Хохломская роспись. Скачать конспекты, разработки, презентации уроков ИЗО нач


ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ
У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ - САРАФАН ПАРЧОВЫЙ
ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ.
ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ
В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД?
РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!
П. Синявский

Игорь Бельковский

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Вы, наверное, понимаете и сами, почему так трудно сказать, когда, в каком именно столетии это произошло, ведь дерево - недолговечный материал. Мастера расписывали бытовые предметы - мебель, посуду, домашнюю утварь. Никто не относился к ним как к произведениям искусства, хотя всегда ценились их красота и нарядность.

Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи.

Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел - одна из самых известных росписей в России. Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв.

Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: нерасписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки. Хохлома - большое старинное торговое село в бывшей Нижегородской губернии.

В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар" - нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком.

Это село, как вы уже догадались, дало название всему промыслу.

Хохломские изделия продавали и на базарах Городца, и на самой многолюдной ярмарке России - Макарьевской, располагавшейся у стен Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. В конце XIX века Макарьевская ярмарка была переведена в этот город и стала называться Нижегородской.

У пристаней пестрели разноцветными парусами и флагами волжские суда, которые потом сменили пароходы с цветными и разноголосыми трубами.

Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась "хохлома" по деревням, сёлам и городам России, добиралась до Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, заходила в Европу. В конце XIX и начале XX века хохломской промысел заслужил всемирную славу. Изделия русских мастеров покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Франции, доплывали они и до берегов Америки, Африки, Австралии.

Хохломские предметы, нарядные и дешёвые, можно было встретить и в крестьянской избе, и в жилище ремесленника и торговца средней руки, и в нехитром скарбе солдат и бурлаков. Красоту этих простых изделий оценили художники, ученые, их стали покупать горожане.


В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
Л. Ларкина

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса. Согласно легенде , первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады "соловецких сидельцев" в кандалах вывезли с острова на материк.

<

Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался.
Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит.
Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.

Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.
Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России.
Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей.

Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ- АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ. ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ. РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ,ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. Изготавливали в деревнях близ Нижнего Новгорода, привозили на ярмарку в Хохлому, отсюда и пошло название -«Хохломская роспись».
















4.Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре градусов. 5. Лужение- порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело- зеркальный блеск. Сушка.




7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет.


Главный элемент росписи - травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад..Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный -торжественность.





June 16th, 2013

Хохломская роспись - Алых ягод россыпь...

ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ
У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ - САРАФАН ПАРЧОВЫЙ
ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ.
ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ
В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД?
РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!
П. Синявский

Игорь Бельковский
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.


Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Вы, наверное, понимаете и сами, почему так трудно сказать, когда, в каком именно столетии это произошло, ведь дерево - недолговечный материал. Мастера расписывали бытовые предметы - мебель, посуду, домашнюю утварь. Никто не относился к ним как к произведениям искусства, хотя всегда ценились их красота и нарядность.



Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи.


Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.


Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел - одна из самых известных росписей в России. Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв.

Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: нерасписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки. Хохлома - большое старинное торговое село в бывшей Нижегородской губернии.

В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар" - нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком.

Это село, как вы уже догадались, дало название всему промыслу.
Хохломские изделия продавали и на базарах Городца, и на самой многолюдной ярмарке России - Макарьевской, располагавшейся у стен Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. В конце XIX века Макарьевская ярмарка была переведена в этот город и стала называться Нижегородской.


У пристаней пестрели разноцветными парусами и флагами волжские суда, которые потом сменили пароходы с цветными и разноголосыми трубами.
Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась "хохлома" по деревням, сёлам и городам России, добиралась до Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, заходила в Европу. В конце XIX и начале XX века хохломской промысел заслужил всемирную славу. Изделия русских мастеров покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Франции, доплывали они и до берегов Америки, Африки, Австралии.


Хохломские предметы, нарядные и дешёвые, можно было встретить и в крестьянской избе, и в жилище ремесленника и торговца средней руки, и в нехитром скарбе солдат и бурлаков. Красоту этих простых изделий оценили художники, ученые, их стали покупать горожане.




В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
Л. Ларкина


Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса. Согласно легенде, первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады "соловецких сидельцев" в кандалах вывезли с острова на материк.


Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался.
Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит.
Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.

Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.
Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России.
Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей.



Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка - мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.









liveinternet.ru/users/novaya_skazka/post 193008790/

Конспект урока ИЗО «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. МИР ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ» 1 класс

Цели деятельности педагога : Расширить представления о хохломском промысле, элементах хохломского узора, произведениях декоративно-прикладного искусства; раскрыть содержание терминов «ритм», «орнамент», научить составлять композицию узора, понимать, как учитывается объемная форма предмета при составлении орнамента, приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; создать условия для развития навыков работы с гуашью, воспитания интереса к народному

Наглядно-демонстрационный материал :
Мультимедийный ряд: Изделия с хохломской росписью. Платок. Произведения декоративно-прикладного искусства (Гжель, Городец, Дымково и др.)

Оборудование : Гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка

Планируемые образовательные результаты : Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят представление о хохломском промысле; узнают суть понятий «ритм», «орнамент», из чего составлен орнамент хохломских изделий, правила создания композиции узора; научатся составлять орнамент хохломского узора, рисовать композицию узора для определенного изделия с учетом его конфигурации, рисовать гуашью
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и самокритично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания товарищей.
Личностные : имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве

Структура урока

I. Организационный момент
Проверяю готовность обучающихся к уроку.
(На столе – изделие с хохломской росписью, накрытое платком.)

– Можете ли вы догадаться, что мы сегодня будем
делать на уроке? Предмет-подсказка спрятан у меня под платком. Что же это такое?
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
– Под платком находится изделие из Хохломы.
– Как вы думаете, что будем делать на уроке?
Как выполняются элементы хохломской росписи?
Теперь в ваших силах придумать и нарисовать
орнамент для какого-либо изделия.
II. Изучение нового материала
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Хохломские изделия в современном мире». Просмотр мультимедийной презентации на тему “Золотая хохлома”»
Рассмотрите представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства. Распределите их по группам.
– В чем же отличие хохломских изделий от изделий других промыслов? (Они деревянные, у них особый узор, в их узоре три цвета: красный, черный, золотой.)
– Изделия хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.
Слайды 2-4.


– От древних ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники «золотой окраски» изделий, выделившей хохлому среди других промыслов. Основные принципы хохломской техники «золочения» дерева сохраняются и в наши дни. Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется и на него наносится тонкий слой металлического алюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются «закалке» в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под ее слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую. слайды 5-6.



Элементы хохломского узора. Ритм, орнамент.
– Различные виды хохломского орнамента – верховое «травное» письмо, роспись «под фон», «кудрина» – восходят в своих истоках к искусству Древней Руси. Для травного орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Обратите внимание, как хохломской узор выявляет объемную форму предметов.
– Из каких элементов состоит хохломской узор?
(Листочки, ягоды, травка.)
слайды 7–9.




– Если вы были внимательны, то увидели, что элементы узора повторяются. Вот такое повторение называется ритмом. Узор же, составленный путем чередования в определенном ритме элементов, называется орнаментом.
Показ с объяснением этапов росписи.
– Основу любой композиции составляют плавно изгибающиеся линии, как бы вырастающие друг из друга ветви, которые сами художники называют «ведущей» или «корнем». Вокруг ведущей располагаются другие детали росписи: листочки, ягодки, травка, различные цветы, чередование которых подчиняется определенному ритму. В центре помещают крупный главный элемент (например, гроздь рябины, розу и т. п.), вокруг более мелкие – второстепенные детали (травка, отдельные ягоды, листочки). Один из более древних вариантов – «травка» – узор из крупных и мелких травинок, составляющий ведущую и все элементы. Слайд 10.


Орнамент, в который кроме травки включены ягоды, листочки, цветы, имеет названия «под ягодку», «под листок». Несмотря на строгие правила, у художника все равно остается большое пространство для фантазии.

Физкультминутка
Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму, влево–вправо разведу.
И, как птица, полечу, головою поверчу,
А потом присяду, встану и нисколько не устану.
Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу.
Если надо – побегу, все на свете я смогу!
III. Творческая практическая деятельность
Организация рабочего места.Составление композиции
Контролирую действия учащихся в процессе практической работы – правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками, корректирую действия, оказываю консультативную помощь.

– На ваших столах лежат шаблоны ложек, а вы мастера росписи.
- Нарисуйте узор для украшения хохломской ложки, соблюдая этапы росписи Хохломы. Слайд 11-12/


IV. Итог урока.
Рефлексия
Обобщение сведений, оценивание результатов работы
Организую выставку работ и обсуждение рисунков с целью выявления лучшей работы, а также беседу по вопросам

- Что нового узнали на уроке?
- Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе рисования? Как вы их преодолевали?
-Как вы оцениваете свой рисунок?
-Какое настроение у вас сейчас?
– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими.Что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало долгие годы?
(Нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу
– Наши руки могут многое. Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как бьются наши сердца.)
– Мое сердце большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце», «У тебя большое сердце».
Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки. Спасибо за вашу работу!
Слайд 13

Запись на доске: Золотая Хохлома.

Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.

Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр - крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво?", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли "золотые" руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для "каления". Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание "Золотая Хохлома" .

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы - веточки, листки, травка.

Учитель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике - всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: "верховое" письмо и "фоновое".

Особенность "верховой" росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность "фоновой" росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

Самый любимый у хохломских художников это "травный узор" или "травка", которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди "травки" изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются "кудрина" : травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.

Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

"кудрина" - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

"мир волшебной хохломы"

Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
(Б. Дубровский)

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним "травный" узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

Вопрос: Согласны ли вы с этим?

Ответ: Да!

Учитель: А если согласны, то за работу.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось.