истории Германии. Не менее детально обрисованы персонажи.