«Есть имена и есть такие даты…» А. Твардовский

Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве военного корреспондента стал очевидцем многих исторических сражений. Примечательно, что и после окончания войны Твардовский постоянно возвращался к ней не только в мыслях, но и в своих стихах. Воспоминания с годами не только не тускнели, а, наоборот, становились более яркими и образными. Отчасти это объяснялось тем,

Что сам поэт до конца жизни испытывал чувство вины перед своими боевыми товарищами, которые отдали свои жизни ради победы. Твардовскому же посчастливилось вернуться с фронта домой без единой царапины, чего он стыдился до конца своих дней. И – постоянно возвращался к событиям прошлого, которое не хотело его отпускать.

Подтверждает это и стихотворение “Есть имена и есть такие даты…” , которое было написано в 1966 году. Оно посвящено своеобразному юбилею, ведь именно четверть века назад немецко-фашистские войска вторглись на территорию СССР, развязав одну из самых кровавых и вероломных войн в истории

Человечества. Поэтому Твардовский отмечает, что некоторые имена и даты невозможно забыть, так как они “нетленной сущности полны”. Действительно, трудно вычеркнуть из памяти день 22 июня 1941 года тем, кто видел, как сбрасываются первые бомбы на советские города, и как первые беженцы покидают свои дома из-за угрозы быть уничтоженными. По этой же причине имена двух непримиримых противников, Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, также останутся навсегда вписаны в историю кровавыми буквами. Однако поэта беспокоит то, что рядовые люди, которым все мы обязаны победой в этой жестокой войне, постепенно уходят из жизни, унося с собой частичку истории.

Именно по этой причине Твардовский отмечает: “Мы в буднях перед вами виноваты, – не замолить по праздникам вины”. Автору кажется, то нет такой силы, которая могла бы загладить то чувство неловкости, которое испытывает здоровый человек перед калекой-фронтовиком. И невозможно передать словами ту боль, когда дети войны рассказывают о том, как потеряли своих близких. Оправдать ныне живущих, по мнению поэта, может лишь тот факт, что память о погибших вечна, и “в наших будут жить они потомках”, которым предстоит пройти свой путь с честью и достоинством ради тех, кто погиб во имя мира им свободы.

(No Ratings Yet)



  1. Великая Отечественная война оставила рубцы не только на теле, но и на душах советских солдат. Именно по этой причине даже спустя годы вспоминать от тех далеких событиях многим из них...
  2. В жизни любого поэта рано или поздно наступает тот переломный момент, когда он задается вопросом о своем истинном предназначении. Подобные философские размышления были характерны для многих русских поэтах, а также...
  3. Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем не менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме...
  4. Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поэт фронтовой эпохи, хотя после окончания войны он подарил миру десятки замечательных произведений, выдержанных в духе соцреализма. На фронт Твардовский ушел в...
  5. Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты “На страже Родины”...
  6. Влюбчивый по своей натуре, Михаил Лермонтов старался е афишировать своих чувств и открывал их лишь своим избранницам. Именно по этой причине многочисленные романы поэта до сих пор являются предметом исследований...
  7. Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека,...
  8. Во время Великой Отечественной войны Александр Твардовский, выбравший стезю фронтового корреспондента, опубликовал несколько сотен репортажей и огромное количество стихов, посвященных подвигу советских солдат. На некоторые участки фронта поэту довелось возвратиться...
  9. Александр Твардовский принимал участие в нескольких войнах, отправившись на фронт в 1938 году в качестве военного корреспондента одной из московских газет. Поэтому к 1943 году, когда было написано стихотворение “Две...
  10. В августе 1942 года состоялось знаменитое сражение подо Ржевом, которое вошло в историю Второй мировой войны как одно из самых кровавых и продолжительных. До сих пор еще живы очевидцы этих...
  11. Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой,...
  12. Жизнь поэта Александра Твардовского трудно назвать типичной и обыденной. В отличие от многих своих собратьев по перу, он прошел через раскулачивание, но при этом не утратил веры в то, что...
  13. Так сложилось, что тема Великой Отечественной войны стала ключевой в Творчестве Александра Твардовского. Даже после того, как отгремели последние залпы победного салюта, поэт то и дело возвращался к своим воспоминаниям,...
  14. После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил...
  15. У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской...
  16. Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех...
  17. Весна в творчестве многих поэтов символизирует период обновления и перемен, поэтому ассоциируется с надеждами и мечтами, которым, возможно, никогда и не суждено сбыться. Тем не менее, именно весной человек чувствует...
  18. Жизнь очень часто преподносит сюрпризы, и в этом в свое время смогла убедиться Анна Ахматова, которая не предполагала, что сможет кардинально изменить свое отношение к Николаю Гумилеву. Она выходила за...
  19. Пейзажная Лирика Федора Тютчева – это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие...
  20. Не секрет, что с возрастом люди начинают ценить самые светлые и счастливые мгновения своей жизни, придавая им особое значение. Правда, для многих эти удивительные минуты радости и покоя остаются в...
  21. Судьба распорядилась так, что значительную часть своей жизни поэт и политик Федор Тютчев провел в Санкт-Петербурге. Именно здесь прошли и последние годы его жизни, когда после получения титула тайного советника...
  22. Революция 1917 года застала Зинаиду Гиппиус и ее супруга Дмитрия Мережковского в Санкт-Петербурге, который очень быстро был переименован в Петроград. Отречение царя и его наследника от престола, создание временного правительства,...
  23. Любовь и влюбленность – два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной Ахматовой, которая уже через несколько лет супружества поняла, что испытывает...
  24. Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного,...
  25. Очерк жизни и творчества А. Т. Твардовского: социальное происхождение: начало творческой деятельности (середина 30-х годов). Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Общественная роль поэта как главы...
  26. Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Поэт сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека,...
  27. У большинства писателей и поэтов есть книги, которые можно назвать главными. Произнес: “Лев Толстой” – и рядом смело можно поставить “Войну и мир”, скажи: “Александр Пушкин” – и сразу же...
  28. Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала “Новый мир”. Именно ему мы обязаны возвращением в...
Анализ стихотворения Твардовского “Есть имена и есть такие даты

«Есть имена и есть такие даты…» Александр Твардовский

Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.

Анализ стихотворения Твардовского «Есть имена и есть такие даты…»

Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве военного корреспондента стал очевидцем многих исторических сражений. Примечательно, что и после окончания войны Твардовский постоянно возвращался к ней не только в мыслях, но и в своих стихах. Воспоминания с годами не только не тускнели, а, наоборот, становились более яркими и образными. Отчасти это объяснялось тем, что сам поэт до конца жизни испытывал чувство вины перед своими боевыми товарищами, которые отдали свои жизни ради победы. Твардовскому же посчастливилось вернуться с фронта домой без единой царапины, чего он стыдился до конца своих дней. И – постоянно возвращался к событиям прошлого, которое не хотело его отпускать.

Подтверждает это и стихотворение «Есть имена и есть такие даты…», которое было написано в 1966 году. Оно посвящено своеобразному юбилею, ведь именно четверть века назад немецко-фашистские войска вторглись на территорию СССР, развязав одну из самых кровавых и вероломных войн в истории человечества. Поэтому Твардовский отмечает, что некоторые имена и даты невозможно забыть, так как они «нетленной сущности полны». Действительно, трудно вычеркнуть из памяти день 22 июня 1941 года тем, кто видел, как сбрасываются первые бомбы на советские города, и как первые беженцы покидают свои дома из-за угрозы быть уничтоженными. По этой же причине имена двух непримиримых противников, Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, также останутся навсегда вписаны в историю кровавыми буквами. Однако поэта беспокоит то, что рядовые люди, которым все мы обязаны победой в этой жестокой войне, постепенно уходят из жизни, унося с собой частичку истории.

Именно по этой причине Твардовский отмечает: «Мы в буднях перед вами виноваты, — не замолить по праздникам вины». Автору кажется, то нет такой силы, которая могла бы загладить то чувство неловкости, которое испытывает здоровый человек перед калекой-фронтовиком. И невозможно передать словами ту боль, когда дети войны рассказывают о том, как потеряли своих близких. Оправдать ныне живущих, по мнению поэта, может лишь тот факт, что память о погибших вечна, и «в наших будут жить они потомках», которым предстоит пройти свой путь с честью и достоинством ради тех, кто погиб во имя мира им свободы.

В творчестве А. Твардовского тема Великой Отечественной войны заняла центральное место с 1941 года, но и после возвращения из фронта поэт неоднократно обращался к трагическим событиям. Они совсем не тускнели в памяти мужчины. Его друзья и близкие говорили, что он стыдился того, что вернулся живым и невредимым, в то время как фронтовые товарищи оставили жизнь на поле сражения. В 1966 г. из-под пера А. Твардовского вышел стих «Есть имена и есть такие даты…». Оно посвящено 25-тилетию от начала кровавых событий.

Тема анализируемого стиха – вечные имена и даты, вечная память о Великой Отечественной войне. Автор утверждает, что есть страницы истории, которые невозможно стереть с народной памяти. В то же время он показывает, что в трагедиях виноваты мы сами.

Главные образы произведения абстрактные – это те самые незабываемые имена и даты. В обоих катренах А. Твардовский пытается ответить на вопрос, почему они вечно будут жить в человеческой памяти. Он считает, что под цифрами и буквами скрывается особая сущность. В некоторых строках поэт берет на себя ответственность и говорит от всего народа, употребляя местоимение «мы». Таким образом, он приобщает и себя к другим. В суете будних дней мы не помним о кровавых сражениях, о переломных исторических событиях. Поэтому А. Твардовский говорит, что мы «пред ними виноваты». Вспоминается все только во время праздников, но этого недостаточно для искупления вины.

Во втором куплете стиха «Есть имена и есть такие даты» автор ведет речь потомках. Александр Твардовский верит, что славословья не смогут затмить святую память о былом, и она будет передаваться из поколения в поколение. Потомки могут забыть своих предков, но имена и даты, освященные подвигами и любовью к Родине должны жить в них вечно.

Образ лирического героя практически не проявляется, но читатель может понаблюдать за его настроение и отношением к священным датам. Он говорит о них с трепетом и уважением, пытаясь передать такое отношение и потомкам.

Главное художественное средство в анализируемом стихе – метафора. Метафоричные образы – даты и имена: «они нетленной сущности полны», «не заглушить их памяти святой». Также метафоры употребляются для донесения идеи: «славословья музыка громкая», «нас оставят за чертой». Выразительности сказанному придают возвышенные эпитеты: сущность «нетленная», память «святая».

Несмотря на торжественность повествования, композиция стихотворения А. Твардовского очень проста. Оно состоит из двух катренов с перекрестной рифмой. Написано произведение пятистопным ямбом, что подчеркивает торжественное, возвышенное настроение. Интонация стиха ровная, без восклицаний и вопросов, гармонично сочетается с содержанием.

Стихотворение А. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» удивляет сочетанием лаконизма и глубокого смысла. Поэт сумел доказать, что славословье и длинные речи – лишнее тех событий, которые навеки запечалились в памяти и на страницах истории народа.

На этой странице читайти стихи «Есть имена и есть такие даты...» русского поэта Александра Твардовского , написанные в 1966 году.

Есть имена и есть такие даты...

Есть имена и есть такие даты,- Они нетленной сущности полны. Мы в буднях перед ними виноваты,- Не замолить по праздникам вины. И славословья музыкою громкой Не заглушить их памяти святой. И в наших будут жить они потомках, Что, может, нас оставят за чертой.

1966

Русская советская поэзия.
Под ред. Л.П.Кременцова.
Ленинград: Просвещение, 1988.

Темы стихотворения

Другие стихи Александра Твардовского

Выберите стихи... Армейский сапожник Баллада о товарище Баллада об отречении Большое лето В пилотке мальчик босоногий... В поле, ручьями изрытом... В Смоленске В тот день, когда окончилась война... Василий Теркин: 1. От автора Василий Теркин: 2. На привале Василий Теркин: 3. Перед боем Василий Теркин: 4. Переправа Василий Теркин: 5. О войне Василий Теркин: 6. Теркин ранен Василий Теркин: 7. О награде Василий Теркин: 8. Гармонь Василий Теркин: 9. Два солдата Василий Теркин: 10. О потере Василий Теркин: 11. Поединок Василий Теркин: 12. От автора Василий Теркин: 13. «Кто стрелял?» Василий Теркин: 14. О герое Василий Теркин: 15. Генерал Василий Теркин: 16. О себе Василий Теркин: 17. Бой в болоте Василий Теркин: 18. О любви Василий Теркин: 19. Отдых Теркина Василий Теркин: 20. В наступлении Василий Теркин: 21. Смерть и воин Вся суть в одном-единственном завете... Две строчки Дом бойца Дробится рваный цоколь монумента... Есть имена и есть такие даты... За Вязьмой Зачем рассказывать о том... Земляку Иван Громак Когда пройдешь путем колонн... Кружились белые березки... Ленин и печник Мы на свете мало жили... На дне моей жизни... Награда Не хожен путь... Немые Нет, жизнь меня не обделила... Ночлег Ноябрь О скворце Огонь Отец и сын Партизанам Смоленщины Перед войной, как будто в знак беды... Перед дорогой Песенка (Не спеши, невеста...) Поездка в Загорье Позарастали стежки-дорожки... Приглашение гостей Признание Про Данилу Про теленка Разговор с Падуном Размолвка Сверстники Со слов старушки Спасибо, моя родная... Станция Починок Ты дура, смерть: грозишься людям... Ты откуда эту песню... Ты робко его приподымешь... У Днепра У славной могилы Час рассветный подъема... Чкалов Я знаю, никакой моей вины... Я иду и радуюсь. Легко мне... Я убит подо Ржевом