Государственная эвакуация. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций

организованный вывоз или вывод раненых и больных, населения, военнопленных, поврежденного оружия и техники, военного имущества, хозяйственного оборудования, других материальных и культурных ценностей из районов боевых действий и районов, подвергшихся воздействию оружия массового поражения в безопасные районы. Осуществляется также Э. войск из районов, блокированных противником. Проводится с помощью эвакуационных средств.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭВАКУАЦИЯ

один из основных способов защиты населения в мирное время в чрезвычайных ситуациях. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и др.) этот способ является наиболее эффективным способом защиты. Сущность Э. заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы. Классифицируются по видам опасности: Э. из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других; по способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом; по удаленности - локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта РФ, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах РФ); по временным показателям - временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты Э. населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная). Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) Э. населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Экстренная (безотлагательная) Э. населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая Э. и частичная Э. Общая Э. предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.). Э. проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Одним из специфических способов эвакуации является рассредоточение населения. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории. Планирование, организация и проведение Э. населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС. Организация медицинского обеспечения эвакоперевозок возлагается на органы здравоохранения. Дорожное обеспечение эвакомероприятий планируется и организуется органами, ведающими строительством и эксплуатацией автомобильных дорог. Проведение Э. населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития.

«Эвакуация населения как один из видов гражданской защиты населения»

План

Введение

1. Эвакуация и рассредоточение городского населения. Эвакуационные органы

2. Организация инженерной защиты населения

3. Материал и методы исследования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - одна из главных задач гражданской обороны. Объем и характер защитных мероприятий опре­деляются особенностями отдельных районов и объектов, а также вероят­ной обстановки, которая может сло­житься в результате, химического, бак­териологического (биологического) и других видов заражения. Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуа­ций в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются:

1. Постоянное руководство проведением мероприятий по защите населения со стороны советских органов, руководителей министерств, ведомств и объектов народного хозяйства.

2. Мероприятия по защите населения заблаговременно пла­нируются и проводятся по всей территории страны во всех го­родах, населенных пунктах и на всех объектах народного хо­зяйства.

3. Защита населения планируется и проводится дифферен­цирование с учетом политического, экономического и оборон­ного значения экономических районов, городов и объектов на­родного хозяйства.

4. Мероприятия по защите населения планируются и прово­дятся во взаимодействии с мероприятиями, проводимыми Во­оруженными Силами Украины.

5. Мероприятия по защите населения планируются и осу­ществляются в комплексе с планами экономического и социаль­ного развития республики, края, области, города и объекта народного хозяйства.

Под режимом защиты понимается применения средств и способов защиты людей, предусматривающий максимальное уменьшение возможных случаев заражения, отравления либо облучения людей и наиболее целесообразные их действия в зоне поражения.

Способами защиты населения являются:

1. своевременное оповещение населения;

2. мероприятия противорадиационной и противохимической за­щиты (ПР и ПХЗ);

3. укрытие в защитных сооружениях;

4. использование средств индивидуальной защиты;

5. проведение эвакомероприятий (рассредоточения и эвакуа­ции населения из городов в загородную зону).

Помимо этого организуется и про­водится всеобщее обязательное обуче­ние населения способам защиты. Также проводится защита продовольствия, сооружений на систе­мах водоснабжения и водозаборов на подземных источниках воды от зара­жения радиоактивными, отравляющи­ми веществами и бактериальными средствами, радиационная, химичес­кая и бактериологическая разведка, установление режимов защиты рабо­чих, служащих и производственной деятельности объектов, а также дози­метрический и лабораторный (химиче­ский и бактериологический) контроль. Планируются профилактические про­тивопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприя­тия, спасательные и неотложные ава­рийно - восстановительные работы (СНАВР) в очагах поражения, сани­тарная обработка людей, обеззаражи­вание техники, одежды, обуви, терри­тории и сооружений.

1. Эвакуация и рассредоточение городского населения

Эвакуация и рассредоточение городского населения - один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

Эвакуация - организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в сфере производства, в том числе учащихся и студентов учебных заведений, из городов в загородную зону.

Рассредоточение - организованный вывоз из городов рабочих и служащих объектов, работающих в военное время, и их размещение в загородной зоне для отдыха.

Рассредоточение рабочих и служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу. При этом сохраняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен на работу, медицинское обслуживание и обеспечение питанием.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне.

Руководят рассредоточением рабочих и служащих и эвакуацией остального населения штабы гражданской обороны всех уровней. Оповещают население об эвакуации штабы ГО с помощью средств массовой информации: по радио, телевидению, через печать, а также через ЖЭК (домоуправления).

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях. Каждому СЭП приписывается порядковый номер.

К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе.

Эвакуационные органы

Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями начальников Гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органонов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГОЧС и службами гражданской обороны.

Заблаговременно (в мирное время) формируются следующие эвакоорганы:

- эвакуационные комиссии - республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые;

- сборные эвакуационные пункты (СЭП) - городские и объектовые;

- эвакуационные приемные комиссии - при органах местного самоуправления;

- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

- оперативные группы (ОГ) - по организации вызова эваконаселения;

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

Администрация пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются федеральным законом «О гражданской обороне», другими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС. Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Украины и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии - заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, органов управления ГОЧС. Эвакуационная комиссия объекта занимается всеми вопросами по организации рассредоточения и эвакуации рабочих и служащих. На каждом предприятии, в учреждении: РЭУ заблаговременно составляет эвакуационные списки, которые с паспортами являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Принцип составления списков :

1. Работающие мужчины вносятся в списки на рассредоточение и эвакуацию на том предприятии, где они работают. Жена работающего и нетрудоспособные члены семьи вносятся в списки на предприятии мужав том случае, если жена не работает или работает на том же предприятии.

2. Работающие женщины вносятся в списки на рассредоточение и эвакуацию по месту работы. В эти же списки вносятся все члены семьи, проживающие вместе с работницей.

3. Неработающие одинокие люди и пенсионеры вносятся в списки на эвакуацию ЖЭК и приписываются к ближайшим СЭПам.

Порядок проведения эвакуации. Действия населения при эвакуации

Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления этого мероприятия используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками. С получением распоряжения на проведение эвакуации начальники и органы управления ГО города (района) совместно с эвакуационными комиссиями и службами ГО в соответствии с определенными планами проводят оповещение руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, домоуправлений и так далее, а через них - рабочих, служащих, их семей и всего остального населения о времени прибытия на сборные эвакопункты для эвакуации.

Для оповещения населения используются устройства различного рода, а также средства массовой информации - радио, телевидение, печать и т.д. Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ, расположенных в этом районе.

Рассредоточение рабочих и служащих в загородную зону производится также с СЭПов. Рассредоточение рабочих и служащих производится на расстоянии 2-х часового переезда от города до места размещения. Находясь на СЭП всем следует внимательно слушать распоряжения органов ГО и ЧС. Люди на СЭП должны находиться не более 1 часа. Успех эвакуации во многом будет зависеть от самого населения - от его организованности, дисциплинированности и подготовленности к этому мероприятию. Узнав о предстоящей эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду (выходу) за город: собрать необходимые вещи, подготовить средства индивидуальной защиты (обязательно средства защиты органов дыхания), документы и деньги; в квартире (доме) снять гардины и занавеси с окон, убрать в затененные места легковоспламеняющиеся предметы (вещи), необходимо отключить газ, электроприборы.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по органи­зованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных райо­нах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспече­ния эвакуируемых.

Виды эвакуации могут классифицироваться по следующим при­знакам:

■ видам опасности - эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологическою заражения (за­грязнения), возможных сильных разрушений, возможного ката­строфического затопления и др.;

■ способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

■ удаленности - локальная (в пределах города, населенного пун­кта, района); местная (в границах субъекта Российской Федера­ции, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

■ временньт показателям - временная (с возвращением на по­стоянное местожительство в течение нескольких суток); средне­срочная (до одного месяца); продолжительная (более одного ме­сяца);

а в зависимости от времени и сроков проведения - упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация. Заблаговременная эвакуация населения из опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности воз­никновения аварии на потенциально опасных объектах или сти­хийного бедствия, экстренная - при возникновении чрезвы­чайной ситуации.

Для непосредственного осуществления и планирования эвакуа­ции работающих и населения создаются эвакуационные органы:

я эвакуационная комиссия;

эвакуационная приемная комиссия;

я сборные эвакуационные пункты (СЭП);

промежуточные и приемные пункты эвакуации.

Каждый сборный эвакуационный пункт обеспечивается бланками эвакуационных удостоверений. Эвакуационное удостоверение со­стоит из трех частей: собственно удостоверения, корешка и талона.

В удостоверении указывают фамилию, имя, отчество, год и место рождения эвакуируемого, адрес его местожительства до эвакуации, куда он эвакуировался, кто еще с ним эвакуировался, а также номер и адрес эвакуационного пункта. Талон к эвакуационному удостове­рению остается на сборном пункте, а корешок передают в отделение полиции. Собственно эвакуационное удостоверение хранится у эвакуируемого и вместе с паспортом служит документом, удостове­ряющим его личность.


Рис. 42. Эвакуация больных и персонала из лечебного учреждения

Получив указания об эвакуации, население в назначенное время прибывает на СЭП. Каждому эвакуируемому необходимо иметь при себе: документы, средства индивидуальной защиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикамен­ты, продукты питания (на 3 дня). Все вещи должны быть уложены в сумку (чемодан, рюкзак). Перед уходом из дома надо выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки (рис. 42). Основные задачи СЭП:

э поддержание связи с эвакуационной комиссией города, объек­тами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исход­ными пунктами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправле­ния его в загородную зону; в контроль за своевременной подачей транспортных средств, ор­ганизацией отправки эвакуируемого населения в загородную зону;

ж ведение учета эвакуируемого населения, вывозимого всеми ви­дами транспорта и выводимого пешим порядком, и представле­ние в установленном порядке донесения в эвакуационную ко­миссию города;

т. оказание медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;


а обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам ГО. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят: от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транс­портных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуаци­онных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого насе­ления.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Пре­зидента РФ или начальника ГО Российской Федерации - Предсе­дателя Правительства РФ, а в отдельных случаях, требующих при­нятия немедленного решения, - по решению начальников ГО субъектов Российской Федерации. Эвакуация занятой в производ­ственной сфере части населения, а также членов их семей прово­дится по производственному признаку, т.е. по месту работы, осталь­ной части населения - по территориальному признаку, т. е. по месту жительства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ,

1. Что понимается под эвакуацией?

2. По каким признакам различают эвакуацию населения?

3. Как различают эвакуацию в зависимости от времени и сроков проведения?

4. Назовите эвакуационные органы, которые создаются для пла­нирования и организации эвакуации.

5. Каковы основные задачи сборного эвакуационного пункта?

6. От чего зависят способы и сроки проведения эвакуации?

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ У\ ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ, ПРОВОДИМЫЕ В ЗОНАХ ЧС

Лыарийно-1-пп(ате.1ыты<. и;//;I гай н^шлложлыг работы (АСДНР) - это действия по спасению людей, материальных и куль­турных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уров­ня воздействия характерных для них опасных факторов. Организа­ция АСДНР является одной из основных задач ГО.

АСДНР проводятся формированиями ГО для решения следующих задач:

■ спасения людей и оказания помощи пострадавшим;

■ локализации аварий и устранения повреждений, препятствую­щих проведению спасательных работ;

■ создания условий для последующего проведения восстанови­тельных работ.

Для организации более эффективного управления проведением АСДНР с учетом их характера и объема, рационального использова­ния имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ с учетом особенностей территории объекта, характера планировки и застройки, расположения защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. АСДНР имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.

Каварийно-спгкягельным работам относят: разведку маршрутов движения формирований и участков пред­стоящих работ;

а локализацию и тушение пожаров на путях движения формиро­ваний и участках работ; ? розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;

« подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с повреж­денной вентиляцией; к вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защит­ных сооружений, спасение находящихся в них людей (рис. 43); в оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуа­ция их в лечебные учреждения; а вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

■ санитарную обработку людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия. Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в

очаге поражения проводятся ругие нео гложные рабт ы. К ним от­носятся:

■ прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;

а локализация аварий на коммунально-энергетических и техноло­гических сетях;

■ укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.

При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

■ обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвав- шихся боеприпасов в обычном снаряжении;

■ ремонт и восстановление поврежденных защитных соору­жений.

Одновременно могут проводиться и такие работы, как:

■ обеззараживание очагов поражения;

■ сбор материальных ценностей;

■ обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;

■ утилизация зараженного продовольствия ц другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпиде­мии.

В АСДНР принимают участие силы и средства ликвидации ЧС, к которым относятся:

■ военизированные и невоенизированные противопожарные, по­исковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования фе­деральных органов исполнительной власти;

■ формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

■ формирования ветеринарной службы и службы защиты расте­ний Минсельхоза и продовольствия РФ;

■ военизированные службы по активному воздействию на гидро­метеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

■ формирования ГО РФ территориального и объектового уров­ней, специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

■ службы поискового и аварийно-спасательного полетов граждан­ской авиации Федеральной авиационной службы России;

■ восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;

Рис. 43. Аварийно-спасательные работы после обрушения здания

я аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России.

Кроме того, отработаны вопросы привлечения сил и средств Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда других министерств и ведомств. МЧС России постоянно проводит плано­мерную работу по совершенствованию сил и средств для предупре­ждения и ликвидации ЧС. Отрабатывается программа, курируемая Центром поиска и спасения на морях и в водных бассейнах РФ. Раз­вивается и укрепляется поисково-спасательная служба, создаются специализированные подразделения этой службы в республиках, краях и областях.

Эффективность применения сил и средств аварийно-спасательных подразделений во многом зависит от их технической оснащенности и от того, насколько быстро они смогут приступить к проведению работ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие задачи должны решать АСДНР, проводимые в зонах ЧС?

2. Какие виды работ относятся к аварийно-спасательным?


3. Назовите другие неотложные работы, которые осуществляются для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения.

4. Укажите специфику проведения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ, осуществляемых в зонах ЧС военного времени.

5. Дайте характеристику силам и средствам ликвидации ЧС.

ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГО

Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках еди­ной системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Обучение является обяза­тельным и проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреж­дениях повышения квалификации федеральных органов исполни­тельной власти и организаций, в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, на курсах ГО муници­пальных образований, по месту работы, учебы и мес*у жительства граждан (рис. 44).

Правовую основу содержания и методики обучения населения основам ГО составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской оборо­ны», принятое в связи с подписанием Федерального закона от 12 фев­раля 1998 г, № 28-ФЗ «О гражданской обороне», который определил в качестве одной из основных задач в области ГО: «обучение насе­ления способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий», а в числе лиц, подлежащих обучению, - учащихся учреждений общего образова­ния и студентов учреждений профессионального образования.

Основные задачи обучения населения в области ГО: о изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ве­дении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; « совершенствование навыков по организации и проведению ме­роприятий по ГО; ■ выработка умений и навыков для проведения АСДНР; я овладение личным составом гражданских организаций ГО прие­мами и способами действий по защите населения, материальных


Рис. 44. На учениях по гражданской обороне
15В

и культурных ценностей от опасностей, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий; ч обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управ­ления действиям по защите населения от ЧС; - выработка у руководителей и специалистов федеральных орга­нов власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­
ской Федерации, органов местного самоуправления, предприя­тий, учреждений и организаций навыков в подготовке и управ­лении силами и средствами, входящими в РСЧС;

■п практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в условиях ЧС;

я проведение противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, главы муниципальных образований, главы местных адми­нистраций и руководители организаций (далее именуются - ру­ководители);

должностные лица ГО, руководители и работники органов, осу­ществляющих управление ГО (далее именуются - должност­ные лица и работники ГО), преподаватели курса «Основы без­опасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях общего и профессиональ­ного образования;

личный состав формирований и служб; работающее население;

обучающиеся в образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее имену­ются - обучающиеся);

неработающее население.

Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках еди­ной системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1/1 ЗАДАНИЯ

1. Что является правовой основой обучения населения в области ГО?

2. Перечислите основные задачи обучения населения по защите от ЧС

3. Назовите группы лиц, подлежащих обучению в области защиты населения и территорий от ЧС.

Гллвд 7


Похожая информация.


Это ряд совокупных мероприятий, направленных защитить военные, экономические объекты, культурные и материальные ценности и население от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в военное или мирное время, посредством вывода из зоны поражения (возможной или существующей).

Разновидности эвакуации

Рассмотрим, какие существуют виды эвакуации . Эвакуация бывает:

  • упреждающей - когда угроза ЧС возможна;
  • экстренной - когда ЧС уже существует.

При надвигающейся опасности - прогнозированного потопления, землетрясения и др., проводится упреждающая добровольная эвакуация .

Проводится из пораженных районов при уже существующей чрезвычайной ситуации.

Эвакуация проводится в самые короткие сроки, которые возможны. В первую очередь эвакуируются экономически и стратегически значимые для государства объекты. А так же работающие на них специалисты и их семьи. В военное время в первую очередь эвакуации попадают военные объекты: штабы, военная документация и архивы. Далее эвакуируется все остальное население зоны ЧС.

Эвакуация населения может быть частичной и массовой (общей).

  • При частичной эвакуируются дети, старики и инвалиды.
  • При общей эвакуируется, по возможности, все население, находящееся в зоне ЧС, зоне поражения.

Органы, ответственные за комплекс эвакуационных мероприятий

За проведение эвакуации отвечают определенные органы:

  • ЭК - эвакуационная комиссия;
  • ОГ - оперативная группа по вывозу населения;
  • ЭПК - эвакоприемная комиссия;
  • ППЭ - промежуточные пункты эвакуации;
  • СЭП - сборные эвакуационные пункты;
  • ГУ - группы управления на пеших маршрутах эвакуации;
  • ПЭП - приемные эвакуационные пункты;
  • Администрация ПП (ПВ) -транспортные погрузки или выгрузки культурных и материальных ценностей.

Виды эвакуации:

Все планирование эвакуационных мероприятий проводится по вертикали власти: Государство - республика - область - регион- населенный пункт - район - предприятие . Для четкой бесперебойной работы эвакуационных органов разрабатываются все виды обеспечения:

  • радиационная, химическая, медицинская, инженерная, биологическая разведка;
  • обеспечение транспортом;
  • обеспечение медицинскими пунктами и медикаментами;
  • обеспечение и охрана порядка;
  • обеспечение транспортом.

Классификация видов эвакуации населения:

Эвакомероприятия проводятся для достижения ряда целей, а именно для максимального снижения потерь среди населения и сохранения кадров и специалистов. Кроме этого, для государства важно продолжение работы экономических и стратегических объектов, которые тоже по возможности эвакуируются вместе с оборудованием. В военное время за зоной поражения силами эвакуированных граждан создаются новые группировки сил и средств обороны. Обеспечиваются сохранность материальных и культурных ценностей.

Сводная таблица видов эвакуации населения

Таблица 3. Сводная таблица видов эвакуации населения
По опасности из зон возможных и реальных ЧС

1. Химического заражения

2. Радиоактивного заражения

3. Биологического заражения

4. Разрушений

5. Затоплений

6. Катастроф

По способу эвакуации

1. Всеми видами транспорта

2. Пешим ходом

3. Комбинированно

По удаленности (масштабности)

1. Местная

2. Региональная

3. Государственная

По длительности

1. Временная (на несколько суток)

2. Среднесрочная (до 1 месяца)

3. Долгосрочная\продолжительная (более 1 месяца)

По времени начала

1. Заблаговременная (упреждающая)

2. Экстренная (срочная)

Законодательно определен перечень материальных и культурных ценностей, которые подлежат эвакуации в первую очередь. Также существует определенный регламент эвакуационных мероприятий относительно населения по группам и категориям.

Абсолютно точно определены предприятия и категории работников, которые должны быть эвакуированы в первую очередь. Ряд Приказов МЧС регулируют весь порядок эвакуационных мер для организаций, при различных видах поражений населенных пунктов.

  1. Разрабатывается и утверждается план эвакуации, он содержит разделы плановых мероприятий по разработке и ликвидации ЧС.
  2. Регламентируется порядок оповещения населения об эвакуационных мероприятиях, времени проведения и организационных вопросах.
  3. Определяется перечень эвакуационных пунктов и их адреса.
  4. Группируются граждане, подлежащие эвакуации.
  5. Определяются районы, куда будут эвакуированы люди, ценности, объекты.
  6. Создаются условия для приема эвакуированных.
  7. Точно определяются все маршруты пешей и транспортной эвакуации.
  8. Проводятся комплексные мероприятия по разведке местности соответствующими специалистами для дальнейшей оперативной ликвидации последствий и очистки территории ЧС.


Введение

Эвакуация (лат. evacuatio, от evacuare -- опорожнять, удалять) -- комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения. Эвакуацию следует отличать от рассредоточения и отселения.

Эвакуация -- процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Согласно военным доктринам боеспособных государств, на первом месте стоит эвакуация военных частей, на втором военного имущества, документов и т. п., и в последнюю очередь гражданского населения.

Цель данной работы заключается в рассмотрении подготовки населения к эвакуации и правил поведения при её проведении.

Эвакуация населения

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской профилактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-временными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока,

Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуированные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или не скольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую частичную Общая предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категории населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне действия поражающих факторов ЧС. Основой принятия решения о проведении эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руководителя дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповещения и информации населения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.

Непосредственно эвакуацией занимаются эвакуационные органы соответствующих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также орган правления по делам ГОЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятии поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Эвакуация может осуществляться по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних и специальных учебных заведений организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального населения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. В нерабочее время, а также в некоторых других случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно от мест нахождения населения в момент объявления распоряжения на ее проведение.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию оперативности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально возможного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства используются прежде всего для вывоза детей из детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и автоматизированных систем централизованного оповещения, местных теле- и радиостанций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны общественного порядка.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из которого планируется эвакуация, в зависимости от обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населенных пунктов размещения.

Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются СЭП. Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие здания

Задачами СЭП являются:

оповещение и сбор населения;

регистрация и подготовка людей к отправке;

формирование пеших колонн;

организация посадки на транспорт;

организация оказания медицинской помощи заболевшим;

укрытие людей, прибывших на СЭП;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты, а также жилищно-эксплуатационные конторы, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро подготовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи и продукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в загородной зоне. Кроме СИЗ, надо иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи лучше всего в рюкзак. Вес не более 50кг.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адресом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителей). Еще лучше данные написать чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время пешком или на городском транспорте прибыть на определенные СЭП. Адреса СЭП и время явки на них в зависимости от складывающейся в городе обстановки могут быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.

После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по эшелонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.

Если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или соседи должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза заболевшего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских учреждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Для организации приема и размещения населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, поселка организуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти. В состав комиссии включаются представители местной власти, руководители предприятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения населения.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуются промежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи -прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав сотрудников этих пунктов зависит от числа проходящих через пункт людей. При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоятельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны.

Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обозначенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обочинам основных дорог. При этом население, районы размещения которого в загородной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредственно в отведенные ему постоянные места размещения. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места размещения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колонны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движения предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пешего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пеший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации. Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселение эвакуируемого населения в палатках.

Медицинское обслуживание населения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек. Эвакуируемое население привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на предприятиях, эвакуируемых из города и продолжающих работу в загородной зоне.

Наибольшую сложность представляет эвакуация населения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе население вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в районы временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с заблаговременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.

Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистрацию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуждающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителей автотранспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.

Характерной особенностью эвакуации населения при авариях на объектах атомной энергетики является обязательное использование крытого транспорта, обладающего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облучению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов в защитные сооружения). Маршруты эвакуации выбираются кратчайшие, с наименьшими уровнями радиации.

Проведение эвакуации требует продуманного ее планирования, заблаговременной подготовки эвакуационных органов и населения, районов (мест) размещения эвакуированных, маршрутов эвакуации, транспортных средств.