Глаголы несовершенного вида определение. Глаголы совершенного вида: понятие, образование, видовые пары

Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает процесс, отношение, движение, состояние предмета или его действие. В предложении чаще всего является сказуемым, но может быть любым членом предложения.

Глаголы несовершенного вида

Несовершенного вида указывают на незавершенное, повторяющееся, протяженное действие. В начальной форме (инфинитиве) отвечают на вопрос «Что делать?»

Они могут:

  1. Обозначать длительность: Петя долго рисовал натюрморт.
  2. Указывать на повторение: Каждый день она гуляет со своей собакой.
  3. Характеризовать постоянство: Деревня находится на холме.

В таких случаях зачастую в сочетании употребляются наречия.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида передают законченное действие, ограниченное временем. Отвечают на вопрос « Что сделать?» и, как правило, имеют в составе приставку.

Примеры: смастерить, списать, сесть, скрыть, выпить.

Они выражают:

  1. Достижение какого-либо результата: Папа починил кран.
  2. Начало действия: Весной в саду зацвела сирень.
  3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса -ну-: Он оттолкнул меня в сторону.

Как определить

  1. Самый простой способ определения — задать вопрос. Если глагол отвечает на вопрос «Что делать?» — он несовершенный. Если на «Что сделать?» — совершенный.
  2. Второй способ — применить слово «буду» . Оно употребляется только в НВ. Примеры: буду танцевать — несовершенные. Буду станцевать — так сказать нельзя, это совершенный вид.
  3. Еще один указатель — приставка «с». Она применяется только в СВ. Примеры: мастерить — смастерить, писать — списать, жечь — сжечь.
  4. Кроме того, вид определяют с помощью суффиксов:
  • Суффикс «ну» указывает на законченность или однократность действия: трогать — тронуть.
    • С помощью суффикса «и» , которому в НВ соответствует суффикс а/я: бросать — бросить.
  • «ыва» / «ива», «ва» употребляются для НВ: записать — записывать.

Внимание! Слово-исключение — покупать . В совершенном виде оно употребляется без приставки: купить.

Другие формы

НВ имеет три временных формы: прошедшую, настоящую и сложную будущую. Во всех трех формах результат действия остается не известным:

  • Искала, ищет, будет искать
  • Ловил, ловит, будет ловить
  • Писали, пишут, будут писать

СВ используется в двух временах: прошедшем и будущем.

Примеры: закрыл — закроет, обыграл — обыграет, сходил — сходит.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам при помощи суффикса «л» и родовых окончаний.

Пример: крутить-крутил-крутили (НСВ); закрутить-закрутил-закрутила-закрутили (СВ).

Одновидовые

Одновидовые — значит имеют форму только одного из видов . В эту категорию относят глаголы несовершенного вида, выражающие:

  1. Эмоции: любить, ненавидеть.
  2. Состояние человека: мечтать, грустить.
  3. Движение: прыгать, бежать.
  4. Действие, со значением «слегка»: напевать, покручивать.
  5. Значение профессиональной деятельности: учительствовать.
  6. Обоюдный характер: переглядываться.
  7. Моментальное действие: хлынул.
  8. Избыточное значение: наелся.

Справка! Сюда же относятся глаголы с несколькими префиксами: противостоять, унаследовать, переписать.

Двувидовые

Обозначают законченное или длящееся в момент речи действие. Значение зависит от контекста.

  1. Слова с многолетней историей: крестить, ранить, казнить, женить
  2. Некоторые глаголы, оканчивающиеся на «овать»: содействовать, исследовать, расследовать .
  3. Слова иноязычного происхождения, в составе которых есть «ова», «ирова»: складировать, кодифицировать, телеграфировать.

СВ и НВ, в особых случаях, может выражаться одним словом без изменений: жениться (что делать?) – жениться (что сделать?).

В большинстве случаев, глаголы образуются от одной формы, но бывают исключения. Например, ловить-поймать.

Полезное видео

Формы глаголов в русском языке.

Перед тем, как научиться определять совершенный и несовершенный вид у глагола, необходимо подробнее познакомиться с данной частью речи. Для начала разберемся что же это такое.

В русском языке под термином глаголы принято понимать самостоятельную часть речи, которая обозначает действие предмета. Для того, чтобы определиться, что слово является глаголом, к нему необходимо задать вопрос. Для глагола характерны следующие вопросы: что делать, что сделать, что делает, что сделает, что делала, что делал, что делало, что сделало. Стоит отметить тот факт, что для всех глаголов характерен инфинитив. Проще говоря, это и есть неопределенная форма глагола. Для того, чтобы поставить какое - либо слово в неопределенную форму необходимо задать вопрос что делать или что сделать? Приведем примеры таких глаголов: прочитать, бежать, прыгнуть, готовить, припасти и так далее. У данной части речи существуют свои определенные морфологические признаки.

Морфологические признаки глаголов

  • Время. У глагола существует всего три времени. К ним относится настоящее время, прошедшее время и будущее.
  • Вид. Сюда принято относить глаголы совершенного и несовершенного вида.
  • Переходность является также одной из важных характеристик. То есть необходимо определить глагол переходный или непереходный.
  • Возвратность. Возвратный или невозвратный.
  • Спряжение. Всем известно, что в русском языке существует два спряжения это первое и второе, определить которые достаточно легко, для этого необходимо поставить глагол в неопределенную форму и глядя на окончание, определить спряжение. Однако, не стоит забывать о том,что существуют и глаголы исключения.
  • Число. Определяем в единственном или множественном числе стоит заданный глагол.
  • Лицо. Лицо может быть первым, вторым и третьим.

Для того, чтобы определить глаголом совершенного или несовершенного вида является определенное слово, достаточно лишь задать вопрос. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать, что делал, что делает, например: бежит, играет, рисует. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделает, что сделать, что сделал, например: улыбнулся, помоется, написал и так далее.

И несовершенного.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом .

Глаголы несовершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-процессное значение. Указывает на единичное действие в его процессном осуществлении субъектом.

  • Спит или читает.

Конкретно-процессное значение имеет следующие оттенки:

а). подчёркнутой длительности (используются лексические показатели типа долго , всю ночь , целый месяц ):

  • - Вот мы от этой сопки, значит, поплывём, будем плыть весь день ...
  • (В. Я. Шишков)
  • Ты слишком долго рассказываешь об этом.

б). попытка осуществления действия:

  • А он бежать...

в). безуспешные попытки достичь желаемого результата:

  • Убеждал, убеждал, но так и не убедил.

г). незавершённость действия:

  • Здесь что-то строили.

2. Неограниченно-длительное значение.

  • Земля вращается вокруг Солнца, Луна вращается вокруг Земли.

3. Потенциально-постоянное значение.

  • Он говорит по-немецки.

Грамматические особенности глаголов несовершенного вида

1. В имеют формы всех трёх времён (настоящего, прошедшего и будущего времени):

  • писать - пишу , писал , буду писать
  • читать - читаю , читал , буду читать

2. Глаголы несовершенного вида образуют : работать - буду работать, будешь работать, будет работать, будем работать, будете работать, будут работать.

3. настоящего времени (могут образовывать причастия прошедшего времени): читать - читающ ий (действительное, наст. вр.) , читаем ый (страдательное, наст. вр.) , читавш ий (действительное, прош. вр.) , читанн ый (страдательное, прош. вр.).

4. Образуют : читать - читая , говорить - говоря , рассказывать - рассказывая , работать - работая , строиться - строя сь , волноваться - волнуя сь .

Глаголы разных видов, за исключением отдельных частных случаев, образуются следующим образом:

1) Глаголы несовершенного вида образуются от глаголав совершенного вида посредством суффиксов:

-а- (-я-): спасти – спаса ть, ступить – ступа ть, пленить пленя ть;

-ва -; дать – дава ть, обуть – обува ть, одеть – одева ть;

-ыва-, -ива-: разглядеть – разглядыва ть, оттаять – оттаива ть.

Примечание. При образовании глаголов несовершенного вида посредством суффикса-а - (-я-) в корнях некоторых из них наблюдаются чередования звуков:

а) гласных: предло жить – предла гать, запе реть – запи рать, засо хнуть – засы хать, замкнуть – замы кать;

б) согласных: ответ ить – отвеч ать, прост ить – прощ ать, встав ить – вставл ять.

В отдельных глаголах видовые формы характеризуются более сложными различиями основ, например: сжать – сжимать, унять – унимать и т. п.

При образовании глаголов посредством суффиксов-ыва, -ива - как правило, в корне чередуютсяо са : вздро гнет – вздра гивает, раско лет – раска лывает и т. п.

Только у некоторых глаголов этого чередования не бывает: опозо рить – опозо ривать, пришпо рить–пришпо ривать, захло пнуть–захло пывать, узако нить– узако нивать, просро чить – просро чивать и нек. др.

2) Глаголы совершенного вида, обычно с оттенком мгновенности и однократности, образуются от глаголов несовершенного вида посредством суффикса -ну -: прыгать – прыгну ть; качать – качну ть.

Примечание. Перед суффиксом -ну - у некоторых глаголов отсутствуют последние согласные корня: двигать – двинуть, плескать – плеснуть, кидать – кинуть, шептать – шепнуть, утопать – утонуть.

3) Глаголы совершенного вида могут образовываться от глаголов несовершенного вида посредством приставок: делать – с делать, писать – на писать, слепнуть – о слепнуть, седеть – по седеть, строить – по строить и т. п.

Чаще всего приставки образуют глаголы совершенного вида с новым лексическим значением: писать – в писать, пере писать, с писать, под писать, над писать и т. п.

Только в небольшом количестве случаев приставки не вносят в глаголы никакого другого значения, кроме значения совершенного вида, образуя таким образом формы одного глагола (совершенного и несовершенного вида): писать – на писать; делать с делать и т. п.

4) В отдельных случаях пары глаголов совершенного и несовершенного вида образуются от разных корней: говорить (несоверш.) – сказать (соверш.); ловить (несоверш.)–поймать (соверш.); брать (несоверш.) –взять (соверш.).

5) Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются и в значении несовершенного, и в значении совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. К ним относятся слова: казнить, жениться, использовать, мобилизовать, военизировать, телеграфировать и нек. др. Сравните: Свой отпуск я уже использовал (сов. вид.).– Когда я использовал это приспособление, то обратил внимание на его конструкцию (несов. вид.).

Примечание. От глаголов с суффиксом -ова - могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида добавлением суффикса -ыва -, но только в том случае, когда ударение падает на а в суффиксе - oва -: арестова ть – арестовывать, поторгова ть – поторговывать; поэтому от таких глаголов, как ра довать, ра товать. че ствовать, подобные образования невозможны.

Форма «использовывать» (от использовать) неправильна и в литературной речи не принята; глагол использовать употребляется в значении как совершенного, так и несовершенного вида.

От глаголов с суффиксом -ова -, имеющих приставку вы - (переносящую на себя ударение), парные глаголы с суффиксом -ыва - образуются в том случае, если при отбрасывании этой приставки ударение переносится на а в суффиксе -ова -: выкорчева ть (корчева ть) – выкорчёвывать, выторговать (торгова ть) – выторговывать; но выпестовать (пестова ть) – форма с суффиксом -ыва - не образуется.

6) Некоторые глаголы не имеют при себе парных глаголов другого вида. Так, нет глаголов несовершенного вида при глаголах ринуться, хлынуть, молвить, понадобиться и др.; наоборот, нет глаголов совершенного вида при глаголах преобладать, присутствовать, прихрамывать, расхаживать и др.

Упражнение 250. Рядом с глаголом совершенного вида напишите глагол несовершенного вида, образовав его при помощи суффиксов:

-а-, -я-: 1) пренебречь–пренебрегать, запрячь, увлечь, осесть, расцвести, разгрести; 2) взять – взимать; пожать, начать, размять; 3) послать – посылать; вырвать, призвать, выждать, создать; 4) двинуть – двигать; тронуть, дёрнуть, плеснуть, кинуть, шепнуть, утонуть; 5) заткнуть – затыкать; отомкнуть, отдохнуть, заснуть; 6) проводить – провожать; преградить, ответить, поглотить, возвратить, пригласить, известить, приготовить; 7) сгореть –- сгорать; закипеть;

-ва -; забыть – забывать; обуть, развить, одолеть, встать, сознаться, преподать;

-ыва-, -ива-: расколоть – раскалывать; выполоть, раскаяться, заказать, размежевать, заработать, размешать, заглянуть, загородить.

251. Подберите к бесприставочному глаголу несовершенного вида парный глагол совершенного вида (т. е. с тем же лексическим значением) из числа данных в упражнении.

1) Варить суп–сварить, доварить, переварить, разварить; 2) строить дом – перестроить, достроить, построить, выстроить; 3) петь песню – запеть, допеть, пропеть, спеть; 4) мыть руки – помыть, отмыть, обмыть, вымыть; 5) рисовать портрет – дорисовать, нарисовать, перерисовать, срисовать.

252. Спишите, вставляя пропущенные буквы; выделите глаголы и укажите их вид.

Ух, жарко!.. До полдня грибы соб...рали.

Вот из лесу вышли – навстречу как раз

Синеющей лентой, извил...стой, дли...ой,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пусты...ой,

Что белых грибов на полянк... лесной!

Река огл...силась и смехом, и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра...

А солнце п...лит их полуде...ым зноем.

Домой, ребятишки! Обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько pa…казов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немно...ко

И вид...ли волка... у, страшный какой!

Ежу предл...гают и мух, и козявок,

Корней молочко ему отдал своё –

Не пьёт! отступились...

(Н. А. Некрасов.)

253. Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, какого вида взяты глаголы при описании и спокойном повествовании и какого вида – при изображении быстрого развития событий.

Я ехал с охоты вечером один на беговых дро...ках. До дому ещ... было вёрст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дорог..., изре...ка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, н... на шаг н... отставала от задних колёс. Гроза надв...галась. Впереди огромная лиловая туча медленно подн...малась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар вн...запно см...нился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг; перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и в...ехал в лес. Дорога в...лась передо много между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперёд с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, бе...престанно пересекавшим глубокие продольные рытвины – следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер вн...запно загудел в вышине, дерев...я забушевали, крупные капли дождя ре...ко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разр...зилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принуждён был ост...новиться.

(И. С. Тургенев.)

254 . Спишите, указывая вид глаголов, в которых пропущены буквы.

1) Дуновение живой силы к...снулось сердца матери, будя его. 2) Нет ничего, что не к...салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и сл…гались в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл...гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул голову, закрыл глаза и зам…р. 6) Всё странно зам...рало в сумрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт...р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт...рать снова. 8) Человек шёл медленно, крепко оп...раясь на палку. 9) Три дня у Ниловны дрожало сердце, зам...рая каждый раз, как она вспом...нала, что в дом придут какие-то чужие люди, страшные. 10) Мать тщательно соб...рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж...гала их.

В современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление совершенного и .

Глаголы совершенного вида обозначают действие, ограниченное внутренним пределом .

Глаголы совершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-фактическое значение.

Указывает на единичное действие в его целостности: вошёл , написал , закричал .

  • - Я вошёл , старик читал газету в кресле…
  • (А. Н. Толстой)

2. Суммарное значение.

Указывает на целостность действия, объединённого общим результатом или целью; используются лексические показатели типа два раза, трижды, несколько раз и др.

  • Булат-Тугановский постучал три раза коротко и решительно.
  • (А. И. Куприн)
  • Мама напекла много блинов.

3. Налично-результативное значение.

Главное - конечный результат действия: школьник пришёл , отец вернулся .

  • - Ты, наверно, озяб в своих танцевальных туфлях.
  • (В. А. Солоухин)

Грамматические особенности глаголов совершенного вида

1. В глаголы совершенного вида будут иметь две формы - и . Форм у них нет! Объясняется это несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени.

2. Глаголы совершенного вида образуют синтетические формы будущего времени: посмотреть - посмотрю , сшить - сошью .

  • написать - написавш ий , написанн ый
  • рассказать - рассказавш ий , рассказанн ый

4. Глаголы совершенного вида образуют : сказать - сказав , посмотреть - посмотрев , посадить - посадив , написать - написав .