Числительное 8. Имя числительное

  • В какой колонке выделенные слова обозначают:
    1. количество предметов и отвечают на вопрос сколько?,
    2. число и тоже отвечают на вопрос сколько?,
    3. порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?
  • Определите падеж выделенных слов.

Выделенные слова - имена числительные . Числительные, отвечающие на вопрос сколько?, - количественные .

Числительные, отвечающие на вопрос какой? (какая? какое? какие?), - порядковые .

Некоторые учёные считают порядковые числительные порядковыми прилагательными в силу того, что они не обозначают количество и число и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?).

Имена числительные бывают разными членами предложения:

Два да два - четыре .

Разделите шесть на три .

Мы живём на втором этаже.

Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения:

Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов .

  • Что обозначают и на какие вопросы отвечают имена числительные?
  • Какими членами предложения могут быть имена числительные?

Применяя данное определение, рассуждайте так: Четыре книги лежат на столе. Сколько книг? Четыре. Это количественное числительное. С существительным книги оно образует словосочетание, которое является одним членом предложения - подлежащим. Рассмотрите рисунок на восьмой странице. На какой странице? На восьмой. Слово восьмой - порядковое числительное. В предложении является определением.

345 . Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к. , над порядковыми - букву n . Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков.

1. Вход..т семь богатырей , семь румяных 3 ус..чей. 2. С первого щ..лчка прыгнул поп до потолка; со второго щ..лчка л..шился поп языка, а с третьего щ..лчка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поз..но вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, приш.л невод с одной ры..кой. (А. Пушкин.) 5. Три - нечётное число. 6. Семь и четыре - одиннадцать .

Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.

346 . Дополните каждый ряд данными словами. Составьте два предложения с однородными членами, используя любые количественные и любые порядковые числительные.

Тройка (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); (новенький) пятак , (стал) пятиклассником , (громадная) пятерня , пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

347 . Числительные чаще записываются цифрами, чем прописью. При чтении текста с цифровой записью числительных нередко допускаются ошибки: числительные употребляются не в том падеже, который требуется. Проверьте себя, правильно ли вы употребляете числительные. В скобках записаны по две формы числительных. Выберите ту, которая соответствует нормам литературного языка. Прочитайте вслух.

Самыми высокими растениями являются австралийские эвкалипты. Они достигают 150 (сто пятьдесят, ста пятидесяти) метров. Ель вырастает до 60 (шестьдесят, шестидесяти) метров, сосна - до 48 (сорок восемь, сорока восьми) метров. Берёзка бывает высотой около 36 (тридцать шесть, тридцати шести) метров, а дуб - до 25 (двадцать пять, двадцати пяти) метров. Богат и разнообразен мир живой природы, и человек должен беречь его.

348 . В каком стиле написан текст? Назовите в нём порядковые числительные. Составьте и напишите расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в школе.

Расписка

Мною, Ивановым Виктором, учеником 6 А класса, получено 27 (двадцать семь) книг из библиотеки школы № 6 для выставки в классе новинок детской литературы.

Лекция: Самостоятельные части речи. Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное (Ч.) - часть речи, означающая число, количество и порядок предметов.

NB! Количество могут означать и другие части речи. В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: семь (или 7) шахматистов (числ.) – большая семёрка (сущ.).

Имена Ч.

Примеры

    Отвечают на вопросы сколько? какой? который?

Апельсинов (сколько?) три.

Купюра (какая?) пятитысячная.

Месяц (который?) четвёртый.

Пятеро (сколько?) подростков.

    Начальной формой является форма И.п.

Около четырёх платформ – нач. ф. – четыре платформы.

    По значению делят на ко­ли­че­ствен­ные (сколько?) и порядковые (который? какой?)

Двадцать три (сколько?) розы – количественное.

Сто шестой (который?) дом – порядковое.

    Количественные склоняются только по падежам, не имеют рода (кроме один и два ) и числа (кроме один ).

Шесть дней (И.п.),

нет шести дней (Р.п.),

вспоминаю о шести днях (П.п.).

Две девушки – И.п., ж.р.

Одни сани – И.п., мн.ч.

    Ко­ли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ных с точки зре­ния зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ских свойств делят на:

- целые числа (употребляют с сущ., которые считаются, нельзя сказать четыре мёда );

- дроб­ные числа;

- со­би­ра­тель­ные числа (двое, трое, чет­ве­ро, пя­те­ро, ше­сте­ро, се­ме­ро, вось­ме­ро, де­вя­те­ро, де­ся­те­ро, оба/обе ).

Тысяча роз, семь машин, пятьдесят три дня – целые .

Шесть седьмых пирога, полтора дня, две третьих капитала – дроб­ные .

Восьмеро медвежат, трое фигуристов, трое ножниц - со­би­ра­тель­ные .

    Порядковые меняются, как и прилагательные, по падежам и числам и в ед.ч. по родам.

Шестой – шестого – шестому – шестой (шестого) – шестым – (о) шестом.

    По составу делят на простые (одно слово – один корень), сложные (одно слово – два корня), составные (несколько слов).

Три, сто, седьмой – простые .

Триста, шестьдесят, семисотый – сложные .

Триста шесть, шестьдесят восьмой, восемьсот тридцать девять – составные .

    Зачастую становятся любым членом предложения.

Тридцать делится на десять (тридцать – подлежащее).

Дважды четыре – восемь (восемь – сказуемое).

NB! Слитно пишутся числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный» и т.д.: пятитысячная (купюра), пятьсотдвадцатимиллионный (бюджет).

NB! "Пол­то­ра" имеет две формы: м. и ж. р. (пол­то­ра года, пол­то­ры секунды), дроб­ные чис­ли­тель­ные, в со­став ко­то­рых вхо­дят чис­литель­ные один и два , все­гда ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в форме ж. р. Одна девятая круга, две четвёртых книги.

Склонение числительных


Падеж

Единственное число

Множественное число

Мужской род

Средний род

Женский род

один (неодуш.)
одного (одуш.)

одни (неодуш.)
одних (одуш.)

одной(-ою)

(об) одном

(об) одной

(об) одних

Падеж

2

3, 4

Мужской род

Средний род

Женский род

три, четыре

трех, четырех

трём, четырём

два (неодуш.)
двух (одуш.)

две (неодуш.)
двух (одуш.)

три, четыре (неодуш.)
трёх, четырёх (одуш.)

тремя, четырьмя

(о) трёх, четырёх

NB! Количественные числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения:

Падежи 5, 30

И., В. – пять, тридцать

Р., Д., П. – пяти , тридцати

Т. – пятью , тридцатью

NB! Числительные сорок, девяносто, сто, полтораста имеют только две формы:

NB! У числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста склоняются обе части. Перечислим их в таблице:

Падеж

50-80

200-400

500-900

пятьдесят

пяти десяти

двух сот

пяти сот

пяти десяти

двум стам

пяти стам

пятьдесят

пятью десятью

двумя стами

пятью стами

о пяти десяти

о двух стах

о пяти стах

NB! В составных числительных склоняется по падежам каждое слово.

3638
И.п. три тысячи шестьсот тридцать восемь
Р.п. трёх тысяч шести сот тридцати восьми
Д.п. трём тысячам шести стам тридцати восьми
В.п. три тысячи шестьсот тридцать восемь
Т.п. тремя тысячами шестью стами тридцатью восемью
П.п. о трёх тысячах шестистах тридцати восьми

NB! Порядковые числительные изменяются по числам и родам. Это следует учитывать при их склонении по падежам. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Окончание формируется по тому же принципу, что у относительных прилагательных.

1

10

средний род

мужской род

женский род

средний

мужской

женский

десятого

десятого

десятому

десятому

о десятом

о десятом

о десятой

NB! 2325-й
И.п. две тысячи триста двадцать пятый
Р.п. две тысячи триста двадцать пятого
...
П.п. о две тысячи триста двадцать пятом

NB! Собирательные числительные склоняются подобно прилагательным мн.ч. Окончание в В.п. зависит от одушевлённости/неодушевлённости объекта.

Падеж

двое

четверо

сколько

четверых

скольких

четверым

скольким

двое (неодуш.)
двоих (одуш.)

четверо (неодуш.)
четверых (одуш)

сколько (неодуш.)
скольких (одуш.)

четверыми

сколькими

о четверых

о скольких

NB! «Оба» и «обе» изменяются по-другому.

Падеж

Мужской и средний род

Женский род

оба (неодуш.), обоих (одуш.)

обе (неодуш.), обеих (одуш.)

NB! Дробное числительное состоит из двух частей: числитель дроби (количественное числительное, обозначающее целое число) и знаменатель дроби (порядковое числительное). Если числитель заканчивается на цифру «один», то вместо неё используется «одна». Цифра «два» заменяется на «две». Сравните: одна пятая, две пятых, три пятых, четыре пятых.

Изменяются по падежам обе части в соответствии со склонением количественных и порядковых числительных. Знаменатель склоняется как порядковое числительное во множественном числе: к трем пятым (д.п.), с двумя пятыми (тв.п.). Или как порядковое числительное в единственном числе женского рода, если числитель оканчивается на 1: к одной пятой, вижу двадцать одну тридцать седьмую. При обозначении количества существительное при дробном числительном употребляется в родительном падеже: от одной восьмой торта, к трём седьмым площади треугольника.

NB! "Полтора" склоняется по особому правилу.

Склонение смешанных чисел

Смешанное число - число из целой части и обыкновенной дроби.

В качестве целой части выступает количественное числительное. Для отделения целой части от дроби используется слово «целых » или «целая ». Примеры смешанных чисел : 3,1/2 или три целых одна вторая; 1,23 или одна целая две третьих.

При склонении смешанных чисел целая часть склоняется по правилам склонения количественных числительных. Если целая часть заканчивается на цифру «один », то вместо неё используется «одна ». Цифра «два » заменяется на «две ». Сравните: 101 – сто одна целая, 102 – сто две целых, 105 – сто пять целых. Дробная часть склоняется по правилам склонения дробных числительных, которые описаны выше.

Как пишется НЕ с числительными? С именами числительными отрицание не пишется раздельно. К примеру, не первый муж, не четыре рубля, здесь не нулевой меридиан.

Как правильно писать: нуль или ноль? Допускается употребление обеих форм. Прилагательное зачастую образуется от формы нуль: нулевой километр, нулевое настроение.


Морфологический разбор имени числительного

I. Определите часть речи, что означает.

II. Укажите, какими морфологическими признаками обладает:
1. Начальная форма (И.п.).
2. Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное или порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).

III. Укажите, какова синтаксическая функция.



Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и нарушения эмоционально-волевой сферы.

В процессе урока применяется презентация из 11 слайдов, карточки, таблица, разнообразные задания. На уроке используется диалогический метод проблемного обучения. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.

Цели урока: Обучающие: сформировать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; вырабатывать умение отличать числительные от других частей речи; различать порядковые и количественные имена числительные; сформировать умение находить числительные в тексте. Коррекционные: развитие мыслительной активности; коррекция внимания; коррекция и развитие связной устной и письменной речи; коррекция познавательной деятельности; развитие навыка контроля и самоконтроля. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.

Тип урока: изучение нового учебного материала. Вид урока: урок-беседа. Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом; компьютер, мультимедийная доска, презентация: “Имя числительное”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку.

II. Знакомство с новой темой.

Откройте тетради и запишите дату.

Сформулировать тему урока вам поможет мой рассказ.

Слово учителя.

Все мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством различных чисел: смотрим на часы; каждый автобус, троллейбус, трамвай имеют свой номер; в школе решаем примеры и задачи, считаем предметы и т.п.

Вы видите на экране цифры первого десятка, от которых образованы все остальные числа. (Слайд №2). (Приложение1).

Все эти числа можно записать словами. (записываем на доске и в тетрадь).

Как вы думаете, к какой части речи относятся все эти слова? (слайд №3).

Запишем тему урока: “ Имя числительное как часть речи”. Сегодня на уроке мы познакомимся с самостоятельной частью речи именем числительным, научимся отличать имена числительные от других частей речи и определять разряды имён числительных. Итак, за работу!

III. Изучение нового материала.

(Слайд№4). Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы какой? сколько?

Какой признак помогает отличить имена числительные от других частей речи? (Имена числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв).

  1. (Слайд №5). Речевая разминка. Вопрос учителя – ответ ученика с использованием имён числительных.
  2. Например: Сколько собак на фотографии? На фотографии две собаки? Какая матрёшка самая маленькая? Первая матрёшка самая маленькая? и т.д.

  3. (Слайд №6). Прочитайте пословицы. Найдите имена числительные. Аргументируйте свой ответ.
  4. (Слайд №7,8). Работа в парах. Запишите предложения, используя имена числительные.
  5. Словарное слово – пьедестал.

  6. Для того, чтобы научиться отличать имена числительные от других частей речи, выполним задание. Прочитайте слова с числовым значением. Определите часть речи. Аргументируйте ответ. (У учащихся сигнальные карточки: названия частей речи). Имя существительное: двойник, пятак.
  7. Имя прилагательное: пятиэтажный, восьмидневный.

    Глагол: утроить, удесятерить.

    Имя числительное: шестнадцать, четыре.

  8. Независимо от выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Проблемная ситуация, направленная на поиск новых знаний и их систематизацию. Разряды имён числительных по значению.

– На какие вопросы отвечают имена числительные? – Что обозначают имена числительные?

Карточка №1.

Школьники посадили девять (…………) яблонь, пятнадцать (…………..) вишен и семь (………….) кустов смородины.

Сорок (…………) делится на пять (на ………..).

Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый (…………) день.

Мы живём в двадцать первом (………….) веке.

– Прочитайте предложения. Найдите имена числительные. Докажите (поставьте вопрос).

Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание, сильный ученик выполняет задание на доске. Коллективная проверка.

Учащиеся по репродуктивному вопросу называют название разряда.

– Какие имена числительные обозначают количество предметов и число?

– Какие имена числительные обозначают порядок предметов при счёте?.

– Вывод: “По значению имена числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые”. (Слайд № 9).

– Учащимся предлагается определить разряд у имён числительных в данных предложениях.

Итог: “Чем отличаются количественные имена числительные от порядковых?”

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом. (Текст у каждого учащегося). – Задание: прочитайте текст, найдите имена числительные, устно поставьте вопрос и определить разряд имён числительных по значению.

Деловой человек поднял голову.

– Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за всё время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз… Вот он!

Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Коллективная проверка с подробным комментированим. (слайд №10).

– Активные учащиеся оцениваются, так как достаточно насыщенный этап урока позволяет проявить себя в изучении новой темы.

V. Итог урока.

В начале урока мы поставили с вами цели. Давайте проверим, смогли ли мы их реализовать.

Блиц-опрос:

1. Какую часть речь мы сегодня изучали? Дайте определение имени числительного.

2. На какие разряды делятся имена числительные по значению?

3. На какой вопрос отвечают количественные имена числительные?

4. Что обозначают количественные имена числительные?

5. На какие вопросы отвечают порядковые имена числительные?

6. Что обозначают порядковые имена числительные?

7. Определи разряд: тридцать, шестой, двадцать седьмой, семидневный(ловушка-активизация мыслительной деятельности), восемьсот.

Для учащихся с ЗПР я читаю вопросы с паузами и предлагаю им про себя отвечать, пользуясь таблицей (слайд №9), далее отвечаем вслух (таблица закрывается).

VI. Оценки за работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Первый пьедестал. Оцени свою работу. 1 место – отлично; 2 место – хорошо; 3 место – могу лучше.

Второй пьедестал. Моё настроение. 1 место – стало лучше; 2 место – не изменилось; 3 место – стало хуже.

Обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ), собирательные (оба , двое , пятеро ) и порядковые (первый , второй , сотый ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Количественное числительное

Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «Скольки?» и т. п.

Количественным числительным присущи два значения.

  1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
    • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
    • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
  2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

Правописание количественных числительных в русском языке

  • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3)
  • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
  • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

Правописание числительных

1. У числительных «пять» - «девятнадцать», а также «двадцать» и «тридцать» Ь пишется на конце, а у числительных «пятьдесят» - «восемьдесят» и «пятьсот» - «девятьсот» - в середине слова.

2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый»).

4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. Обратите внимание: числительные «оба» (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

Другие виды числительных

Склонение имён числительных

В русском языке при склонении количественных имён числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Молотовск
  • Сарапул

Смотреть что такое "Имя числительное" в других словарях:

    имя числительное - сущ., кол во синонимов: 1 числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    имя числительное - Часть речи, характеризующаяся: а) обозначением отвлеченных чисел или количества предметов и их порядка по счету (семантический признак); б) почти полным отсутствием категорий рода и числа и особыми формами склонения и словообразования… … Словарь лингвистических терминов

    имя числительное - Знаменательная часть речи, которая выражает всей совокупностью входящих в нее слов существующую в данном языковом обществе счетную систему, в которой каждое числительное выражает элемент этой системы – числовое понятие (число, количество… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Имя числительное - см. Числительное …

    имя числительное - грамм. Часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счёте и изменяющаяся по падежам (количественные числительные) или по родам, падежам и числам (порядковые числительные) … Словарь многих выражений

    Числительное - Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

    ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя числительное в грамматике: слово (существительное или прилагательное), обозначающие количество или количественный признак, порядок предметов при счёте. Количественное ч. (обозначающее количество как число, напр. два … Толковый словарь Ожегова

    числительное - сущ., кол во синонимов: 1 имя числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Имя существительное в русском языке - является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

    Числительное - знаменат. часть речи, представляющая собой непополняемый класс слов с количественно счетным знач. Обычно выделяют пять разрядов Ч.: 1) количественные, 2) собирательные, 3) порядковые, 4) дробные, 5) неопределенные. Количеств. Ч. обозначают кол во … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • , Зикеев Анатолий Георгиевич. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.… Купить за 200 грн (только Украина)
  • Практическая грамматика на уроках русского языка. В 4-х частях. Часть 3. Деепричастие. Имя числительное. Наречие. Гриф МО РФ , Зикеев А.Г.. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или который?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношения к числу. Грамматиче­ские признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.

Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счет­ными существительными, то есть с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (две третьих конфет), так и с несчетными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десяте­ро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

    с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существитель­ ными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины);

    с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей);

    с названиями детенышей животных (семеро козлят);

    с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются пре­ имущественно числительные двое, трое и четверо;

    с существительными, называющими парные предметы (двое нос­ ков); два носка - это два носка, а двое носков - это четыре нос­ ка, то есть две пары носков;

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих). Порядковые числительные обозначают порядок предметов при

счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос который?, какой по счету?.

Разряды числительных по структуре

По структуре выделяют числительные простые и составные.

Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).

Составные числительные неоднокомпонентны, то есть пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьде­ сят пятый).

Комплексы 2 и 3 выделяет также сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый). В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные, оканчивающиеся на -надцать (пят-надцатъ), к которых элемент -надцать является не вторым корнем, а суффиксом.

Выделение сложных числительных в этих учебных комплексах свя­зано с методическими целями - обучением склонению сложных числи­тельных со вторыми корнями -десят и -сот (пят-и-десят-и, пят-и-сотО).

Грамматические признаки количественных числительных

Единственным «полноценным» морфологическим признаком коли­чественных числительных является признак падежа. Числительные не имеют морфологического признака числа (о словах один, тысяча, мил­лион, миллиард см. далее). Морфологический признак рода представлен только у числительных два, оба, полтора, причем у них противопостав­лены две родовые формы, одна - для мужского и среднего рода (два стола, окна), другая - для женского рода (две парты):

Полтора

м., ср. род

м., ср. род

м., ср. род

полтор-а

полтор-ы

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

дв-ум

полутор-а

обо-им

обе-им

полтор-а

полтор-ы

дв-умя

полутор-а

обо-ими

обе-ими

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

Как мы видим, у слов два и полтора родовые различия проявляются только в И. п. и В. п., у слова оба родовые различия прослеживаются во всех падежах, причем в И. п. и В. п. они выражаются окончанием, а в остальных падежах - основой (если принять такое разделение на мор­фемы, которое приведено в таблице).

Изменение числительных по падежам называется склонением. У числительных представлены особые типы склонения (называемые в лингвистике нумеративными) и субстантивные типы склонения. ,

Особым образом склоняются числительные два, полтора (см. выше), три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтораста:

Четыре

Сорок

Девяносто

Полтораста

четыре

сорок

девяносто

полтораста

трех

четырех

сорока

девяноста

полутораста

трем

четырем

сорока

девяноста

полутораста

И. п. / Р. п.

сорок

девяносто

полтораста

тремя

четырьмя

сорока

девяноста

полутораста

трех

четырех

сорока

девяноста

полутораста

Как мы видим, числительные три и четыре склоняются одинаково, а у слов сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста различаются толь­ко две формы - одна для И. п. и В. п., другая - для Р. п., Д. п., Т. п. и П. п.

Числительные пять - двадцать и тридцать склоняются по III скло­нению, то есть как слово нжочь, причем у числительного восемь пред­ставлены вариативные формы Т. п. - восемью и восьмью.

У числительных пятьдесят - восемьдесят и двести - девятьсот (то есть названия десятков на -десят и сотен на -сот) склоняются обе час­ти: первая как соответствующее простое числительное, вторая у числи­тельных на -десят по III склонению, а у числительных на -сот (-сти, -ста) по мн. числу субстантивного склонения (за исключением форм И. и В. п.).

Количественные числительные характеризуются особой сочетаемо­ стью с существительными.

Целые и собирательные числительные сочетаются с сущест­вительными следующим образом: в И. п. (В. п.) числительное являет­ся главным словом и управляет существительным, требуя его поста­новки в Р. п. ед. числа для слов два, три и четыре и в Р. п. мн. числа для слов пять и далее. В остальных падежах главным является суще­ствительное, а числительное с ним согласуется, например:

трй~(И- п.) ^тЗла (Р. п. ед. ч.); пять (И. п.) столов (Р. п. мн. ч) трех (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.); пяти (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.) трем (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.); пяти (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.) три (В. п.) стола (Р. п. ед. ч.); пять (В. п.) столов (Р. п. мн. ч.) тремя (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.); пятью (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.) (о) трех (П. п.) столах (П. п. мн. ч.); пяти (П. п.) столах (П. п. мн.ч.)

Дробные количественные числительные всегда управляют Р. п. существительного, а число этого существительного зависит от смысла конструкции, ср.: одна вторая конфеты - одна вторая конфет.

В грамматическом отношении среди количественных числительных выделяются слова один, тысяча, миллион, миллиард, триллион и др. названия больший чисел.

Слово один изменяется по родам, числам и падежам, в которых со­гласуется с существительным (один стол, одна парта, одно окно, одни сани). Форма множественного числа одни для обозначения одного пред­мета сочетается с существительными, имеющими форму только мно­жественного числа (одни сани, ворота, ножницы). Склоняется слово один по смешанному склонению: в И. (В.) п. имеет субстантивные окончания (одинО, одн-а, одн-о, одн-и), в остальных падежах - адъек­тивные склонения. Другими словами, числительное один грамматически ведет себя как относительное прилагательное.

Слова тысяча, миллион, миллиард и др. имеют постоянный морфоло­гический признак рода (перв-ая тысяча - жен. род, перв-ый миллион - муж. род), изменяются по числам и по падежам (перв-ые тысяч-и, перв­ых тысяча). Склоняются эти слова по субстантивным склонениям (ты­ сяча - по I склонению, миллион и др. - по II склонению). При сочета­нии с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа: И. п. тысяча тонн Р. п. тысячи тонн Д. п. тысяче тонн В. п. тысячу тонн Т. п. тысячей тонн П. п. (о) тысяче тонн.

Иначе говоря, эти слова грамматически ведут себя как существи­тельные. Их отнесение к числительным происходит только на основа­нии их значения.

В предложении количественное числительное вместе с существитель­ным, к которому оно относится, является одним членом предложения:

Я купил пятъ_книг. Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматические признаки порядковых числительных сходны с от­носительными прилагательными. Порядковые числительные изменяют­ся по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с сущест­вительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числитель­ные как прилагательные (по адъективному склонению, а слово третий - по смешанному: третий-0, треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем,

как притяжательное прилагательное). В составных порядковых числи­тельных склоняется только последняя часть:

И. п. две тысячи пятый год

Р. п. две тысячи пятого года

Д. п. две тысячи пятому году

В. п. две тысячи пятый год

Т. п. две тысячи пятым годом

П. п. (о) две тысячи пятом годе.

Числительное как часть речи имеет следующие особенности пред­ставления в учебных комплексах.

Все три комплекса изучают числительное в один этап в 6 классе и представляют материал с небольшими отличиями. Во всех комплексах основное внимание уделяется вопросу о разрядах числительных по зна­чению и структуре и склонению числительных. Собственно морфологи­ческие особенности числительных рассматриваются очень кратко, что не позволяет сформировать у учащихся четкое понимание грамматиче­ской разнородности числительных разных разрядов и некоторых слов внутри разряда количественных числительных.

Комплекс 2 выделяет 4 разряда числительных по значению: количе­ственные, собирательные, порядковые и дробные (причем предлагает именно такой порядок их изучения) и отмечает, что «количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один)». Формулировка «не имеют рода» требует разъяснения: числительные один, два, а также почему-то не включенные в этот список при рассмотрении соответствующих разря­дов оба и полтора имеют непостоянный признак рода, то есть изменя­ются по родам, в то время как количественные числительные тысяча, миллион, миллиард и другие названия больших чисел имеют постоян­ный признак рода. О грамматических особенностях слова тысяча и др. не сказано ни в одном из комплексов, что значительно затрудняет их морфологический разбор. Только в комплексе 2 сказано об особенно­стях синтаксической сочетаемости количественных числительных с существительными и о том, что грамматически «порядковые числи­тельные похожи на прилагательные».

Комплекс 3, как и комплекс 1, подразделяет числительные на коли­чественные и порядковые и уже внутри количественных выделяет под-разряды целых, дробных и собирательных числительных. В связи с ре­чевой направленностью комплекса основной упор комплекс 3 делает на употреблении числительных: их склонении, избирательной лексической сочетаемости собирательных числительных, употреблению слова оба / обе, причем числительные оба и обе поданы как отдельные слова, в то время как два и две поданы как формы одного слова.