Чем знаменит Запретный город в Пекине? Город Пекин. Запретный город (Императорский дворец Гугун)

Запретный город — самый крупный дворцовый комплекс в мире!

Одно из самых посещаемых туристами мест в Китае — это Запретный город, или Гугун. Находится он в Пекине и представляет собой огромный дворцовый комплекс, вероятно, самый большой в мире. И уж один из самых известных — это точно. Он расположен на площади 72 гектара, обнесен высокой стеной, и внутри этих стен раскинулись широкие площади, высятся дворцы, среди садов и прудов стоят павильоны, храмы, и каждая постройка пленяет красотой и гармонией.

Что такое Запретный город?

Историческое название этого комплекса «Пурпурный запретный город». Сейчас его чаще всего называют «Гугун» — «Бывший дворец».

Главные здания комплекса — парадные помещения, предназначенные для приемов и церемоний, носят названия «Зал высшей Гармонии», «Зал срединной Гармонии» и «Зал сохранения Гармонии». А за ними начинаются внутренние дворы, и строения, предназначенные не для парадных церемоний, а для жизни. Они меньше размерами, ниже, и более изящны. И все без исключения дворцы и павильоны выдержаны в цветовой гамме, в которой главный цвет — пурпурный. Впрочем, а какой же еще? Ведь это — Пурпурный запретный город!

В общей сложности комплекс Гугун вмещает в себя 800 зданий. Сколько в этих постройках комнат, сказать сложно. Сами китайцы уверяют, что их там 9.999. Почему? По китайским поверьям во дворце Небесного императора 10 тысяч комнат. А земной владыка, который титуловался «сын Неба» должен соблюдать субординацию! И хоть комнат, видимо, все же меньше, чем 9999, посетителям запретного города не до подсчетов: только успевай восхищаться и любоваться!

Панорамный план Запретного города в масштабах китайской столицы

История возникновения дворцового комплекса «Запретный город»

Название «Запретный город» — это не фигура речи, и не метафора, а а происходит оттого, что в императорскую резиденцию не было доступа никому, кроме семьи императора, женам и наложницам, детям и прислуге, состоящей по большей части из евнухов.

Прочим жителям Поднебесной, а также иностранцам, без высочайшего позволения появляться в Запретном городе было запрещено. Ослушников ждала страшная казнь. Впрочем, легенды гласят, что находились любопытные, которые не убоявшись наказания, все же пытались проникнуть за высокие стены.

Возникновение Запретного города связывают с такой легендой. Некоему монаху явился во сне пурпурный город, неприступными стенами заслоненный от низменной жизни, бурлящей вокруг. Он рассказал о своем видении владетельному князю, на землях которого располагался монастырь. Идея города, закрытого от простолюдинов и чужаков, так понравилась князю, что, став императором, он немедленно начал воплощать ее в жизнь. Это было в 1406 году. Строителя дворца завали Джу-Ди, это был второй император династии Мин. Кстати говоря, это именно он сделал столицей Китая Пекин.

Гугун, или Запретный город, — образцовый фен-шуй

Конечно же, дворец китайского императора был построен в соответствии с китайской философией, основное понятие которой — гармония, и требованиями фен-шуй. Место для постройки выбрали астрологи. Они уверяли, что Императорский дворец в Пекине будет находиться в самом центре земли.

Дворец построен, главным образом, из дерева, применялись так же мрамор и кирпич. Постройки, по большей части, одноэтажные. Фасады зданий обращены на юг. Ведь север, по фен-шуй — та сторона, откуда приходят враждебные человеку силы. И главный вход во дворец, конечно же, тоже смотрит на юг.

Лучшие образцы китайского фен-шуя в центре столицы

Названия всех построек, всех прудов, парков и ручьев дворцового комплекса проникнуты духом гармонии и изящества. Есть тут, например, павильон Соприкосновения Неба и Земли, и Ворота небесной чистоты, и Беседка, откуда виден приход весны.

Бывало, что дворец императора страдал от огня и землетрясений. И после каждого такого катаклизма строители стремились воспроизвести первоначальный замысел с максимальной точностью. Благодаря этому сегодня мы можем видеть Запретный город почти таким, каким он был при династии Мин. Запретный город служил жилищем императорам до 1924 года. Тогда был низложен последний император Китая, которого звали Пу-И.

В наше время Гугун — это крупнейший музейный комплекс Китая, доступ в который открыт для всех туристов. В каждом из дворцов и павильонов расположены музейные экспозиции, посвященные страницами истории и культуры Китая. Для самого беглого знакомства с этим богатством не хватит и месяца.

Императорский парк в Пекине

Одна из самых узнаваемый панорам Императорского дворца в Запретном городе

Красивые детали архитектурных сооружений дворца Гугун

Запретный город — одна из главных достопримечательностей не только Пекина, но и всего Китая

Один из самых загадочных, обширных и знаменитых дворцовых комплексов в мире называется «Гугун», что в переводе с китайского языка означает «дворец бывших правителей». Более известен как «Запретный город ». Он был построен в начале XV века при императоре Чжу Ди (династия Мин), который сделал Пекин столицей Китайской империи. Гугун, этот «город в городе», на протяжении 500 лет был закрыт для простых смертных, поскольку служил домом для «небожителей» – императоров.

Отсюда 24 поколения правителей руководили Поднебесной – с 1421 по 1912 год. Гугун – первый из архитектурных шедевров Китая, причисленный ЮНЕСКО к «всемирному наследию».

Развенчивая мифы о Запретном городе в Пекине

Полное историческое название современного музейного комплекса Гугун, который занимает общую площадь 720 000 квадратных метров – Пурпурный запретный город, поскольку он отгорожен от остальной части Пекина высокими 10-метровыми ярко-красными стенами общей длиной 3 400 метров и рвами шириной 52 метра, заполненными «золотой» водой. А любого жителя страны, который бы осмелился проникнуть на территорию дворцового комплекса, ждала смертная казнь.

В связи с многовековой завесой тайны, которая надежно окружала Гугун, об императорском дворце сложено множество легенд. Считается, что дизайн запретного города Китая приснился одному монаху-отшельнику, который и создал все основные проекты зданий. Он показал их князю Чжу Ди и тем самым подарил будущему вэнь-хуанди («культурному императору») великую мечту о строительстве дома для Сынов Неба.

Третий император из династии Мин хотел сделать комплекс, состоящий из 10 000 комнат, но к нему явился сам Нефритовый владыка Юй-ди и запретил Чжу Ди возводить дворец, используя священное число «вань». Это мог себе позволить себе только повелитель Неба. Тогда и было решено сделать 9999,5 комнат. Были ли они построены на самом деле – неизвестно, поскольку Запретный город Гугун много раз горел и неоднократно перестраивался. Сейчас в нем насчитывается 8707 помещений.

Любопытно, но если ночевать в каждой комнате в Запретном Городе только один раз, то чтобы успеть поспать в каждом помещении, человеку понадобится 27 лет. Такое количество комнат имело и практический смысл: никто, кроме доверенного евнуха, не знал, в какой именно комнате император сегодня будет спать, что надежно защищало его от наемных убийц.

Возводили будущее жилище «земных богов» почти 16 лет. По преданию, к стройке было привлечено 1 миллион человек, израсходовано 200 миллионов плиток, 100 миллионов кирпичей и мрамора. В 1421 году были отделаны последние апартаменты. Строительство велось в соответствии со строгими требованиями фэн-шуй: вход во дворец и все основные строения ориентированы на юг, а с севера комплекс окружен горами, защищающими его от холодных ветров и злых духов. Каждая из частей дворца соответствовала определенному сезону, чтобы император мог жить в постоянной гармонии с природой.

Вообще весь Гугун - это сложная и хитроумная система знаков и символов. К примеру, вместе с городскими воротами, расположенными на линии юг-север, комплекс образует единый иероглиф чжун («середина») – это одна из основных категорий философии и культуры Китая.

Подлинная история Запретного города с легким ароматом вымысла

За пять столетий хозяева Гугуна менялись 24 раза: 14 раз на престол восходили представители династии Мин и 10 раз – императоры из династии Цин. За это время на территорию дворца лишь несколько раз проникали чужаки. Так, в 1644 году, Чжу Юцзянь, последний император Мин обложил всю страну такими непомерными налогами, что заставил население взбунтоваться. Повстанцы ворвались в Запретный город и подвергли его разграблению. Но как сильно тогда пострадало обиталище «земных богов» – неизвестно. Зато именно благодаря этому восстанию на трон воцарилась династия Цин.

Чжу Юцзянь убил своих наложниц и дочерей, а затем повесился сам, чтобы согласно древним верованиям, вознестись на небо, восседая на драконе. Но это была далеко не последняя кровь, обагрившая мрамор императорского дворца. Во времена правления Цин генеральная линия власти сводилась к полной изоляции Китая от остального мира, что привело к усилению внутридворцовых интриг.

Известно, что на территории Запретного города в Китае проживало не менее 3 000 евнухов и несколько тысяч наложниц. Евнухи плели интриги, наложницы были шпионками, и за несколько веков история Гугуна пополнилась множеством скандальных историй, в которых правду невозможно отличить от вымысла. Подобно Ватикану в Риме, дворец жил своей жизнью, и, конечно, самой яркой страницей в книге под названием «эпоха Цинн» стало почти 50-летнее правление Цыси. Сделав карьеру от наложницы и до императрицы, сгубив на своем веку немало жизней, эта женщина стала неотъемлемой и самой секретной частью Запретного города. При этом именно благодаря ей, а точнее – увлечению Цыси фотографией, мир впервые увидел снимки внутреннего убранства дворца.

Кончина императрицы (1908 год) почти совпала и с концом династии Цин. Через 3 года последний владыка, малолетний Пу-Йи подписал отречение от престола. Он жил во дворце до 1924 года, и при нем случился последний крупный пожар, уничтоживший многие тайники и склады в Запретном городе. Ряд историков считают, что дворец подожгли евнухи, желавшие скрыть масштабы расхищения из императорских сокровищниц. В пользу этой теории говорит и тот факт, что во всем огромном комплексе нет ни одной печной трубы: тепло строениям обеспечивали подземные трубы, и вообще вся система отопления была сконструирована таким образом, что практически исключала возможность самовозгорания.

Рождение музея, или Превращение Запретного города в открытый храм искусства

Первый музей был открыт в Запретном городе в 1914 году и располагался в Зале Боевой Славы. В 1925 году была проведена опись дворцового имущества, в которую включили 1,17 миллионов единиц. Позднее коллекция музея Гугун значительно пополнилась. В 1933 году, из-за вторжения японской армии в Китай, значительное количество экспонатов эвакуировали в провинции Гуйчжоу и Сычуань, но и пекинскую часть коллекции удалось сохранить. В 1948 году почти 3 000 ящиков с императорскими сокровищами попали на Тайвань, и в 1965 году в Тайбэе открыли Национальный музей, где представлено почти 700 000 бронзовых скульптур, картин, керамических и фарфоровых изделий, драгоценностей, книг, исторических документов, старинных монет и других экспонатов из Гугуна. А музей «Запретный город» в Пекине открылся в 1949 году.

В настоящее время значительная часть Запретного города закрыта на капитальный ремонт, и во всем своем великолепии Гугун предстанет только в 2020 году. Но даже та часть, которая доступна туристам, привлекает в покои императоров около 7 миллионов человек ежегодно: в разгар сезона здесь бывают 70 000-75 000 туристов в день.

Главные достопримечательности Гугуна

Главным входом в загадочный Запретный город Китая считаются Ворота Небесного Спокойствия, расположенные с южной стороны. Сразу за ними начинается широкая дорога, по левую сторону от нее находится роскошный императорский сад, а справа - кипарисовый лес Тайцзи. Дорога приведет нас к Воротам Правильного Поведения.

Сам Запретный город начинается за Полуденными воротами. На огромной площади всегда много людей: одни отдыхают, другие только готовятся к путешествию. Пройдя по мостику через Золотую воду, турист видит перед собой Ворота Высшей Гармонии. Минуя их, перед изумленным взором раскидывается еще одна, поистине гигантская площадь, на которой в прежние века проводились воинские построения. Пройдя еще пару километров можно достичь зала Высшей Гармонии.

Вообще весь императорский комплекс разделен на Внешний и Внутренний дворцы . В помещениях Внешнего дворца правитель проводил все торжественные церемонии: основным как раз и считался зал Верховной гармонии, а также залы Сохранения гармонии, где установлен трон императора, и Полной гармонии. Во Внутреннем же дворце жили семьи императоров, евнухи, прислуга и наложницы. Здесь находятся такие знаменитые на весь мир (благодаря сотням фото, сделанных туристами), как залы Объединения мира, Небесной чистоты и Земного спокойствия. Как найти - раксскжет специальная статья.

Также здесь установлено и одно из самых популярных «чудес» Китая – резная мраморная плита длиной 16,75 метров и весом 250 тонн. Узор на ней был выбит в 1761 году: рельефные изображения гор, пенных морей и перистых облаков, и танцующие драконы, держащие в своих пастях по огромному жемчужному шару, неизменно вызывают восторги у туристов со всего мира.

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.

Об одной из главных достопримечательностей Китая – пекинском императорском зимнем дворце - т. н. «Запретном городе», или «Гугуне», написано много. Но часто описание ограничивается лишь простым перечислением того, где и что в нем находится.

сайт хотел бы предложить вам, кроме этого, еще и уникальный материал русского вещания «Международного радио Китая» о некоторых интересных малоизвестных особенностях дворцового комплекса, хранящих на себе печать исторических событий.

Отметим только для начала, что двойное название пекинской резиденции китайских императоров «Запретный город», или «Гугун», связано с тем, что после падения монархии в Китае в 1911, в стране стали постепенно отказываться от официального названия «Пурпурный запретный город» -«Цзыцзинчэн» в пользу более политически корректного, особенно в коммунистическом Китае, названия «Гугун» - т.е. «дворец старых (бывших) правителей». Упомянем еще, что в 1949 году, после эвакуации под напором коммунистов китайского правительства Гоминдана на Тайвань, часть коллекций «Гугуна», содержащих предметы императорского обихода и произведений искусства была эвакуирована на этот остров, где позднее был построен т.н. «Дворец-музей» - нечто вроде «Гугуна» в изгнании.

На иллюстрации из архива: Панорама «Запретного города». На переднем плане виднеются ворота «Тяньаньмэн» с портретом Мао. Очень часто эти ворота, украшенные портретом коммунистического вождя и лозунгами, - ворота, ставшие в таком виде визитной карточкой коммунистического Китая, чтобы не разрушать атмосферы императорского города, на многих фотографиях сознательно оставляют за кадром. Так это сделано на снимке ниже, где изображен непосредственно «Запретный город» без ворот «Тяньаньмэн», хотя они исторически относятся к комплексу императорской резиденции.

Малоизвестные факты

о «Запретном городе»

Итак, материал «Международного Радио Китая» о некоторых малоизвестных особенностях дворцового комплекса китайских императоров в Пекине из архива сайт. Орфография первоисточника сохраняется:

«Запретный город, и по сей день приводящий в восхищение путешественника своим блестящим великолепием, служил резиденцией императорам двух последних китайских династий - Мин и Цин, а всего здесь на протяжении 491 года правили 24 императора. Годы их правления полны многочисленными драматическими событиями, оставившими глубокий след в китайской истории. Давайте пройдемся по Запретному городу от южных ворот Умэнь до северных ворот Шэньумэнь и попытаемся приподнять завесу над некоторыми его тайнами...

Сигнальная система,

спрятанная в столбах мраморной балюстрады

Строения Запретного города окрашены в темно-красный цвет и крыты позолоченной черепичной кровлей. Особую прелесть придает дворцовому комплексу балюстрада из белого мрамора, которой обнесены главные дворцовые строения. Столбы и перила балюстрады покрыты искусной резьбой, кое-где она воздвигнута в несколько ярусов. Интересно, что назначение балюстрады не ограничивается декоративной целью, в ней кроме того кое-где спрятаны скрытые сигнальные устройства. Вот, например, столбики балюстрады, ограждающей малые ворота Сехэ и Сихэ, которые расположены по сторонам больших ворот Тайхэ. Головная часть этих мраморных столбиков выполнена в виде пышно расцветшего цветка, а в центре цветка скрыта шарообразная полость. В эту полость кладутся мелкие каменные шарики. Непосвященному туристу покажется, что отверстия в этих мраморных столбиках, увенчанных цветистой резьбой, - результат размывающего действия дождей, ему и в голову не придет, что отверстия эти имели и особое назначение. На самом деле они - не что иное, как потайная сигнальная система. Всякий раз, когда возникала опасность вторжения внешнего противника или пожара, охранник вставлял в сигнальное отверстие мраморного столба специальную бронзовую дудочку воронкообразной формы и начинал с силой дуть в нее. При этом каменные шарики в полости столбика приходили в движение, издавая низкий гул, напоминающий гул большой морской раковины, поднесенной к уху. Говорят, что этот сигнал можно было услышать и в отдаленных уголках Запретного города.

Фигурки,

украшающие конек кровли

На всех строениях Запретного города можно видеть керамические глазурованные фигурки животных, украшающие конек кровли. Некоторые фигурки имеют застывший благообразный вид, другие выглядят более живо. Но все они играют не только декоративную роль, им в китайском зодчестве отведена важная роль неотъемлемых элементов сооружения.

Если встать лицом к павильону Тайхэдянь, то по обеим сторонам его кровли можно видеть глазурованные элементы в виде голов дракона. Четыре лапы воздеты вверх, на спине дракон несет меч, глаза широко открыты и выражают свирепость, а страшная пасть прочно схватывает конек кровли. В народе этого дракона называют «вторым сыном дракона» и именуют «Драконом Вэнь». В представлении китайцев эпох Мин и Цин дракон Вэнь был способен тушить пожары и устранять другие бедствия. Примечательно месторасположение драконьей головы: она охватывает узловую часть, где сходятся горизонтальный конек кровли и ниспадаюший черепичный ряд. Именно в этом месте легко возникает течь во время дождя. Так что драконья голова служит надежным скрепляющим элементом.

В том месте кровли, где она переходит в свой взлетающий участок, выстроились в ряд маленькие глазурованные фигурки. Возглавляет ряд святой, едущий верхом на фениксе, за ним выстроились одна за другой фигурки животных, а конец ряда венчает более крупная голова мифического существа. Число фигурок в ряду определяется рангом и важностью здания, на кровле большого здания можно насчитать до 10 скульптурных изображений, а на кровле незначительного сооружения может быть лишь одна едва заметная фигурка. Существуют строгие правила и касательно порядка их расположения. Образы, запечатленные в кровельных фигурках, являются персонажами мифов. Некоторые из них олицетворяют благополучие, другие - храбрость и суровую непреклонность. Издали они напоминают небесных воинов, слетевших с небес и остановившихся над бездной. Их можно представить также в роли богов, спустившихся на кровлю для того, чтобы наблюдать за людскими тайнами.

Традиция украшать конек кровли мифическими фигурками не только преследует цель придать зданию пышность, но также является выражением пожелания благоприятной погоды и государственного спокойствия. Гораздо более важной, чем просто декоративное украшение, выглядит роль кровельных фигурок в предупреждении течи кровли. Эти элементы декорации также выражают идею благополучия и призваны служить амулетом, отпугивающим несчастье.

История

с императорским троном

Если сравнить путь через ряд проходов, ведущих от трибуны Тяньаньмэнь к воротам Умэнь (официальным «императорским вратам»), с оперной увертюрой, то дальнейший путь к Золотой речке, площади Тайхэ и воротам Тайхэ можно считать частью оперного либретто. Ну, а подойдя вплотную к павильону Тайхэдянь, покоящемуся на 6-метровом трехъярусном беломраморном фундаменте, уже не возникает сомнения по поводу того, что мы слышим великолепную главную арию, воплотившую все императорское величие. Лейтмотивом же главной арии можно считать вознесенный посреди Тронного зала, украшенный драконовой резьбой и тщательно отлакированный императорский трон.

Поверхность деталей трона покрыта позолотой, спинка украшена резным орнаментом из трех извивающихся драконов. Трон покоится на прочном цоколе в духе лож буддийских святых, он богато инкрустирован драгоценными камнями. Как показала экспертиза лакового покрытия и стиля изображенных драконов, этот трон был изготовлен в годы правления Минов под девизом Цзяцзин, но и при Цинах продолжал служить по назначению. Однако туристы бывают немало удивлены, узнав, что на протяжении почти полувека этот достойный воплотить величие богдыхана трон валялся в чулане, покрытый пылью.

В 1911 г. в Китае произошла Синьхайская революция, низвергнувшая императора и провозгласившая Демократическую республику. Однако в 1915 году глава милитаристского клана Юань Шикай предпринял реставрацию, объявив себя императором. Церемония возведения на трон намечалась быть в Тронном зале павильона Тайхэдянь. Юань Шикаю, у которого оказались коротковатыми ноги, показалось, что лучше будет заменить старый трон новым, сделанным в виде стула с высокой спинкой, какие приняты на Западе. Императором Юань Шикай пробыл 83 дня, а потом был сметен волной народного протеста. А вот сделанный по его личному заказу трон сохранился. На протяжении нескольких десятилетий попытки разыскать прежний трон с резными драконами не приводили к успеху. Пока, наконец, в 1959 г. один из работавших в Запретном городе специалистов не обнаружил среди старых фотографий фото с изображением интерьера дворцового павильона Тайхэдянь. Были предприняты поиски в кладовых старой мебели, и в конце концов он был найден. В 1963 г. мастера по ремонту мебели отреставрировали старый трон, потратив на это целый год. В сентябре 1964 г. восстановленный трон занял свое прежнее место.

Иероглиф,

обозначающий мир и гармонию, в названиях трех главных павильонов Запретного города

Не очень-то дружелюбный лев из «Запретного города».

Главными сооружениями Запретного города являются три павильона - Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь. Они призваны олицетворять непревзойденный авторитет императора, они же служили местом императорских аудиенций. Примечательно и неслучайно, что в названиях всех трех павильонов имеется иероглиф «хэ» -- «мир», «гармония».

По учению Конфуция иероглиф «хэ» означал всеобщую гармонию в мире. Пусть между величием богдыхана (императора - Прим. сайт) и положением простого смертного существует огромная разница, но и богдыхан и простой смертный живут на одной Земле, под одним Небом, и в духовном плане между ними должно существовать равновесие. Это равновесие и есть «хэ». Всему отводится свое место: император вознесен над всем окружающим миром, простые смертные довольствуются своим подчиненным положением; «хэ» существует между правителем и слугой, между отцом и сыном, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой. Без «хэ» невозможно соединить воедино сезоны года (весну, лето, осень и зиму), невозможно понять отношения в животном мире, невозможно уяснить взаимосвязь Земли и Вселенной. Одним словом, равновесие «хэ» нужно на Земле, на Небе и в необъятном мире вещей. В ином случае в мире наступит разлад, все будет поставлено с ног на голову. Важность «хэ» признавали и ученые других школ Древнего Китая. Можно сказать, что с древности китайцы считали «хэ» самым идеальным состоянием вещей и дел. Основатели династии Цин - это пришельцы с севера, покорившие Китай. (маньчжуры - Прим. сайт) Немудрено, что для них ничего не было важнее продолжительности сохранения своей власти и порядка в стране. «Хэ» для цинских правителей было главным пожеланием. Придерживаясь идеи «хэ», они стремились объединить страну, чтобы сохранить навеки свое господство. Эта идея хорошо просматривается в названии девиза правления цинского императора «Шуньчжи» (в буквальном смысле означающего «благоприятное правление»). Все вышесказанное поможет вам понять присутствие иероглифа «хэ» в названиях трех главных павильонов Запретного города.

Гигантская

резная каменная плита

Расположенная позади павильона Баохэдянь гигантская каменная плита, покрытая барельефами, изображающими драконов на фоне облаков, - самое крупное и высокохудожественное произведение барельефного искусства в Запретном городе. Эта плита была установлена в Минскую династию, при Цинах прежний рельефный узор был сколот и заменен новым. Узор составлен из 9 извивающихся драконов, каждый из которых держит в пасти большой жемчужный шар. Фоном танцующим драконам служат рельефные изображения гор, морей и облаков. Туристов поражает не только искусность рельефной резьбы, но и сами размеры каменной плиты. По расчету специалистов, вес каменной плиты до ее обработки превышал 300 тонн. Каким же образом такой гигантский камень был доставлен в Запретный город? Согласно «Минской истории» этот камень раздобыли в Фаншаньской каменоломне в западном предместье Пекина. Чтобы вынуть его из карьера, пришлось мобилизовать более 10 тысяч работного люда и более 6 тысяч солдат. Не менее сложным оказался вопрос доставки камня в столицу. Прежде всего, надо было сделать абсолютно ровной дорогу, ведшую в Пекин, для чего было послано несколько десятков тысяч рабочих. Они засыпали и утрамбовали рытвины и по всей трассе вырыли колодцы. С наступлением морозов дорожное полотно было тщательно залито водой из колодцев, так что получилась гладкая и твердая трасса. По ней прочно связанный камень людьми и лошадьми волоком был доставлен к месту назначения. Потребовалось 20 тысяч человек и тысяча лошадей, на транспортировку пошло 28 дней. Казне все обошлось в 110 тысяч лянов серебра. К сожалению, не были обнаружены записи о точной дате доставки камня. Можно лишь предполагать, что камень был доставлен еще до окончания застройки императорской резиденции, так как иначе такой камень невозможно было бы перенести через многочисленные ворота дворца. То есть, гигантский камень из Фаншаня является одним из первых строительных деталей дворцового комплекса и насчитывает более 570 лет.

Стрела,

вонзившаяся в доску с надписью над воротами Лунцзунмэнь

Между павильоном Баохэдянь и воротами Цянцинмэнь лежит площадь, отделяющая внешнюю (служебную) часть Запретного города от внутренних (семейных) дворов. По бокам площади имеются ворота: восточные Цзинъюньмэнь и западные Лунцзунмэнь. Проникновение во внутренние покои строго контролировалось. При Цинах проход в ворота запрещался любому, даже князьям императорской крови, им пользовались лишь дежурный чиновник и лица, призванные к императорской аудиенции. Если вы внимательно осмотрите транспарант с надписью над воротами Лунцзунмэнь, то, возможно, заметите вонзившуюся в транспарант стрелу. С ней связана вот какая история.

15-го числа 9-го месяца 1813 года в Запретный город вторглись части Крестьянской армии повстанцев, которые действовали в сговоре с евнухами - служителями дворца. Часть повстанцев направилась в павильон Янсиньдянь в северной части Запретного города, где находились императорские покои. Но у ворот Лунцзунмэнь их огнем встретили цинские войска охраны. Самого императора в тот момент не было во дворце, однако членов императорской семьи и прислугу от страха охватила паника. Великие князья и высокопоставленные чиновники стали готовить повозки, чтобы вывезти родственников и добро из Запретного города. Кое-кто даже спрятался в шкафу. В ходе ожесточенной схватки один из крестьянских предводителей прицелился и выпустил из лука стрелу, застрявшую в транспаранте с надписью над воротами Лунцзунмэнь. Однако силы оказались неравными, и повстанцы были подавлены. Это восстание стало серьезным уроком для Цинов. Чтобы в назидание потомкам сохранить о нем память, двор решил не трогать стрелу, застрявшую в транспаранте над воротами Лунцзунмэнь.

Красные фонари

в переулке Юнган

Войдя в ворота Найшимэнь, расположенные к западу от ворот Цяньцинмэнь, оказываешься в переулке Юнган. Здесь помещаются покои императрицы и наложниц. Всего в Запретном городе имеется 4 таких переулка.

В каждом из них установлены дорожные фонари, достигающие высоты человеческого роста, покоятся они на каменном цоколе. Сам фонарь сделан из бронзы, снаружи оплетен медной проволокой. С наступлением сумерек специальные евнухи-фонарщики заправляли фонари маслом и зажигали их. Горели фонари всю ночь до утра.

При Минах не существовало обязательного порядка, определяющего, в покоях какой жены или наложницы будет ночевать император. Конкретный выбор производился от случая к случаю. Перед входом в покои каждой из жен и наложниц вывешивались фонари из красного шелка. Отсутствие фонаря говорило о том, что именно в покоях этой жены проводит ночь богдыхан. Евнух, совершавший ночной обход переулка Юнган, заметив по отсутствию фонаря, что выбор императором уже сделан, оповещал остальных наложниц о том, что они могут отправляться ко сну.

Иное дело при Цинах. Уже во время вечерней трапезы император решал, с какой женой или в одиночестве проведет ночь. Но спал он непременно в павильоне Янсиньдянь. Не было принято, чтобы евнухи обходили 12 покоев переулка Юнган.

Холодильники

Запретного города

В наше время бытовой холодильник в доме - дело самое обыкновенное. Ну, а как обстояло дело в далекие времена, до появления специальной аппаратуры? Оказывается, в Запретном городе для хранения продуктов и напитков применяли холодильники, охлаждаемые природным льдом, заготовленным с зимы. В хранилищах Запретного города есть, например холодильный шкаф, искусно отделанный перегородчатой эмалью. В высоту он имеет полтора чи (1 чи=33 см.), форма его кубическая, причем состоит он из двух частей, нижняя часть уже верхней. Орнаментировка шкафа выполнена исключительно тщательно и ярко, внутри шкаф выложен свинцовым листом для лучшей изоляции и предохранения от сырости. В нижнем его углу предусмотрено отверстие для стока скапливающейся воды. Кроме того, в крышке шкафа есть два круглых отверстия, через которые охлажденный воздух из холодильника проникал в окружающее пространство.

Но гораздо чаще в качестве холодильников использовали специальные деревянные лари с крышкой. В них хорошо сохранялись продукты, а холодный воздух через отверстия в крышке можно было использовать для охлаждения воздуха в помещении. Так что, можно сказать, что холодильные установки Запретного города с успехом играли также роль теперешних кондиционеров. Лед заготовляли на реке в самый холодный период зимы, его хранили в подземных погребах и по мере надобности доставляли в дворцовые помещения.

Есть ли в Запретном городе

дымовые трубы?

От глаз внимательного наблюдателя не укроется отсутствие во всем Гугуне дымовых труб. Дело в том, что для Запретного города, где все сооружения сделаны из дерева, самой большой опасностью является огонь. Противопожарным мерам придавалось особо важное значение при всех правителях. Так как же обстояло дело с источниками огня для приготовления пищи и обогрева помещений?

В эпоху династий Мин и Цин главным горючим Запретного города был древесный уголь. Он отличался рядом достоинств: горел бездымно и не имел запаха, позволяя обходиться без дымовых труб.

Вот как, к примеру, решался вопрос обогрева помещений. Во многих павильонах были вырыты подземные дымоходы, комнаты над которыми назывались «теплыми». Дымоход выходил к люку, расположенному в наземном проходе Запретного города. Глубина люка равнялась росту человека, сверху люк закрывался деревянной крышкой размером в квадратный метр. Обогрев производился от сжигания древесного угля в специальной печи, установленной внутри дымохода. Начало обогрева помещений приходилось на сезон «выпадания инея».

Помимо обогрева за счет тепла, шедшего от дымохода, в помещениях были предусмотрены открытые жаровни, в которых жгли древесный уголь. Дворцовые жаровни изготовлялись с большим мастерством, например, делались из бронзы и покрывались позолотой либо инкрустировались перламутром. Они имели колпак на проволочном каркасе, предупреждающий выброс раскаленных углей наружу. Большие жаровни весили до тысячи цзиней, маленькие можно было носить в руках. До сих пор жаровни разных видов и размеров можно видеть повсеместно в Запретном городе: в павильонах Тайхэдянь, Чжунхэдянь, Баохэдянь, Цяньцингун, Цзяотайдянь, Куньнингун, Янсиньдянь и Западных покоях. К услугам императрицы и наложниц были также ручные и ножные печурки. Благодаря указанным средствам обитателям Запретного города была не страшна самая лютая стужа. Поистине эффектом эти приспособления могут соперничать с современными обогревательными устройствами.

Когда звучал гонг

В старые времена с наступлением ночи на улицу выходили караульные сторожа и с помощью ударов в гонг или в колотушку оповещали о смене страж. Первая стража приходилась примерно на 6 часов вечера.

В Запретном городе северные ворота Шэньумэнь фактически выполняли роль часовой башни, в которой дежурили караульные, ударявшие в гонг. Кроме того, на башне был установлен большой колокол. Во время отсутствия во дворце императора ежедневно с наступлением сумерек колокол бил 108 раз, а уже после этого караульный ударами в гонг оповещал о смене страж. По истечении 5-й стражи, то есть уже на рассвете, колокол снова бил 108 раз. Почему именно 108? Это число представляло собой сумму числа месяцев в году (12), числа климатических сезонов (24) и числа сезонов сельскохозяйственных работ (72).

Помимо колокольной башни на воротах Шэньумэнь, в Запретном городе справа и слева ворот Умэнь также были установлены колокольные башни. Однако назначение их было иным. Поскольку ворота Умэнь были главными воротами Запретного города, то существовал строгий регламент, касавшийся обстоятельств, при которых следовало бить в умэньские колокола. Эти обстоятельства включали, например, время выезда императорского поезда для участия в жертвоприношениях. В такой момент звонарь бил в колокол. А когда император выезжал в Храм Таймяо для церемонии поклонения предкам, на башне ударяли в гонги. Кроме того, колокольный звон и звуки гонгов на башнях ворот Умэнь оглашали окрестности во время особо торжественных случаев: возведения императора на трон, в момент празднования Нового года, сезона наступления зимы, в день долголетия, оглашения имени императрицы и т.п.

Сколько в Запретном городе

помещений?

Запретный город можно считать самым масштабным и наиболее хорошо сохранившимся из дошедших до наших дней древних дворцовых ансамблей. Он занимает территорию в 780 тысяч кв. метров. По преданию, минский император Чжу Ди, правивший под девизом Юнлэ, первоначально планировал построить дворец с 10 тысячами комнат. Но ночью на пятый день после принятия императором решения его во сне посетил Нефритовый правитель Вселенной. Крайне раздраженный, он указал богдыхану, что, намечая соорудить 10 тысяч комнат, тот посягает на его божественный авторитет, так как в самом дворце богов насчитывается всего-то 10 тысяч комнат. Поутру император немедля велел созвать сановников, чтобы обсудить с ними сложившуюся обстановку. В конце концов было решено построить 9999 с половиной комнат и таким образом сохранить в неприкосновенности авторитет и Неба, и императора.

Спустя 4 года дворец был построен. При виде открывшегося взору великолепия император Чжу Ди пришел в большую радость. Вот ворота Умэнь, поражающие своими размерами и торжественностью, вот павильон Фэнтянь (переименованный при Цинах в Тайхэдянь), отделанный красочной орнаментировкой балок и столбов. Сооружения блестели позолотой кровель, создавая ощущение масштабности и высокого стиля. Воистину новому дворцу по плечу было равняться с заоблачными хоромами Нефритового Бога, образ которых присутствовал в воображении богдыхана. Потратив на осмотр дворца целых полдня, Чжу Ди наконец спросил сопровождавших, действительно ли во дворце насчитывается 9999 с половиной комнат. Ответ был утвердительным. «Ну, а где же та половина комнаты»?, - спросил император. «Ею считается небольшая комнатушка на первом этаже терема Вэньяньгэ», - прозвучало в ответ. Чжу Ди наградил отвечавшего довольной улыбкой, произнеся «отлично, отлично». После этого императорского осмотра все вокруг уже знали, что в Запретном городе имеется 9999 с половиной комнат.

Сановника, подтвердившего число помещений дворцового ансамбля, звали Лю Бовэнь. В разговоре с императором у него тряслись поджилки, так как в действительности вряд ли число комнат составляло в точности 9999 с половиной. Ответственный за заготовку строительных материалов, Лю Бовэнь объездил множество мест, в своих поездках он наблюдал нищенские условия жизни народа и считал излишней роскошью строительство столь пышного дворца, которое лишь сделало бремя простого люда еще более тяжким. Лю Бовэнь даже внес кое-какие изменения в проектные чертежи, сократив число комнат на несколько сот.

В настоящее время в Запретном городе насчитывается 980 дворцовых сооружений, 8 728 комнат. А как же обстоит дело со ставшей знаменитой «половиной комнаты»? Оказывается, эта половинная комната действительно существует и находится в тереме Вэньяньгэ, служившем хранилищем для полного собрания книг «Четырех хранилищ». Примечательно, что в западной части терема столбы, окрашенные в зеленый цвет, были расставлены так, что расстояние между ними составляло 5 чи (около 1,5 м), тогда как обычно оно равнялось 3 метрам. Терем Вэньяньгэ был единственным зданием Запретного города с такой уникальной планировкой. Поэтому комната, ограниченная двумя близко расположенными столбами, и была названа «половинной».

(Этот материал из архива сайт был передан русским вещанием «Международного Радио Китая» в Пекине в виде нескольких радиопрограмм в апреле 2005 года).

Описание

дворцового комплекса «Гугун»

На иллюстрации: План «Запретного города», или, иначе говоря, «Гугуна».

На иллюстрации: План «Запретного города», или, иначе говоря, «Гугуна». На самой нижней кромке этого плана - «Ворота Небесного Спокойствия» - «Тяньаньмэнь». Далее вверх изображены ворота «Дуонмэнь» и парадные ворота «Запретного города» - «Умэнь» («Полуденные ворота»). «Умэнь» расположены на мосту через ров, окружающем весь дворцовый комплекс. На верхней кромке снимка - ворота «Шэньумэнь». Чуть выше ворот «Умэнь» на плане изображен канал Нэйцзиньшуйхэ «Золотая река». За «Золотой рекой» расположены главные дворцовые ворота Тайхэмэнь («Ворота высшей гармонии»). Потом огромный двор перед собственно дворцовыми помещениями, выложенный плитами. А дальше на плане изображены основные три дворцовых павильона «различных видов гармонии» - главные павильоны дворцового комплекса. Снова ворота, и вокруг различные вспомогательные дворцовые помещения внутри периметра стены и рва с водой.

Государственное информационное агентство КНР «Синьхуа» в старой версии своей русской Интернет - страницы поместило довольно подробное описание всех строений императорского дворцового комплекса «Гугун», или как называет это сооружение «Синьхуа» в упомянутой статье - «Музей Гугун» («Зимний императорский дворец»)». Этот очерк, который мы предлагаем ниже, как обычно для «Синьхуа» точно расставляет все акценты, согласно официальной доктрине китайской компартии, и поэтому содержит критику последнего китайского императора и гоминдановского правительства за «разграбление» богатств «Гугуна». (Орфография и стилистика первоисточника сохраняется, за исключением явных опечаток.):

«Музей Гугун или как ещё его называли - Цзыцзинчэн («Пурпуровый запретный город») расположен в центре города Пекина, рядом с площадью Тяньаньмэнь. На севере от Ворот Тяньаньмэнь и ворот Дуонмэнь находятся парадные ворота в Музей Гугун - Умэнь («Полуденные ворота»). Над ними возведено великолепное сооружение, обычно называемое Уфэнлоу («Башня пяти фениксов»).

Строить его начали ещё при Минской династий в 1420 г. Строился целых 14 лет. Ширина всего Запретного города с востока до западной части 760 м, с юга на север 960 м. Полезная площадь 150 тысяч кв.м. В нём более 9 тысяч помещений. С четырех сторон он обнесен стеной высотой 10 м. В стенах имеется четверо ворот. Ворота, выходящие прямо на юг, называются Умэнь. Это парадные ворота. В башне этих ворот есть колокол и барабан. Когда император шел возносить молитвы в храм или кумирню, он всегда выходил из ворот Умэнь. Когда он направлялся в Храм Земледелия, то при его выезде ударяли в колокол, а когда он входил в Таймяо («Храм предков»), то били в барабан. При Цинской династии, когда одерживали победы, здесь согласно обычаю устраивались церемонии - приношения пленных в дар императору. Сейчас эта башня служит помещением для временных выставок. Вокруг стены проходил канал, ширина которого 52 метра.

Северные ворота носят название Шэньумэнь. При Минской династии они назывались Сюаньумэнь. Но при императоре Канси их переименовали в Шэньумэнь, так как в имени этого императора имеется иероглиф Сюань, а по обычаю название любого предмета не должно совпадать с именем императора. На башне этих ворот также имеются один колокол и один большой барабан. Кадый день при наступлении сумерек и на рассвете сначала делали 108 ударов по колоколу, а потом в барабан. Эти ворота расположены напротив парка Цзиншань.

Восточные боковые ворота называются Дунхуанмэнь, а западные - Сихуамэнь. Гугун -- прежняя резиденция императоров Минской и Цинской династий. Здесь на протяжении 491 года вершили делами империи 24 императора. При Минской династии -- 14 императоров, а при Цинской -- 10. А теперь эта резиденция - Музей, где хранятся свыше 900 тысяч экспонатов.

Музей Гугун является самым большим архитектурно-художественным музеем нашей страны. Само сооружение является одним из величайших исторических достижений культуры нашей страны. Сохранив традиционные формы китайского зодчества, соединив в себе величественность форм, архитектурное совершенство и строгий порядок расположения, оно представляет собой один их самых блестящих архитектурных памятников мира и является жемчужиной многовековой культуры нашей Родины. Это самый грандиозный и самый целостный из сохранившихся архитектурных ансаблей.

Весь комплекс дворца состоит из двух главных частей, внешней и внутренней.

При входе в парадные ворота Умэнь прежде всего видите пересекающий площадь канал - Нэйцзиньшуйхэ («Внутренняя река с золотой водой»), через который переброшено пять красивых мраморных мостиков. По берегам канала, облицованного также белым мрамором, тянутся извилистые перила самой разнообразной формы, напоминающие своим видом драгоценный нефритовый пояс.

Севернее мостов находятся главные дворцовые ворота Тайхэмэнь («Ворота высшей гармонии»). За ними расположен еще один обширный двор. В центре его северной стороны возвышается массивный постамент, высотой в 8 м, где один за другим расположены павильоны: Тайхэдянь («Павильон высшей гармонии»), Чжунхэдянь («Павильон полной гармонии») и Баохэдянь («Павильон сохранения гармонии»), Эти три павильона являются важнейшим архитектурным комплексом Внешнего двора императорского. Они предназначены для проведения государственных и придворных церемониалов. Тайхэдянь по архитектуре и отделке представляет собой уникальный образец, не имеющий себе равных не только по сравнению с другими павильонами Гугуна, но и во всей коллекции деревянных конструкции древнего Китая.

Павильон Тайхэдянь служит местом, где устраивались официальные дворцовые приемы. Он является самым большим сооружением Гугуна. Высота его 35,5 м, ширина 63,96 м, глубина 37,2 м, площадь более 2300 кв.м. Крышу павильона поддерживают 86 деревянные колонны диаметром в один метр, шесть из них, окружающие трон, позолочены и украшены резными изображениями извивающихся драконов. Трон установлен на постаменте, перед которым изящные бронзовые журавли - символ успеха и удачи, курильницы, большие медные треножные сосуды - символ трона, позади трона ширма тонкой работы.

Вход в павильон Тайхэдянь охраняют свирепо ощерившиеся бронзовые львы, олицетворяющие силу власти.

На просторной площадке перед павильоном установлены большая бронзовая черепаха, поднявшая кверху клыкастую, почти волчью пасть -- символ долголетия, бронзовый длинноногий журавль, как символ успешного продвижения по лестнице чинов, большие медные треножники и другие великолепно выполненные скульптуры и изделия.

Павильон Тайхэдянь был построен в 1417 г., в 1645 году был перестроен, затем после пожара вновь восстановлен в 1697 г. При Минской и Цинской династиях ежегодно в канун Нового года, т.е. 1 января по старому стилю --праздника (Зимнего солнцестояния), дня рождения императора, также в день вступления на престол императора проводились торжественные церемонии. Объявлялись важнейшие правительственные указы. После оглашения указы опускали с башни ворот в клюве деревянного феникса, помещали в паланкин, украшенный изображениями дракона и отправляли в министерство церемоний, откуда копии его рассылались по всей стране. В дня государственных праздников и торжеств император принимал поздравления и устраивал приемы. А ещё в этом павильоне император назначал военачальников экспедиционных войск и присутствовал на государственных экзаменах.

Еще следовало бы уделить несколько слов совершенно пустому двору, который находится перед павильоном Тайхэдянь. Площадь этого двора более 30000 кв. м. Всякий раз во время дворцовых церемоний в этом дворе выстраивались в строгом порядке ряды вооруженных стражников, в порядке субординации стояли на коленях лицом к северу гражданские и военные сановники. Из многочисленных треножников и курильниц поднимались дым благовоний, усиливая и без того таинственную атмосферу, окружавшую императора.

Павильон Чжунхэдянь был построен при Минской династии и назывался Хуагайдянь и Чжунцзидянь. При Цинской династии в 1645 году был перестроен и переименован в Чжунхэдянь. Он служил местом, где император отдыхал перед началом церемоний, здесь же совершались репетиции ритуала, Император перед тем, как отправлялся в Храм Неба (21 Июня), в Храм Земледелия (22 ноября) для молебнов здесь знакомился с содержанием молитв. А ещё ежегодно в канун Нового года император устраивал тут банкеты, на которые приглашались вассальные князья.

Павильон Баохэдянь расположен за Чжунхэдянь. Его начали строить в 1420 г. Первоначальное его название было Цзиньшэньдянь, после же переименовало в Цзяньцзидянь. В 1625 г. перестраивался, а в 1645 г. назван Баохэдянь.

Павильон Баохэдянь вначале был предназначен для пиров. Особенно при Цинской династии 1 января по старому стилю и 15 января император ежегодно приглашал монгольских и уйгурских князей в павильон Баохэдянь на банкеты. Накрывались 70 столов, закалывали 63 барана и вскрывали 70 бутылок вина. Вовремя таких банкетов музыканты исполняли монгольскую традиционную музыку и песни. Но со времени императора Юнчжэна (с 1723 г.) павильон Баохэдянь был предназначен для приема высших государственных экзаменов.

Если строго придерживаться центральной линии на север, за павильоном Баохэдянь вы увидите ворота Цяньцинмэнь («Ворота небесной чистоты»). Эти ворота были построены при Минской династии и перестроены при Минской династии и перестроены в 1655 г. Императоры Цинской династии иногда принимали здесь официальные доклады. В этот день устраивался трон и начальники всех ведомств по очереди докладывали о своих делах. Слева от ворот находилась канцелярия высших гражданских и военных сановников.

Затем надо пройти через ворота Цзяньцинмэнь, чтоб очутиться на задней половине дворцового ансамбля Гугун, где размещены внутренние покои. По центральной линии выстроились дворцы Цяньцингун («Дворец небесной чистоты»), Цзяотайдянь («Дворец общения неба и земли») и Куньнингун («Дворец земного спокойствия»), по обе стороны от них расположены шесть восточных и шесть западных дворцов.

Дворец Цяньцингун был построен в период Минской династии, перестроен в 1797 г. В этом дворце находилась опочивальня императора. Здесь же император занимался повседневными государственными делами, просматривал документы, делал распоряжения. В праздничные дни здесь устраивались пиры, на которые император приглашал своих сановников. В конце правления Цинской династии в этом дворце императоры принимали глав иностранных дипломатических миссий. В восточном флигеле хранились: головной убор, костюмы, обувь императора, а в западном флигеле помещался кабинет императора.

Второе здание по счету павильон Цзяотайдянь был построен при Минской династии, перестроен в 1697 г. Он служил залом для семейных торжественных мероприятий. Во времена Мин и Цин именно в этом зале устраивались торжества по случаю дня рождения императрицы. При Цинской династии здесь хранилась императорская печать. 25 главных печатей хранились при императоре Цзяньлуне. С правой стороны установлены китайские древние водяные часы - они состоят из трех медных воронок, под которым сидит Будда, держащий в руках циферблат. Вода наливается сверху и проходит через воронки. На циферблате показывается время. Слева находятся большие куранты, изготовленные мастерами нашей страны свыше 200 лет тому назад.

Дворец Куньнингун был построен при Минской династии, перестроен в 1655 г. В период Минской династии в нем была опочивальня императриц. В период Цинской династии этот дворец использовался по назначению только во время свадьбы императоров, обычно в его приемных комнатах устраивались религиозные церемонии поклонения духам и приношение им жертв. После свадебной церемонии императрица должны была прожить здесь три дня.

Позади дворца Куньнингун находится выставка самых разнообразных часов.

По объему дворцы Цяньнингун, Цяотайдянь и Куньнингун значительно уступают трем большим павильонам внешнего двора.

За дворцом Куньнингун - ворота Куньнинмэнь. За ними раскинулся пышный императорский сад Юйхуаюань. Через этот императорский сад дорога приводит к выходу Шэньумэнь («Ворота всемогущих духов»).

По обе стороны центральной линии ансамблей разместился лабиринг дворцов, двориков, соединенных друг с другом проходами и воротами. Это целый мир, когда-то отрезанный от жизни, но богатый, пышный и строго регламентированный. В этих дворцах жили император, императрица, наложницы императора, его дети, родичи - верхушка феодально - крепостнической власти, свергнутой в результате буржуазной революции 1911 г.

В основные западные дворцы и павильоны (построенные при Минской династии) входят:

Павильон Тайцзидянь был построен при Минской династии, перестроен в 1683 г. Сейчас здесь помещается выставка художественных эмалевых изделий.

Дворец Юншоугун («Дворец вечного долголетия»)был построен при Минской династии. В течение 200 лет этот дворец был складом для павильона Янсиндянь («Павильон сбережения сердца»). Сейчас здесь экспонируются лаковые изделия.

Дворец Чанчуньгун («Дворец вечной весны») был построен при Минской династии, перестроен в 1683 г. Здесь находится гроб жены императора Цзяньлуна. В 1884 г. при императрице Цыси здесь устраивали музыкальную драму.

Дворец Сяньфугун был построен при Минской династии, перестроен в 1683 г. Когда умирал кто-нибудь из родичей императоров, то здесь они пребывали в трауре. Сейчас здесь помещается выставка письменных принадлежностей.

Дворец Икунгун был построен при Минской династии, перестроен в 1655 г. Здесь теперь тоже экспонируются художественные эмалевые изделия.

Дворец Чусюгун был построен тоже при Минской династии. Жена императора Цзяцина одно время жила здесь. Здесь также жила императрица Цыси, когда она была ещё наложницей и потом, когда управляла страной.

Вышеприведенные дворцы и павильоны являются основными в западной половине, но интересно будет узнать кое-что и о Дворце Тихэдянь, который был построен в 1802 г. Здесь Цыси выбирала невесту для сына-императора Гуансюй. Сейчас здесь экспонируются художественные эмалевые изделия.

Ещё нельзя не упомянуть о Павильоне Янсиньдянь. Он был построен при Минской династии. Начиная с третьего императора Юнчжена Цинской династии, все императоры жили в этом павильоне и обсуждали государственные дела. Здесь также принимали чиновников из разных провинций.

В западную (часть) входят ещё несколько второстепенных дворцов и павильонов, как Дворец Цынингун. Он был построен при Минской династии, перестроен в 1790 г. Здесь жили матери императоров как Минской, так и Цинской династий. Когда подходило время принцессам выходить замуж, здесь устраивались свадебные церемонии.

Ещё Дворец Шоукангун («Дворец долголетия и здоровья»), Дворец Шоуаньгун («Дворец долголетия и покоя»), Павильон Чунсидянь («Павильон весенних радостей»), ещё есть небольшой сад - Цынин («Сад доброты и покоя»). Южнее, недалеко от ворот Умэнь, расположены Павильоны Цзиньсыдянь, Уиндянь и ещё несколько сооружений. Сейчас здесь находится выставка прикладного искусства Минской и Цинской эпох. Помещения частично заняты под выставку, рассказывающую о жизни императриц.

А в восточные основные дворцы и павильоны (построенные также при Минской династии) входят:

Дворец Цзинжэньгун, Дворец Чэнцяньгун, Дворец Чжунцуйгун, Дворец Яньсигун, Дворец Юнхэгун, Дворец Цзиньянгун («Дворец солнечного пейзажа»).

Кроме этих шести дворцов, в этой половине тоже есть немало второстепенных дворцов и павильонов.

Надо ещё упомянуть знаменитую «Стену девяти драконов», сооруженную в восточной части Запретного города у ворот Хуанцзимэнь. Она является копией такой же стены в парке Бэйхай. Эта стена украшена сложными и искусными узорами и выложена глазурованным многоцветным кирпичом. Она поражает яркостью красок, большой выразительностью и динамичностью изображений девяти фиолетовых и желтых, извивающихся на зеленом фоне драконов. «Стена девяти драконов» - произведение подлинно народного искусства.

При династиях Мин Дворец Гугун служил политическим центром китайской империи.

В 1912 году на второй год Синьхайской революции, последний китайский император Цинской династии Пу И отрекся от престола, но продолжал жить во дворце. Пуи в течение 13 лет раздарил, заложил и продал множество древних реликвий. Таким образом, из дворца утекли многие ценности.

А ещё почти накануне освобождения по указанию гоминдановского правительства книги и ценности были сложены в 13427 ящиков и 64 пакета. Оно намеревалось все это переправить на Тайвань. Однако быстрая победа в освободительной войне помешала ему осуществить этот грабеж. Удалось увезти только 2972 ящика.

Гугун - это гармоничный по композиции и совершенный по планировке ансамбль дворцовых сооружений, один из красивейших средневековых дворцовых комплексов. Построенный в основном из дерева, Гугун служит замечательным образцом национальной китайской архитектуры. Здесь и гармоничное, умелое сочетание разных по величине и форме зданий, ворот, переходов, и многоярусные крыши с загнутыми краями, покрытые глазурованной яркой черепицей золотистого цвета, и резные створчатые стены под красным лаком.

Замечательные китайские архитекторы создавали все эти сооружения. Десятки тысяч китайских тружеников вложили свой талант и труд в эти исторические памятники, созданные на веки. Огромные, расписанные цветными орнаментами, арки, искусственные озера и пруды, покрытые лилиями и бледно-розовыми лотосами, мраморные мосты, колоссальные каменные и лепные своды, стены, разрисованные яркими красками, колонны, украшенные фантастическими драконами и фениксами, неповторимы по своей красоте.

После образования КНР Народное правительство зачислило дворец Гугун в список наиболее важных культурных памятников, охраняемых государством. Пребывавший долгое время в запущенном состоянии, старый дворец преобразился.

Реставрированные старинные сооружения Гугуна сияют сейчас своими красочными украшениями. Музей Гугун, его постройки и сокровища вызывают восхищение древней культурой и искусством Китая у широких народных масс…»

(Этот материал был размещен государственным информационным агентством КНР «Синьхуа» в старой версии русской Интернет - страницы агентства).

Обзор составлен по материалам «Международного Радио Китая» (русское вещание) и государственного информационного агентства КНР «Синьхуа».

Китай, Пекин, Запретный город, императорский дворец, достопримечательности, China, Beijing, Forbidden City, the imperial palace, sights

Описание Запретного города

  • Запретный город Гугун — самый большой и самый известный дворцовый комплекс в мире, расположен в Пекине. Он служил резиденцией двадцати четырем могущественным правителям двух династий Поднебесной империи — Мин и Цин.
  • Сегодня, направляясь в Запретный город, пройти нужно всего сквозь трое ворот: Тяньаньмэнь, Дуаньмэнь и, наконец, главные ворота дворца — Умэнь. В прежние же времена для иностранных послов и чиновников путь во дворец был длиннее: они проходили через пять ворот.
  • Все убранство и оформление Запретного города пронизано философскими и религиозными идеями и принципами Китая, гласящими в том числе и о том, что императору, несмотря на все его величие, надлежит быть справедливым и мудрым.

Немного истории

  • Начало строительства Запретного города относится к 1406 году. Императором, давшим указание на его строительство, был Чжу ди. Существует легенда о том, что проект Запретного города приснился одному из монахов, а он поведал о нем князю, который впоследствии стал императором.
  • Основной материал, используемый для строительства дворца — дерево, а также кирпич, мрамор, плитка. Почти все постройки внутри комплекса — одноэтажные, а массивные крыши покоятся на мощных колонах, такая конструкция наиболее устойчива к землетрясениям. Фасады всех главных зданий обращены к югу — тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера. Главный вход тоже находится на южной стороне.
  • Запретный город — это не просто красивое название, это также и констатация факта. Простые люди сюда не имели доступа. В закрытом дворце жила семья правящего императора и их многочисленная прислуга. Без разрешения входить в город было запрещено под страхом медленной и мучительной казни — хотя самых любопытных иногда не пугало даже это. Впрочем, не только любопытство заставляло людей проникать в Запретный город, например, последний император династии Мин был доведен до самоубийства ворвавшимися во дворец жителями, которые были разозлены непомерными налогами и голодом.
  • На род Цин, последнюю правящую династию в Запретном городе, по преданию было наложено проклятие — дом Цин падет от руки женщины. В целом, так и случилось. Бывшая наложница Цыси правила Китаем после смерти мужа, до того момента, пока ее племянник, двухлетний Пу-Йи не стал ее приемником. Малыш стал последним императором и владельцем Запретного города. В 1912 году, в возрасте пяти лет он отрекся от престола, но остался жить во дворце.
  • По преданию, во дворце Небесного императора десять тысяч комнат. Дворец сына Неба, так называли себя императоры Китая, должен быть хоть немного скромнее, чтобы не затмить Небесного правителя. Так что он занимает он площадь 72 гектара, на которых расположено около восьмисот зданий и в общей сложности всего 9.999 комнат.
  • Город окружен высокой стеной и наполненным водой рвом — каналом Цзиньшуйхэ (Река золотой воды). Через ров перекинуто несколько мостов — центральные два предназначались только для членов императорской семьи, следующие — для высших военных и гражданских чиновников, а крайние назывались публичными и по ним мог пройти любой обитатель Запретного города, независимо от его чина и происхождения.
  • На территории Запретного города находится множество красивых и изящных строений. Павильоны, беседки, галереи, а так же озера, река, сады. И названия их, как правило ничуть не уступают изяществом внешнему виду — например, павильон Соприкосновения Неба и Земли, Ворота небесной чистоты или Беседка, откуда виден приход весны.
  • Запретный город неоднократно перестраивали после пожаров, разрушений и ограблений. Однако облик его старались воспроизводить с максимальной точностью, так что то, что мы можем увидеть там сейчас не слишком отличается от первоначального вида дворца.
  • Коллекция ценных экспонатов пополняется год от года, уже достигла миллиона. Основную часть экспозиции составляют предметы живописи, книги, бронзовые изделия, императорские одежды и драгоценности, выполненные с удивительной искусностью.
  • Запретный город разделяет центральная ось, протяженностью восемь километров. В центре стоит павильон Тайхэдянь (Высшей гармонии), высота которого почти достигает сорока метров. На протяжении многих веков он оставался самой высокой постройкой Пекина, потому что во времена империи не разрешалось возводить здания выше него — запрет не распространялся только на храмы. В центре павильона установлен Трон, символ власти императора на земле.
Номер тура: 500