Гордыня с точки зрения психотерапии: что в ней плохого? Проявления гордыни в повседневной жизни. Доверие к миру

Вопрос о том, что такое гордость и гордыня, в чем разница между ними, может поставить в тупик и философа. Поиск в словарях и обыденный опыт социальной личности могут привести к выводу, что гордость - это весьма позитивное чувство. Гордыню противопоставляют ей и считают негативным проявлением высокомерия и тщеславия.

Слова, схожие только по звучанию?

Сходные по написанию и звучанию слова - это паронимы. Они настолько похожи, что могут казаться однокоренными, но в отличие от действительно родственных слов значение их сильно различается. Исходя из указанных в словарях значений, обычно и делается вывод о позитивной гордости и негативной гордыне, как о похожих друг на друга словах. При этом подразумевается, что смысл их сильно различается/

Но чем отличается гордость от гордыни? Принято считать, что гордость является закономерной и положительной эмоцией при достижении успеха. Человек может быть горд хорошо выполненной работой, победой в спортивном состязании, приобретением знаний или вещей. Говоря о гордости, как о позитивном чувстве, приводят примеры радости за собственного ребенка, поступившего в ВУЗ, или уважения к другому человеку, добившемуся каких-то успехов.

Гордыню же обозначают, как склонность считать себя лучше других, превознося собственную личность , но принижая достоинства других людей. При этом ее часто путают и с высокомерием (склонностью судить о достоинствах человека по положению в обществе), и с тщеславием (желанием получить признание или похвалу за обладание чем-то), и с самоутверждением (стремлением поднять самооценку за счет суждения о другом). Безусловно, перечисленные качества трудно назвать положительными чертами личности.

Но разве редко бывает так, что родители, гордясь достижениями своего ребенка, считают причиной этого себя самих? Они настолько высокого мнения о своих педагогических талантах, что не замечают достижений сверстников сына или дочери, особенно если их самих мало интересует та сфера, в которой достигают успеха другие дети. Превознося достоинства своего дитяти, одержавшего маленькую победу, они формируют в нем и тщеславие, и стремление к самоутверждению, и высокомерие.

Гордость своей страной может приводить к шовинизму. В этом случае тоже редко идет речь о том, чтобы уважать соседнее государство или другие народы. Победа футбольной сборной приравнивается к преувеличенной ценности каждого гражданина страны, болеющего за команду, хотя настоящий успех принадлежит только спортсменам.

Примеров можно привести множество. Все они сводятся к следующему: там, где обнаруживается гордыня, гордость всегда присутствует. Позитивная эмоция в какой-то неуловимый момент становится своей противоположностью. Насколько же велика разница между гордостью и гордыней и существует ли она вообще?

Понятие гордости в религиозных учениях

Практически все религиозно-философские системы сходятся на том, что сходные по звучанию гордыня и гордость не так уж сильно различаются и в духовном смысле. Наличие Творца, существование которого признают все мировые религии, делает любое человеческое достижение исключительно волей верховного существа. С этой точки зрения между гордостью и гордыней разница совершенно незаметна.

Первичный акт проявления гордости, как высокой самооценки и сравнения себя с Высшими силами, принадлежит антагонисту верховного божества. Являясь творением, он возомнил себя равным Создателю (как Люцифер, например). Отсутствие смирения и признания себя только продуктом чьей-то деятельности привело его к падению, то есть лишению покровительства Творца. Подобные моменты присутствуют в каждой религии.

Главной добродетелью человека религии называют смирение. Его трактуют как способность не унижаться перед высокомерными гордецами, старающимися унизить всех вокруг и наслаждающимися своей благостью, успешностью или силой, а признавать только волю Творца. С позиции духовности, осознающий его существование человек не в состоянии унизить и другого. Но проявлением гордыни (гордости) религии считают и суждение о другом, как о гордеце: ведь таким образом человек себя начинает считать лучше него. Смысл смирения состоит именно в том, чтобы не выносить ни хороших, ни плохих суждений о других, оставляя это на суд верховного божества, а гордость и гордыня сливаются воедино.

Стоит ли гордиться собой?

Светскому человеку такая позиция может быть непонятна. Нас воспитывают в духе постоянного стремления стать в чем-то лучше других: аккуратнее завязать шнурки, получить отличную оценку в школе, поступить в престижный ВУЗ и получить хорошую работу. Наличие самых лучших, современных, дорогих вещей делает человека в глазах общества успешным. Поэтому и возникают вопросы о том, какое чувство испытывает высокомерный и тщеславный человек: гордость или гордыня владеет его сознанием?

Часто высказываются мнения, что гордость, которая двигает нами для получения признания, - не такое уж плохое чувство. Благодаря гордости разрабатываются новые технологии, приобретается квалификация в профессиональной деятельности. Ради момента переживания положительной эмоции люди способны работать не покладая рук.

Чтобы получить звание Олимпийского чемпиона, спортсмены тренируются на пределе человеческих возможностей. Когда кто-то из них добивается блестящего результата, СМИ и поклонники твердят только о том, что это целиком достижение чемпиона. Известны и примеры того, как ничтожная случайность приводит к травме, а иногда и к смерти спортсмена. Но ведь это тоже последствия его гордости своей силой или ловкостью, стремлением достичь еще больших высот и получить очередную порцию славы и испытать новый приступ довольства собой.

Так ли уж неправы религии, которые считают и гордыню, и гордость одним и тем же смертным грехом? Добиваясь успеха в каком-то деле, нужно всегда держать в голове тот необъяснимый факт, что не все зависит исключительно от усилий человека. И даже в законной гордости всегда может присутствовать немного негативного стремления выглядеть в глазах окружающих самым лучшим, превосходящим каждого, кто сейчас не на пьедестале почета.

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Притчи, 16:18)

Об опасности гордыни было известно тысячелетия назад, но люди продолжают попадать в ее сети. Гордыня не чувство, а симптом болезни души человека. Что же это за болезнь? Гордыня — это потеря адекватности в оценке себя и своих возможностей. Человек, зараженный гордыней, начинает считать себя непогрешимым, свои знания единственно верными, а самого себя выше других людей. Именно подобное отношение к действительности, приводит его к падению. Ведь считая, что человек непогрешим, он тем самым лишает себя возможности признавать и исправлять свои ошибки.

Сегодня мы не будем говорить о великих полководцах, которых погубила гордыня, а поговорим о том, как гордыня проявляется в обычной повседневной жизни и губит обычных людей, вроде нас.

Симптомы гордыни:

  1. Симптом «Я все это знаю».

    Иногда другой человек, видя что мы чего-то не понимаем, пытается нам сообщить некую информацию, чтобы мы смогли исправиться. А мы не желая признавать свое невежество или из-за неуважения к мнению этого человека, отмахиваемся от его слов. Мы ставим себя на пьедестал, отрицая даже возможность, что нам могут сообщить нечто новое. Жизнь обязательно ткнет нас носом за такую заносчивость и покажет, что ничего-то мы не знаем.

  2. Симптом «Я презираю их».

    Других людей можно не любить, даже ненавидеть, если есть на то достаточная причина, но презирать их будет ошибкой. Если презираем кого-то, то тем самым ставим мысленно себя выше, что может не соответствовать действительности. Как только мы начинаем презирать, мы тем самым отмахиваемся от всего положительного, что может быть в этих людях, что может привести к их недооценке. Как только разрыв между реальностью и нашим представлением о ней становится большой, мы начинаем сами делать глупости.

Гордыня ♦ Orgueil Когда то в ранней юности я поддался уговорам одной своей приятельницы и согласился ответить на вопросы знаменитой «Анкеты Пруста». Я совершенно не помню ни одного своего ответа, кроме одного, который тогда показался мне… … Философский словарь Спонвиля

См … Словарь синонимов

ГОРДЫНЯ, гордыни, мн. нет, жен. (книжн. устар.). Непомерная гордость (см. гордый во 2 знач.), высокомерие. «Гордыней обуянный, обманывал я бога и царей.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ГОРДЫНЯ, и, жен. (высок.). Непомерная гордость (в 1 и 4 знач.). Обуздать свою гордыню. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

гордыня - и, только ед., ж., устар. Непомерная гордость. Гордыня обуяла. Обуздать гордыню. Всякий слишком героический путь личности русское православное сознание признает гордыней... (Бердяев). Синонимы: высокоме/рие, зано/счивость, надме/нность … Популярный словарь русского языка

гордыня - ГОРДЫНЯ1, и, ж Качество характера, заключающееся в непомерно преувеличенном чувстве собственного достоинства. Гордыня мешала Варфоломееву восстановить прежние дружеские отношения с коллегами. ГОРДЫНЯ2, и, ж То же, что высокомерие. Гордыня обуяла… … Толковый словарь русских существительных

ГОРДЫНЯ - Пан Якуб Корыбановичь Гордыня, ю. з. 1470. Ю. З. А. II, 108. Гордыня, казачий полковник, ю. з. 1684. Арх. III, 2, 73 … Биографический словарь

Ж. Непомерная гордость 1.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гордыня, гордыни, гордыни, гордынь, гордыне, гордыням, гордыню, гордыни, гордыней, гордынею, гордынями, гордыне, гордынях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Возноситься/ вознестись в гордыне. Разг. Устар. Быть гордым, высокомерным, не считаться с окружающими. Ф 1, 71 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Гордыня и Благочествие. (Перед Куликовской битвой) , Бубенников Александр Николаевич. В знаковом историческом романе профессора А. Н. Бубенникова освещены неизвестные события и малоизученные летописные страницы противостояния Москвы и Твери в середине 14 века, вплоть до…

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными, и т.д. – все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану – тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание – еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот – драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в нас, значит – мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это – так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой – услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше – добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически – тоска, мрак, бесплодие.

Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых – смирение; затем – послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, – слава.

Гордыня человеческая - это насколько душа человеческая

от своего божьего замысла отличается.

Алексей Иванов. Золото бунта, или вниз по реке теснин.

Гордыня как качество личности – склонность проявлять нездоровое внимание к себе, желание славы, непомерно раздутую, необоснованную гордость исключительно самим собой, стремиться возвыситься над другими или упасть ниже других.

Приехав в одну из лондонских гостиниц, Марк Твен увидел в книге записей приезжающих отметку: «Лорд Л. с камердинером». Писатель в свою очередь начертал: «Марк Твен с чемоданом».

Много лет назад дьявол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей Лжи. Еще там были орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой. А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых. Один прохожий спросил дьявола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил: - Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными. И он с нежностью погладил деревянный клинышек. Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, - продолжал дьявол, - он открывает двери и для всех остальных инструментов.

Гордыня – королева пороков. Любые человеческие пороки произрастают из гордыни. Зависть, гнев, жадность, корысть, эгоизм имеют её своим истоком. Она мать высокомерия, надменности, строптивости, кичливости, тщеславия. Например, человек становится рабом алчности не потому, что он хочет быть богатым, он хочет быть богаче всех. Если у кого-то больше счастья в жизни, вспыхивает зависть. Если кто-то ведет себя не так, как хотелось бы гордыне, возникают обиды, злоба и гнев. Поэтому гордыне принадлежит безоговорочное первое место на пьедестале пороков.

США. Сидит наш разведчик с агентом на лавочке. Тот и говорит: — Послушай, я тебе передал секретную информацию! Это что, я шпион?! Наш успокаивает: — В тебе много гордыни. Шпион это я… А ты просто предатель…

На исповедь приходит женщина и говорит: Ой! Я самая падшая из всех женщин. Самая падшая! И слышит в ответ: Ты не самая падшая. Ты просто падшая!

Гордыня в человеке — это представление, что я совершенен, а мир не совершенен. Человек, зараженный вирусом гордыни, стоит на платформе не Ученика, усваивающего уроки жизни, а Учителя, желающего контролировать поведение окружающих, учить их, навязывать им свои представления и принципы. Позиция гордыни — пусть несовершенная жизнь безоговорочно примет моё совершенное руководство. Поэтому гордец считает, что нужно менять не себя, а мир и других людей. Мигель не Унамуно пишет: «Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, - это все равно, что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своем способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность ее духовной жизни».

Фундаментом гордыни является чувство, что в мире отсутствует Высшая Сила, отсутствует энергия любви и процветания, в ней нет высшего начала, абсолюта. Есть только совершенный Я и несовершенная жизнь. Поэтому нужно в ней хорошо работать локтями, идти к цели, не считаясь со средствами, нужно бороться и сражаться за своё место под солнцем. Жизнь воспринимается гордыней, как некое агрессивное пространство и поэтому в ней нужно идти на «таран», нападать, рвать всех, как Тузик тряпку. В основе гордыни — страх перед жизнью.

Никто иная, как гордыня провоцирует человека причинять вред другим живым существам и даже идти на убийство. Гордыня нашептывает уму: «Я выше этих ничтожных людишек, поэтому имею право вершить их судьбы». Носитель гордыни всегда неосознанно, помимо своей воли агрессивен. Он не думает об окружающих, главное, чтобы ему было комфортно. Ослепленный гордыней человек проявляет самомнение, самонадеянность, опрометчивость, считая, что каждая его мысль – абсолютная истина в последней инстанции. Это обусловливает массу ошибок и просчетов. У грузин есть хорошая пословица: «Кто задирает голову, тот спотыкается». Гордец начинает нервничать и гневаться на других, причинять им страдания.

Гордыня – это все пороки в одном, то есть представляет собой собирательное качество личности. Не случайно церковь считает гордыню смертным грехом. Генри Лайон Олди в книге «Дитя Ойкумены» пишет: «Жестокость – изнанка обиды. Ненависть – изнанка слабости. Жалость – изнанка взгляда в зеркало. Агрессия – тыл гордыни. Теперь возьмем всё это – плюс многое другое – разделим на бумажные жребии, бросим в шляпу, встряхнем, хорошенько перемешаем и начнем тянуть билетики в другом порядке. Думаете, что-то изменится? Ничего подобного».

Всякие классификации условны и, всё же, постараемся разбить пороки – производные гордыни, по определенным группам. Так, в первую группу поместим качества личности, проявляющие постоянное стремление возвыситься или чрезмерно унизиться перед людьми. Это высокомерие, надменность, кичливость, чванство, спесивость, строптивость, самолюбование, самомнение, самодовольство, самоуничижение, заносчивость, превосходство. Вторая группа качеств личности связана со стремлением человека иметь больше других. Это алчность, жадность, похотливость, вожделение, сладострастие, зависть, неудовлетворенность жизнью, недовольство. Третья группа качеств личности связана с проявлением склонностей человека идти во внешний мир с растопыренными локтями, на «таран», в лобовую атаку, пытаясь реализовать свои желания в ущерб намерениям остальных. Это эгоизм, корыстолюбие, бесцеремонность, наглость, хамство, грубость, бестактность, невоспитанность, неучтивость, непочтительность, беззастенчивость, бессовестность, развязность, разнузданность, бескультурье. В четвертой группе качеств, связанных с желанием славы, сгрудились в кучу тщеславие, хвастовство, самонадеянность, нездоровая амбициозность, чрезмерное честолюбие, нескромность, звездная болезнь. В пятой группе представлена делегация качеств личности, скрытно проявляющих стремление человека быть выше других. Это лицемерие, ханжество, коварство, вероломство, сплетничество, клеветничество, подхалимство, лесть, лживость, скрытность, доносительство.

Английский философ Фрэнсис Бэкон подметил: «Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться». Действительно, многие пороки можно скрыть. Сладострастию можно предаваться тайком, ханжество прикрывать показной добродетелью. Из гордыни плохая партизанка. Имея в основе столько пороков, она, даже обладая феноменальной артистичностью, не в силах спрятать свой хищный оскал от глаз окружающих. Гордец «гроша не стоит, глядит — рублем», но все понимают, что таким, как он, пятак за пучок в базарный день. Немецкая поговорка гласит: «Глупость и гордыня растут на одном дереве».

По каким признакам вычисляется гордыня? Признаков достаточно много. Если разбирать каждый в отдельности понадобится целая книга, поэтому ограничимся простым их перечислением: уверенность, что ты всегда прав; покровительственное отношение к другим и отношение свысока; чрезмерное чувство собственной важности; унижение себя и других; непрощение себя и других; мысль о том, что ты лучше других; приписывание себе трудов и заслуг других людей; умение поставить соперника в невыгодное положение; контроль над ситуацией без несения ответственности за неё; надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало; выставление напоказ достатка, одежды и прочего; не позволение другим помогать себе, неготовность работать вместе с другими; привлечение к себе внимания; болтливость, разговоры о своих проблемах; обидчивость; излишняя чувствительность или бесчувственность; мысли о том, что другие думают и говорят о тебе, чрезмерная занятость своей персоной; использование слов, которые слушатели заведомо не понимают; ощущение своей никчемности; отказ измениться или мысль о том, что не стоит изменяться; разделение людей на иерархические уровни, поведение в соответствии с иерархией; мысли о том, что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу; работа сверх всякой меры; недоверие к Богу и людям; сотворение кумира из себя и из других; неблагодарность; пренебрежение малыми людьми; невнимание; неосознание своей гордыни и духовных проблем; наличие раздражительного тона; мысль о том, чтобы проучить кого-либо; неподчинение воле Бога; недостаток самоуважения; безрассудство и бездумство; нечестность по отношению к себе и другим; неспособность пойти на компромисс; желание всегда оставить последнее слово за собой; нежелание делиться своими знаниями; невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему; мысль о необходимости спасать других от их проблем.

Гордыня, порождая эгоизм, блокирует разум. Человек считает себя центром Вселенной, он уже всё знает. О личностном росте приходится забыть. Академик Павлов говорил: «Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё утратите веру объективности».

Есть такая замечательная притча:

Я просил Бога забрать мою гордыню
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что гордыню не забирают. От неё отказываются.

Я просил Бога вылечить мою прикованную к постели дочь,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что душа её вечна, а тело всё равно умрёт.

Я попросил Бога даровать мне терпение,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что терпение результат испытаний.
Его не дают, а заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что даёт благословение,
А буду ли я при этом счастлив, зависит от меня.

Я попросил уберечь меня от боли,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот
И приближают к Нему

Я попросил Бога духовного роста,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что дух должен вырасти сам,
А Он лишь будет подрезать меня,
чтобы заставить плодоносить.

Я попросил Бога помочь мне любить других так же,
Как Он любит меня,
И Бог сказал: «Наконец-то ты понял, о чём надо просить»….

Я просил сил,
и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня…
Я просил мудрости,
и Бог послал мне проблемы,
над которыми приходится ломать
голову…
Я просил мужества,
и Бог послал мне опасности…
Я просил любви,
и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи….
Я просил благ,
и Бог дал мне возможности…
Я не получил ничего из того, что просил.
Я получил всё, что мне было нужно.
Бог внял моим молитвам.

Писатель Владимир Рыбин в романе «Поцелуй Иуды» в контексте гордыни пишет: «… Отринь гордыню, не мни себя Богом. Потому что тебе мало дано. Но в том малом, что тебе дано, ты обязан быть Богом. Ибо ты создан Богом по образу Его и подобию.

Отринь гордыню. Но и самоуничижение тоже отринь. Богу не нужны ничтожества, унижающие себя. Даже постом и молитвой. Пост и молитва для того, чтобы ты не забывал о своем предназначении исполнять волю Бога. Чтобы в том малом, что тебе дано, ты творил, созидал, обогащая себя и людей, мир. Не распознать, загубить это малое, данное тебе, и есть неисполнение Божьей воли…

Сатана говорит: «Ты червь». Божественность, заложенная в тебе, настаивает: «Ты - подобие Бога!»

Гордостью живи, но не гордыней. Будь творцом и учись в каждом видеть творца. И делай, делай, а не рассуждай. Рассуждение - лишь преддверие к делу. Помни Евангелие: «Молитва без дел - мертва». И не откладывай на потом, не забывай урок Гамлета: «Погибают замыслы от долгих отлагательств»…»

Гордыня косит всех людей без разбору, но особенно она благоволит к людям, добившимся власти или унаследовавшим ее. У всех царственных особ играет гордыня. Даже отец Петра Великого, русский царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, не чурался гордыни. Историк Н.И. Костомаров дал ему такую характеристику: «Приветливый, ласковый царь дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством: оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением… Царь являлся народу не иначе как торжественно. Вот, например, едет он в широких санях: двое бояр стоят с обеих сторон в этих санях, двое на запятках; сани провожают отряды стрельцов. Перед царем метут по улице путь и разгоняют народ… Москвичи считали благоразумным прятаться в дом, когда проезжал царь…»

Петр Ковалев