Чем отличаются профессиональные права от любительских. «Любители» и «профи»

сайт/Александр Авилов

Водительские права могут разделить на профессиональные и любительские. С такой инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол, рассказал сайт председатель профессионального сообщества Сергей Лобарев. По его словам, обучение вождению должно состоять из базового курса для обычных автолюбителей, и продвинутого, для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал, что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте.

С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. "Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М – мопед, или А – мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс", - рассказал Лобарев.

Он подчеркнул также, что в России водитель считается профессионалом сразу после получения прав. При этом, в европейской практике для этого необходимо соответствовать ряду условий. И прежде всего, иметь определенный безаварийный стаж. "За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции", - рассказал Лобарев.

По его словам, профессиональные водители должны изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом.

По словам председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, чтобы стать профессионалом, человек должен пройти специальный курс подготовки и овладеть особыми навыками.

"Он обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях", - подчеркнул депутат. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол, отметил Нилов.

По данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, сегодня в России работает около 1 млн таксистов. В Москве насчитывается 30-35 тысяч водителей такси и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.

Разделение на любительские и профессиональные права существовало в СССР. "Любительскими" считались категории А (мотоциклы) и В (легковые автомобили). Грузовики, автобусы и тяжелые прицепы относились к профессиональной сфере деятельности. Кроме того, существовало три класса водительского мастерства, от которых зависел уровень зарплаты. Так, водитель первого класса мог управлять любой техникой и получал наибольшую ставку.

Сегодня права на мопед или мотоцикл можно получить с 16 лет, на легковую машину и грузовик с 18. Открыть категорию D, которая дает право управлять автобусами, могут лишь водители, достигшие 21 года. Те же правила распространяются на трамваи и троллейбусы. А для получения прав с открытой категорией Е (прицепы массой свыше 750 кг) нужен также водительский стаж от одного года.

Обычному человеку достаточно минимум знаний и навыков, которые позволят ему безопасно водить личный автомобиль. Профессионал же должен быть подготовлен серьезнее, уверен зампред профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков.

"Любитель отвечает только за себя и свою семью. Профессионал же несет ответственность за жизни и здоровье клиентов. Плюс, всякая коммерческая деятельность сопряжена с соблюдением режимов труда и отдыха. В итоге, ответственности больше, внимания больше, концентрация максимальная в течение всей рабочей смены. А значит и подготовка должна быть лучше", - отметил он.

Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко отметил, что необходимость возрождения профессиональных прав назрела давно. "Сейчас, зачастую, все сводится к следующей схеме. Получил права категории В, поездил год на бортовой "Газели", наскоро переучился на категорию С – и вот он уже готовый дальнобойщик. Конечно, ни о каком профессионализме в такой ситуации речи идти не может", - рассказал он.

По его словам, водитель должен уметь составить сопроводительную документацию, поменять колесо или даже заменить форсунку. "Он должен не просто доехать из одного пункта в другой, но сделать это с максимальной экономией топлива и при этом уложиться в срок. Какие-то навыки приходят с опытом, но многому можно научить еще в автошколе", - заметил Войтко.

Напомним, за последний год в отношение автошкол на рассмотрение в органах власти был вынесен целый ряд инициатив. Так, Совет Федерации выступал с предложением управлять автомобилями с двигателем мощностью более 100 лошадиных сил. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий людям с ограниченными физическими возможностями (с инвалидностью) готовиться к сдаче экзаменов . В ГИБДД предложили отправлять инструкторов вождения на . Депутаты Мосгордумы совместно с молодежными активистами и казаками запустили рейды . Проверки коснулись учебных программ, состояния автодромов и учебных машин. А также рассматривается возможность частичного ограничения либо полного запрета учебной езды по дорогам Москвы .

Ряд новшеств коснулись столичного таксопарка. В частности, предлагается размещать на городских такси наклейки с номером, позвонив по которому, можно . Например, если таксист нарушает ПДД или агрессивно ведет себя на дороге. Также рассматривалась возможность запуска сервиса . В рамках этого проекта до конца года в Москве планируется установить для электромобилей.

сайт/Александр Авилов

Водительские права могут разделить на профессиональные и любительские. С такой инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол, рассказал сайт председатель профессионального сообщества Сергей Лобарев. По его словам, обучение вождению должно состоять из базового курса для обычных автолюбителей, и продвинутого, для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал, что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте.

С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. "Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М – мопед, или А – мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс", - рассказал Лобарев.

Он подчеркнул также, что в России водитель считается профессионалом сразу после получения прав. При этом, в европейской практике для этого необходимо соответствовать ряду условий. И прежде всего, иметь определенный безаварийный стаж. "За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции", - рассказал Лобарев.

По его словам, профессиональные водители должны изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом.

По словам председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, чтобы стать профессионалом, человек должен пройти специальный курс подготовки и овладеть особыми навыками.

"Он обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях", - подчеркнул депутат. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол, отметил Нилов.

По данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, сегодня в России работает около 1 млн таксистов. В Москве насчитывается 30-35 тысяч водителей такси и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.

Разделение на любительские и профессиональные права существовало в СССР. "Любительскими" считались категории А (мотоциклы) и В (легковые автомобили). Грузовики, автобусы и тяжелые прицепы относились к профессиональной сфере деятельности. Кроме того, существовало три класса водительского мастерства, от которых зависел уровень зарплаты. Так, водитель первого класса мог управлять любой техникой и получал наибольшую ставку.

Сегодня права на мопед или мотоцикл можно получить с 16 лет, на легковую машину и грузовик с 18. Открыть категорию D, которая дает право управлять автобусами, могут лишь водители, достигшие 21 года. Те же правила распространяются на трамваи и троллейбусы. А для получения прав с открытой категорией Е (прицепы массой свыше 750 кг) нужен также водительский стаж от одного года.

Обычному человеку достаточно минимум знаний и навыков, которые позволят ему безопасно водить личный автомобиль. Профессионал же должен быть подготовлен серьезнее, уверен зампред профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков.

"Любитель отвечает только за себя и свою семью. Профессионал же несет ответственность за жизни и здоровье клиентов. Плюс, всякая коммерческая деятельность сопряжена с соблюдением режимов труда и отдыха. В итоге, ответственности больше, внимания больше, концентрация максимальная в течение всей рабочей смены. А значит и подготовка должна быть лучше", - отметил он.

Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко отметил, что необходимость возрождения профессиональных прав назрела давно. "Сейчас, зачастую, все сводится к следующей схеме. Получил права категории В, поездил год на бортовой "Газели", наскоро переучился на категорию С – и вот он уже готовый дальнобойщик. Конечно, ни о каком профессионализме в такой ситуации речи идти не может", - рассказал он.

По его словам, водитель должен уметь составить сопроводительную документацию, поменять колесо или даже заменить форсунку. "Он должен не просто доехать из одного пункта в другой, но сделать это с максимальной экономией топлива и при этом уложиться в срок. Какие-то навыки приходят с опытом, но многому можно научить еще в автошколе", - заметил Войтко.

Напомним, за последний год в отношение автошкол на рассмотрение в органах власти был вынесен целый ряд инициатив. Так, Совет Федерации выступал с предложением управлять автомобилями с двигателем мощностью более 100 лошадиных сил. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий людям с ограниченными физическими возможностями (с инвалидностью) готовиться к сдаче экзаменов . В ГИБДД предложили отправлять инструкторов вождения на . Депутаты Мосгордумы совместно с молодежными активистами и казаками запустили рейды . Проверки коснулись учебных программ, состояния автодромов и учебных машин. А также рассматривается возможность частичного ограничения либо полного запрета учебной езды по дорогам Москвы .

Ряд новшеств коснулись столичного таксопарка. В частности, предлагается размещать на городских такси наклейки с номером, позвонив по которому, можно . Например, если таксист нарушает ПДД или агрессивно ведет себя на дороге. Также рассматривалась возможность запуска сервиса . В рамках этого проекта до конца года в Москве планируется установить для электромобилей.

Министерство транспорта РФ, разработавшее соответствующий законопроект. Отметка «о профессиональной компетентности», если документ одобрят, появится в водительских правах у тех, кому приходится по долгу службы сидеть за баранкой: перевозить грузы, водить общественный транспорт. Для них планируется ввести новые программы обучения в автошколах, по итогам которых в их водительских удостоверениях появится отметка о профпригодности. В противном случае - административная ответственность. В Минтрансе инициативу объясняют тем, что водителям по найму, зачастую, не хватает компетенций, что может привести к опасным ситуациям на дорогах.

Станут ли пассажироперевозки безопаснее, а водители – профессиональнее от нововведения? НСН узнала мнение депутатов, представителей автошкол, водительских ассоциаций.

ДАВНО ПОРА

«Наконец-то нас услышали и поддержали! Пора сделать наши дороги безопасными», - заявил в беседе с НСН глава «Гильдии автошкол России» Сергей Лобарев . Он был одним из авторов обращения к правительству о том, чтобы система подготовки водителей стала дифференцированной.

«Желаешь управлять легковым автомобилем – это одни программы и одни знания. Хочешь работать в такси или возить пиццу – другие знания. Желаешь ездить на автобусе или перевозить песок на своем грузовом автомобиле - отдельная программа обучения. А если хочешь работать по найму, перевозить грузы, в том числе, заниматься международными перевозками, водить школьный автобус – это уже должен быть другой модуль», - считает Лобарев.

На необходимость ужесточить требования, по его словам, указывает и печальная статистика гибели людей из-за некомпетентности водителей грузового и пассажирского автотранспорта. Так, по данным ГИБДД, количество аварий, произошедших по вине водителей грузовиков, увеличилось за первый квартал 2017 года на 9% по сравнению с прошлым годом. Аварий с автобусами за первые три месяца текущего года стало больше на 4,5 процентов. Недавняя крупная авария с участием микроавтобуса и грузовика «КамАЗ» унесла жизни 15 человек, среди пострадавших были дети.

«По статистике, ежедневно около 50 человек гибнет на дороге, из них два ребенка. Необходимо сохранить человеческие жизни», - подчеркнул Лобарев.

Он отметил, что практика разделения водителей на любителей и профессионалов давно и успешно применяется за рубежом.

«Во всем мире так сделано – если хочешь работать по найму – пройди курсы, сдай экзамен, получи сертификат. Недавно я был на международной конференции в Архангельске, где представители Норвегии и Голландии назвали наших водителей «парковщиками». Вы, говорят, после автошкол умеете парковаться, но не умеете управлять транспортным средством», - рассказал НСН Лобарев.

Переоснащать классы под новые программы, по словам главы «Гильдии автошкол России», не понадобится, а стоимость обучения для так называемых любителей, может быть даже снижена.

«Если примут решение, то стоимость может снизиться на 10-15 процентов из-за упрощения программ. А для тех, кто хочет работать по найму, кто будет переучиваться, стоимость может увеличится на 5-10 процентов», - пояснил Лобарев.

Не только за рубежом, но и во времена Советского Союза права делились на профессиональные и любительские, да и качество обучения в автошколах было на порядок выше, напомнил зампредседателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Сергей Волощук.

«Это практиковалось в советские времена. Если человек просто отучился водить, то ему вписывалась графа – «без права на работу». Я считаю, что это правильно. Когда я в 1984 году открывал категорию "С", водительский стаж инструктора автошколы должен был быть не менее 10 лет, у него должны были быть открыты все категории. Это был человек с большой практикой вождения, который может передать свои знания. То, как ездят и обучают сейчас, меня и любого другого профессионального водителя не может устраивать», - рассказал НСН Волощук.

Инструктор – тот же преподаватель в образовательном учреждении, считает эксперт, поэтому и требования к его профессиональным качествам и навыкам должны быть соответствующие.

«Если вы отдаете ребенка в школу, то там работают профессиональные учителя. Также и здесь должно быть. Нельзя закончить курсы за месяц и стать инструктором», - убежден Волощук.

СЛУЧАЙНЫЕ ЛЮДИ ЗА РУЛЕМ

Шагом в пользу легализации грузовых и пассажирских перевозок назвал предложение Минтранса координатор движения «Стоп-Нелегал» Евгений Грэк . Водители без подготовки и стажа представляют серьезную опасность на дороге, подчеркнул он.

«Проблема колоссальная. У нас за рулем масса случайных людей, плюс - куча непрофессионалов. Многие люди вообще катаются без водительских удостоверений. Только за эту неделю мы выявили в двух городах водителей такси, которые вообще не имели прав. И одного блогера, который сам признался, что пошел «бомбить», чтобы заработать себе на права», - рассказал НСН Грэк.

Для водителей такси, по мнению эксперта, выдавать разрешение нужно непосредственно на человека, а не на автомобиль, как это происходит сейчас.

«Только в этом случае при проверке сотрудники ГИБДД смогут на это ориентироваться. Сейчас ведь масса поддельных прав. Иностранцы продолжают кататься без водительских удостоверений. А сколько таких еще может быть?», - добавил он.

НЕ ПРОСТО НОВАЯ МЕТКА

В Государственной думе также поддержали инициативу Министерства транспорта. При этом первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков уточнил – смысл в изменении программ обучения, а не в специальной отметке в правах.

«Вопрос в необходимости изменения программ обучения водителей, а не постановки какого-то значка в правах. От того, что мне значок поставят в права, навыки и умения не изменятся», - заявил НСН парламентарий.

Лысаков убежден, что водителей-профессионалов, которые занимаются перевозкой людей или грузов, необходимо готовить отдельно от водителей общей категории. Не менее важно наладить систему переподготовки профессиональных перевозчиков, считает он. Водителям необходимо с определенной периодичностью повышать квалификацию, как в теории, так и на практике. Причем, делать это нужно на том же транспортном средстве, на котором человек работает постоянно.

«Законодательство меняется, меняются Правила дорожного движения, и все это нужно периодически освежать в памяти», - считает депутат.

Кроме того, Лысаков предлагает ввести лицензирование на все виды перевозок и профессиональные стандарты.

«Нужен определенный инструментарий для отбора и поддержания рынка на нужном качественном уровне – национальные стандарты, лицензирование перевозок, допуск к перевозкам определенного контингента кадров и транспортных средств», - отметил парламентарий.

Новые требования, по мнению Лысакова, профессиональные водители воспримут с пониманием – массового оттока людей из профессии не будет.

«Если человеку нужно кормить семью, то с чего вдруг сократится число водителей? Если я езжу 10-20 лет и кроме как крутить баранку больше ничего не умею, естественно, я буду работать водителем, какие бы требования ко мне не предъявляли», - считает он.

ПРИДЕТСЯ РАСКОШЕЛИТЬСЯ

В Минтрансе уже завили, что вводить бесплатные курсы для повышения квалификации не планируют. Вероятнее всего, платить за обучение придется самим водителям, считает член правления ассоциации владельцев автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры «Дальнобойщик» Сергей Семеньков.

«Не верю, что государство будет заниматься повышением квалификации водительского состава. Это будет сделано за счет водителя, если он индивидуальный предприниматель, или за счет работодателя. Но, скорее всего, это будут перекладываться на плечи водителя. Даже если работодатель ему оплатит обучение, то потом будет из заработной платы это компенсировать. Потому что это приобретение непосредственно водителя, я не работодателя, у нас так принято», - поделился мнением с НСН Семеньков.

Предложение Минтранса эксперт поддержал. Важно, чтобы это действительно повысило безопасность движения, качество водительского состава, а новая отметка в правах не стала источником коррупции в этой сфере, считает он.

Эксперты отмечают, то сегодня профессия водителя – одна из самых востребованных. По данным ВШЭ, водители составляют 7% от всего рынка занятых, но такая тенденция продлится еще 5-7 лет. Ранее руководитель рекрутингового агентства Алёна Владимирская НСН , что в профессию придут технологии и «съедят её, прежде всего водителей грузовиков, водителей-дальнобойщиков, а потом и водителей-таксистов». Пока правительственный законопроект проходит общественное обсуждение с экспертами.

Как сообщили в Минтрансе, отделить «любителей» от «профессионалов» смогут не ранее 2020 года. И лишь только тогда мы сможем на практике оценить, как отразятся новые требования на дорожной ситуации в России.

В будущем возможно разделение водительских прав на профессиональные и любительские. Инициативу проявила Гильдия автошкол, которая и отправила предложение на рассмотрение в парламент. По словам Сергея Лобарева, который занимает пост председателя профессионального сообщества, обучение управлению автомобилем должно включать в себя базовый курс для обычных автомобилистов и продвинутый курс для водителей такси, грузовиков и общественного транспорта.

С 2014 года ученики автошкол, которые успешно сдают экзамены на вождение в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. К ним относятся и те, у кого права категории M - мопед или А - мотоцикл. Но можно ли считать каждого профессионалом? Как отметил Лобарев, в РФ автомобилист признается профессионалом с момента получения прав. Что же касается европейской практики, то для этого водитель должен соответствовать нескольким условиям и, в первую очередь, иметь определенный безаварийный стаж.

В Европе особое внимание уделяется практике, и практический курс обучения вождению составляет от 100 часов с возможностью выезда на скоростные шоссе. В российских автошколах ученики проходят практику в течение 56 часов. Европейским водителям сначала выдается удостоверение на управление автомобилем, но без права работы по найму. Только после 2-3 лет вождения без нарушений можно сдавать экзамены на профессиональный сертификат.

Председатель комитета по делам общественных объединений в Госдуме Ярослав Нилов считает, что водитель, чтобы стать профессионалом, должен окончить специальный курс подготовки и получить особые навыки: управления автомобилем даже в сложных погодных условиях, оказания первой помощи жертвам ДТП, адекватной реакции на любые внештатные ситуации.

Андрей Попков, занимающий пост зампреда профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», считает, что простому автовладельцу достаточно минимума теоретических знаний и навыков для безопасного вождения личного автомобиля. Что касается профессионалов, то им требуется более серьезная подготовка. Согласно информации, полученной Межрегиональным профсоюзом общественного транспорта, только в столице работает 50 тысяч водителей общественного транспорта и 30-35 тысяч водителей такси.

Услуга может понадобиться любому автомобилисту, будь то любитель или профессионал. Если вы находитесь в состоянии, при котором запрещается управление транспортным средством, не стоит полагаться на призрачную уверенность в себе - большинство таких ситуаций имеют крайне трагические последствия. Если вы выпили, устали, испытываете стресс, недосып или недомогание - доверьте управление машиной специалисту нашей компании!

С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев уверен, что это в корне неверно: обучение вождению должно состоять из базового курса - для обычных автолюбителей, и продвинутого -для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Как он рассказал «За рулем.РФ», 93% получающих права никогда не будут заниматься профессиональной водительской деятельностью, поэтому усложненная программа автошкол, подразумевающая именно профессионализм будущих выпускников, не нужна. Зачем столько часов посвящать охране труда, грузоперевозкам и т. д., когда вместо этого можно сосредоточиться на более нужных практических моментах, на которые из-за перегруженности обязательного курса не хватает времени. В результате после окончания автошколы водители слабо владеют практическими навыками . Так, получив права, некоторые записываются на курсы, где обучаются тому, как держать скорость в потоке, ездить в темное время суток и т.д., потому что навыков, полученных в автошколе, не хватает.

В , для того чтобы считаться профессионалом, необходимо соответствовать ряду условий, в частности, иметь определенный безаварийный стаж. Там только после двух-трех лет стажа без нарушений водитель может сдать экзамены на получение профессиональных прав.

Напомним, в России утверждены модульные программы подготовки водителей. Есть базовый модуль, который при первичном обучении изучают все, он самый объемный и рассчитан на 84 часа. И есть специальные блоки. Если у человека не было прав, то ему положено пройти полный курс обучения.

Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал «За рулем.РФ», что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте. Сам он не может дать однозначной оценки данному предложению, полагая, что сначала его должны обсудить специалисты: ГИБДД, Минтранс, юристы и т.д. Следует разобраться, почему на дорогах страны происходят страшные аварии с участием общественного транспорта. Влияет ли на аварийность подготовка водителей? Вероятно, полагает он, следовало бы уделить больше внимания тем водителям, которые профессионально занимаются перевозкой большого числа людей. Но прежде все-таки следует выяснить, что именно чаще является причиной аварий - плохие дороги, неисправные транспортные средства, бесшабашное поведение водителей или их недостаточная профессиональная подготовка?

Также недавно мы писали, что в программе обучения автошкол может появиться «час трезвости» - урок, на котором будущим водителям расскажут о влиянии алкоголя на организм, представят статистику и с помощью специальных очков продемонстрируют, как меняется поведение водителей после употребления спиртных напитков.