Что такое треугольник огня. Треугольник огня и пожарный тетраэдр

Тема: Противопожарная безопасность судна.

Цель работы: Изучить основы противопожарной безопасности на судне и приобрести практические навыки по тушению пожаров в условиях судна.

Задание: Изучить изложенный в методическом пособии материал и подготовить, используя так же рекомендованную литературу и лекционный материал письменный отчет по выполнению лабораторной работы.

План

Введение.

Теория горения

1.2.Виды горения.

1.3. Условия возникновения пожара.

1.3. Треугольник горения ("пожарный треугольник".

1.4. Распространение пожара.

1.5. Опасность пожара.

1.6. Конструктивная противопожарная защита судна.

1.7. Условия ликвидации пожара.

Горючие вещества и их свойства.

Особенности и причины пожаров на судах, меры предупреждения.

3.1. Нарушение установленного режима курения.

3.2. Самовозгорание.

3.3. Неисправность электрических цепей и оборудования.

3.4. Разряды атмосферного и статического электричества.

3.5. Заряды статического электричества.

3.6. Воспламенение горючих гидкостей и газов.

3.7. Нарушение правил производства работ с применением открытого огня.

3.8. Нарушение противопожарного режима в машинном помещении.

Классы пожаров.

Огнетушащие средства.

5.1. Водотушение.

5.2. Паротушение.

5.3.Пенотушение.

5.4. Газотушение.

5.5. Огнетушащие порошки.

5.6. Песок и опилки. Кошма.

Способы тушения пожаров.

Пожарное оборудование и системы.

7.1. Переносные пенные огнетушители и правила их применения.

7.2. Переносные СО 2 огнетушители и правила их применения.

Переносные порошкове огнетушители и правила их применения.

Пожарные рукава, стволы и насадки.

Защита органов дыхания пожарного.

Организация тушения пожаров на судах.

Противопожарная безопасность судна

Введение. Пожар – внезапное и грозное происшествие на судне, зачастую перерастающее в трагедию. Он всегда возникает неожиданно и по самой невероятной причине.Пожары на судах - относительно редкое явление (около 5-6% от всех аварий),однако это бедствие с обычно тяжелыми последствиями. Из опыта установлено, что критический срок борьбы с огнем на судне составляет 15 минут. Если в течение этого времени пожар не удалось локализовать и взять под контроль - судно гибнет. Особенно опасны пожары в машинных помещениях, где находится много горючих материалов. Огонь в МО выводит из строя основные системы энергообеспечения, судно теряет возможность движения, нередко повреждения получают и средства пожаротушения.



Основным поражающим фактором для людей при пожарах является не тепловое излучение, а удушье, вызванное образованием густого дыма при горении различных материалов. Морская история знает немало пожаров на судах.

Трагедия, случившаяся в Хобокене, в пригороде Нью-Йорка в начале прошлого века, когда пламенем пожара были практически полностью уничтожены 4 крупных современных океанских судна – пассажирский лайнер «Кайзер Вильгельм», судно «Бремен» водоизмещением 10000 т, «Майн» (6400 т) и «Зель» (5267 т), потрясла весь мир. И только гибель «Титаника» через 12 лет, а затем 1-я Мировая война затмили последствия трагедии Хабокена. Пожар в Хабокене начался с возгорания одной кипы хлопка и, если бы не благодушное поведение портовых рабочих, тушивших пожар с помощью нескольких ручных огнетушителей, а энергичное и своевременное применение подавляющих средств пожаротушения, пожар мог быть сразу локализован. А причины разыгравшейся трагедии в Хабокене, унесшей жизни 326 человек, до сих пор не выяснены.

Для успешного тушения пожа­ров необходимо быстро, практически мгновенно ре­шить вопрос о применении наиболее эффективного огнетушащего средства. Допущенные ошибки в выборе огнетушащих средств, приводят к потере времени, счет которого ведется на минуты, и разрастанию пожа­ра. Совсем недавний пример – гибель в 2006 г в Красном море парома «САЛАМ-98». В результате несвоевременно принятых экипажем судна мер, возникшее возгорание своевременно не было локализовано. В итоге, во время разыгравшейся трагедии погибли более 1000 человек пассажиров и членов команды и само судно.

Теория горения

1.1. Виды горения. Горением называется физико-хими­ческий процесс, сопровождающийся выделением теплоты и излучением света. Сущность горения заключается в быстропротекающем процессе окисления химических элементов горючего вещества с кислородом воздуха.

Любое вещество является сложным соединением, молекулы которого могут состоять из множества свя­занных друг с другом химических элементов. Химичес­кий элемент в свою очередь состоит из однотипных ато­мов. Каждому элементу в химии присвоен определен­ный буквенный символ. К основным химическим элементам, участвующим в процессе горения, относятся кислород О, углерод С, водород Н.

Во время реакции горения происходит соединение атомов различных элементов с образованием новых ве­ществ. Основными продуктами горения являются:

Окись углерода СО - бесцветный газ без запаха, обладающий высокой токсичностью, содержание кото­рого в воздухе более 1% опасно для жизни человека (рис. 1., а);

Углекислый газ СО 2 относится к инертным газам, но при содержании в воздухе 8-10% человек теряет созна­ние и может погибнуть от удушья (рис. 1.,6);

пары воды Н 2 О, придающие дымовым газам белую окраску (рис. 1., в);

Сажа и пепел, придающие дымовым газам черную окраску.

Рис. 1. Элементы реакции го­рения : а - окись углерода; 6 - углекис­лый газ; в -пары воды.

В зависимости от скорости реакции окисления раз­личают:

тление - медленное горение , вызванное недостатком кислорода в воздухе (менее 10%) или особыми свойства­ми горючего вещества. При тлении световое и тепловое излучение незначительны;

горение - сопровождается ярко выраженным пла­менем и значительным тепловым и световым излуче­ниями; по цвету пламени можно определить температу­ру в зоне горения (Табл. 1.); при пламенном горении вещества содержание кислорода в воздухе должно быть не ниже 16-18%;

Таблица 1. Цвет пламени в зависимости от температу­ры

взрыв - мгновенная реакция окисления с выделени­ем огромного количества теплоты и света; образующие­ся при этом газы, быстро расширяясь, создают сферичес­кую ударную волну, движущуюся с большой скоростью.

В процессе горения в качестве окислителя может быть не только кислород, но и другие элементы. Напри­мер, медь горит в парах серы, железные опилки - в хлоре, карбиды щелочных металлов - в двуокиси угле­рода и т.д.

Горение сопровождается тепловым и све­товым излучением и образованием окиси угле­рода СО, углекислого газа СО 2 , паров воды Н 2 О, сажи и пепла.

1 .2. Условия возникновения пожара. Каждое вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом и жидком состояниях молекулы вещества тесно связаны друг с другом, и молекулам кислорода практически невозмож­но вступить с ними в реакцию. В газообразном (парооб­разном) состоянии молекулы вещества движутся на большом расстоянии друг от друга и могут быть легко окружены молекулами кислорода, что создает условия для горения.

Горение является началом пожара. При этом проис­ходит окисление миллионов молекул паров, которые распадаются на атомы и в соединении с кислородом образуют новые молекулы. Во время распада одних и образования других молекул происходит выделение тепловой и световой энергии. Часть выделившейся теп­лоты возвращается к очагу пожара, что способствует более интенсивному парообразованию, активизации го­рения и, следовательно, выделению еще большего коли­чества теплоты.

Происходит своеобразная цепная реакция, приводя­щая к разрастанию пламени и развитию очага пожара (рис.2.).

Цепная реакция пожара происходит при одновре­менном действии трех факторов: наличии горючего ве­щества, которое будет испаряться и гореть; достаточ­ном количестве кислорода для окисления элементов ве­щества; источнике теплоты, повышающем температуру до границы воспламенения. При отсутствии одного из факторов пожар не может начаться. Если во время по­жара удается один из факторов исключить, - пожар прекращается.

Рис.2. Цепная реакция горения: 1 - горючее вещество; 2 - кислород; 3 - пары; 4, 5 - молекулы в процессе горения

Пожар возникает только при одновремен­ном действии трех факторов: наличии горюче­го вещества, достаточном количестве кисло­рода, высокой температуре.

1.3. Треугольник горения ("пожарный треугольник" Для процесса горения необходимы соответствующие условия: горючее вещество, что способно самостоятельно гореть после удаления источника воспламенения. Воздух (кислород), а такжеисточник воспламенения, что должен иметь определеннуютемпературу и достаточный запас теплоты. Если одно из этих условий отсутствует, процесса горения не будет. Так называемыйпожарный треугольник (кислород воздуха, теплота, горючее вещество) могутдать простейшее представление о трех факторах пожара, необходимых для существования пожара. Символический пожарный треугольник, представленный на (рис. 3.), наглядно иллюстрирует это положение и дает представление о важных факторах, необходимых для предотвращения и тушения пожаров:

Если одна из сторон треугольника отсутствует, пожар не может начаться;

Если одну из сторон треугольника исключить, пожар потухнет.

Однако пожарный треугольник – простейшее представление о трех факторах, необходимых для существования пожара, – не достаточным образом поясняет природу пожара. В частности, он не включает цепную реакцию , что возникает между горючим веществом, кислородом и теплом в результате цепной реакции. Пожарный тетраэдр (рис.4.) – более наглядно иллюстрирует процесс горения (тетраэдр – это многоугольник с четырьмя треугольными гранями). Он позволяет более полно понять процесс горения, в связи с тем, что в нем есть место для цепной реакции и каждая грань соприкасается с тремя остальными.

Основная разница междупожарнымтреугольником и пожарным тетраэдром состоит в том, что тетраэдр показывает, каким образом за счет цепной реакции поддерживается пламенное горение – грань цепной реакции удерживает остальные три грани от падения.

Этот важный фактор используется во многих современных огнетушителях, автоматических системах тушения пожаров и предотвращении взрывов – огнетушащие вещества воздействуют на цепную реакцию и прерывают процесс ее развития. Пожарный тетраэдр дает наглядное представление о том, каким образом можно потушить пожар. Если удалить горючее вещество, или кислород, или источник теплоты, пожар прекратится.

Если цепная реакция будет прервана, тогда в результате постепенного уменьшения образования паров и выделения теплоты пожар также будет потушен. Вместе с тем, при тлении или возможного вторичного воспламенения необходимо обеспечивать дальнейшее охлаждение.

1.4. Распространение пожара . Если пожар не удается локализовать в ранней стадии, то интенсивность его распространения нарастает, чему способствуют следую­щие факторы.

Теплопроводность (рис. 5, а): большинство судо­вых конструкций выполнено из металла, обладающего высокой теплопроводностью, что способствует переда­че большого количества теплоты и распространению пожара с одной палубы на другую, из одного отсека в другой. Под воздействием теплоты от пожара начинает желтеть, а затем вспучиваться краска на переборках, повышается температура в соседнем с пожаром отсеке и при наличии в нем горючих веществ возникает допол­нительный очаг пожара.

Рис.5. Распространение пожара: а - теплопроводностью; б - лучистым теплообменом; в - конвективным теп­лообменом; 1 - кислород; 2 - теплота

Лучистый теплообмен (рис.5.,б): высокая темпера­тура в очаге пожара способствует образованию лучевых потоков теплоты, распространяющихся прямолинейно во все стороны. Встречающиеся на пути теплового по­тока судовые конструкции частично поглощают тепло­ту потока, что приводит к повышению их температуры. Вследствие лучистого теплообмена могут воспламе­ниться горючие материалы. Особенно интенсивно он действует внутри судовых помещений. Кроме распро­странения пожара лучистый теплообмен создает зна­чительные трудности при операции по ликвидации пожара и требует применения специальных защитных средств для людей.

Конвективный теплообмен (рис.5.,в): при распро­странении горячего воздуха и нагретых газов по судо­вым помещениям переносится значительное количество теплоты от очага пожара. Нагретые газы и воздух под­нимаются, их место занимает холодный воздух - со­здается естественный конвективный теплообмен, кото­рый может стать причиной возникновения дополни­тельных очагов пожара.

Распространению пожара способствуют следующие факторы: теплопроводность ме­таллических конструкций судна; лучистый теплообмен, вызванный высокой температу­рой; конвективный теплообмен, возникающий при движении потоков нагретых газов и воздуха.

1.5. Опасность пожара. Во время пожара создается серьезная опасность для здоровья и жизни людей. К опасным факторам пожара относятся, следующие.

Пламя: при непосредственном воздействии на людей может вызвать местные и общие ожоги и поражение дыхательных путей. При тушении пожара без специаль­ных защитных средств следует находиться на безопас­ном расстоянии от очага загорания.

Теплота: для человека опасна температура выше 50 °С. В районе пожара на открытом пространстве тем­пература поднимается до 90 °С, а в закрытых помеще­ниях - 400 °С. Непосредственное воздействие потоков теплоты может привести к обезвоживанию организма, ожогам, поражению дыхательных путей. Под воздейст­вием высокой температуры у человека могут начаться сильное сердцебиение и нервное возбуждение с пораже­нием нервных центров.

Газы: химический состав газов, образующихся при пожаре, зависит от горючего вещества. Во всех газах содержится двуокись углерода СО 2 (углекислый газ) и окись углерода СО. Наиболее опасна для человека окись углерода. Два-три вдоха воздуха, содержащего 1,3% СО, приводят к потере сознания, а несколько минут дыхания - к гибели человека. Избыточное со­держание двуокиси углерода в воздухе уменьшает по­ступление кислорода в легкие, что отрицательно сказы­вается на жизнедеятельности человека (Табл.2.).

Таблица 2. Состояние человека в зависимости от % содержания кислорода в воздухе

При воздействии высоких температур на синтети­ческие материалы, происходит выделение газов насыщенных высокотоксичны­ми веществами, содержание которых в воздухе даже в незначительной концентрации представляет серьезную угрозу жизни человека.

Дым: частицы несгоревшего углерода и других ве­ществ, находящиеся в воздухе во взвешенном состоя­нии, образуют дым, который раздражает глаза, носо­глотку и легкие. Дым перемешан с газами, и в нем со­держатся все токсичные вещества, присущие газам.

Взрыв: пожар может сопровождаться взрывами. При определенной концентрации паров горючих ве­ществ в воздухе, изменяющейся под действием теплоты, создается взрывоопасная смесь. Причиной взрыва могут стать избыточный поток теплоты, разряды стати­ческого электричества или детонирующие удары, а также чрезмерное повышение давления в сосудах, нахо­дящихся под давлением. Взрывоопасная смесь может образоваться при содержании в воздухе паров нефте­продуктов и других легковоспламеняющихся жидкос­тей, угольной пыли, пыли от сухих продуктов. Последствиями взрыва могут быть серьезные разрушения ме­таллических конструкций судна и гибель людей.

Пожар представляет серьезную опасность для судна, здоровья и жизни людей. Основными факторами опасности явля­ются: пламя, теплота, газы и дым. Особенно серьезную опасность представляет вероят­ность взрыва.

Реакция горения происходит при одновременном действии трех факторов: наличии горючего вещества, которое будет испаряться и гореть; достаточном количестве кислорода для окисления элементов вещества; источнике теплоты, повышающем температуру до границы воспламенения. При отсутствии одного из факторов пожар не может начаться. Если во время пожара удается один из факторов исключить, то пожар прекращается.

Если пожар не удается локализовать в ранней стадии, то интенсивность его распространения нарастает, чему способствуют следующие факторы.

Теплопроводность : большинство судовых конструкций выполнено из металла, обладающего высокой теплопроводностью, что способствует передаче большого количества теплоты и распространению пожара с одной палубы на другую, из одного отсека в другой. Под воздействием теплоты от пожара начинает желтеть, а затем вспучиваться краска на переборках, повышается температура в соседнем с пожаром отсеке и при наличии в нем горючих веществ возникает дополнительный очаг пожара.

Лучистый теплообмен : высокая температура в очаге пожара способствует образованию лучевых потоков теплоты, распространяющихся прямолинейно во все стороны. Встречающиеся на пути теплового потока судовые конструкции частично поглощают теплоту потока, что приводит к повышению их температуры. Вследствие лучистого теплообмена могут воспламениться горючие материалы. Особенно интенсивно он действует внутри судовых помещений. Кроме распространения пожара лучистый теплообмен создает значительные трудности при операции по ликвидации пожара и требует применения специальных защитных средств для людей.

Конвективный теплообмен : при распространении горячего воздуха и нагретых газов по судовым помещениям переносится значительное количество теплоты от очага пожара. Нагретые газы и воздух поднимаются, их место занимает холодный воздух -создается естественный конвективный теплообмен, который может стать причиной возникновения дополнительных очагов пожара.

Распространению пожара способствуют следующие факторы: теплопроводность металлических конструкций судна; лучистый теплообмен, вызванный высокой температурой; конвективный теплообмен, возникающий при движении потоков нагретых газов и воздуха.

Опасность пожара. Во время пожара создается серьезная опасность для здоровья и жизни людей. К опасным факторам пожара относятся, следующие.

Пламя: при непосредственном воздействии на людей может вызвать местные и общие ожоги и поражение дыхательных путей. При тушении пожара без специальных защитных средств следует находиться на безопасном расстоянии от очага загорания.

Теплота: для человека опасна температура выше 50 °С. В районе пожара на открытом пространстве температура поднимается до 90 °С, а в закрытых помещениях - 400°С. Непосредственное воздействие потоков теплоты может привести к обезвоживанию организма, ожогам, поражению дыхательных путей. Под воздействием высокой температуры у человека могут начаться сильное сердцебиение и нервное возбуждение с поражением нервных центров.

Газы: химический состав газов, образующихся при пожаре, зависит от горючего вещества. Во всех газах содержится двуокись углерода ССЬ (углекислый газ) и окись углерода СО. Наиболее опасна для человека окись углерода. Два-три вдоха воздуха, содержащего 1,3% СО, приводят к потере сознания, а несколько минут дыхания - к гибели человека. Избыточное содержание двуокиси углерода в воздухе уменьшает поступление кислорода в легкие, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека.

При воздействии высоких температур на синтетические материалы, происходит выделение газов насыщенных высокотоксичными веществами, содержание которых в воздухе даже в незначительной концентрации представляет серьезную угрозу жизни человека.

Дым: частицы несгоревшего углерода и других веществ, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии, образуют дым, который раздражает глаза, носоглотку и легкие. Дым перемешан с газами, и в нем содержатся все токсичные вещества, присущие газам.

Взрыв: пожар может сопровождаться взрывами. При определенной концентрации паров горючих веществ в воздухе, изменяющейся под действием теплоты, создается взрывоопасная смесь. Причиной взрыва могут стать избыточный поток теплоты, разряды статического электричества или детонирующие удары, а также чрезмерное повышение давления в сосудах, находящихся под давлением. Взрывоопасная смесь может образоваться при содержании в воздухе паров нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкос­тей, угольной пыли, пыли от сухих продуктов. Последствиями взрыва могут быть серьезные разрушения металлических конструкций судна и гибель людей.

Пожар представляет серьезную опасность для судна, здоровья и жизни людей. Основными факторами опасности являются: пламя, теплота, газы и дым. Особенно серьезную опасность представляет вероятность взрыва.

Треугольник горения ("пожарный треугольник") Для процесса горения
необходимы соответствующие условия: горючее вещество, что способно самостоятельно
гореть после удаления источника воспламенения. Воздух (кислород), а также источник
воспламенения, что должен иметь определенную температуру и достаточный запас
теплоты. Если одно из этих условий отсутствует, процесса горения не будет. Так
называемый пожарный треугольник (кислород воздуха, теплота, горючее вещество)
могут дать простейшее представление о трех факторах пожара, необходимых для
существования пожара. Символический пожарный треугольник иллюстрирует это положение и дает представление о важных факторах, необходимых для предотвращения и тушения пожаров:

Если одна из сторон треугольника отсутствует, пожар не может начаться;

Если одну из сторон треугольника исключить, пожар потухнет.

Рис. 3. Пожарный треугольник

1 - горючее вещество, 2- источник теплоты, 3 - кислород воздуха

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ОДЕССКАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра «БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОТЧЕТ

ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 2

по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

на тему « Противопожарная безопасность судна »

Работу выполнил:

курсант __ курса ____группы

специальность «____________»

_________________________

Проверил:

Ассистент

Кафедры БЖ

___________________________

Тема: Противопожарная безопасность судна.

Цель работы: Изучить основы противопожарной безопасности на судне и приобрести практические навыки по тушению пожаров в условиях судна.

Задание: Изучить изложенный в методическом пособии материал и подготовить, используя так же рекомендованную литературу и лекционный материал письменный отчет по выполнению лабораторной работы.

План

1. Теория горения.Виды горения.

2. Условия возникновения пожара. Треугольник горения ("пожарный треугольник").

3. Горючие вещества и их свойства.

4. Конструктивная противопожарная защита судна.

5. Особенности и причины пожаров на судах, меры предупреждения.

6. Классы пожаров.

7. Огнетушащие средства.

8. Способы тушения пожаров.

9. Пожарное оборудование и системы.

10. Снаряжение пожарного.

Ответить письменно на вопросы:

Теория горения.

Горение – это __

Горение сопровождается тепловым и све­товым излучением и образованием окиси угле­рода СО, углекислого газа СО 2 , паров воды Н 2 О, сажи и пепла.

Рис. 1. Элементы реакции го­рения :

а - __________________

б - __________________

в - __________________

Взрыв - ____________

____________________

__________________________________________

Условия возникновения пожара.

Горение является началом пожара. При этом проис­ходит окисление миллионов молекул паров, которые _______

____________________

Происходит своеобразная цепная реакция, приводя­щая к разрастанию пламени и развитию очага пожара (рис.2.).

Рис.2. Цепная реакция горения:

1 - ___________________

2 - ____________________

3 - ____________________

4, 5 - ___________________

Треугольник горения ("пожарный треугольник"). Для процесса горения необходимы соответствующие условия: ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рис. 3. Пожарный треугольник

1 - _________________________

2 - _________________________

3 - _________________________

Если одно из этих условий отсутствует, то ___________________________________________

_________ _________

3. Горючие вещества, их свойства. Все горючие ве­щества можно разделить на несколько основных групп по характерным для них свойствам.

Древесина и древесные материалы ______________________________________________

_______________________________________

Текстильные и волокнистые материалы имеют температуру воспламене­ния _____________ °С. ____________________________________________________________

Шерсть тлеет, обугливается и __________________________________________________

____________________

Шелк - наиболее опасное в пожарном отношении волокно, _________________________________

______________________________________________________________

Пластмассы и резина ________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость ис­парения____________________________

______________________________________________________________

Краски и лаки состоят из компонентов, обладающих хорошей горючестью. Особенно активен растворитель, имеющий температуру вспышки _______ °С.

Конструктивная противопожарная зашита судна

Требования к конструктивной пожарной защите судна регламентирует Конвенция _________________ и правила ________________________________ ;

Весь комплекс средств, противопожарной защиты сводится к следующему:

а)______________________________

b)______________________________

c) _____________

f)______________

В целях защиты помещений судна от проникновения огня SOLAS-74 устанавливает следующие классы перекрытий:

класс «А» , образованные стальными переборками и палубами, предотвращающими прохождение дыма и пламени по окончании ________________________испытания на огнестойкость. Они изолируются негорючими материалами, чтобы средняя температура на противоположной стороне не повышалась более чем на _________°С по сравнению с первоначальной и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на ___________ 0 С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного времени:

Класс «А -60» __________мин;

Класс «А-30» __________мин;

Класс «А-15» __________мин.

Класс «А-0» __________0 мин.

класс «В», образованные переборками, палубами, подволоками или зашивкой такой конструкции, которая предотвращает прохождение пламени до конца _________________________испытания на огнестойкость. Средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не должна повышаться более чем на ____________°С по сравнению с первоначальной температурой и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на _______ 0 С по сравнению с первоначальной температурой поистечении указанного ниже времени:

Клас «В-30» ________мин.

Клас «В-15» ________ мин.

Класс «В-0» ________ мин.

класс «С» перекрытия,_______________________________________________________________

____________________

Двери в противопожарных переборках должны быть _____________________________типа, с автоматическим закрытием при повышении температуры до _____________ 0 С, с демпфирующим устройством, предотвращающим ушибы и травмы людей. Класс двери должен соответствовать классу ___________________.

Горение — физико-химический процесс, с выделением тепла, теплового излучения и света, для нормального протекания которого необходимы три основных компонента, именуемые «треугольник огня». C данным треугольником мы и будем ближе знакомится в сегодняшней публикации.

В ходе публикаций о безопасном обращении с , и , а также мы уже научились заготавливать начальную древесину для будущего костра. Дабы эта древесина, а также силы потраченные на её поиски и обработку, не пропали зря, прежде чем приступать к и растопке, коротко остановимся на общей теории, связанной с огнем и процессом горения.

«Треугольник огня» или «Fire Triangle» — обобщенное название для трёх основных компонентов, без которых дальнейший процесс горения невозможен. Итак, что же это за компоненты?

  • Температура (жар) — повышение температуры при определенных условиях способно привести к самовоспламенению многих материалов. Кстати, именно на этом принципе основаны примитивные методы разведения огня трением (огненный лук, огненный плуг и т.д.). Локальное же воздействие внешним источником температуры также приводит к вынужденному воспламенению или возгоранию. Для этого используются устройства воспламенения ( , или ). Температура искр, отбрасываемых огнивом, например, может достигать 900-1100 °C, чего более чем достаточно для воспламенения мелкого трута. Далее, протекающая физико-химическая реакция горения способна обеспечивать себя постоянной температурой самостоятельно. Если же вы намеренно снизите её (например, заливая костер водой) — это остановит горение в определенной точке, либо полностью развалит «треугольник огня», поддерживающий ваш костер.

Также, говоря о топливе стоит упомянуть о двух категориях материалов, способных поддерживать ваш «треугольник огня»:

  • Инициаторы (ускорители) горения или accelerants — материалы с бурным протеканием реакции горения, вследствие чего в короткие сроки выделяется много тепла и пламени. Сюда можно отнести как природные материалы (мелкую траву, опилки, листья, смолы и т.д.) так и более сложные субстанции (бензин, керосин, спирт и т.д.). Как правило, эти материалы имеют относительно низкую температуру самовоспламенения, благодаря чему загораются не только от открытого пламени, но и малейшей искры или даже сжимания в газообразном состоянии. Так как горение инициаторов проходит достаточно бурно и быстро, они практически полностью прогорают, о чём стоит помнить если вы пытаетесь поддерживать костер с их помощью. Так, к примеру, горение бумаги даёт неплохое пламя, но сколько бумаги потребуется чтобы вскипятить литр воды? А чтобы поддерживать пламя всю ночь? По этой причине инициаторы используются, в основном, только при . Пламени, получаемого от инициатора, обычно достаточно для просушки и воспламенения основного топлива.
  • Топливо или fuel — материалы с менее бурным процессом горения, которым для возгорания необходимо больше тепла. В отличии от инициаторов, топливо может поглощать и аккумулировать температуру, разрушаясь при этом более продолжительное время. К этой категории относятся древесный, бурый и каменный уголь и прочие материалы. Вспомните хотя бы как долго прогоревшее полено способно удерживать температуру при этом практически не давая открытого пламени и видимого света.

Теперь, когда мы ознакомились с тем, что же такое «треугольник огня» можно приступать к его .

Пожары на судах являются сравнительно нечастым бедствием (около 5% от всех аварий), но по тяжести последствий они стоят на первом месте.

Около 20% пожаров заканчиваются гибелью или полным конструктивным разрушением судна.

Опыт реальных аварий свидетельствует, что срок борьбы с огнем составляет порядка 15 мин. Если в течение этого времени пожар не удалось взять под контроль-то судно, как правило, гибнет. Дело в том, что в ограниченном объеме судового корпуса и надстроек находится очень много горючих веществ: дерево, ткань, пластик, краски и пр. А они, как известно, горят очень хорошо.

Что же представляет собой процесс горения?

Горением называется физико-химический процесс, сопровождающийся выделением теплоты и излучением света.

Сущность горения заключается в быстропротекающем процессе окисления химических элементов горючего вещества с кислородом воздуха.

Любое вещество является сложным соединением, молекулы которого могут состоять из множества связанных друг с другом химических элементов.

Во время реакции горения происходит соединение атомов различных элементов с образованием новых веществ. Основными продуктами горения являются:

Окись углерода СО – бесцветный газ без запаха, обладающий высокой токсичностью, содержание которого в воздухе более 1% опасно для жизни человека;

Углекислый газ СО 2 - инертный газ, но при содержании в воздухе 8 - 10% человек теряет сознание и может погибнуть от удушья;

Пары воды Н 2 О, придающие дымовым газам белую окраску;

Сажа и пепел, придающие дымовым газам черную окраску.

1.2 Составляющие пожара и взрыва.

Горение является началом пожара. Для горения необходимы три элемента: горючее вещество, которое будет испаряться и гореть, кислород для соединения с горючим веществом и теплота для повышения температуры паров горючего вещества до момента их воспламенения. Символический пожарный треугольник иллюстрирует это положение и дает представление о двух важных факторах, необходимых для предотвращения и тушения пожаров:

    если одна из сторон треугольника отсутствует, пожар не может начаться;

    если одну из сторон треугольника исключить, пожар погаснет. Пожарный треугольник - простейшее представление трех факторов, необходимых для существования пожара, но он не поясняет природу пожара. В частности, он не включает цепную реакцию, возникающую между горючим веществом, кислородом и теплотой в результате химической реакции. Пожарный тетраэдр - более наглядная иллюстрация процесса сгорания (тетраэдр - это много2гранник с четырьмя треугольными гранями). Он очень полезен для понимания процесса сгорания, так как на нем имеется место для цепной реакции и каждая грань касается трех других. Основная разница между пожарным треугольником и пожарным тетраэдром заключается в том, что тетраэдр показывает, каким образом за счет цепной реакции поддерживается пламенное горение, т.е. как грань цепной реакции удерживает остальные три грани от падения.

Цепная реакция.

Цепная реакция начинается следующим образом: образующаяся при горении

паров теплота воспламеняет все большее количество паров, при горении которых снова

выделяется все большее количество теплоты, воспламеняющей еще большее количество

паров. В результате этого постоянно нарастающего процесса горение усиливается. Пока

горючего вещества много, пожар продолжает развиваться, пламя разрастается.

Через некоторое время количество паров, выделяющихся из горючего вещества,

достигает максимума и начинает стабилизироваться, в результате чего горение

протекает с устойчивой скоростью. Это продолжается до тех пор пока не израсходуется

основная часть горючего вещества. Затем окисляется меньшее количество паров и

меньше образуется теплоты. Процесс начинает затухать. Происходит выделение все

меньшего количества паров, меньше становится теплоты и огня, пожар постепенно угасает.

При сгорании твердых горючих веществ может остаться зола, и еще какое-то время будет продолжаться тление. Жидкие горючие вещества выгорают полностью.

Таким образом, пожар возникает только при одновременном действии трех

факторов: наличии горючего вещества, достаточном количестве кислорода,

высокой температуре.

1.3 Характеристика горючих материалов.

Все горючие материалы (вещества) можно разделить на твердые, жидкие и газообразные.

Твердые горючие вещества. Наиболее типичные твердые горючие вещества – дерево, бумага и ткани. Они находятся на судне в виде растительных тросов, брезента, подстилочного и сепарационного материала, мебели, фанеры, обтирочных материалов и матрацев. Краска на переборках также представляет собой твердое горючее вещество. Кроме того, суда перевозят разнообразные твердые горючие вещества в виде груза.

Древесина и древесные материалы обладают горючестью и в зависимости от температуры и притока воздуха могут обугливаться, тлеть и гореть. Максимальная пожаробезопасная температура - 100 0 С, при температуре около 204 0 С – они самовоспламеняются. Скорость горения зависит от притока воздуха, содержания влаги и др. Наиболее быстро сгорают тонкие древесные изделия большой площади. Продуктами сгорания являются: двуокись углерода, водяной пар, окись углерода, альдегиды и кислоты. В начальной стадии пожара могут выделять много дыма.

Текстильные и волокнистые материалы в зависимости от состава волокон имеют температуру воспламенения 400 – 600 с. растительные волокна легко воспламеняются и хорошо горят, выделяя много густого дыма. Частично сгоревшие растительные волокна могут самовоспламеняться; сильно разбухают под воздействием воды. При горении выделяется большое количество едкого плотного дыма.

Жидкие горючие вещества . Воспламеняющиеся жидкости присутствуют на судне в основном в виде мазута, смазочного масла, дизельного топлива, керосина, масляных красок и их растворителей. Воспламеняющиеся жидкости и сжиженные воспламеняющиеся газы могут перевозиться в качестве груза.

Все воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость испарения нарастает с повышением температуры.

Пары в концентрации с воздухом взрывоопасны, особенно в закрытых объемах (цистернах, танках).

Воспламеняющиеся жидкости выделяют теплоту в 3-10 раз быстрее, чем дерево, и ее количество примерно в 2,5 раза больше. Эти соотношения достаточно наглядно показывают, почему пары жидкости горят с большой интенсивностью.

При растекании воспламеняющиеся жидкости распространяются по очень большой площади, выделяя при этом значительное количество паров, при воспламенении которых, образуется большое количество теплоты.

Газообразные горючие вещества.

Эти вещества уже находятся в необходимом для горения состоянии. Для их возгорания требуется только высокая температура и определенная пропорция кислорода.

Газы, как и воспламеняющиеся жидкости, всегда образуют видимое пламя и не тлеют.

При хранении или образовании газов в закрытых емкостях в случае появления источника теплоты резко возрастает вероятность взрыва.