Из скольких частей состоит пожарный гарнизон. Положение о пожарно-спасательных гарнизонах

Организация и несение гарнизонной службы

7. Гарнизоны образуются на территории субъектов Российской Федерации (территориальные), городов и сельских районов (местные).

Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации.

8. Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации (далее - УГПС или ОГПС).

9. Основными задачами гарнизонной службы являются:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

10. При выполнении задач гарнизонной службы:

Осуществляется учет и контроль состояния сил и средств гарнизона;

Планируется применение сил и средств гарнизона для тушения пожаров, в том числе порядок привлечения сил и средств, разрабатываются расписание выезда и другие регламентные документы службы пожарной охраны;

Обеспечиваются профессиональная и иные виды подготовки личного состава, в том числе должностных лиц гарнизона, путем проведения гарнизонных пожарно-тактических учений, соревнований, сборов и иных гарнизонных мероприятий;

Организуется пожарная связь, создаются автоматизированные системы управления пожарной охраны;

Обеспечивается работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава подразделений гарнизона, свободного от несения гарнизонной и караульной служб, к тушению крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Создаются нештатные службы гарнизона, назначаются должностные лица гарнизона, разрабатываются и утверждаются их функциональные обязанности;

Разрабатываются и утверждаются соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач гарнизонной службы.

В целях упорядочения обеспечения и совершенствования гарнизонной службы разрабатывается план гарнизонных мероприятий (приложение 1), утверждаемый начальником гарнизона.

11. Порядок привлечения сил и средств двух и более гарнизонов субъектов Российской Федерации (межрегиональный уровень) к тушению пожаров определяется ГУГПС и утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Допускается привлечение сил и средств соседних гарнизонов (по соглашению), а также сил и средств пожарной охраны других государств на основе межгосударственных соглашений.

12. Порядок привлечения специализированных подразделений ГПС к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций вне территории субъектов Российской Федерации, на которой они расположены, определяется ГУГПС.

13. Расписание выезда (приложение 2) или план привлечения сил и средств (приложение 3) разрабатываются ГПС и утверждаются соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Расписание выезда или план привлечения сил и средств объявляются приказом соответствующего начальника УГПС (ОГПС).* В расписание выезда включаются пожарно-технические учебные заведения.

14. На базе существующих подразделений ГПС в установленном порядке могут создаваться опорные пункты пожаротушения, которые доукомплектовываются пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, средствами связи и управления, огнетушащими веществами.

15. Личный состав пожарно-технических учебных заведений привлекается к несению караульной службы в подразделениях гарнизона в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом.

Учебные пожарные части пожарно-технических заведений несут гарнизонную службу. В этих пожарных частях организуется караульная служба.

16. Руководители органов управления и подразделений пожарной охраны обязаны обеспечивать выполнение требований Устава подчиненными органами управления и подразделениями.

17. Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона.

Нештатные службы гарнизона

18. Нештатные службы гарнизона (далее - нештатные службы) являются нештатными органами управления гарнизоном, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника УГПС (ОГПС).

В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы.

В территориальных и местных гарнизонах создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

По усмотрению начальника УГПС (ОГПС) в территориальных гарнизонах допускается создание других нештатных служб.

Допускается не создавать в местных гарнизонах службу связи, при этом ее функции возлагаются на нештатную техническую службу.

19. Нештатная служба управления создается для обеспечения руководства гарнизонной службой, контроля за состоянием боеготовности и осуществлением пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне.

В состав нештатной службы управления входят дежурные смены службы пожаротушения (далее - СПТ), центрального пункта пожарной связи (далее - ЦППС)**, диспетчеры (радиотелефонисты) пунктов связи подразделений гарнизона.

При отсутствии в гарнизоне штатной СПТ нештатная служба управления не создается.

20. Нештатная газодымозащитная служба (далее - НГДЗС) предназначена для обеспечения готовности гарнизона к применению средств индивидуальной защиты органов дыхания и мобильных средств противодымной защиты.

В состав НГДЗС включаются предназначенные для обеспечения функций газодымозащитной службы подразделения, тренировочные комплексы и технические средства для подготовки личного состава.

* При наличии в гарнизоне автоматизированной системы управления применяется компьютерная версия расписания выезда (плана привлечения сил и средств).

** При наличии в гарнизоне центра управления силами в состав специальной службы управления включаются дежурные смены его соответствующих структурных подразделений.

21. Нештатная техническая служба (далее - НТС) предназначена для обеспечения готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения, имеющихся в гарнизоне, к выполнению задач гарнизонной службы.

В состав НТС включаются подразделения технической службы, рукавные базы, базы (склады) для хранения горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.

В состав НСС включаются подразделения и мобильные средства, предназначенные для осуществления функций пожарной связи в гарнизоне.

Должностные лица гарнизона

23. Должностными лицами гарнизона являются:

Начальник гарнизона;

Оперативный дежурный;

Диспетчер гарнизона;

Начальник НГДЗС;

Начальник НТС;

Начальник НСС.

24. Должностные лица гарнизона несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неприменение предоставленных им прав, за нарушение установленного режима секретности, за сохранность имущества пожарной охраны.

25. Обязанности должностных лиц гарнизона, предусмотренные Уставом включаются в функциональные обязанности, исполняемые по основной должности.

Начальник гарнизона

26. Начальниками гарнизонов являются:

Территориального - начальник УГПС (ОГПС);

Местного - как правило, старшее должностное лицо местного подразделения ГПС или другое должностное лицо ГПС, назначаемое приказом начальника УГПС (ОГПС).

Начальнику гарнизона по вопросам организации гарнизонной и караульной служб подчинены все подразделения гарнизона и должностные лица гарнизона.

27. Начальник гарнизона обязан:

Организовывать и контролировать гарнизонную службу;

Руководить нештатными службами гарнизона;

Организовывать пожарно-тактическую подготовку в гарнизоне;

Обобщать передовой опыт несения службы пожарной охраны;

Организовывать и руководить работой опорных пунктов пожаротушения;

Организовывать внештатные штабы пожаротушения и определять порядок их привлечения к тушению пожаров;

Обеспечивать и контролировать выполнение правил охраны труда и техники безопасности при несении гарнизонной службы;

Организовывать ведение регламентной документации согласно приложений Устава.

Начальник местного гарнизона в дополнение к перечисленному обязан:

Разрабатывать, при отсутствии СПТ, график оперативного дежурства по гарнизону;

Принимать меры по устранению нарушений противопожарного водоснабжения, связи систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также по обеспечению возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона.

28. Начальник гарнизона имеет право:

Принимать в установленном порядке решения по организации гарнизонной и караульной службы, в том числе по установлению границ гарнизона, расписанию выезда, назначению должностных лиц гарнизона, а также осуществлять контроль за их деятельностью;

Отдавать в установленном порядке приказы, обязательные для исполнения должностными лицами гарнизона и подразделений ГПС, а также требовать исполнение этих приказов;

Запрашивать и получать в установленном порядке сведения и оперативную информацию, необходимую для выполнения задач гарнизонной службы;

Проверять боеготовность подразделений гарнизона;

Осуществлять передислокацию подразделений гарнизона при крупных пожарах, введении особого противопожарного режима, чрезвычайных ситуациях;

Требовать в установленном порядке от соответствующих должностных лиц устранения нарушений противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также восстановления возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона;

Утверждать состав внештатных штабов пожаротушения и порядок их привлечения к тушению пожаров, а также график оперативного дежурства по гарнизону;

Изменять в установленном порядке состав пожарной техники, находящейся в боевом расчете подразделений, за счет имеющейся в гарнизоне резервной пожарной техники;

Организовывать проведение пожарно-тактических учений, смотров, соревнований и других общегарнизонных мероприятий;

Привлекать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные силы и средства постоянной готовности, аварийно-спасательных формирований к тушению крупных пожаров на территории гарнизона;

Разрешать споры между должностными лицами гарнизона;

Вносить предложения о поощрении и привлечении к ответственности личного состава подразделений гарнизона;

Вносить предложения о приостановлении в установленном порядке действия лицензий на организацию и осуществление пожарной охраны на территории гарнизона, выданных юридическим лицам и гражданам;

Утверждать или подписывать в установленном порядке регламентные документы службы пожарной охраны.

Оперативный дежурный гарнизона

29. Оперативным дежурным гарнизона (далее - оперативный дежурный) является старшее должностное лицо дежурной смены СПТ, если иное не установлено начальником гарнизона. При отсутствии в гарнизоне СПТ оперативным дежурным назначается в соответствии с утверждаемым начальником гарнизона графиком должностное лицо среднего или старшего начальствующего состава подразделений ГПС (за исключением начальников караулов).

30. Оперативный дежурный обязан:

Руководить в период боевого дежурства нештатной службой управления гарнизона;

Владеть оперативной обстановкой в гарнизоне, принимать меры к устранению выявленных недостатков в несении службы пожарной охраны, в том числе с выездом на место происшествия;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в соответствии с требованиями Устава и выполнение заданий начальника гарнизона;

Обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их проведении;

Организовывать и лично проводить пожарно-тактические учения и занятия, контролировать организацию и проведение занятий по боевой и иным видам подготовки в подразделениях;

Изучать передовой опыт несения службы пожарной охраны;

Осуществлять взаимодействие со службами жизнеобеспечения;

Обеспечивать своевременную постановку в боевой расчет пожарных автомобилей и иной мобильной пожарной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара, рассматривать обоснованность вывода пожарной техники из боевого расчета и принимать необходимые решения;

Организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы гарнизона.

31. Оперативный дежурный имеет право:

Проверять в установленном порядке несение караульной службы в подразделениях, проведение занятий по профессиональной и иным видам подготовки;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации службы пожарной охраны;

Отдавать в период боевого дежурства руководителям (начальникам караулов) подразделений и должностным лицам нештатных служб гарнизона в пределах компетенции обязательные к исполнению распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной службы, в том числе по временной передислокации мобильной пожарной техники с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;

Отстранять в крайних, не терпящих отлагательства, случаях лиц рядового и начальствующего состава ГПС от несения боевого дежурства с немедленным докладом об этом начальнику гарнизона или лицу, его замещающему;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава пожарной охраны.

Диспетчер гарнизона

32. Диспетчером гарнизона является старшее должностное лицо дежурной смены ЦППС, а при отсутствии ЦППС - дежурный диспетчер (радиотелефонист) подразделения ГПС, осуществляющий прием вызовов по телефонным линиям связи с номером “01”.

Диспетчер гарнизона в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи - начальнику НСС.

33. Диспетчер гарнизона обязан:

Принимать сообщения о вызовах подразделений пожарной охраны по телефонным линиям с номером “01”;

Направлять к месту вызова силы и средства гарнизона в соответствии с расписанием выезда;

Обеспечивать в установленном порядке передислокацию караулов, отделений подразделений гарнизона;

Обобщать сведения о наличии сил и средств гарнизона согласно приложению 5 Устава;

Проверять наличие связи с подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения;

Информировать в установленном порядке должностных лиц гарнизона о выезде подразделений и обстановке на месте их работы;

Докладывать оперативному дежурному поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки, а также информировать об этом подразделения гарнизона;

Доводить до подразделений гарнизона информацию и распоряжения оперативного дежурного и других должностных лиц гарнизона;

Вести регламентные документы согласно приложениям 4, 6 Устава.

34. Диспетчер гарнизона имеет право:

Запрашивать информацию о наличии и состоянии сил и средств в подразделениях гарнизона;

Запрещать выезд караулов на занятия по решению пожарно-тактических задач в случае недостаточности в районе выезда подразделения сил и средств пожарной охраны, в том числе вследствие их участия в тушении пожаров;

Требовать от должностных лиц гарнизона устранения выявленных нарушений, осложняющих оперативную обстановку в гарнизоне;

Контролировать правильность ведения радиообмена между подразделениями гарнизона.

Начальник нештатной газодымозащитной службы

35. Начальником НГДЗС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе в кислородных изолирующих противогазах или аппаратах на сжатом воздухе (далее - изолирующих противогазах).

36. Начальник НГДЗС обязан:

Руководить НГДЗС;

Оказывать помощь руководителям подразделений в организации ГДЗС;

Осуществлять контроль за работой баз и контрольных постов ГДЗС, оснащением и содержанием тренировочных комплексов ГДЗС, эксплуатацией и техническим обслуживанием изолирующих противогазов;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности подразделений к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и использованию мобильных средств противодымной защиты;

Организовывать и лично проводить занятия с газодымозащитниками, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НГДЗС;

Изучать и распространять передовой опыт ГДЗС;

Анализировать состояние ГДЗС в подразделениях и их органах управления;

Владеть информацией об оснащении ГДЗС гарнизона, принимать меры к устранению выявленных недостатков;

Участвовать в специальных расследованиях несчастных случаев при работе газодымозащитников в изолирующих противогазах;

Организовывать подготовку газодымозащитников и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НГДЗС.

37. Начальник НГДЗС имеет право:

Проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части ГДЗС;

Требовать от соответствующих должностных лиц исполнения требований Устава и иных нормативных актов в части ГДЗС;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии ГДЗС, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам ее организации в подразделениях и их органах управления;

Давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по совершенствованию ГДЗС;

Отстранять от работы в изолирующих противогазах газодымозащитников, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих допуска к работе в изолирующих противогазах;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава ГДЗС.

Начальник нештатной технической службы

38. Начальником НТС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее удостоверение на право управления автомобилем.

39. Начальник НТС обязан:

Руководить НТС;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения к ведению боевых действий;

Организовывать и лично проводить занятия по освоению новой пожарной техники и средств пожаротушения, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НТС;

Изучать и распространять передовой опыт НТС;

Владеть информацией об оснащении подразделений пожарной техникой и средствами пожаротушения, принимать меры к устранению выявленных недостатков;

Анализировать работу пожарной техники, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать проведение испытаний пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения в гарнизоне;

Участвовать в специальных расследованиях дорожно-транспортных происшествий с пожарной техникой, выезжать на эти происшествия в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне;

Оказывать помощь руководителям подразделений в организации технического обслуживания, ремонта и эксплуатации пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения;

Осуществлять в пределах своей компетенции контроль за работой подразделений технической службы, рукавных баз и постов диагностики пожарной техники;

Организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НТС.

40. Начальник НТС имеет право:

Проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части НТС;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии НТС в органах управления и подразделениях пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации НТС в пожарной охране;

Давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по совершенствованию и устранению недостатков по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения;

Согласовывать в установленном порядке заявки на материально-техническое обеспечение в части НТС;

Требовать от соответствующих должностных лиц исполнения требований Устава и иных нормативных актов в части НТС;

Отстранять от работы водителей пожарных автомобилей и другой мобильной пожарной техники, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих удостоверений на право управления пожарным автомобилем;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании водителей подразделений и личного состава технической службы.

Начальник нештатной службы связи

41. Начальником НСС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе со средствами связи.

42. Начальник НСС обязан:

Руководить НСС;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности и применения средств пожарной связи органами управления и подразделениями пожарной охраны;

Организовывать и лично проводить занятия по освоению новых средств пожарной связи, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НСС;

Изучать и распространять передовой опыт НСС;

Владеть информацией об оснащении подразделений средствами пожарной связи, принимать меры к устранению выявленных недостатков;

Анализировать работу средств пожарной связи, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать качество связи и выполнение правил радиообмена в гарнизоне;

Принимать в установленном порядке меры к выявлению лиц, передающих заведомо ложные сообщения о пожаре, а также создающих помехи для радиообмена в гарнизоне;

Участвовать в служебных проверках по фактам отказов пожарной связи, порчи и утери средств связи;

Оказывать помощь руководителям подразделений гарнизона в организации, ремонте и эксплуатации средств пожарной связи;

Осуществлять контроль за организацией технического обслуживания, ремонта и эксплуатации средств пожарной связи;

Осуществлять в пределах своей компетенции контроль за работой подразделений службы связи, в том числе полевых узлов связи;

Организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НСС.

43. Начальник НСС имеет право:

Проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части НСС;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии НСС в органах управления и подразделениях пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации НСС в пожарной охране;

Давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по организации и устранению недостатков по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной связи;

Требовать от соответствующих должностных лиц исполнения Устава и иных нормативных актов в части НСС;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава пожарной охраны, осуществляющего функции пожарной связи;

Участвовать в установленном порядке в распределении средств пожарной связи, а также согласовывать заявки на средства связи и эксплуатационно-расходные материалы;

Требовать в установленном порядке введения временных схем связи на период выхода из строя или ремонта основных систем пожарной связи, а также в других необходимых случаях;

Запрещать работу с неисправными средствами пожарной связи.

Особенности организации гарнизонной службы при введении особого

противопожарного режима

44. В случае повышения пожарной опасности решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого подразделения гарнизона могут быть переведены на усиленный вариант несения службы. Порядок перевода подразделений гарнизона на усиленный вариант несения службы определяется министром внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел республик, начальниками УВД (ГУВД) краев, областей и автономных образований, г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

44. При усиленном варианте несения службы осуществляются следующие основные мероприятия:

Организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава в соответствии с разрабатываемым графиком;

Осуществляются ежесуточно дополнительные дневные и ночные проверки несения службы и состояния пожарной безопасности объектов;

Проводится разъяснительная работа среди личного состава;

Вводится в боевой расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом боевые расчеты, организуется (при необходимости) сбор свободного от несения службы начальствующего и рядового состава;

Проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты объектов;

Проводится с учетом складывающейся обстановки передислокация сил и средств подразделений гарнизона;

уточняется порядок взаимодействия со структурными подразделениями МВД, ГУВД, УВД, воинскими подразделениями, службами жизнеобеспечения города (района, объекта), региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Усиливается охрана зданий и территорий подразделений гарнизона;

Создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ;

Организуется при необходимости постовая и дозорная служба*.

С целью координации деятельности всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны. На территориисубъектов Российской Федерации – территориальные, на территории муниципальных образований - местные . Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Цель создания - координация деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Виды гарнизонов пожарной охраны - территориальные и местные.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - Главное управление) .

Гарнизон пожарной охраны - совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности»).

В границах гарнизонов пожарной охраны создается гарнизонная служба. Гарнизонная служба – это вид службы пожарной охраны, организуемый в гарнизонах для обеспечения постоянной готовности личного состава подразделений гарнизона пожарной охраны к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, совместной подготовки и слаженной работы подразделений, организации связи подразделений со службами жизнеобеспечения населения, единого квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона пожарной охраны.

Основными задачами гарнизонной службы являются:

1. Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

2. Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;

3. Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

4. Организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

При выполнении задач гарнизонной службы:

Осуществляется учет и контроль состояния сил и средств гарнизона;

Планируется применение сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР, в том числе порядок привлечения сил и средств, разрабатываются расписание выезда (план привлечения сил и средств) и другие регламентные документы службы пожарной охраны;



Обеспечиваются профессиональная подготовка и иные виды подготовки личного состава, в том числе должностных лиц гарнизона, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных общих мероприятий гарнизона;

Организуется пожарная связь, создаются автоматизированные системы управления пожарной охраны;

Обеспечивается работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава подразделений, свободного от несения гарнизонной и караульной служб, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Создаются нештатные службы гарнизона, назначаются должностные лица гарнизона, разрабатываются и утверждаются их должностные обязанности;

Разрабатываются и утверждаются соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов;

Осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач гарнизонной службы пожарной охраны.

служба пожарной охраны - деятельность по обеспечению боевой готовности пожарной охраны к тушению пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров), осуществляемая в виде гарнизонной и караульной служб;

боевая готовность (боеготовность) - состояние сил и средств гарнизонов, подразделений, караулов, дежурных смен пожарной охраны, противопожарных формирований, обеспечивающее успешное выполнение задач, возложенных на них настоящим Уставом;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных, для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

нештатные службы гарнизона - нештатные организационные формирования сил и средств ГПС, создаваемые для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы;

расписание выезда - установленный в соответствии с законодательством и Уставом порядок привлечения сил и средств гарнизона к тушению пожаров в городе или крупном населенном пункте;

план привлечения сил и средств - расписание выезда, устанавливающее порядок привлечения сил и средств гарнизона (гарнизонов) к тушению пожаров на территории субъекта Российской Федерации, сельского района;

номер (ранг) пожара - условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств гарнизона, привлекаемых к тушению пожара;

оперативная обстановка - совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения, влияющих на определение задач и характер их выполнения;

первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

чрезвычайная ситуация - обстановка, при которой сил и средств гарнизона пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на данной территории, недостаточно для ликвидации пожара .

2. Гарнизонная служба

Гарнизон пожарной охраны (далее - гарнизон) - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

Гарнизонная служба - вид службы пожарной охраны, организуемой в гарнизонах для обеспечения боевой готовности подразделений пожарной охраны (далее - подразделение) и их взаимодействия с медицинскими, охраны общественного порядка, аварийными и иными службами жизнеобеспечения (далее - службы жизнеобеспечения).

В соответствие с приказом МЧС России от 5 мая 2008 г. N 240 «О б утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

1.2. С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно - территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

1.3. Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - Главное управление).

Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации (далее - УГПС или ОГПС).

1.4. Общее руководство территориальным гарнизоном пожарной охраны осуществляется начальником Главного управления.

Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются:

территориального - старшее должностное лицо Главного управления, из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров;

местного - начальник подразделения ФПС по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования или сотрудник ФПС, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожара; при отсутствии на территории муниципального образования ФПС - должностное лицо подразделения иных видов пожарной охраны, определяемое начальником Главного управления по согласованию с органом местного самоуправления и имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителя тушения пожара (РТП ).

Начальники территориального и местного гарнизонов пожарной охраны, являющиеся сотрудниками ФПС, назначаются приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальник местного гарнизона пожарной охраны, не являющийся сотрудником ФПС, назначается приказом руководителя органа местного самоуправления и согласовывается с начальником соответствующего Главного управления.

Подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО), а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения) на территории гарнизона пожарной охраны, входят в состав соответствующего гарнизона пожарной охраны.

1.5. Основные обязанности начальника гарнизона пожарной охраны:

организация и контроль гарнизонной службы;

определение должностных лиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;

определение порядка руководства тушением пожаров;

определение порядка выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;

организация в установленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;

руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;

организация пожарно-тактической подготовки в гарнизоне пожарной охраны;

обобщение передового опыта несения службы пожарной охраны;

организация и руководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров (далее - ОПТКП);

организация нештатных оперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

контроль за выполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.

1.6. Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы являются:

создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

организация и проведение совместных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

1.7. Для выполнения основных задач гарнизонная служба осуществляет следующие функции:

планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

осуществляет учет и контроль состояния сил и средств гарнизона пожарной охраны;

обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

обеспечивает работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

1.8. Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований - нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

управления;

газодымозащитная;

техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

1.9. Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

1.10. Разработку Плана привлечения на территории субъекта Российской Федерации, Расписания выезда в городе федерального значения обеспечивает начальник территориального гарнизона пожарной охраны.

1.11. Разработку Расписания выезда на территории муниципального района, городского округа (далее - муниципальное образование) обеспечивает начальник местного гарнизона пожарной охраны.

1.12. Для разработки Плана привлечения (Расписания выезда) руководители всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований представляют необходимые сведения (тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей, находящихся на вооружении; оперативно-тактическая характеристика района выезда и т.д.).

1.13. План привлечения (Расписание выезда в городе федерального значения), согласованный с начальником Главного управления и начальником органа управления специальных подразделений ФПС (при их наличии), представляется начальником соответствующего территориального гарнизона пожарной охраны на утверждение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на сопредельных территориях двух и более субъектов Российской Федерации определяется руководством соответствующих региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.

1.14. Расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, представляется начальником местного гарнизона пожарной охраны на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Приказом Министра МЧС России №240 от 05.05.2008 «Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» созданы гарнизоны пожарной охраны (соответственно - территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», «гарнизон пожарной охраны - это совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ».

Для обеспечения согласованных и эффективных действий при тушении пожаров и осуществлении аварийно-спасательных работ начальником местного гарнизона пожарной охраны разрабатывает расписание выездов на территории муниципального района, городского округа. Расписание выездов, согласовывается с начальником Главного управления МЧС России, с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования и представляется на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

При разработке расписания выездов устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.

Также разрабатывается план привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).

Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается в соответствии с планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны и расписаниями выездов.

Такое объединение всех сил на территории позволяет при грамотном предварительном планировании обеспечить общие согласованные и четко скоординированные действия из единого центра. Например, дает возможность независимо от формы собственности или принадлежности подразделения обеспечивать максимально сжатые сроки прибытия к месту возгорания или чрезвычайной ситуации. Слаженность действий достигается за счет совместных тренировок и учений, в ходе которых отрабатывается взаимодействие отдельных подразделений, понимание необходимости единого подхода к подготовке личного состава, изучение маршрутов возможного выезда.