Что делать, если многоквартирный дом не берёт ни одна управляющая компания? Как заставить ук работать Нет управляющей компании.

Управляющие компании для «бесхозных» домов будут назначать муниципальные власти. Такой порядок зафиксирован в проекте постановления правительства о правилах определения организации для временного управления жилыми домами. Минэкономразвития согласовало документ, сообщили «Известиям» в ведомстве. В среднем по стране 9% многоквартирных домов остаются без обслуживания. У экспертов к правилам много вопросов. Например, какими могут быть экономические стимулы браться за «брошенные» здания.

С 2019 года в силу вступит новая норма Жилищного кодекса. Если не состоялось собрание собственников по выбору способа управления или открытый конкурс, объявленный муниципалитетом, то орган власти должен назначить временную управляющую организацию. Она будет работать не более года. Проект постановления правительства о правилах управления «бесхозными» домами подготовил Минстрой. В документе прописано, каким образом происходит выбор временной компании и на каких условиях она будет работать.

УК будет выполнять эти функции по распоряжению органа местного самоуправления или органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Такое распоряжение необходимо издать не позднее пяти рабочих дней после выявления проблемы.

Назначенная организация в течение пяти дней после появления распоряжения направляет собственникам подписанный проект договора и размещает сведения о его заключении в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Орган власти при этом обязан объяснить собственникам основания для такого назначения.

Даже если письменного договора между собственниками и УК еще нет, жители должны продолжать платить за жилищно-коммунальные услуги, следует из текста документа. Деньги в этом случае поступают либо в расчетные центры, либо напрямую ресурсоснабжающим организациям, пояснил «Известиям» генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин.

Временное управление прекращается после истечения срока, установленного распоряжением, или в случае, если жители выбрали новую организацию. Сегодня, если дом оказывается без управления, он продолжает получать электричество, газ и тепло, но, как правило, остается без необходимого текущего ремонта.

В ФАС «Известиям» сообщили, что данный проект постановления проходит согласительные процедуры. Окончательные решения по нему будут приняты в том числе после проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

В среднем по России без управления находятся 9% многоквартирных домов. Больше всего их в Архангельской области (36%) и Севастополе (40%), рассказала «Известиям» замгендиректора управляющей компании «ПИК-Комфорт» Олеся Лещенко.

В пресс-службе «Общероссийского народного фронта» сообщили о постоянных жалобах от жителей аварийного жилья на то, что их дом остался без управляющей компании. Основные претензии: отсутствие текущего ремонта дома, вывоза мусора, уборки подъездов, обслуживания в зимнее время года. ОНФ планирует провести мониторинг таких объектов. Однако предварительный анализ показал, что у половины аварийных домов, подлежащих расселению, отсутствует информация об УК. Кроме того, здание может числиться на балансе управляющей компании, но по факту никакого управления нет.

Алексей Макрушин отметил, что зачастую компании опасаются, что у них отберут лицензию, если по дому будет много нарушений. А этого избежать сложно, так как жители чаще всего не очень обеспеченные и это не позволяет увеличить размер взносов на необходимые работы.

Участники рынка ждали, что в проекте постановления будет описана экономическая основа для привлечения управляющих компаний, но документ содержит только административные рычаги, подчеркнула исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

Непонятно, почему УК должны брать на себя совершенно неинтересные дома, в которых низкая собираемость платежей, - прокомментировала эксперт.

Олеся Лещенко считает, что стимулами могли бы быть бюджетные субсидии, покрывающие расходы на управление ветхими домами. Либо - в условиях бюджетного дефицита - существенно сокращенный перечень работ и услуг по обслуживанию. Если дом скоро должны признать аварийным, целесообразно ограничиться тем, чтобы обеспечить безопасность проживающих там людей, исключив из перечня расходов текущий ремонт.

Светлана Разворотнева также опасается, что могут пострадать благополучные дома. Она привела пример: иногда жители выбирают управление в форме ТСЖ, а из администрации всё равно приходит уведомление о назначении ГУПа. Пока идут суды, организация уже работает и собирает взносы.

Фото с сайта proafery.ru

Юрист Ярослав Михайлов - о самых частых схемах обмана в сфере ЖКХ

Мошенничества в сфере ЖКХ имеют свою специфику: в основном это видимая законность, добровольность осуществления платежей. Деньги похищаются опосредованно с использованием субподрядных фирм-однодневок, которые ликвидируются по мере необходимости. И здесь сложно доказать именно умысел директора организации, перечислившей средства подрядчику: требуется подтвердить не только личную связь контрагентов, но и предварительный сговор между ними, то, что руководитель УК знал или догадывался об отсутствии намерения и возможности выполнения работ по договору.

Условно типология понятия мошенничества в сфере ЖКХ может быть выполнена по нескольким признакам:

1. По субъекту мошеннических действий: в зависимости от того, кто может совершать мошенничество:

  • руководство или персонал управляющей компании;
  • председатель и совет товарищества из числа жителей многоквартирного дома;
  • сторонние лица, не имеющие отношения к содержанию и обслуживания жилья;
  • ответственные квартиросъемщики и владельцы жилых помещений.

2. По механизму обмана и введения в заблуждение:

  • приписки фактических затрат и/или содержания выполненных работ;
  • неисполнение запланированных годовым планом работ или их выполнение не в полном объеме, позволяющее достичь экономии;
  • манипуляции с приборами учета, в том числе присвоение разницы между учтенным и нормативным объемами поставленных энергоресурсов;
  • распространение фальшивых платежных документов с реквизитами злоумышленника;
  • использование поступивших платежей в собственных интересах путем задержки оплаты услуг энергоснабжающей организации и открытия краткосрочного депозита;
  • банкротство или реорганизация после перераспределения денег по счетам подставных фирм, одновременно прекращающих свое существование.

КАК УК ВЫТЯГИВАЮТ ЛИШНИЕ ДЕНЬГИ

Чаще всего управляющие компании присваивают деньги, которые собственники жилья перечисляют в виде официальных платежей. Как?

1. Завышают стоимость услуг.

Завышение фактической стоимости выполненных работ и оказанных услуг является наиболее распространенным способом обмана контрагента не только в сфере ЖКХ, но и в любой другой отрасли. Подобные действия почти невозможно доказать, так как их всегда можно обосновать более высокой нормой прибыли или накладными расходами.

Более прибыльным для нечистоплотных управляющих общедомовым имуществом является распределение средств, выделенных из федерального бюджета и некоммерческого фонда для проведения капитального ремонта. Материалы при этом используются самые дешевые и зачастую некачественные, а исполнителями работ являются нелегальные мигранты, к тому же часть сметных объемов не исполняется вовсе по причине их скрытого характера и невозможности проверки. «Сэкономленные» при такой организации ремонта фонды могут достигать 30-50% от сметной стоимости, которая, помимо всего прочего, будет завышена относительно среднерыночного показателя.

2. Не выполняют работы, оформляют «левые» акты.

Существенной строкой расхода любого семейного бюджета является текущее содержание жилья. Платеж определяется годовым планом работ, распределенным по месяцам, и составляет в зависимости от региона 800-900 рублей в месяц и выше. И даже экономия в 100 рублей с квартиры в стандартной хрущевке с 90 квартирами, позволяет получить неучтенный доход в 9000 рублей, который увеличивается пропорционально количеству обслуживаемых объектов жилого фонда. Доказать подобное мошенничество также достаточно трудно, потому что все работы подкрепляются завизированными актами выполненных работ, и, несмотря на то, что подписи принадлежат лицам из числа жильцов, этого достаточно, чтобы соблюсти видимую законность.

3. Забирают разницу между счетчиком и нормативом.

Нежелание управляющих компаний устанавливать домовые узлы учета тепловой энергии обоснованы не столько высокой стоимостью необходимого комплекта оборудования, которая превышает 100,000 рублей, сколько возможностями для мошенничества. Многие собственники квартир делают ремонт, устанавливая пластиковые окна и монтируя алюминиевые радиаторы отопления. Так снижается потребление тепла, которое не учитывается в платежных документах, ведь норматив рассчитывается исходя из возраста и типа жилой постройки. В то же время показания магистральных счетчиков, по которым управляющая компания платит теплоснабжающей организации, снижаются, в результате чего образуется неучтенная разница, присваиваемая нечистоплотными управленцами.

Аналогичного эффекта можно достичь и в отношении поставки других энергоносителей, в качестве которых может выступать холодная и горячая вода или природный газ. Здесь мошенники извлекают прибыль, только если в квартирах нет приборов учета соответствующего ресурса.

4. Берут деньги в оборот.

Отсутствие строгой отчетности перед плательщиками предоставляет возможность для руководства управляющей компании инвестировать полученные от жильцов платежи на небольшой период в 2 - 3 месяца. Так можно «заработать» 2 - 3% от суммы. Если посчитать по той же хрущевке с 90 квартирами в отопительный сезон, то получится около 300,000 рублей. И так «зарабатывать», как вы понимаете, можно ежеквартально.

КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР

Сейчас в производстве УЭБиПК УМВД по городу Кирову проходит доследственная проверка по жалобе жильцов дома №3 по ул. Аэропорт. Они обвинили УК «Лянгасово» в том, что она не проводила работы, но отчиталась об их проведении перед жильцами (при этом не учли, что в этом доме всего 13 квартир и все на виду).

В частности, жители отрицают, что УК «Лянгасово» проводила работы по содержанию конструктивных элементов их дома (на это списано 21,385 рублей), по содержанию инженерного оборудования (11,917 рублей), дератизации и дезинсекции (3,178 рублей), проверки и очистке несуществующих вентканалов и дымоходов (1,258 рублей), текущий ремонт подрядным способом также не проводился (13,666 рублей), как и техработы по обслуживанию счетчика, которого нет (20,855 рублей), - рассказывает юрист Ярослав Михайлов. - То есть, если даже с 13-квартирного дома УК получила «доход» порядка 90,000 рублей, то какой же доход они тогда получили с типичной 6-подъездной хрущевки? Жильцы обратились в ГЖИ, а также в прокуратуру, которая усмотрела, что имеет место хищение и поручила проведение проверки УМВД по городу Кирову.

Вообще, существует много ситуаций, когда жители подают заявления, иски в суд в отношении УК. Однако далеко не всегда эти иски являются обоснованными. Это происходит в основном из-за того, что собственники не до конца понимают основное содержание соглашения, заключенного с УК. В связи с этим они начинают выдвигать требования, которые могут не относиться к обязанностям и деятельности УК. Но в большинстве случаев исковые заявления имеют серьезные основания.

К ним можно отнести:

1. Недобросовестность исполнения своих прямых обязанностей УК (плохое качество, неполный объем).

2. Отказ выполнять пункты, оговоренные в заключенном соглашении.

3. Безосновательное повышение тарифов. Изменение и корректировка любых тарифов должна в обязательном порядке согласовываться на общем собрании жильцов многоквартирного дома. Без этого любое повышение является незаконным действием.

4. Некорректные сведения о потребляемых услугах. Управленцы имеют возможность завысить цифры потребляемой электроэнергии, а разницу присвоить себе.

5. Сдача УК общедомовых квадратных метров в аренду без согласия жителей дома. При расходовании средств нецелевым образом УК часто собирают средства. Куда они тратятся - никому не известно. А при попытке проверки документов компания дает отказ.

Также существует много других оснований , - говорит Михайлов. - Поэтому, если собственники чувствуют, что их права нарушены, они не должны молчать и ждать. Следует обращаться за помощью в уполномоченные и надзирающие за деятельностью УК инстанции. Даже если будет отказано в возбуждении дела, вы можете написать заявление на ознакомление с материалами проверки и снятия с нее копий, чтобы в дальнейшем использовать это в качестве доказательств и обоснования иска в суде.

Если у вас возникли проблемы с управляющей компанией, запомните три организации, которые могут помочь вам восстановить справедливость: Государственная жилищная инспекция (ГЖИ), Роспотребнадзор и прокуратура.

Анна Волконская

  • Просмотров: 6295
  • Отопительный сезон стартовал в 61 субъекте Российской Федерации. Тем не менее из многих регионов страны приходят тревожные сводки о том, что управляющие компании массово отказываются от обслуживания ветхих домов. Специалисты прогнозируют, что эта тенденция будет нарастать, и причиной тому - низкие тарифы: за деньги, которые собирают с жильцов, невозможно содержать дома так, как того требует законодательство. Что же делать жильцам брошенных на произвол судьбы домов? В этом разбирались собкоры "РГ".

    Жителей пятиэтажки по адресу Загородное шоссе, 38 в Любани Ленобласти бросила управляющая компания. Просто отказалась продлевать договор. Это обычная пятиэтажная хрущевка на четыре подъезда в состоянии изрядной запущенности.

    Подвал затоплен, оттуда летят комары, по стенам ползет грибок, чердак загажен голубями, канализационные люки во дворе проваливаются, территория вокруг дома в плачевном состоянии, - перечисляет жительница дома Раиса Бахтерева.

    Жителей пятиэтажки в Любани бросила управляющая компания. Просто отказалась продлевать договор

    Нельзя сказать, что управляющая компания вовсе игнорировала проблемы дома, но все делала спустя рукава и как-то не до конца, говорят местные жители.

    Неудивительно, что когда управляющая компания предложила повысить тариф на содержание общего имущества больше чем наполовину, не подкрепив это никакими документами, жители не согласились. Руководство УК не стало настаивать - просто объявило о том, что не намерено продлевать контракт. В мае шестидесятиквартирный дом остался без обслуживания.

    Лето обитатели дома худо-бедно перетерпели, а с наступлением осени забили тревогу: кто будет готовить дом к отопительному сезону? Проблема в том, что альтернативы в городке с населением 4,5 тысячи человек просто нет. Создавать товарищество собственников недвижимости (ТСН) обитатели дома не хотят. Пенсионеры (а их здесь примерно две трети) не верят в такую форму управления. Сергей Худяев, руководитель регионального центра "ЖКХ Контроль" Ленинградской области, к которому любанцы обратились за помощью, выяснил, что в Любани таких бесхозных домов несколько, и обратился за помощью к исполняющему обязанности председателя комитета Госжилнадзора Ленобласти Олегу Ромадову с просьбой посодействовать в разрешении конфликта. Местные активисты обратились за помощью к властям, и, как ни странно, им, похоже, все-таки удалось найти выход.

    Мы уговорили управляющую компанию, которая собралась уходить, остаться в городе, - говорит Юлия Додонова, заместитель главы администрации Любанского городского поселения. - Сейчас горожане обсуждают условия с руководством новой УК, и судя по всему, дело идет к заключению контракта. Таких "бесхозных" зданий у нас в Любани несколько. Но дом на Загородном, 38 - самый большой из них. И если мы решим вопрос с ним, то и с остальными все получится.

    Однако жильцы дома, наученные горьким жизненным опытом, не торопятся радоваться. И подобных печальных историй по всей России - не десятки, а сотни.

    В Омске только в Советском округе три десятка жилых домов не имеют управляющих компаний, а таких округов в городе пять. Конкурсы проводятся, но формально. И это уже становится тенденцией. Любопытно, что в списке брошенных находится дом N 3 на улице Комбинатской, в котором 25 процентов квартир принадлежит муниципалитету, но должного внимания к нему все равно нет. В этом году в рамках капремонта здесь должны были поменять кровлю, но ремонт так и не состоялся. К тому же каждый год возникает проблема с подключением тепла.

    Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ольга Бухарова

    Между тем во многих городах таких проблем нет: там созданы муниципальные УК, которые разруливают узкие места. В частности, подобный опыт был реализован в Самарской области, где вообще нет домов, которые УК бросили бы на произвол судьбы. Проблему решили так. Если компания отказывается от дома, то до назначения новой УК старая продолжает ее обслуживать. Кроме того, практически во всех муниципалитетах региона, а также в каждом районе Самары созданы муниципальные управляющие компании, которые могут брать в управление дома, от которых отказываются частники.

    Похожий опыт опробован и властями Приморья. В Красноярске брошенных домов официально нет. Всевозможные шлакоблочные двухэтажки, бараки, - словом, ветхий жилфонд формально закреплены за каким-то УК, но услуги, как выясняется, оказываются им "для галочки". Напрямую красноярская муниципальная УК отказалась брать на себя ответственность за эти дома и обслуживает их только на договоре подряда. Причина: жилфонд в неудовлетворительном состоянии.

    Предполагается, что с нового года многоквартирные дома (МКД) без управляющей компании (УК) передадут во временное управление.

    Именно такой проект Постановления Правительства был опубликован 3 ноября на Федеральном портале проектов нормативных актов для публичного обсуждения.

    Проект документа под длинным и громким названием «Об утверждении порядка и условий определения управляющей организации для управления многоквартирным домом …» регламентирует случай, когда:

    Собственниками помещений в МКД не определен;

    Не реализован способ управления;

    Во всех подобных случаях предлагается предоставить органу местного самоуправления право определить «временную управляющую организацию» и заключить с ней договор временного управления МКД.

    Планируется, что в договоре в обязательном порядке будут прописаны следующие условия:

    Размер платы за содержание жилого помещения, который должен соответствовать размеру, установленному органом местного самоуправления муниципального образования;

    Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период действия договора временного управления.

    Срок действия временного управления предусмотрено ограничить рамками одного года. Предполагается, что именно за это время собственники должны успеть выполнить свою обязанность по выбору способа управления домом (часть 2 статьи 161 ЖК РФ). Или же должен состояться открытый конкурс местного муниципалитета по отбору управляющей компании (часть 4 статьи 161 ЖК РФ).

    Если ни один из этих шагов не нашел эффективной реализации, то дом опять останется без управления. И процедура запуска временного управления начинается по новому кругу.

    Собственники квартир в МКД обязаны, согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ, определиться с формой управления своим домом. Органы местного самоуправления в дальнейшем объявляют и проводят конкурс по выбору УК. Если собственники квартир не могут никак решить, кто и как будет управлять их домом, а конкурс не состоится, то здание, в случае принятие нового законопроекта, получит временную управляющую компанию. Все логично - «бесхозных» домов в стране не быть не должно.

    отмечает, что принятие предложенного механизма обеспечит непрерывное управление МКД, оставшимся без УК, что, подчеркивает, будет способствовать надлежащему содержанию общего имущества собственников.

    Готовящееся постановление для портала «Вятка Областная» прокомментировал Арбитражный управляющий НП «ЦФОП АПК» Алексей Чагаев:

    «Новый механизм по организации временного управления многоквартирными домами в целях надлежащего содержания общего имущества с моей точки зрения противоречив.

    Безусловно, выигрывают собственники жилья. Особенно те, у которых не определен или не реализован способ управления. Управляющая компания, с моей точки зрения, будет находиться в менее выгодной ситуации.

    В настоящее время, статьей 161 ЖК РФ установлены порядок выбора способа управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. В соответствии с данной статьей, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления:

    1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

    2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

    3) управление управляющей организацией.

    Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

    Данный проект постановления под временным управлением многоквартирным домом предлагает понимать управление домом, в отношении которого собственниками не определен или не реализован способ управления, а открытый конкурс, проводимый органами местного самоуправления по отбору управляющей организации, признан не состоявшимся.

    Что получится на деле.

    Собственники жилья злоупотребляют своим правом и по определенным причинам не осуществляют возложенного на них права выбора способа управления многоквартирным домом.

    Управляющие компании не горят желанием заключать самостоятельно договора с данным многоквартирным домом, например по причине аварийного его состояния.

    Органы местного самоуправления проводят открытый конкурс, но на него никто не заявляется. А организация, заключившая данный договор временного управления берет обязательство по содержанию и ремонту многоквартирного дома. У собственников жилья появляется временная управляющая компания, тот на кого они готовы возложить все свои наболевшие проблемы. Они начинают писать в государственную жилищную инспекцию о том, что временная управляющая компания не ремонтирует их аварийное жилье, не устраняет недостатки. ГЖИ, в свою очередь выносит предписания, а в случае не исполнения привлекает к административной ответственности.

    И начало то уже по идее положено. Например, ситуация из практики: Администрация (собственник) в 2013 году, как сейчас пояснила администрация, ошибочно передала дом в управление Здание 1977 года постройки. За все годы ни разу не ремонтировалось. Один из жильцов в 2016 г. на основании договора социального найма написал жалобу в ГЖИ. ГЖИ выдало предписания

    Администрации устранить все недостатки. Но! Что самое интересное: дом еще с 2007 года самой администрацией признан аварийным и не пригодным для проживания.

    В итоге, буквально совсем недавно - 31 октября по заявлению протоколу ГЖИ мировой суд вынес штраф организации в размере 100 тыс. рублей.

    Вот в подобной, собственно, ситуации и окажутся вероятнее всего временные управляющие компании».

    Чтож, общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза законопроекта закончатся 24 ноября 2017 г. Если документ будет одобрен, региональным органам власти придется до 1 января будущего года привести в соответствие с требованиями нового документа все местные нормативно-правовые акты. И тогда мы все на практике увидим, как он будет реализован и к чему это в итоге приведет.